Форум » Статьи » О суевериях у греков » Ответить

О суевериях у греков

osta: Очень любопытно и назидательно, имхо. О народном псевдоблагочестии. И к слову о том, когда недостаток веры и знаний заменяется суевериями.... О суевериях у греков "Читаю любопытную книжицу «Πλάνες και η Αλήθεια» («Заблуждения и истина») митрополита Германа Параскевопулоса, привезенную мной из Крита. Неплохо было бы, конечно, и нам что-то подобное издать, поскольку предостережений против магов и экстрасенсов было в последние 20 лет предостаточно, а на эту околоцерковную народно-бытовую сторону как-то меньше обращалось в нашей православной среде внимания. Читая книгу, обнаруживаю, что много, разумеется, у нас и греков есть общего в плане суеверий. Хотя есть и различия – у греков нередко обнаруживаются суеверия, так сказать, более «воцерковленные», связанные так или иначе с праздниками, литургической аттрибутикой и символикой, чего реже найдешь среди русских. Узнал, например, почему все-таки в мае избегают венчаться. У нас объясняют это тем, что «маяться будут». У греков тоже причина этому созвучие слов, только не «май» и «маяться», а «май» и «магия». По-гречески Μάης (маис) и μάγια (майя) также очень близки по написанию и звучанию. Боятся, то есть, влияния нечистых духов и магических чар, и именно в май месяц! Надо думать, что первично это суеверие у греков, но передалось нам впоследствии в несколько другой интерпретации… У греков популярны разные обеты. Многие думают, пишет митрополит, что Бог или святые Его нам исполнят все, что мы попросим, если дадим обет. Типа: «Святая Параскево, сделай мне (…), и я принесу тебе в дар золотую лампаду», «Боже мой, помоги мне сдать экзамены, и я Тебе принесу…». Неосторожность и нерассудительность в подобных случаях приводили к тому, что, например, одна христианка, предпринявшая сбор пожертвований с какой-то благой целью в 10 деревнях, была остановлена полицией, поскольку делала это без разрешения. Другая христианка дает обет, что если больной младенец поправится от тяжелой болезни, то в крещении его назовут Дионисием. В результате дома происходит смертоубийственная распря, поскольку тесть категорически против, но настаивает на том, чтобы оставалось его собственное имя – Янис… Доходило и до того, что некоторые были уверены, что святые могут им помочь и в беззаконных предприятиях. В газетах писалось, что известный преступник по имени Венардос, прежде чем предпринять задуманное им ограбление банка, отправился на о. Эгина и дал обет свят. Нектарию, чтобы результат был успешен! Другой вор в 1977 г. спрятал украденные деньги в часовне преп. Иоанна Русского и дал обет, что украсит и обновит ее в случае, если не будет схвачен. Еще один просил у свят. Николая, дабы выиграть на Новый год в карты, и тогда обещал принести золото… Популярны разные «обереги», - ну, это и у русских достаточно. Христианский взгляд здесь перемешивается с магическим, а предметы священные соседствуют с сатанинскими, отмечает митрополит. Многие действенность оберега ставят в зависимость от его формы (треугольный, четырехугольный и т.д.) или от цвета его обертки (черная, с бусинками или красной ниткой) и проч. И что только не находится среди этих «оберегов» по соседству со освященными предметами – елеем от лампады с иконы святого, воскомастихом от освящения престола или частицей от тапочек свят. Спиридона! Ароматические травы, веревки, пиротехнические смеси, головы змей, кости летучих мышей, частички от пупков младенцев и т.п. А с нательным крестом любят носить подковы, стеклянные глазки – от «сглаза», разумеется. Многие христиане носят с собой в качестве оберега металлическую коробочку, изготовленную в форме Евангелия, внутри которой может быть ладан, частицы воска и т.д. Их продают на рынках, и некоторые их называют «Четвероевангелие». С Четвероевангелием связано и еще одно недоразумение. Если в доме находится безнадежно больной, который мучается, но пока не может умереть, некоторые зовут в дом священника, чтобы читал им «Четвероевангелие». Хотя в Требнике (Евхологии) есть специальное молитвенное последование с чтением канона и молитв о тяжкостраждущем. В древности, предполагает митрополит, вероятно, читали у ложа больного отрывки из первых четырех книг Нового Завета, чтобы больной, слушая слова и заповеди Божии, испытывал самого себя, не прегрешал ли против какой-либо из них, и просил бы в случае необходимости исповеди и примирения с Богом. Некоторые считают еще, что того, кто рядом слушает это Четвероевангелие, читаемое иереем над тяжелоумирающим, постигнет в свое время та же участь! Поэтому, когда приглашают священника в дом к одру умирающего, все убегают из него – никто не остается… В дни празднования Рождества Христова на рождественскую елку подвершивают среди других украшений… подковы. А также – на наружные двери дома на Новый год, в автомобилях, используют подковы в качестве брелков для ключей, а женщины подвешивают их на груди рядом с нательным крестиком или вместо него. Вера в силу подковы сродни идололатрии и происходит подспудно из-за влияния гомеопатической магии, отмечает вл. Герман. То есть, как подкова защищает копыто лошади от повреждений и упрочивает его в пути, так и в использовании ее человеком выражается желание о самозащите. Подкова берется непременно с правой ноги лошади, дабы у самого человека все было «по-правому», успешно и приятно. Такое верование было распространено, кстати, ещё у древних народов. Простые сельские люди нередко извращают смысл некоторых церковных праздников, в частности, Вознесения Господня. Вознесение – синоним исчезновения. Поэтому, человек, у которого есть сильное желание быть неуязвимым для окружающего его зла, но который привык противостоять ему магическими средствами, легко связывает Вознесение Господне с исчезновением злого, используя принципы все той же гомеопатической магии: как был вознесен Христос, так и удалится от нашего дома злоречие, болезни, дурной сглаз и всякое зло. Поэтому, в день Вознесения на островах люди люди совершают первое купание в море, дабы удалились болезни. В горах пастухи освящают загоны, чтобы удалилось все злое и чтобы не потерялось молоко у стада. А на равнинах жители идут в поля, в сады и виноградники и бросают скорлупу пасхальных яиц, которые ели в Светлую седмицу, чтобы исчезли всякие насекомые. С крещением у греков нередко те же проблемы, что и у нас. Первое и основное таинство Церкви превращается в чисто мирскую пышную церемонию; в столпотворение народа в храме, шум и беспорядок. Немногие молятся, но чаще глазеют по сторонам, шутят и смеются. Часто при крещении отсутствует мать младенца, но вовсе не потому, что есть реальные препятствия (не прошло 40 дней после родов, или еще какие уважительыне причины), но просто ей говорят: матери нельзя быть на крещении. Что есть, понятное дело, нелепость и заблуждение. Многие женщины после крещения желают получить от священника святое Миро. Поскольку им его не дают, они подсылают ничего не подозревающих детей и подговаривают их взять незаметно от священника пузырек. Или платят неблагочестивым помощникам храма, чтобы те им достали его! Есть люди, которые вместо исповеди у священника в храме идут на берег реки или моря, и там исповедуют грехи свои. Поскольку, якобы при этом они увлекутся морскими волнами или речным потоком в бездну и уничтожатся. Другие, вместо исповеди, пишут свои грехи на бумаге, и записку затем бросают в огонь, или также бросают в море, чтобы исчезла в пучине. Кстати, по поводу того, как часто исповедоваться, есть споры среди верующих, замечает митрополит. И здесь существуют заблуждения и недоразумения. Одни говорят: на Рождество и Пасху, два раза в год, вполне достаточно. Другие настаивают, что каждый раз, когда христианин приступает ко причащению. Но истина заключается в том, что исповедоваться надо каждый раз, когда согрешаем… Само собой разумеется, что множество суеверий плетутся вокруг таинства брака, помимо боязни венчаться в мае или в високосный год. Считается, что два брата, родившиеся в один и тот же месяц, хотя и в разные годы, не могут находиться вместе при браковенчании одного из них, иначе претерпят зло. Чтобы избегнуть зла, если и присутствуют оба вместе, надо, как считают, наполнить каждому из них рот водой, и когда выйдут из храма по окончании венчания, должен один из них броситься к другому и опрыснуть его водой, и так, говорят, «промоется» всякое зло. Еще имеется предубеждение, что двум братьям нельзя жениться в один и тот же год, ибо брак только одного из них будет успешным. Чтобы избежать этого, переносят брак одного из братьев на другой год или надавливают на обстоятельства таким образом, чтобы свадьба обоих совершилась в один и тот же день. Некоторые молодожены имеют дурную привычку во время последования таинства венчания, в момент, когда чтец произносит фразу из апостольского чтения «а жена да боится своего мужа», наступать друг другу на ноги, поскольку, кто первый успел наступить, тот и будет лидером в семье. Из-за этого между женихом и невестой случаются нередко трения, фактически войны. Митрополит Герман, написавший данную книгу, был свидетелем, как жених, невеста которого первая успела наступить ему на ногу, прервал таинство венчания, оставил невесту и убежал. Многие знают, что перед причастием в алтаре священнослужители благословляют и вливают в святой потир «теплоту» - горячую воду. Которая символизирует схождение Святого Духа и пребывание Его в Церкви, а Дух Святой – «вода живая», по словам Христа. И что Тело Христа на кресте не было по-мертвому холодным, но живоносным и теплым, источившим из прободенного ребра кровь и воду… И вот, некоторые стремятся использовать эту «теплоту» в других, нелитургических целях. Верят, что если добудут ее, то «разогреется» любовь мужа к жене своей… Есть среди верующих те, кто настойчиво добивается, чтобы иерей, только что отслуживший Литургию, при снятии облачения непременно возложил бы его на больного. Но верят так не по тому подобию, как кровоточивая женщина желала с верой прикоснуться к краю одежды Христа, а все по тому же принципу гомеопатической магии: как иерей снимает свои литургические одежды, так «снимется» болезнь с больного. Для этого заказывают даже отдельные «частные» Литургии, ради этого ожидаемого момента. В других случаях, чтобы оградить невесту от действия злых сил, часто просят у иереев пояс от литургических одежд, и в момент свадьбы невеста носит его внутри, нательно. Считают, что если препояшется невеста этим поясом, то ее окружит сила, чтобы противостоять всякому злу. В то же время еще с византийских времен в народе распространилось следующее суеверие: один вид священника может принести неудачу в предпринятом деле. Особенно это касается охотников и рыболовов. Встретит священника, увидит его хоть издалека – удачи не будет в улове… И чтобы этого избежать, достают из кармана носовой платок, завязывают скраю узел, говоря: «Связываю попа». И тогда верят, что все будет нормально. Также митрополит упоминает и о т. наз. «святых письмах». Если кто помнит, они были весьма популярны у нас во время «перестройки», конца 80-х – начала 90-х годов; их разбрасывали по почтовым ящикам, настойчиво рекомендуя переписывать их бессвязные тексты и распространять дальше. Греки, оказывается, часто злоупотребляют в них именем свят. Нектария Эгинского: «Это письмо не порывай, и оно принесет тебе благо. Свят. Нектарие чудотворче, верую в тебя, прошу, да сохранишь меня и всех людей, ибо велика сила твоя… Да обратится весь мир, как и я обратился… Напишите это письмо 13 раз и пошлите 13 человекам в течение 13 дней, и удалятся многие проблемы. Г-жа Паулиду порвала его и потеряла дитя свое… Павлос отсрочил написать его на 17 дней и утонул. Многие написали его и разбогатели. Святе Нектарие, верую в тебя! Аминь, аминь, аминь». В общем, кажется, более благополучная страна Греция в плане православной веры по сравнению с современной Россией, а, однако, не так всё просто. Митрополит Герман хоть разобрал, систематизировал народные суеверия и «копнул» достаточно глубоко. Что получится, если «копнуть» аналогично у нас? И не ждут ли нашу церковную жизнь в дальнейшем подобные же проявления, если даже их нет сейчас? Народ-то у нас весьма изобретателен бывает…" http://pretre-philippe.livejournal.com/65547.html

Ответов - 8

Indie: Не зря говорят "хорошо там где нас нет". Тотальное образование надо вводить, а у нас разные ревнители все переживают будто бы знание надмевает. Не будет знаний, будет дикость, третьего не дано.

BrainStorm: osta пишет: Особенно это касается охотников и рыболовов. Встретит священника, увидит его хоть издалека – удачи не будет в улове… И чтобы этого избежать, достают из кармана носовой платок, завязывают скраю узел, говоря: «Связываю попа». И тогда верят, что все будет нормально.Здесь не смог удержаться.... А так, имхо, было бы очень полезно издать подобный сборничек у нас...

Фома Тольяттинский: А у нас пытаются купить Девятичинную просфору для неведомых мне (подозреваю, магических) целей, мне даже цену говорили - 500 р. Изыскивают пуговку от диаконского стихаря, а лучше от епитрахили.


AleBuAle: osta пишет: Некоторые молодожены имеют дурную привычку во время последования таинства венчания, в момент, когда чтец произносит фразу из апостольского чтения «а жена да боится своего мужа», наступать друг другу на ноги, поскольку, кто первый успел наступить, тот и будет лидером в семье. Из-за этого между женихом и невестой случаются нередко трения, фактически войны. Митрополит Герман, написавший данную книгу, был свидетелем, как жених, невеста которого первая успела наступить ему на ногу, прервал таинство венчания, оставил невесту и убежал. Шикарно!!!

serg: osta

Тоша: Indie пишет: Тотальное образование надо вводить Уже было..Массовый "Эакон Божий" счастливей никого не сделал и историю вспять не повернул Indie пишет: а у нас разные ревнители все переживают будто бы знание надмевает Знание без смирения и как самоцель, как технология- тогда "ДА" надмевает

Indie: Тоша пишет: Уже было..Массовый "Эакон Божий" счастливей никого не сделал и историю вспять не повернул Я имел в виду не тотальное образование для всех, а только для верующих. А уж если кто-то, будучи верующим, слушать не хочет, то он скоро и священников уважать перестанет, а то и сам "учить" начнет. Тогда уж без дисциплинарных мер не обойтись. Тоша пишет: Знание без смирения и как самоцель, как технология- тогда "ДА" надмевает Знание как самоцель - это тщеславие. Так тщеславиться можно и самой большой коллекцией марок. Что же теперь марки запретить?

osta: Indie пишет: Знание как самоцель - это тщеславие. Так тщеславиться можно и самой большой коллекцией марок. Что же теперь марки запретить? А можно тщеславиться и незнанием. ;-)



полная версия страницы