Форум » Статьи » Об общине, миссии и катехизации » Ответить

Об общине, миссии и катехизации

osta: Прочла сегодня 2 заметки в жж. Вроде бы, они и и разные, но по сути, об одном- о том, что нам необходимо для спасения. В общем, согласна с авторами и хотела бы поделиться их ценными, на мой взгляд, мыслями. "посреди нас... [Oct. 14th, 2009|01:11 am] d_stefan Сегодня в очередной раз заспорил, о том, что можно слова "Царство Божие внутрь вас есть" перевести и иначе: "Царство Божие среди вас есть"... В том, что есть непримиримые сторонники первого перевода можно видеть отпечаток индивидуализма, буквально насквозь пропитавшего наше понимание христианства. Все разговоры о приходе, общине, захожанах и проч. дискуссии о литургическом возрождении - все это в той или иной мере касается темы нашего сотериологического индивидуализма. В защиту которого приводят искаженную фразу Серафима Саровского "Спасись сам и вокруг тебя спасуться тысячи...", понятно, что святой Серафим не говорил "Спасись сам...", но дело то в другом. Дело в том, что многие действительно верят в возможность спастись в одиночку... В таком случае, спасение в том, чтобы принять Иисуса "как СВОЕГО ЛИЧНОГО Спасителя...". [more]Так вот, когда я стал объяснять, что: "Царство Божие среди вас" - это близко по смыслу к "Пресвятая Троица - есть наша социальная программа", потому что мы в своих отношениях не просто можем, но должны все выстраивать по примеру Троицы; что открытость Другому, готовность жить в Нем и для Него есть основа таких отношений. Как писал Протопресвитер Борис Бобринский описывая Троицу Рублева "...в этом нескончаемом диалоге Троичного Совета речь идет о каждом из нас...", можно даже сказать, что стол за которым изображена Троица, открыт миру четвертой стороной, и не просто открыт миру, он открыт для мира, мир создан для участия в этом общении любви." Так вот, когда я все это попробовал выразить, на меня посмотрели, как будто я с другой планеты! Где же в этой схеме постоянной сознание своей греховности, где кропотливое внутреннее делание, где все то, к чему мы так привыкли??? Между прочим, уверен, что многому привычному в таковых отношениях может найтись место, но они не сводятся к этому. Можно сказать, что это конфликт двух методологий духовной жизни, одна из которых, всем известная, выраженная в трудах Отцов-аскетов, другая имеет мало письменных свидетельств, хотя кое-что можно найти у древне-церковных авторов. Так Тертулиан приводит слова, которые предание приписывает Христу: "Если ты встретил брата, то встретил и Бога; Ибо если вас двое, то Бог посреди вас". Разве это не о церкви в первую очередь сказано? Разве эти слова не говорят нам о том, что наша приходская жизнь может наполняться несколько иным содержанием? Эти методологии не различны принципиально, здесь самое главное в акцентах в перенесении внимания с себя, на отношения "Его учеников".[/more] Ведь Христос сказал "По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою", а не "потому все узнают, что вы Мои ученики, что будете постоянно думать о своих грехах"... Покаянное чувство ни в коем случае не отрицается, но знак связи с Ним - любовь между нами. Может быть я упростил, не буду спорить, но думаю, что рассуждая о путях развития церковной жизни (литургической, приходской) нам не обойти более подробного разговора об этих вещах." http://d-stefan.livejournal.com/51342.html "О миссии и катихизации, а также о миссиофобии [Oct. 13th, 2009|11:49 pm] mikhail_zeleny [ Tags | оглашение, православие] samurfila пишет: ЗМне кажется, что непонимание того, чем миссия отличается от последующей катехизации, и есть главная причина миссиофобии. Задача миссионера - помочь человеку уверовать во Христа и осознать потребность в литургической жизни. Сделать первые шаги к Церкви - если человек некрещеный, то начать готовиться ко крещению, если крещеный в детстве - к исповеди и причастию. Поэтому упрек "вы, миссионеры, гонитесь за количеством новообращенных, пренебрегая их качеством" - это полная ерунда. Какое может быть "качество" новообращенного на этом этапе? Тут как раз количество главный показатель эффективности миссионерства. А качество и чтобы потом не разбежались - это уже забота катехизаторов. Упрек "вы, миссионеры, едете проповедовать в Африку неграм в то время как у нас в России есть много людей, которые считают себя православными и ходят в церковь, но при этом в голове у них жуткая каша" - это тоже полная ерунда. Аудитория миссионера - это некрещеные и нецерковные, что в Африке, что в России. А те, кто ходит в Церковь с кашей в голове - аудитория катехизатора. Ну, в целом, на мой взгляд - правильно. Одно только "но": между миссией и катихизацией не должно быть разрыва - неофит должен по возможности без задержки переходить из рук миссионера в руки катихизатора. Идеальный вариант - когда миссионер и катихизатор - вообще одно лицо. Хотя, как говорится, "возможны варианты"... А вот если этот разрыв есть - тогда-то и получается много людей, которые считают себя православными и ходят в церковь, но при этом в голове у них жуткая каша. Разумеется, с ними необходимо работать, и тут обширное поле для деятельности. Но если есть возможноть болезнь предупредить заранее, не допуская разрыв между миссией и катихизацией - разумеется, лучше делать именно так. А теперь - пара слов о т.н. "миссиоофобии". Беда в том, что этим могут называться разные вещи: отрицательное отношение к миссии как таковой и отрицательное отношение к ее профанации. К сожалению, нередко ярлык "миссиофоба" лепят именно на тех, кто не отрицая миссии в принципе, критикует миссионерскую дешевку, дурновкусие, легковесность - одним словом, подмену миссии пиаром, о недопустимости чего я уже говорил. На мой взгляд, это абсолютно недопустимо, т.к. профанация миссии ее дискредитирует и тем самым играет только на руку настоящим миссиофобам. А критики профанации миссии - это "санитары леса"... Так вот: вышеупомянутый разрыв между миссией и катихизацией - как правило, путь к профанации миссии. Спаситель, как известно, говорил: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. А привлекать людей в Церковь без нормального их воцерковления и церковного просвещение - наилучший способ умножения в церковной ограде толп людей с кашей в голове. Конечно, кому-то везет (или, точнее, Бог им являет Свою милость), и они так или иначе воцерковляются явочным порядком. Может быть, в таком пути и нет особой беды - но лишь до тех пор, пока нет по-настоящему массовой и организованной миссии как системы. Но массовая и организованная миссия без соответствующей ей столь же массовой и столь же организованной катихизации - это все равно, что автомобиль с мощным двигателем, но без адекватных этому двигателю трансмиссии, коробки передач, тормозов и рулевого управления. Такое транспортное средство, возможно, при запуске способно издать громоподобный рев и даже резко набрать скорость, производя тем самым неизгладимое впечатление на окружающих, но почти с неизбежностью в очень и очень недалекой перспективе его скорее всего ожидает катастрофа. И не надо питать иллюзий, что, мол, сегодня приведем людей, а потом когда-нибудь завтра - катихизируем. Увы, опыт показывает, что "завтра" скорее всего так и не наступает, а своевременно не расхлебанная каша в головах со временем только заваривается все гуще и гуще - аж до крутизны Боголюбово.... " http://mikhail-zeleny.livejournal.com/47760.html

Ответов - 11

BrainStorm: Надо было об общине в тему общины, а о катехизации и миссии в отдельну. А так если обсуждение попрет, то может запутаться из-за много разноплановости текстов. А так очень интересные и дельные мысли.

Леонид Рамзаев: osta пишет: Сегодня в очередной раз заспорил, о том, что можно слова "Царство Божие внутрь вас есть" перевести и иначе: "Царство Божие среди вас есть"... Наташа, а на каких источниках автор основывает свое мнение, что приведенные слова можно перевести как "Царство Божие среди вас есть..."?

osta: Леонид Рамзаев пишет: Наташа, а на каких источниках автор основывает свое мнение, что приведенные слова можно перевести как "Царство Божие среди вас есть..."? Думаю, про источники лучше спросить самого автора постинга. ;-) Мы можем лишь посмотреть эту фразу в различных переводах и греческом подстрочнике сегодня на группе. Если я не ошибаюсь, именно так переводит эту фразу еп. Кассиан Безобразов.


AleBuAle: Наташ, спасибо, очень хорошие выдержки!!!

Барышня: Под текстом второго автора могу подписаться под каждым словом. Если бы не интернет и медленная-медленная (поныне не завершившаяся) "самокатехизация"... Не знаю, где бы я сейчас была и что бы я сейчас делала, но, вероятнее всего, это было бы очень далеко от Церкви и церковной жизни... Ой-ой-ооой... Я пошла по ссылке, а ТАМ!!! ТАМ КОЧЕТКОВЦЫ!!! Возьмем близкий мне пример - каппа-систему ((С) [info]о.Сергий Царев) AKA "кочетковцы", где я (и о.Сергий, кстати) некогда воцерковлялся (это, разумеется, явление куда более серьезное, чем фроллеры и уранополиты, но тараканов в голове там тоже хватает). Я благодарю Бога, что мой церковный путь начинался именно там, хотя сейчас понимаю, что наряду с вещами правильными там прививался и ряд, так скажем, не совсем верных стереотипов. Но из-за того, что там не было тотального контроля и массовой психологической зависимости от гуру (есть, конечно, "западающие на батюшку", как и везде, но массового масштаба это не носит) многие с этим справились: кто-то от общины "отдрейфовал" со временем, как я, а кто-то, и оставаясь в ней, сохранил здравые взгляды. Есть там, конечно, и "фанатеющие" от тамошнего "комсомола", но в любом случае это не Боголюбово. И слава Богу! Поскольку я лично знакома с о. Сергием Царевым (который, правда, от кочетковцев отдрейфовал давно, кажется), значит, я с воспитанником кочетковцев тоже знакома... О ужас Порочащие связи...

Indie: Барышня пишет: О ужас Порочащие связи... Выговор тебе, с занесением ...

Барышня: Я даже не знала, что кочетковцы ПОВСЮДУ, что с кое с кем я даже знакома, а кое-кто даже пишет: Я благодарю Бога, что мой церковный путь начинался именно там

osta: Барышня пишет: Я даже не знала, что кочетковцы ПОВСЮДУ, что с кое с кем я даже знакома Раз уж пошла такая волна признаний, я тоже знакома с кочетковцами лично, но при этом у меня в друзьях наряду с кочетковцами и люди, отдрейфовавшие от кочетковцев, такие, как о. Сергий Царев и Михаил Зеленый.... Кстати, с о. Сергием довелось общаться не только виртуально, но и реально. Прошу прощения за оффтоп.

Rooster: Получается, что на фоне отсутствия катехизации миссия может быть даже опасной. Наладить катехизацию почти невозможно. Много раз писал здесь, что в Самаре направить людей для катехизации некуда... Остается в очередной раз подивиться величию Зелёного и царственности Царёва... А уж кочетковцы...

Адаменко Наталья: В комментах в ЖЖ М. Зеленого о. Агафангел отметил "положительную динамику": ну, динамика положительная )) люди вообще впервые заговорили о том, что нужно как-то планировать миссионерскую деятельность, что катехизация, всё же, должна следовать за мисионерскими акциями. Раньше и того не было.. Не было такого раньше, не было... Как говорится, слава Богу! А ведь, наверное, связь со мной тоже... эээ... "порочащая"...

Rooster: Порочащая, не порочащая - разберутся кому надо. Поставят штамп, положат в конверт - и отправят в запрет за Можай. Главное - практическое выражение той самой динамики. У нас в городе она слабая, если не сказать больше.



полная версия страницы