Форум » Наш Форум » Про анонимных священников » Ответить

Про анонимных священников

Барышня: Давно уже хочу написать об этом, но что-то как-то слова не подбираются, одни эмоции. Сейчас вот прочитала заметочку про запрещение в священнослужении Игумена Феогноста (Пушкова) http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=30643. Там есть такие слова: [quote]"Если мы не способны поговорить друг с другом прямо, а вываливаем заочные обвинения под псевдонимами в Интернет, то это говорит о серьезном недуге нашей духовной жизни", - заявлял в свое время председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.[/quote] Вот реально, у меня лично крыша едет, когда мне в интернете что-то пишет "священник по прикрытием". Однажды зафрендила в ЖЖ одного юзера, про которого я знала, что он священник и живет в Севастополе. Свой священный сан данный юзер всячеки скрывал. Ну ладно, мало ли у кого какие проблемы в этой жизни, кто от кого скрывается. Каково же было мое удивление, когда этот юзер начал с моем ЖЖ хамить и позволять себе всякие панибратские и острые высказывания. Просто здорово - закрывшись ником, священник позволяет себе невесть что, а я, зная, что у человек в священном сане, даже не могу ему адекватно ответить. Пришлось быстренько отфрендить, чтобы не травмировать мою неокрепшую психику. Дорогие пастыри, вы уж это, пожалейте нас. И просьба к модераторам - я давно уже, с момента открытия форума считаю, что в полном соответсвии с канонами Церкви необходимо внести в правила форума требования, поддерживающие выскую честь и статус священнического чина. Но при этом еще и должно быть требование к священникам не писать анонимно.

Ответов - 33, стр: 1 2 All

AleBuAle: Барышня пишет: Но при этом еще и должно быть требование к священникам не писать анонимно. Барышня, к сожалению это нереально осуществить - как показала практика, многие предпочитают юродствовать, скрываясь под никами, и даже когда есть возможность вывести на чистую воду - все это выглядит крайне некрасиво и само по себе крайне порочит "честь и статус". Честно говоря, мне мерзко от всего этого и я не хотел бы через это снова проходить. Всеволода Чапнина я полностью поддерживаю в этом вопросе - это синдром нездоровой духовной жизни. Впрочем, даже этого некоторые анонимы нисколько не скрывают и не стесняются "...я посоветовал заняться нормализацией не приходских отношений, а своей собственной психикой, чем, например, занимаюсь я сам и поэтому советую другим."

Барышня: Саша, я думаю, неплохо было бы хорошенько обдумать формулировки и все-таки ввести ОБА этих правила хотя бы на уровне декларации, пусть даже и без реальных санкций в случае их нарушения. Хотя бы в такой формулировке, что "на данном форуме крайне нежелательно оскорбление и хамство в адрес священства, критика, выходящая за пределы компетенции мирян и за пределы процедур, предлагаемых каноническим правом, а также анонимные выступления священства, свой анонимностью унижающие статус священства". Как-то так. Долго не думала, написала, что было в голове. Хочу еще сказать, что даже в мирской практике все обращения, заявления, просьбы, претензии, подаваемые в гос. органы и учреждения от анонимов не принимаются. Тем более актуально это замечание, учитывая, что "двойной" ник обычно берут, чтобы "резать правду-матку" или ставить вопросы ребром, а не чтобы спокойно общаться и делиться мнениями.

Rooster: Анонимности есть несколько объяснений, и кроме желания подгадить среди них еще одно, очень прозаическое и очень страшное: клирики смертельно боятся запрещения в служении за высказывание острых мыслей. Прот. В. Чаплин же, как представитель официальной церковной власти, призывает уйти от анонимности, чтобы было легче наказывать "провинившихся". Таких деструкторов, как игумен Феогност, - единицы. К тому же он не является анонимом, выступает с открытым забралом. И, напомню, он уже разрешен в служении. Поповских анонимов в сети достаточно, и среди них есть высокопоставленные церковные чины, например ЖЖ-юзеры Поп Пингвин и Поп Носорог. Не вижу в этом ничего особенно плохого.


BrainStorm: Барышня Ань, мне кажется, надо разобраться в сути проблемы, потому как я понимаю, тебя беспокоит не собственно факт анонимности священника (т.к. в этом факте я не вижу ничего предосудительного), сколько факт анонимности, без снятия "авторитарности". Т.е. я понимаю, что причины анонимности могут быть: 1. желание общаться на равных, без давления саном 2. боязнь того, что дадут по шапке за мысли, выссказанные открыто (т.к. епископы у всех разные, один за мысль может по шапке дать, а другой за эту мысль и по голове погладит). 3. человеческая анонимность-слабость (есть люди, которые ведут себя анонимно, и это позволяет им быть такими какими они хотят: ведь анониму можно и похамить). Тут дело наверное в том, что отцам сложнее вот в чем: атрибуты священника сняты (анонимность), а вот внутренние привычки снять не получается (кто-то авторитарен, кто-то что-то еще). В общем священники тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо (включая слабости). Хотя я конечно не столько против анонимности (ну анонимно, и анонимно, может быть есть свои причины), сколько против дубликатов ников, используемых одновременно. Вот это, имхо, действительно, как-то не хорошо. Решил общаться анонимно - пожалуйста, решил открыто - вперед, а вот одно писать под одним ником, другое под другим - это как-то двулично. Да, и может быть еще вот что: Пишешь, как аноним (мирянин) - веди себя как аноним (мирянин).

Барышня: BrainStorm пишет: Пишешь, как аноним (мирянин) - веди себя как аноним (мирянин). Андрей, я, может, не права, но по-моему, человек, обличенный священным саном уже НЕмирянин просто "онтологически". Даже если он пытается вести себя "как мирянин", он не может не вести себя по-священнически. Тем более, когда это касается не его личных дел (семейных, дружеских, медицинских и т.п.), а публичных высказываний. Даже если священник пишет "как мирянин", а читателям доподлинно известно, что это НЕ мирянин (а такие случаи тоже есть на нашем форуме, без двойных - священнических и мирянских ников), все равно его высказывания воспринимаются как высказывания священника. При этом, пытаясь "закосить" под мирянина, священник нередко переходит допустимые границы. Все же, мне кажется, все эти игры попахивают какими-то психическими последствиями для всех участников процесса. Я думаю так - хочешь высказаться с "человеческих" позиций, а не "пастырски-назидательных", так и скажи: "Возможно, с точки зрения пастырской практики, я скажу сейчас что-то неправильное, но чисто по-человечески, мне кажется так-то... Если я ошибаюсь, Господь да вразумит меня..." Не знаю, может, я хочу чего-то нереального при сегодняшнем положении дел церковных и интернетных, но хотелось бы, чтобы священники хотя бы были в курсе, что с анонимностью нужно быть аккуратнее.

Барышня: В голову пришла такая параллель - все знают, что я замужем. Давайте, я зарегистрирую другой ник и буду "кадрить" всех вдоль и поперек в "педагогических целях". Ну, чтоб заставить человека задуматься о семейной жизни или в каких-нибудь других целях. По-моему, уже постановка вопроса "есть желание притвориться кем-то другим, и все это поддерживают", сама по себе ненормальна.

Rooster: Всё не совсем так. Анонимность поповская допустима хотя бы в миссионерских целях. Знаю про одного клирика - диакона самарского собора во имя Кирилла и Мефодия, который систематически занимается миссионерской деятельностью: тусуется среди неформалов, заводит с ними дружеские отношения, а потом по мере возможности старается проповедовать им христианство. Он раскрывает свой сан только в самом крайнем случае, когда человек уже готов воспринять это. "Раскрытие карт", по его словам, каждый раз вызывает немалое удивление среди его друзей-нефомалов. А основное время общения он для них - свой в доску парень Коля. Что в этом плохого? Мне кажется, при выступлении в качестве анонима основное значение имеют мотивы этого. Кто-то выступает анонимно, боясь осрамиться в результате собственной некомпетентности, кто-то хочет банально подгадить, кто-то хочет добиться миссионерских результатов. Нельзя причесывать анонимов под одну гребенку.

Барышня: Вадим, ну среди православных христиан зачем это делать??? Как этим добьешься миссионерского результата? Я понимаю, среди людей, которые "не в теме". Но среди верующих.. Примерно как я перед мужем буду притворяться, что я и не жена вовсе... Вот читаю сейчас родительский форум, там одна женщина взяла ник и написала: "Я акушерка, сейчас в акушерстве много проблем, болезней. Я не могу открыть полностью свое ФИО и место работы, но хотела бы со всеми обсудить наболевшее". Вот это я понимаю, анонимность. А если бы она, опасаясь преследований администрации роддома, писала как обычная женщина (а в современной медицине всё не проще, чем в Церкви, тоже могут вытурить только так)? Ей пришлось бы подделываться под тон обычных, незнающих мамашек, иначе при ее уровне опытности и интеллекта ее бы быстренько раскусили. Ну не бред ли?

Rooster: Барышня пишет: ну среди православных христиан зачем это делать??? Как этим добьешься миссионерского результата? Я понимаю, среди людей, которые "не в теме". Но среди верующих.. Примерно как я перед мужем буду притворяться, что я и не жена вовсе... Вот читаю сейчас родительский форум, там одна женщина взяла ник и написала: "Я акушерка, сейчас в акушерстве много проблем, болезней. Я не могу открыть полностью свое ФИО и место работы, но хотела бы со всеми обсудить наболевшее". Вот это я понимаю, анонимность. А если бы она, опасаясь преследований администрации роддома, писала как обычная женщина (а в современной медицине всё не проще, чем в Церкви, тоже могут вытурить только так)? Ей пришлось бы подделываться под тон обычных, незнающих мамашек, иначе при ее уровне опытности и интеллекта ее бы быстренько раскусили. Ну не бред ли? А среди верующих может быть другая неукоризненная причина анонимности: боязнь клирика быть отправленным под запрет. Не у всех же такое влияние, как у игумена Феогноста; многие, попав под запрет, рискуют оказаться в нем не 2 дня, как сей многоречивый проповедник, а пожизненно. Это может быть и личной, и духовной катастрофой. К тому же, как правило, поповские интернет-анонимы - люди как раз активные и небезразличные к ситуации в Церкви. Такие пастыри как раз нужны.

Барышня: Вадим, я еще раз повторяю, эта женщина-акушер тоже пишет анонимно, НО она не скрывает свой медицинский опыт и пишет именно как мед. работник, а не "косит" под обычную мамочку. Ты действительно не видишь разницы? Одно дело писать как "Поп Пингвин". Другое дело как "Муравей" и т.п.

Rooster: В блогосфере есть попы без слова, обозначающего принадлежность к сану в нике. Например kalakozo, vadimb, bytopisatel. Свой сан они не подтверждают, кроме обладателя второго ника. На то есть причины, и они разные. Третий из них является сотрудником Епархиального управления, и ему невыгодно выступать открыто.

Барышня: Но свой сан они и не скрывают. И пишут не как "дядя Петя", а именно как священники.

Rooster: Нет, они пишут как люди, не упоминающие ничего о своем сане. Притом последний из них пишет иногда откровенно издевательски по отношению к священноначалию.

Барышня: Как регулярный читатель этого журнала, не соглашусь, и могу сказать, что наличие у него сана очевидно даже далекому от церковных интриг и сплетен читателю. Опять же не уверена, что его "дело" сильно способствует пользе Церкви, и давно уже подумываю отписаться. Не отписываюсь ,потому что пока не похоже на целенаправленную диверсию, а именно на чистосердечные мнения "инсайдера". Как надоест негатив, отпишусь.

Rooster: Барышня пишет: что наличие у него сана очевидно даже далекому от церковных интриг и сплетен читателю. Неоднократно встречал комментарии знающих людей, что "он не священник". Опять же не уверена, что его "дело" сильно способствует пользе Церкви А это уже не нам судить. Журнал-то, тем более, у него частный. и давно уже подумываю отписаться И какой вывод, кроме некоторых предпочтений и некоторых антипатий?

Барышня: Rooster пишет: Неоднократно встречал комментарии знающих людей, что "он не священник". Это уже другой вопрос и другая тема - "ложное священство". А мы обсуждаем поразившую наш форум язю "анонимные священники".

Rooster: Не ложное, а здесь действительно статус официально не подтвержден. Одни поздравляют его как пресвитера, другие нет. мы обсуждаем поразившую наш форум язю "анонимные священники". Ты можешь доказать, что это именно анонимные пресвитеры? Если да, то докажи. Пока у тебя только предположения.

Барышня: Не только у меня, но и у трех модераторов этого форума.

Rooster: Каковы доказательства и о ком речь?

Барышня: Вадим, прочти, пожалуйста, еще раз первое сообщение темы. А также второе и третье. Если хочешь открыть тему "суд и следствие по поводу анонимных высказываний священников, в том числе, отягченных использованием двойных ников", заведи ее, пожалуйста, эта тема о другом. Тем более, подобные темы про "суд и следствие" уже были, "прокуратура форума" никого не привлекла к ответсвенности.

иерей Олег: Можно поинтересоваться о ком речь? Форум то почти мертв...

Барышня: Сколько существует форум, столько его хоронят а он, как Ленин, живее всех живых

BrainStorm: Барышня пишет: Андрей, я, может, не права, но по-моему, человек, обличенный священным саном уже НЕмирянин просто "онтологически".Я думаю здесь ключевое слово "по-моему". Т.к. я, наверное, не могу согласиться, но могу сказать, что священники [зачастую ] тоже люди, и им [некоторым] [иногда] [в некоторых условиях] хочется побыть обыкновенными людьми. Но это не единственная причина, чтобы быть анонимным. Я бы сказал, что не вижу серьезной проблемы в анонимности, скорее вижу проблему в паралелльных никах (иногда человек даже может поговорить сам с собой).

Барышня: BrainStorm пишет: Барышня пишет: цитата: Андрей, я, может, не права, но по-моему, человек, обличенный священным саном уже НЕмирянин просто "онтологически". Я думаю здесь ключевое слово "по-моему". А как же ключевые слова "может, не права"? :)

BrainStorm: Барышня пишет: А как же ключевые слова "может, не права"? :)хорошо, ключевые слова "я, может, не права, но по-моему"

Барышня: Интересно, Андрей, вот если ты принимаешь право священников писать на православном форуме анонимно, как ты посмотришь на такую ситуацию. Вот священник завел ник на форуме - Отец Антон. Писал, писал, старался. Бац, и захотелось "побыть обычным челвоеком". Зарегистрировал второй ник. Когда хочет достичь педагогических целей, пишет под первым ником. Когда хочет душевного общения или там перепалки "в духе Святых Отцов", под вторым. Чем плохо?

BrainStorm: Барышня пишет: Чем плохо?Это уже похоже на шизу... братское и авторитарное отношение трудносочетаемо (хотя не исключаю существование умельцев) имхо, человек не может по-братски общаться с людьми на равных и одновременно их же воспитывать (причем из под разных ников, что они не подозревают, что это одно лицо). Имхо, 2 ника одновременно - это уже ненормально, т.к. есть элемент нечестности к собеседникам.

Барышня: Вот, решила закопаться вглубь вопроса, пока что нашла. Узнала, что никакие правила не предписывают священнику какой-то особенный внешний вид, выделяющий из окружающих. Есть только такие наставления Архимандрита Киприана Керна: Никаких канонических предписаний о пок-рое одежды духовной не существует. Между тем, жизнь и практика церкви выработали из-вестную форму одеяния для иереев. Смысл этой традиции состоит в том, что: 1) одежда отличает духовенство от иных званий; 2) удер-живает священника от многих, его сану не-свойственных слов, жестов, поступков, от посе-щений им неудобных мест, вроде питейных домов, соблазнительных представлений и пр. 3) одежда является в какой-то мере известным исповедничеством нашего звания. Весь покрой и стиль нашего одеяния зовет к степенности, к скромности, строгости, целомудрию. Покрой восточной, византийской (не русской, конечно, только) рясы скрывает все природные недо-статки тела, чрезмерную полноту или наоборот красоту сложения. Ряса выделяет священника и заставляет его уметь ее носить. Про писания священников: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/1189 Слово священника, больше чем слово простого смерт-ного, приковывает к себе внимание окружаю-щих. По словам судим мы и о внутреннем содер-жании мыслей и чувств. Язык вольный изобли-чает распущенности мысли; слово озблобленное свидетельствует о пленяющей нас страсти гнева; слова грубые обнаруживают недостаток воспи-танности. Наоборот, слова строгие, сдержан-ные, точные, но осоленные во время добродуш-ного юмора, показывают, что они порождены умом дисциплинированным, острым, мысля-щим, но и не лишенным наблюдательности и природного, незлобивого веселия. Две крайности, одинаково неприятные, подстерегают тут священника. С одной стороны, распущенный и грубоватый язык, унаследованный с бурсацкой или гимназической скамьи, изобилующий "сло-вечками" мальчишеского жаргона, легко и не-заметно соскальзывающий даже и в вольности, большие, чем то дозволяют общественые при-личия. К сожалению, это нередко приходится наблюдать и у лиц высокого иерархического положения. Следует, кстати заметить одну психоаналитическую подробность: распущен-ность языка на вольные темы нередко бывает свидетельством какого-то неопределенного, подсознательного, загнанного в подполье эро-тического страха; это как бы некий "защитный цвет" боязливого целомудрия. Но с другой сто-роны, ради какой-то неверно понятой стилиза-ции под надуманную православную духов-ность, молодой священник вырабатывает у себя условный "псевдосвященный" язык. Для приобретения неунаследованного от предков традиционного левитства, батюшка заучивает ряд особых, кажущихся ему почему-то особен-но духовными выражений, вроде: "спаси Гос-поди" — вместо обычного "благодарю вас", "благодарствуйте", "спасибо"; "аз многогреш-ный" — вместо простого и общечеловеческого "я"; "ваша святыня" — вместо простого "вы"; "мое недостоинство", "окаянный", "смиренней-ший" и прочие эпитеты, долженствующие в со-знании такого неофита в левитстве стать вер-ным признаком его духовности и смирения. Сюда же надо отнести и страсть щеголять во время и не во время славянскими цитатами из Библии и богослужебных книг, которые, буду-чи иногда к месту и ко времени могут "осолить" и оживить речь, но весьма часто только делают ее искусственной, нарочитой, надуман-ной, а в некоторых случаях жизни и просто неуместной. Движения, жесты священника также дол-жны быть размерены и уравновешены. Иерей должен выработать в себе какой-то внутренний, естественный для него, но тем не менее приспо-собленный к его званию ритм движения в ходьбе и жестикуляции. Беготня иерея по улицам не со-ответствует его сану; но и напыщенность его вида делает его комичным и плохо выучившим свою роль. Жестикуляция рук с неумеренностью огрубляет повадку пастыря, но и окамененность его облика выдает в нем ненатуральную натяну-тость. В присутствии старшего собрата иерей всегда должен помнить свое место: не садиться прежде разрешения, идти слева от старшего, ус-тупать ему дорогу и пр. Он не должен торопиться в поездах и автобусах занимать сидение. Если оно ему будет уступлено, иерей может его занять, но всегда должен стараться его уступить старикам, больным, женщинам с детьми, слабым и пр. г) В отношении корреспонденции. Канцеля-рия священника должна быть в безупречном порядке. На каждое письмо ответ должен сле-довать немедленно или же по наведении соот-ветствующей справки. Письма должны быть точно датированы, еще лучше занумерованы; полезно на деловые бумаги и письма оставлять копии, чтобы потом не случалось недоразуме-ний и забывчивости. Письма к иерархически выше стоящим лицам должны быть написаны по форме, выдержанно и подтянуто, безо вся-кой фамильярности. Подпись должна быть также в установленной форме, но без излиш-них "многогрешный", "недостойный" и прочих уничижительных и лжесмиренных эпитетов. Язык писем, больше, чем произнесенные слова, должен быть рассчитан и проверен. "Письмена остаются" — гласит древняя поговорка. Вообще надо всегда помнить, что за то или иное слово или действие не пришлось бы впоследствии краснеть и стыдиться. Умеренный юмор и ос-троумие только свидетельствуют в пользу ав-тора, но распущенность и болтливость обнару-живают недомыслие и недисциплинирован-ность. Равновесие и здесь, где-то посередине.

Ольга: Rooster пишет: К тому же, как правило, поповские интернет-анонимы - люди как раз активные и небезразличные к ситуации в Церкви. Такие пастыри как раз нужны. Вот мучит меня одно несоответствие... Значит человек, болея душой о Церкви, пишет о её проблемах анонимно, выходит - раз он не может выступить открыто, то в своем приходе он вынужден себя вести не как он того хочет, а как ему "предписано" или же позволено... В чем "фишка"??? Выходит пастырь на интернет-просторы, рубит правду-матку, народ "прозревает", приходит в храм и видит - а всё как везде. В чем польза сих пастырей и сих затей, окромя, пардонте, очищения организма от шлаков путем вываливания их на ещё чистые организмы? "Ничего не понимаю, коллега" (с)

Барышня: BrainStorm пишет: но могу сказать, что священники [зачастую ] тоже люди, и им [некоторым] [иногда] [в некоторых условиях] хочется побыть обыкновенными людьми. Вот интересно. В уголовном праве есть такое преступление, как "Неоказание помощи больному" - неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом. При этом, Законодательство Российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты Минздрава РФ возлагают на медицинских работников обязанность оказывать срочную медицинскую помощь лицам, которые пострадали от несчастных случаев либо внезапно заболели. Эта помощь должна оказываться лечебно-профилактическими учреждениями независимо от их ведомственной и иной принадлежности. Медицинские работники по своему профессиональному долгу обязаны оказывать помощь в указанных случаях в любое время и в любом месте, где они оказались. Т.е., грубо говоря, врач, где бы он ни был, в отпуске, на даче или еще где-то всегда остается врачом. А почему-то священник может быть и "не священником".



полная версия страницы