Форум » Статьи » Некоторые мысли о церковном сопровождении молодых людей на пути создания семьи » Ответить

Некоторые мысли о церковном сопровождении молодых людей на пути создания семьи

osta: СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПО РЕЛИГИОЗНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И КАТЕХИЗАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПАТРИАРШИЙ ЦЕНТР ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ПРИ ДАНИЛОВОМ МОНАСТЫРЕ Г.МОСКВЫ КРУГЛЫЙ СТОЛ "КАТЕХИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ: ВОПРОСЫ, ОПЫТ, ПУТИ РАЗВИТИЯ" Некоторые мысли о церковном сопровождении молодых людей на пути создания семьи и на первых этапах семейной жизни Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке. "Последнее время мы очень настойчиво, иногда даже яростно отстаиваем преподавание в школах «Основы православной культуры». Многие люди введение этого предмета воспринимают как катехизацию нашего народа, сам предмет воспринимают как культурологическое знакомство наших детей с основами православной веры и нравственности. На ОПК было затрачено и до сих пор тратится очень много средств и сил. При всем этом часто упускается из виду, что привитие основ православной культуры и тем более основ Православия и детям и взрослым гораздо проще и эффективнее осуществлять через катехизацию перед святым Крещением и перед Венчанием. Неоднократно говорилось, что крещеными и православными людьми себя признают около 80% наших сограждан. Все эти люди так или иначе обращались или обращаются в православный храм и к православному священнику для того, чтобы им было «преподано Таинство», прежде всего - это Крещение и Венчание, но так же хоть раз в жизни многие люди прибегают к Исповеди или даже Причастию. Приступая к Крещению, люди обязаны не только засвидетельствовать о своей вере во Христа Спасителя, но и отречься от сатаны и принести клятву верности Богу, после чего и может быть совершено благодатью Святого Духа само Таинство Крещения - приобщение их к Церкви. Именно тут мы видим и некоторую мотивацию людей и, что очень важно, церковное требование подготовить их к вступлению в Церковь. Это, по моему убеждению, уникальная возможность так или иначе просветить человека и приобщить его к основам нашей веры и нравственности. Например, крещение младенцев. По моим наблюдениям, взрослых людей сейчас крестится не много, по сравнению с концом прошлого столетия. Количество крещений взрослых людей будет постепенно убывать до некоторого определенного, вполне небольшого, значения. В основном мы сейчас уже, и тем более в будущем, будем крестить младенцев. Как правило, для этого приходит как минимум пять человек – это отец, мать, крестные родители и младенец. Казалось бы – это прекрасная возможность познакомить этих людей с основами православия. Вполне можно обойтись без школьного учебника, без «лоббирования» законов в Думе, без каких-то особых средств. Надо просто поставить перед такими людьми некоторые вопросы и некоторые условия. Если пришедшие «записаться» на Крещение засвидетельствуют, что верят в Бога и желают воспитать в вере своего ребенка, то вполне разумно уточнить, читали ли они Евангелие и каковы их знания о христианстве. Если не читали и мало чего знают, то вполне естественно предложить в качестве условия крещения младенца некоторое минимальное научение и знакомство с богослужебной и общинной жизнью конкретного прихода. Кстати, очень важно сказать желающим крестить младенца, что Православная Церковь крестит маленьких детей в виде исключения. Это звучит резко, но это действительно так. Единственным обоснованием крещения младенцев является бесконечное доверие со стороны Церкви родителям младенца и церковной общине в лице крестных родителей, то есть поручителей за христианское воспитание новокрещеных. Церковь идет на такой колоссальный шаг доверия, потому что без поручительства родителей и общины невозможно крестить тех, кто ничего не понимает, кто не исповедует никакой веры и не выражает личного согласия на Крещение. Мы крестим детей как бы «в кредит». И если родители и крестные хотят, но не могут гарантировать «оплату» по этому кредиту, то есть не обладают даже минимальными знаниями о христианстве, то прямая задача священника и общины откликнуться на их запрос и дать им возможность какие-то знания обрести и познакомиться с богослужением и общиной. Если мы так будем подходить к обсуждаемому вопросу, то вполне естественно церковь понесет материальный ущерб, поскольку катехизация и материальный доход от «конвейерных» Таинств несовместимы. Понятно, что введение катехизации приведет к конфликту, во-первых, с теми, кто привык просто получать деньги, и во-вторых, с теми, кто научен нами же, что деньги и есть эквивалент церковной благодати. Но я убежден, что вводить катехизацию необходимо, необходимо ставить перед людьми указанное условие. Другой вопрос - как к этому прийти и как корректно это осуществить. Совершенно понятно, что при таких условиях многие люди поймут, что это им не нужно и откажутся от Крещения. Их дети, повзрослев, сами решат, нужна им такая вера или нет. Благом для Церкви или нет обернется отток людей, отказ от такого неформализованного Крещения? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Но, очевидным, положительным аспектом будет то, что решившие креститься или крестить детей будут живыми и реальными членами церковных общин. Я знаю по опыту: участие в катехизации не является гарантом воцерковления, но это тот шаг, с которого по настоящему начинается церковная жизнь. Если этот шаг не сделан, то ни о каком воцерковлении речь не может идти, кроме исключений, соответствующих вероятности случайного события. Просветительская работа перед крещением взрослых – это дело для меня очевидное и не требующее объяснений. Недопустимо крестить людей без веры во Христа, пришедших креститься из-за болезни, традиции или еще чего-нибудь. Мне вспоминается случай, произошедший с константинопольским патриархом Геннадием. К нему обратились турки-мусульмане, говоря, что их дети когда-то из-за болезни были крещены. Родители теперь недоумевали, кто же теперь их дети – мусульмане или христиане? Патриарх Геннадий сказал им прямо, что если к Крещению детей принесли без веры во Христа Спасителя, если Сам Господь не является примером жизни для пришедших, то ни о каком Таинстве речи нет. Крещение не совершилось и не могло совершиться там, где нет личной человеческой воли к единению со Спасителем. Конечно, нас радует, что многие люди искренне сами приходят в Церковь. Я не могу понять, почему до сих пор многих из нас беспокоит, что наш отказ в Крещении вызовет обиду и отход человека от Церкви. Церковь же не «духовная служба быта» где все желания людей должны быть исполнены за соответствующую плату. Церковь – это нечто гораздо большее и она вправе требовать не только свободного и ответственного решения о вступлении в нее, но и определенной подготовки к Крещению. Все сказанное не меньше относится и к Таинству венчания. Почему в государство дает три месяца жениху и невесте на обдумывание, испытание и подготовку, а в Церкви все определяется наличием государственной регистрации и уплаченной суммой? Получается, что Церковь доверяет предбрачной государственной «катехизации»? Я не говорю, что это плохо, поскольку такая норма хоть как-то защищает брак, но при этом за бортом остается понимание, что венчать мы можем тех, кто хочет создать христианскую семью, венчать можем только христианина и христианку. Трудность тут еще в том, что с просьбой о венчании к нам обращаются люди, по их мнению, уже состоящие в браке, что порой означает «гражданский брак», то есть сожительство. Как тут быть? Для христиан такое сожительство греховно, и от христиан требовалось бы прекратить эту греховную связь. Но порой эти люди живут вместе уже несколько лет и даже имеют детей. Я понимаю, что в нашем обществе совершенно размыто понимание брака; тем не менее люди ищут единства, стремятся к нему. Недавно ко мне пришла молодая пара. Юноша крещен, девушка - татарка, формально с детства принадлежащая к исламу. Девушка хочет креститься. Эта пара хочет пожениться через год-полтора, но при этом уже некоторое время живут вместе. Что мне с ними делать? Я не могу эту молодую женщину крестить, поскольку она сожительствует с молодым человеком. Я им говорю, что сначала им надо решить эту проблему и пожениться. В ответ слышу, что они не готовы. Я действительно хочу, чтобы из этой пары получилась нормальная семья. Мы начали с ними встречаться, беседовать, прежде всего, о семье. Ребята готовы хоть год ходить ко мне. Эта пара хочет, чтоб у них все было «правильно», но очень трудно им объяснить, что они начали с ошибки, поскольку они не могут понять, что же они сделали неправильно с точки зрения личного отношения друг к другу: любви, преданности, нежности, ответственности. Трудность в том, чтобы им дать понять что-то. Но чтобы это было неформально, надо не только встречаться, надо и нам всем молиться, и им надо что-то пережить, сердцем и разумом понять что-то. Ведь в конце концов мне их надо подготовить к Причастию, без которого, по моему убеждению, невозможно Венчание. И поэтому подготовка к Венчанию – это тоже введение людей в Церковь, в христианскую общину, приобщение к понятию и опыту истинного единства, единства во Христе. Раскрытие перед новобрачными понимания семьи как единства в Боге и с Богом, семьи как малой церкви – является одной из ключевых задач подготовки к Венчанию. Господь сказал о Церкви, что врата адовы не одолеют ее. То же относится и к семье, если она станет малой церковью. Отсутствие такой непростой составляющей в подготовке к венчанию, отсутствие первичного опыта как малой Церкви у молодых семей, по моему мнению, приводит к распаду многих христианских семей. При подготовке своего выступления я вспоминал те семьи из моего прихода которые распались. Должен признаться, что такие трагедии произошли и в моей общине, хотя мы, слава Богу, никого не венчали без подготовки. Следует сказать и о некоторых проблемах церковных браков. Было бы прекрасно, если бы все семьи создавались внутри общин, было бы очень хорошо, если бы семьи создавались православными христианами между собой, но круг не только общин, но и православной молодежи вообще сильно ограничен. Люди понимают это, и в то же время боятся помыслить о создании семьи с человеком не из их общины, не православным. В итоге люди остаются одни, или создаются семьи не по любви, а просто потому, что пришло время. Как быть в этой ситуации, я не знаю, но убежден, что именно катехизация, церковная подготовка к браку могла бы помочь здесь, поскольку у человека нецерковного, вступающего в брак с церковным, появляется серьезная возможность узнать что-то о своем избраннике как о церковном человеке, узнать что-то о Церкви и нашей вере. Очень остро для нашего времени встает вопрос о том, какое место при создании семьи может занимать священник, ведь есть соблазн для пастырей сделать минимальное усилие и подтолкнуть, а то и принудить молодых людей к браку. Есть масса несчастных семей, которые появились по воле священника. В таких семьях главой семьи становится священник, именно он решает все их проблемы, вплоть до регламентации супружеских интимных отношений. Таким образом, главные темы семьи - тема любви, тема взаимного единства и тема личной ответственности друг за друга и за детей, ответственности перед Богом – часто уходят на второй план в нашей церковной проповеди. Если это происходит, то никто не может гарантировать, что у православных автоматически будет хорошая семья. Никакие схемы в церкви не работают, от распада семьи не спасает наличие верующих супругов, их периодическое посещение храма и молитва. Я убежден, что темы любви, ответственности, отношений с духовником, тема семьи как малой церкви должны стать первостепенными при подготовке к браку. Нельзя забывать и о таком очень важном вопросе как испытание будущих супругов временем их дружбы. Я убежден, что хотя бы год люди должны знать друг друга." http://www.cdrm.ru/project/29-11-07/uminsk.htm

Ответов - 6

osta: Имхо, отличный доклад, очень трезвые и здравые мысли о том, что, действительно, очень актуально для молодых людей, приходящих в Церковь и пытающихся создать семью. Спасибо большое отцу Алексию!

BrainStorm: osta Еле осилил, но мне понравилось!

VM: osta пишет: Люди понимают это, и в то же время боятся помыслить о создании семьи с человеком не из их общины, не православным. В итоге люди остаются одни, или создаются семьи не по любви, а просто потому, что пришло время. Отличное замечание. Так есть. Очень трудно смирится с мыслью, что твоим супругом может быть нецерковный человек. Но такая позиция либо для совершенно нищих духом (которые своего не ищут и готовы создать семью по "духовному расчету", либо для очень сильных, которые могут добится того, что их полностью устривает). Остальные отдыхают.. Один близкий родственник ("нецерковный"), пытаясь меня разубедить в этом заблуждении, расказал такой пример, услышанный из "первых рук". В одной верующей семье (в Самаре) мать хотела, что бы ее сын стал монахом (она, кстат сама потом стала монхиней дивеевского монастыря). Но, сын ее встетил "нецерковную" девушку и женился. Причем веры не потерял, много лет готовил себе в посты скоромную еду, его жена даже посмеивалась над ним, пока потихоньку не "стала понимать" (по ее собственному признанию). Оцените (по достоинству) меру любви этого молодого человека к Богу и к человеку..


Ворон: Люди понимают это, и в то же время боятся помыслить о создании семьи с человеком не из их общины, не православным. В итоге люди остаются одни, или создаются семьи не по любви, а просто потому, что пришло время. В этом нет ничего страшного. Главное, чтобы нецерковный человек не был воинствующим атеистом, остальное поправимо, необходимо лишь время ;)

BrainStorm: Ворон пишет: В этом нет ничего страшного. Главное, чтобы нецерковный человек не был воинствующим атеистом, остальное поправимо, необходимо лишь время ;) Только стоит осознавать, что иногда необходимо много времени... а иногда очень много... а иногда твои действия могут устремить это время к бесконечности. Рассчитывать же, что это случится быстро - легкомысленно...правда такой возможности исключать нельзя, просто очень велик шанс, что все пойдет не так как ты планировал.

Ворон: BrainStorm пишет: все пойдет не так как ты планировал. Ключевая фраза)) Батенька, это ведь эгоизмом попахивает))) Это, конечно, шутка. А если серьёзно - не надо сразу обрушивать на человека лаву информации которую он не привык считать для себя важной и существенной, стремиться сразу же привести его к церкви и непременно воцерквить. Это следует делать незаметно, потихонечку, не навязывая своего мнения, т.е. в соответствии с рекомендациями Д. Карнеги)))



полная версия страницы