Форум » Статьи » О "миссионерских технологиях" » Ответить

О "миссионерских технологиях"

osta: Раз уж на форуме и в блогосфере активизировалась тема миссии (чему нельзя не порадоваться), размещу очень хорошие, на мой взгляд размышления о миссионерских технологиях Михаила Зеленого. Если смотреть по сслыке, то можно открыть все активные отсылки по тексту. Там же и интересные комменты по делу. http://mikhail-zeleny.livejournal.com/43933.html "О "миссионерских технологиях" В продолжение темы миссии: для миссии особая экзотика (типа "рок-миссии") не нужна - таково мое глубокое убеждение. Уж на что в глазах некоторых "модернист" о.Георгий Кочетков, но он как-то обходился без проповедей на рок-концертах. Дело вот в чем: "привлечь людей в Церковь" - это только часть задачи, причем далеко не самая главная: что толку от "привлечения в Церковь", если человек в ней не остался? Так что просто привлечь людей мало - прежде всего необходимо, чтобы они вошли в церковную жизнь, воцерковились. Поэтому в миссионерстве главный упор должен быть сделан на просвещение и воцерковление, на планомерную пастырсную и катихизаторскую работу с приходящими, а отнюдь не на простое привлечение внимание. Раз-два выступить миссионеру на концерте может быть и не будет особого греха, но это не должно ни в коем случае перерастать в систему. Система, на мой взгляд, нужна в другом (и этому как раз можно у о. Георгия поучиться) - в последовательнаой и продуманной работе с "контингентом": сначала надо пригласить к воцерковлению тех, кто только ищет Бога (и здесь может быть полезен опыт того, что у о.Георгия называлось "миссионерскими открытыми встречами" - о них я упоминал тут), и затем трудиться над тем, как ввести новоначального в церковную жизнь (это может быть м организованное оглашение, как у о.Георгия, и индивидуальные методы работы - все зависит от обстоятельств, от того, что пастырю ближе и т.п.), и работать с уже воцерковившимися, но еще новоначальными (они еще должны по-настоящему в Церкви адаптироваться, войти в приходскую жизнь и т.п.). Этим и надо заниматься, а не надеяться на то, что Шевчук с Кинчевым приведут в Церковь толпы своих поклонников. В любом случае от первого проявления интереса к православию с их стороны до настоящего воцерковления путь неблизкий: с тем же Кинчевым о.Владислав Свешников работал индивидуально чуть ли не несколько лет - какие основания думать, что с пришедшим по примеру Кинчева в храм будет иначе? Поэтому если думать только о "привлечении", но не задумываться о том, как "привлеченных" воцерковлять - это и будет тот самый пиар вместо миссии, о котором я говорил раньше. Я убежден, что эффективность миссии зависит не столько от того, насколько многих мы можем привлечь, сколько от способности Церкви "переварить" привлеченных: привлечь-то просто - надо чтобы дальше людей не "вытолкнули, как пробку" из Церкви или не искалечили духовно неудачным пастырством. Да и справится ли вообще современная Церковь с большим потоком "привлеченных", если такой случится? А "привлечь" - это чуть ли не самое простое... Вообще, что касается задачи "как привлечь", то на мой взгляд один из самых эффективных способов для этого - "приведи друга", т.е. личный пример. Например, как попал в Церковь я? Один из моих однокласников попал к о.Георгию, воцерковился там, познакомил меня и мою покойную маму (Царство ей Небесное!) с людьми из общины - в конце концов я и моя мама заинтересовались, пошли оглашаться и крестились (на самом деле история была длинная и извилистая, но вкратце, без особых подробностей было именно так). Другой пример - мой кум (крестный моих дочерей) "всю жизнь интересовался православием" (по его словам), а в начале 90-х сам воцерковился и потом воцерковил свою семьию и многих друзей (даже импровизированное оглашение устраивал тем, кто его просил крестным быть: читал с ними Евангелие. объяснял службу и Символ Веры на протяжении нескольких месяцев). Или. например, возьмем наш храм: я, конечно, статистики не наводил, но по словам тех наших прихожан, с кем я говорил, немало народу так к нам и пришло - знакомые или родственники привели. Да и к о.Георгию Кочеткову на оглашение большую часть народу. по моим впечатлениям, приводили знакомые-члены общины. Мне кажется, эти примеры показывают, что "миссионерство по знакомым" - достаточно эффективная "миссионерская технология": пусть активных по-настоящему воцерковленных православных не так уж и много (2-3% для больших городов). но и этого хватает для того, чтобы быть "закваской" - в больших коллективах всегда есть воцерковленные православные, а значит, они могут кого-то из окружения привести за собой. Про родственников и друзей и не говорю - тоже "миссионерское поле" достаточных масштабов. Получается очень неплохая "миссионерская сеть" для того, чтобы привлечь многих и многих (тут, кстати, открываются немалые миссионерские перспективы для социальных сетей типа "Однокласников" и .п.). Проблема в другом: куда вести своих знакомых, чтобы они там воцерковлялись? Скажем, когда я был у о.Георгия, я знал, что привести можно к нему на оглашения (и привел-таки одну из своих институтских знакомых). Сейчас в Трех Святителях я тоже знаю: если приведу туда кого - тоже с ним там будут заниматься, хотя это и не будет так формализовано, как у о.Георгия (сам был этим Великим Постом свидетелем того, как о.Владислав "вел" девушку, которую незадолго до этого кто-то из знакомых привел - дело в том, что я в этом году сподобился часть быть на постовых службах и видел, как постоянно на них приходит одна и та же девушка, с которой часто беседует о.Владислав; я, кстати, тоже ей помогал, как оказалось, сам того не зная - у нас ставился аналлой с богослужебными книгами для того, чтобы можно было за службой следить - так вот, я ей показывал, "где сейчас читают" и по своей инициативе. и по просьбе клирошан). Судя по тому, что я читал в ЖЖ про приход о. Даниила Сысоева (тут и тут, например), а также знаю из личных связей (одна моя знакомая по общине о.Георгия сейчас окормляется у о.Даниила), к нему тоже можно приводить (немотря на все мое, так скажем, неоднозначное отношение к ряду его высказываний и точек зрения), и человек не будет оставлен без внимания и заботы. А вот куда можно еще привести знакомого - может, ЖЖ-шнная братия поделится опытом? Разумеется, я не утверждаю, что "приведи друга" :) - единственная возможная в наше время "миссионерская технология". Возможно, для специфической "целевой аудитории" (миссия среди гастарбайтеров, скажем) необходимы специфические методы - тут я, как говорится, "не Копенгаген, а Осло :)", и потому советы давать не берусь. Но для того социального и культурного слоя, что знаком и близок мне, най мой взгляд, "приведи друга" - это сейчас основная, если не вообще единственная "технология"."

Ответов - 3

Rooster: Проблема в другом: куда вести своих знакомых, чтобы они там воцерковлялись? Я бы честно ответил: в Самаре - некуда! Конечно, у многих принято отвечать "Приходите в наш храм", но я бы не стал приглашать в храмы, которые посещаю. Потому что не представляю, кто бы там занялся человеком: его катехизацией, воцерковлением. Выяснили (в том числе с помощью этого форума), что занятия по оглашению нигде не проводятся; епархиальный Отдел катехизации, состоящий из трех человек, занимается проведением лекций в вузах. Желающий воцерковиться предоставлен сам себе; ситуация даже хуже, чем в начале, скажем, моего прихода в храм: тогда мне довелось попасть на худо-бедно организованные приходские курсы, но это была совсем не катехизация, а начитка лекций по истории Церкви и Основному богословию. Предмет "Катехизис" состоял из бесед на вольные темы: чуть-чуть о ересях, чуть-чуть об иконописи, в общем, о том, что осталось в голове у преподавателя после окончания семинарского курса... С курсом догматики отряженный на его проведение батюшка-выпускник не справился: он честно сказал, что не потянет, и стал зачитывать отрывки из кураевских книг о том, как плохи католические мистики, и комментировать их. Священному Писанию времени уделено не было; на вопрос о том, будет ли Писание в курсе лекций, преподаватель истории ответил, что он этим не занимается, а преподавателя дисциплин библейского цикла в штате собора, где проходили курсы, не было. Впоследствии курс Писания провел этот самый историк, бегло ознакомив полтора десятка слушателей с содержанием Евангелия. Не представляю, как человек, пришедший на эти очень странные курсы, мог знакомиться с богослужением Церкви, учиться понимать его, участвовать в нем сознательно. Меня этому не научили, и это очень горько сознавать. Не научили меня и осознанию себя как части церковной общины - да и не было ее в соборе, были лишь группки духовных чад того или иного батюшки. Это обстоятельство смущало меня еще и по другой причине: после службы на автобусную остановку обычно высыпали прихожанки собора и наперебой рассказывали друг другу, какой батюшка что им сказал, как благословил. Эти вне всякого сомнения благочестивые беседы продолжались и в автобусе - на повышенно-восторженных тонах. Помню свое ощущение сильного неудобства, как будто находишься на базаре или в цыганском таборе. Прошло более десяти лет. За это время в городе набрали силу христианские объединения неправославной направленности - укрепили свои позиции баптисты, харизматы, пятидесятники. Православные прихожане центрального храма города так и остались разобщенным "стадом" без сколько-нибудь налаженного служения, а ведь напротив храма все эти годы находился онкологический стационар. Ни разу от клириков или прихожан собора мне не доводилось слышать приглашения посетить это учреждение, да и не ходили туда они. Я очень хорошо представляю светского человека, который отреагирует на такое возмущённым возгласом: "И это - христианство? Это - религия, заповедующая любовь и помощь ближнему?" По совести, мне нечего ответить такому человеку. А уж пригласить его, попробовать привести - тем более. Вполне возможно, за такие утверждения на меня набросятся шумною толпой познавшие истинное благочестие люди; я сталкиваюсь с этим не впервые. И всё же: можно что-то посоветовать заинтересованному христианством человеку в нашем городе, кроме как: "В нашем храме такой хороший батюшка!"? у нас ставился аналлой с богослужебными книгами для того, чтобы можно было за службой следить - так вот, я ей показывал, "где сейчас читают" и по своей инициативе. и по просьбе клирошан). Я тоже пытался это делать, показывая по книге, "что сейчас читают", и показывал чтомое именно разместительнице сего постинга. Какова же была реакция прихожан в храме? Радостная (растет новый член общины)? Безразличная (мы сами по себе молимся, пусть делают кто что хочет)? Ни то, ни другое! Благочестивейшая прихожанка из лучших побуждений подошла к нам и очень внушительно донесла, что читать во время службы - нельзя, грех! И следить по книге тоже нельзя! Подошли к батюшке. Моего возраста, окончил Питерскую ДС. Что провещает выученик преемников Мансветова, Дмитриевского, Карабинова, Успенского и Арранца? "Вообще-то запрета нет, но вы же понимаете, что прихожане смущаются". Вот и всё. "Батюшка, а как понимать службу?" - вопрошает дотошная osta. - "А ходите на службы, постепенно всё станет понятно". Ответ понятен; только не очень понятно, для чего, чтобы так ответить, нужно оканчивать семинарию, где преподавали великие литургисты - люди, посвятившие жизнь проникновению в суть православного богослужения. Да, ответ понятен, и совершенно понятно, что этому пастырю и этим прихожанам совершенно не нужно познавать богослужение. "Приходите, со временем поймете". Вот и остаётся "приходить". "А как вы относитесь к Шмеману?" - не унимается osta. Пастырь на миг задумывается, и смущённо улыбнувшись, отвечает: "Приходите, приходите", после чего срывается с места и исчезает - наверно, в крестильню побежал или машину освящать. Что остаётся? Уйти. И опять "приходить". на мой взгляд, "приведи друга" - это сейчас основная, если не вообще единственная "технология" Велик ты, Михаил Зелёный, но я, сирый, с тобой соглашусь не вполне. Привести друга можно. Но только в том случае, если есть куда приводить.

BrainStorm: Пока я вынужден согласиться... Подождем оппонентов, может они разгонят густые краски Может быть кто-то может ответить на вопрос: Проблема в другом: куда вести своих знакомых, чтобы они там воцерковлялись? А то город большой (относительно), может быть есть места куда действительно можно привести человека, зная, что за него там возьмутся? Я бы может быть даже сам пошел, чтобы за меня взялись Уже слышу упреки в свой адрес (может быть даже и молчаливые): чего же ты ждешь от других? Сам возьми и воцерковляйся (книги читай и т.п.), но если возможно самообразоваться, то зачем нужны общеобразовательные школы? Да и никто не будет спорить, что заочное образование (почти полностью самостоятельное) очень отличается от очного.

Indie: Мое мнение - на голом энтузиазме ничего путного не сделаешь, нужна системная работа, нужно финансирование, нужны критерии эффективности, персональная ответственность вовлеченных сторон. Иного выхода просто нет. Это действует вне зависимости от сферы применения. Энтузиастам тоже надо кормить себя и свою семью. Сейчас церковь по всей видимости живет на деньгах, которыми люди откупаются от своей совести или жертвуют в языческом смысле "задабривая Бога". Пока действует положительная общественная коннотация идеи "пожертвовать деньги на церковь", пока у чиновников модно будет стоять перед телекамерами со свечками - этот источник будет действовать. Но уже зреет идея, что зачем давать деньги попам, лучше отдать в детский дом или онкоцентр. Как только она дозреет все построенные сейчас церкви придется закрывать и сдавать. Триста лет видимого благополучия РПЦ при Романовых вылились в погромы воинственных безбожников 30-х. Общественный имидж гонимой, разрушенной большевиками, исконно русской церкви скоро подувянет. Близость с государством опять сыграет медвежью услугу. Это как пресловутая нефтяная игла. Вроде все нормально, деньги идут, а экономика становится все более слабой. Так и тут. Миссия - это инвестирование в будущее. А инвестиции - это затраты сейчас, чтоб получить отдачу потом. Так вот пока дело не будет поставлено серьезно, по-взрослому, с привлечением не только денег, но и интеллектуальных ресурсов, технологий(*), своего исторического и чужого опыта, инвестиции не удаются. Почему для возрождения автопрома в стране привлекают иностранцев, да потому что они умеют делать машины, а мы только ВАЗы (и те взяли у итальянцев в свое время). Рок-эксперименты в миссии - это сродни попыткам сделать автомобиль в гараже, ну или модернизировать вазовскую десятку. Нормальный автомобиль все равно не получится, только если чтобы ездить и плеваться. А вот чтоб поставить современные станки, ввести культуру производства, наладить систему качества - нужны деньги и главное мозги, ментальность другая должна быть у всех от директора до рабочего. А пока, продолжая аналогию, миссионерская деятельность напоминает попытки в нашем автопроме внедрить японскую систему качества (наблюдал это явление - очень смешно если бы не было так грустно). Опять же всем советчикам по принципу "начни с себя", порекомендую симметрично - "собери себе машину". Нужен системный подход, масштабные инвестиции без сиюминутной отдачи и довольно большая смелость. Ресурсом для этого обладает только церковь как организация, а не талантливые одиночки. И пока не произойдет ментального сдвига в церковной иерархии - миссии (и катехизации) не будет. В то что такой сдвиг будет, я верю слабо. Скорее всего православие закуклится окончательно, а потом его проводят в катакомбы. Либо возродится в очень необычной форме, несомое совсем другими людьми и совсем не похожее на существующее сейчас. (*) Не надо боятся слова "технология", оно не обязательно должно ассоциироваться с зомбированием, НЛП и чернокожими пасторами на стадионах. Это слово нейтрально. Нельзя технологично привести человека к Богу. Но можно сделать этот путь возможным, облегчить его.




полная версия страницы