Форум » Статьи » Воздушные змеи Великим постом! » Ответить

Воздушные змеи Великим постом!

osta: Необычно радостное размышление на тему Великого поста. ;-) Воздушные змеи Великим постом! Конечно, уже не самое начало поста, но в этой работе еп. Каллиста говорится не только о его начале. Надеюсь, этот текст вдохновит не только меня. В Греции, по крайней мере в прошлом, первый день Великого поста — так называемый Чистый понедельник (поскольку в православной церкви пост начинается не в среду, как в западной, а на два дня раньше), был первым в году праздником, который отмечался на открытом воздухе. Люди целыми семьями выезжали в сельскую местность, поднимались на холмы и с крутых холмов запускали воздушных змеев. Вот хороший образ начала Великого поста, чтобы сопоставить его с обрядами западной Пепельной среды. Очевидно они очень различаются по своим акцентам. Пепел, посыпаемый на головы и оставляющий след на наших лицах, со всем его символизмом покаяния и неотвратимости смерти, безусловно, отражает важную и неотделимую составляющую значения поста в целом. Но греческое православие, отмечая вхождение в пост, делает акцент не на этом. Напротив, мы стараемся связать пост со свежим воздухом, с ветром, веющим поверх холмов, с приходом весны. Великий пост — это время воздушных змеев, время приключений, открытий, новых инициатив, новых надежд. В этой связи, конечно, не является случайностью, что время Великого поста наступает не осенью, когда опадают листья и дни становятся короче, и не в середине зимы, когда деревья стоят голые и водоемы замерзают, но весной, когда вскрывается лед и новая жизнь отовсюду заявляет о себе. Действительно, первоначальный смысл английского слова “Lent” (пост) — это именно “весенняя пора”, как это видно из слов средневековой поэмы: Lenten is come with love to towne, With blosmen and with briddes rowne1. “Весна с любовью в мир вошла, с цветеньем почек, с птичьем пеньем.” Может показаться странным рассматривать пост как время для того, чтобы влюбляться, но возможно — это одно из его значений. Связь между постом и весной видна также и в православных богослужебных текстах: Начинается весна поста, Распускаются цветы покаяния2. Покаяние — metanoia, “изменение ума” — это не пепел, но раскрывающийся цветок. Таков контекст, в котором мы должны говорить о Великом посте: он связан с полетом бумажных змеев и с началом весны. Но также он связан со свободой. Весьма знаменательно, что на время Великого поста почти всегда приходится один из главных праздников церковного года — Благовещение, празднуемое 25 марта. В этот день мы вспоминаем свободу того выбора, который сделала Благословенная Дева Мария. Когда архангел Гавриил возвестил Марии Божий замысел, он ожидал от нее ответа: “Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему” (Лк 1: 38). Этот ответ со стороны Марии не был предрешен заранее, она могла отказаться. Пресвятая Троица уважает человеческую свободу. В Послании к Диогнету (2-й век по Р.Х.) говорится: “Бог не принуждает, а убеждает, ибо насилие чуждо Ему”3. Именно так было и с Девой Марией: Бог не стал бы человеком, не испросив сперва добровольного согласия Той, Кому предстояло стать Его Матерью. Это было необходимым условием. “Мы соработники (synergoi) у Бога”, — говорит апостол Павел (1 Кор 3: 9), и в первую очередь это относится к Деве Марии. В Благовещении она стала synergos, соработницей Богу, — не просто послушным орудием в Его руках, но активным участником Таинства (Тайны). Как говорит святой Ириней Лионский († ок. 200): “Мария содействовала домостроительству”4. Вот, таким образом, другой ключ к пониманию смысла поста. Будучи временем постижения и обновления, временем духовной весны, пост также связан с тем, как мы используем нашу человеческую свободу выбора. Великий пост — это время, когда мы учимся быть свободными. Ибо свобода, с одной стороны, есть нечто непосредственное, но с другой стороны, и то, чему нужно учиться. Если бы вы спросили меня: “Вы играете на скрипке?” — и я бы ответил: “Я не уверен, я никогда не пробовал...”, — мой ответ показался бы вам несколько странным. Потому что я вовсе не свободен сыграть сонату Баха на скрипке, если сначала, путем долгих и упорных занятий, не овладею инструментом. На нравственном уровне дело так же обстоит и с проявлением нашей свободы. Будучи человеком, созданным по образу и подобию Божьему, я не обладаю истинной свободой, пока не научусь использовать данную мне свободу правильно, а подобное научение предполагает послушание, дисциплину и самоотречение. Свобода не просто дар, это еще и задача. Русская духовность называет это аскетическим подвигом. Как справедливо отмечал Николай Бердяев (1874-1948): “Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя”5. Но также она есть привилегия и радость. Еп. Диаклетийский Каллист (Уэр). Великий пост и общество потребления. Журнал "Православная община" № 49. http://community.livejournal.com/portal_besedka/89207.html

Ответов - 1

VM: Приведено лишь начало этой замечательной статьи (в ссылке, которую приводит Наталья, то же), но там приведен источник более полного текста: Епископ Диоклейский Каллист* Великий пост и общество потребления или здесь: Великий пост и общество потребления Мне лично запомнилось о роли и смысле жертвы: жертва - это посвящение Богу, освящение, всего, часть чего жертвуется, будь то материальная жертва или время, в то же время это и истиное приобретение того, что мы вроде и так уже имеем. Мне кажется, что запуск воздушных змеев, это вообще идея для занимающихся социальным служением, конкретно - посещением детских домов, так как в данном секторе наблюдается именно недостаток идей. Те кто занимался в авиамодельных кружках могут помочь активистам (слышал, что первые занятия в данных кружках посвящящаются теме воздушных змеев).



полная версия страницы