Форум » Статьи » Про икономию » Ответить

Про икономию

osta: Очень понравилось в жж про икономию. Полезно задуматься и понимать границы, особенно актуально эта тема встает во время поста. mikhail_zeleny [ Tags | Православие, Традиция, аскетика ] "Обычно под икономией понимается отступление от установленных церковных правил "пользы церковной ради" (чаще всего их смягчение, но иногда и, наоборот, устрожение - вот тут со ссылкой на о. Иоанна Мейендорфа приводится пример этого) - отступление, за которое пастыри берут на себя ответственность (на какие-то отступления полномочен взять на себя ответственность иерей - например, духовник, на какие-то - уже только архиерей). Но, замечу, именно от правил, а не от идеалов или норм! Их не надо смешивать. В чем тут разница? Рассмотрим на примерах. Что такое правила? Это, скажем, богослужебный Устав, каноны и тому подобное. А что такое идеалы? "Непрестанно молитесь", "всегда радуйтесь", "за все благодарите", "будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен" и тому подобное. Ну и есть, наконец, нормы (прежде всего заповеди Господни) - то, что задает границу, за которой уже начинается отклонение и выход за которую недопустим. Так вот: от норм и идеалов отступление недопустимо. Но идеалы - не "документы прямого действия", а они вкупе с нормами (заповедями) воплощаются в церковных правилах. Уже в это воплощение может быть заложено определенное несовершенство - именно поэтому и возможно под пастырскую ответственность отступление от буквы церковной нормы ряди более полного соответствия духу (т.е. более полного воплощения идеалов) в данном конкретном случае. А право пастырей на отступление от буквы нормы - это следствие дарованной и власти "вязать и решить". Таким образом, спать на постели вместо того, чтобы спать на бревнах - это никакая не икономия, т.к. нет ни заповеди Господней кто не спит на бревнах, не внидет в Царство Небесное, ни правила церковного "аще кто найден будет не на бревнах спящим, клирик да будет извержен, мирянин же отлучен. Или сказать женщине, сделавшей аборт, что это не грех, если есть на то "уважительная" причина - тоже никакая икономия, т.к. тут нарушена заповедь Господня, а над заповедями никто из пастырей Церкви не властен. А вот смягчить ей покаянную дисциплину по сравнению с предписанной церковными правилами (вместо вместо 10 лет отлучения от Причастия, как положено за убийство - 40 дней) или даже "применить епитимью, не связанную с отлучением от Причастия" (милостыня, сколько-то там дней поста, поклоны, чтение покаянных молитвословий и т.п.), как это сказано в Основах Социальной Концепции РПЦ в том случае, когда сохранение беременности женщиной, уже имеющий детей ведет к угрозе ее жизни - это уже икономия. Пойдем дальше. Какова природа церковных правил? Во-первых, они (чаще всего соборно) устанавливаются пастырями Церкви в рамках их полномочий для того, чтобы практически воплощать нормы и идеалы в данных конкретных условия. Как именно устанавливаются - это другой вопрос: могут соборным постановлением (причем собор может быть разного уровня - Вселенский, поместный, областной, как это в древности бывало и т.п.), могут епископом единолично (для его епархии) в пределах полномочий епископа, а могут даже и не епископом - например, устав монастыря мог в древности устанавливаться его игуменом или даже ктитором (т.н. "ктиторские типиконы"), т.е. лицом не обязательно в священном сане: тот, кто основавал монастырь и давал на это деньги, мог дать ему и устав, который монастырь обязан был соблюдать (в частности, в таком уставе могли быть прописаны обязательные дни поминовения ктитора и его семьи). Другой источник правил - обычай (чаще всего это касается богослужения, но не всегда). Наконец, третий источник - это, как в англосаксонском праве, "прецеденты правоприменения. Из вышесказанного видно, что сами церковные правила имеют "икономическую" природу (в широком смысле) - это толкование пастырями Церкви (под их ответственность и в рамках их полномочий) христианских норм и идеалов с целью их воплощения в конкретных условиях. Поэтому в принципе в определенных ситуациях икономия (в смысле отступления от церковных правил под пастырскую ответственность) может сама становиться церковным правилом. Наиболее яркий пример - покаянная дисциплина: есть "Правила", устанавливающие многолетние сроки отлучения за те или иные грехи. Сформировались эти правила в 3-4 вв., в эпоху развитой системы оглашения и дисциплины общественного покаяния, предполагающей различные разряды кающихся (припадающие, плачущие, стоящие с оглашенными, купностоящие и т.п.) и порядок пребывания в этих разрядах. Уже к 6 веку эти правила стали на практике не применимы (система оглашения ушла в прошлое - соответственно ушла и параллельная ей система общественного покаяния), и на смену им пришел т.н. "постников Номоканон" (покаянные правила, установленные Патриархом Константинопольским св. Иоанном Постником), предполагавший куда меньшие сроки отлучения (вместо многих лет - 40 дней поста и поклонов) и частное, а не публичное несение покаянной дисциплины. Разумеется, "постников Номоканон" был икономией в чистом виде, но та как именно им, а не самим "Правилами св.отец и Соборов" де-факто руководствовались в дальнейшем пастыри Церкви в отношении покаянной дисциплины, он де-факто из икономии перешел в разряд правил. Другой пример - богослужебные Уставы. Изначально они вообще формировались как письменная фиксация богослужебной практики данного города или монастыря и устанавливались ну максимум на уровне епархии или митрополии властью их предстоятелей - поэтому их было много, ни отличались большой вариабельностью и вообще богослужение в разных местностях могли сильно друг от друга отличаться (разный лекционарий, разный месяцеслов, разный строй служб суточного круга, разные формуляры Литургии и т.п.), а зачастую какого-то письменно зафиксированного Устава могло и не быть - были, конечно, необходимые богослужебные книги, но вот как их сочетать - это могло быть и не расписано досконально, а передавалось на уровне "устного предания". К чему я это все говорю? К тому, что, на мой взгляд, не надо считать икономией то, что спишь не на бревнах и прочие несоответствия идеалу (собственно, и идеала-то такого как "спать на бревнах" в чистом виде нет) - это никаких заповедей Божии и правил церковных не нарушает и потому не грех, а несовершенство (идеалы - они на то и идеалы, что на 100% им никогда не соответствуешь, но к ним можно и нужно всю жизнь приближаться - главное, чтобы именно они были ориентирами; а грех - это нарушение именно норм). Разумеется, и свое несовершенство тоже надо покаянно переживать - покаянно в смысле метанойи, т.е. "изменения ума" (чтобы стать менее несовершенным, надо измениться, а изменение души и есть покаяние) - ориентир-то задан! Но при этом не надо забывать, где грех, а где несовершенство"... http://mikhail-zeleny.livejournal.com/40950.html

Ответов - 1

BrainStorm: Интересно! Наконец, я про икономию что-то подробное прочитал.



полная версия страницы