Форум » Статьи » Интересная статья(иеговисты) » Ответить

Интересная статья(иеговисты)

Abuna прот.Владимир: Статья в виде интервью. Автор - иерей Марк Боронтов. Выпускник МДА. Преподает в Орле в нескольких вузах Православие. "Вырос" из нашего прихода Об истории имени Божия или кого призывают иеговисты? Нам часто приходится видеть у своих дверей довольно интеллигентных незнакомцев, которые предлагают нам изучать Библию. Думаю, эта картина всем знакома. Как Вы уже наверное догадались, речь идет об одной из самых деструктивных и тоталитарных сект – иеговистах. И как только встретившийся им человек исповедует себя православным христианином, в ответ он получает целый спектр эмоциональных ответов и доказательств о якобы несостоятельности Православия. Как правило, незнакомцев отличает завидный напор в отстаивании своего мнения. Однако, в состоянии ли иеговисты обосновать свою «веру»? Начнем хотя бы с вопроса, без сомнения интересного нашим читателям, откуда произошло имя Иегова, и под каким именем Господь открыл Себя Моисею? Об этом мы сегодня спросим иерея Марка БОРОНТОВА, клирика Троицкого храма г. Орла, кандидата богословия, специалиста в области библеистики. – Отец Марк, какова история имени «Иегова»? – В книге Исход гл. 3 стихи 13-14 мы читаем: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.» На иврите ответ Бога звучит так: אֶהְיֶה אֲשֶר אֶהְיֶה («эхйэ ашер эхйэ»), что буквально переводится как «Я есть который Я есть». Вариантов понимания этой фразы много: «Я есть тот, кто истинно существует» (в отличие от языческих богов), «Я есть то, что есть» (в таком варианте это фактически отказ в ответе – «что есть, то и есть»), «Я есть тот, который даёт существование» и др. В большинстве переводов отражён первый из указанных нами вариантов понимания: εγω ειμι ο ων (греческий), «Аз есмь Сый» (славянский), «Я есмь Сущий» (русский). Итак, Бог назвал Себя אֶהְיֶה («эхйэ»), буквальный перевод – «Я есть». Но в первом лице о Себе может сказать только Он, поэтому люди могут говорить о Нём лишь в третьем лице: «Он есть» - יַהְוֶה («йахве»). (и то, и другое слово – формы глагола הָיָה («хайа») – «быть»). Именно это слово - יַהְוֶה («йахве») и употребляется в Ветхом Завете чаще всего по отношению к Богу. В науке оно обычно называется «тетраграммой». Еврейский алфавит состоит из 22 букв, все из которых согласные. Таким образом, письменно фиксировались только согласные, а традиция произношения гласных передавалась устно. Что в подобной ситуации вариантов произношения может быть много, можно продемонстрировать и в русском языке. К примеру, согласные «стл» могут означать стол, стул, сталь, стал, устал, стиль, остыл и т. д. Имя Йахве (Яхве) очень скоро было окружено величайшим благоговением и произносить его вслух было позволено сначала только священникам при богослужении, а потом и вовсе лишь первосвященнику один раз в год во Святом Святых (главная часть храма), причём это не слышал никто кроме него. При чтении Библии вслух это имя заменялось на אֲדׁנָי (Адонай) – Господин, Господь. Неудивительно, что вскоре традиция подлинного произношения этого имени была забыта среди простого народа, а после рассеяния евреев по всему миру и среди духовной элиты. Произношение «Йахве» - реконструкция, предложенная учёными последних веков. Хотя она является фактически единственно возможной по законам иврита, в современной иудейской среде твёрдо держится убеждение, что восстановить подлинное звучание этого имени невозможно. Еврейские ученые X в. (масореты) поставили задачу раз и навсегда зафиксировать не только согласные, но и гласные буквы Св. Писания, для чего были изобретены специальные значки. Расставить истинные гласные в священном имени (даже если кто ещё и знал их) считалось невозможным, дабы это имя кто-нибудь не произнёс, поэтому они решили к истинным согласным имени «Йахве» - ЙХВ подставить гласные имени «Адонай» - АОА. Так родилось гибридное написание יְהׁוָה - «ЙэХоВа» или Иегова, не отражавшее никакого реального произношения. (По законам иврита в данном случае «а» после «й» переходит в «э»). Позже условное (!) масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально. Так появилась неправильная форма, не имеющая никакого смысла и не отвечающая ни древнему, ни позднему традиционному чтению – «Иегова». Истинный же смысл этой формулы лишь указывает на то, что вместо этого нужно произносить «Адонай». – То есть «Иегова» не есть имя Божие? – Это отдельные элементы двух имён Божиих, которые в соединении дали лишь бессмысленный набор букв. Примерно тоже получилось бы, если бы мы взяли согласные буквы от какого-либо одного слова и подставили в него гласные от другого: РоМаН и СеРГеЙ у нас превратились бы соответственно в РеМеН и СоРГаЙ. Нехорошо, наверное, называть Сергея Соргаем. А хорошо ли Бога Иеговой? «Что ж вы такие неграмотные? - как минимум скажет Он нам на том свете. - Ну ладно в XIX веке на Западе это знали не все (как не знали и основатели иеговизма – они вообще знали не очень много), но вы-то, уважаемые, в XXI-м жили!» – Итак, с иеговистами понятно. А необходимо ли нам знать как произносилось имя Божие по-настоящему и употребляется ли оно в Новом Завете? – Как произносилось по-настоящему, видимо, и так знаем – «Йахве», а вот на счёт Нового Завета всё не просто. Там ни в греческом оригинале, ни в одном приличном переводе (конечно, кроме творений самих иеговистов) ни «Иеговы», ни «Яхве» нет. Но имя это там всё же есть. Кто-то сильно удивится, но употребляет его Христос по отношению к Себе, а не к Богу Отцу. В Евангелии от Иоанна 8:24 мы читаем: «…ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших.» (Есть и ещё несколько подобных мест.) «Это Я» - не совсем точный перевод. В греческом оригинале стоит εγω ειμι, в славянском «Аз есмь», что является точным переводом еврейского אֶהְיֶה – «эхйэ». (А говорил Христос, как известно, не на греческом, а на еврейском, – на иврите или арамейском – не так важно). Таким образом, Христос не просто произнёс это имя, но произнёс по отношению к Себе, да ещё в первом лице. Вот что раздражало иудейских первосвященников больше всего, и почему они так часто рвали на себе одежды. Они, так же как и иеговисты, не верили, что Христос точно так же Бог, как и Бог Отец. Единственный смысл употребления Христом этого имени – конечно, в утверждении Своего Божественного достоинства. Кстати, наиболее частое именование Христа в Новом Завете – κυριος (Господь) – точный перевод еврейского «Адонай», которым заменялось священное имя. А в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета, сделанном самими евреями) тетраграмма почти всегда передаётся именно через κυριος. Следовательно, Яхве = Господь = Христос. Слов «Иегова» и «Яхве», как мы уже говорили, Новый Завет не знает. Почему? Потому что священные авторы, в отличие от иеговистов, считали важным не произнесение тех или иных букв, а указание смысла, который в буквах содержится. А смысл в том, что истинно существующий Бог – только Бог Израилев, и этот Бог – Иисус Христос. Если в среде иеговистов всё ещё много людей, которым нужно непрестанно напоминать о том, что Бог есть, и это Бог Библии (дабы они не впали в язычество), то для них, может быть и актуально акцентирование именно этого священного имени. Но тогда уж лучше употреблять «Сущий», «Тот, Кто есть на самом деле» и т. п. В Православии в этом вроде никто не сомневается, поэтому у нас принято по-другому понимать слова молитвы Господней «да святится имя Твое». Начинается эта молитва, как известно, словами «Отче наш», а не «Иегова наш». В 17 главе Евангелия от Иоанна (стт. 6 и 26) Христос, обращаясь в молитве к Отцу, дважды говорит: «Я открыл имя Твое человекам». Какое имя? С Моисеем Бог говорил за полторы тысячи лет до этого. Значит, какое-то другое? В той же 17 главе «Иеговы» нет ни разу (как и во всём Новом Завете), а вот имя «Отец» употребляется 6 раз. Так вот, для христиан куда важнее не то, что Бог просто есть, но то, что Он наш Отец, Который усыновил нас во Христе. «Он есть» - третье лицо; «Отче наш» - второе, что подразумевает совсем другую степень близости Бога к человеку и человека к Богу.

Ответов - 43, стр: 1 2 All

Костя: Rooster пишет:Костя Просто хорошо бы пояснить свою позицию: собеседник счел тебя иеговистом. Нужно это подтвердить или опровергнуть.||

Леонид Рамзаев: о. Марк, прошу Вас не торопиться с выводами. Напоминаю вам п. 8 Правил Форума. Костя пишет: || Мозгов не хватает понять

о.Марк: Костя, извините, слишком очевидно, что Вы иеговист. Если Вы считаете принадлежность к этой организации и именование её сектой, а её приверженцев сектантами - оскорблением, - пожалуйста, подавайте в суд. Не Вы первый, не Вы последний. Никак не пойму зачем же отпираться в своём иеговизме? Столь пристрастного интереса к словосочетанию "имя Господне" не бывает у представителей иных конфессий. Если Вы не заметили, а Вы, увы, не замечаете очень многого, то повторю специально для Вас: я писал об отсутствии в Писании призывов почитания не просто "имени", а имён "Иегова" и "Яхве", за неимением таковых ни в В.З., ни в Н.З. В виду Вашей забывчивости напоминаю: "Иегова" - условное написание, ничего не значащее и никогда не употреблявшееся устно; "Яхве" - вероятностная, но поздняя реконструкция. Если в В. З. возможно, до определённого времени и призывали Яхве, но никак не Иегову, то в Н. З. уже ни то, ни другое. Ну а по поводу призывания имени Иисуса, - дуамю, иеговисты здесь далеко позади Православия, как и по поводу чисто новозаветного имени Отец. А согласитесь, как Ваше "доброжелательсьтво"-то быстро прошло: уже и "нападки", и "унижения чести и достоинства", и "оскорбления". Сразу видно, в юриспруденции вы не сильны, и с понятием "лингвистическая экпертиза" не знакомы. Хотите посоревноваться? Давайте! Или Вы всё же будете утверждать, что иеговистом не являетесь?


Rooster: о.Марк Костя дал понять, что ему параллельно (||), кем его считают. Мне известно, что несколько лет назад Костя недолго посещал собрания иеговистов. Потом он оставил их. Кем его можно считать в плане религиозной идентификации, сказать затруднительно. Лучше предоставить ему слово. Если не хочет сообщать, то, наверное, имеет на это право. Ваши же постинги с научной информацией, на мой взгляд, сделают честь любому православному форуму. Как строить диалог на тему веры с людьми, стоящими на позиции уважаемого Константина, мне затруднительно ответить. Вы как думаете, пресвитер Марк? Какие точки соприкосновения лучше искать?

Ockam: о.Марк, вероятно Вы долго занимались этой темой про иеговистов и теперь они Вам на каждом углу мерещатся

Rooster: Ockam И такое тоже может быть. Думаю, важно иметь точные данные о взглядах собеседника.

о.Марк: Может быть, может быть. Очень рад, если Костя не иеговист, в таком случае забираю некоторые свои слова обратно. Но не лучше ли как-то сразу и пояснее себя позиционировать? А то сиди вот тут, гадай. Определённая связь с иеговистами-то по-моему несомненна. Ка общаться в подобных случаях? Да пожалуй что стоит и поосторожнее чем я. Наобщался тут на некоторых форумах в последнее время со всякими, излишняя зоркость наверное выработалась. В любом случае никого не хотел обидеть или оскорбить.

Ольга: Rooster пишет: Кем его можно считать в плане религиозной идентификации, сказать затруднительно. Лучше предоставить ему слово. Если не хочет сообщать, то, наверное, имеет на это право. Я так понимаю всякое инкогнито запрещено исключительно батюшкам Если человека, учавствующего на форуме, имеющем религиозную направленность, спрашивают о его религиозной идентификации, то где здесь оскорбление? Мне даже самой стало интересно - Костя, ты как себя идентифицируешь?

Rooster: о.Марк пишет: Очень рад, если Костя не иеговист, в таком случае забираю некоторые свои слова обратно. Но не лучше ли как-то сразу и пояснее себя позиционировать? А то сиди вот тут, гадай. Я с Костей постоянно общаюсь очно не первый год и до сих пор не составил для себя его конфессиональную характеристику. Связь с иеговистами - в разделении специфических воззрений на отношение к Имени Божию. Они (специфические воззрения) наличествуют. Ольга пишет: Я так понимаю всякое инкогнито запрещено исключительно батюшкам Да ничего не запрещено, закона такого нет. Просто для удобства дискуссии очень хорошо обозначить свои позиции в области вероучения. Сразу всем станет легче. Предполагаю, что для Кости это не так просто, но пусть лучше ответит сам.

Ольга: Rooster пишет: Предполагаю, что для Кости это не так просто, но пусть лучше ответит сам. Вот ведь можешь ты быть ласковым и терпимым Отчего же не всегда и не со всеми...

Rooster: Оля, пожалуйста, не оффтопь. Тема - самая настоящая загвоздка, причем для обеих сторон. Здесь требуется тщательнейшее рассмотрение аргументации - с минимумом эмоциональной составляющей. Я очень доволен, что в теме участвует профессионал. Хорошо бы, если бы он участвовал и в некоторых смежных темах.

о.Марк: Костя пишет: || Очень жаль. Не думаю, что подобная форма отношения к собеседникам является наиболее христианской.

Rooster: о.Марк пишет: Очень жаль. Не думаю, что подобная форма отношения к собеседникам является наиболее христианской. Просто, возможно, человек защищается от возможных нападок. Ждать от собеседника самой что ни на есть христианской формы поведения, может быть, и не стоит. Важно привлечь его интерес к дискуссии.



полная версия страницы