Форум » Статьи » Священнослужителем в России быть опаснее, чем журналистом! » Ответить

Священнослужителем в России быть опаснее, чем журналистом!

Marozko: В Ивановской области в своем доме убит настоятель храма. Тело священника с многочисленными колото-резаными ранами обнаружили прихожанки. Из его дома пропали лишь личные вещи. Расследованием убийства занялась областная прокуратура. В Московской патриархии говорят, что священнослужителем в России быть опаснее, чем журналистом. [quote]В ночь с 21 на 22 августа в городе Фурманове Ивановской области в собственном доме был убит 29-летний настоятель храма Вознесения Господня отец Авенир (Алексей Смолин). Тело убитого священника днем 22 августа обнаружили пожилые прихожанки. «Последний раз живым отца Авенира видели 21 августа около одиннадцати часов вечера, – рассказал «Газете.Ru» начальник отделения информации УВД Ивановской области Владислав Радостин. – По свидетельству очевидцев, он находился по месту своего жительства в частном доме на улице Большой Фурмановской. Наутро прихожанки решили проведать священника, так как забеспокоились, что он не отвечает на звонки мобильного телефона. Старушки были хорошо знакомы с отцом Авениром, у них был запасной комплект ключей от дома, которыми они и открыли входную дверь. В одной из комнат прихожанки наткнулись на тело убитого священника и сразу же вызвали милицию». По данным Радостина, на теле погибшего обнаружены «следы насильственной смерти, множественные колото-резаные раны». Из дома священника, предположительно, пропало «личное имущество и небольшая сумма денег». Иконы и старинные книги, а также электронную технику грабители не тронули. «Не исключено, что преступники искали какие-то более ликвидные ценности – деньги и золотые украшения», – заметил он. /.../ За год это уже второе жестокое преступление по отношению к представителям церкви: 6 января 2007 года в поселке Нейво-Шайтанский (Свердловская область) прямо в церкви был убит настоятель храма Петра и Павла Олег Ступичкин. Священника убили грабители, которым он пытался помешать. Забрав более 20 икон, они подожгли храм, вылив на тело настоятеля и на скамейки масло из лампады.У погибшего священника остались жена и четверо детей. В его убийстве обвинены двое жителей области. Большой резонанс вызвало и прошлогоднее убийство православного священника отца Андрея Николаева. Настоятель церкви Троицы Живоначальной, его трое детей и жена Ксения погибли в ночь с 1 на 2 декабря 2006 года при пожаре в собственном доме в селе Прямухино Тверской области. Обстоятельства этого преступления до сих пор остаются неясными. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Убийство». Выдвигались различные версии трагедии – самовозгорание, месть местных жителей, криминальные разборки продавцов суррогатного алкоголя, деятельность сатанистов. Дело под личный контроль взял губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. С тех пор сведений о ходе расследования не поступало. /.../ «Это уже второе громкое убийство в этом году. Профессия священнослужителя становится опасной. Священники не защищены. Люди злой воли думают, что они богатые люди, так как являются хранителями храмов, икон, старых книг и пожертвований прихожан», – заявил «Газете.Ru» глава пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский. По его словам, за последние десять лет насильственной смертью погибло очень много священнослужителей. Гораздо больше, чем представителей любой другой мирной профессии, в том числе журналистов. «В год происходит по несколько убийств священнослужителей. А священников намного меньше, чем журналистов», – сказал Вигилянский. «Мы скорбим и сожалеем о случившемся», – заявил он.[/quote] Взято отсюда http://www.gazeta.ru/social/2007/08/23/2083815.shtml

Ответов - 30

Александр: Позвольте и мне тогда свежую статью по теме. Взято осюда http://www.russned.ru/stats/795 Там же после статьи есть интересные мнения о статье. Священники, убитые в России с 2000 г. 21 марта 2000 г. Совершено убийство иеромонаха Григория (Яковлева), настоятеля Свято-Троицкого храма в поселке Тура (Эвенкийский автономный округ). 23 августа 2000 г. Убит священник Симеон Аносов, настоятель храма Андрея Первозванного в Барнауле (Алтайский край). 13 мая 2001 г. В Тырныаузе (Кабардино-Балкария) убит священник Игорь Розин. Ночь с 7-го на 8 июля 2002 г. В селе Чуфарово Майнского района убит священнослужитель из Ульяновска о. Федор Медков. 14 октября 2002 г. В Татарстане убит настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божьей Матери отец Илия Ефимов. Август 2003 г. Убит иеромонах Нил (Савленков), настоятель Ильинской пустыни (Карелия). 26 июля 2005 г. Убит архимандрит Герман (Хапугин), настоятель Вознесенской церкви Давидовой пустыни в поселке Новый Быт Чеховского района Московской области. Ночь с 1 на 2 декабря 2006 г. Сожжен с семьей священник Андрей Николаев, настоятель Свято-Троицкого храма села Прямухино Тверской области. В Рождественскую ночь 2007 года в Алапаевском районе Свердловской области был убит настоятель храма Петра и Павла иерей Олег Ступичкин, Отец Олег Ступичкин Все жалеют священников, которые погибли под новый год: семью тверского священника сожгли, а в Екатеринбургской области священника убили из-за икон. Всех это потрясло, и даже в этом увидели тенденцию насилия по отношению к священству в России. В связи с этим появились предложения и от патриотов, и от депутатов даже изменить законодательство по отношению к священнослужителям, то есть изменить их социальный статус. Так депутат, член думской фракции "Справедливая Россия - Родина" Чуев предложил ужесточить ответственность за преступления, совершенные против священнослужителей, приравнивая их к лицам, исполняющими служебный или общественный долг Он сообщил, что в пятницу внес на рассмотрение Госдумы законопроект - поправки в УК РФ, в соответствии с которыми ужесточается уголовная ответственность за преступления против священнослужителей: "Я считаю необходимым рассматривать их как преступления с отягчающими обстоятельствами". Его весьма поддержал публицист Сергей Храмов. В частности он пишет: «Священнослужители, ввиду стратегической важности нравственного подъема для нации, вправе требовать от государства поддержки в становлении духовенства как народного сословия. Основы сословного общества уже сложились в России. Государство еще в советские времена активно поспешествовало формированию привилегированного класса чиновничества (номенклатуры). Характер касты имеют представители силовых структур: армии, милиции, спецслужб. Осознается необходимость формирования предпринимательского сословия. Государство должно составить своего рода "табель о рангах", где будут представлены определенные критерии полезности бизнеса. По этим критериям присуждается тот или иной статус, в соответствии с которым предприниматель получает заслуженные привилегии, уважение и защиту. Русское духовенство имеет право на целую систему льгот и гарантий. В частности, если против служителя Церкви совершено преступление, то особый статус пострадавшего будет отягчающим обстоятельством для преступника. При этом, безусловно, надо выработать общенациональную идеологию, которая не допустит классовых противоречий, и в создании концепции гармоничного общества ведущую роль обязана играть Русская Церковь». Вот такие дела. То есть нужно социально, экономически и юридически формировать священную касту попов, которая бы служила залогом «нравственного подъема нации». А как же тогда быть с Евангелием? Вспомните, что в главе 20 Евангелия от Матфея, мать сыновей Зевеедеевых не так ли же просила об «особом статусе» для своих детей? «Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. …дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Значит, священник призван быть СЛУГОЙ народа, а не его пестуемой кастой. Как человек относится к слуге? Он кормит его, но требует от него работы и помощи. А получается по-другому. Бог – это Тот-Кому-служит-Церковь, Патриарх – это тот-кто-служит-Церкви, архиереи – это те-кто-служит-Патриарху, священники – это те-кто-служит-архиерею, миряне – это те-кто-служат-священнику. Но ведь Церковь – это единое Тело Христово, и все здесь должны служить Богу и друг другу. О каком же особом социальном статусе для священства идет речь? Тело-то тоже слуга, а не хозяин. Попробовали бы мы свое тело сделать хозяином, что стало бы: от ожирения и лености на своем диване сгинули бы. А если священник допустит до себя мысль, что он не слуга на приходе, а – хозяин, то батюшка только о своей семье, своем доме, своей машине и личном благополучии заботиться будет. Вот письмо одного батюшки об этом: «У нас подобное - норма. И чаще всего не является (если не замешаны еще какие-либо интересы и не слишком большой скандал) основанием для смещения с должности, а не то, что уголовного расследования. Буквально в моем районе священник за 10 с лишним лет вместо храма построил себе дом. Кроме того, страдал постоянными запоями, из-за которых срывались даже праздничные службы. И за это не то, что был наказан, а был награжден званием протоиерея и благодарностью "за понесенные труды на приходе". С переводом, правда, в собор. Вряд ли это худшее место. Во всяком случае, священник, переведенный из собора на его место, не очень-то в восторге. Тем более с таким "наследством". А уж если священник что-то еще и делает для храма, то на использование части пожертвований для улучшения личного благосостояния вообще закрывают глаза. Да и кто скажет, что это незаконно? Никто не регламентирует, какую долю на что пускать. Тем более, что в отличие от Америки он не обязан отчитываться ни перед государством, ни перед прихожанами. Бюджет прихода, как правило, тайна даже для руководства епархии, которое заинтересовано только в одном - получении взноса на содержание высших церковных учреждений. Но и епархия даже не получает положенного. Взнос берется в процентах от всех пожертвований, но их размер в официальных справках даже для епархии существенно занижается». А на днях сообщили, что семья еще одного батюшки погорела, теперь в Новосибирске. Батюшка-погорелец было объявил, что это его сатанисты пожгли, но СМИ, со ссылкой на следственные органы определили самовозгорание дома. Какая разница, отчего дом сгорел? Погорельцев все равно жалко. А вот погибших не жалко. Почему? Потому что за них, за погибших, теперь уже радоваться нужно, печалиться нужно за живых. Погибшие хотели Царствия Небесного и получили, только через страдания. Но для любого христианина эти страдания понимаются как очищающие, и к смерти христиане относятся очень радостно, она для них, по слову Апостола, – приобретение, встреча с Тем, Кого всю жизнь любил. Перед смертью все равны - и священник, и последний бомж. Потому что знаем, человек умирает либо когда он спасен, либо когда спасение уже невозможно. И только в этом смысле можно относительно жалеть или радоваться за умершего, да и то, кто из нас знает суды Божьи? Я за свою жизнь, может, только на паре похорон-то приличных был, где все относились с пониманием, радостно, а то все ревут, себя жалеют. Чего жалеть-то? Может, мы и действительно находимся на пороге времени, когда снова будут притеснять священников, будут гнать их. Ну что ж, может тогда и среди них появятся Иоанны Кронштадтские и Алексеи Мечевы. А то молодые попы только и заняты своим мирским устройством: где жить, на чем ездить: «Я, Господи, отдаю тебе свою свободу, подчинюсь архиерею, а Ты мне за это ….» И вот письмо еще одно иркутского батюшки, которое еще глубже раскрывает то, перед чем мы стоим: «Сегодня отец диакон сообщил мне, что произошла новая трагедия, снова подожгли ночью дом священника, уже в Новосибирской епархии. Слава Богу, жертв нет, он и его семья спаслись. Что я думаю обо всех этих печальных идущих одно за другим событиях? Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что в дальнейшем будет еще и еще. Кто виноват в этом, а виноваты, прежде всего, мы. Какой выбор мы сделали, такой и получаем ответ. Многие помнят, как с тысячелетия крещения Руси люди толпами шли в храмы, чтобы принять Таинство крещения, мы их покрестили, но никто за редким исключением не стал ими заниматься и интересоваться. Людям предпочли стройки и камни, такова генеральная линия, больше строек и камней. Вместо того чтобы заниматься налаживанием приходской жизни, т.е. приходы как общины, как семья, а не захожане, прохожане. Приходы, где уделяли бы внимание и социальной непоказной помощи нуждающимся, уделяли бы место просвещению и воспитанию новокрещенных. Но что такое люди… Нужны только для того, чтобы поиспользовать, денежку потянуть, потом вон. Предпочли стройки, где епархии распиливают бюджетные деньги напополам с местными администрациями, где воссоздание из руин становится прачечной для отмывания криминальных денег. И пропагандируется псевдоправославие с патриотизмом сталинского типа, с готовностью на все перед властями – с заглядыванием им в глаза: ты только скажи, что надо, и мы поддержим, прорубями на Крещение с дикими истолкованиями, акциями да фондами, крестными ходами да облетами, с миссионерскими храмами-поездами, которые на самом деле ларьки с «церковным» товаром и православной бижутерией, а вся их миссия как побольше да подороже продать или перепродать, ужасные конференции и чтения, где мертвое богословие, надо пустить пыль в глаза. А в основе всего мертвечина, где проглядывает уже иная религия иному богу. Так вот, люди, которых мы отвергли, на которых вовремя не обратили внимание, не старались воспитывать и не хотели этого, до сих пор не хотим, эти люди, выброшенные нами, отвечают нам тем же. Мы предпочли заниматься камнями, камни же и получили, и камни эти летят нам на голову. И будут лететь, не разбирая, какой священник, молодой или старый, семейный или нет, пастырь или проходимец. И чувствуется уже ощущение новой надвигающейся катастрофы». Пора обратиться не к социальному статусу священства, а к христианской вере, к созданию живых христианских общин, в которых будет царить любовь и милосердие. Такая община и будет залогом социального статуса священника. Потому что сегодня священник живет чаще всего в доме, который принадлежит епархии, и в любой момент могут попросить его освободить. Да, священники наши при всех своих недостатках остаются весьма бесправными существами. За одно только слово или даже взгляд архиерей может снять сан, стереть их как ластиком, не напрягаясь. Получается, что сегодня он - священник, а завтра или прямо сейчас уже просто Петя, Вася, иди вон. И никому никакие обращения не помогут». Да, один в поле не воин, и поэтому верно говорили древние: «Церковь не в бревнах, а в ребрах». Социальный статус священника - в его приходе. А приход создается личным подвигом. ЗЫ. Рустер, не упади от удивления

BrainStorm: Александр Грустно... Проблемы известны... Понятно, что все должно измениться там наверху в епархиях... Что можем мы? Только говорить об этом и молиться, чтобы Господь все поправил? - это необходимо, но может быть есть еще что-то, что мы можем сделать?

Rooster: В Московской патриархии говорят, что священнослужителем в России быть опаснее, чем журналистом Пусть переквалифицируются в управдомы...


Александр: BrainStorm пишет: но может быть есть еще что-то, что мы можем сделать? Думаю, что на самом деле все эти проблемы вечные. Они были 100 лет назад, были 200 лет назад, есть сейчас и будут в будущем. Но в конце концов можно ведь сейчас выбрать приход, сейчас не одна церквушка на один город. Наконец нужно самим проявлять инициативу по развитию приходской жизни. Нет желания у этого батюшки, есть другой батюшка в другом храме. Так что вообщем то я не вижу тут проблемы вселенской. Батюшки нас не устраивают, а то мы сами все белые и пушистые прихожане молитвенники

Rooster: Александр пишет: Наконец нужно самим проявлять инициативу по развитию приходской жизни Как сказал недавно председатель епархиального миссионерского отдела, "инициатива наказуема". Поэтому ни попы, ни прихожане не смогут ничего сделать глобального, если не изменится система. Не смогут, если будут выступать поодиночке. А сплотиться не получится: слишком мало заинтересованных, о чем свидетельствует хотя бы активность обсуждения церковной тематики на этом "молодежном" форуме. Нет желания у этого батюшки, есть другой батюшка в другом храме И все, все эти служители запуганы церковной системой. Системой недоброй, жестокой и располагающей к пресмыкательству. Между прогрессивной деятельностью по возрождению жизни прихода (с угрозой доносов, гнева архиерея и высылки в деревню) и удобным для себя и прихожан требоисправительством всякий поп выберет второе. Поэтому - лучше быть хорошим управдомом (водителем, программистом), чем плохим попом.

Александр: Рустер, давай сначала разберемся. Что означает возродить приход? Что для этого нужно и что вызывает сопротивление? Просто я пока со своей стороны вижу, напротив, заинтересованность многих священников в активных действиях молодых прихожан.

Rooster: Александр пишет: Что означает возродить приход? Поставить во первых строках письма каноничное устроение прихода. Выборность духовенства, обязательную катехизацию (не неделю-две, как у нас кое-где пытаются ввести для отвода глаз) и испытательное собеседование при вступлении в приход (и в Церковь, если человек принимает Крещение), не номинальное, а действительное членство, ощутимые взносы в приходскую кассу из кармана прихожан, обязательную отчетность приходского совета об израсходованных средствах. Проповедь за каждым богослуженем. Вовлечение прихожан в евхаристическую жизнь. Как желательное - организация приходской деятельности: благотворительность, образование, миссионерство. Александр пишет: Что для этого нужно Деньги, наверное. Точно - нужна ломка стереотипов: батюшка прикажет - мы кланяемся. Хозяева в Церкви - миряне, а те, кого называют духовенством, - служители Бога и мирян. Что не отменяет, конечно, того, что в Церкви статус служителя есть у всех членов, просто служения носят разный характер. что вызывает сопротивление? В случае с горе-председателем миссионерского отдела епархии, по совместительству являющемся ключарем кафедрального собора, сопротивление вызвало вообще предложение что-то изменить, даже без финансовых вложений. "Это не пойдет, бабушки не поймут..." Притом сам он молодой парень, ему бы дерзать да дерзать. Просто я пока со своей стороны вижу, напротив, заинтересованность многих священников в активных действиях молодых прихожан. А что наблюдаемые тобой деятели в рясах хотят от прихожан? Поделись, интересно. Может, в Тольятти посвежее обстановка, не такая замшелая, как в столице губернии...

Александр: Без проблем. Возникло желание создать православное объединение. Нам сразу пошли навстречу. Подсказали батюшку, приход. Там также идею приняли с радостью. Так что проблема то скорее в самих прихожанах, так как молодых то по пальцам можно пересчитать. Под молодыми я сейчас имею всех не бабушек/не дедушек. Вот это грустно. А приходы..... я видел как некоторые батюшки стараются и здесь что-то сделать, как-то организовать людей, сделать чтото в области катехизации. Эти факты у меня перед глазами

Rooster: Мне почему-то представляется (хотя фактов еще не приведено), что это православное объединение не ставит своей целью обозначенное мною выше каноничное устроение прихода. Просто что-то другое является целью, не знаю что. К тому же попы имеют склонность создавать и поддерживать легко управляемые ими православные объединения. Только ведь - всё в своих интересах. Какой-то деятель в рясе обронил фразу: "Вы думаете, церковь существует для прихожан? Нет, она существует для попов". И в этом констатация факта. Для кого-то горькая, для кого-то греющая душу/тело. Александр пишет: сделать чтото в области катехизации Сделать "что-то" попытки и у нас в замшелой Самаре, где острая нехватка ученых Лескиных, есть. Только видишь ли, Александр, это "что-то" для отвода глаз. Распорядился архиерей вести беседы для прихожан - ну будут беседы. Не будет только в этом осознания того, что некатехизированный приход - это приход номинальный и не стремящийся к полноценному бытию. А если нет этого осознания, то и двигаться в этом направлении никто не будет. Будет такая стационарная потемкинская деревушка. А попробуй поп загореться идеей проводить полноценную катехизацию и Крещение преподавать только после неё - сразу огребет кучу жалоб и с большой вероятностью рискует оказаться в испытывающей дефицит духовенства деревушке. Но уже не потемкинской.

Александр: Rooster пишет: Мне почему-то представляется (хотя фактов еще не приведено), что это православное объединение не ставит своей целью обозначенное мною выше каноничное устроение прихода. Просто что-то другое является целью, не знаю что. Целей много. И работы - поле непаханное. А людей нету. Потому миссионерство нужно поднимать несомненно. Добро пожаловать в Тольятти. Здесь замшелости пока не встречаю, слава Богу. И ученые Лескины есть, молодые и активные Rooster пишет: А попробуй поп загореться идеей проводить полноценную катехизацию и Крещение преподавать только после неё - сразу огребет кучу жалоб и с большой вероятностью рискует оказаться в испытывающей дефицит духовенства деревушке. Но уже не потемкинской. Считаешь катехизация должна быть принудительной?

Rooster: Александр пишет: Считаешь катехизация должна быть принудительной? А вопрос на самом деле серьезный. Каноны Церкви говорят о недопустимости допуска к Крещению без катехизации. Так что насколько церковное сообщество желает становиться на свои традиционные рельсы, настолько активно оно воплощает это каноническое установление. Целей много Расскажи, что ставит целью (целями) это православное объединение. И работы - поле непаханное. А людей нету Это - как везде. И в Самаре, на "молодежных" собраниях - та же картина: как на тусовку с гитарами - народ православный толпится, как акция какая серьезная (не имею в виду протокольную явку на какое-нибудь показательное для общественности и архиерея собрание с непременным - по разнарядке - участием "молодежи") - количество желающих уменьшается в разы. Добро пожаловать в Тольятти Надеюсь, это не перифраз "будете у нас на Колыме?" Здесь замшелости пока не встречаю Завидный оптимизм. А может, наши представления о замшелости отличаются.

Александр: Rooster пишет: А вопрос на самом деле серьезный. Каноны Церкви говорят о недопустимости допуска к Крещению без катехизации. Так что насколько церковное сообщество желает становиться на свои традиционные рельсы, настолько активно оно воплощает это каноническое установление. Все традиции будем возрождать? Или выборочно? Rooster пишет: Расскажи, что ставит целью (целями) это православное объединение. Борьба с неверными Rooster пишет: Это - как везде. И в Самаре, на "молодежных" собраниях - та же картина: как на тусовку с гитарами - народ православный толпится, как акция какая серьезная (не имею в виду протокольную явку на какое-нибудь показательное для общественности и архиерея собрание с непременным - по разнарядке - участием "молодежи") - количество желающих уменьшается в разы. Ну вот пока этой активности не будет, не будет давления снизу, не будет и возможности донести свои мысли и чаяния. Поэтому выход, на мой взгляд, чтобы каждый в силу своих возможностей что-то делал. Вода камень точит Rooster пишет: Надеюсь, это не перифраз "будете у нас на Колыме?" К нам пока не ссылают Rooster пишет: Завидный оптимизм. А может, наши представления о замшелости отличаются. По правде говоря я не очень то и смысл этого слова понимаю

Rooster: Александр пишет: Все традиции будем возрождать? Или выборочно? Это не традиции (понятие расплывчатое), а каноны (понятие конкретное). Я написал именно о канонических установлениях. К тому же они могут пойти только на пользу. Разве нет? Борьба с неверными Несколько неожиданно звучит. А что конкретнее? Вот, предположим, группа прихожан: обряды стараются соблюдать, в храм ходят, святую воду набирают. Но, как написал один мой знакомый священник, чуть начнешь расспрашивать таких людей о том, во что они верят, получится что угодно, но только не Благая Весть христианства. В их "символе веры" - и сглаз/порча, и неядение арбуза на праздник Иоанна Предтечи, и свечки за упокой живого недоброжелателя, и масса других полукомедийно-полудурковатых вещей. Можно ли этот народ назвать ВЕРНЫМИ Христу? Не есть ли как раз они - НЕВЕРНЫЕ? Вот если бороться с такими качествами в людях, тогда борьба с неверными обретает наполненность христианским смыслом.

Александр: Rooster пишет: Вот если бороться с такими качествами в людях, тогда борьба с неверными обретает наполненность христианским смыслом. Все верно. Прежде, чем брать на себя "великие" подвиги, нужно прежде всего заглянуть в себя, а то многие делаются учителями. Вот это и есть наша первая задача - стать христианами на деле, не просто называться ими. Выполнив, насколько это возможно, эту задачу, тогда только можно браться за остальные

Rooster: Александр пишет: а то многие делаются учителями Мне кажется, наоборот, почти никто не делается: даже у попов с академическим образованием наблюдается странная склонность редуцировать свои знания, прибегать к какой-то непонятной "адаптации", а скорее, примитивизации их, подстройке под "бабье благочестие" (выражение прот. А Шмемана) прихожан. Эта манипуляция, на мой взгляд, нехороша: и прихожане вместо церковного учения получают суррогат, и пастыри деградируют.

Александр: Так ведь при многих приходах есть воскресные школы да не идут люди косяком. Не на веревочке же их туда тащить

Rooster: Дело в том, что эти школы не выходят за "общие рамки". А основной уровень, надо признать, колхознее не придумать. Необходимость получения основательных знаний о вере, конечно, следует основательно мотивировать. Следует обосновать это и Преданием Церкви. Повторю, что каноны об обязательной катехизации преред принятием Крещения никто не отменял. В 20-м веке опыт Католической Церкви и некоторых православных общин свидетельствует о серьезном повышении уровня церковной жизни в результате систематической катехизации. Это и стоит принять на вооружение всем без исключения приходам.

kanno: кстати, а как обстоит дело с раздачей дисков с семинарами об основах веры? всем уже раздали, небось? :)

Почемучка: Вадим, что ты конкретно предлагаешь? Заставлять батюшек БЛАГОВЕСТВОВАТЬ? Нужно дейстовать самим, как активным мирянам!!! Если есть у тебя возможность составить диск по катехизации, то можно его распространять, хотя бы в клубе! Как ты думаешь, это реально? А то говорить о том, что никто не повышает уровень церковной жизни может любой! Начни с себя!!!

Rooster: Почемучка пишет: Заставлять батюшек БЛАГОВЕСТВОВАТЬ Для начала помочь друг другу избавиться от взаимных комплексов. А то благовествующий человек с явными признаками комплексов - зрелище безрадостное. Если есть у тебя возможность составить диск по катехизации Диски были и пробовал раздавать. Спросом пользуются весьма умеренным. Все косятся: а что скажет батюшка? Первым шагом должна стать качественная катехизация прихожан. А без ведома настоятеля это сделать весьма затруднительно.

Почемучка: Качественная катехизация - это с батюшкой, то-есть в виде курсов? Что было в дисках? Принеси в клуб, если у тебя они еще остались!!!

Почемучка: Что ты подразумеваешь под взаимными комплексами-грехи? В чем мы должны помоч друг другу, поподробнее, если можно?

Александр: Вадим, мне кажется поголовная катехизация невозможна в принципе. Может и неплохо, что человек сам решает насколько далеко углубляться ему в знания, люди все разные. Таланты у всех разные, способности разные. Все ли подвижники обладали большими знаниями и не ошибались? По моему качественная проповедь даже важнее, так как способна сделать многое. Хотя может мне стоило сначала поинтересоваться у тебя что должен знать христианин, каковы границы это обязательной катехизации Rooster пишет: Диски были и пробовал раздавать. Спросом пользуются весьма умеренным. Все косятся: а что скажет батюшка? Слушайте, самарцы, кто вас там так зашугал??????

Rooster: Почемучка пишет: Качественная катехизация - это с батюшкой, то-есть в виде курсов? Это не важно с кем. Главное - чтобы человек хорошо ориентировался в вере Церкви и мог адекватно донести ее до слушателей. Иногда сан, как ни странно, здесь бывает помехой, создает ненужные условности. Традиционно катехизация действительно проводилась и проводится в виде бесед. По славянски это "оглашение" - то есть научение истинам веры "с голоса". Важно заметить, что катехизация не сводится к наполнению церковным взглядом на вещи лишь интеллектуальноей сферы человека, а предполагает введение всей его жизни в церковное (общинное) измерение. Именно так и поступают в приходах, где ныне активно проводится катехизация: по ходу её (а это, как правило, срок в несколько месяцев) человек становится членом данной церковной общины - не анонимным "прихожанином", а человеком, взявшим на себя определенный уровень ответственности за свою веру и жизнь по ней, и могущим быть уверенным в поддержке братьев по общине. Что было в дисках? Лекции в mp3. Много-много лекций. Принеси в клуб, если у тебя они еще остались!!! Я там не бываю. Что ты подразумеваешь под взаимными комплексами-грехи? Комплексы со стороны паствы: полное снятие с себя ответственности за церковную деятельность и перекладывание ее на пастырей. Даже за те служения, которые традиционно принадлежали и должны принадлежать всем цленам Церкви. Например: обращается нецерковный человек с вопросом о вере, а церковный человек переадресовывает его к носителю сана: мы, мол, сами почти ничего не знаем, у нас вот, дескать, батюшки есть, с них и спрос. Таким поведением нарушается заповедь Апостола Павла о том, чтобы всякому вопросившему мы могли дать ответ "с кротостью и благоговением". И вдобавок мирской человек выносит впечатление о том, что христиане по жизни инфантильны: вроде бы взрослые самостоятельные люди, ничего вразумительного не могут ответить по важнейшим, казалось бы, для них вопросам... Комплексы со стороны людей в сане: в данной ситуации они зачастую начинают брать на себя роль последней инстанции и истолковывать церковное учение "от ветра главы своея": это нужно делать так-то и так-то. На вопрос, почему, - характерен ответ: а я так благословляю. То есть налицо непрофессиональный подход и превышение своей компетенции. Профессиональнее было бы сослаться на канонические тексты церковной традиции и посоветовать определиться с их помощью. Если они известны по памяти - процитировать. Часто ли люди в сане поступают так? По моему опыту, такие случаи - скорее исключение. В общем, люди Церкви не знают и не хотят знать своих обязанностей и границы своих прав: у духовенства они (права) чересчур расширены, а у остальных людей Церкви - неоправданно заужены по сравнению с тем, что предписывает традиция. Это можно назвать термином "клерикализм". В чем мы должны помоч друг другу, поподробнее, если можно? Каждый должен осознать свое место в Церкви. Лаик (член народа Божия) должен опасаться быть на богослужении просто статистом, а участвовать в нем. Клирик должен осознать, что он ни в коем случае не выше не-клириков и не обладает никакими привилегиями в Церкви по сравнению с ними. Просто у него особые обязанности, и он должен их исполнять. Александр пишет: Вадим, мне кажется поголовная катехизация невозможна в принципе Согласен. Утверждать, что возможна, было бы идеализмом. Но это не отменяет того, что к ней надо стремиться. К тому же существуют приходы, где она практически поголовна. Стоит только захотеть... К тому же - в Католической Церкви, напомню, к принятию Крещения просто не допустят без годичной катехизации. Это ли не пример нам, нерадивым? По моему качественная проповедь даже важнее, так как способна сделать многое И проповедь хорошая необходима как воздух. А катехизация - это этап введения в Церковь, и у него другие функции. Проповедь годится для всех, а научение - для приходящих (или пришедших, но еще не познавших). что должен знать христианин, каковы границы это обязательной катехизации К сожалению, единой программы для оглашаемых, разработанной современными церковными авторами и официально утвержденной, не существует. Каждый из взявших на себя этот труд осмысливает программу самостоятельно. Вот здесь приведены возможные темы огласительных бесед: http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=174 Это, если и небезупречный, то хотя бы почти три десятилетия действующий опыт. Слушайте, самарцы, кто вас там так зашугал?????? Попы. А мы - их.

Ворон: Rooster пишет: Лекции в mp3. Много-много лекций. Не попадались... а где можно найти послушать?

Rooster: Ворон пишет: Не попадались... а где можно найти послушать? Они были переданы клубу в лице Андрея где-то полгода назад. Кто-то обязался дать их в общее пользование. Много-много дисков.

Александр: Вадим, возможно эта статья созвучна твоему мнению: http://churchby.info/rus/141/ На днях наткнулся на нее Rooster пишет: Много-много дисков. Диски шикарные, подтверждаю. Если у кого нет, советую их срочно разыскать

Rooster: Александр пишет: возможно эта статья созвучна твоему мнению Еще как созвучна. Продвинутый деятель пишет. Недаром его запретили в служении. На днях наткнулся на нее Я тоже. Вот так совпадение!

Александр: Rooster пишет: Попы. А мы - их. Вот хоть убейте меня, но в Тольятти не замечал такого. Может не со всеми батюшками общался конечно. Мне кажется в любом начинании важно чтобы было давление снизу. И тут давить и не надо, нужно просто иметь желающих прихожан. А у батюшек у многих просто глаза начинают светиться когда они видят молодых людей, горящих желанием что-то делать. А ведь те немногие молодые, которые переступают порог храма, именно горят желанием действий. Я считаю, что тут от нас много зависит. Есть желание, идти к священнику с предложениями, знакомиться с молодыми людьми в своем приходе, зажигать их. Сам постоянно об этом думаю. Почти каждую службу вижу в храме новых сверстников и думаю, что ведь нужно как-то знакомиться. Разговоры о переходе количества прихожан в качество ведутся давно, но дело сдвинется с мертвой точки, на мой взгляд, только в случае нашей с вами активности.

Rooster: Александр пишет: Мне кажется в любом начинании важно чтобы было давление снизу Да, мне тоже так кажется. нужно просто иметь желающих прихожан У меня сложилось обратное впечатление: попам не нужны желающие деятельности прихожане, а наоборот, номинальные их устраивают в большей степени. Есть желание, идти к священнику с предложениями Мы предложили ряд мер по оживлению жизни в приходах епархиальному миссионеру, о котором я писал. Увы, он всё проигнорировал: запуган архиерейским страхом, не хочет лишней суеты, боится бабок, которые составляют большинство ходящих в его храм. Разговор был конкретный, из которого я вынес, что таким кадрам удобнее просто ходить в храм как на работу. Разговоры о переходе количества прихожан в качество ведутся давно, но дело сдвинется с мертвой точки, на мой взгляд, только в случае нашей с вами активности. Я тоже раньше так думал. Собственно, так думаю и сейчас, но наша с тобой, Александр, стройная теоретизация склонна разбиваться о тугие поповские лбы. Наверное, я описывал свою попытку участия в приходской катехизации. При одном из соборов был организован молодежный центр. Молодежи в нем не было, но неважно - была заявлена обширная программа деятельности: катехизация новопришедших, социальное служение, дежурство по храму с целью ненавязчивого объяснения зашедшим сути происходящего и страховки от бабок. Мне предложили вести занятия по катехизису с правом выбора материала по своему усмотрению. Поп, которого я своим согласием участвовать разгрузил от лишней деятельности, смотрел на меня довольными глазами. Как же: готовиться не надо, приезжать в храм на час раньше не надо... Солдат кемарит, а служба продолжается... Я попробовал отнестись к роли катехизатора с некоторой степенью серьезности и вещал грешными устами сообразно своему уровню осведомленности. Говорил о необходимости включения всех прихожан в активную жизнь прихода, об общинной сущности Церкви, о понимании службы... После нескольких занятий кто-то из пожилых прихожан высказал неудовольствие, что "вещает не батюшка" и что как-то это всё подозрительно. Высказано это было настоятелю храма. Он в дела молодежного центра не вникал, времени нет, и просто распорядился, "чтобы вел батюшка". И вот приходские попы, отчаянно скрипя заскорузлыми семинарскими мозгами, принялись выполнять сие послушание. Выглядело это трагикомично. В ответ на мои предложения и попытки "оптимизировать процесс" мне было вежливо (действительно вежливо) предложено не появляться там. Подобная история, кстати, насколько мне известно, произошла и с Фомой Тольяттинским. Дежурства в храме тоже завяли быстро: подсвечники были плотно оккупированы бабками, сочувствовал этой идее лишь один из служащих попов, а настоятелю быстро нажаловались глаголемые светочи храмового благочестия, и исход не заставил себя ждать... Такая ситуация типична для нас, и не вижу особой разницы в этом между самарскими попами и тольяттинскими. Здесь, конечно, Елховка даёт всем фору.



полная версия страницы