Форум » Статьи » О солидарности в обществе » Ответить

О солидарности в обществе

osta: Очень интересные мысли известного филолога О. А. Седаковой о солидарности в современном обществе. Имхо, нам сегодня очень не хватает ее. И как ни парадоксально, на "загнивающем" Западе, в той же Франции, эта элементарная солидарность присутствует, а у нас, в "последнем оплоте православия", увы, солидарности нет ни в обществе, ни среди православных.... "Вопрос: Видите ли Вы примеры солидарности в обществе сегодня? На каких духовных, культурных, социальных, экономических основаниях она может созидаться в наше время? О.А. Седакова: Для меня полная противоположность сплоченности - коллективизм. Коллективизм и солидарность - это совершенно разные вещи, потому что люди, сплоченные в коллективы, ни капли не были солидарны. Вот индивидуализм, который потом вскрылся, он там был, потому что человека учили смотреть на вертикаль власти, но не учили смотреть по горизонтали, что было опасно и ни к чему. Одно из действий тоталитаризма - разрушить связи между людьми. Внутри семей - они были страшно разрушены, больше, чем в какой-нибудь другой стране - и дальше. Когда я впервые оказалась в Европе 17 лет назад, в 90-м году, то, что я увидела, я назвала солидарностью. И удивилась славянофилам, которые без конца говорили про западный индивидуализм и какую-то нашу общность. Потому что я увидела вот эту общность, общественную солидарность на каждом месте. И то, что люди не портят общих вещей, и то, что они друг с другом вежливы, и то, что никто никого не может оскорбить - это простейшие проявления солидарности. Первое ее проявление - это просто вежливое и почтительное отношение друг к другу в быту, отношение к общим вещам. У нас тогда были разбиты все подъезды, разрушены все телефоны. Например, в Англии такое можно видеть только в районных гетто. Там озлобленность рождает тот же страшный индивидуализм - человеку все равно, что и он не сможет позвонить, лишь бы разрушить не свое. Простейшие формы солидарности, на мой взгляд, у нас как раз возрождаются. Общество становится мягче. Людям хочется относиться друг ко другу внимательнее. Они легко могли друг на друга накинуться в советские времена. Самочувствие человека, которому все чужое и все чужие - это состояние советского человека, которое я очень хорошо помню. Советское общество было одним из самых злых обществ, какие могут быть. Сейчас такого уже нет. Я не возьмусь объяснять, почему это случилось, но это заметно. Меньше грубости, которая не просто невоспитанность, но именно отсутствие солидарности. Солидарность граждан выражается в исполнении закона, потому что человек думает не только о своем ближайшем интересе, по которому лучше нарушить закон, но о том, что это кому-то принесет вред. Он понимает, что законы не бессмыслица, они поддерживают общую жизнь. И он из солидарности не будет их нарушать. Но у нас я не вижу такой возможности, поскольку царят беззаконие и произвол. Законопослушным наше общество не может быть никак. Солидарность абсолютно несовместима с вертикалью власти. И если у нас выстраивают вертикаль власти, надеяться на позитивную солидарность, т.е. вместе с властью что-то делать, нельзя, потому что с вертикалью солидарными не бывают. Люди солидарны на одной плоскости. Мне кажется, что возможна солидарность сопротивления и солидарность защиты, которой всегда было мало в России. У нас нет настоящего возмущения такими вещами, как убийство Политковской. Защитить людей, их честь, - вот здесь солидарность возможна, здесь можно было бы как-то объединиться. И такая же солидарность протеста против явно безобразных решений сверху. Она появляется на местах, например, в виде выступления обманутых пайщиков. Но она должна была бы вырасти в гораздо более широкое и осмысленное движение. Вопрос: Возможно ли сотрудничество церкви и общества для обретения солидарности в обществе? В каких формах? О.А. Седакова: Несомненно, потому что любой член церкви уже так воспитан, он принял дух служения другому, во всяком случае, отсутствия вражды со всеми. И на этом вокруг него строится минимальная солидарность того типа, о котором я говорила, он не будет нарушать общий мир. Он несет умиротворяющее начало, даже без специальных кампаний. Мне кажется, что наша церковь должна была бы солидарно выступать против таких вещей, которые задевают даже не христианскую, а просто человеческую совесть - убийства на расовой почве, насилие на национальной почве, то, что происходит в армии - это невозможно слышать. Кто должен заступиться за этих мальчиков, которых там мордуют? Разве не церковь? Но церковь в своих официальных выступлениях выбирает другую сторону, как раз тех, кто это делает. Где мы увидим церковную манифестацию, церковную солидарность? Громить выставку, громить каких-нибудь геев - вот здесь вдруг все становятся солидарны, - там, где нужно напасть и кого-то уничтожить, но не защитить! Я бы просто заплакала от радости, если бы увидела, что люди со знаками, символами православия вышли на защиту кого-то, а не громить." http://gazetakifa.ru/content/view/1185/ //"Для меня полная противоположность сплоченности - коллективизм" Интервью с О.А. Седаковой

Ответов - 1

дк-денс: Шевчук как то сказал- Почему мы должны быть всё время против:рок против наркотиков, рок против терроризма там и прочее. Давайте наконец будем ЗА. ЗА ЛЮБОВЬ, ЗА МИР, ЗА ПРАВДУ..



полная версия страницы