Форум » Национальный вопрос » О марсианском патриотизме и цыганском универсализме » Ответить

О марсианском патриотизме и цыганском универсализме

Александр: Увидел на сайте Богослов.ру ( http://www.bogoslov.ru/text/290780.html )статью, думаю она будет уместна в данной теме Проблема идентичности приняла такие масштабы, что ни какие усилия по её разрешению уже не кажутся чрезмерными. Ответ на вопрос "кто мы ?" прямо связан с нашим будущим, а в этой плоскости идеи меняют свой отвлечённый характер на практический. Когда на уроках философии я спрашиваю у студентов технических вузов - «почему для первых греческих философов ключевым вопросом был вопрос о "начале", архэ?» - самый распространенный ответ: «Без прошлого нет будущего». Молодежь это уже поняла, и сегодня есть все основания для того, чтобы Россия очнулась от исторического морока последнего времени. Не случайно и на телевидении появилась программа под знаковым названием «Кто мы?» Но проблема идентичности оказывается одной из наиболее сложных. Обострились национальные, культурные, религиозные противоречия. Гражданская нация в царской России не успела сформироваться; понятие «советская нация» дискредитировано и прочно связывается с возвратом к советской власти. Статус русского народа не определен, а единый российский народ качественно так и не состоялся. На пути нашего самоопределения есть два соблазна, два тупика, которые следует обозначить со всей отчетливостью. Первый - это создание мифа о русском народе, второй - это отрицание русского народа как такового. Сторонники первого подхода опираются на учение А.Ф. Лосева о мифе как мощнейшем космопоэтическом начале, но замалчивают тот факт, что этимологически «миф» означает «вымысел». И только в таком смысле употребляли слово «миф» античные философы и христианские отцы Церкви. Современные мифотворцы то сближают русских с этрусками, то возводят нашу прародину к Гиперборее, то отождествляют Русь и Орду, то призывают видеть в древней «Гардарике» нечто подобное римской Британии. Приносят ли такие мифы пользу национальному самосознанию? Исходя из того, что национальное самосознание основывается на непрерывности поколений, следует признать - эти мифы приносят ему очевидный вред. Если русские действительно были этрусками, но успели не только забыть об этом, а еще и утратить свою письменность, свою историю - то это очевидным образом не делает чести нашим предкам. Если мы жили в сказочной «Гардарике», а потом стали «страной деревень» и утратили все навыки городского общения, то мы вполне заслуживаем своей участи народа, сломленного индустриализацией. Если у нас были «русские Веды», после чего мы десять веков не могли родить Г.С. Сковороду, то мы - деградировавшая ветвь арийского племени, не более. Несколько лет назад в нашей публицистике уже мелькало слово «марсианский патриотизм», которое я считаю очень подходящим термином для всякого рода патриотических мифов о России. Этот патриотизм несуществующего народа и государства проистекает из ложного стыда, мешающего называть свою Родину молодой, становящейся, и прославлять ее именно в таком качестве. Наиболее славные люди славянского племени не имели такого стыда. Св. Патриарх Тихон открыто писал о том, что многие народы Европы культурнее нас, русских. Св. Николай Сербский гордился тем, что Сербия получила свою письменность вместе с православной верой и что ее языческое прошлое не внушает ей того снобизма, который присущ грекам и римлянам до сего дня. Св. Иларион Киевский, утверждая, что предки Владимира Святого «не в худой земле владычествовали», смело возводил нашу историю к Рюрику. Думается, никто не обвинит этих мужей в недостатке любви к своему народу. Напротив, они с прямотой мысли основывались на опыте предшествующих поколений, то есть доверяли своим отцам, не ставя под сомнение их историческую память. Богатство своего народа они видели в православной вере, не приписывая ему чужих сокровищ и достижений. Мифам о марсианской России, а также росту градуса экстремизма в современном российском обществе, как будто противостоят усилия идеологов правящей партии, стремящихся ориентировать русский патриотизм не столько на идеальное прошлое, сколько на реальное будущее. В частности, они предлагают лозунг «русские для России» вместо «Россия для русских» (Георг Габриелян)[1]. Таким образом, по их мнению, вопросы экстремизма и сепаратизма будут сняты с идеологической повестки дня, т.е. останутся уделом маргинальных групп, с которыми должны разбираться правоохранительные органы. Предлагается считать, что «на территории России живет и развивается один народ - одна нация... состоящая из различных национальностей: русских славян, русских татар, русских калмыков и т.д.» (Максим Мищенко)[2]. Предлагается раз и навсегда закрыть вопрос о государствообразующем статусе славяно-русского народа, признав, что «существовала, существует и будет существовать российская полиэтническая общность (историко-этнографическая область), к которой принадлежит и русский народ, не растворяющийся в ней, не сливающийся с нею, но выступающий вместе с другими народами России как ее животворящее начало» (Владимир Щученко)[3]. Предлагается уверовать в то, что «русская нация - это духовно-политическая, а не этнополитическая категория. Это сверхэтническая (политическая) общность, совокупность граждан России, принимающих деятельное участие в судьбах страны посредством государства» (Сергей Волобуев)[4]. При этом цитированные авторы опираются на коренное свойство именно не татарского, не калмыцкого, не чеченского, а русского народа - на его «всемирную отзывчивость», сформулированную некогда славянофилами. Чтобы кратко уяснить себе сущность происходящего, скажем так: нам предлагается разотождествить русских и славян, признав «русских славян» лишь одним из субэтносов «русской нации». Что же получится в результате? Все малые народы России должны, по мысли авторов проекта, быть несказанно рады тому, что им позволят именоваться «русскими» в добавление к своим исконным именам. И только славяно-русский народ не будет иметь своего собственного имени, потому что его привычное имя - «русский» станет общим для всех народов России. Остальное нетрудно вывести из этого: русская культура, как общая для всех народов России, перестает быть собственной культурой русских славян; русский язык перестает быть их собственным языком; русская история перестает быть их собственной историей. Русских детей отныне будут учить, что их собственное, кровное - это лубок и балалайка, тогда как Пушкина, Суворова, Лобачевского они должны делить с кабардой и тунгусами. Но то ли это, что имел в виду сам Пушкин, правнук чернокожего Ганнибала, когда писал: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой?» Если «всемирная отзывчивость» начинает быть инструментом деконструкции русского народа, то такой универсализм впору назвать уже не «русским», а «цыганским». При этом я не имею намерения оскорбить цыган, среди которых есть мои друзья, но скорее опираюсь на русский глагол «цыганить». Мы хотим, чтобы все народы России «сдали» в нашу мошну понемногу своей идентичности, а русский народ, как самый щедрый, «сдал» ее всю без остатка. И тогда он, вымирающий и дичающий, получит в награду сохранение своего имени, как римляне при Каракалле. И мы не понимаем при этом, что превращение русских в не-народ, в какой-то славянский субэтнос «надэтнической нации», увеличивает подпитку пресловутого «русского экстремизма» в десятки раз. Что проекты, хорошо выглядевшие на бумаге, в реальности могут обернуться большой кровью, когда до русских молодых людей, на протяжении последних десятилетий отрезанных от своей великой культуры, начнет доходить, что и культура-то эта не их кровная, а «общероссийская». Отнять у великого народа великую идею, чтобы поделить ее на всех - это значит убить лучшее в этом народе, так и не родив ничего внятного в окружающих, отнюдь не готовых к универсальной жертвенности, народах. Загнать в тупик русский национализм, напрочь лишить его права на эту самую «всемирную отзывчивость» - можно ли придумать лучшую провокацию против русского народа и всех народов России? Цыганский универсализм пытается пройти между Сциллой несостоявшегося пока русского фашизма и Харибдой уже давно тлеющего фашизма национальных окраин. А плыть, может статься, надо вообще в другую сторону! Именно славяно-русскому народу, как таковому, вскормившему и Жуковского от турчанки, и Пушкина из арапов, присущ тот подлинный универсализм, который так приватизаторски ныне хотят у него секвестрировать. Если русский народ будет вновь расти в сознании своего величия, своей духовной широты, вопрос русского фашизма не будет даже поставлен. Это вовремя понял И.В. Сталин, который в 1934 г. на вопрос, «какой уклон представляет главную опасность, - уклон к великорусскому национализму или уклон к местному национализму», дипломатично ответил: «главную опасность представляет тот уклон, с которым перестали бороться»[5], имея в виду сепаратизм окраин. И впоследствии «Сталин стоял за развитие и распространение русского языка при одновременном, параллельном развитии языков наций и народов СССР»[6]. Известно, что не все народы мира когда-либо имели государственность, а тем более имперскую. Россия и вообще пространство русского мира есть плод пассионарности русского славянского племени. Оно, как большой ледник, вбирало в себя и перетирало на своем пути целые инородческие массы, но не менялось в своей этнической основе. Оно, вместе с тем, оставило неассимилированными целые инородческие острова, вошедшие в состав России. Эти острова - наше сокровище, которое мы должны беречь, но они - не русская нация. Они обладают всеми правами граждан, но у них есть особенности, которые никогда не впишутся в понятие «русская культура». Соответственно, и эта последняя не будет усвоена ими целиком без потери собственной идентичности. Увы, в эти самые дни под аккомпанемент разговоров о «русском проекте» в Ленинградской области исчезает древний народ Водь со своим уникальным языком и обрядностью, потому что две последние водские деревни отдаются под варварскую застройку с расселением[7]. Если бы русский народ был велик и великодушен, как прежде, при нынешнем развитии средств информации эта новость вызвала бы больший резонанс. Но можно ли маленькой и незаметной Води ожидать понимания от страны, напрочь лишенной хозяина? Это все равно, что взывать о помощи к кирпичной стене. Возвращаясь к началу этой статьи - к студенческой молодежи - хочется отметить, что национальный патриотизм является очень действенным средством излечения от той всеобщей апатии, которая парализовала страну именно потому, что охватила ее главное славянское племя: ведь ингушей, татар или калмыков сегодня не назовешь апатичными. Русские люди озлоблены, отчуждены друг от друга и лишены сочувствия к собратьям, ибо им систематически внушалось на их родном языке: «вы - не великий народ!» Что ж, если мы не великий народ, значит, нам можно опускаться, воровать, торговать своим телом и своей страной, или же убивать инородцев, нападая сзади... И сегодня остается только произнести заключительное слово: «вы - вообще не народ!», чтобы превратить искру новоявленного агрессивного варварства наших людей в пожар, который окончательно погубит Россию. 18 марта 2008 г. Вевюрко И. С.

Ответов - 8

Фома Тольяттинский: Александр пишет: . Если мы жили в сказочной «Гардарике», а потом стали «страной деревень» и утратили все навыки городского общения А мы и живем стране, не сказачной, правда, а исторической, которую в древности скандинавские народы называли "Гардарики" - "Страна городов (крепостей)", и позже наша страна действительно стала "Страной деревень" - в этом нет никакого нонсенса, никакой новости. Трагедия XIII века, отбросила русскую культуру далеко назад, были утеряны ремесла в огромном количестве, население сократилось значительно, и прочие опасные последствия (подробности читаем в учебниках по Отечественной истории). Это я к тому, что у хороших статей могут быть "косяки", которые сводят на нет доверие к Автору, и как следствие к мыслям изложенным в статье. По крайней мере у меня так. Ну не могу я доверять в большом тому, кто не вызывает доверия в малом

Indie: По Гумилеву Л.Н. этносы рождаются, растут, стареют и умирают. Русский этнос уже в начале стадии старения. После "кризиса среднего возраста" Россия перестала быть в массе своей православной, так же как Европа, перейдя эту черту несколько раньше, перестала быть христианской. Проблемы описанные в статье - следствия этой болезни. Оправдывая русский национализм, автор так и не предложил вокруг чего должен сплотиться русский этнос. Увы, скорее всего русский этнос ждет та же участь, что и древнеримский этнос, который создал великую античную культуру, но исчез сам так таковой. Современные итальянцы - это не потомки тех римлян времен республики, это потомки кучерявых, смуглых выходцев из Сирии, которые постепенно заселили аппенины. В пространстве русской культуры мы обречены на растворение среди многих малых этносов России и космополитизацию. Это не скоро произойдет, нет, может лет через 300, но произойдет это неумолимо. Может быть из обломков старого русского этноса родится молодой этнос, способный сохранить православие, как ценность, превышающую все эти рождающиеся и умирающиеся этносы. Как бы горько не было это говорить, но русские уйдут (как ушли византийцы), а вера должна жить.

Александр: Я думаю для того, чтобы русские "не ушли", нужно силы прилагать. Я вот вчера решил поближе познакомиться с русской народной песней, набрал нужные слова в поисковиках. И что? А ничего. Есть сайты отдельных творческих коллективов, но сайта, целиком посвященного русскому фолку, попросту нет. Можно конечно сетовать на отсутствие частной инициативы, но здесь уже, на мой взгляд, должна быть государева забота. Вопрос только - нужны русские или нет. Русские будут растворяться среди малых народов или все-таки наоборот, малые народы будут органично вписываться в русский проект. Не думаю, что тут уже всё предопределено. Многое зависит от выбранного властью веткора.


Indie: Насчет русского фолка сказать трудно, более распространенный термин - славянский фолк. Здесь есть отличные коллективы, в отличие от русского "кельтского" фолка (насквозь языческого) основной лейтмотив - это русское двоеверие, когда христианские мотивы в песнях смешиваются с языческими рецидивами. В частности такие группы как Разнотравiе, Стары Ольса, Веданъ Колодъ, Ветер Воды и т.п. Обычно фолк-порталы не бьются по направлениям, поэтому отдельно портала даже по славянскому фолку я не видел.

Александр: Indie, да я просто хочу с русскими народными песнями ознакомиться. Есть несколько порталов, но они не обновляются. Кстати, как бы мы не ржали над Бабкиной (почему-то так вышло, что имя её уже стало анекдотичным), но эта дама в последнее время заставляет меня в корне изменить своё к ней отношение. Во первых, несколько лет назад по одному из каналов показали её концерт. Вернее не тольео её, а всей её труппы. Это, пожалуй, первый раз, когда я просто заслушался русской песней. Многие из песен я слышал впервые, они были потрясающе красивы. Потом на сцену вышли мужики в косухах, какая-то рок банда, и совместно с Бабкиной исполнили народные песни в рок обработке. Получилось очень гармонично и впечатляюще. И вот с того концерта ничего подобного я не видел. Кроме того, на днях, одна дама мне рассказала, что в Москве Бабкина открыла какую-то русскую школу, куда дочь этой дамы водит её внучку. Говорит потрясающая школа, где детей знакомят с народным творчеством, песнями, танцами, играми, традициями и так далее. Т.е. есть какой-то опыт уже, есть интересное творчество. Осталось донести это до людей. Это важно, но, по моему, "элите" нашей, на это глубоко наплевать. Вроде и ощущаются какие-то сдвиги в настроении, но пока всё глухо, к сожалению.

Indie: Про Бабкину ничего говорить не буду. Если хочется русских песен, то ИМХО в сто раз лучше Пелагея. Вообще на мой взгляд путь стилизации и возвращения аутентичного звучания само по себе очень интересное дело, но имеет скорее культурологический смысл. Попытка вернуть что-либо как было обречена на провал, нельзя войти в одну реку дважды. Изначально же в статье речь шла о своего рода национальной идее русского этноса. Так вот культурный код русских - это русское переживание православия, и бессмысленно говорить про возвращение к языческим корням, про потомков гипербореев и т.п. чушь. В тоже СССР были свои песни, которые стали народными, потому что соответствовали культурному коду русских, например "Темная ночь" и др. военные песни. Каждому времени свои песни. Сейчас должны быть такие песни, в которых русская культурная доминанта развивается актуально для нашего времени. Может быть сегодня русский дух есть в песнях Шевчука или Цоя (как варинат). И не обязательно одеваться в косоворотку или кокошник, чтобы почувствовать себя русским. Великая Россия распалась уже сейчас. Украина легла под америку. Почему же Восток Украины, Крым, Одесса тянутся к России? Не потому что у нас щи гуще или каравай слаще (хотя экономические проблемы Украины говорят о том, что Бог шельму метит), а потому что новый вымуданный украинский национализм поперек горла встает. А Россия худо бедно хранит свой культурный код. Кураев с Шевчуком делают для воссоединения Украины с Россией больше чем весь дипкорпус с дядькой Черномыром во главе. Если мы станем как американцы, то зачем мы, русские, нужны народам России? Им лучше жить отдельно под той же америкой или кто там вместо нее будет к тому времени. Вот такое мое мнение.

Александр: Пелагея, к сожалению, рожает в год по чайной ложке, этого явно недостаточно Дело то не в вышиванках или косоворотках да балалайке. Тут целый комплекс проблем. Начиная от преподавания истории в школе. Нам постоянно прививают какой-то комплекс неполноценности. То прошлое варварское, то "тюрьма народов", то "дикие 70 лет советской власти" и так далее. Такого не должно быть. Я же в ужас просто прихожу, общаясь с людьми. Настолько дремучи знания по своей же истории, одни штампы. Далее. Песни, сказки, детские фильмы, детские игры и так далее. Этого тоже мало. С начала 20 века резко умньшилось количество населения, проживающего в деревнях. А город, надо признать, все эти традиции автоматически перемалывает и делает ненужным. Поэтому сама власть должна побеспокоиться об этом. Еще в свое детство я играл в лапту, потрясающую игру. Нас научили в школе. Кто теперь о ней знает, кто знает о городках? Даже при советах сотни мультфильмов выходило по мотивам русских народных сказок, теперь и этого нет. А то, что Великая Россия распалась.....так она не раз и не два распадалась. Почему Восток Украины, Крым, Одесса тянутся к России? Так, простите, это русские территории, завоевания Екатерины Великой. Теперь же галицкий национализм, галицкую ненависть ко всему русскому украинские власти пытаются навязать всей территории Украины. Вы послушайте язык, на котором говорят на востоке Украины и тот, который официальный, полный полонизмов, который пытаются там навязать. Первый совершенно понятен нам без всякого перевода, как будет понятен какой нибудь наш местный говор. На что делают упор украинские власти для того, чтобы навсегда развести Украину от России? Бьют по языку и православию. У меня ест вера в то, что Россия еще восстановит свои территории, особенно Украину, потому что невозможно представить Россию без Украины и Украину без России. Не раз уже мы являли миру пример того, как уже казавшись полностью похороненной, Россия вставала. Только за 20 век это случалось как минимум дважды. Так что не надо раньше времени хоронить.

Indie: Согласен со всем. Скажу по поводу масс-медиа. Сейчас мейнстрим-культура формируется телевизором, да есть контркультура, но она находится на периферии, на маргинальном положении (в т.ч. православная контркультура). Вопрос: почему по ТВ идет постоянное воспроизводство антирусского контента? Такое ощущение, что на телевидении сидят сплошь враги, специально занимающиеся развращением страны. На самом деле воспроизводство медиа-контента инерционно, то что создают революционеры, потом много раз копируют продолжатели, сами учатся, учат других и т.д. Создается медиа-каста, каста продюссеров, привыкшая к определенному типу контента. Они не думают о том, как влияет это на телезрителей, они делают привычный продукт. В этой касте не могут закрепиться люди, мыслящие иначе. Междусобойчик он и есть междусобойчик со своими законами. Нам втирают, мол рейтинг, что зрители хотят, то мы и показываем. А зрители тоже привыкают. Бывает, что тошнит уже, а смотришь по привычке. Государство не может вмешиваться в это, ну нет других продюссеров, не отменять же телевидение. К тому же свобода слова понимается у нас в каком-то извращенном виде, в виде вседозволенности. Да и надо сказать нет у нас четкой и ясной идеологической позиции в государстве. Так, смесь какой-то нелепой суверенной демократии и квасного патриотизма. Понимать понимаешь, а что делать непонятно, даже врага нет, в масонском заговоре никого не обвинишь ;)



полная версия страницы