Форум » Статьи » Пленение химерами, фарисейство или Православие? » Ответить

Пленение химерами, фарисейство или Православие?

Lanselot: Прочитал очень хорошую и актуальную статью Силуан (Туманов), игум. Где тот минимум культуры, без которого принятие главного в Православии невозможно? Что мы можем мысленно "выбросить" из Церкви, чтобы не потерять Её сути? Не слишком ли часто мы принимаем "обертку" за "шоколад"? Не сводится ли все наше православное благочестие к "чувствам" и дешевым псевдодуховным интуициям? Особенно часто, к сожалению, женское. Что сейчас для многих Православие? Пленение химерами Святой Руси, Византией, восковая свечка, горящая перед канонически писаной иконой, "молитвенное", т. е. сладенькое пение хора, ожидание антихриста (а не Христа!!!) под присмотром "старца" с хитрыми глазками, погромы "чурок" и "жидов" с твердой уверенностью, что это только они погубили Россию, а русские тут как бы и не при чем. Малиновый звон колоколов, рокотание басов на Апостоле и Евангелии, при этом текста не понять, да и понимать никто не торопится. Интервью по телевизору с главным (и на редкость искусным) звонарем старообрядческой колокольни (взгляд вверх и в сторону, глаза горят, весь "одержим" идеей) - "полифония (!?) приветствуется в старообрядческом колокольном звоне, потому что ... здесь полный чин богослужения, потому и звон должен быть полным". Не говоря уже о беспомощности логики, к чему нам этот "полный чин"??? Если на кафизмах эти благочестивые старообрядцы выходят посидеть на лавочки, пока их брат на клиросе отдувается, и посудачить о том, как "никонияне" всё порушили. Или "уставная" служба в одном из монастырских подворий: "купленные" певцы и чтецы вычитывают за отсутствующих монахов полный круг богослужения... Это ли общение с Богом, в этом ли смысл богослужения? Разве талмудически-фарисейское вычитывание "на сто четырнадцать" и выпевание текстов на непонятном языке "знаменным роспевом" с кучей ошибок и нелепостей при произнесении текста это цель службы и механически сообщает человеку "благодать"? Кстати, о благодати. У нас часто не Бог нужен, а благодать. Если что-то не дают - служба не та. Надо либо помазывать, либо окроплять. Даже брать артос в Светлую Субботу не хотели. Водичка обычных водосвятных молебнов для большинства прихожан была несомненно выше причащения. Невнятная наша проповедь о "чём-то" духовном, на "птичьем", семинарском, языке , перегруженная специфическими терминами, недоступными даже образованным людям, куча "талмудических" запретов и практическая неспособность священника объяснить смысл всех этих "нельзя". Гнилые разговоры про "сергианство", "экуменизм" и пр. и при этом очевидное невежество в элементарных вопросах веры и благочестия... и так далее до бесконечности. При таких условиях Православие в некоторых кругах потихоньку подменяется "православниваченьем". Внешность и только внешность и боязнь, что за ней кто-то разглядит пустоту и отсутствие содержимого. Слава Богу не у всех, а то и Церковь не стояла бы, но это внешнее все более завоевывает доминирующее положение... Несомненно, что человеческое и Божественное в Церкви соединены халкидонски, и за счет этого освящается наша культурная в том числе деятельность, получая не только оправдание, но и легитимность. Но не слишком ли часто мы "церковностью" наших намерений оправдываем наши эгоистические действия? Итак. Возможна ли литургия без херувимской Чайковского или иг. Силуана? Возможна. Возможна ли Златоустова литургия без херувимской? Нет. А потенциально благодатным может быть и грех - потому что может привести к покаянию. Сайт игумена Силуана (Туманова)

Ответов - 2

BrainStorm: Lanselot Жесковато конечно, но может быть так и надо...

Rooster: А везде так. Вот, например, недавние наблюдения липецкого попа: Богу содействующу совершили литургию с комментариями. Опыт достаточно интересный и нужный, хотя коррективы вносить нужно, конечно. Совершенно замечательный случай оказался, одна женщина подошла к о. настоятелю после службы и говорит "Батюшка, меня только вчера спрашивали - вот ты, православная, в храм ходишь, а смысл богослужения все равно не понимаешь. Я опечаленная такая была, а тут прихожу в храм и мне службу объясняют!". Ну здесь, наверное, можно не только огорчиться, но и порадоваться - у человека есть потенциал, и есть надежда, что под руководством такого пастыря он реализуется. Если, конечно, не зачахнет все в таком: Хотя были реакции и другие. Одна пожилая женщина проявила обеспокоенность тем, что Евангелие читается по-русски. На вопрос, а что ее смущает, ответила, что в уставе, оказывается, указано читатать Евангелие только по-славянски и она молится о том, чтобы только так и было! Естественно, женщина не привыкла понимать смысл Священного Писания, и, видимо то, что оно становится понятным, начинает ее пугать. http://otez-dimitriy.livejournal.com/250453.html Разве у нас не так? Мне картина, нарисованная и игум. Силуаном, и попом Димитрием, представляется весьма соответствующей происходящему и в наших местных храмах. Будет ли конец этому повальному номинализму в восприятии того, что дает нам Церковь в своих богослужебных чинопоследованиях, зависит от нас.



полная версия страницы