Форум » Статьи » Расцерковление » Ответить

Расцерковление

BrainStorm: Расцерковление 09 октября 2009 г. Десницкий Андрей Сергеевич Мы все в кого-нибудь или во что-нибудь влюбляемся, и совершенно не обязательно эта влюбленность заставляет грезить о поцелуях. Влюбиться можно в искусство или в профессию, или в актрису из фильма. В определенном смысле человек, приходящий в Церковь, испытывает такую же влюбленность: все кажется ему не просто новым и хорошим, но ослепительным, неземным, божественным. Каждая мелочь выглядит священной, в каждом встречном человеке готов он видеть образ Божий во всей его полноте. О том, что нередко происходит потом – размышления Андрея Десницкого. Без влюбленности, очарования жизнь, наверное, была бы слишком пресной, но есть у нее и своя оборотная сторона — разочарование. Проходит время, и мы видим, что предмет любви вовсе не настолько безупречен, каким он нам когда-то казался, а радостное изумление сменяется привычкой и даже скукой. Хорошо, если мы готовы смириться с неприятными или даже просто ненужными нам чертами ради того света, которые мы продолжаем видеть. Тогда влюбленность может вырасти в любовь, но так бывает не всегда. А что бывает, когда проходит период первой влюбленности в Церковь, когда человек перестает восхищаться всем, что видит и слышит в храме? Мы знаем это по опыту любой влюбленности: непонимания, размолвки и конфликты возникают порой буквально на пустом месте, потому что слишком радужны наши ожидания, хочется немедленного и безусловного слияния душ раз и навсегда. А души, разные и несовершенные, сливаться не торопятся, да и в сложной ситуации вести себя правильно не всегда умеют. В Церкви таких душ очень много, и с какой-то из них возможен острый конфликт или просто радикальное непонимание. Бывает, и нередко бывает, что в церковной среде человек сталкивается с настоящим хамством и карьеризмом, а то и чем похуже: к примеру, воровством или сексуальными приставаниями. И тогда он испытывает шок: как, и здесь то же самое? Да не нужна мне такая Церковь! Впрочем, не обязательно говорить о случаях скандальных, порой не менее травматичной оказывается для человека серая обыденность. Вроде бы повторяет каждый священник, в том числе и на исповеди, что он лично недостоин своего звания, а все равно мы, приходя в храм, склонны видеть в каждом из них «святого отца», как пишут неграмотные беллетристы. А когда встречаем такого же человека, как и мы сами, со всеми недостатками, можем очень сильно на него за это обидеться. При этом нас вовсе не смущает, что не ангелами оказываются, к примеру, артисты или ученые — мы все равно испытываем уважение к их талантам и знаниям, прислушиваемся к их мнению. Наверное, дело в том, что искусство или наука не претендуют на высшую реальность: научные теории не говорят нам, как спасти свою бессмертную душу, а театральные спектакли обходятся без сослужения ангелов. Но от Церкви мы ждем исчерпывающей полноты, и здесь порой сталкиваются две ошибки. С одной стороны, пришедший в Церковь человек жаждет получить все ответы на все вопросы, а с другой, батюшка или кто-то другой с готовностью ответы эти дает, ставя собственные вкусы и пристрастия на место вечных ценностей. Классический случай — это когда выражение «как батюшка благословит» заменяет собой и Евангелие, и голос собственной совести. Конечно, когда выяснится, что батюшка, да и вообще любой человек тоже может ошибаться, а его взгляды и оценки не во всем совпадают с твоими, ты встанешь перед выбором: либо «смиряться», подстраивая себя под чей-то чужой стандарт, либо уходить прочь, чтобы всем потом рассказывать: «Ну да, знаю я эту Церковь, это совершенно не для меня». Есть, правда, еще третий путь — циничное лицемерие, но это уж совсем скверно, не стоит о нем и говорить. У меня есть один приятель, с которым произошло нечто подобное. Он уверовал во Христа совсем молодым студентом в 90-е годы, стал членом общины, у которой были ответы буквально на все вопросы, православная жизнь представлялась им законченной моделью. Если ходишь в церковь, значит, ты за самодержавную монархию, значит, считаешь, что мир был сотворен за шесть календарных суток, и не может быть иначе. Сам он был историком, и на университетских лекциях его учили анализировать источники, понимать всю сложность и глубину разнообразных исторических процессов. А в общине всё было просто: вот список духовных книг, а всё остальное — от лукавого. Начался его первый Великий пост, он проводил его строго по уставу почти до самого конца, а в Великий Четверг причастился. Это было суровое испытание, и он убедился, что выдержать его может, но... он все же не был готов полностью согласиться с этой законченной черно-белой картинкой, которая называлась «истинное Православие». Значит, решил он, Православие — совершенно не его путь. Придя домой после причастия, он съел хороший мясной обед и зажил обыкновенной нецерковной жизнью. Мы с ним много спорили о том, насколько казарменно-единообразной должна быть православная жизнь: я доказывал, что в Церкви возможны очень разные взгляды и образы жизни, но он убеждал меня, что любое отступление от той самой «чистоты», которой он вдоволь хлебнул, будет уже непозволительным компромиссом. Кстати, недавно он защитил хорошую историческую диссертацию по одной из книг Нового Завета, только теперь он говорит об этом тексте на языке современной науки, а не Святых Отцов. Впрочем, защитная реакция на фундаментализм — это только часть проблемы расцерковления. Еще один мой приятель вырос в православной семье: с самого рождения все посты и праздники, молитвы и богослужения были для детей чем-то само собой разумеющимся. Мама могла не приготовить ужин, но всенощную под праздник пропустить она не могла. Он знал, что их семья отличается от обычной, что это хорошо и правильно. А потом он поступил в университет, и оказалось, что вокруг него множество парней и девушек, которые совершенно не заморачиваются всеми этими правилами, живут свободно и вполне счастливо, и при этом они ничуть не хуже православных. А главное, они не ходят на исповедь, с которой у него были связаны довольно неприятные воспоминания подростковых лет. И тогда он тоже перестал это делать. В церковь иногда заходит, с большим уважением относиться к Православию, но бережет свою новообретенную свободу и никогда не подходит к священнику. Он ведь явно такой не один: совсем не редкость, когда человек какое-то время воцерковлялся, то есть все больше молился, все строже постился, все чаще причащался, или даже вырос в верующей семье, а потом вдруг решил, что не больно-то и хотелось. Человек в Бога верит, Православие уважает, но от Церкви держится на расстоянии. Те, кто остаются в Церкви, часто говорят вслед ушедшим что-то вроде «ну и пожалуйста!». Дескать, всему виной их собственная лень и непостоянство, уходят только те, кто по-настоящему и не приходил. Без лени и непостоянства тоже, конечно, не обходится, но есть тут и некая общая проблема, и о ней у нас, к сожалению, совсем не принято говорить. Уходят в основном те, кто не нашел в Церкви своего места. Воцерковление часто у нас понимается как изменение внешнего поведения по строго определенному шаблону: вот так вот молись, вот так постись, вот так передавай свечки, вот на такие благочестивые темы разговаривай вот таким «смиренным» голосом. Проблемы духовной жизни сводятся к перебору бесконечных «можно» и «нельзя», причем чем больше «нельзя», тем выше «духовность». Но жизнь не укладывается ни в какие рамки, и в острых, кризисных ситуациях сжатая внешними приличиями пружина стремительно распрямляется, снося всё на своем пути. А кто-то, не дожидаясь кризиса, вдруг осознает, что утрачивает свою индивидуальность, превращаясь в безликое «духовное чадо» с расхожими цитатами вместо мыслей и чувств, и предпочитает снова стать неповторимым Васей, уникальной Машей. Да просто задумывается: ну молюсь я, ну пощусь, ну сначала вроде как было интересно... теперь наступила усталость, и совершенно не понятно, зачем продолжать, если всё равно ангелом я не стал, да и вокруг меня тоже сплошь не ангелы. Не лучше ли тогда попивать пивко или в бассейн ходить вместо этих богослужений? А ведь такая позиция, пожалуй — это честный отказ от лицемерия в самом прямом смысле этого слова, от того, чтобы «примерять чужое лицо», пусть даже самое благочестивое и правильное. Нередко человек, приходя в церковь, охотно принимает на себя некий список «стандартных грехов и добродетелей», начинает с грехами известными способами «бороться», добродетели же «совершенствовать», но всё это совершенно не про него, а про какого-то абстрактного христианина. Но рецепт «больше молиться, строже поститься» совершенно не работает, а только изнуряет человека. Благочестие — мощный инструмент в решении духовных проблем, но вовсе не волшебная палочка. Любой инструмент надо еще уметь применять. И вот девушка, которой чтение акафистов так и не принесло желанного жениха, или парень, которого земные поклоны не избавили от блудных помыслов, отказываются от этих занятий как бесполезных. Надо честно сказать: к такой «стандартизации» склонны и те, кто определяет образ жизни наших приходов и монастырей, то есть клирики и приходской актив. Их тоже можно понять: психологического образования у них нет, да и житейский опыт есть не у всех, вот и получается, что каждого приходящего принимают по некой общей мерке. Обычно приходская жизнь ориентирована на определенный психологический тип: от человека ждут больше эмоций, чем рассуждений, больше терпения, чем дерзания и т.д. Эти свойства типичны для немолодой женщины, а вот молодому мужчине трудно найти себе место в такой среде, он просто иначе устроен. Хотя дело, конечно, не в возрастной и половой принадлежности, все люди разные. Кому-то бывает жизненно необходима активная деятельность, такой человек просто увянет, если на приходе ему не найдется дела по душе и по способностям, а кто-то, наоборот, хочет, чтобы его оставили в покое и не приставали к нему с бесконечными поручениями. Один требует мистических глубин, другой — социального служения; для одного важнее всего верность традиции, другой ищет адекватный ответ на вызовы современности. И так буквально во всём, и если человек не найдет в приходе своего места, он скорее всего уйдет из такого прихода. Приходская жизнь — штука вообще очень непростая, тут под каждого не подстроишься. Зачастую вообще все силы уходят на ремонт храма и организацию богослужения. Нужно устроить то и заплатить за это, братья и сестры, давайте напряжемся... И человек вдруг начинает ощущать, что не суббота для него, а он для субботы. Может быть, он и неправ, просто сейчас устали все, не до его высоких духовных поисков забегавшемуся приходскому активу. Но он в таком случае может сходу отбросить и саму субботу, сделать вывод обо всей Церкви: «Чего я искал, того у них нет». Тем, кто приходит в Церковь, стоит помнить одно: это еще не Царствие Небесное, а сообщество грешников, которые вместе ищут пути в это Царствие и ведут себя порой очень недостойно и неумело. Не надо бояться сомнений и разочарований — они становятся поводом задуматься, что ищешь в Церкви именно ты, чего ты хочешь и ждешь от нее. И может быть, для кого-то внешний отход от церковной жизни — это всего лишь отказ от заимствованной формы, лишенной глубокого содержания. Поиски своего места в Церкви могут быть очень непростыми, но кто ищет, обязательно найдет. Нам это в Евангелии обещали. А тем, кто уже находится в Церкви и принимает пришедших, есть, о чем задуматься. Эта краткая статья не охватила, да и не могла охватить всех сторон этой большой и сложной проблемы — расцерковления. Но надо хотя бы задуматься о существовании этой проблемы. Надо честно признать: на самом деле люди в храме сами часто толком не знают, что делать им с новопришедшими. Без них как-то спокойнее было... У нас нет даже элементарной статистики: сколько человек состоит в каком приходе, сколько причащалось в то или это воскресение (хотя по отдельным храмам такой подсчет ведется, но взять общие данные просто негде). Сегодня все более популярны слова о миссионерстве, но нам еще только предстоит разобраться, куда именно мы приводим людей своей проповедью и что мы потом с ними собираемся делать. Может быть, проповедь должна не только расписывать то прекрасное, что людям встретится в Церкви, но и честно предупреждать их о несовершенстве нынешнего церковного организма, о самых характерных для него нестроениях. А может быть, миссионер или катехизатор должен стремиться к тому, чтобы не просто доводить людей до церковного порога, но сопровождать их в первые месяцы церковной жизни (конечно, это колоссальное увеличение нагрузки и ответственности). Может быть, потребуется и некая перестройка приходской жизни, чтобы не только «старожилы» чувствовали себя комфортно... Но для начала давайте просто начнем спокойно и взвешенно обсуждать эту проблему. Ценой молчания могут оказаться души людей. ===================================== Очень интересный взгляд на нужды прихожан, и тех, чьи нужды удовлетворены не были. Конечно можно долго и по существу говорить о том, что некоторые ищут в Церкви совсем не то, что Она должна давать (и я частично соглашусь, т.к. некоторые, например, ищут магизма), но проблема есть, и на мой взгляд решение состоит в двух видах: 1. катехизация (застрахует от неправильного непонимания веры + объяснит некоторые проблемы). 2. община (именно община и ее служения помогут раскрыть таланты мирянина в Церкви).

Ответов - 64, стр: 1 2 3 All

AleBuAle: BrainStorm пишет: Надо честно признать: на самом деле люди в храме сами часто толком не знают, что делать им с новопришедшими. Они часто не знают, что им с собой делать - ходят годами в одну и ту же церковь и не знают соседей по именам. Элементарной среды для общения нет - и многие постепенно привыкают к такому положению вещей, считая его "нормальным".

Abuna прот.Владимир: Да, проблема есть. Но мне видится, что расцерковление происходит не оттого, что человек не нашёл в Церкви "своё место" - место мытаря находится довольно легко, особенно если мотивы чисты, а оттого, что он не находит там своего Бога. Личность ему Эта непонятна. Вначале Душа сама без посредников чувствует Эту Личность, приходит в Церковь именно к Нему и пытается осознать и утвердить это чувство - но встречается все знаем с чем. Приходские батюшки вынуждены уделять основное время вовсе не членам общины. Бесконечные отпевания не знамо кого - лишь бы не самоубийца, крещения зачастую без минимальной катехизации, освящения жилищ - что-то шуршит в углу по ночам и т.д. и т.п. А на общение с теми, кто позову Божию пришёл с распахнутой душой остается только неск. минут исповеди и воскресная проповедь на литургии.А беседы для взрослых - это вообще редкость. Мне повезло. Когда начал "ходить в храм" то после второй уже воскресной службы ко мне подошёл ровесник и сказал:"Здравствуй, брат,давай знакомиться, уже второй раз вижу тебя в храме,очень рад!" Он ТАК это сказал...Да там и слова были не нужны. Я увидел нём Христианина. Который встретился с Богом и живет Им. Несколько часов не могли наговориться. Христос Лично был среди нас! Олег теперь тоже священник, мы , конечно,дружим. И ещё. Я заметил, что о Христе христиане современные гворят как о ком-то, кого нет рядом... Вот если они говорят ну к примеру об отдыхе на море, о машинах или мобильниках - о, это сразу видно, это - рядом... Верующий человек не "расцерковится", если узнает сердцем хоть нескольких или даже одного, кто живёт Христом. А эти " внешние правила" - плод вопиющей безграмотности.Точь в точь шестьсот сколько их там иудейских веревочек на поясе. Соблюдай и живи спокойно. Церковный Устав надо изучать, и изучать серьёзно. Он никогда не был ограничителем сободы. И в нем нигде нет с какого конца надо(или нельзя) свечку возжигать Церковь, если можно так сказать - Ко Христу центрична, ко Христу стремительна, ко Христу бежна. Если потерять это направление - будет как горох об стену - врассыпную всё...

BrainStorm: Abuna прот.Владимир о. Владимир, Вы, конечно, здорово написали, но встает вечный известный вопрос "Что делать?". А если конкретнее, что делать каждому на своем месте? Можно конечно в общих словах сказать, что пастыри должны стать более внимательными к прихожанам, а миряне должны стать более внимательны к себе (и к "захожанам"), даже можно вообще сказать: если каждый станет Христианином (будет со Христом), то проблема исчезнет... даже можно сказать все проблемы исчезнут. Но Христианином (с большой буквы) по мановению волшебной палочки не станешь, нужна работа, но не только внутренняя (келейная молитва, аскетика и т.п.), но и внешняя (внешнее служение, внешние улучшение обстоятельств посильными методами). С внутренним более-менее понятно, но одной внутренней работой все не сделать. Может быть и найдутся те, которые скажут, если сейчас все христиане начнут усиленно молиться о разрешении конкретной проблемы, то она решится, и я конечно допускаю возможность такого (ведь Господь обязательно откликнется на такую соборную молитву), но, во-первых, я лично сомневаюсь, что это возможно (единая соборная искренняя молитва), хотя бы в силу разобщенности и маловерия, а во-вторых, имхо, это очень однобокий взгляд, у нас есть руки, ноги, мозги, уши, рот и они тоже не просто так (ведь в случае индивидуального молитвенного подвига они просто не нужны), и Господь их нам дал не только для "наслаждения", но и как средство взаимопомощи друг другу, средство, для реализации заповеди о Любви.


Abuna прот.Владимир: Я скоро отвечу,есть что сказать, эта проблема меня очень волнует, время вот расписано по минутам. Прошу подождать.

Abuna прот.Владимир: Андрей, представьте, уже почти дописал ответ, выключилось питание и всё пропало! Но я не сдамся попробую ещё раз. Но букв будет больше ((( В самом вопросе уже начало ответа, но по порядку. Соборная молитва – это здОрово, да ещё и с постом (не шутка). Но в данном случае это не поможет. У нас есть Литургия. Куда уж соборнее, значительнее, (постнее)… Теперь «Что делать» А вот учиться, учиться, и ещё раз учиться. Учиться у Учителя Для меня как предстоятеля крайне важен каждый миг Литургии. Для меня также важен каждый участник Литургии, сослужащий её со мной, - как священник, так и мирянин – алтарники, певчие и все прихожане. И мне очень важно, чтобы и им стал крайне важен И ПОНЯТЕН каждый миг Литургии и вся она в Полноте. Чтобы мы предстояли «едиными усты и единым сердцем».Соборно. Для этого, естественно, мне нужно приложить все (не много, а – все) усилия, чтобы люди осознанно переживали Литургию. Без осознания можно сакрально благодатно пережить Литургию, так бывает, особенно у неофитов. Но это не правило. Исключение по Милости. Нужно постоянно, тратя уйму времени, проводить разъяснения, регулярные беседы с прихожанами, на которых скурпулёзно и до тонкостей разъяснять даже т.н. тайные молитвы иерея. Так же необходимо изучать Писание. Не копаться в текстовых разностях, (сколько богословов с головой дружить перестали от этого), а научиться отвергнуться себя и следовать за Ним… Теперь о внешнем и внутреннем. Андрей, Вы правы, но дополню Вашу мысль. Во внешнем надо не то что усилить активность членов церкви, - всё нужно перевести на другой уровень, в другое измерение. Но способен на это будет только тот, кто внутренне уже перешёл в это измерение. Кто уже не может не по евангельски. Никогда. Ни в чём. Это - мера святых, я понимаю. Но если не хочешь быть святым, то что тогда делать в Церкви??? Почему мы теперь не такие? Прп Серафим говорил – решимости нет. Это ж надо решиться – всегда вот так, не для себя… Проще вернуться к привычному компромиссу, оправдать себя и – успокоиться. А на самом деле это хоть и очень трудно, но не так трудно как кажется. И отдыхать можно. И Господь наш Иисус лично и в гости и на свадьбы ходил. Но даже там было Евангелие. Поэтому вывод. Начинать - надо. Начинать надо с себя. Плоды будут непременно.

BrainStorm: Abuna прот.Владимир Про Литургию Вы очень хорошо написали. Abuna прот.Владимир пишет: Теперь о внешнем и внутреннем.Не совсем понял Вашу мысль. Что значит "другое измерение"? Значат ли Ваши слова, что во внешнее могут ориентироваться только уже святые (те которые внутренне перешли "в другое измерение")? Abuna прот.Владимир пишет: Начинать - надо. Начинать надо с себя. Плоды будут непременно. Начинать с себя только во внутреннем? или во внешнем тоже надо начинать с себя?

Abuna прот.Владимир: Андрей, спасибо, очень радостно видеть интерес к этой теме. BrainStorm пишет: Что значит "другое измерение"? Значат ли Ваши слова, что во внешнее могут ориентироваться только уже святые (те которые внутренне перешли "в другое измерение")? Не только. И - правильно стремящиеся к этому. Другое измерение - это предлагаемый "отрыв от земли" : Не пецытся .Ищите прежде Царства и правды Его ... Это же не значит - не работайте, не готовьте обед - ворон хлеба принесёт, и т.д. Вот кое-кому и принесёт ведь, тому, кто уже настолько не печется. Это значит - не загружайте этим своё сердце, не живите этим. Другим измерением я назвал внутреннее состояние пребывания или серьёзного стремления к пребыванию с Богом. BrainStorm пишет: Начинать с себя только во внутреннем? или во внешнем тоже надо начинать с себя? Ответ "Да". Это очень взаимосвязано и взаимозависимо. Внутреннее - да, на первом месте. Это начало. Внешнее не замедлит последовать и в свою очередь повлияет на что-то внутри. Думаю, у Вас уже есть такой личный опыт. Ведь это не наша "работа", - спасать - это дело Господа Христа. Он Сам Лично делает его. И "привлекает" к соработничеству своих учеников, имеющих Любовь (стремящихся к ней). Тот, кто во Христе, не может не участвовать в этом Деле Христа. Связь понимаете? Мы не можем быть вне того, в чём Бог. И ещё. Мы не имеем права ни от кого требовать быть или стать плноценными Христианами. Но мы обязаны быть Христианами (стремиться к этому) сами. И чудеса обретения братьев и сестер не замедлят.

Ольга: Abuna прот.Владимир пишет: Это - мера святых, я понимаю. Но если не хочешь быть святым, то что тогда делать в Церкви??? Почему мы теперь не такие? Прп Серафим говорил – решимости нет. Это ж надо решиться – всегда вот так, не для себя… Проще вернуться к привычному компромиссу, оправдать себя и – успокоиться. Компромисса и оправданий очень хочется... но это тупик...

Барышня: Abuna прот.Владимир пишет: И ещё. Мы не имеем права ни от кого требовать быть или стать полноценными Христианами. Но мы обязаны быть Христианами (стремиться к этому) сами. И чудеса обретения братьев и сестер не замедлят. Спасибо, отец Владимир, очень хорошо пишете.

osta: Православие и мир — Что уводит из Церкви? pervozvansky [ Tags | Церковная жизнь, мои интервью и встречи ] Что уводит из Церкви? Когда ревность христианина и слабеет, когда посещение богослужений, молитвы и посты становятся в тягость и не приносят духовного плода, что делать, и почему это происходит? С чем связан уход из Церкви, какие ошибки в духовной жизни современных православных верующих приводят к такому финалу? Об этих острых проблемах рассуждает протоиерей Максим Первозванский – клирик храма Сорока Севастийских Мучеников, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь», отец 9 детей. Что уводит из Церкви? Когда ревность христианина и слабеет, когда посещение богослужений, молитвы и посты становятся в тягость и не приносят духовного плода, что делать, и почему это происходит? С чем связан уход из Церкви, какие ошибки в духовной жизни современных православных верующих приводят к такому финалу? Об этих острых проблемах рассуждает протоиерей Максим Первозванский – клирик храма Сорока Севастийских Мучеников, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь», отец 9 детей. http://www.pravmir.ru/chto-uvodi/ Тема для меня актуальная, может, четкого ответа нет, но рассуждения толковые.

Ulia: Для меня тоже актуальна. Спасибо за статью, Наташ.

BrainStorm: блин, статья оборвалась ...Если в первом случае человек просто не получает ожидаемого, то в данном случае человек получае Тут целиком: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=80447

BrainStorm: Прочитал. Да, статья интересная. Но не хватает основной линии: что делать? Ответ на этот вопрос частично присутствует в тексте, но не хватает четкого акцента на нем. Впрочем я, видимо, соглашусь с Наташей: может, четкого ответа нет, но рассуждения толковые.

Indie: Abuna прот.Владимир пишет: Это - мера святых, я понимаю. Но если не хочешь быть святым, то что тогда делать в Церкви??? Запись оказывается старая, но видимо мне эта мысль только сейчас заметилась. Именно так - "что делать?"

Костя: Или можно задать вопрос по-другому: Что, вообще, святым делать в церкви?

presviter-roman@mail: Костя,а вам что делать в Церкви? Вы уже святой!

Костя:

Аня_Барышня: Сто лет не заходила на форум, но тут просто не могу молчать. Не читала статью всю целиком, открыла, чтобы почитать, и сразу посмотрела в конец, ну что за это за БРЕД??? Стремление к материальному благополучию отбивает в человеке самое главное. Христианин должен помнить, что главное в его жизни – это служение любви. Служение Богу и служение ближнему. При этом чем в более сытое время мы живем, чем более благополучна как частная жизнь, так и общественная, тем сложнее идее служения пробиваться. Вот такие статьи реально скоро заставят меня расцерковиться. Что это за желание и призыв спрятаться в песок, как страус? С одной стороны, священники призывают к образованию семей и рождению детей, с другой стороны - не стремиться к материальному благополучию. Да что ж это такое, о. Максим сам-то во что детей одевает? Он в курсе, вообще, сколько стоит ребенка к зиме экипировать? И делать это надо каждый сезон, ведь ребенок растет! А что по его мнению способствует служению христианина, поношенные сапожки мэйд ин чина, простуженный ребенок? Застуженные почки? Лекарства и больницы? просто не могу такое читать, ханжество какое-то, всё, пошла дальше предаваться тяге к материальным ценностям, надо еще санки купить и шапочку связать. Как говорил о. Владимир Балашов, "нафига попу штаны" или перефразируя последнюю фразу этой статьи, нафига детям христианина быть одетыми-обутыми, накормленными и напоенными, а игрушки ваще... только деревянные и прибитые к полу!

osta: Ань, а предложение до этого абзаца ты не читала? Там, как раз пояснение: Господь призывает многих, и в Церковь приходят многие, но каждый человек тоже должен возгревать в себе если не чувство, то хотя бы память о том, что главное, что второстепенное. Стремление к материальному благополучию отбивает в человеке самое главное. Христианин должен помнить, что главное в его жизни – это служение любви. Служение Богу и служение ближнему. При этом чем в более сытое время мы живем, чем более благополучна как частная жизнь, так и общественная, тем сложнее идее служения пробиваться. Мне кажется, если не передергивать и воспринимать все в контексте, автор предлагает читателям не увлекаться материальным благополучием и помнить, что главное и что второстепенное, что может быть немаловажным в эпоху потребительства в которую мы живем. Призыва впадать в крайности и ходить в лохмотьях я здесь не увидела. А то, что погоня за материальным благополучием может отдалить от Бога, верно, как и любая страсть нас удаляет от Бога. А вообще, статья немного не о том.

Аня_Барышня: Наташ, передергивание я как раз у о. Максима увидела. Я с иерархией ценностей не спорю. А вот он утверждает вполне недвусмысленно: "чем в более сытое время мы живем, чем более благополучна как частная жизнь, так и общественная, тем сложнее идее служения пробиваться". Извините, но когда мы копили на ипотеку и денег не было ВООБЩЕ, голова так и забита была, где хлеб подешевле, на какие деньги купить лекарства, в каком магазине молоко и кефир на 2 рубля дешевле, да-да, и такое было. И голова просто пухла от всего этого, и идеям служения вообще не было никакого места, не то что воплощению, но и просто идеям. А зато читала много свидетельств, как в голодные 90-е многие семьи и дети выжили из-за того, что с сытого Запада к ним приходили гуманитарные посылки с одеждой. По смыслу процитированного мною самая духовная жизнь была в блокадном Ленинграде. Не буду дальше спорить, но и статью не могу читать такую.

osta: Ань, если у вас нет сытой жизни, значит, это предупреждение о том, что в сытом благополучии сложнее думать о Боге, к вам не относится. Наверное, есть другие, кому это больше актуально и применимо. Я согласна с автором в том, что в нужде, в беде лично я больше думаю о Боге, нуждаюсь в Его помощи, поддержке, взывании к Нему. А сытость лично меня ведет к расслабленности, лени... И еще, если человек вынужден каждый день думать о хлебе насущном, мне кажется, это не отрицает возможности быть человеком и служить Богу и ближним, хотя бы воздыханием и упованием на Бога, и служением, заботой о своей семье, а у кого есть силы, необходимость и возможность, так и прочим ближним.

Аня_Барышня: Наташ, подожди маленько, вот дети появятся, и ты навсегда забудешь, что такое расслабленность, лень да и вообще человеческий сон. Что меня и удивляет в нашей церкви, семейная жизнь и так подвиг по своей сути и содержанию, но у нас этого мало, надо еще гайки "докрутить", супружеские посты по 300 дней, призывы не стремиться к благополучию и т.д. Такое чувство, что основная аудитория о. Максима - сплошь скучающие жены олигархов на заслуженном отпуске...

Аня_Барышня: Вот что отвращает от Церкви в последнее время... Постоянное чувство, что на тебя навешивают бремена неудобоносимые :(((

Rooster: Да вроде бы как раз в последнее время пастыри Церкви имеют некоторую тенденцию либерализироваться... Уж насчет бремен не знаю... Мне такого не видится.

Ulia: Вадим, Аня имела в виду бремена, налагаемые на семейных (даже примеры привела). Тебе не видится, потому что у тебя семьи нет пока.

Rooster: Примеры принял к сведению. Мне они видятся полемическим преувеличением. Возможно, своё охлаждение мы проецируем на "негодных пастырей" и стараемся найти себе оправдание за их счёт. Спора нет, некоторые пастыри порой не задумываются о качественности и применимости своих рекомендаций, но искать в этом мотив для "расцерковления" немножко странно. Обиделись на батюшку - в храм больше ни ногой... Нет ли в этом некоторой инфантильности? К тому же большой вопрос для меня - сочетание церковных ценностей (в плане этики и аскетики) и ценностей буржуазных. По идее, на них можно взглянуть как на противоположные. Буржуазность - квинтэссенция идей мира сего. Конечно, история показала, что носители буржуазных ценностей вполне могут принадлежать к Церкви, но я пока не могу совместить эти две практически противоположные шкалы ценностей.

Костя: Костя пишет:Что, вообще, святым делать в церкви?Подвергаться гонениям.

Ulia: Ну, не такие уж мы и пугливые - в церковь как ходили, так и ходим, и батюшки тут ни при чем. А во всем с ними соглашаться в обязанности христианина не входит, так ведь? А чтобы говорить предметно, Вадим, приведи здесь, пожалуйста, шкалу буржуазных ценностей. Чтобы было видно, какие именно не сочетаются с христианскими и даже противоречат им. А то каждый может понимать под этими ценностями что угодно.

Rooster: Ulia пишет: Ну, не такие уж мы и пугливые - в церковь как ходили, так и ходим, и батюшки тут ни при чем Ну, наверно, кто как... Барышня, как видно, очень переживает перегибы. шкалу буржуазных ценностей Вот здесь интересно на эту тему, а именно вот что: можно быть хорошим человеком, а христианином не быть. христианами должны быть вовсе не все, а только верующие. верующий тем и отличается от неверующего, что для него христианство важнее семьи и т.п. Можно называть это буржуазными ценностями или применять иной термин, но водораздел автором реплики намечен вполне четко.

Аня_Барышня: Да нет, и в храм хожу, и со священниками и их женами дружу, не драматизируй. Но вот с появлением ребенка остро осознала, что наша церковная жизнь не "заточена" под материнство абсолютно. Как на практике (невозможность молиться и причащаться при наличии младенца, т.е. год-полтора без службы и Причастия - как норма современной церковной жизни), так и в теории (приведенный пример, требования даже двухнедельных девочек облачать в юбочки, запихивая их под комбинезон, требования маленьким девочкам наматывать платки, и прочие экзотические воззрения на условия спасения). Так что вот переживаю, как его там, когнитивный диссонанс.



полная версия страницы