Форум » Наш Форум » Мнение Архиепископа Сергия » Ответить

Мнение Архиепископа Сергия

Священник Рустик : Сегодня встречался с Архиепископом Сергием, проинформировал его о сложившейся ситуации на форуме. Он просил всем передать, что даже если кто будет ссылаться на благословение Вселенского Патриарха, это никак не оправдывает его заблуждений.

Ответов - 47, стр: 1 2 All

BrainStorm: Священник Рустик пишет: Он просил всем передать, что даже если кто будет ссылаться на благословение Вселенского Патриарха, это никак не оправдывает его заблуждений.Ну для этого, я думаю, не обязательно надо было к Владыке ходить, это и так понятно. Но вот гарантией от сектанства, я думаю, является (конечно же до тех пор, пока о нем не объявлено официально, там и благословение будет снято).

Священник Рустик : BrainStorm пишет: Ну для этого, я думаю, не обязательно надо было к Владыке ходить, это и так понятно. Очень хорошо, значит, у нас есть церковное право на конструктивную критику богословских построений оппонента. BrainStorm пишет: Но вот гарантией от сектанства, я думаю, является (конечно же до тех пор, пока о нем не объявлено официально, там и благословение будет снято). Это не всегда так, не имея в виду кого-то лично, хочу отметить, что в истории православия существовали легально или полулегально сектантские и полусектантские сообщества, которые со временем либо отделялись от Церкви, либо возвращались в православие, с допустимыми ортодоксией мнениями. Например, поклонники Св. Иоанна Кроншдатского составляли секту ионнитов, считавших отца Иоанна воплощением Христа. До диомидовского раскола, долгое время (а некоторые и до сих пор!) находясь в оппозиции священноначалию и составляя секту, являлись частью РПЦ. Поэтому мы должны бить тревогу не тогда, когда уже стало поздно, а когда всё только начинается.

BrainStorm: Священник Рустик пишет: Очень хорошо, значит, у нас есть церковное право на конструктивную критику богословских построений оппонента.Этого право существовало всегда. Конструктивная критика всегда приветствуется, т.к. она помогает трезво понимать свою веру. Священник Рустик пишет: Это не всегда так, не имея в виду кого-то лично, хочу отметить, что в истории православия существовали легально или полулегально сектантские и полусектантские сообщества, которые со временем либо отделялись от Церкви, либо возвращались в православие.Согласен. Но речь может идти о 1. одобрении деятельности священноначалием 2. не знании о деятельности (в случае непубличности) 3. отношении с опасением 4. отношении на грани вынесения вердикта "сектантство"


Священник Рустик : "Одобрение" во всех его формах не исключает возможности практических и теоретических ошибок исполнителя. Ошибались даже святые.

BrainStorm: Священник Рустик пишет: Всё это "одобрение" не исключает возможности практических и теоретических ошибок исполнителя.Конечно же не исключает. Я говорю вот о чем. Вчера слушал радио и был там такой кусок: И. ВОРОБЬЁВА: А вот скажите, а как Вы относитесь к такой инициативе – вот сегодня, например, глава МВД Рашид Нургалиев призывает «закрыть» этот телепроект. [Он] говорит, что там «насилие» - фрагменты программы «Дом-2» - «уголовщина». Передачу нужно закрывать, по его мнению. Ш. МУЛАДЖАНОВ: Вы знаете, если и когда об этом говорят депутаты – тут недавно в Московской городской думе шум был по этому поводу – я это могу понять – они политиканы, им положено немножко – это делать. Когда профессиональный человек, юрист профессиональный, высокопоставленный милицейский чиновник вот так ставит вопрос, - на мой взгляд… - я уважаю этого человека и не буду говорить слово «некомпетентность», но я могу твёрдо сказать, что это неточный, некорректный, ход с его стороны. Потому что если эта телепрограмма каким-то образом нарушает российские законы, ничто не мешает возбудить соответствующую процедуру и закрыть её в соответствии с действующим российским законодательством. Если эта передача не нарушает российские законы, то тогда можно говорить только об этической, воспитательной и прочей сторонах вопроса. Только и всего. А причём здесь министр внутренних дел?И у нас то же самое. Если человек (особенно если публичный) ведет людей в секту, то им надо заняться на серьезном уровне. Если он перед законом чист, значит о "сектантстве" (в строгом смысле) речи быть не может, а говорить о его "сектантстве" (в строгом смысле) - не более чем сотрясать воздух (да и наводить клевету), если священноначалие поддерживает деятельность этого человека (тем более публичного).

Священник Рустик : Андрей, не стоит сбивать нас на тему сектантства, да и слово это имеет разные значения, например, некую школу, направление мысли. Давайте будем анализировать теорию и практику, и делать выводы о наличии или отсутствии ошибок. Это наше право. Не будем переходить на личности и возводить клевету!

Священник Рустик : BrainStorm пишет: Конечно же не исключает. На этом и остановимся.

Любопытная: Вот Антон Жоголев книжку выпустил про Марию Матукасову - по благословению Архиепископа Сергия. Называется «Блаженная Мария Ивановна»; А между тем, есть мнение, что она была в прелести. И что, возможно ли с этим разобраться и при необходимости "отозвать" благословение?

Священник Рустик : Юродство – это особый вид подвижничества и святости, который не всегда поддаётся формальным богословским оценкам. Чтобы установить факт прелести юродивой, нужно самому быть по-христиански юродивым (святым), и уж точно не богословом-рационалистом. Очень многих святых при жизни считали находящимся в «прелести», например, Свят. Феофан Затворник так думал об о. Иоанне Кронштадтском, такое мнение было о преп. Серафиме Саровском и т.д. М.И. Матукасова пользовалась народным почитанием, её признавал за старицу мой духовный отец - прот. Иоанн Букоткин, всем известный своей святой жизнью, её, кстати, знал и я. А чем обусловлено мнение о её прелести? Благословение, данное на издание этой книжки, в любом случае не означает её (юродивой) святости. Вопросом канонизации в РПЦ занимается соответствующая Синодальная комиссия, она и даёт экспертное заключение.

Тоша: Благословение на книге о подвижнице это одно. А вот на руки мне недавно попался "Акафист протоиерею Павлу Алексахину, настоятелю Михайло-Архангельской церкви в с. Кр. Ключи" Я сначала рассмеялся, а потом заплакал, когда увидел на этой графоманской книжице благословение нашего высокопреосвященного. (для тех кто незнает прот. Павел почивший год на зад лидер и старец секты беседников)

Rooster: В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, на 89-м году жизни скончался старейший клирик Самарской епархии митрофорный протоиерей Павел Алексахин, сообщает SFI.Ru. Он стоял во главе православной общины в селе Красные Ключи Самарской области — небольшой части когда-то мощного духовного движения, получившего в своем начале наименование «беседников» (от регулярных бесед на темы Священного Писания и христианской жизни). Традиция «беседников» восходит к преподобному Серафиму Саровскому и насчитывает чуть менее 200 лет. Она представляет собой попытку осуществить в миру идеал монашеской жизни. Основа жизни самарских «беседников» — обновление христианской жизни путем трезвения, включая «трезвость ума» и послушания старцу. С конца ХIX века у них сложилась строгая преемственность старцев: каждый из них перед кончиной выбирал своего духовного наследника. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, в ходе празднования в 1997 году 100-летнего юбилея Красноключевского храма, от имени Патриарха Алексия II наградил сельского священника митрой. А когда в селе районе отмечали 80-летие своего первого Почетного гражданина, архиепископ Сергий отметил о. Павла другой высокой и почетной наградой - апостольским посохом. В этот же день ценный подарок о. Павел получил и от главного светского должного лица губернии - губернатора Константина Титова. В 2002 году за 40-летнее служение на приходе с. Красные Ключи митрофорный протоиерей Павел Алексахин был награжден орденом святого преподобного Сергия Радонежского. http://wwjd.ru/news/orthodox/V-Samarskoi-eparhii-skonchalsja-s/ Антоний, данные о секте - это какая-то ошибка.

Любопытная: Спасибо всем за ответы.

Любопытная: Насчет Марии Матукасовой приходилось слышать от прихожанина Кирилло-Мефодиевского собора и в Интернете: http://fater-go.livejournal.com/147512.html?thread=3130680#t3130680 Вот что смущает, так это отсутствие единого мнения среди духовенства, хотя, кто знает, может это и ничего.

Любопытная: Тем, кому интересно: книга А. Жоголева "Старец Иероним" привлекла к себе внимание критиков. И благословение Владыки Сергия не защитило ее от этого: <<Заметьте, пока Жоголев беснуется, мы получили множество подтверждений нашей оценки книги. Итак, книгу нельзя купить (она или снята с продаж или вообще не допущена к реализации) в: Издательстве Московской Патриархии; Сретенском монастыре, Новоспасском монастыре, издательстве «Лепта», издательстве «Русский паломник». Это решение крупнейших православных издателей, которые, рассмотрев обстоятельно книгу, нашли ее АНТИПРАВОСЛАВНОЙ.>> Цитата взята из обсуждения статьи "Благословленное мракобесие", ведущегося здесь: http://www.pravkniga.ru/mnenie.html?id=994

Священник Рустик : Тем, кому любопытно: вопрос об ИНН и отношения к Распутину, РПЦ окончательно решила на Архиерейском соборе в 2004 году, книга А. Жоголева «Старец Иероним» вышла в 2001 году, то есть (формально) в период допустимой дискуссии. Некрасиво и дерзко выглядит выпад (осуждение) Георгия Гупало в адрес архиереев.

Любопытная: Так она ж переиздавалась, выходит, А. Жоголев всех вводил в заблуждение. Да и на сайте Благовеста до недавнего времени "благословение" красовалось.

Священник Рустик : Любопытная пишет: Так она ж переиздавалась, выходит, А. Жоголев всех вводил в заблуждение. Да и на сайте Благовеста до недавнего времени "благословение" красовалось. Вы действительно - Любопытная, но давайте подойдём к нашему вопросу компетентно. В 2004 году книга переиздавалась, но уже не в Самаре, а рязанским издательством «Зерна». Опять-таки, нужно уточнить, возможно, это произошло до Архиерейского собора 2004 года, который проходил с 3 по 8 октября. Что же касается диплома лауреата Всероссийского фестиваля Православной культуры «Святая Русь», подписанного Митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом, то стоит заметить, что это произошло 6 декабря 2003 года. Мой вам совет: не думайте никогда преждевременно о человеке плохо, доверяйте только проверенной информации. А лучше вообще никогда не думать о человеке плохо, ему свойственно ошибаться, поэтому мы должны разделять человека и его ошибку, первого нужно любить, а последнюю исправлять. Если у вас остаются вопросы, то лучше не превращать их в повод для подозрений, а непосредственно побеседовать с А.Е. Жоголевым и узнать всю историю переиздания его бестселлера из первых уст. Что же касается старца Иеронима, то будьте снисходительны к нему, он не был застрахован от ошибок и свои некоторые спорные мнения (ИНН, Распутин) он высказывал до их соборного решения, преставившись в 2001 году. Ответ А.Е. Жоголева своему оппоненту (Г.М. Гупало): http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=28&article=13367

Любопытная: Священник Рустик пишет: В 2004 году книга переиздавалась, - еще и в 2009 году. (изд-во "Зерна") Ну это уже только на совести Жоголева, раз не в Самаре переиздана. Священник Рустик пишет: мы должны разделять человека и его ошибку, первого нужно любить, а последнюю исправлять. - ну да, и лучше раньше исправить, чем позже, а то "мракобесом-долгожителем" назовут. http://www.pravkniga.ru/obman.html?id=999

Священник Рустик : Любопытная пишет: - еще и в 2009 году. (изд-во "Зерна") Ну это уже только на совести Жоголева, раз не в Самаре переиздана. Вообще, в переиздании книги с бывшим благословением (т.е. с указанием, что книга была издана, тогда-то, и по благословению того-то епископа) нет ни чего крамольного, если оно не было специально отозвано, здесь важно понимать исторический контекст. Но, при необходимости, изменить к содержанию книги отношение, в соответствии с конструктивной и компетентной богословской критикой и утвердившимся церковным сознанием - необходимо. Книга "Старец Иероним", как я понял, отправлена на богословскую экспертизу в МДА, если это так, то давайте дождёмся её результатов. Любопытная пишет: - ну да, и лучше раньше исправить, чем позже, а то "мракобесом-долгожителем" назовут. Тут нужно тоже разбираться говорил ли старец что-то или нет, потому, что его могли неправильно интерпретировать или не учли последующее изменение его точки зрения, а это очень важно. Так, например, получилось с рассказом о моём духовном отце - прот. Иоанне Букоткине, который предстает в книге А.Е. Жоголева "Самарский батюшка", жёстким духовным борцом с ИНН, хотя на самом деле, если не брать в расчёт его гражданскую позицию, его богословская точка зрения соответствовала ныне принятой, и он по этому вопросу, что я точно знаю, во всём был согласен с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). В последнем, кстати, А.Е. Жоголев, к сожалению, разочаровался именно из-за несовпадения точек зрения по проблеме ИНН.

Любопытная: "Мракобес-долгожитель" - это про Благовест, а не про старца

Священник Рустик : Любопытная пишет: "Мракобес-долгожитель" - это про Благовест, а не про старца Моя мысль была основана на осознании того, что мракобесие не существует без авторитетов, поэтому оно апеллирует к старцам.

Любопытная: А, ну тогда ясно.

Лия: "как я понял, отправлена на богословскую экспертизу в МДА", - отче, это действительно так или просто шум подняли из-за обычной книжки?

Ockam: Сейчас много бредовых книг продают, и мракобесно-православных в том числе, и не только на улице, но и в храмах, почему РПЦ не вводит цензуру? Меня этот вопрос мучил, думаю наверное потому-что каждый человек имеет право на свою точку зрения, в том числе и на мракобесную. (пока это хоть как-то вяжется с православием и РПЦ ещё не успела запретить )

Gupalo: Ваше преподобие. Почему Вы обсуждаете только тему ИНН и Распутина. Допустим, что это спорные вопросы. Допустим. Но в книге есть мысли куда более возмутительные. Станете ли Вы продавать в своем храме Новый Завет, в который будут вставлены слова: «Кто их (Царственных Мучеников) не признает - не спасется»? Все остальное в книге будет правильное, но только одна фраза отравит всю книгу. Такой Новый Завет в храмах быть не должен. Даже если эта фраза будет убрана в комментарии. Мы же называем себя христианами, а не царебожниками. Мы же носим крест, а не царский рубль. Какая для Вас, православного священнослужителя, должна быть сделана экспертиза в МДА? Которая объяснит Вам, что землю с могилки нельзя есть и что это не православная традиция лечиться с помощью земли и фотографии старца (пусть даже и святого). Мы не против старца. Неизвестно, как, что, кому и при каких обстоятельствах он говорил. Мы против того, чтобы такие книги продавались в наших православных храмах. Мы за Самару Православную, а не Самару-мракобеса. Вы нашли в моих словах осуждение владыки (хотя там его нет), а я нашел в Ваших словах полное непонимание проблемы. Еще раз приведу свои слова. "Уважаемые Владыки, Вы, поставив свои подписи под этой книгой, действительно верите: 1. В святость «Святого Друга Царской Семьи, тайного схимника Г. Распутина»? 2. То, что можно освящать воду рублем только потому, что там есть изображение царя? 3. Что нужно носить на груди (вместе или вместо) «иконописный рубль» с царским портретом? 4. Что спасение возможно только тем из нас, кто почитает Царственных Мучеников: «Кто их не признает - не спасется»? 5. Нельзя пользоваться безналичными платежами, банковскими карточками и принимать ИНН, т.к. сразу продаешь свою душу диаволу и спасение более невозможно? 6. Что нас окружают бесы и колдуны, имеющие над нами колоссальной силы власть: «Прикоснёшься к колдунье или просто посмотрит она на тебя, и уже «запустит» в тебя беса». 7. Что вместе или вместо икон нужно в храмах вешать фотографии старца, обладающие огромной целительной силой? Нужно молиться ему той глупой, бездарно и с ошибками написанной молитвой, приведенной в конце книги? 8. Что нет ничего сильнее на свете, чем земелька с батюшкиной могилки, которую нужно привязывать к больным местам и посыпать ею порог квартиры? Может, в храмах Самарской епархии уже все землей с могилки обсыпали? 9. «Что лучше трех мужиков убить, нежели малого ребенка»? 10. Что «за один аборт нужно делать в день 50 поклонов, кушать один раз в день без растительного масла»? 11. Что «каким органом грешите, тот и болит»? 12. Что не нужно пользоваться услугами докторов, т.к. они все «калечат»? Стоит ли продолжать этот печальный список вопросов? Если это Православие, если так учат нас уважаемые Высокопреосвященные Владыки, то как тогда в храм ходить, в котором нет еще святой земельки? Вы, священник Русской Православной Церкви, разделяете взгляды автора книги? Вы согласны с тем, что там написано? Вы не уверены в том, что такую книгу можно продавать в храмах и Вам нужна дополнительная экспертиза? Видимо у Вас в епархии какое-то другое Православие. Отличное от того, в котором живу я последние 30 лет.

Rooster: Уважаемый Георгий Михайлович! Несмотря на остроту и важность поставленных Вами вопросов, хочется всё же призвать Вас к осмыслению ситуации, в которой находится тот, кому Вы адресовали их. Протоиерей Рустик является подчиненным правящего епископа и, само собой, нечто противоречащее высказываниям последнего высказать явно не может. Вы же как бы подталкиваете его своими вопросами именно к такому шагу. Если бы не уверенность в Ваших благих интенциях, вполне можно было бы заподозрить вас в провокационных шагах, чего я, ознакомившись с Вашей интернет-деятельностью, делать не смею: Вы - один из многих (к счастью, многих) православных медиадеятелей, борющихся за чистоту учения Церкви. В то же время поймите и Вы протоиерея Рустика: он - человек подчиненный, и публичная критика - даже минимальная - высказываний собственного начальства может негативно сказаться на его судьбе.

Gupalo: Я очень хорошо это понимаю. У меня нет и не может быть желания противопоставить молодого священника и опытного, образованного архиепископа. Более того, я уверен, что сам владыка расстроен ситуацией, а книгой и деятельностью Жоголева крайне недоволен. Просто священнику Рустику нужно было подобрать другие слова для своего комментария. И попросить уважаемого владыку, если у него есть такая возможность, от лица православного священнослужителя епархии обратить внимание на деятельность псевдомиссионера. Мы же не хотим, чтобы нас, православных, мешали с грязью из земельки, наши недоброжелатели. Они, увы, есть. Есть люди, которые с презрением относятся к нашей вере, а мы им даем повод для новых оскорблений Православия. Вот почему я считаю, что нужно сразу срезать этот сорняк, а не ждать, когда нам начнут им тыкать в лицо.

Rooster: Gupalo пишет: Просто священнику Рустику нужно было подобрать другие слова для своего комментария Возможно, что и так, Георгий Михайлович. Также возможно, что протоиерей Рустик воздерживается от комментариев на Ваши постинги совсем не по причине нежелания выражать мысли, несогласные с мнением начальства, а просто по причине временного удаления от участия в дискуссиях на этом форуме. И попросить уважаемого владыку, если у него есть такая возможность, от лица православного священнослужителя епархии обратить внимание на деятельность псевдомиссионера Георгий Михайлович! Чувствуется, что ситуация катастрофическая в том плане, что буквально не находится средств, чтобы пресечь распространение вредной литературы в храмах. В то же время рядовому пресвитеру, пусть и возглавляющему один из епархиальных отделов, будет рискованно предлагать епископу предпринять какие-то шаги. Но тогда - кто же вообще может это сделать?

Rooster: Мы же не хотим, чтобы нас, православных, мешали с грязью из земельки, наши недоброжелатели. Они, увы, есть. Есть люди, которые с презрением относятся к нашей вере, а мы им даем повод для новых оскорблений Православия. Если Вы это про Жоголева, то рискну смиренно (учитывая Ваш церковный и издательский опыт: Вам должно быть заметно многое, не заметное простому читателю) попросить Вас учесть особенности характера этого человека, прежде чем выносить суждения о его деятельности. Я имел честь плотно общаться с благочестивым Антонием Жоголевым в течение более чем полутора лет и могу сказать, что его деятельность совсем не носит характера сознательно провокационной, а является следствием ревности не по разуму и иногда элементарной горячности (как, например, в случае с пасквилем, направленным против Вас). Этот человек совсем не относится с презрением к нашей вере - наоборот, он известен мне и многим самарцам как прихожанин, неопустительно посещающий храм, старающийся помогать ближнему (мне, недостойному, он помогал и словом, и делом, имея к этому искреннее расположение), а также как редактор издания, радеющий о чистоте Православия (но здесь существеннейшая оговорка: о чистоте в своем представлении). А вот тут начинается неразбериха. Мое личное мнение: он радеет о так называемом народном православии - с непременными царями, земельками и прочими атрибутами - вплоть до тех перлов, что представлены в Вашей внушительной подборке. Чрезвычайно горячий и импульсивный, он не терпит иных мнений и объявляет их неправославными. Местную семинарию он считает рассадником рационализма; духовенство, разделяющее точку зрения священноначалия на проблему ИНН, - "синодалами". Хлесткие характеристики достаются всем, в той или иной мере противоречащим его мнению, в чем Вы могли убедиться на собственном опыте. Так что проблема книгоиздателя Жоголева - в перенесении не самых трезвых представлений о вере на издательскую деятельность. Это бы и оставалось его личной проблемой, если бы... Если бы была церковная цензура. А так как ее нет, то и остается посетителям церковных лавок Самары и иных российских городов и весей вкушать плоды "антисинодального" православия ("антисинодалом" благочестивый Антоний называл себя не то в шутку, не то в полушутку). И, думается, никакие разовые меры вроде взывания к бдительности правящего епископа исправить ситуацию не в состоянии - стихия "народного православия" слишком жизнеспособна и неуправляема. Хотя это, конечно, не значит, что от этих мер следует отказаться.

Gupalo: Спасибо, Rooster, за вдумчивый и пространный ответ. Целиком и полностью с Вами согласен. У меня и в мыслях не было думать о Жоголеве, как о провокаторе или цинике, зарабатывающим деньги на почитаемом старце. Конечно, Вы правы, мы имеем дело с частным мнением, частного лица, который не понял еще, что такое Православие. Но, внимание: одно дело представление народа о православной вере, а другое, как реагирует Церковь на подобное народное творчество. Жоголев имеет полное право составить, издать и распространять свою книгу. Но может ли такая книга продаваться в наших храмах? На мой взгляд, это категорически невозможно. НО, коль Архиепископ поставил свое благословение, то этого вполне достаточно, чтобы книга поступила во все храмы. Так и произошло. Именно потому я и не стал делать акцент статьи на господине Жоголеве, а поставил вопрос перед правящим архиереем. Что нам делать, если его авторитет работает на пропаганду отвратительных идей? Когда начинаешь говорить со светскими людьми, о том, что у нас воруют (ставят незаконно) благословение самого Патриарха, то они совершенно резонно отвечают: так надо Патриарху в суд подавать. От лица Патриарха может выступить любое доверенное лицо. Этого будет достаточно. Но, увы, этого не происходит. Т.е. нас эта проблема не волнует. Издали с украденным благословением книгу, продали ее, ну и ладно. Пусть будет. А где же тогда Православие? В чем она наша правая вера? Она такая размытая, что можно и крест носить и рубль на веревочке? Архиепископ Сергий устами своего пресс-секретаря отказался отвечать нам на официальное письмо. Какой мы должны делать вывод о позиции Владыки?



полная версия страницы