Форум » Культурная революция » Гражданская оборона » Ответить

Гражданская оборона

Vench: Как вы относитесь к творчеству этой группы и в особенности к их альбому "Сто лет одиночества"? Пытался найти в ин-ете рецензию на этот альбом,так и не получилось.Может быть кто-то что-нибудь читал/слышал о нем.Можете поделиться впечатлениями?И стоит ли вообще упоминать об этой группе или же сразу записать ее в черную книгу? --------- Спасибо.

Ответов - 12

Rooster: Прежде всего стоит уточнить, что этот альбом записан не группой "Гражданская оборона", а группой "Егор и опи*******шие". Состав включал в себя солиста ГО Егора Летова и двух его аккомпаниаторов. Рецензий на него очень много в сети. Альбом официально выпущен, как пишут, в 1992 году. Скажу о своем впечатлении: в будущем году исполнится 15 лет, как я услышал его. В сравнении с записями ГО "классического" периода 1987-1990 годов он слушается очень вяло, вымученно. Это явный декаданс творчества Егора Летова. Тогда в среде любителей творчества Летова царило мнение, что он "продался коммунякам", так думал и я, впрочем, не придавал этому особого значения, а просто недоумевал на такие метаморфозы в творчестве полюбившегося автора. С другой стороны, любители подмечали огромную массу заимствований из творчества группы Doors в этом альбоме. Прежде всего заимствования ассоциативного характера. Альбома ждали долго, поэтому и разочарование было сильным. Переоценку альбома я по прошествии полутора десятков лет сделать не могу: для меня это набор скучноватых песен, спетых до боли знакомым и любимым хриплым воющим сибирским голоском. Первая песня, "Свобода" - несомненный "хит", если такое слово не будет оскорбительным для сугубо некоммерческого автора, коим на протяжении всей своей творческой жизни являлся Летов. Вторая песня - "Евангелие от Егора" - наиболее неоднозначный номер на альбоме: я до сих пор "проматываю" его, не в силах слушать внешне-богохульные фразы в тексте. Говорили - и даже некоторые попы, что это нарочитая издевка над "конфетным христианством", но я не рискну что-либо здесь рассуждать... Вообще большинство песен Летова слишком многозначно, чтобы им можно было дать единственную интерпретацию, не допускающию иных. Например, строка "Орденоносный господь победоносного мира" из песни-сюиты "Русское поле экспериментов" (1988 г.) мне совсем не кажется богохульной. На мой взгляд, этот "господь" - просто персонифицированный "дух мира сего", над которым посмеивается сугубый нонконформист Летов. Еще яркие примеры "понимания наоборот" - песни ГО второй половины 80-х "Общество "Память" и "Эй, брат любер, где твой кастет" (автор Э. Лищенко). Текст, если его читать глазами, вроде бы являет собой воспевание агрессивной "Памяти" и грозных "люберов". Однако интонация - суперироническая - дает понять, что на эти явления автор смотрит с обратным знаком. В тексте это тоже заметно, но не на самый первый взгляд. Или вот такой текст: Кому знаменосцем не хочется стать Горячее знамя как факел поднять Нет вещи почетней у наших бойцов Чем красное знамя дедов и отцов Красное знамя, красное знамя Дедов и отцов, дедов и отцов Красное знамя, красное знамя Дедов и отцов, дедов и отцов Кому знаменосцем не хочется стать До дальних планет рукою достать Со знаменем красным пройтись по Луне Не знаю как вам - но не терпится мне Красное знамя, красное знамя Хочется мне, хочется мне Красное знамя, красное знамя Хочется мне, хочется мне Кому знаменосцем не хочется стать Для этого надо не только мечтать Учись и работай, участвуй в борьбе И красное знамя доверят тебе Красное знамя, красное знамя Доверят тебе, доверят тебе Красное знамя, красное знамя Доверят тебе, доверят тебе 1987 Под визг гитары, хохочущим ревом, исполняет это Летов. Ясно, что это произведение направлено ПРОТИВ "знаменосцев". Vench пишет: И стоит ли вообще упоминать об этой группе или же сразу записать ее в черную книгу? Без этой группы - точнее, без ее лидера - выдающегося автора-исполнителя Игоря Федоровича Летова, ушедшего от нас в феврале этого года, невозможно представить себе русскую литературу 80-х годов в 20-го века. Группа же "Гражданская оборона", на мой субъекивный взгляд, была одной из двух существовавших русских рок-групп (вторая - тюменская группа "Инструкция по выживанию", существующая и поныне, но переродившаяся в нечто непонятное). После смерти Игоря ("Егора") Летова был беспрецедентный всплеск мемориальных публикаций в Интернете. Многие священники и просто православные люди с благодарностью писали, что творчество этого барда было одной из тех вещей, которые помогли им прийти к вере во Христа и к Церкви. Про себя я могу сказать то же. Если интересует этот альбом, могу постараться проанализировать каждую песню. Шевчук считает его своим любимым у Летова, уж не знаю почему. Из исследований творчества Егора Летова могу сослаться на статьи игумена Григория (Лурье). Например, в этой статье ему уделено внимание: http://old.russ.ru/culture/20010529-pr.html

Vench: Шевчук считает его своим любимым у Летова, уж не знаю почему. Я,в принципе,и скачал 2 альбома(прыг-скок еще) по комментам посетителей сайта. Меня просто смутила пара текстов,поэтому решил спросить. Спасибо за ответ. :)

Rooster: "Прыг-скок" - великолепный альбом, на мой взгляд, последний сильный у Летова (1990 г.) На нем он только начал выдыхаться, а на "Сто лет одиночества" - уже явно выдохся. Очень хорошо, что есть интерес к творчеству этого человека. Я думаю, есть смысл знакомиться с ним по альбомам 80-х и по акустическим записям, в акустике текст доступнее и форма традиционнее. Акустические записи - например, "Вершки и корешки" (двойной альбом, 1989 г.) и "Концерт в городе-герое Ленинграде" (1994 г.)


AleBuAle: Вау, Вадим, какой анализ! Тематические статьи не пробовал писать?

Rooster: Появится спрос - будет и предложение.

Melini: Есть у них песенка красный конь, ничего так. А вообще как-то надрывно поет, как будто очень чем-то занят :)

Rooster: Melini пишет: Есть у них песенка красный конь Это не у них. У них такой песенки нет.

Melini: У меня есть

Rooster: А у них нет.

Михаил: Хочу высказать свое мнение по поводу творчества Егора Летова. Человек очень талантливый. Видевший несправедливость мира. Но после 1991 года в его творчестве видестя явный крен к эзотерике. Он принимал наркотики. Вот отрывки из его интервью: Егор Летов: Действительно, наш последний альбом ("Сто лет одиночества") и все то, чем мы занимаемся в последнее время, навеяно ЛСД. Мы его принимали и будем принимать, я надеюсь. ЛСД — это вещь, которая меняет человека раз и навсегда. Тебе дается некая возможность духовного развития и ты перепрыгиваешь энное количество ступенек на пути наверх, но обратно уже не возвращаешься никогда. Это что-то вроде религиозного опыта. Благодаря ЛСД я научился быть самим собой. Кроме того, раз и навсегда решаются все личные проблемы. Исчезают сомнения, потому что воочию видишь: кем ты являешься и что происходит с тобой и вокруг тебя. После этого не будешь заниматься какой-то ерундой-перестройкой там и прочим. Поймешь, что просто незачем этого делать. Егор Летов: Ну вот свели Янкин последний альбом Стыд И Срам — семь ее последних песен. Сами работаем над новым альбомом, как он будет называться, пока не скажу, записано уже более половины материала. Собираемся снять фильм минут на 40, который будет сочетать какие-то вещи урбанистического плана и чудовищную порнографию. Я разрабатывал те принципы, которые были наложены в песне «Прыг-скок», и доводил их до полного логического завершения. Таким завершением явился альбом Сто Лет Одиночества. Эти поиски были связаны с ЛСД, с медитацией, с дыханием и со всевозможной трансцендентной работой. — Егор Летов. Творческо-политическая биография Много вопросов о твоем отношении к наркотикам. Не хочешь — не отвечай. - Да могу ответить. Я не наркоман, к наркоманам отношусь плохо, сразу могу сказать, к торчкам, что называется. Есть два принципа приема наркотиков. Когда человек делает это для обретения силы в определенные моменты, и когда хочет избежать реальности. Последние обычно умирают. Я человек из области живчиков, мне нравится жить, мне нравятся живые. Легализация? Легализируй или нет — все равно это существеут. Кому надо — все все находят. А вот, например, ЛСД — это вообще не наркотик. Это очень опасная штука, которая носит психологический характер. Мы иногда употребляем. Я считаю, что это полезно. Но дураку ЛСД есть нельзя. Очень сильно расширяется сознание на какое-то время, используется для того, чтобы понять — правильно ли ты двигаешься, или нет. Правильно ли ты смотришь на жизнь или в чем-то сильно лажанулся. Обычно у человека используется 2-4 процента мозга. Считается, что под ЛСД работает 16 процентов. Детям и дуракам, разумеется, этого давать нельзя. Можно с ума сойти, действительно. Вот тоже показательный пример: www.youtube.com/watch?v=qltTnwzGeBQ Он считал свое творчество сотрудничеством с высшими светлыми силами. конкретнее сказать не мог. Судя по последним интервью, его позиция не изменилась. Считал себя неким медиумом, проводником, считал, что его творчество - это то немногое, что противостоит хаосу в мире. Заблуждаясь, думал, что служит высшим светлым силам (его слова). Но какие силы могут явиться человеку после приема ЛСД, после всех этих эзотерисеских практик? Но самое плохое, что он принимал наркотики не от душевной боли, а ради творчества, считая это благим делом. Его творчество - стремление выйти за пределы человеческого сознания. Не от этого ли предостерегет нас Библия? (не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, 11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых) Не знаю, принимал ли н наркотики в последующее время, по ту ноту, планку, которую он задал в альбомах "Прыг-скок" и "Сто лет одиночества" он сохранил во всех последующих альбомах.(например, песня "Слава психонавтам") (Меня интересовало все, что связано с иррациональными, аномальными состояниями сознания. То, что делает «ГО», — это иррациональный бунт!) Из его последних интервью видно, что он, к сожалению, так и не принял Христа. Вернее к Христу он негативно не относился, но к христианскому осмыслению жизни он не пришел. Я понимаю, что привлекает людей к его песням: незаурядный талант и энергетика его песен. Я считаю, что православному человеку не стоит слушать его музыку, за исключением немногих, светлых,душевных песен.

AleBuAle: Михаил пишет: Я считаю, что православному человеку не стоит слушать его музыку, за исключением немногих, светлых,душевных песен. Мне кажется, здесь всё индивидуально. Я лично очень восприимчив к форме, и, например, натурализм совершенно не переношу. Например, есть такой датский режиссер Ларс фон Триер с весьма своеобразным способом самовыражения. После просмотра его фильма "Рассекая волны" - мне лично хотелось помыться, и я его никому не рекомендовал бы к просмотру. Но, я лично знаком с человеком, которого именно это фильм обратил к Богу, другой, весьма уважаемый мной человек рассказывал что в этом фильме показана настоящая христианская любовь. Что этих людей так зацепило в этом фильме - другой вопрос, но факт остается фактом, мне остается только удивляться, насколько разным может быть восприятие. Все испытывайте, хорошего держитесь. (1Фесс.5:21)

Rooster: Михаил Михаил, спасибо за мнение! Михаил пишет: Человек очень талантливый. Видевший несправедливость мира. Несомненно. И нестесненность принадлежностью к какому-либо идеологическому "крылу" давала Летову способность более открыто выражать свои мысли в творчестве. Принципиальную андеграундность выдерживают немногие. Многие "продаются". Этот парень держался до конца. Что, впрочем, не было гарантией художественной состоятельности, просто придавало честность позиции. Он принимал наркотики. Принимал. Но наркотики и склонность к эзотерике никак не связаны. Его творчество - стремление выйти за пределы человеческого сознания. Не от этого ли предостерегет нас Библия? (не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, 11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых) Ну духов-то он не вызывал. Не знаю, принимал ли он наркотики в последующее время Принимал. ту ноту, планку, которую он задал в альбомах "Прыг-скок" и "Сто лет одиночества" он сохранил во всех последующих альбомах На мой личный взгляд, творчество Летова после "Прыг-скока" - подражание самому себе. В художественном плане планку он сильно понизил. Хотя каждый последующий альбом считал самым сильным. Что ж, вполне объяснимые амбиции творческого человека. Из его последних интервью видно, что он, к сожалению, так и не принял Христа Интересно, что в интервью Летова можно встретить и такие фразы: Егор, Вы играли здесь в день Пасхи - в великий праздник для христиан. А Вы сами - человек верующий? (30.04.00г.) - Да, я православный христианин. Вернее к Христу он негативно не относился, но к христианскому осмыслению жизни он не пришел. Не пришел. Я считаю, что православному человеку не стоит слушать его музыку, за исключением немногих, светлых,душевных песен. Думается, православность человека вообще с трудом может быть связана в целом с восприятием творчества Летова. Христианин может видеть в творчестве Летова моменты, созвучные христианству (неприятие неправды мира сего). Может и не видеть, но лучше, думаю, увидеть. Подсевшим же на православную субкультуру, само собой, Летов будет чужд. Но вместе с ним им будет чуждо и многое из настоящего, подлинного искусства...



полная версия страницы