Форум » Община и общинная жизнь » Интервью о. Димитрия Карпенко "Наши приходы должны быть общинами" » Ответить

Интервью о. Димитрия Карпенко "Наши приходы должны быть общинами"

Пифия: Так я и не поняла, что же конкретно может сделать прихожанин в этом направлении. http://www.pravmir.ru/nashi-prixody-dolzhny-byt-obshhinami/ – Недавно впервые была озвучена тема, давно волнующая многих людей. Речь идет о таком процессе, как «расцерковление». Чувствуете ли Вы, что кроме поступательного движения вперед, Церковь несет и определенные потери? – Этот феномен нами еще не осмыслен. Действительно, помимо воцерковления идет и ежедневный процесс отпадения людей от Церкви. Кого больше мы просто не знаем. Но каждый приходской священник может наблюдать это по своим прихожанам: вроде бы ходил человек в храм, потом раз, и исчез. Куда? Что с ним произошло? Это словно бы никого не интересует, что тоже говорит об определенном уровне нашей приходской жизни. Получается, что человек нам неинтересен. Нет, на нет и суда нет. – Казалось, что путь к Богу – это однонаправленный процесс. Самое важное – направить человека на этот путь, а дальше все само сложится. – Так не бывает. Вхождение в Церковь, как, к сожалению, и отпадение от Нее – это процессы, которые нами еще не до конца поняты. Процесс вхождения в Церковь растягивается на годы, а отпасть можно за считанные дни. Но мы говорим о живых людях, значит они снова могут вернуться. Как – мы этого не знаем и не понимаем. Фото: Drugoi.livejournal.com Фото: Drugoi.livejournal.com У нас нет видения того, чем должны являться наши приходы. А они должны быть общинами. Главную задачу нашей миссионерской деятельности я вижу как раз в выстраивании приходской жизни как общинной. Концепция миссионерской деятельности, кстати, и говорит о том, что локальная цель нашей миссии – созидание евхаристических общин. Нужно так выстраивать нашу церковную жизнь, чтобы видеть, чувствовать людей, которые составляют наши приходы в их многообразии, разноплановости. Тогда мы сможем наблюдать человека в его динамике, развитии, понимать, куда он движется. Пока мы не умеем этого делать. Увы, приходится свидетельствовать о глобальном кризисе общинной приходской жизни, и пока мы не осознаем это как проблему, мы не сможем ничего изменить. Назвав болезнь своим именем, мы сможем начать выздоравливать. Приход – это община братьев и сестер во Христе и конечным итогом всех наших миссионерских усилий должно стать приведение человека в конкретную общину, осознающую свою ответственность перед Богом и людьми за свое служение. – Люди начали искать храмы по душе. В 90-е годы это осуждалось, а сейчас вновь стало реальностью. – Это данность, которая тоже свидетельствует о кризисе общинности. Надо это осознать и выходить из этой ситуации. Община должна сплачивать богатых и бедных. Во Христе не может быть ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского, ни раба, ни свободного. Необходимо правильно понимать, что для нас в Церкви главное, а что – второстепенное. К сожалению, для нас второстепенные вещи выходят на первый план, а главное – вовлеченность человека в совместную молитву, совместное служение, осознание единства всех во Христе. - Как бы Вы вообще определили кризис общинности? Что он из себя представляет, с чем связан? - Когда мы говорим кризис, нужно сразу объяснить что мы под этим словом понимаем. Мне близко понимание кризиса в интерпретации Дэвида Боша, известного протестантского миссионера, который говорил о кризисе как о сочетании трудностей и возможностей. Именно о сочетании, тогда как мы понимаем кризис именно как череду неразрешимых трудностей. Но нет, это время не только трудностей, но и возможностей. То самое время, которое, по слову аввы Дорофея, нам никто не вернет, если мы его потеряем. Именно исходя из этого контекста я говорю о кризисе общинности. В чем трудность? Мы, к большему сожалению, приходскую жизнь не воспринимаем как жизнь общинную. Как жизнь, к который мы призываемся не каждый по отдельности, а все вместе. И это должно выражаться прежде всего в нашем отношении к таинствам Церкви. Для того, чтобы понять, что в этом плане у нас большие трудности далеко ходить не нужно, достаточно придти в любой храм на литургию, для того, чтобы понять насколько мы разобщены в нашем восприятии таинств. Наше отношение к ним сугубо индивидуально, совершенно не происходящее из понимания того, что община должна являть Церковь, т.е. Тело Христово. Из неправильного отношения к таинствам, происходит неправильное понимание и всего остального. Потому что невозможно строить церковную жизнь, если мы не решим главного вопроса церковного бытия – нашего отношения к Евхаристии. - Я правильно понимаю, что общинность – это тАинственное понимание Церкви? - Именно так! Церковная жизнь имеет таинственное измерение. - Как вернуть это таинственное измерение в сегодняшнюю жизнь Церкви? У Вас есть опыт созидания общины – с чего Вы начинали, что можете порекомендовать? Вернуть можно только кропотливым ежедневным трудом. Постоянной проповедью, разъяснениями, молитвой. - Какая активность необходима со стороны священника, понятно. А что могут сделать прихожане? В храме есть люди разного духовного уровня – кто-то уже созрел до понимания общинной жизни, кто-то еще только на пути… Что первые могут сделать для вторых? - Несомненно, что первые должны вторым помогать. Но для этого важно чувствовать человека, что мы еще очень плохо умеем делать. Приходская жизнь не должна заканчиваться совместным пребыванием в храме за богослужением, подчас именно этим она и ограничивается. А как нам жить вместе вне храма мы зачастую совершенно не знаем. В Древней Церкви так и было – старший (более опытный в церковной жизни) вел младшего (новоначального). Один отвечал за другого. Сейчас это утрачено, а вместе с этим утрачено и многое другое. Поэтому необходимо воспитывать в людях понимание ответственности друг за друга. Как мы и молимся постоянно «сами себе и друг другу и весь живот наш Христу Богу предадим». Важно, чтобы эти слова не оставались лишь словами, нужно, чтобы они определяли нашу жизнь.

Ответов - 6

Rooster: Пифия пишет: Так я и не поняла, что же конкретно может сделать прихожанин в этом направлении. Ну из статьи этого и не вывести. - Какая активность необходима со стороны священника, понятно. А что могут сделать прихожане? В храме есть люди разного духовного уровня – кто-то уже созрел до понимания общинной жизни, кто-то еще только на пути… Что первые могут сделать для вторых? - Несомненно, что первые должны вторым помогать. Но для этого важно чувствовать человека, что мы еще очень плохо умеем делать. Приходская жизнь не должна заканчиваться совместным пребыванием в храме за богослужением, подчас именно этим она и ограничивается. А как нам жить вместе вне храма мы зачастую совершенно не знаем. Кто-то кому-то должен помогать. Но кто и кому - не очень ясно. И как помогать? У нас же никого кроме человека-в-рясе по определению не будут слушать. А человек-в-рясе на всех просто не разорвется.

Vsevolod: Пифия пишет: Так я и не поняла, что же конкретно может сделать прихожанин в этом направлении. Из статьи действительно понять это не возможно, согласен с Вадимом. Просто общие правильные слова, ничего более. Всё как обычно: не нравится - критикуй (это все хорошо умеют), критикуешь - предлагай (уже хуже ), предлагаешь - реализуй (воздержусь от комментариев ). Есть же успешные примеры: люди с нашего форума вполне успешно организовывали при храмах группы, по изучению Писания; начинали вести социальную работу.. Там же и возникали пусть небольшие, но обеднённые единым делом группы прихожан: общее дело, общий интерес, дружба, общий приход. Это по моему и есть начатки того, о чём автор пишет - возрождение приходской жизни. Инициатива в руках каждого из нас. Хочешь - делай.

Пифия: Вот интересный опыт практического осуществления общинной жизни у протестантов: Если будет полезным. Наши церкви изначально построены по принципу общин. Небольшие группы по 8 - 12 верующих объединяются в одну церковь, общее количество прихожан в которой может достигать тысяч. В домашние группы объединяются обычно по месту жительства, чтобы проще было собраться. Для большого города это актуально. Хотя есть и те кто ради общения готов ехать через весь город. Во главе - в православной терминологии - активный мирянин, благословлённый на это служение пастором. На домашней группе и происходит и общение, и обучение, и совместная молитва, изучение Писания. Хотя для этого, изучения Писания, есть Библейская школа, но различные вопросы, не требующие глубокой богословской подготовки, тоже получают ответы на домашней группе. Сюда же выносятся и личные проблемы, о которых просят помолиться. И люди сближаются, сплачиваются. А в клуб община превращается , когда внецерковное общение начинает преобладать. Грубо говоря, когда речь по большей части начинает идти о компотах, компьютерах и прочих личных увлечениях, когда Христос перестаёт быть причиной, а становится поводом для собрания. Читал, что в Москве подобный опыт православных общин-десятков либо уже есть, либо его собираются опробовать. http://dobroeslovo.ru/viewtopic.php?f=4&t=26154


Rooster: Да вообще здорово. Формат у них поставлен, и действует это положительно. Всего ничего для этого надо - сказать самим себе, что это - приемлемо. И дело пойдет.

BrainStorm: А в клуб община превращается , когда внецерковное общение начинает преобладать. Очень интересное и ценное замечание.

Пифия: Вот еще оттуда: Жена брата - баптистка (брат условно-православный, но на деле религией не интересуется). У них действительно очень дружная, очень сплоченная община, внутри которой и происходит основная жизнь. Взаимовыручка удивительная! В прошлом году они делали ремонт - бригаду нашли в общине, среди своих; нужен репетитор - опять же община поможет; необходимы деньги на операцию - община скинулась, и т.п.



полная версия страницы