Форум » Национальный вопрос » Евангелие и патриотизм » Ответить

Евангелие и патриотизм

osta: Учитывая то, что на нашем форуме очень популярен "национальный вопрос", думаю, участникам будет небезынтересно услышать оценку патриотизма и любви к Родине с точки зрения Евангелия. Ведь именно Евангелием христиане должны все проверять в своей жизни. Автор: Игумен Пётр 5.02.2007 - 13:50 1. Как оценить "любовь к Родине" с точки зрения Евангелия? (про родителей в Нем написано ) 2. Как разделить в себе и разложить по своим местам "религиозное и национально-патриотическое"? "Христианство требует от нас оценки всего исключительно с точки зрения Евангелия. Евангельское рассуждение - вещь бескомпромиссная: кто не собирает со Мною, тот расточает, говорит Господь. Евангелие говорит нам: никто не может служить двум господам, ибо одного будет любить, а другого ненавидеть, об одном будет заботиться, а о другом нерадеть. Итак, чтобы избежать этой ситуации "двух господ", необходимо включить любовь к отечеству, служение ему в контекст служения Богу. Каким образом? Исключительно одним. Любовь к Родине, патриотизм и проч. только тогда являются соответствующими Евангелию, когда служение Родине является исполнением по отношению к людям заповедей Христовых. Подчеркну - к людям, а не к абстрактным государственным институтам типа армии, правительства и проч. Если мы обратимся к Священному Писанию, то оно никоим образом не заповедует нам никакой любви к отечеству. Ветхий Завет, говоря об Израиле, всегда имеет в виду исключительно религиозный аспект: любить Израиль нужно только лишь потому, что он избран Богом, а не по иным причинам - культурным, социальным, общественным, политическим и т.п. Новый Завет вообще стоит в стороне этой проблематики, ибо он обращён к личности, к индивидуальности. По интенции Нового Завета, корень всякой деятельности - в личном исполнении заповедей Христовых; выходя из сердца, такая деятельность формирует ход вещей, через что благодатью Божией проникаются и общественные отношения. Нет учения о патриотизме и у Отцов Церкви, они все говорят о вселенской сущности Церкви и о личном нравственном труде, как условии общественного благобытия. Лишь в XIX веке у некоторых церковных писателей (свт. Филарет Московский, свт. Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадский и др.) в связи с начавшимися глобализационными процессами появилась, как противостояние им, патриотическая проповедь. Но это очевидно прикладной случай в Церкви. Речь у нас, разумеется, не идёт о ненависти к земному отечеству; но любить Евангелие заповедует только Бога и ближнего, а всякие прочие вещи, Родину там, например, - лишь постольку, поскольку через это выражается и актуализируется любовь к Богу и ближнему. "Патриотическая самоценность" плоха тем, что она обостряет вопрос выбора. Так живёт себе человек, естественной любовью любит своё отечество, несмотря на то, что оно не только не отвечает взаимностью, но и демонстрирует свою нелюбовь и неуважение к нам... И тут вдруг - совершенно религиозный накал отношения к ней... естественно, христианин тут же вспоминает слова Апостола: наше жительство на Небесах, дети, храните себя от идолов и мн. др . - и начинает сопротивляться, что сторонниками идолослуженческого отношения к Родине немедленно объявляется масонством, либерализмом и чем только не... Для христианина ненормально то, что он не отделяет сферу просто естественного от сферы религиозного, вследствие чего к естественному, падшему по природе (и вдобавок приобретшему в наших условиях явные черты антиевангельской безнравственности) начинают относиться религиозно. От этого страдает подлинная религиозность, в головах и сердцах у людей всё путается, и они перестают быть христианами и становятся идолопоклонниками - вместо Христа поклоняются "Святой Руси" или там ещё чему. Вы скажете - "но почему вместо? что, разве нельзя и отечество любить, и Христу покланяться?" Говоря строго, нельзя, ибо Бог наш есть Бог ревнитель, Который заповедует любить Себя всем сердцем, всею душою, всем разумением, всею крепостию своею, не оставляя части чему-то другому. И апостолы заповедуют нам не любить мира, ни того, что в мире, ибо кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Говоря более развёрнуто, любовь к отечеству допускается в христианстве только и исключительно под тем условием, что она зиждется на любви к Богу и ближнему и является деятельным выражением этой любви. Здесь не имеется в виду любовь к родным местам, природе и языку; это - явления совсем другого порядка, естественные. Обычно под "любовью к отечеству" во всякого рода дискуссиях (типа той, которая была на РЧ) подразумевается не это естественное человеческое состояние, но главным образом всякое там величие, военные победы, атомная бомба, плеяда гениальных людей и проч. Это всё тоже далеко не безусловно для христианина, ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом. Когда отношение к отечеству гипертрофируется, когда любовь к нему выходит за пределы, с одной стороны, естественности с другой стороны, евангельской оценки и христианского нравственного долга, тогда наступает то, что несовместимо с христианством - истерическое кумирослужение, которое сегодня пропагандируется в обществе, и которое, к сожалению, проникает и в Церковь, не получая в ней должной оценки со стороны правильного церковного сознания." http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=3598&hl

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Ворон: osta пишет: Говоря более развёрнуто, любовь к отечеству допускается в христианстве только и исключительно под тем условием, что она зиждется на любви к Богу и ближнему и является деятельным выражением этой любви. Здесь не имеется в виду любовь к родным местам, природе и языку; это - явления совсем другого порядка, естественные. Обычно под "любовью к отечеству" во всякого рода дискуссиях (типа той, которая была на РЧ) подразумевается не это естественное человеческое состояние, но главным образом всякое там величие, военные победы, атомная бомба, плеяда гениальных людей и проч. А причём тут военные победы, атомная бомба и т.п.? Родина это, в-первую очередь, родная земля, на которой родился, рос, живёшь, в которой могилы предков, это народ, это родная история, язык и культура. Совокупность земли, этноса, истории и традиций и есть Родина, которую любят за то, что она просто существует, а величие, военные победы, национальные достижения и т.п. - вторично, поскольку это физическое воплощение любви к Родине. osta пишет: к людям, а не к абстрактным государственным институтам типа армии, правительства и проч. Богу - Божье, кесарю - кесарево. Лично я не вижу никакого взаимоисключения любви к Богу и любви к Отечеству.

Александр: Почему-то накануне соединения РПЦЗ и РПЦ все чаще появляются подобные статьи. Вот вам еще пример http://www.izvestia.ru/comment/article3100690/ По поводу содержания можно поспорить, но не хочется. Церковью принят документ Основы социальной концепции, в котором эти вопросы отражены. Документ очень разумный на мой взгляд. Который, мне думается, тоже стал одним из важных шагов по сближению точек зрения РПЦЗ и РПЦ. Поднимать снова вопрос патриотизма, говорить о пересмотре отношения к нему..... достаточно провокационно, особенно в свете воссоединения.

Юрий: osta пишет: Игумен Пётр Это кто такой? Конкретно: приход, епархия и национальность. А также вероисповедание: может он "просто христианин" по типу Свидетелей Иеговы (которые, кстати, категорически не приемлют любовь к нации и Родине). osta пишет: Итак, чтобы избежать этой ситуации "двух господ", необходимо включить любовь к отечеству, служение ему в контекст служения Богу. Каким образом? Исключительно одним. Любовь к Родине, патриотизм и проч. только тогда являются соответствующими Евангелию, когда служение Родине является исполнением по отношению к людям заповедей Христовых. Подчеркну - к людям, а не к абстрактным государственным институтам типа армии, правительства и проч. Национализм - любовь к своему НАРОДУ , лишь иногда он охватывает и любовь к своему государству, когда оно -мононационально. Так что национализм как таковой является прямым исполнением заповеди: "Возлюби ближнего как самого себя". Для националиста горесть Русского человека на Сахалине или в Чечне - как своя. osta пишет: Ветхий Завет, говоря об Израиле, всегда имеет в виду исключительно религиозный аспект: любить Израиль нужно только лишь потому, что он избран Богом, а не по иным причинам - культурным, социальным, общественным, политическим и т.п. Правильно: потому что для древних иудеев любовь к Отечеству была само собой разумеющимся делом. А тот, кто принял чужую веру, предавал народ. У евреев до сих пор практикуется убийство родственника, перешедшего в другую веру. Но и другие народы не вправе ли людить своих братьев по крови? Неужто мы любим своих родителей лишь за то, что они - Православные? А если бы они были у нас атеисты или язычники (как в первые века христианства)? Неужто мы с высоты своей праведности пренебрегли бы общением с ними? Так же и народ: любой Русский человек является родственником нам, поэтому мы должны не отвергать его из большой семьи Русских христиан и принять его в мировую Православную семью.


Юрий: osta пишет: Новый Завет вообще стоит в стороне этой проблематики, ибо он обращён к личности, к индивидуальности. По интенции Нового Завета, корень всякой деятельности - в личном исполнении заповедей Христовых; выходя из сердца, такая деятельность формирует ход вещей, через что благодатью Божией проникаются и общественные отношения. Что правда?! А как же национализм апостолов, которые сначала проповедовали в среде евреев - иудеев, а потом уже пошли к язычникам с учением о Спасителе? А как же апостол Павел с его словами, что он готов умереть, но чтобы народ его- евреи спаслись? Нормальное чувство человека, любящего свой народ. osta пишет: Нет учения о патриотизме и у Отцов Церкви, они все говорят о вселенской сущности Церкви и о личном нравственном труде, как условии общественного благобытия. Лишь в XIX веке у некоторых церковных писателей (свт. Филарет Московский, свт. Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадский и др.) в связи с начавшимися глобализационными процессами появилась, как противостояние им, патриотическая проповедь. Но это очевидно прикладной случай в Церкви. Спасибо этому "игумену Петру", что хоть не проигнорировал патриотическое наследие наших предков в Церкви. А национализм в христианстве был изначально, а у Русских - тоже. Как же патриотические сочинения церковных летописцев о Русской земле в начале монгольского нашествия: "Слово о погибели земли Русской", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Повесть о Евпатии Коловрате", бесчисленное множество житий Русских святых, погибших под ударами татар (Михаил Черниговский, Александр Невский и т.д.)?! Это что не в счет? А как же молитвы Сергия Радонежского за Русский народ и персонально за Дмитрия Донского в битве на поле Куликовом? А как же покаянные молитвы в период Смуты XVII века, спецмально составленные священноначалием? А как же молитвы Серафима Саровского в помощь Русскому народу от нашествия инородцев и иноверцев Наполеона I? Странная избирательность у этого "игумена Петра"...

Юрий: osta пишет: "Патриотическая самоценность" плоха тем, что она обостряет вопрос выбора. А выбирать-то сложно, поэтому многие предпочитают закрывать на эту проблему глаза. osta пишет: Для христианина ненормально то, что он не отделяет сферу просто естественного от сферы религиозного, вследствие чего к естественному, падшему по природе (и вдобавок приобретшему в наших условиях явные черты антиевангельской безнравственности) начинают относиться религиозно. От этого страдает подлинная религиозность, в головах и сердцах у людей всё путается, и они перестают быть христианами и становятся идолопоклонниками - вместо Христа поклоняются "Святой Руси" или там ещё чему. Если любовь к своим братьям по крови "игумен Петр" приравнивает к идолопоклонству, то можно провести печальные параллели с иконоборческой ересью. Некоторые тоже считают, что поклоняться иконам - идолопоклончество. А тут не иконы, а живой народ, которому никто и не поклоняется как Богу. Народ целиком, а каждый человек отдельно - образ Божий. И если националист не хочет, чтобы над этим образом надругались всякие картавые и курчавые ИЗВРАЩЕНЦЫ, то честь этому националисту и хвала. НАПОМИНАЮ: раньше на царство ПОМАЗЫВАЛИ, то есть Бог ставил наместника на земле, чтобы он управлял народом. ЦАРЯ помазывали как и ПАТРИАРХА. То есть искреннее и самоотверженное служение народу призначалось и сакральным служением. Это что, для равлекаловки что ли было?

Юрий: osta пишет: Вы скажете - "но почему вместо? что, разве нельзя и отечество любить, и Христу покланяться?" Говоря строго, нельзя, ибо Бог наш есть Бог ревнитель, Который заповедует любить Себя всем сердцем, всею душою, всем разумением, всею крепостию своею, не оставляя части чему-то другому. И апостолы заповедуют нам не любить мира, ни того, что в мире, ибо кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Многим из нас нравятся красивые пейзажи. Так вот: ЭТО ГРЕХ. Мы уменьшили свою любовь к Богу, т.к. полюбили и его творение. Надо расставлять приоритеты. Конечно, Бог на первом месте. Но нация - как наше семья, тоже не на последнем. osta пишет: Обычно под "любовью к отечеству" во всякого рода дискуссиях (типа той, которая была на РЧ) подразумевается не это естественное человеческое состояние, но главным образом всякое там величие, военные победы, атомная бомба, плеяда гениальных людей и проч. Это всё тоже далеко не безусловно для христианина, ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом. То есть гордиться своими великими соотечественниками, великими Русскими святыми, великими писателями и художниками, перед которыми преклоняется всё человечество - ТОЖЕ ГРЕХ. (Все, кто их чтит - попадут в ад). То есть надо ни к чему не стремиться. А Русским, вообще, желательно было бы остаться в своих снегах в XIV веке и не лезть, не лезть в мировую политику. А сербов и Русских в оккупации пускай убивают. А мы тут "спасаться" будем... ХЕ-ХЕ-ХЕ... А гордость за то, что САМАЯ БОЛЬШАЯ на планете страна - ПРАВОСЛАВНАЯ? Это ли не явная демонстрация БОЖЬЕЙ МОЩИ и покровительства Русскому народу за его преданность?

Юрий: osta пишет: Когда отношение к отечеству гипертрофируется, когда любовь к нему выходит за пределы, с одной стороны, естественности с другой стороны, евангельской оценки и христианского нравственного долга, тогда наступает то, что несовместимо с христианством - истерическое кумирослужение, которое сегодня пропагандируется в обществе, и которое, к сожалению, проникает и в Церковь, не получая в ней должной оценки со стороны правильного церковного сознания." А в Церковь всегда забредали разного рода "КОСМОПОЛИТЫ", котрые готовили место аНТИХРИСТУ с его всеобщим объединением народов в одну безликую массу. Бог дал каждому народу свой неповторимый образ, свои таланты, свои цели в истории. МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ. И это разнообразие надо сохранить, а не уничтожать под предлогом "гипертрофированной и мракобесной любви к нации". И эта любовь у Русских людей к своим братьям возрастает в Церкви. А если некоторые "игумены Петры" против любви к нации, а к Русскому народу в частности, то пусть попробуют понести миссионерский подвиг где-нибудь в Иране, а потом поймут: какая же это великая милость от Бога - иметь свой Православный народ.

Барышня: Я думаю, любовь и уважение к Родине так же естественна, как к матери, семье, жене, одноклассникам, соседям... Если Родину не делать идолом, то очень странно не уважать тех людей, с которыми живешь в одном географическом, информационном, культурном и всяком другом пространстве. Не стараться принятьучастие в налаживании нормальной совместной жизни. Не интересоватсья историей своей страны. А что это все если, не здоровый патриотизм? Я бы хотела быть патриоткой...

Nikolai III: Провокационная статейка...

osta: Юрий пишет: Спасибо этому "игумену Петру", Юрий пишет: Это кто такой? Конкретно: приход, епархия и национальность. А также вероисповедание: может он "просто христианин" по типу Свидетелей Иеговы (которые, кстати, категорически не приемлют любовь к нации и Родине). Игумен Петр (Мещеринов) более десяти лет является насельником Московского Данилова монастыря. В монастыре проходил самые разные послушания, от регента и уставщика, до помощника благочинного. В 1995 году назначен настоятелем подворья Данилова монастыря в Подмосковье и по сей день исполняет это послушание. Имеет музыкальное и духовное образование. С 1992 года активно занимается преподавательской и просветительской деятельностью. Читает курс лекций, выступает на различных семинарах, конференциях, образовательных чтениях. Имеет большой опыт преподавания основ православной веры и духовной жизни, и что особенно важно, имеет ценнейший опыт работы с молодёжной аудиторией, среди которой пользуется огромным авторитетом и уважением. На сегодняшний день игумен Пётр является заместителем руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи, а также руководителем школы молодёжного служения и отделения духовно-нравственного просвещения, входит в состав научно-экспертного совета цента. Автор статей и книг, посвящённых православному мировоззрению, духовному образованию, актуальным проблемам церковной и духовной жизни. С этими темами выступает на радио «Радонеж». Информация взята отсюда: http://www.cdrm.ru/CDRM1.2/Synergia/Igumen%20Petr.htm (Там же его фотографии с различных выступлений) От себя добавлю, епархия Московская, Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви. Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Вероисповедание игумена Петра- самое что ни на есть православное, все его мнения четко аргументированы ссылками на Евангелие и Святых Отцов. А вот цитаты Святых и богословов о приоритете небесного Отечества: Свт. Григорий Богослов: "Назовут убежавшим из отечества" ? Как низко думают о нас эти в подлинном смысле ругатели и ненавистники странных! Разве есть определенное местом отечеством у меня, для которого отечество везде и нигде? А ты разве не странник и не пришелец? Не хвалю твоей обители, если так думаешь; смотри, чтоб не лишиться тебе истинного отечества, в котором должно заготовлять себе жительство" Арх. Софроний (Сахаров): "Если вы Христа сведете до уровня национальности, то знайте, что вы во тьме" Прот. Георгий Флоровский: "В "мире сем" христиане оставались странниками и скитальцами, ибо их истинное "гражданство", πολιτευμα, " на небесах (Флп. 3:20)" Константин Леонтьев: "Если бы мне категорически объявлено свыше, иерархически объявлено, что вне римской церкви нет мне спасения за гробом, - и что для этого спасения я должен отречься и от русской национальности моей (которая так мне драгоценна), то я бы отрекся от нее не колеблясь, как отрекались первые христиане и от узкой иудейской народности, и от слишком широкой римской государственности (там где она посягала на их внутренний мир)" А еще вот слова предположительно св. Иустина Мученика из "Послания к Диогнету"(предположительно автор послания он): "Живут они(христиане) в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество " чужая страна" Взято отсюда: http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?t=4862

Александр: Честно говоря, я не вижу в приведенных цитатах вывода о негативном отношении христианства к патриотизму. Да и стоило бы посмотреть в контексте чего были произнесены эти слова. Возможно, некотррые из них имели отношение ко временам гонений на христиан, тогда все становится на свои места. С мнением Константина Леонтьева невозможно не согласиться, никто и не говорит о смене приоритетов. Мы, я так понимаю, говорим о здоровом патриотизме, поэтому и нет речи о том, что национальность заслоняет собой Христа. А вообще, мне вспоминается всем известный памятник в Волгограде (бывший Царицын) - "Родина Мать". А еще русские говорили "Матушка Русь".

AleBuAle: Юрий пишет: А если некоторые "игумены Петры" против любви к нации, а к Русскому народу в частности, то пусть попробуют понести миссионерский подвиг где-нибудь в Иране, а потом поймут: какая же это великая милость от Бога - иметь свой Православный народ. Брат, следи за своими словами. Ты можешь не соглашаться с позицией, однако не переходи рамки. Юрий пишет: НАПОМИНАЮ: раньше на царство ПОМАЗЫВАЛИ, то есть Бог ставил наместника на земле, чтобы он управлял народом. ЦАРЯ помазывали как и ПАТРИАРХА. То есть искреннее и самоотверженное служение народу призначалось и сакральным служением. Это что, для равлекаловки что ли было? Ну, это уже перебор - помазание Патриарха и царя совсем не одно и то же. В "помазании" царя ничего сакрального нет. С этой позиции служение царя и, допустим, президента одинаковы по своей "сакральности".

Юрий: AleBuAle пишет: Ну, это уже перебор - помазание Патриарха и царя совсем не одно и то же. В "помазании" царя ничего сакрального нет. Помазание патриарха и царя - это, конечно, не одно и то же. Но данный обряд показывал народу, что власть монарха - от Бога. А монарх служит народу НАРАВНЕ с патриархом. Патриарх - духовный пастырь, а монарх - мирской. В Империи Ромеев служение царя был поистине сакральным. Он был защитником и блюстителем ВЕРЫ. Да и во всем мире монарх почитался как послание от Бога. AleBuAle пишет: С этой позиции служение царя и, допустим, президента одинаковы по своей "сакральности". А где-то в мире есть такое, чтобы ПРЕЗИДЕНТА ПОМАЗЫВАЛИ на правление государством? Есть благословения на это дело. Но у нас в России с момента свержения ПОМАЗАННИКА БОЖЬЕГО помазания президента на "царствование" не производится. Это еще один факт, подтверждающий, что: народ гордый хочет демократии, он думает, что умнее Господа и сам лучше разбирается в своей судьбе; а народ ПРАВОСЛАВНЫЙ полностью смиряется перед Богом и молит его о ниспослании сильного царя - защитника ВЕРЫ. Вот так-то.

Леонид Рамзаев: Юрий получает замечание за выпады в адрес игумена Петра, взятие его имени в кавычки и неуважительный тон Внимание всех участников форума, неуважительное отношение друг к другу карается замечаниями, три замечания = бан на неделю

AleBuAle: Юрий пишет: Но у нас в России с момента свержения ПОМАЗАННИКА БОЖЬЕГО помазания президента на "царствование" не производится. Ты что-то путаешь. Помазанники Божии были во времена Ветхого Завета, после эпохи Судей. В Новом Завете "нет власти не от Бога" - будь она хоть царская, хоть президентская, хоть какая. Сам обряд помазания царя на царство имеет абсолютно другое значение, чем то, что было во времена Давида. Это просто своеобразная форма благословления, не более того. Непонятно, как ты можешь измерить служения патриарха и царя - равны они или нет, ведь совершенно разные вещи. Кстати, первым нашим царём-помазанником был никто иной, как Иван Грозный, широко известный своими зверствами. Патриарха, который НАРАВНЕ с ним служил народу, задушили по его приказу, так как он противился беззакониям, совершамемым царём-извергом.

Александр: Опять штампы...изверг, зверства. Грозный давно стал вроде пугала, который намертво вдалбливают в мозги иностранцев дабы показать особую дикость и кровожадность русского народа. Таких пугалок немало. Тот же ПОГРОМ, который так и вошел в другие языки именно этим словом дабы подчеркнуть именно русское происхождение событий, понимаемых под погромом. Ну ладно они..чего от них ждать, им был, есть и будет в дальнейшем нужен такой образ России. Но мы то русские, слава Богу, умеем читать, книжки можем покупать, в интернет выходить. По Грозному книг полно, читай не хочу. Никто не требует сразу бежать в ряды сторонников прославления Иоанна Грозного в лике святых. Но понять, что все-таки личность это гораздо сложней,многогранней, чем это стараются представить, все-таки можно. Что ж у нас за страсть то такая - с такой охотой верить в самое худшее и словно даже бояться пытаться разобраться.

osta: Юрий пишет: В Империи Ромеев служение царя был поистине сакральным. Он был защитником и блюстителем ВЕРЫ. Да и во всем мире монарх почитался как послание от Бога. То-то римские императоры казнили и мучали христиан. Видимо, в силу истинной языческой сакральности их служения.....

AleBuAle: Александр пишет: Опять штампы...изверг, зверства. Грозный давно стал вроде пугала, который намертво вдалбливают в мозги иностранцев дабы показать особую дикость и кровожадность русского народа. Таких пугалок немало. Тот же ПОГРОМ, который так и вошел в другие языки именно этим словом дабы подчеркнуть именно русское происхождение событий, понимаемых под погромом. Эти сведения я почерпнул, в том числе и из лекций Отдел религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии Русской Православной Церкви Петрушко Владислав Игоревич История Русской Православной Церкви Лекции, прочитанные студентам ДВГУ в 2003 г. Мне кажется единственный штамп, который присутствует - это то, что кто-то "пытается очернить мозги иностранцев". Для меня эта идея полный абсудр, да, я думаю, и для любого, кто хоть немного знает историю. У всех народов были свои цари(князья/императоры)-изверги, что в Англии, что в Италии, Франции - да где угодно. И что самое забавное, никто этого не скрывает, хотя по идеи, должны были бы кричать - у нас были только хорошие, это у русских изверги! Нет, совсем наоборот, пишут научные работы, снимают фильмы - и без всяких прикрас. Все понимают - у истории надо учиться... Русские националисты, надеюсь, тоже это понимают :)

Ворон: AleBuAle пишет: всех народов были свои цари(князья/императоры)-изверги, что в Англии, что в Италии, Франции - да где угодно. И что самое забавное, никто этого не скрывает, хотя по идеи, должны были бы кричать - у нас были только хорошие, это у русских изверги! Если сравнивать Иоана Грозного с его властьпредержащими современниками, то его следовало бы называть не "Грозным", а "Добрым" :)))) Мы же берёмся судить об истории со своих современных позициях, а не с позиций того времени и тех нравов, предшествовавший "семибоярщины" и боярских заговоров. Во всяком случае, об Иване IV действительно было сочинено очень много лжи.

Александр: AleBuAle пишет: Эти сведения я почерпнул, в том числе и из лекций Отдел религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии Русской Православной Церкви Петрушко Владислав Игоревич История Русской Православной Церкви Лекции, прочитанные студентам ДВГУ в 2003 г. В настоящее время меня пугает именно ситуация, при которой происходит какая-то группировка людей по отношению к каким либо личностям и событиям. Мне это непонятно. Да, есть те историки и сторонники их взглядов, которые доказывают, что Грозный - маньяк и садист. Есть другая крайность - что совершенно не запятнал себя никакими ошибками. И вот начинают друг в друга камешки бросать. Мне это непонятно. Потому как есть работы, в которых пытаются разобраться. Это дело историков - пусть дисскутируют, разбираются, доказывают и так далее. Если кто-то уже считает, что все ясно и понятно...ну что ж....его право AleBuAle пишет: Мне кажется единственный штамп, который присутствует - это то, что кто-то "пытается очернить мозги иностранцев". Не совсем понял, что имеется ввиду. Но если речь идёт об объективном освящении русской истории на западе, то это далеко не так. AleBuAle пишет: У всех народов были свои цари(князья/императоры)-изверги, что в Англии, что в Италии, Франции - да где угодно. И что самое забавное, никто этого не скрывает, хотя по идеи, должны были бы кричать - у нас были только хорошие, это у русских изверги! Нет, совсем наоборот, пишут научные работы, снимают фильмы - и без всяких прикрас. Я говорил о необъективности западных историков по отношению к нашей истории. Я не хочу сказать, что там нет честных историков. Я говорю о тех историках, которые формируют мнение западных обывателей о России через школьные предметы, СМИ и так далее. И это не только "там", наши бывшие республики в этом отошении ничуть не лучше. Я сейчас не поленюсь и ниже опубликую не очень старую статью из АиФ, посмейтесь Что касается смакования западными сценаристами ужасов инквизиции, то, возможно это просто форма борьбы с католичеством. На эту тему у того же Кураева есть интересные мысли. AleBuAle пишет: Все понимают - у истории надо учиться... Русские националисты, надеюсь, тоже это понимают :) Ну, за всех говорить не могу. Дураков везде хватает. А так.... история и нужно знать в том числе для того, чтобы ошибок не допускать. Здоровый национализм об этом и говорит ЗЫ. Вот эта статья http://www.aif.ru/online/aif/1243/14_01 Реккомендую всем ознакомиться. И посмеяться можно (правда сквозь слезы), и от тараканов избавиться (у кого есть)

Александр: Напомню, что Грозным народ прозвал еще Василия III. На западе слово грозный переводится как ужасный. Может быть для них разницы между этими двумя словами нет, но для всех, знающих русский язык, разница очевидна. Я надеюсь

Юрий: Леонид Рамзаев пишет: Юрий получает замечание за выпады в адрес игумена Петра, взятие его имени в кавычки и неуважительный тон Спасибо БОЛЬШОЕ. "А все-таки она вертится".

Nikolai III: "Ну что Вы разве могут доблестные и добрые наши соседи врать, ведь им все-таки виднее, что же мы делали и с какой целью и вообще пора все русские учебники сжечь и всех учить по украинским, а то появляются на свет всякие там националисты, которые смеют любить свою родину и отстаивать ее честь." Надоедает смотреть как некоторых бросает из огня да в полымя, а как про алкоголь речь заходит, так сразу золотая середина откуда ни возьмися появляется. Как говорил свт. Филарет Московский: "Тот лучший слуга царев и надежнейший защитник Отечества, кто в верном Богу сердце, в чистой совести носит верную надежду Отечества небесного". А вы говорите, что для патриотов Бог не главное, а если не главное, то какой он патриот, так одно название.

Юрий: AleBuAle пишет: Ты что-то путаешь. Помазанники Божии были во времена Ветхого Завета, после эпохи Судей. В Новом Завете "нет власти не от Бога" - будь она хоть царская, хоть президентская, хоть какая. Вообще-то, пишется, что любая власть от Бога правильно. Всякая власть попускается Богом народу либо за ГРЕХИ, либо за добродетели. Но не факт, что надо потакать греховной власти. osta пишет: То-то римские императоры казнили и мучали христиан. Видимо, в силу истинной языческой сакральности их служения..... Я имел ввиду служение византийского императора Юстиниана I, строителя храма св. Софии. Многие другие тоже много чего хорошего сделали.

AleBuAle: Юрий пишет: Но не факт, что надо потакать греховной власти. Насколько я понял, с терминами "помазание" и "помазанник" мы уже разобрались? Александр пишет: Напомню, что Грозным народ прозвал еще Василия III. Неудивительно, если вспомнить его правление. Конечно, не Иван Грозный, но всё же...

Александр: AleBuAle пишет: Неудивительно, если вспомнить его правление. Конечно, не Иван Грозный, но всё же... Мдя, придется к словарю Даля обратиться: «напр. о царях: мужественный, величественный, повелительный идержащий врагов в страхе, а народ в повиновении.»

Юрий: AleBuAle пишет: Насколько я понял, с терминами "помазание" и "помазанник" мы уже разобрались? Что ты хочешь сказать? AleBuAle пишет: В Новом Завете "нет власти не от Бога" - будь она хоть царская, хоть президентская, хоть какая. Кстати, в Ветхом Завете тоже не было власти "не от Бога". Везде писалось, что БОГ давал власть врагам Израиля бить его за его же грехи. Такая же ситуация и сейчас. Мы страдаем от богоборческой власти за грехи наших предков и свои собственные. В чем разница?

Ворон: Александр пишет: Мдя, придется к словарю Даля обратиться: «напр. о царях: мужественный, величественный, повелительный идержащий врагов в страхе, а народ в повиновении.» Да, я тоже где-то встречал мнение, что прозвище Грозный означало то, что он держал в страхе врагов, а не в значении ужасный или жестокий. Ведь именно при нём пала Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, была взята крепость Орешек (ныне Нарва), а казнено людей за всё правление меньше (информация о количестве казнённых есть в госархиве) чем при любом из его же царственных европейских современников. И где же здесь тогда этот пресловутый "ужас"? Ужас здесь только для врагов Русского царства.

Александр: Ворон пишет: И где же здесь тогда этот пресловутый "ужас"? Ужас здесь только для врагов Русского царства. Да вот запад то я могу понять, ждать от них объективности - дело безнадежное. А у нас...ну что же...наследие советских учебников истории. А иногда просто непонятное мне упорство ))

Юрий: ДРУЗЬЯ! Я выложил выдержки из Основ Соц. Концепции РПЦ на "Проблемы воцерковления". Чтоб вам не лазить, вот еще: II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: "Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу" (Ин. 4. 21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: "Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев" (Ин. 4. 22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф. 22. 16-21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он - "Еврей от Евреев" (Фил. 3. 5), а по гражданству - римлянин (Деян. 22. 25-29). Культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церковном творчестве, в особенностях христианского жизнеустроения. Все это создает национальную христианскую культуру. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, многие прославились любовью к своему земному отечеству и преданностью ему. Русские агиографические источники восхваляют святого благоверного князя Михаила Тверского, который "положил душу свою за свое отечество", сравнивая его подвиг с мученическим подвигом святого великомученика Димитрия Солунского, "благаго отечестволюбца... рекша про отчину свою Селунь град: Господи, аще погубиши град сей, то и аз с ними погибну, аще ли спасеши и, то и аз спасен буду". Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность. Церковь Русская многажды благословляла народ на участие в освободительной войне. Так, в 1380 году преподобный Сергий, игумен и чудотворец Радонежский, благословил русское войско во главе со святым благоверным князем Димитрием Донским на битву с татаро-монгольскими завоевателями. В 1612 году святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами. В 1813 году, во время войны с французскими захватчиками, святитель Московский Филарет говорил своей пастве: "Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество - ты примешь жизнь и венец на небе". Святой праведный Иоанн Кронштадтский так писал о любви к земному отечеству: "Люби отечество земное... оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное... то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества". II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры - православный народ. II.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания. Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.



полная версия страницы