Форум » Национальный вопрос » О православном отнош.. » Ответить

О православном отнош..

pravoslavnij: О православном отношении к государственной власти. Доклад был подготовлен для прошедшей в Москве конференции по проектам реформы конституционного законодательства Российской Федерации. В вопросе отношения к государственной власти есть две крайности, искажающие православное вероучение, а потому недопустимые. Одно отклонение от точного изложения Православной веры опасно для глубоко религиозных людей. Оно состоит в убеждении, что любой правитель только лишь в силу своего обладания властью считается якобы богопоставленным, а его дела отождествляются с волей Божьей. По мнению таких неразумных богословов Господь Сам вручает власть любому правителю и любыми путями даже через тяжкие преступления и христианам следует лишь повиноваться по совести всем распоряжениям государственного начальства, как несомненной воле Божьей. Можно лишь не исполнять те распоряжения, которые напрямую идут вразрез с верой. Но при этом считается обязательным внутренне соглашаться с правителем, а противное считается неповиновением и исключается как нарушение апостольской заповеди. Один священнослужитель в статье в журнале «Москва» 6 лет назад даже заявил, что все властители (в том числе даже Ленин, Сталин и Гитлер) получают полномочия от Бога, а кто отрицает это, тот якобы таким отрицанием признает, что дьявол равносилен Богу, так как Бог оказывается якобы невластен. Сторонники такого неверного подхода считают, что и в преступных и греховных действиях правителей скрывается Божья воля, что злодеяния властителей -- это намеренное направление Господом власти в руках жестоких правителей для наказания людей. Разумеется, что при таком подходе получается, что преступный правитель-тиран оказывается лишь слепым невольным орудием в руках Божьих, и все злодеяния правителя переносятся на Творца. Конечно же, Господь часто направляет людские злодеяния так, чтобы люди извлекли добро из их последствий. Но добрыми, Божьими, благословенными являются не все дела правителей и не любая их власть, но лишь то, что следует воле Божьей, а она открывается тем, кто ищет ее, прилагает к этому усилия и живет по совести. Если бы Церковь следовала такой философии, то Священное Писание не упоминало, что Господь благословлял молиться и просить Его об избавлении от греховной власти. И Господь отвечал на такие мольбы. Так, например, Господь соблаговолил освободить ветхозаветный народ от власти фараона и вывести его из Египта лишь после того, как услышал вопль об избавлении от страдания, обращенный к Нему (Исх. 3, 7-9). Господь благословил Езекию восстать против царя Салманассара, а затем откликнулся на мольбы Езекии помочь против царя Сеннахирима, хотя раньше ветхозаветный народ подчинялся царю. «То, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал» (4 Цар. 19, 20), -- сказал Господь устами пророка Исаии. Три отрока молились Богу об избавлении от власти Навуходоносора-царя и его слуг: «избави нас силою чудес Твоих» и «сила их да сокрушится» (Дан. 3, 43-44) и просили не держать их во власти «врагов беззаконных, мерзких отступников и царю неправосуднейшему и злейшему на всей земле» (Дан. 3, 32). «Царюющего мучителя оплеваша повеление безумное», -- поет Церковь об этом в каноне Великого Четвертка. Когда повелителем в Иудее был Дмитрий Селевк, а Иуда Маккавей восстал против него, то в храме молились за царя и приносили жертвы за него (1 Макк. 7, 33), хотя многие из народа сочувствовали восставшим. Но когда царский военачальник поклялся разрушить храм, если восставшие не будут преданы ему, то священники стали молить Бога об избавлении их от такой власти. «Сделай отмщение человеку сему и войску его, и пусть падут они от меча»(1 Макк. 7, 38), -- говорилось в молитвах в храме, направленных против власти нечестивого правителя. Позже, при власти Птоломея Филопатора, верующие первоначально молились за него и приносили жертвы, но когда он непочтительно отнесся к храму, то первосвященник и верующие все вместе взмолились: «Призри на нас, угнетаемых от безбожника и нечестивца, надменного дерзостью и силою» (3 Макк. 2, 2) и Господь покарал нечестивца. Властитель, если он идет против заповедей Божьих, теряет благоволение Божье и становится как Саул врагом Божьим, хотя раньше он был избран самим Господом. Власть богоборческого правителя – не от Бога, а от дьявола. Об этом ясно говорит Св. Писание в повествовании об апокалиптических десяти царях и апокалиптическом звере. «И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13, 2). О власти той же природы сказал Господь ко пришедшим арестовать его: «теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53). Во время работы комиссий по переговорам между РПЦ МП и РПЦЗ было признано обеими сторонами, а затем и одобрено Синодами обеих частей Русской Церкви, что недопустимо ложное толкование слов апостола "несть власть, аще не от Бога" (Рим. 13, 1). Из этих слов апостола нельзя делать вывод, что от Бога имеет власть всякий правитель. В подлинном церковном смысле эти слова апостола означают, что от Бога установлен сам принцип власти, то есть разделение людей на подчиняющихся и повелевающих. Такое устроение общества является образом божественной власти над всем творением, и именно против такого устроения государства восстают анархисты и либеральные демократы. Отождествление власти любого правителя с волей Божьей было не очень опасно при самодержавии, но при власти безбожной оно получило наименование сергианства, хотя по большей части это было вынужденной и временной уступкой безбожникам. Своей отталкивающей неправдой такое воззрение неизбежно привело к дискредитации самой идеи власти от Бога и создало условие для распространения противоположной крайности в отношении христиан к государству. В настоящее время более опасна другая крайность в вопросе отношения к государственной власти. Она очень распространена среди людей светских и малорелигиозных. Это искажение православного вероучения имеет свое начало в гуманистической философии и предполагает, что Господь никак не влияет на жизнь человеческого общества и позволяет людям совершенно без всякой связи со своим Творцом строить общественную жизнь. Эта крайность внушает мысль совершенно забыть о божественном источнике власти. Такая ложная философия настаивает на том, что вера в Бога есть исключительно дело внутренних убеждений человека, а любое общественное проявление религиозности считается излишним и даже вредным. Исходя из этого, считается, что и государственная власть должна быть совершенно отделена от веры в Бога. Она представляется следствием простого человеческого юридического договора, не несущего в себе никакого божественного смысла, религиозных обязанностей и божественного попечения. Глава государства при таком подходе – не более чем просто временный работник на службе и его власть – не от Бога, а лишь от народного голосования. Этот подход нашел свое отражение в конституциях многих стран и, в первую очередь, составляет главный смысл американской государственной системы, а вслед за ней и многих других стран. В соответствии с этим принципом глава государства и любой другой государственный деятель волен исповедовать любые религиозные воззрения в частной жизни, но при этом его государственный пост должен быть совершенно отделен от всякой связи с Богом. На деле так называемое «светское» государство оказывается таким построением общества, когда Творец совершенно исключен из государственной жизни. Принцип «отделения» государства от Церкви во всем мире на деле оказывается принципом отделения государства от связи с Богом. Нет сомнения, что это является недопустимой уступкой атеистической идеологии. Верующий человек не может и не должен соглашаться с такими убеждениями, ведь эти убеждения сложились под воздействием атеистических и антихристианских сил. Необходимо неустанно, всегда и везде утверждать, что власть в мире в своем идеале и первоисточнике восходит к Богу, что человек не только в личной жизни, но и в своей общественной или государственной должности обязан оставаться верующим и строить свои поступки в соответствии с религиозными воззрениями. Каждый человек, а особенно правитель обязан чувствовать необходимость Божьего благословения на его дела, обязан понимать, что власть его должна восходить к Богу. Нам следует убеждать всех, что верующий человек не имеет права поддерживать современное светское-безрелигиозное устроение государства, не имеет права в самой идеологии, в самой философии устроения Государства Российского следовать идеям американской системы, как это еще по инерции происходит сейчас. Верующий может лишь временно терпеть старые порядки, прилагая все допустимые христианские усилия для изменения дела к лучшему. Особенно важно, чтобы это понимали те, кто облечен властью в современном обществе. Надо осознавать, что Господь благословляет усилия, направленные на христианизацию государственной системы. В первую очередь надо помнить, что Священное Писание многократно обличает светское-безрелигиозное устроение государства. «Поставляли царей сами без Меня; ставили князей, но без Моего ведома», говорит пророк Осия (Ос. 8, 4). Святой пророк Исаия следующими словами возвестил суд Божий над безрелигиозными правителями. «Итак, слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего… Когда пойдет всепожирающий бич, вы будете попраны» (Ис. 28, 14-18). Про Иоакима, царя Иудейского так сказал святой пророк Иеремия: «так говорит Господь дому царя Иудейского… Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми и приготовлю против тебя истребителей» (Иер. 22, 6-7) И еще раньше Авраам, заботясь о независимости от грешника-властителя дерзновенно сказал царю содомскому примерно за 15 лет до казни содомской: «даже нитки и ремня не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама» (Быт. 14, 23). О неверующих правителях Господь сказал устами св. пророка Исаии, что Он будет «попирать владык как грязь, и топтать, как горшечник глину» (Ис. 41, 25). О гневе Божьем на них говорит пророк и псалмопевец Давид «в день гнева Своего поразит царей» (Пс. 109, 5) и «Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных» (Пс. 75, 13). Пророку Аггею Господь дал следующее откровение: «скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств» (Агг. 2, 22). Конечно же, эти грозные слова Божьи обращены против безрелигиозных светских правителей или государственных систем, совершенно «отделенных» от Бога. Не могут эти слова даже касаться правителей, осознающих, что в первую очередь они получили власть от Бога и она восходит к Богу. Именно к такому устроению государства обязан стремиться каждый верующий православный христианин. В Социальной концепции РПЦ есть очень важные слова, говорящие о правильном с точки зрения православного христианина устроении государства. В этом документе сравнивается монархия, осознающая богоданность власти, и светская республика. Монархия называется «более религиозно укорененной» формой власти. И далее в Социальной концепции следует совет для всей Церкви и для каждого православного христианина, выраженный словами св. ап. Павла «лучшим воспользуйся» (1 Кор. 7, 21). То есть здесь содержится призыв от лица Церкви поддерживать «более религиозно укорененный» монархический образ правления. Если кратко обобщить сказанное, то можно выразить это призывом, обращенным к каждому христианину: «Если ты верующий, ты не имеешь права поддерживать безрелигиозную идеологию государства». Иерей Николай Савченко

Ответов - 1

Nikolai III: Интересная статья, а главное правильная мысль прослеживается, что православные люди должны не замыкаться в себе и быть аполитичными, а быть везде и во всех делах, даже политических православными. Многие скажут, но ведь политика грязное дело, но зачем же играть по правилам политиканов, надо играть по своим правилам.



полная версия страницы