Форум » Статьи » Интересная статистика о святых по Месяцеслову » Ответить

Интересная статистика о святых по Месяцеслову

osta: Интересная статистика о святых по Месяцеслову. Занимательные обобщения. "Цифры Месяцеслова. Целью исследования было выявление распределения канонизированных святых по ликам и векам. Исследование проводилось на основе Месяцеслова Русской Православной Церкви, с учетом основных Сербских и Грузинских святых, без учета новомучеников. Таким образом, в виду неточности исходной информации, результат данного исследования имеет больше научно-популярную, чем строго научную ценность. Святые были условно разделены на следующие категории: А. Апостолы, равноапостольные. Б. Благоверные великие князья и цари. В. Мученики, священномученики, преподобномученики, исповедники. Г. Праведные, блаженные. Д. Преподобные. Е. Святители. Общие цифры. Всего в Месяцеслове упоминаются 56236 святых. День Почти-Всех Святых, о котором мало кто знает. Больше всего в Церкви Торжествующей представлены следующие лики святых: [В] Мученики - 98%; [Д] Преподобные - 1,3%. Особо примечательны 20 тысяч мучеников, пострадавших в Никомидии в 302 году (память 10 января н.ст.). Это количество составляет 36% всех святых Месяцеслова. Феномен мученичества требует отдельного разговора, поэтому в рамках данной работы я воздержусь от комментариев и предоставлю читателю делать выводы самостоятельно. Каждый четвертый Святой нашей Церкви - современник Евангелия. Больше всего святых явилось в таких веках: I век - 25% (младенцы Вифлеемские); III век - 5%; IV век - 56% (гонения); VI век - 9%; IX век - 1%. Чем православнее власть, тем меньше мучеников. Наблюдается слабая обратная связь между количеством страдальцев за веру и благочестивых правителей. Монахов меньше, чем мирян, но преподобных больше, чем праведных. Количество людей, сумевших обожиться в ангельском образе, постоянно выше количества совершенных мирян (соотношение примерно 9:1). XVIII столетие - единственное, когда количество святых монахов уступило количеству святых епископов. Золотые века монашества. В хронологическом изложении число преподобных святых дает три пика, причем третий преимущественно русский. В III веке монашество вырывается из общего уровня и обильно цветет в течение IV-VI веков. V век дал Церкви 95 преподобных отцев. Уровень VI века все еще высок, хотя и падает сравнительно даже с IV веком. Двести лет спустя после этого расцвета количество известных святых в монашестве уменьшается почти в пять раз. Возможно, к этому времени относятся дошедшие до нас сетования старцев: вот были люди в наше время, не то что нынешнее племя... После кратковременного упадка VIII век дает внезапный рывок. Количество преподобных Православной Церкви в это время впервые превышает сотню за столетие (такой рекорд больше не повторится). За этой вспышкой следует быстрое и окончательное падение греческого монашества. IX век еще сопоставим с VI, а в эпоху апостольской миссии монашество в империи переживает небывалый упадок. Новый пик открывается в XI-XII веках, это монашество уже русское (поначалу южное, связанное с Киево-Печерской Лаврой). Век монгольского нашествия отображен незначительным спадом, а затем XIV-XVI века дают высшую точку в северном монашестве. Кажется, известно, чья здесь видна школа и в каких условиях она развивается... Количество канонизированных преподобных на Руси XV века не уступает византийским показателям VI и IX веков! Весь этот русский период (XI-XVI века) в целом характеризуется стабильной динамикой; растут мирские показатели праведных, благоверных, юродивых. Нет головокружительных скачков-падений византийского периода, нет и византийских вершин. Вершина русская - самая низкая, зато ее подъем крепок весьма. Даже на спуск потребовалось более двух столетий. Когда наступил безблагодатный период? Русское монашество - да не оно одно - сломалось не в XX, а еще в XVIII веке. Здесь неожиданно на целое столетие обваливаются все графики. Даже мучеников в это время всего двое. XIX век несколько спасает ситуацию, а XX продолжает, хотя больше стабильностью, чем прогрессом (правда, вспыхивает новый пик мучеников). Поднимается монашество, во многом благодаря Оптинским старцам. Его уровень еще небывало низок, однако значительно выше, чем в "обрубленном" 18 веке. Следует добавить, что три пика монашеского сияния, в разы превышая по амплитуде другие кривые, совпадают с ними в направлениях. И количество святителей, и в меньшей степени количество благочестивых мирян также поднимаются в IV-V, IX и XIV-XVI веках, также дружно падают в VII, X, XVIII веках (первые три столетия миряне и епископы прославлялись как мученики). Любопытно, что число святых-мирян, как кажется, больше, чем святителей, связано с числом преподобных. Умножение праведных в миру обычно на пару столетий задерживается сравнительно с числом преподобных, и нередко имеет вершину, когда уровень монашеской святости уже идет на убыль. Вершина эта, впрочем, невысока, и держится много короче, чем монашеские." http://martovski-zajac.livejournal.com/63232.html

Ответов - 16

Леонид Рамзаев: Здесь еще не учтены люди, которые не канонизированы православной церковью, но жили свято и также находятся в раю, очень много святых среди нас, мое мнение.

BrainStorm: Леонид Рамзаев пишет: Здесь еще не учтены людиПусть и не все, но я думаю тенденции более-менее показательны и интересны.

Леонид Рамзаев: Мне кажется, данный график имеет погрешность, которая связана с принципами канонизации церкви, политикой и т. п.


Леонид Рамзаев: BrainStorm пишет: Пусть и не все, но я думаю тенденции более-менее показательны и интересны Андрей, а какие именно тенденции ты видишь? Как тебе такая мысль: "Святые люди - это люди, которые могут привести свою жизнь в соответствии с христианскими истинами. В века гонений такие люди становятся мучениками, в века спокойствия - они ведут праведную жизнь. Но только человек, ведущий праведную жизнь, гораздо менее заметен, чем мученик"

Леонид Рамзаев: Мне интересны причины спадов и пиков монашеской жизни

BrainStorm: Леонид Рамзаев пишет: Андрей, а какие именно тенденции ты видишь?я думаю надо рассматривать вопрос не так: количество спасенных во время гонений больше, а так: количество тех, кого Церковь считает достойными, чтобы с их жизни брали пример, больше. Не слишком запутал?

Леонид Рамзаев: BrainStorm пишет: количество тех, кого Церковь считает достойными, чтобы с их жизни брали пример, больше Не, не запутал, но здесь встает вопрос о заметности таких примеров, мученический подвиг гораздо ярче подвига праведного человека, который живет много лет. Вот тут и есть погрешность, связанная с принципами канонизации.

Леонид Рамзаев: osta пишет: Когда наступил безблагодатный период? Сомнительное заявление, вы не считаете?

BrainStorm: osta пишет: Умножение праведных в миру обычно на пару столетий задерживается сравнительно с числом преподобных, и нередко имеет вершину, когда уровень монашеской святости уже идет на убыль.Видишь, колебание праведных в миру тоже есть. Это о чем-то говорит.... правда о чем?

Леонид Рамзаев: BrainStorm пишет: Это о чем-то говорит.... правда о чем? Не знаю, это не снимает погрешностей, выше написанных, может быть это нужно принять пока как факт, который мы точно не можем понять, интересно, нет ли какого-нибудь авторитетного социологического исследования на эти темы.

Ulia: А мне знаете, что интересно (думаю, это как раз к теме относится) - а сколько мы знаем канонизированных святых семей, которые не были мучениками, не жили "как брат и сестра", а жили именно христианской семьей, растили детей, следовали заповедям и спаслись? Мне почему-то кажется, что таких примеров наша церковь дает нам очень мало по сравнению с мучениками-отшельниками и прочими очень далекими от обычной жизни идеалами... может, я ошибаюсь?

Леонид Рамзаев: Ulia пишет: Мне почему-то кажется, что таких примеров наша церковь дает нам очень мало по сравнению с мучениками-отшельниками и прочими очень далекими от обычной жизни идеалами... может, я ошибаюсь? Мне тоже кажется, что очень мало

Indie: Леонид Рамзаев пишет: Мне интересны причины спадов и пиков монашеской жизни Оправдывая подпольную кличку "Гумилев" приведу трактовку данного явления с т.з. теории этногенеза Л.Н.Гумилева. Византийский суперэтнос (жители Византии осознавали свою этническую общность, называя себя ромеи) имеет жизненный цикл с III по XV век. Монашество несомненно очень пассионарная (активная) часть общества, поэтому количество канонизаций - это косвенная характеристика циклов жизни этноса. Акматическая фаза жизни византийского этноса - IV-VI века (длится обычно около 300 лет) характеризуется большим количеством пассионариев, причем обычно они борются друг с другом (эпоха Вселенских соборов), но истребляют друг друга вполне умеренно. Напротив, VIII век - это эпоха надлома, смена этнической доминанты или смысла жизни этноса, эпоха иконоборчества. Здесь борьба идет до последнего патрона, и количество пассионариев резко снижается. На Руси аналогичным периодом IV-VI веков Византии были XIV-XVI века, что также отражено в статистике. Надлом русского этноса произошел во второй пол. XIX-первой пол. XX веков, что отражено как раз оптинскими старцами и новомучениками, о которых оговорено, что они не участвовали в исследовании.

Ulia: У меня вообще крамольная мысль пришла - хоть официально церковью и утверждается, что семейный и монашеский пути равны и спасительны, на практике предпочтение явно отдается монахам. Большинство святых семей и семейных пар остались в Ветхом Завете, по моим ощущениям, а потом акцент как-то сместился именно на индивидуализм какой-то, уйти-убежать ото всех, молиться и спасаться в одиночестве... поправьте меня, если вру. А жаль, что это так. Я считаю, что нигде человек так быстро и полно не победит эгоизм, саможаление, лень, как в семейной жизни, особенно с рождением детей.

AleBuAle: Ulia пишет: а потом акцент как-то сместился именно на индивидуализм какой-то, уйти-убежать ото всех, молиться и спасаться в одиночестве... Для русского православия акцент именно такой, причем часто с большими перегибами.

Леонид Рамзаев: Ulia пишет: Я считаю, что нигде человек так быстро и полно не победит эгоизм, саможаление, лень, как в семейной жизни, особенно с рождением детей. В общем то предпосылки такого отношения могут идти и из посланий апостола Павла, где он пишет, что лучше оставаться одному, так как иначе будете иметь скорби по плоти. При этом пишет, что на это у него нет повеления от Господа, но это его (апостола Павла) личное мнение.



полная версия страницы