Форум » Статьи » "Мытарства Феодоры" - КУРАЕВ » Ответить

"Мытарства Феодоры" - КУРАЕВ

osta: Наконец-то, Кураев внятно и четко дает оценку "Мытарствам Феодоры". До сих пор во многих церквях можно увидеть картины с изображением мытарств, это, увы, уже стало классикой. В Самаре картина с изображением мытарств продается в одном из монастырей. Обычно ее вешают в храме на входе, там где традиционно изображаются муки ада и Страшный суд. Дьякон Андрей Кураев. "Мытарства Феодоры"• Mar. 23rd, 2009 at 8:11 PM «Мытарства блаженной Феодоры» (святцы такой не знают), входящие в состав «Жития Василия Нового» - текст сомнительного происхождения и содержания. Догматически он неверен потому, что не оставляет места для Божия Суда. Спаситель сказал, что «Отец весь суд передал Сыну», но в этой книжке весь суд вершат бесы. Христу остается только вручить медали победителям. Подобно тому как вручает медали победителям чемпионата глова спортивной федерации, сам, быть может, болевший за другую команду, но вынужденный так поступить по протоколу. Происхождение этого «Жития» не вполне церковно и нравственно чисто по той причине, что Григорий, автор «Жития» в нем издевается над святым - константинопольским патриархом Николаем 5 Мистиком, который был «причислен к лику святых в греческой и римской церкви. В обеих церквах память патриарха чтится 15 мая, в день его смерти» (см. Попов Н. Император Лев 6 Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. М., 1892,с. 190). В «Житии» же «имя этого патриарха Николая злонамеренно искажается в Агриколаос («мужик») и Эттилаос» (там же, с. 175). Есть полезная книга Ирины Грицевской «Индексы истинных книг». Оказывается, житие Василия Нового с мытарствами Феодоры на Руси XVI-XVII веков относили к апокрифам: «А Василии же новый и Андрей Уродивы и Мефодий Патрьский и странник подобает о сих вещаго и ведущаго вопрошати, аще истинна есть». Именно в «Житии Василия Нового» содержится описание видений, подробно повествующих о посмертных мытарствах... В XIX веке св. Филарет Московский также предупреждал, что «Видения, имеющие свою истину, не всегда удобно обращать в общие догматы. Вы догматствуете о мытарствах, а потом приводите изложение посмертных состояний из св. Макария, который ни слова не говорит о мытарствах. Отсюда родятся затруднительные вопросы» (Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843-1867. М., 1883. с. 62). Ср. слова иеромонаха Серафима (Роуза): «Даже младенцу ясно, что нельзя буквально воспринимать описания мытарств, хотя сами описания – отнюдь не «вымысел» и не «басни», а честный рассказ очевидцев в наиболее доступной для них форме. Если кому-то мерещатся буквальные мытарства, то лишь по незнанию причин той повседневной незримой борьбы, которую мы претерпеваем в мире сем. Здесь нас тоже постоянно ожидают соблазны и обвинители, да только дремлет наше духовное око и мы видим лишь результат бесовских козней – грехи, которые совершаем, и страсти, которым поддаемся. После смерти же душа прозревает, видит духовную действительность (обычно впервые), и тех, кто беспрестанно докучал нам при жизни» (цит. по: иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 830;т при этом: преп. Никодим Святогорец: «Те, кто пустословил, что души умерших праведников и грешников сорок дней обретаются на земле и посещают те места, где они жили», сеют предрассудки и мифы. Ибо такие утверждения “невероятны и никто не должен принимать их за истину” (цит. по Василиадис Н. Таинство смерти. Троице-Сергиева Лавра, 1998, с. 397)). В 19 же веке цензор профессор Московской Духовной Академии П. С. Казанский боролся с подобными текстами: “Чаще издаются повести, полные самых странных чудес, одним словом, духовные романы о мытарствах, жития Андрея Юродивого, Иоанна Новгородского и т.п. Все эти сочинения представляются большей частью безграмотными. Сколько приходилось исправлять или останавливать книжек, направленных к распространению суеверных понятий в народе. Сколько раз ко мне приносили житие Киприана и Иустины, домогаясь пропуска. Совесть не позволяла, хотя из Четьи-Минеи выбрали. Ругатели духовной цензуры знают ли эту неустанную службу цензуры духовному образованию народа?» (Переписка проф МДА П. С. Казанского с А.Н. Бахметовой. Письмо от 8.2. 1868 // У Троицы в Академии. 1814-1915. М., 1914, с. 525). Сегодня же именно эти «духовные романы» (дополненные уже прямыми «интервью» с бесами) заполонили церковные лотки. Источник романа о мытарствах – это апокрифы, испытавшие влияние языческого герметизма. Именно там это сюжет логичен. Душа у гностиков и герметистов вне-космична (христиане с этим согласны). Она создаётся где-то в мире богов, неподвижных звезд. Затем эта душа входит в тело, но, попути она пересекает орбиты планет. А планеты это боги. И в зависимости от того, как близко эта планета, этот бог, будет к траектории движения этой души, настолько будет сильна эта его печать и его дар. Дар Венеры, Меркурия, Марса, Юпитера или Сатурна на эту душу. Эти космические печати воспринимается у гностиков и герметистов как зло, страсть, травма. И на обратном пути, когда человек умер, а душа возвращается в мир высших богов, она должна расплатиться с планетарными богами и стереть с себя их печать. Но мы бесам и планетам ничего не должны. (Прим.: В Житии юродивого Андрея Константинопольского, написанном в 10 веке, “любопытен ряд пророчеств о грядущей судьбе империи, окрашенных чисто народными упованиями на лучшее время, на своего рода “золотой век” перед последним концом” (Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. - СПб., 1997, с. 219)." http://diak-kuraev.livejournal.com/15653.html

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Юродивый: Священник Феодор пишет: Перед тем, как высказать своё мнение, хочу отметить, что я считаю о. Андрея хорошим богословом (или апологетом), но у которого бывают достаточно сильные "заносы". А также хочу отметить, что одним из самых страшных противников веры является фанатизм. Поэтому, Юродивый, я поддерживаю Вас во многих вещах, но иногда слишком сильно в Вас проявляется именно фанатизм. Если какой-то человек когда-то сказал (или говорит) неверно, это ещё не значит, что он абсолютно всё говорит неверно. Поэтому нужно исследовать. Дорогой отец Фёдор, я искренне рад вашему появлению на форуме, здесь очень не хватает пастырей! В своём постинге вы упомянули моё недостоинство, оказав идейную поддержку, за что я вам безмерно благодарен, но в то же время вы заметили, что во мне «слишком сильно проявляется именно фанатизм». Для меня очень ценно ваше мнение как пастыря. Я буду очень благодарен вам за исчерпывающий и подробный ответ о том, в чём и как именно проявляется у меня фанатизм, с приведением моих цитат, чтобы и мне увидеть его и исправиться. Вы пишите: «Если какой-то человек когда-то сказал (или говорит) неверно, это ещё не значит, что он абсолютно всё говорит неверно. Поэтому нужно исследовать». Если вы это написали мне, то смею вас уверить, что я нигде не говорил, что д.А. Кураев «абсолютно всё говорит неверно». Толковый словарь Ожегова: ФАНАТИК, –а, м. 1. Человек, до исступления преданный своей религии, вере. 2. перен. Человек, страстно преданный какой–н. идее, делу. | ж. фанатичка, –и (разг.). Преп. Ефрем Сирин писал, что вера без любви приводит к фанатизму. Отец Фёдор, если я правильно вас понял, вы сказали, что я с крайней степенью возбуждения и страсти предаюсь защите православия, а причина этого - недостаток во мне любви? Если это так, подтвердите и научите, как защищать Православие православно.

Священник Феодор: Юродивый пишет: Отец Фёдор, если я правильно вас понял, вы сказали, что я с крайней степенью возбуждения и страсти предаюсь защите православия, а причина этого - недостаток во мне любви? Не совсем так. По поводу "возбуждения и страсти" - это есть (искать по всему форуму в постингах нет достаточного времени, да я считаю, что Вы всё и сами знаете, о чём я сказал). А по поводу любви - я не могу судить, так как я Вас совсем не знаю ("в реале"). То о чём я написал, касается достаточно возбуждённого и резкого общения с теми, кто не разделяет Вашу точку зрения. Но, ещё раз могу написать: "... но иногда слишком сильно в Вас проявляется именно фанатизм." Заметьте, что я не написал: "Вы фанатик", а написал: "проявляется фанатизм". Я думаю, что вы меня правильно поймёте, что имелось в виду не Ваше личностное качество, а то общечеловеческое, что может проявиться (и часто проявляется) в каждом (и в Вас и во мне и в любом другом человеке). Оно проявляется в силу того, что, стараясь защитить что-то, что нам дорого, мы вкладываем всю свою душу, а когда нас не хотят понимать, то естественной реакцией является как раз проявление некоего фанатизма. Повторюсь, я почти во всём поддерживаю Вашу позицию, но, согласитесь, что даже самая чистая и правильная мысль, преподнесённая с негативом или раздражением может абсолютно потерять для слушателя смысл. Поэтому духовную брань нужно вести с холодным умом и чистым сердцем, чтобы не потерять драгоценность этой брани (как говорили святые отцы - бесстрастно). Это моё личное мнение. П.С. Кстати, нужно бы создать противовес некой группе (или организации), чтобы общими, а не разрозненными, усилиями противостоять ей. Нужно нам объединить усилия в борьбе, иначе поодиночке нас сотрут.

Юродивый: Конечно, отец Фёдр, я не стану с вами спорить и доказывать, что я чужд упомянутых вами «общечеловеческих проявлений», но в тоже время замечу, что бесстрастие не означает бесчувствия. Пр. Давид сказал: «гневайтесь, но не согрешайте». Спаситель проявлял эмоции гнева, негодования. Господь в Эдеме по отношению к Адаму проявлял иронию. Грани этих эмоций между страстью и любовью, о которой вы справедливо не стали судить, видны только Богу. А потом, не судите меня строго, я ведь юродивый, но помните, что я ваш союзник в свидетельстве о границах и полноте Православия. Как вы видите, мне почти в одиночку, при поддержке немногих соратников, приходится проделывать не малый объём полемической работы, поэтому хочу пожелать, чтобы ваш въезд, на белом коне, этим и не закончился. Прошу вас скорее перейти от наблюдения к активному участию в жизни форума, чтобы разделить со мной ради Христа дискуссионный труд и упомянутые вами «общечеловеческие проявления».


Священник Феодор: Юродивый пишет: но в тоже время замечу, что бесстрастие не означает бесчувствия. Пр. Давид сказал: «гневайтесь, но не согрешайте». Спаситель проявлял эмоции гнева, негодования. Господь в Эдеме по отношению к Адаму проявлял иронию. Грани этих эмоций между страстью и любовью, о которой вы справедливо не стали судить, видны только Богу. Согласен.



полная версия страницы