Форум » Национальный вопрос » При чем тут мораль » Ответить

При чем тут мораль

Александр: Давненько я в эту тему ничего не писал. Чтобы не сводить все к политике, давайте рассмотрим вопрос морали. Рассмотрим Великобританию. С самого детства на уроках истории я испытывал бурю разочарований, когда дело касалось взаимоотношения двух империй – Российской и Британской. Никакого джентельменства, желания понести потери ради великих гуманных идей и так далее, но яростное отстаивание своих интересов со стороны Британии, в результате которой Россия так часто несла потери и унижения. Ничего личного, говорили мне, это просто прагматизм. Хорошо, я соглашусь. Но сделаю зарубку на память – что и у России могут быть свои интересы, которые она вправе отстаивать. То есть ли кто-то видит прагматизм в действиях другого государства, то тем более он не может не замечать эти самые интересы у своего родного государства. Когда этого нет, это по меньшей мере странно. Ознакомившись поближе с политикой Британии, был весьма поражен широтой ее интересов и степенью влияния на все значимые события. Что не война, то где-то там за спиной стоит Британия. Отдадим должное им, коли могут вести дипломатические войны и защищать свои интересы. Далее. Вот товарищ Познер сокрушался историческим выбором России. Не выбери де она православие, а западную модель христианства, жили бы мы, по его мнению «как на Западе». Нередко и от ровесников я слышал о том, как же хорошее жил и живет Запад, в отличие от вечно отстающей России. Давайте рассмотрим, чем сопровождалась промышленная революция. На рабском труде и заработанных на нем деньгах и выросла промышленная революция, давшая новый толчок английской экономике и росту могущества «владычицы морей». Развитие промышленности подогревало спрос на хлопок, сахарный тростник и другие технические культуры, а значит, и на рабочие руки – как для фабрик, находящихся в самой Англии, так и для колониальных плантаций. Спрос на рабов требовал мощного флота, который позволял контролировать мировой океан и наращивать товарооборот, который, в свою очередь, подстегивал развитие производства. На Британию приходилось более 70% доходов от мировой работорговли. Прочие христианские государства Европы тоже не теряли времени даром. Португалия, Испания, Голландия, Франция, Швеция, Дания также исправно гоняли свой флот по треугольнику Европа–Африка–Америка. Приведу цитату: «….То же значение сохранил рабский фактор и в новое время, эпоху капитализма, когда в XVI-XVIII веках началась беспрецедентная работорговля между Африкой и Америкой. «Промыслом» рабов занимались отнюдь не белые, им надо было только платить, причем натурой (треть производившихся в английской Индии хлопковых тканей уходила в Африку на покупку рабов). Африканские племена сами быстро переориентировали свое хозяйство и образ жизни на добычу рабов, и вступили в бесконечные опустошительные войны, ставшие экспедициями за «живым товаром». По косвенным данным (например, известно, что за 1771 год из Африки было вывезено 74 тысячи человек) можно предположить, что за всю историю работоргового бизнеса (XV-XIX века) из Африки было вывезено несколько десятков миллионов человек. Это позволяет исследователям установить общую сумму человеческих потерь континента в 100 миллионов человек, включая не только вывезенных, но и убитых на «охоте», и погибших в пути. Одни африканские племена в результате этой охоты были истреблены полностью, другие, — загнаны в джунгли, пустыни и другие неприспособленные для жизни пространства. Эти чудовищные демографические потери и трансформацию под их воздействием африканских обществ надо помнить, когда мы рассуждаем о причинах долговременного упадка цивилизации в Африке. Пионером в коммерческом использовании этого позора была Португалия, первая из европейских стран, начавших океанскую торговлю. На настоящую промышленную основу дело поставила Англия, где считалось, что «торговля рабами способствует благосостоянию нации». В 1672 году в Лондоне была создана «Королевская африканская компания», получившая права на снабжение европейских колоний рабами. В 1713 году по Утрехтскому мирному договору с Испанией, англичане получили право асьенто — монополию на «рабоснабжение» испанских и португальских колоний. Ливерпуль, Бристоль, Лондон, превратились в настоящие центры мировой работорговли, и этот фактор, а отнюдь не только экспорт английского сукна, сыграл огромную роль в расцвете британского капитализма. Лишь в 1792 году английский парламент принял решение о постепенной отмене работорговли, а полный запрет на нее был наложен лишь в 1834. Степень прибыльности этого занятия можно оценить по следующим цифрам — в Западной Африке цена одного раба составляла в 1786 году 20 фунтов стерлингов, в Вест-Индии – 80 фунтов стерлингов, итого 60 фунтов накрутки за одного раба. Спроецируем эти данные на те 74 тысячи человек, которые были вывезены в 1771 году, и получим более 5 миллионов фунтов в год, даже если учесть амортизационные издержки, то это сопоставимо с уровнем доходов знаменитой Ост-Индской компании, получавшей в конце XVIII века 2,5 миллиона фунтов прибыли в год. Таков уровень доходов, которые давала работорговля англичанам, таков был способ становления экономической гегемонии англосаксов в капиталистическом мире. Сравнить это с теми мирными методами, которые использовала в своем присваивающем пушнину хозяйстве Россия, считавшаяся «отставшей» от Англии в XIX веке, попросту некорректно. Ни возможностей, ни желания, использовать такое "присваивающее хозяйство" у русских не было». Торговля опиумом. Снова цитаты: Сомнительная честь открытия опиума как товара первой необходимости принадлежит Великобритании. В 1773 году знаменитый двигатель британской коррупции — Ост-Индская компания — приступила к поставкам этого продукта в Китай. С 1784 года к выгодной торговле присоединились США и вскоре оказались вторыми после Англии крупнейшими экспортерами. Товар, прежде значившийся в торговых тарифах как безобидное лечебное средство, набирал зловещую мощь. Вхождение опиумного капитала во власть было стремительным. Короли, министры, сиятельные лорды и банкиры оказались кровно заинтересованными в производстве колониального опиума в Индии и его контрабандном сбыте в Китай. К концу 30-х годов XIX века употребление опиума сделалось страшной разрушительной силой китайского общества. Императорский двор был напуган тем, что опиум курили даже солдаты, необходимые для подавления народа. По свидетельству китайского деятеля того времени [1838] Хуана Цзюэцзы: »Начиная с чиновного сословия правительственных учреждений вплоть до хозяев мастерских и лавок, актеров и слуг, а также женщин, буддийских монахов и даосских проповедников все среди бела дня курят опиум, приобретают трубки и все принадлежности для курения опиума». К началу 40-х годов главным устремлением британской дипломатии оказалась легализация опиума, незаконный ввоз которого был весьма щекотливым моментом в отношениях между двумя государствами. Намеки, дружеские советы, прямое давление британских представителей логически перешли в Англо-Франко-Китайские опиумные войны (при косвенном участии США), закончившиеся для агонизирующей Империи крахом. Так называемые цивилизованные страны практически вынудили полуфеодальный Китай открыть пять крупнейших портов и легализовать продажу наркотика, предоставив им право «наций наиболее благоприятствуемых в торговле». К выгодному делу присоединились Бельгия, Швеция и Норвегия. С 1858 г. британская Ост-Индская империя, а вместе с ней и вся моральная ответственность за производство наркотика в Индии и его насильственный экспорт в Китай, целиком и полностью переходит к английскому правительству. Великобритания официально становится великой опиумной державой. Более поздние отчеты о китайской торговле (1871) показывают, что 2/3 британского ввоза в Китай составлял опиум. Законопослушность. Снова цитата: Традиции, сложившиеся во времена «огораживания» и применения смертной казни за бродяжничество, были необычайно устойчивыми. Если в Англии XVI века смертной казнью каралось более полутора сотен видов преступлений, то к моменту принятия закона о запрете работорговли к повешению приговаривали уже за двести двадцать правонарушений, подавляющую часть которых составляли мелкие кражи и причинение ущерба насаждениям, рыбе в прудах. Уголовное законодательство Англии, печально известное как «Кровавый кодекс», рассматривало виселицу как наиболее эффективный способ борьбы за правопорядок. А многочисленные публичные казни и в начале XIX века оставались одними из немногих общедоступных развлечений. Главное, чем гордились английские правоохранители, – это строгая законность. В рамках этой законности только за 1785 год в Лондоне и в Миддлсексе было повешено девяносто семь человек, из которых только один был признан виновным в убийстве, все же остальные – в преступлениях против собственности. Я ни в коем случае этим не оправдываю зачастую наплевательское отношение к законам у нас. Нет. Просто хочу сказать, что европеец не родился изначально таким отличным от нас. Уважение к закону достигалось «обычным», как видим, способом, а не из-за какой-то особой врожденной способности. А вот теперь представьте ту степень напряженности всех сил в России, в котором она была вынуждена пребывать, ни на минуту не расслабляясь, не обладая вышеназванными «преимущественными» источниками доходов с тем, чтобы просто не быть уничтоженной в войнах с более развитыми технически противниками. Зачастую фактически Россия противостояла всей Европе, союзу ее самых в техническом плане развитых стран. Учтем при этом совершенно иные климатические условия с совершенно иными показателями урожайности, невозможностью строительства нормальных дорог и так далее. И тогда картина поменяется. Подытоживая. Так что же лучше? Быть богатым, невзирая на цену этого богатства или все-таки не богатство является показателем, оценкой?

Ответов - 4

Александр: Мне тут прогрессивная часть человечества в лице одного из лучших ее представителей указала на то, что помимо России есть и другие страны с холодным климатом. Кто ж спорит. Но однако ж...далее будет длинная, но полезная статья уважаемого мною Вадима Кожинова: Вадим Кожинов Можно ли жить по-европейски в русский мороз? http://www.hrono.ru/statii/2001/kozh_mrz1.html Или вот информация с сайта Федерального дорожного агентства министерства транспорта РФ: http://www.rosavtodor.ru/information.php?id=108 СПРАВКА о сравнении дорожно-климатических условий России с условиями Канады, Финляндии и скандинавских стран Значительная часть территории нашей страны, на которую приходится наибольшая плотность автомобильных дорог, находится в климатической зоне, характеризующейся час-тыми переходами температуры через 0 Со. Циклы замораживания-оттаивания, которые непосредственно влияют на состояние дорожного покрытия, срок службы дорожной одежды, стоимость строительства и эксплуатации автомобильных дорог могут доходить до 3 – 4 раз в сутки. Общее количество переходов температуры через 0 Со в течение года год для этой части территории России в среднем может составлять 100 – 200 раз. Автомобильные дороги, расположенные в местах с более тёплым или континенталь-ным климатом, работают в более благоприятных условиях. Строительство и эксплуатация дорог в этих местах обходится гораздо дешевле, чем в местах с частыми переходами темпе-ратуры через 0 С0. Канада. Почти все основные дороги Канады находятся южнее 55 параллели (см. карту). Толь-ко в г. Форт Нельсон (≈58 град. с.ш.) количество переходов температуры через 0 Со за 30 лет наблюдений (2457 раз, см. табл. 1) сопоставимо с российскими условиями. Почти все основ-ные дороги Канады находятся в зоне со сравнительно небольшим количеством переходов температуры через 0 Со (табл. 1). Скандинавские страны. В Скандинавских странах, из-за наличия теплого течения Гольфстрим среднегодовая температура воздуха значительно выше, чем в Российских регионах находящихся на одной широте, например, среднегодовая температура в Хельсинки 5,30С, в то время как в Архангель-ске 0,80С, в Мурманске 00С (для сравнения с другими странами среднегодовая температура Мюнхен (Германия) 7,90С, Монреаль (Канада) 6,70С. Скандинавские страны отличает пересеченный рельеф, способствующий стокам по-верхностных вод, благоприятные грунтово-гидрогеологические условия, а именно, широкое распространение крупнообломочных и моренных дренирующих грунтов, которые способст-вуют хорошему поверхностному водоотводу. В целом, грунтово-гидрологические и погодно-климатические условия южной части Норвегии, Швеции и Финляндии более благоприятны для строительства и эксплуатации дорог, чем соответствующие условия в северном и центральном районах России. В северных частях скандинавских стран дорог сравнительно мало и новые дороги почти не строят. Кроме того, наличие в скандинавских странах местных каменных материалов (высо-кокачественный щебень при небольших расстояниях транспортировки) обеспечивает суще-ственную экономию при строительстве автомобильных дорог. В то время, как в Российской Федерации из-за отсутствия развитой сети автомобильных дорог и недостатка природных месторождений средние расстояния транспортировки дорожно-строительных материалов очень большие. Например, в Архангельской области расстояния транспортировки кондици-онных песков достигают - 40 км, песчано-гравийной смеси – 80 км, щебня – 330 км, асфаль-тобетона – 50 км. В Мурманской области при транспортировке песка и песчано-гравийной смеси изменяются от 20 до 110 км, битумной эмульсии и черного щебня от 10 до 115 км. Сравнительно благоприятные грунтово-гидрологические и погодно-климатические условия, наличие и доступность местных, качественных каменных материалов позволяет в среднем существенно сэкономить затраты на строительство автомобильных дорог в Канаде, Финляндии и в скандинавских странах. Эксплуатация части дорог в снежном накате и час-тичное закрытие отдельных участков дорог на зимний период позволяет существенно уменьшить затраты на их эксплуатацию.

AleBuAle: Александр, спасибо за тему!!! Честно говоря, меня всегда поражал этот парадокс. Я люблю английскую литературу (и культуру), но многие вещи в голове просто не увязываются. Читаешь литературу об английском обществе - люди как ангелы, добрые, честные, порядочные. При этом, в том же самом обществе, причем на государственном уровне - торговля рабами, торговля наркотиками, эксплуатация и казни детей, самая жестокая среди колониальных держав политика отношения с покоренными народами, апартеид, гаремы и разврат. В общем, "самая цивилизованная страна в мире"... Говорят что "Оливер Твист" произвел шоковое впечатление на английское общество. Но ведь "Оливер Твист" - это просто розовые сопли по сравнению с тем, что там реально творилось. В общем, учите историю и будите больше любить и уважать свою страну и людей )

Vsevolod: Какая мораль в межгосударственных отношениях, о чём ты? - Ну, Пендальф, рассказывай, что нового, что в мире-то делается? - Да ничего - все кидают друг друга, режут да вешают. В общем, идёт нормальная цивилизованная жизнь. (с) Гоблин, "Братва и кольцо" Мораль важна для человека, для личности - его представления о моральном и аморальном во многом определяют всю его жизнь. Но для таких образований, как государства, мораль - не более чем философская категория, разменная монета в информационных войнах.


Александр: Vsevolod , да я тут даже больше о морали тех, кто кричит о западном рае. Учитывают ли цену благополучия? То же касается и отпрыска Британии - США. Уничтожение аборигенов и работорговля процветали и тут. Внушает и список военных интервенций. Он настолько длинный, что лучше я просто ссылку оставлю: http://www.nebog.com/2008/03/kak-zakalyalas-demokratiya-ili-skolko-voyn-razvyazali-ssha/



полная версия страницы