Форум » Статьи » Всякая ли смерть от Бога? » Ответить

Всякая ли смерть от Бога?

osta: Наверное, четкого ответа на вопрос: почему умирают наши близкие, мы не получим в этой жизни, но о. Филипп предлагает, на мой взгляд, вариант христианского осмысления этого сложного вопроса. Увы, есть ситуации весьма неоднозначные... Пишет pretre_philippe (священник Филипп П.) ( pretre_philippe) @ 2009-06-02 17:33:00 Всякая ли смерть от Бога? "Мне довольно часто приходится отпевать после совершения Литургии в кладбищенском храме. Сталкиваешься с разными ситуациями, встречаешься с людским горем, подчас безутешным, по крайней мере, в тот момент, когда они прощаются с усопшим, жизнь которого прервалась в расцвете сил неожиданным образом. Сказать, что в этой смерти явилась воля Божия, у меня язык никак не поворачивается. Один погибает в автомобильной катастрофе. Другой от врачебной ошибки при операции или установлении диагноза (не от того начали лечить, от чего нужно было). Третьего убивают неожиданным образом, во дворе собственного дома, когда он выходит прогуляться с собачкой, совершенно не знакомые люди, обкуренные, под наркотическим дурманом (чем-то тот 26-летний парень им не приглянулся). Семилетняя отроковица, не заметив приближающейся электрички и оторвавшись от своей мамы, при переходе через железнодорожные пути прямиком попадает под поезд. Ну и так далее, и так далее (все реальные случаи). Есть в подобных ситуациях трагическая случайность. И хоть множество верующих говорят, что в мире ничего случайного не бывает, ну никак я с этим утверждением не могу согласиться. [more]А не могу потому, что если нет случайностей, то все выходит предопределенным и запрограммированным. Если же мир действительно создан по принципу свободы, то в нем непременно будут непредвиденные случайности. Другое дело, что все эти случайности в нашем случае как раз являются следствием падшего его состояния, где господствует грех, время и смерть. И если на грех человека, на любое зло, творимое им, воли Божией нет однозначно, то как можно утверждать, что смерть человека, случившаяся от насилия или от несчастного случая, будет по воле Божией? Прекрасно, на мой взгляд, написал о. Сергий Желудков в «Литургических заметках»: «Особая и несравненно более трудная проблема - огласительное слово на погребение младенца, крещеного или некрещеного. Смерть ребенка - в этом событии как нельзя остро ставится вопрос о Промысле Божием. Правильно, православно ли поступаем, когда все, что ни случится, приписываем благой воле Божией? А может быть следует думать, что в бесмысленной смерти ребенка проявилось действие Мирового Зла, Диавола - что это (не без нашей общей вины) есть поражение доброго Промысла? Вот - "нерешаемость", вечное наше недоумение, на которое мы никогда не получим ответа, ни у какой схоластики. Думается, что только под таким знаком вопроса и может быть сказано слово на Погребение младенца». Это касается не только детских смертей, но гибели людей вообще от войн и всякого другого рода насилий. Мне уже приходилось писать о том, что во многих случаях то, что казалось сперва случайностью, впоследствии может осознаться как вовсе не случайный, а даже подчас и ключевой момент или перелом в жизни человека. И это бесспорный и непреложный опыт самых разных людей. Осознанная случайность перестает быть случайностью. Но всякая ли случайность может быть осмыслена таким образом? Нет, далеко не всякая, хотя здесь можно легко впасть в субъективизм в оценках. Который, впрочем, будет неизбежен в подобных ситуациях. Допустим, меня можно здесь упрекнуть в рационализме. Но мне кажется еще более худшим и примитивным рационализмом как раз утверждение, что всякая смерть непременно случается с ведома и по воле Божией. Во всяком случае, из неисповедимости путей Господних данное утверждение вовсе не следует. Нет одинаковых жизней, но и нет одинаковых смертей. Причины последних могут быть самыми различными. Смерть от болезни, в результате которой человек просветляется и раскаивается в своих прошлых грехах, вполне можно расценить как промыслительную. Смерть внезапную и непредвиденную – скорее как результат случайного стечения обстоятельств или не без влияния злых сил, их временной победы. Ну и в любом случае, в каком бы возрасте смерть ни случалась и какие бы причины ей ни предшествовали, дух человеческий в целом так или иначе ей противится и до конца ее не принимает. Только вот сегодня прочитал у архимандрита Виктора Мамонтова: «Человеческая жизнь возникла в любви. Свойство любви – не стоять на месте, но общаться с другими, распространяться вглубь и вширь. Как писал французский философ Альбер Камю, каждый раз, когда один говорит другому: «Я люблю тебя», он тем самым возвещает: «Я хочу, чтобы ты никогда не умирал, чтобы ты жил вечно». Поэтому в человеке заложено неистребимое желание – жить всегда. Но мы живем под законом земной природы, который не дает нам вечной жизни. Нам остается только желание такой жизни. Два врага нашей высшей природы – грех и смерть – держат человека в своей власти… Две жизни даны нам – временная и вечная. Господь обращается к каждому из нас: «Жизнь и смерть предложил Я тебе… Избери жизнь» (Втор. 30, 19). Предложение смерти не означает, что Бог желает нам плохого. Он этим как бы говорит: «Ты живешь в мире разлияния зла, оно всегда провоцирует, но ты не поддавайся ему. На зло не отвечай злом, а стремись устоять в любви. На всякое понижение нравственного, духовного уровня вокруг тебя старайся отвечать не понижением его, а повышением. Если устоишь – будешь жить, нет – будешь умирать телесно и духовно». Это весьма интересная и важная мысль, которую можно продолжить применительно к нашей теме: вокруг нас случается множество разных непредвиденных и нелепых смертей, которые могут сбивать нас с толку, ввергaть в уныние и отчаяние. Мы не можем хотя бы временно таким настроениям не поддаться. Но если остаемся в таком состоянии долго, то лишь даем злу или той же смерти вокруг себя распространиться еще больше, когда они овладевают нами самими, парализуя нашу волю. А Бог нас призывает все-таки быть Его соработниками и дерзновенными служителями, поскольку у Него в этом тварном мире нет других рук, кроме наших… В конечном счете все упирается в то, что нам многое не известно. В остальном это вопрос личной веры и личного восприятия Божьего промысла. Я выдвинул всего лишь гипотезу, которая, хотя многого не объясняет, но все же, как мне кажется, лучше согласуется с наличием бедствий и внезапных смертей в этом мире, чем простое утверждение "На все воля Божия". Как-то один из пишущих в ЖЖ сравнил Бога с постоянно работающим "ремонтником", устраняющим то и дело возникающие поломки в этом мире, связанные с людской деятельностью. Внезапные трагические смерти можно ведь вполне рассматривать как эти самые "поломки"! Да, Бог несомненно уготовает для невинных страдальцев Свои обители. Но отсюда непременно не следует, что чья-то жизнь, внезапно прерванная в детстве или юности, не могла продолжаться в этом мире при других более благоприятных обстоятельствах! Люди это подсознательно понимают и потому весьма трудно примиряются в соответствующих остоятельствах, их постигающих!"[/more] http://pretre-philippe.livejournal.com/96622.html

Ответов - 10

Indie: Вот ведь бывает же так, читаю яндекс-новости (потерял ссылку), а там сообщение, что двое опоздавших на трагический авиарейс, разбившийся над Атлантикой, и казалось бы чудом спасшихся, погибли в автокатастрофе. Вспоминается фильм Пункт назначения. Тоже случайность или что? У меня есть еретическое мнение, что фактор свободы воли человека вкупе с тем что мир должен подчиняться жестким закономерностям (таким как теория вероятности) для Господа все-таки более важен нежели конкретная судьба человека. Он на суде потом разберется что да как.

иерей Олег: Как-то нам Бог сказал устами святого богоблаженного пророка: "Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?" Смерти беззаконнику Он не хочет, неужели желает смерти праведнику?

BrainStorm: иерей Олег пишет: Смерти беззаконнику Он не хочет, неужели желает смерти праведнику?имхо, вопрос не корректен, ведь для праведника нет смерти.


иерей Олег: BrainStorm пишет: для праведника нет смерти. Верно. "Не умру, но жив буду и повем дела Господня" (Пс. 117-17). Да только все равно "Человекам положено однажды умереть" (Евр. 9:27). Что показали на своем примере все праведники, за исключением Еноха и Илии. Попытаюсь продолжить свои размышления о смерти. Размышления, акцентирую это: частные. Его преподобие о.Филипп задает вопрос: "Всякая ли смерть от Бога?", но я не согласен с самой постановкой вопроса. Смерти Бог не создавал. Святой Иаков, брат Господень пишет: "сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1:15), и богоблаженный Павел: "возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23). Смерть - производная греха, греха же Бог не творил, "ибо Он благ, ибо вовек милость его". И грех, и смерть человеком сотворены. Но не желая смерти любимому творению, Творец даже смерть в Своем Всемогуществе и Всеведении обращает на пользу человеку. (Ярких примеров - весь корпус книг Ветхого Завета). Случайность? По-моему, ей нет места в Промысле Божием. А в чем Промысел? Спасение человека. Каждого конкретного, ведь Бог есть Отец, а не диктатор, для него каждый человек - ребенок, а не статистическая единица безликой массы. Подведу итог своим размышлизмам: Бог не желает смерти человеку. Смерть пришла в мир грехом человека. Человеку положено умереть. Человек имеет возможность стремиться к смерти, или выбрать жизнь. Но смерть его будет в Промысле Божием, как и жизнь, как и вся история мира.

osta: В продолжение темы о смерти- очень понравилось- перевод о. Филиппа Парфенова: "В продолжение темы о смерти Месяца три назад я открывал тему «Всякая ли смерть от Бога?», которая вызвала весьма оживленную дискуссию и множество разных комментариев. В продолжение ее предлагаю сейчас отрывок из книги «ΑΠΟ ΤΗΝ ΓΕΝΝΗΣΗ ΜΕΧΡΙ ΤΗΝ ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΗ» (Θεσσαλονίκη, 2009) протопресвитера Димитриоса Вакароса, настоятеля базилики св. вмуч. Димитрия Солунского в Фессалонике. Перевод мой. СМЕРТЬ Есть те, кто говорят, что христианам надо с радостью встречать смерть. Однако Сам Христос плакал. Да, Христос плакал, воздыхал внутри себя с болью и был смущен от скорби. И только жертвуя добровольно Своей жизнью, Он ниспроверг и уничтожил смерть, дая через смерть вечную жизнь как дар всем тем, кто веруют в Него. Для Христа, как и для учеников Его, смерть есть трагедия и ужас. Она абсолютно противостоит Богу, Который есть жизнь. Она – прямое последствие дьявола и греха. Это последнее оружие дьявола. Это тление, разобщение, разделение, безобразие, безумие, абсурд. Это – сам дьявол.Смотря на это состояние, цельный и совершенный человек может только лишь заплакать, и Иисус зарыдал. Иисус пролил слезы, когда узнал, что друг Его Лазарь умер. Он заплакал, после того, как увидел творение Его, человека, созданного по образу и подобию Его, смердящего среди могильного тления. Заплакал, после того, как произнес слова «Я есмь воскресение и жизнь» миру, который сотворил для того, чтоб он был раем, и который из-за греха превратился в кладбище, полное костей умерших людей. Иисус также плакал, глядя на Иерусалим, и был пот Его, как капли крови в Гефсимании перед предстоящей Его смертью. Он просил Отца Своего, чтобы пронес мимо Него чашу мук, если возможно. Перед мертвым Лазарем Иисус «восскорбел духом и возмутился» (Ин. 11, 33), и перед Своей собственной смертью сказал: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26, 38). Мы, христиане, плачем, как и Господь наш, при виде смерти. Плачем перед господством смерти в этом мире. И мы блаженны в этой скорби нашей: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4) и «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь» (Лк. 6, 21). Мы скорбим о трагедии человека и мира, которые были созданы для нетления и бессмертия. И затем ради слез наших входим вместе с Христом в побеждающую жизнь Его. Плакавший перед Своей собственной смертью, Иисус вошел в царство смерти и его ниспроверг, освобождая всех тех, которых смерть держала пленниками. Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения. Очень часто мы, христиане, бываем ответственны, что делаем то, что Христос не делал. Мы повинны, поскольку воспринимаем смерть как что-то позитивное и хорошее. Множество раз утверждаем, что смерть происходит от Бога и что Бог устроил смерть. Но Священное Писание нам ясно говорит: «Бог не сотворил смерти» (Прем. 1, 13), и апостол Павел настаивает: «Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор. 15, 26). Нет оправдания смерти во Христе. Это только полная катастрофа. И пока не существует ясного ее объяснения. Есть только предстояние ей как чему-то дьявольскому и противному Богу, как полному уничтожению. Внешне остается форма и вид смерти, внутренне же ее триумф связан, победа ее утеряна и сила ее совершенно уничтожена. «Поглощена смерть победой. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55). Эти слова апостола Павла, взятые из слов пророков, составляют основу характерного церковного пасхального гимна св. Иоанна Златоуста и также центр его пасхального слова. Они читаются в православных храмах в ночь на Пасху, удостоверяя о победе Христа над смертью. Апостол Павел написал, что он сам имел «желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше», (Флп. 1, 23). Однако это желание апостола не основывается на утверждении того, что смерть это благо. Ибо в точности наоборот, вольное стремление свидетеля Христова умереть не может быть воспринимаемо как оправдание смерти, но само это желание апостола Павла основывается на твердом знании того, что трагедия смерти становится во Христе победой. Абсолютно ничего не может воспрепятствовать христианину быть со Своим Господом, даже смерть, которая уже побеждена и стала бессильной и мертвой. «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39). Христос воскрес из мертвых. В этом вся христианская проповедь, основное учение и великая надежда. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Но Христос воскрес, и об этом поет Церковь наша сорок дней, от Пасхи до Вознесения. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Потому смерть в свете Христа остается как трагедия и ужас. Это явление глубоко инородное и чуждое Бога и Жизни. Поскольку смерть Спасителя предшествовала нашей смерти*, во Христе смерть становится еще и путем к более глубокому и совершенному единству человека с Богом. В этом парадокс, но и победа веры нашей. Орудия дьявола становятся средством всемирного спасения, путем к вечной жизни как человека, так и всего творения. Нет больше смерти, поскольку Христос воскрес и жизнь жительствует." http://pretre-philippe.livejournal.com/114212.html#cutid1

Алексей25: Все смерти от Бога, кроме самоубийства!

Леонид Рамзаев: Алексей25 пишет: Все смерти от Бога Алексей, как насчет абортов? Алексей, Вы так безапелляционно утверждаете данный постулат... Не кажется ли Вам, как минимум, странной такая уверенность в данном постулате Вас - всего лишь немощного человека (такого же как и мы все), вряд ли наделенного глубоким духовным видением истинного порядка вещей, установленного Богом. Вот, например, ниже, выдержки из послания апостола Иакова, позволяющие думать обратное, да и сам автор размышлений разве настолько глуп и недальновиден?

Леонид Рамзаев: В. Лосский в своем труде "Догматическое богословие" пишет, что войны и многие трагичные события случаются не по воле Божьей, но по Божьему попущению, которое выражается в даровании человеку свободной воли. Еще интересен текст послания апостола Иакова: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Иак 1 (13:15)

Алексей25: Леонид Рамзаев пишет: Алексей, как насчет абортов? Согласен с вами Леонид. Аборты тоже не от Бога.

AleBuAle: Насчёт случайностей в жизни есть ещё одна интересная фраза Спасителя, о которой не упомянули: 4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? 5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лук.13:4,5)



полная версия страницы