Форум » Статьи » Церковь земная. Мать? Мачеха? Или просто мимо шла? » Ответить

Церковь земная. Мать? Мачеха? Или просто мимо шла?

AleBuAle: У одних моих близких знакомых случилась трагедия, умер человек, маленький ребенок... Не хочу бередить их раны, поэтому не пишу о сути. Узнал об этом только по факту, потому не смог вмешаться и попытаться предотвратить. Люди почти потеряли веру и ушли из Церкви. Виновными в этой ситуации оказался духовник и его окружение, а если посмотреть шире тот бредовый идиотизм, который расцвел пышным цветом у нас в земной Церкви. Признаюсь это меня не на шутку задело. Я решил понять, почему с нормальными людьми происходит такая метаморфоза, почему они перестают адекватно реагировать на действительность и сами вредят своим близким, семье. Как в церкви может происходить подобное??? Я перечитал статьи, размещенные в моем ЖЖ, особенно http://srechkunov.narod.ru/prav-sovr.html. Я потрудился и провел ряд консультаций со многими моими знакомыми. И вот написал новый текст. Он наверное слишком эмоциональный, иногда даже злой. Но в конце концов, даже самый "острый" текст не идет ни в какое сравнение с доведением до безверия и смерти людей... Я специально заострял многие вопросы. Мои и чужие мысли ниже прозвучат вперемежку, часто без кавычек и сносок, так как если мысль мне нравилась я просто хватал абзац и вставлял в свой текст... Времени причесывать не было - так уж вышло, надеюсь что никто не обвинит меня в плагиате. Я как-то сказал свое мнение о катехизации. (http://srechkunov.livejournal.com/21025.html) Мой неутешительный вывод: в РПЦ никто не думает о будущем. Мы имеем армию непросвещенного (кондового) в церковных вопросах народа. Сейчас большая часть молодежи и детей пришедших в Церковь в 90-е достигли возраста, когда их можно рукополагать. Причем даже во епископы. Неадекватность наших духовных школ по отношению к реальности чудовищна. Но об этом я как-то тоже писал. Отказ от развития системы воцерковления людей привел к тому, что слепые (неофитсвующие и "кондовые" священники) начинают быть водителями слепых (таких же неофитсвующих мирян). 1. О стагнации церковной работы Люди (особенно трудоспособного молодого возраста) на работе в Церкви не задерживаются. Конечно, раз уверовавшие люди редко отказываются от Христа, но мы не видим того, чтобы именно профессиональные трудоспособные люди серьезно отдавали Церкви доступные им ресурсы. На примере Москвы мы знаем (и на моем опыте 10-ти летней давности и на опыте моих сегодняшних коллег), что нормальные люди (конечно исключая "теток" предпенсионного возраста, на которых все на приходах и держится) отдают себя служению Церкви в очень малых количествах и на очень короткий период - максимум 4 года. Как правило, 2-3 года. Это либо время горения, либо время, когда человек еще учится на старших курсах ВУЗа, апирантуре, либо для более старшего возраста, когда человек еще не обременен солидной работой, семьей. Если он воцерковляется и еще не зомбирован "старцами", "царями", "борьбой с педиками", "антиэволюционизмом", "истинным святоотеческим православием", то у него есть желание что-то доброе сделать для Церкви и людей, поделиться своей верой. За эти 3 года человек обретает опыт церковной работы и по окончании этого срока (поступил на работу или женился/вышла замуж, да или просто достало безденежье, тупость настоятеля или еще что-нибудь в этом роде) христианин переходит в разряд пассивных христиан. Новое поколение воцерковляющихся людей, как правило, все начинают с нуля. Перенять чужой опыт почти невозможно, поскольку нет системы и нет организации труда - каждый действует в меру своей "харизмы". Таким образом, церковная работа, воплощаемая силами неофитов, не может в принципе преодолеть определенного "любительско-харизматического" рубежа. Самое обидное, что всем маститым власть предержащим все это известно. Известно и всем ведущим миссионерам, типа дьякона Андрея Кураева. Известно и протоиерею Владимиру Воробьеву, ректору ПСТБИ и архимандриту Иоанну Экономцеву, ректору РПУ, поскольку они ежегодно «в никуда» выпускают по несколько сотен людей. Но все делают вид, что проблемы нет. Многие из знаемых мной священников (конечно не все) - "пробки серые". Они могут разве что подарить на день рождения плюшевого крокодила почетному настоятелю. Эти выпускники постсоветской семинарии - бескультурны и жизненно неопытны. Их стихия - это требоисполнительство (порой начетничество), надменное отношение к прихожанам, настойчивое желание быть духовным руководителем и авторитетом (в приказном порядке, конечно) для христиан. Очень многие нынешние настоятели и недавние семинаристы никогда не станут истинными пастырями. Наша советская церковность в лучшем ее проявлении навсегда покидает нас. Уходит культура, уважение, подвиг, честность. Остается именно совок, остается худшее: невежество, неумение, нежелание, нетактичность и невежливость, ненависть и неадекватность. Я вспоминаю один разговор с несколькими батюшками, отвечающими за просветительскую работу. Смотрел я на них и думал: "Да вам же надо трактористами быть. Все вы хорошие, добрые. Но вы же двух слов связать не можете, вы же ни фига не понимаете, ни в педагогике, ни в менеджменте. Вы же живете мифами о Церкви, о ее истории, о ее богослужении. Ну почему вас не отправили учиться, набираться опыта, почему не дали зарплату человеческую, почему не создали условия для нормальной работы?" На это накладывается жесточайший прессинг от "православных-ру", направленный на все "неправославное". Об этом неплохо, но слишком мягко и обтекаемо сказано вот тут: http://srechkunov.livejournal.com/22250.html Все это уже, так или иначе, упоминалось. Я же хочу сконцентрировать мысль именно на том, что мы не даем пустить корни в Церкви тем, кто этого хотел бы. По евангельской притче - церковь во многом стала той каменистой почвой, на которой семя деятельной и активной веры никак не может дать всходы. И что-то не видно, чтобы кто-то пытался очищать и удобрять почву. На каменистой почве вырастает мало здоровых и полезных растений, но за их счет на ней растет много паразитов. Плюс ко всему - практика перемещения настоятелей по произволу архиерея и присылка абсолютно нового для общины нового, по сути "архиерейского чиновника". Прямо армия какая-то. Не знаю, почти ни одного примера когда вместо старого ушедшего на покой или умершего настоятеля на замену ему рукоположили или назначили кого-то с прихода. В результате при любой смене настоятеля происходит все тот же перезапуск системы - все с нуля, все новое, а старое часто безвозвратно уходит... Ну посмотрите сами. Вот был прекрасный и чудный пастырь о. Федор Соколов, такой же был отец Борис Нечипоров. Пока они были живы их общины держались, активно жили. Стоило им уйти - все медленно умерло или умирает. Из их помощников не рукоположили никого, способного перенять эстафету, и не смогли прислать никого кто продолжил бы их дело. Преемственность на нуле, новый настоятель, новые люди, все заново. 2. О реальной неадекватности церковной проповеди и богослужения. Нужно признать, что она крайне неудачно отвечает на реалии времени. Наше общество постсоветское. Те, кому больше 30-ти (условно) - воспитанники советского мировоззрения и носители советского образа жизни. Они как бы надели поверх своей природы церковную одежду. Те, кому до 30-ти - "Поколение пепси". Как-то один знакомый алтарник, который ходит в "молодежку" в одном из храмов, указал на важный факт. Сейчас такое время, когда появился целый пласт православных (!) детей и молодежи, в жизнь которых теснейшим образом вплетено то, что никак не вписывается в церковные рамки. Это и телевидение и видео (вплоть до эротики); и компьютерные игры (вплоть до явно оккультно-ориентированных); и свободные половые отношения; и современная музыка (вплоть до жесточайших сатанинских групп); и современные научно-фантастические воззрения (начиная от действительно научного эволюционизма и заканчивая идеями инопланетных цивилизаций); и современными философско-религиозными мудрованиями (вплоть до эзотерики). Все это замешано на современной плоской тупой поп-культуре, мало связанной с тем, что именуют европейской и русской культурами. Эти ребята и девчата не могут отказаться от всего сразу, и их низкий культурный уровень не позволяет им без наисерьезнейшей подготовки прилагать Евангелие к своей настоящей жизни, понять высокое богословие (или хотя бы вникнуть в термины "ипостась", "природа" и т.п.), осознать историю Церкви, понять (не говоря уже о том чтобы органично встроить в жизнь) богослужение и т.д. На самом деле для них мы не предлагаем почти ничего удобоваримого, подходящего для "переплавки" подобного человека в настоящего деятельного в любви и жизни христианина, в результате получается какой-то жуткий суррогат личности, не имеющей никакой цельности и порой не находящий твердую церковную почву в сложных жизненных ситуациях. Я думаю, что и выходцы из совка (включая меня) и "поколение П" - нравственно и религиозно недоразвиты, благодаря советскому безбожному и античеловеческому прошлому и современной секулярной культуре потребления, продолжающей советские традиции (кто бы и что бы там про совок не говорил). Мне вспоминается очень хороший и честный парень, с которым мы как-то разговорились. Он сказал, что верит во Христа и регулярно ходит в храм. Он православный. При этом он сожительствует с девушкой, которую любит. Из-за этого он не может позволить себе причащаться. К тому времени он решил менять свою жизнь. Но ведь долгое время он созревал, шел к принятию этого решения. А как быть тем людям, о которых я написал выше? Как мы можем помочь им измениться, отказаться от греховного, одновременно не изменяя себе, своим нормальным человеческим проявлениям и современному устройству жизни? Можем ли мы предложить людям воспринять церковную традицию, в той форме которая поможет им деятельно проявить и осознать себя христианами? На этой мысли я бы хотел остановиться подробнее. Сейчас никто не будет спорить, что наше богослужение архаично, что органичным оно было где-то в 7- 9 (ну пусть в 15-16) веках. Кому-то эта архаичность даже нравится, и в свое время помогла придти к Богу. Но задумаемся - на нашем богослужении были все, однако уловило оно в Церковь несколько процентов из них. Так вот, 2% людей, привлеченных из мира в наши храмы архаичным богослужением - не слишком ли малая (на мой личный взгляд - БОЛЬШАЯ!!!) плата за то, чтобы ничего не менять в его архаичности? Неужели органичность богослужения навсегда потеряна православными? Мне видится здесь только один путь - плюрализм богослужебных форм. Католики не боятся служить по православному обряду, разные протестанты (в частности, лютеране) тоже многое заимствуют из нашего богослужения, одни только мы остаемся на кондово-несгибаемых позициях. Причем уверен, что эта моя, в общем-то простая и лежащая на поверхности идея, многих повергнет в непонимание и шок. Как так - служить по католически, по протестанстски, по новому, по старому? А я считаю, что только так и можно. Кто хочет - пожалуйста - вот тебе архаичное богослужение 7 века, не нравится - пожалуйста 11 век, не подходит - 15 век, тоже "что-то не то" - 18 век, не подходит - вот тебе богослужение 21 века на русском языке, мешают иконы - пожалуйста - вот тебе убранство базилики 2 века, нравится органная музыка Баха - пожалуйста, в таком то храме проводятся службы на лютеранский манер, ближе католический хорал и римская месса - нет вопросов, все это у нас есть. Обряд для нас не главное, главное суть. Да, написал, и подумал - нет, не пройдет такое у нас! :( Но, к сожалению, докажет это только одно, что наше православие - это религия обряда, убери его - и непонятно чем мы от других отличаемся... "То бишь" мы от старообрядцев на самом деле далеко не ушли. И кстати, их обряд мы терпим, а ничего другого нет. Между прочим, я уверен, что - воплоти мы такую идею в жизнь, и огромная масса народа из протестантов вернется к нам. Будут не только единоверцы-старообрядцы, но и единоверцы-католики, единоверцы-лютеране. В общем, "единство в главном, свобода во второстепенном, и во всем - любовь", и пока мы к этому не вернемся – у нас будет те самые 2 %, ибо остальным мы путь в Церковь будем закрывать неподходящим для них обрядом.... (Вернувшись из моих мечтаний в реальность мы увидим, что даже в том, что в чем состоит суть миссионерства архаичного богослужения (возвышенном пении и чтении, "истовом" служении и проповеди священника) мы наблюдаем сейчас упадок и замену на посредственность в личных качествах, примитивность и скомканность в служении, непрофессионализм и караул в пении, чтении, хождении. Мы теряем даже красоту и пленительность древности и архаичности...) Поведенческие и обрядовые идеалы прошлого, в том числе и аскетические и семейные и канонические и богослужебные, - это идеалы архаичных обществ с монархическим устройством и очень низким культурным и социальным уровнем развития подавляющего большинства жителей Империй. Соотнесенность этих идеалов с реальностью - крайне редкое явление наших дней. Я далек от того, чтобы на основании сказанного призывать все разрушить и построить "православный баптизм". Речь не об этом. Прошу меня в этом не обвинять. Итак, воцерковляющаяся аудитория прекрасно понимает, что большая часть традиции не для них составлялась и не для них существует. Эти люди готовы откликнуться на евангельскую нравственность и на евангельскую веру, но не готовы и не желают принять те формы, в которые Евангелие обличено в Православной Церкви. Есть, правда, много людей, готовых принять "формы православия" (чем более языческие, тем лучше) и не готовых принять Евангелие. О последнем свидетельствует чудовищный языческо-коммерческий культ блаженной Матроны. Человек в современном обществе занимает совершенно иное место, чем прежде в архаичных обществах. Чтобы остаться человеком и тем более христианином, вопреки секулярному миру, от человека требуется личная ответственность, личное принятие решений. Многие люди стремятся к свободе от тирании мира, а наша Церковь в лице батюшек и в виде "незыблемой традиции" предлагает им не евангельскую свободу, а рабство той самой архаичной традиции и рабство духовникам. Самое страшное, что людей втягивают в рабство не только традиции культурной, но и традиции отношений. В Церкви до сих пор реализуется и пропагандируется совершенно тупиковый путь надменных гуруистических отношений. Из братства и семейности крошечных древних общин со временем выветрилось человеколюбие. Когда-то Церковь свои христианские общины - царство Божье на земле - царство любви, свободы и единства - противопоставила языческим архаичным культам с профанами-людьми-потребителями и жрецами-гуру. Однако в истории произошла странная подмена общинности культом. Архаичная форма (культ) подменила церковные общины. Общинная суть богослужений, в частности, получила культовое обрамление, в котором народ Божий не более чем стадо овец. Так это богослужение и воспринимается сейчас - как удовлетворение религиозных потребностей. Для архаичного общества - это было нормально. Грамотность людей стремилась к нулю, о социальных свободах и речи не было. Только в книгах остались утверждения, что народ участвует в богослужении. Нет этого сейчас. Он приходит потреблять то, что предлагает ему высшая "каста" - "каста" священства. Интересы народа учитываются только в одной области - потребительско-коммерческой. То есть что народ готов купить, то ему и продают, вплоть до земли с могил. Если народ стремится что-то узнать о Церкви, о богослужении, о церковной традиции, то, по сути, он слышит один ответ: отключи мозги. А как еще воспринимать отказ от любых (!!) изменений "застывших" аж с 17 века форм богослужения? Отказ от русификации? Как объяснить наличие множества мифов и откровенного вранья, наличие кощунственной коммерции? "Православные-ру" борются с обновленчеством и ересями 21 века, но никто ни разу не критиковал страшную коммерцию, поглотившую Церковь. А чудовищные псевдодуховнические отношения, бытующие даже на лучших наших приходах? Все прекрасно знают о трагедиях на приходах, когда духовники запрещают выходить замуж барышням, которые несут серьезную нагрузку на приходах, когда культивируют безумные медицинские вещи, вроде домашних родов, отказов от прививок, отказов от светской медицины и лечения у всяких шарлатанских "гомеопатов". Кому неизвестны детские смерти в результате всего этого гуруистического рабства духовникам? Почему никто не даст "по шапке" оо. Аркадиям Шатовым и Артемиям Владимировым? Когда наконец духовники будут чувствовать наступление реальной ответственности за свои действия? Или мы по-прежнему будем развивать в наших приходах постсоветского забитого затюканного раба, а не свободную гармонически развитую личность? Я уверен, что новый постсоветский тип человека, тип не способный к настоящей общинной жизни - это детище советской идеологии. Пока я не могу ясно выразить это. Страшное смешение мы наблюдаем. Мы ушли от архаики империализма навсегда, но не пришли к цивилизованному человечеству. Российская армия, которая стала настоящей "зоной" где, как в Питере, солдат заставляют идти на панель, да и вообще наша проданная и разворованная страна подтверждают, что мы люди незрелые, мы боимся свободы, боимся ответственности. В этом плане мы тянемся в архаику отношений, чтобы нас, мирян, считали баранами и нам все говорили, как и что делать. Но все же дистанция с прошлым очень велика. Те византийские формы жизни и богослужения не могут воспитывать наше общество. Они во многом отжили свое. Доказательство этому - качественное стагнация интереса к Православию на протяжении последних 10 лет. Православных так и осталось не более 2% населения. После всплеска 90-х ничего не изменилось качественно. Я уже писал, что в 1953 году по данным совета по делам религии в храмы на Пасху пришли 150000 человек. А по данным о. Всеволода Чаплина в этом 2007 году - 300000. Я в шоке. Население Москвы выросло в два раза и количество людей молящихся на Пасху выросло в два раза. А где же религиозный рост? 3. Об авторитетах. Сейчас появился целый класс людей, которые вписываются в традицию, но, что парадоксально, не вписываются в евангельское благовестие. Это, как правило, какие-то "выгодные" для той или иной церковной структуры люди. Наиболее яркие примеры вы найдете на обложках журнала "Фома". Я не слова не говорю об их личной жизни. Каждый из них, скорее всего, гораздо лучший христианин, чем я. Я говорю о той жизни, которую всякие "звезды" представляют своим зрителям (читателям), поклонникам и т.д. Модной девушке из MTV можно на телеэкране все: голый пупок, пирсинг, вызывающая одежда, свобода выражения своих взглядов на все что угодно. Мало кого волнует вопрос о нравственности и сочетании с Евангелием некоторых ее телепередач. Нам говорят: работа такая. Зато она "очень верующая" и она выгодна Церкви, и можно подавать это в миссионерском ключе. Вот как здорово, и такой, и такая в нашей Церкви, и у них все хорошо... Да, конечно, это здорово, что у них так хорошо, но я хочу сказать, что если бы вот такое отношение было ко всем приходящим в храм или ни к кому, то это было бы лучше "двойных стандартов". Почти все эти люди-звезды выступают за сохранение традиции: церковно-славянский язык, старый стиль, старцы и т.д. Мне понятно, почему. Они - некая элита, которую на руках носят. Церковь потеряла внутренний авторитет и прибегает к внешнему. Помню как одну из таких "звезд" привозили к мощам очередного привозного святого. Люди стояли в очереди по 10 часов. "Звезду" провели без очереди. Я уверен, что отстаивая традицию, эти "лица православия" отстаивают свою уникальность. Если бы они отстаивали не потребительско-религиозные отношения, а истинно христианский образ жизни - общинный, то им пришлось бы истинно смириться и стать одними из народа Божьего. Впрочем, как пришлось бы смириться и священникам и так же стать одними из народа Божьего, но первыми в ответственности и труде среди равных. Именно этого все боятся. В настоящей общине нет снисходительно-поучительных и коммерческих отношений. Тут надо быть семьей, надо быть жертвенным. Поэтому мне и многим моим знакомым очень не нравится, что в Церкви дают право голоса некоторым "публичным" людям, которые не имеют к Церкви серьезного отношения. Те же "обложечные" Тута Ларсен, Михалков, Демидов и т.д. могут говорить что хотят, но они не имеют права говорить на церковные темы, вернее мы не должны им давать такую трибуну. Перед церковными аудиториями они должны говорить о чем угодно, но не о церковной жизни и Церкви. Я в этом глубоко убежден. Пусть останется поклонение перед ними и их авторитетом (хрен с ними), но рулить православной молодежью и учить их они не должны. Как пример. Мне рассказали, что Михалков призывал на крупном молодежном собрании (более 500 чел) оставить неприкосновенным непонятный славянский язык, потому что язык эстетически красив. Михалкову даже нравится, что он непонятен. Так же Михалков призвал отказаться от идеи поставить в храмах стулья. Мол, нужен подвиг, это так здорово стоять! Но знает ли он все это на собственной шкуре? Ходил ли он на протяжении последних 15-20 лет каждый воскресный день со своей семьей (детьми, внуками, женой) в храм, смиренно отстаивал ли все службы, ждал 2,5 часа в очереди исповеди, стояла ли его беременная жена в храме, не имея возможности присесть? Нет? Михалков приходил в храм 2 раза в год и его сразу вели в алтарь, прыгали вокруг него и ублажали? Да! - пусть он тогда вещает подобный бред у себя на кухне... Все эти "лица" зовут людей в ту Церковь к которой они, носимые на руках и объедающиеся на банкетах с архиереями и настоятелями, не имеют отношения. Они проповедуют людям сладкий миф, доступный их высотам, а приводят в серую обыденность приходской жизни. 4. Молодежь и политика. Тут один из полпредов высказался об отношении церкви, власти и общества. Это запустило и у меня в голове некоторый процесс. Решил и я пару слов сказать со "своей колокольни". Мы говорили, что церковь не может ресурсами поддержать активность молодежи даже в минимально необходимых формах. В результате получается странный суррогат. Православная молодежь идет в политику. В приходах нет реального включения молодежи в жизнь, нет поля для творчества и активности. Но такое поле и финансирование и даже карьера возможны в политике. Я ни в коем случае не против личных интересов людей и личных попыток сделать политическую карьеру. Я за то, чтоб среди политиков были люди православные и верующие. Я пишу о другом, о некоем поверхностном и массовом увлечении политикой и о том, что нашу молодежь втягивают в политику для решения совсем не церковных целей. Многие молодежные православные проекты (из нового - фестиваль "Братья", вся деятельность славянского молодежного союза, деятельность георгиевцев, стояние у памятника героям Плевны, православное крыло "Наших", Молодая гвардия Демидова, "Молодая Русь") реально политичны или политизируются. Это понятно, как я уже говорил, именно под политические идеи выделяются деньги и именно в политике молодежь видит "настоящее дело". Под проповедь христианства никто ничего не дает (даже Церковь), а вот под политику (определённого направления, разумеется – кремлёвско-идеологического) все дают охотно. Жить на что-то надо. Вот только "живут" на это организаторы, а расплачиваются - простые смертные. Ниже я приведу выдержки моей переписки с одним молодым челом. Опасность этой политизации, вернее игры в политику, я вижу в том, что нашей молодежью будут манипулировать и уже манипулируют. К примеру, есть такой странный человек Михаил Леонтьев. Он особенно не скрывает, что до Православия ему нет дела. Но он считает Православие важным государственно-образующим элементом. Однако, почему-то православные сами дают ему возможность популяризировать эти взгляды. Этот господин толкал свои идеи и на очень крупном московском молодежном форуме "Вера и дело", выступал перед "Нашими", а сразу после судя по анонсам, "просвещал" православных активистов на "Федоровском городке". Получается, что он эти идеи сеет на нашем церковном поле. Я не против того, что он их сеет во вне (среди нецерковных людей, тех же "Наших") - может это и не плохо (пусть неверующие считают, что Церковь хороша для государства и общества), но такие взгляды внутри Церкви очень пагубны, они выхолащивают нашу суть. Эти взгляды отодвигают Христа на далекое место. У нас и так мало молодежи, мы никак не можем считать, что церковные люди и Церковь - придаток государственности. Я вижу, как всякие популисты типа Леонтьева и Демидова, начинают подминать нашу молодежь под свои политические интересы. Вся страна уже ассоциирует православную молодежь с "Георгиевцами", а то ли еще будет... Я уже писал, что один мой знакомый посещает собрания при Новоспасском в "Молодой Руси". Он был очень увлечен событиями у памятника героям Плевны. Я обратился к нему за разъяснениями. Вот что он мне писал: "Заботиться надо не о том, чтобы очистить сквер вокруг часовни от "голубых", а о том, чтобы "педики" не очистили скверы от церквей и часовен. Кто этого не понимает - тот реально не адекватен... Все православные стояния показали нашу несостоятельность. Какое-нить националистическое движение запросто может привести для участия в акции пару сотен человек (выстроенных парами и подчиняющихся командам), а все православные молодежные организации, вместе взятые, не более нескольких десятков, среди которых добрая половина девушек... Непонятно, какие политические цели преследовали руководители "Георгиевцев" и примкнувших к ним "Молодой Руси", "Покрова" с прочими. Скорее всего, главная цель - личный пиар руководства. В результате, похоже, что, столкнувшись с "голубыми", с реальной преступностью, "кавказцами" и взяв в союзники "коричневых", они не знают, как теперь выйти из ситуации, в которую себя загнали... С христианской точки зрения, те, кто посылает и благословляет эти дела, должны стоять первыми. Прежде всего, это касается батюшек, которые благословляют членов своих организаций в этом участвовать. Печалит то, что ребята искренне участвующие в этих акциях не понимают, что их используют, что они - пушечное мясо". (http://srechkunov.livejournal.com/20189.html?mode=reply ) 5. Казарменная система построения церковной работы с молодежью Все понимают, что молодежь - это будущее, в лагере "Наших" говорят власть собрала 10 тысяч человек. А как с этим у нас, у православных? Об этом свидетельствует наиболее ярко и достоверно "Федоровский городок" - общеправославный молодежный съезд активистов РПЦ. О самом Федоровском все отзывы я слышал только наилучшие. Но какие выводы можно сделать, глядя на динамику жизни этого молодежного слета. Люди, которые там были в 2002, в 2004, в 2006 и в этом году, говорили мне каждый раз о 80% смене состава участников. Прежних не видно, не слышно. Все заново. Достоверно известно, что в любом областном центре (типа Калуга или Тверь) движение православной молодежи насчитывает по 10 чел, да и те разваливаются. Как правило, все держится на голом энтузиазме. Руководители молодежных и миссионерских отделов все более похожи на овощи. Епархиальное начальство чего-то боится и ставит на эти должности серых, послушных, неактивных людей, которые больше разваливают, чем строят. И я выскажу свое мнение почему... Эффективно могут заниматься молодежью или миссией только те люди, которые наряду с ответственностью обладают властью, мужеством, сильными личностными качествами, и только при условии, что они честны, независимы, даже дерзки. Иначе молодежь их не примет. Лицемерия, лживости и подхалимажа нормальная молодежь не приемлет. А именно это в среде епархиального начальства необходимые качества. Возникают всякие неприятные случаи с молодежными работниками. Классический пример - переход священника Владислава Сохина, как оказалось руководителя по работе с молодежью целой еперхии в ислам. Но это у всех на слуху, а о скольких скандалах мы и не слышали. Сколько отправили в далекие приходы, запрет, заштат, смирили мизерными зарплатами, кто-то просто ушел. Кто помнит о. Романа Зайцева с "Крутиц", который был организатором первого съезда православной молодежи? Где он сейчас? Торгует на рынке, занимается бизнесом? Я не знаю. Но знаю точно, что его как священнослужителя и церковного работника больше в нашей Церкви нет. Если человеку дается ответственная работа, то она связана с передачей не только ответственности, но и власти и прав и средств. А то молодых попов поставят, ответственностью раздавят и дальше только по морде бьют, денег не дают, все требуют так, как угодно архиерею. Пока этого не поймут архиереи - у нас никогда не будет ничего. Хотя как они это поймут, когда Патриарх нарукополагал за эти 15 лет по большей части малоинтеллектуальных монахов из Троицко-Сергиевой Лавры, или вообще кого-то со стороны по рекомендации замшелых правящих из провинции? Где интеллектуалы, где образованные управленцы, где люди с большой культурной и прочей эрудицией? Всего этого далеко нет, в лучшем случае наши епископы - добрые малообразованные дядьки, не разбирающиеся ни в людях, не в финансах, ни в чем (впрочем, нет – в финан ...

Ответов - 12

AleBuAle: ... сах все очень хорошо разбираются...)... В худшем - я даже не буду говорить... К сожалению, подобные серые управленцы на самом верху не дают власти и средств активным и талантливым людям, и поэтому эти должности занимают узколобые, недалекие, недискуссионные люди. Для них все просто, все расписано в схемы, которые важнее реальных людей. Чужая жизнь - это ломаный грош. Такие люди - это типа армейских прапоров. Именно им отдают на откуп всю нашу миссию, катехизацию, а заодно и нашу молодежь. Мне рассказывали, что несколько лет назад дьякону Филлипу Иляшенко в Тихоновском доверили заниматься молодежью. Дисциплина есть, молодежи нет. И подобные примеры ставки на людей, абсолютно не приспособленных к работе с молодежью, только ширятся. Кстати, одним из ярких признаков казарменного православия является то, что эти руководители не дают право молодежи на собственную точку зрения. Церковную аудиторию делят на баранов и тех, кто имеет право на голос. Первых много, вторых ничтожно мало. Такие на 100% и о. Георгий Кочетков и о. Анатолий Гармаев и о. Максим Первозванский и многие другие молодежные пастыри. Для подтверждения этой мысли я приведу фрагмент моей переписки с одним знающим человеком. На мой вопрос "А как обстоят дела у Георгиевцев и в Молодой Руси?" он ответил: "Георгиевцев я мало знаю. По моим впечатлением, это очень молодая организация (им месяца 3) и активистов там очень мало. Ну максимум пять человек. Всего же их не больше 20-ти человек. Верховодит у них со стороны православных некий Вадя Квятковский, о котором много говорят и все противоречиво. Я уверен, что это движение создано для отработки его политической карьеры. Что касается "Маруси", то тут все намного сложнее. Движение очень разнородное и большое. За много лет его посетила вся православная Москва. Из-за жесткой линии о. Максима и из-за всяких странных непонятных акций и из-за политизации "Маруси" многие ребята не разделяют линию "партию и правительства" и, в итоге, далеко не все на "стояния" ходят. При этом они остаются в организации. Многие занимаются именно тем, что им интересно: организуют балы, ходят в госпитали, детские дома, ездят в паломничества. В общем же я не могу быть беспристрастным. Я некоторое время тесно общался с активистами и лично с о. Максимом. Мое впечатление таково. Движение зародилось лет пять назад из-за желания православной молодежи общаться между собой, заводить семьи, тусоваться и все в таком роде. То есть оно пошло снизу и долгое время все так и шло, пока о. Максим не стал движение подминать под себя. На словах батюшка до сих пор говорит всегда и везде, что не имеет никакого отношения к движению и лишь окормляет некоторых членов, приходит, когда его зовут и т.д. На деле же о. Максим контролирует все и вся, раздает указания, жестко пресекает то, что ему не нравится. Я даже один раз нарвался. По сути дела о. Максим начал строить тоталитарную систему, как и многие наши батюшки. Мне даже это напомнило о. Олега Стеняева в молодости. Со всеми очень "мирен" и "обаятелен", "дискуссионен", широких взглядов, но при этом очень четко и жестко ведет свой курс и манипулирует молодыми людьми. С большим удивлением я прочел статью одной из основательниц движения в журнале "Наследник". Там утверждалось, что движение изначально создавалось для политики, для "спасения Росиии"!!! Мне трудно на 100% утверждать, но мой опыт общения с теми, кто начинал МР, породил у меня впечатление, что о. Максим начинает переписывать историю движения для возможного использования МР в политике. Не знаю, насколько это к делу, но меня, честно говоря, всегда настораживал один момент, именно с ним я связываю все странности во влиянии о. Максима. Меня удивляло, что о.Максим может уделять столько своего времени на общение с молодежью. С одной стороны это здорово. Священник доступен. С другой стороны, лично у меня после пятой встречи родился вопрос, а как там матушка о. Максима? А как она в 21 час вечера (пока идет наша молодежная встреча) справляется с 9-ю детьми? Разве муж не главный ответственный за семью? Тем более, что часто никакого толку от этих встреч нет. Иногда от бессмысленности, иногда от малолюдности. Последний пример с евангельским кружком. С одной стороны, о. Максим, стремясь контролировать все и вся, взял кружок под свое руководство, не доверяя ребятам самим его проводить. С другой стороны, сам он их стабильно посещать не может, и реально на прошедшие несколько встреч ходило всего по нескольку человек. В результате, как я и ожидал, дело закономерно заглохло... Но на самом деле все не так плохо с "Марусей". Это же чуть ли не единственное место общения молодежи в Москве. Народ искренне и тепло общается. У нас люди находят друг друга, влюбляются, периодически играем свадьбы. За это время сменилось несколько поколений активистов, которые поженились и нарожали деток. Многие ребята дружат, помогают друг другу, ездят как никто в Москве группами по 10-15 человек в госпитали, детдома... ". Вот так. А если посмотреть шире, то ситуация с нашей молодежью катастрофично. Реально податься куда-то молодым людям некуда. Что мы имеем? 5-10 крупных приходов с устоявшейся приходской молодежью, максимум по 15 человек? Назовем по пальцам: В приходе о. Д. Смирнова, в приходе о. А. Шатова, в приходе о. В. Воробьева, в приходе - о. А. Борисова, Маронцы, Колокол, Покров, кто еще? Ах, да Центр при Свято-Даниловом монастыре, что-то теплящееся у о. Г. Бреева, что-то в Химках, во Владыкино, Молодежный отдел на Крутицах. Все? И это на всю 15 миллионную Москву? Добавлю еще "ложку дегтя". Даже в молодежных организациях с вменяемым руководством (в частности в Свято-Даниловом монастыре или в Отделе по делам молодежи на Крутицком подворье) отсутствует налаженная система работы с детьми и молодежью. Мои знакомые отдали своего ребенка в "скауты", посылали в лагерь от Данилова монастыря, сужу по их словам. И там и там, что радует, есть штатный состав сотрудников, которым что-то реально платят. Но... Воскресные школы и там и там представляют жалкое зрелище, никакой молодежной общины, да и вообще общины нет. Вместо общины на Крутицах сборище совершенно отчужденных друг от друга клубов, типа "Богудонии", БПСа, евангельского кружка и т.п. В Свято-Даниловом самое обычное стандартное для большинства московских приходов "приходское" богослужение, духовная практика и культивируемый некоторыми прихожанами набор "бредней" - тоже стандартный. Разве Свято-Данилов монастырь предоставил что-то, кроме некоторых трезвых и реально адекватных мыслей известного "социалиста-утописта" игумена Петра (Мещеринова) и некоторых его "товарищей"? Есть у них, говорят, и молодежная школа. Ну и все. Не хочется их особенно ругать, они все-таки одни из немногих живых, но факт-фактом - говорильни в Даниловом много, а дела мало... Некуда на самом деле молодежи податься, или в казарменную систему или просто дома сиди - умные мысли читай и изредка на что-то настоящее выбирайся. Продолжение следует... Взято здесь: http://srechkunov.livejournal.com/27235.html На мой взгляд, статья - супер. Согласен везде почти 100%

osta: Я тоже согласна почти со всем. Это крик души, имхо, очень верно подмечены все наши слабые места. Имхо, ситуация плачевная, но в Церкви для нас самое главное Христос, наша связь с Богом, и, как говорил о. Пётр Мещеринов, возможно, все наши неудачи и разочарования в Церкви земной должны нас вести к Тому Единому на потребу, чтобы мы не сильно очаровывались земным и нашли утешение в Боге. Только в Боге наша радость, только в Господе мир, только в Боге мы сильны, Он рядом с нами, Он любит нас...

-=[K†ND]=-|RRF|: А что делать? Где альтернатива?


Marozko: Пальнем-ка пулей в святую Русь - в кондову́ю, в избяную, в толстозадую. А.Блок. Обширная такая, мощная сплетня получилась. Но очки протереть помогает. И, как правило, прицепяется очень хорошо... ИМХО, мнение немного однобокое. Чувствуется, наболело. Не может быть все всегда плохо. Да и что можно изменить в "казарменной" системе с таким-то вот настроем?! Люди, дайте позитива!!!

Барышня: И что же делать?

дк-денс: всё что от тебя зависит. блин.Да знаем мы знаем,что Церковь земная больная,раненная.может потому что она воинствующая всё таки.мы же люди все.грешные.неидеальные.может так оно и должно быть. может так оно и есть. вот ты видишь какие-то нестроения.хорошо.ну и что теперь?!уходить из храма?! не надо имхо ориентироваться на людей,таких же больных,как ты сам.что мало примеров для подражания?

дк-денс: зачем зацикливаться на недостатках?!конечно,хорошо знать об их существовании,чтобы не очаровываться и потом соответственно не обламываться.хорошо иметь объективный реальный взгляд.но он должен включать в себя тогда и знание и веру в то,что,несмотря на внешнюю неидеальную сторону бытия,Церковь то как никак Христова и Он в Ней незримо присутствует. и что тебе мешает спасаться?грехи других?даже отцов

дк-денс: пишу и одновременно сам ищу себе ответ. мы все ищем спасения.так?нас смущают недостатки в "корабле спасения"-Церкви.матросы грубые,полы скользкие,чёто кормят какой то фигней несвежей.НО МЫ ЖЕ ВСЁ ТАКИ ПЛЫВЕМ.а мы что хотели-на десятипалубном лайнере в первоклассной каюте,и сразу в Рай??!хорошо бы конечно:)но..придется принять всё как есть и сделать всё зависящее ОТ ТЕБЯ.вот весла.гребем,брат..

Барышня: там еще в этом ЖЖ продолжение есть, еще более острое...

BrainStorm: Мда.. наболело... согласен почти со всем... Но что делать? Даже так спрошу: Что делать НАМ, кроме "говорить" и "молиться"? Можно конечно архиерея замучать "посланиями от молодежи", можно что-то попробовать сдвинуть, но "бардак в головах" это не изменит... хотя у нас ведь тоже "бардак в головах" и часто "заносит" в крайности... Барышня пишет: там еще в этом ЖЖ продолжение есть, еще более острое... Чета не нашел... может удалили?

Барышня: http://srechkunov.livejournal.com/27530.html#cutid1

BrainStorm: Барышня Спасибо... прочитал, очень остро и болезненно... Очень интересно все это в разрезе того, что Интернет набирает все большую и большую силу в создании общественного мнения, и именно здесь возможен свободный диалог... Может это и частичный выход из проблемы, т.к. у молодежи теперь есть трибуна - Интернет, и не слушать эту трибуну скоро станет невозможно.



полная версия страницы