Форум » Статьи » Торжество Православия-православие супчика, империи или Христа? » Ответить

Торжество Православия-православие супчика, империи или Христа?

osta: Прочла хорошую проповедь игумена Петра Мещеринова в день Торжества Православия. Предлагаю всем по-новому переосмыслить этот праздник и проверить самих себя, правильно ли мы постимся.... "Проповедь в первое воскресенье Великого Поста • 7 Мар, 2009 at 7:55 PM В первое воскресение Великого поста совершается праздник, который называется «Торжеством Православия». Что же это такое – «Торжество Православия»? С одной стороны, это воспоминание определённого исторического события – победы над иконоборческой ересью. Но с другой стороны, этот праздник имеет более общий смысл, о котором мне и хочется сказать несколько слов. Есть, скажем так, несколько «православий». Я проиллюстрирую сейчас примерами. В одном монастыре на клиросе, на первой седмице Великого поста, когда пост очень строгий, службы длинные, братия сидела и рассуждала о том, что сегодня день очень строгий, а завтра будет менее строгий, что завтра можно есть супчик, а сегодня нельзя супчика. И вот, слыша этот разговор (и участвуя в нём), я подумал, что как-то всё удивительно обмельчало: Господь Иисус Христос пришёл на землю, воплотился ради нашего спасения, претерпел Крест, воскрес, принял нас в Тело Своё Духом Святым – и всё это для того, что сегодня нельзя супчик, а завтра можно. Я хочу отметить, что это не просто какие-то праздные разговоры; действительно, для православных людей это важно и существенно, они, можно сказать, в значительной мере живут не новой жизнью в Боге, а, увы, по большей части этим вот «супчиком»: «сегодня можно, а завтра нет». Вот это — одно православие. Другое православие встречается в жизни гораздо реже, но встречается. Вот его пример. В житии преподобного Паисия Великого рассказывается, что у него был ученик, который по нуждам монастыря должен был часто ходить в город. И там он влюбился в одну девушку-иудейку, и настолько сильна была его влюблённость, что он захотел уйти из монастыря и на ней жениться. Родители девушки поставили ему условие, что он может на ней жениться, только если отречётся от Христа. И вот такой непреодолимой была его страсть, его ослепление, что он отрёкся от Христа и женился на этой иудейке. Паисий очень скорбел за своего ученика и молился Богу со слезами: «Господи, прости его». И так он долго молился, и ему явился Господь и сказал: «Паисий, вот ты за него молишься, а ведь он от Меня отрёкся». Паисий говорит Христу: «Господи, всё равно прости его». Тогда Господь ему сказал: «о Паисий, ты Мне уподобился любовью»… И в скором времени ситуация изменилась, юноша пришёл в себя, принёс покаяние и вернулся в монастырь. Вот это — настоящее православие, в Паисиевом "всё равно прости его, несмотря ни на что". Православие Христа, православие Евангелия. Зададим вопрос: какое православие торжествует у нас? У нас, к сожалению, преобладает сегодня вот это православие «супчика», которое вдобавок сочетается со стремлением очень многих православных — вернуться в Империю, чтобы торжество православия было опять всеобщим имперским праздником. Но этого никогда не будет, потому что Господь отменил империи на земле. И если говорить о жизни внешней, общественной, то уже никогда не восторжествует православие так, как это было в тот праздник, который мы сегодня воспоминаем. Но православие может и должно восторжествовать, прежде всего, в душе каждого христианина. И в этот день я призываю всех нас задуматься о том, какое наше православие – православие «супчика» и Империи, или православие Христа. Это очень важно, потому что любая жизнь, и общественная, и личная, начинается с сердца, об этом говорит Евангелие. Из сердца исходят добрые и злые помыслы. Если сердце стяжевает в себе истинное православие, православие Христа, то, когда оно торжествует в нас, тогда оно непременно проявляется и во вне, и обязательно повлияет на общественную жизнь. Если же мы будем делать основной акцент на внешних вещах, или на реанимировании ушедшей уже истории, а не на жизни со Христом - в Таинствах, в молитве, в поучении в Священном Писании, главное же - в творении заповедей Христовых, в милосердии, жалости и состадании – то торжество нашего православия может оказаться весьма непрочным. Нужно позаботиться каждому из нас о том, чтобы нам не посрамиться, потому что в Евангелии написаны страшные слова: не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Матф. 7, 21 – 23). И ещё: говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Матф. 8, 11). Сыны царства – это мы, торжествующие сегодня наше православие; стоит задуматься нам над этими словами Христа. Аминь." http://igpetr.livejournal.com/3145.html?view=73801#t73801

Ответов - 75, стр: 1 2 3 All

Ольга: Очень хорошая статья, спасибо, Наташ. Вот только почему-то стало очень грустно после прочтения.. Наверное это ещё раз к вопросу "о верности". Нашей собственной верности Христу. На мой взгляд, это очень сложно - легко загореться тем огнем, которым нашей души коснулся Христос по приходе к вере, но сложно гореть им и дальше, осознанно предавая свою жизнь Ему. Мало в Него просто поверить, он учил жить Им. А это всегда так смешано со страхом, об этом страхе свидетельствует масса всех наших разговоров и вопросов - а как совместить жизнь с верой, а где найти такого духовника, который будет меня вести на этом пути и прочее и прочее. Пришел бы кто-нибудь, да научил бы как... А Он уже пришел и уже научил и большей научности не дадут все трактаты. Остается только идти своим путем к Нему и с Ним... страшно же... osta пишет: Это очень важно, потому что любая жизнь, и общественная, и личная, начинается с сердца, об этом говорит Евангелие. Из сердца исходят добрые и злые помыслы. Если сердце стяжевает в себе истинное православие, православие Христа, то, когда оно торжествует в нас, тогда оно непременно проявляется и во вне, и обязательно повлияет на общественную жизнь. Если же мы будем делать основной акцент на внешних вещах, или на реанимировании ушедшей уже истории, а не на жизни со Христом - в Таинствах, в молитве, в поучении в Священном Писании, главное же - в творении заповедей Христовых, в милосердии, жалости и сострадании – то торжество нашего православия может оказаться весьма непрочным. Вот и задумываешься о прочности... Столько рассуждений об иудеях, а в сущности мы ведь мало чем отличаемся - следовать букве Закона, как своду правил ограничивающих значительно проще - это как товарно-денежные отношения "ты - мне, я - тебе". А вот принять Закон Любви - это уже серьезнее, это уже самоотречение, а куда же без этой самости... Так что "православие супчика" проще и понятнее и удобоваримее.

Юродивый: Слышал я на неделе о мытаре и фарисее тоже проповедь одного батюшки, стоит, говорит он, один игумен у алтаря и молится: «Господи, благодарю тебя, что я не думаю и не разговариваю о супчике во время сухоядения, как некоторые мои братья, всегда молюсь и живу новой жизнью во Христе». Другое, мытарево православие, продолжил батюшка, встречается реже. Приведу пример. Сидят два брата на клиросе во время службы и рассуждают о супчике во время сухоядения, а игумен услышал об этом и молится про себя: «Господи, сегодня эти братья говорят о супчике, а я завтра курицу сожру, прости меня Господи!

Юродивый: По поводу империи тот же батюшка как-то говорил: «Православная империя (ПИ) – это когда много супчика для православных. Хорошо это или плохо не знаю, Бог ведает, знаю только одно, что, самый несчастный человек в ПИ – это православный император, потому, что он имеет повеление от Бога сделать «Царство не от мира сего» в мире сем, то есть соединить небо и землю».


Тоша: Еще сказывают о том, как один игумен услышав разговор братии на клиросе о супчике, сокрушался покаянием, что далек от них в добродетели поста и молитвы. И что для них пост начался , а для него нет.

Юродивый: Кому ненавистна Империя, ненавистен и Катехон. Катехон (в социально-психологическом аспекте) - это антитеза Аномии, ее антипод и основной исторический враг. Катехон - это "Удерживающий", термин ап. Павла, который имеет, по мысли свят. Иоанна Златоуста, два значения: Святой Дух и императорская власть.

Юродивый: Оценка формы политического устройства со стороны Церкви правомочна только критерием степени секуляризации, где форма может быть вторичной. Идеал – теократия. Как это сложилось исторически, для России характерен императорский тип правления, который может сочетаться с модными ныне элементами демократии. Поэтому желание империи – это не сколько церковный посыл, а исторический, основанный на народном менталитете. Проект «имя России» выделил три характерных для России лидера: Св. Александр Невский, Столыпин и Сталин. Мне кажется, что нечто среднее между ними - Иван Грозный - самодержец.. А душа русского человека редко склонна к средне взвешенной теплохладности, он либо Стенька Разин, либо преп. Сергий Радонежский, а нередко в нём живёт и то и другое (святость и порок), как в Иване Грозном. Как поёт Ю.Шевчук, в одной из своих песен последнего альбома: «Да слава Богу, демократии ….конец», - выкрикивает последнее слово кто-то из его группы. «В рифму»,- соглашается солист и продолжает петь дальше. Ю.Шевчук – гений типичной русской души.

Юродивый: В церковной среде, отрицание империи и православной симфонии властей может скрывать подсознательную протестантскую тенденцию к аполитичности, модную среди молодёжи, в том числе и православной. Но кому это выгодно?

Новоначальный: Юродивый может скрывать подсознательную протестантскую тенденцию До боли знакомая формулировка, даже можно сказать универсальная

Новоначальный: Самодержавие юродивых и православное крепостное право.

Александр: Ничего не понял. Вернее всё понимал ровно до того момента, когда в статье речь пошла об империи. Ровно до этого момента размышления нравится. Действительно, взять Великий Пост..... все основные разговоры сводятся к постным блюдам, кто что вкусненького, но постенького нашел, и так далее. Но при чем тут, в эту же категорию приплетать "реанимирование ушедшей уже истории...", вот это мне непонятно. Россия это такая величина, что или она съежится, ввиду своей слабости и дальнейшей деградации, до размеров Московского царства или, в случае нормального развития, будет неизбежно вовлекать в свою орбиту соседние страны и народы. В настоящее время широко применяется также переносное толкование слова «Империя». В этом случае под ней подразумевается большое по территории и населению государство, имеющее следующие признаки: 1. наличие сильной армии и полиции; 2. большое внешнеполитическое влияние; 3. мощная национальная идея (религия, идеология); 4. жесткая, как правило, единоличная, власть; 5. высокая лояльность населения; 6. активная внешняя политика, направленная на экспансию, стремление к региональному или мировому господству. Непонятно чем же плохо стремление жить в здоровом, сильном государстве.

Юродивый: О чём это вы, Новоначальный? Можно ли получить развёрнутый комментарий, а то с лозунгами, которые иногда не к месту, очень сложно дискутировать.

Юродивый: Уважаемый Александр, полностью согласен с вами, что есть у нашего Отечества враги, которые используют любую идеологию, лишь бы его ослабить. Некоторые даже считают необязательность для христианина любви к Родине (патриотизм). В православии на почве идеологической борьбы с сервилизмом, возникла протестантская тенденция к аполитичности. Что же касается игумена Петра (Мещеринова), очевидно, что в его классификации лжеправославных, любящих супчик, последним неизменно присуща и любовь к империи, где супчик только для них. Это очень популистские и поверхностные размышления, на которые, к сожалению, хорошо клюёт наша молодёжь. Игумен Пётр пишет: Зададим вопрос: какое православие торжествует у нас? У нас, к сожалению, преобладает сегодня вот это православие «супчика», которое вдобавок сочетается со стремлением очень многих православных — вернуться в Империю, чтобы торжество православия было опять всеобщим имперским праздником. Но этого никогда не будет, потому что Господь отменил империи на земле. И если говорить о жизни внешней, общественной, то уже никогда не восторжествует православие так, как это было в тот праздник, который мы сегодня воспоминаем. Но православие может и должно восторжествовать, прежде всего, в душе каждого христианина. Игумен Пётр здесь явно пророчествует! Но от Бога ли это пророчество? С таким пораженческим настроением вряд ли мы воспитаем патриотов. Не верьте игумену Петру, у России есть возможность обрести великое государственное будущее, в том числе и быть свидетельницей торжества Православия во всём мире! И к этому нужно идти путём не только внутреннего духовного возрождения, но и активной политической деятельности. Христос не запретил иметь нам христианское государство(заниматься политикой) – это наша забота и христианская обязанность.

Александр: Ну это мнение, кстати вполне в традиции отца Петра. Вообще да, есть такое мнение, что патриотизм, любовь к Родине это вещи, не присущие христианину, потому что на первом месте у христианина должен быть Христос. Но проблему я вижу только в том случае, когда Христос остается в жизни человека где-то в конце списка. Такое действительно есть. Скажем есть немало православных патриотов, которых копнешь, а там Православие - не более, чем вывеска, за которой нет абсолютно никакой христианской жизни. Ни молитвы, ни посещения служб, ни участия в таинствах, ничего. Это действительно очень печальное явление и, мне кажется, вот об этой проблеме говорить нужно. Но не о вреде патриотизма или "реанимирования ушедшей уже истории..."

Юродивый: Согласен. И мы понимаем, что указанные патологические явления являются либо переходными состояниями от патриотизма к православию, либо крайностями любви к Отечеству, которые перевешивают религиозность. Вспомним митр. Исидора. Но в том-то и сила Православия, что оно свободно от крайностей - протестантской аполитичности и католического папоцезаризма. Сервилизм в православии, да бывает, но можно ли его абсолютно избежать? Нет. Осуждать его нужно. Бороться тоже, но не протестантским путём ухода от активных церковно-государственных отношений (политики) и односторонней проповеди внутреннего духовного возрождения, как исключительного фактора влияния (вот тут-то утопия), а используя все законные средства. Мы живём не в первые столетия до государственного признания христианства, мы не гонимы как некогда советским государством, сейчас мы имеем возможность к построению оптимальной современной модели церковно-государственного сотрудничества, которую просто преступно терять. Церковь – это не секта, которая должна бежать в Пензенские катакомбы, на Диомидовские острова и непроходимые леса – это Вселенский организм, который может сделать процветающей любую империю. Отказываться от идеи христианской империи из-за ошибок прошлого и возможных искажений – это отказываться от христианского идеала, подвига, ответственности и риска ради мнимой жизни самолюбивого и «премудрого пескаря». Христианская духовная Империя (Царствие Небесное) – это жизнь будущего века, но и земная история как путь к ней ещё не завершена, доколе не взят из среды нашей Катехон. Любовь к Отечеству – это евангельская любовь к ближнему.

Фома Тольяттинский: Я грешник, братья, тоже супчику радовался :( В храме Торжеству радовался, а в трапезной супчику... Доктор, это раздвоение личности? Или я уже не православный?

Юродивый: Господи, прости его!

Тоша: А что нам Христианам слабо быть не опираясь на империю? История учит, что любая империя способна довести до абсурда самую прекрасную идею и про....прошляпить ее самым позорным образом. Есть две проблемы: 1. Где вы найдете для создания империи таких Христиан.? 2. А нужна ли Христианам Империя вообще?

Александр: Тоша , не слабо конечно. Можно вообще поднять лапки и стать частью империи американской,китайской или какой-нибудь исламской.

Юродивый: Тоша пишет: Есть две проблемы: 1. Где вы найдете для создания империи таких Христиан.? 2. А нужна ли Христианам Империя вообще? Каких христиан? Империя нужна не нам, а нашим противникам, например иеговистам, саентологам и т.д. Тоша, ты хочешь жить в империи саентологов, которые стремятся проникнуть в органы государственной власти, захватить сферу образования и бизнес? Христиане, как граждане не должны быть безразличны к своему государству, данному им от Бога.

Тоша: Юродивый пишет: Христиане, как граждане не должны быть безразличны к своему государству, данному им от Бога. НАЙН, НИХТ! Я не против Христианской Империи, просто мы уже выдохлись и как создать нормальную империю, а не пародию по образцу начала прошлого века-вопрос сложный.

Rooster: Юродивый пишет: Катехон - это "Удерживающий", термин ап. Павла, который имеет, по мысли свят. Иоанна Златоуста, два значения: Святой Дух и императорская власть. Интересно, что столь разные объяснения даются этому термину. В тексте НЗ употребление этого термина таково: "Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь" (2 Фесс. 2:7). "Теперь" - то есть во время написания Послания. Если Римская империя была "удерживающим", то ее давно нет, стало быть, Катехон (в этом варианте толкования) давно "взят от среды". Равно как ныне нет никакой другой империи и императорской власти. Если, скажем, не считать конституционных монархий, таких, как в Великобритании и Швеции. И несмотря на то, что императорской власти нет, христианская Церковь существует. Кому ненавистна Империя, ненавистен и Катехон Интересно, чьи это слова. И как они применимы к христианству. Империя никому не ненавистна, её просто нет, что совершенно не мешает бытию Церкви.

Юродивый: Ольга пишет: Хорошо, пойдем другим путем... а в чем эта любовь должна проявляться? я вот весь мир люблю - легко! но только оптом! Потому что любить кого-то в отдельности, со всеми его тараканами и прочим очень сложно... Сложно, но возможно, по дару Божественной любви, ведь Бог возлюбил нас, когда мы ещё пребывали в грехе. Любить ближнего – это молиться за него, как за самого себя, и конечно проявлять эту любовь в делах милосердия. Rooster пишет: Интересно, что столь разные объяснения даются этому термину. Разные, но взаимосвязанные. Институт государственной власти дан от Бога и эта власть настолько богоугодна, насколько она исполняет божественные законы, не зависимо от формы правления. Но исторически сложилось так, что создание республик, с демократической формой правления развивалось в процессе секуляризации, что и отложило свой негативный отпечаток. «Удерживающий» - это государственная власть, соблюдающая божественные законы.

Генрикус Инститорис: Юродивый пишет: Но исторически сложилось так, что создание республик, с демократической формой правления развивалось в процессе секуляризации Появление царской власти обусловленно процессами секуляризации. Об этом пишет Святое Писание. 1 Царств, 8: 7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; 8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; 9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.

BrainStorm: Оффтоп выделил в новую тему. Что такое Патриотизм?

Rooster: Юродивый пишет: Институт государственной власти дан от Бога и эта власть настолько богоугодна, насколько она исполняет божественные законы, не зависимо от формы правления Стало быть, и Империя может быть богохульной, и демократия может не противоречить богоугодности. В чем заключалось соблюдение Божественных законов римской языческой властью во времена апостола Павла? В том, что эта власть гнала и убивала христиан? «Удерживающий» - это государственная власть, соблюдающая божественные законы Так, уже от термина "Империя" отказались. Очень хорошо. Стало быть, кто или что сейчас является "удерживающим"?

Юродивый: Генрикус Инститорис пишет: Появление царской власти обусловленно процессами секуляризации. Об этом пишет Святое Писание. Это известно, но европейская демократия, исторически, продвинулась дальше в процессе секуляризации и апостасии. Церковь не отдаёт предпочтение ни одной из форм правления Демократию можно христианизировать. Rooster пишет: Так, уже от термина "Империя" отказались. Очень хорошо. Стало быть, кто или что сейчас является "удерживающим"? Совсем нет. У игумена Перта Мещеринова, возможно как у монаха, явный аполитизм, поэтому ему не приятны политические амбиции Церкви. Аполитизм – это протестантская слабость. Игумен чувствует, что Россия набирает обороты и может претендовать на статус империи, а он, видимо, не хочет восстановления былого содружества Российской империи и Церкви, видит для последней от этого больше вреда, чем пользы. Разве у нашего президента, де факто, меньше власти, чем у римского императора?

NeO: Юродивый пишет: Демократию можно христианизировать. Нельза империи разные, и ценности тоже. Царство Божье внутри нас, написано же что все империи падут кроме одной Божьей и демократическая империя в этом случае не исключение.

Юродивый: NeO пишет: Нельза империи разные, и ценности тоже. Православие считает, что можно. Греция - современная христианская президентская республика, где православие обладает статусом государственной религии. Президент во время инаугурации даёт присягу, которая начинается с призвания имени Святой Троицы.

Новоначальный: Юродивый Игумен чувствует, что Россия набирает обороты и может претендовать на статус империи, Юродивый жжет, пиши исчо аффтор

Rooster: Юродивый пишет: Аполитизм – это протестантская слабость. Словоупотребление не к месту. Протестантский мир как раз отличается большой политической активностью. Все президенты США - протестанты. У них мощнейшая поддержка со стороны церковных протестантских общин, начиная с предвыборной кампании. А политическая жизнь Америки, как известно, весьма насыщена событиями, так что говорить об аполитичности протестантов в корне неверно. Я спросил у тебя, кто сейчас является "удерживающим". Пока ответа не прозвучало. Уж не президент ли России?



полная версия страницы