Форум » Статьи » О миссии... » Ответить

О миссии...

osta: Как всегда, очень толковые мысли о. Петра о миссии и о последней книге о. Андрея Кураева "Перестройка в Церковь". "О миссии. • 27 Апр, 2009 at 3:51 PM Закончил читать новую книгу о. Андрея Кураева «Перестройка в Церковь». Почти на 100% «совпал» с ней. Но осталось у меня ощущение некоторой недосказанности. Попробую досказать так, как я понимаю проблему сегодняшней миссии в России. Миссия – это вот что: мы зовём людей «внешних» к себе, «вовнутрь» Церкви. Это можно и по-другому сказать: «Церковь выходит (или идёт) к людям», «Церковь ответственна перед теми, кого крестила», или ещё что-нибудь. Дело не в словах, а в сути. А суть та, что миссия приводит людей внутрь Церкви. О формах этого «привода», о его современной фактуре, наконец (главное), о содержании его и пишет о. Андрей и немногие другие труженики на поприще миссионерства. Вот mein Freund vadimb об этом же весьма выразительно написал. Проблема тут вот в чём. Миссия, как её описывает о. Андрей, создаёт определённый образ Православия и призывает в него. Это глубокая евангельская и святоотеческая традиция, подлинное христианство, в котором человек обретает жизнь во Христе, радость, свободу, мудрость, бессмертие. Но такое Православие находится в голове и душе о. Андрея, меня (уж дерзну поставить себя в этот ряд) и ещё нескольких сотен, может быть, нескольких тысяч российских православных христиан. К реальной церковной жизни такое Православие отношения почти не имеет, в реальности православие другое: жёсткое храмовое благочестие, авторитарно-мистифицированное духовничество, духовно-нравственная неадекватность, аскетизм по принципу «человек для субботы» и ностальгически-монархическое политиканство (я выношу за скобки коммерцию, случаи грубой безнравственности и проч., как не сущностные в данном контексте). Я безоценочно всё это говорю, как факт. Реально сегодняшнее русское православие именно такое. Можно сколько угодно говорить, что это подмена, мимикрия, «неправославие» – но тем не менее, не номинально, не «частным образом», а как традиционно-общественная реальность наше православие именно такое, и никакое иное. В связи с этим встаёт вопрос: куда мы зовём людей? Вот люди, поверив нам, пришли: что дальше? А дальше то, что мы в нашей миссии звали людей в южные страны, а они оказались на лютом севере. Ответственны ли мы, что люди не взяли с собой тёплой одежды? Ответ на этот вопрос вот какой. Есть два пути. 1) Первый путь. Приводить внутрицерковное в соответствие с миссионерским. Тогда с неизбежностью следует вот что: Миссия = Реформация. И именно так. И только так. Если мы сейчас серьёзно займёмся миссией и призовём людей отвне вовнутрь, то нам неизбежно придётся всё менять: изменять богослужение, духовнические подходы, отменять или крайне послаблять посты, отказаться от связки «Православие – Империя», созидать общины (о маловероятности чего я уже говорил, и ещё буду писать). Но что значит «отменить»? ведь смысла просто в отмене чего-либо нет, если не дать взамен по меньшей мере нечто равноценное, если не большее. Что же? Здесь terra incognita. Поэтому (я опять безоценочно) в своём контексте совершенно правы «антимиссионеры». Они отчётливо видят и чувствуют то, что успешная миссия неизбежно приведёт к реформам; а миссионеры об этом умалчивают, может быть, боясь признаться в этом самим себе. Книга о. Андрея вся прямо-таки приводит к этому выводу, но сам вывод не делается. Миссионеры говорят: миссия – да, реформы – нет. И сам я так говорю, хоть я и не миссионер, а катехизатор. Тем не менее от логики никуда не убежишь. Реформы… хорошо это или плохо? Объективно изменения совершенно необходимы, иначе Православие ждёт закукливание по образцу коптов, армян, яковитов и т.п. Субъективно… не знаю. Нужно над этим думать и работать всею Церковью, а не просто о. Андрею и его сподвижникам болеть за дело миссии и уже прямо-таки кричать об этом. Есть ли ресурс у нашей Церкви для этого? Желание священноначалия очевидно; насчёт реального ресурса – не знаю… 2) Второй путь. Исходя из сегодняшнего положения вещей: приводить миссионерское (я не про формы – формы как раз могут быть какие угодно: рокеры, байкеры, дискотеки и проч… я именно про суть, содержание миссии) в соответствие с внутрицерковным. И тогда нужно говорить людям правду – не о прекрасном, глубоком, истинном и спасительном Православии, которое находится в книгах и в опыте десятка (не более) наших миссионеров. Такого Православия люди, привлечённые миссией, не найдут в нашей церковной жизни. А нужно говорить о том православии, которое есть. Никакой свободы. Рабство у духовников. Субкультура «Религии Еды» и «Религии Лексики». Зомбирование неадекватно представленными «Святыми Отцами». Имперская идеология. Деньги и чинопочитание. Вот, дорогие люди, куда мы вас зовём. Позвали бы в другое, но другого нет. Запаситесь зимнею одеждою. – Но зачем мы туда пойдём??? спросят (более чем законно) нас люди. Идти против течения, набивать шишки, продираться сквозь всё это ко Христу «частным порядком». Это доступно – сразу предупредить!! – немногим. Большинство или уйдут, обманутые, потому что миссия и реальность оказались совершенно не соответствующими друг другу; или «совково»-магически мимикрируют в то православие, какое есть. – А что, другого пути нет? У нас в России нет". http://igpetr.livejournal.com/7048.html

Ответов - 16

Vsevolod: osta пишет: Это глубокая евангельская и святоотеческая традиция, подлинное христианство, в котором человек обретает жизнь во Христе, радость, свободу, мудрость, бессмертие. Но такое Православие находится в голове и душе о. Андрея, меня (уж дерзну поставить себя в этот ряд) и ещё нескольких сотен, может быть, нескольких тысяч российских православных христиан. К реальной церковной жизни такое Православие отношения почти не имеет.. Несколько тысяч истинно православных на всю Россию.. И автор среди них. Парню сильно повезло, не то что нам. osta пишет: Такого Православия люди, привлечённые миссией, не найдут в нашей церковной жизни. А нужно говорить о том православии, которое есть. Никакой свободы. Рабство у духовников. Субкультура «Религии Еды» и «Религии Лексики». Зомбирование неадекватно представленными «Святыми Отцами». Имперская идеология. Деньги и чинопочитание. Вот, дорогие люди, куда мы вас зовём. Прямо не Церковь у нас, а организованная преступная группировка.. С рабством, зомбированием и поборами.. Автор упустил такой важный источник дохода данной ОПГ, как торговля донорскими органами зомбированных прихожан. Как страшно жить. Ну и вывод, из "очень толковых мыслей о. Петра"? - ничего делать не надо, потому как неготовы? Всё как обычно.

Ольга: Vsevolod пишет: Ну и вывод, из "очень толковых мыслей о. Петра"? - ничего делать не надо, потому как неготовы? Всё как обычно. Шеф, где уже план действий? Я, как человек не начальный, а исполнитель, хочу уже четкого плана действий (только не так, чтобы я пять раз спрашивала когда уже я получу, что надо напечатать, до тех пор как грянул кризис и "лавочку" мне прикрыли) План реальных пацанов в студию! А то возглас о бездействии вижу не впервые, а предложения действий нет. Вот о том что задумано, а не сделано в курсе. ППС. Статью для разнообразия не прочла, дабы не отвлекаясь, пуститься в море деятельности под чутким руководством

иерей Олег: osta пишет: 2) ...А нужно говорить о том православии, которое есть. Никакой свободы. Рабство у духовников. Субкультура «Религии Еды» и «Религии Лексики». Зомбирование неадекватно представленными «Святыми Отцами». Имперская идеология. Деньги и чинопочитание. Вот, дорогие люди, куда мы вас зовём. Позвали бы в другое, но другого нет. Запаситесь зимнею одеждою. Какой ужас! Это наша Церковь? Туда мы зовем? Я в такую церковь никого не позову! Потому что Православная Церковь это как раз: osta пишет: о прекрасном, глубоком, истинном и спасительном Другого не знаю. Сейчас вновь затянут шарманку про розовые очки. Очки очками, зато в прекрасном, глубоком, истинном и спасительном Православии.


иерей Олег: Vsevolod пишет: Несколько тысяч истинно православных на всю Россию.. И автор среди них. Парню сильно повезло, не то что нам. Вспомнилась цитата из Писания: Ин. 7:49 Но этот народ невежда в законе, проклят он. Кто говорил эти слова? Распинатели.

Vsevolod: иерей Олег пишет: Вспомнилась цитата из Писания: Ин. 7:49 Но этот народ невежда в законе, проклят он. Кто говорил эти слова? Распинатели. Жёстко Вы, о. Олег. Хотя меня лично точно так же сильно смущает избирательность "особо просвещённых", по сути точно такая же, как и у противоположного полюса - ценителей средневекового мировоззрения : если бы в Церкви были все такие как мы, то всё было бы замечательно; "не таких" крайне желательно выкинуть, не место им здесь.

Ольга: Vsevolod пишет: если бы в Церкви были все такие как мы, то всё было бы замечательно; "не таких" крайне желательно выкинуть, не место им здесь. Вот почему чаще всего меня не радует ни одна из сторон. Потому что есть именно "стороны", но нет единства. Мы тут же всем-всем-всем готовы вешать ярлыки - эти "ультрас", эти "обновленцы"... Лично у меня складывается впечатление, что всё это происходит от недостатка любви, от боязни почувствовать эту Общность, единение - потому что это труд, это бывает колоссальное усилие, это где-то превозмочь себя и увидеть другого человека не в противопоставлении, а в желании услышать, когда обе стороны не спорят, а делятся своим - опытом, мыслью, переживанием - это от любви; когда каждый "толкает" свою точку зрения - это спор ради спора... Моя такая грустная ИМХА... А может стоит нас всех, переросших по тем или иным причинам, клуб молодежи, объединить в клуб зрелой молодежи?

Vsevolod: Ольга пишет: А может стоит нас всех, переросших по тем или иным причинам, клуб молодежи, объединить в клуб зрелой молодежи? Назовём его "Клуб стародёжи"?

Ольга: Ну уж нет уж! Такого глумления позволить никак нельзя - а как же девочки? О нас ты подумал?

иерей Олег: Vsevolod пишет: Жёстко Вы, о. Олег. Хотя меня лично точно так же сильно смущает избирательность "особо просвещённых", по сути точно такая же, как и у противоположного полюса - ценителей средневекового мировоззрения Ага, жесток не по годам Vsevolod, Согласен с твоим постом. Тоже смущает. Ольга пишет: Моя такая грустная ИМХА... И моя ИМХО схоже... как быть? Может отвлечься от ругани и споров и попробовать по примеру святых Отцов возрастать в любви?

иерей Олег: Ольга пишет: А может стоит нас всех, переросших по тем или иным причинам, клуб молодежи, объединить в клуб зрелой молодежи? У нас в Тольятти была попытка организовать Клуб православных мам. Пытались. Завели сайт: http://www.e-muravey.ru/home Но потом уползло...

Ольга: иерей Олег пишет: У нас в Тольятти была попытка организовать Клуб православных мам. Ого, прежде чем его организовать, надо побыть мамой - им поесть то времени не хватает порой иерей Олег пишет: как быть? Может отвлечься от ругани и споров и попробовать по примеру святых Отцов возрастать в любви? Пробовать необходимо наверняка, вопрос как при этом будет строится общение на форуме Чтобы оно было полезным неплохо делиться друг с другом личным опытом или заниматься совместным (или по группам) делом - говорить надо о конкретном, когда есть результат - хороший или не совсем удачный. Так есть возможность почувствовать друг друга, научиться сопереживать... наверное где-то так... Может у кого возникнут творческие идеи?

иерей Олег: Ольга пишет: надо побыть мамой Мамы и попытались.

Ольга: иерей Олег пишет: Мамы и попытались. Это они явно погорячились )))))))

Indie: Вот я не понимаю, когда мы говорим про себя, о своих грехах с сокрушением и болью, то это называется покаяние. А когда мы говорим о проблемах в церкви - это либерализм и диссидентство. С одной стороны - это правильно, осуждая проблемы церкви мы косвенно осуждаем людей, но тогда получается вообще нельзя говорить ни о каких проблемах, а только медитировать на тему "в Багдаде все спокойно". Господа, кому не нравится о.Петр (Мещеринов). скажите пожалуйста КАК и КОМУ МОЖНО говорить о проблемах в церкви? И как мне, обычному довольно хреновенькому христианину, научится хитрому искусству не замечать очевидного? Или замечать можно, но никому нельзя рассказывать? Поясните пожалуйста.

BrainStorm: Я тут вот что подумал... Наверное соглашусь, что статья слишком сгущает краски... НО неправильно ли это? Можно ли понять автора? И вот что надумал. Есть у нас такая практика - самоуничижения. Эта практика нам дана Отцами, когда святой видит себя хуже всех на земле, когда объективно таковым не является. Это и смирение, это и покаяние. Ведь высматривание внутри себя греха порождает внимательную жизнь и изменение, причем акцент на этих грехах нужен для того, чтобы направить все усилия на искоренение греха. А в воспитании, например, похвала тоже должна иметь место, но должна она использоваться не для расслабления, а для профилактики от уныния и отчаяния. Вот и здесь иг. Петр пытается сделать то же, но с существующей земной церковью. Насколько это легитимно? Не знаю. Ведь когда занимаешься самокопанием, ты сам себе начальник и хозяин, а в церкви много народу, и не каждому нравится такое копание одного из членов. иг. Петр пытается акцентировать внимание на проблемах, умышленно сгущая краски, но не для уныния, а для мотивации. Ведь только осознав, что дела плохи, начинаешь что-то делать. Пока не поймешь, что корабль тонет, не начнешь вычерпывать воду. Может быть иг. Петр и заблуждается, может корабль не тонет, но ведь его можно понять, ведь он болеет за церковь. В этом я его поддерживаю. Конечно во всех его статьях можно найти миллион неточностей (кто ищет, тот найдет) и можно говорить "да корабль-то не тонет, не все так плохо". И я даже готов согласиться со многими аргументами оппонентов, но на мой взгляд иг. Петр призывает к деятельности, призывает проснуться и делать. Те, кто считает, что иг. Петр слишком сгущает краски имеют все права на это. Я соглашусь, что на кого-то его статьи могут наводить уныние, но разве надо ради избежания уныния прекратить агитацию к деятельности? Специально для о. Рустика немного критики от меня то нам неизбежно придётся всё менять: изменять богослужение, духовнические подходы, отменять или крайне послаблять посты, отказаться от связки «Православие – Империя», созидать общины (о маловероятности чего я уже говорил, и ещё буду писать). Здесь я наверное не могу согласиться, т.к. звучит это все-таки несколько революционно... все должно делаться обдуманно, мягко и взвешенно... думаю п. Кирилл все сможет сделать правильно (причем это еще и устроит всех). На самом деле я не думаю, что о. Петр - революционер, я думаю, он просто болеет за церковь и хочет порядка быстро и сразу собственно кто этого не хочет? А насчет "порядка", конечно представление иг. Петра на этот счет субъективно, на то и есть иерархи, чтобы примирить опозиционные стороны.

BrainStorm: Indie Только щас заметил, что одновременно почти об одном и том же



полная версия страницы