Форум » Священное Писание » Про ангелов-хранителей » Ответить

Про ангелов-хранителей

osta: Тут у нас на евангельской группе зашел разговор про ангелов и ангелов-хранителей. Было много вопросов и недоумений, в частности, когда ангел-хранитель дается человеку: при крещении или при рождении и др. Я нашла в сети неплохую подборку. Выкладываю для всех интересующихся темой. ;-) [quote]Предлагаю интересующимся необходимую и достаточную информацию об Ангелах и Ангелах Хранителях. Данный материал представлен в современной многотомной Православной Энциклопедии. -------------------------------------------------------------------------- АНГЕЛ [ греч. ? вестник], в Свящ. Писании употребляется в различных значениях. В узком смысле используется для названия сотворенных Богом личных духовных существ, одна часть к-рых служит Богу, возвещает людям Его волю и исполняет Его веления, а др.? отпав от Бога, превратилась в Его врагов. Словом ?ангелы? называется также последний (девятый) чин небесной иерархии «Ареопагитик». В широком смысле это слово употребляется по отношению к различным посланникам (вестникам) Божиим. А. именуется в Лк 7. 27 Иоанн Креститель, о нем же, как считают, напр., блж. Иероним, св. Ири-ней (Adv. Haer. III 11. 4), Тертуллиан (Adv. lud. 9; cf. Adv. Marcion. 4. 18), идет речь в Мал 3. 1; св. Климент Римский толкует Мал 3.1-2 как обетование Второго пришествия Христа (Ер. I 23), св. Кирилл Иерусалимский понимает этот текст как относящийся к обоим пришествиям Господа Иисуса Христа (Catech. XV 2). А. (в рус. пер.? вестниками) именуются пророки (Агг 1. 13) и даже Сам Бог как ?Вестник? Своей воли (Быт 31.11-13). В греч. тексте НЗ А. (в рус. пер.? посланными) названы ученики Иоанна Предтечи (Лк 7.24), апостолы (вестники ? Лк 9. 52), Предстоятели Церквей (Откр 1.20). М. С. Иванов АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ, наименование относится к ангелам, к-рые в вещественном мире исполняют определенные виды служения. Одни из них, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина, ?оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как поведено им Творцом?. ?Сии умы,? пишет свт. Григорий Богослов,? прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...?. В Книге пророка Даниила такие ангелы названы ?князьями? (т. е. правителями) иудейского, греч. и персид. царств (10. 13-21). Однако ангелы, как свидетельствует Свящ. Писание, управляли и др. царствами и народами. ?И фараону ангелом, поставленным над египтянами,? читаем в «Ареопаттиках»,? и царю Вавилонскому своим ангелом в видениях было возвещено о промысле и власти Управляющего всем и над всем Господствующего?. Нек-рые отцы Церкви (святители Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Амвросий Ме-диоланский и др.) утверждали, что А.-х. имеет каждая христ. Церковь. ?Вас печалит,? обращается свт. Василии Великий к пресвитерам Никопольской Церкви,? что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ? ангел ? блюститель Церкви? (Ер. 230). Наконец, А.-х. может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, ?ополчается вокруг боящихся Его (Господа.? М. И.) и избавляет их? (Пс 33. 8). А.-х. имели ветхозаветные праведники (Быт 48. 16). В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая быть ?как дети? (Мф 18. 3), указывал, что благодаря детской чистоте и непорочности ангелы их всегда пребывают с ними и ?на небесах всегда видят лицо Отца... Небесного? (Мф 18.10). Вера в существование А.-х. в христ. Церкви получила широкое распространение уже в апостольские времена, о чем свидетельствует чудесный случай освобождения ап. Петра из темницы (Деян 12. 7-17). Люди, находившиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка, не поверили служанке, утверждавшей, что ап. Петр освобожден и стоит у двери дома, и полагали, что это был А.-х. апостола (Деян 12. 15). А.-х. не оставляют верных Богу, ?и распоряжаются нашими делами, и помогают нам? {loan. Dama.sc. De fide orth. II 3) не только в течение земной жизни, но и в минуты смерти и после нее. ?Всегда содержи в уме своем мысль о смерти,? пишет при. Феодор Студит,? размышляй о самом разлучении души от тела,? разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела? (Ер. 482). После разлучения с телом душа, по замечанию свт. Кирилла Александрийского, ?будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту... встретит различные мытарства, кои будут преграждать ей путь в Царствие...? (Horn. div. 14). Лит.: Алексий [Ржанщын], архим. Об ангелах-хранителях // НрТСО. 1849. ? 8. См. также лит-ру к ст. ?Ангелология?. Иконография. Изображения А.-х. с соответствующей надписью появились в рус. иконописи в кон. XVI в.. напр, на иконе письма Назария Савина, кон. XVI - нач. XVII в. В подробных текстах, заимствованных из ?Слова от видения ап. Павла?, на образе ?Ангел-хранитель с деяниями?, 3-я четв. XVII в., со сложной иконографической программой, указаны атрибуты А.-х.: ?Носит Ангел Господень крестное ограждение, меч, душевное соблюдение, врагу оскудение...? (Уваров. С. 131); в одном из сюжетов он крестом осеняет человека, а мечом отгоняет беса. Образ А.-х. получил распространение во 2-й пол. XVII в.. вероятно под влиянием западноевроп. художественной традиции (Тарасов. С. 390). Обычно он представлен стоящим на облаке, в зеленом хитоне и киноварном гиматии или в белом одеянии, с крестом в правой руке и мечом в левой: на московской иконе сер. XVII в. (ГТГ): в росписях ц. Воскресения Христова в Ростове, ок. 1675 г.,? с благословляющей десницей; на паперти Троицкого собора Ипатиева моп-ря, 1684 г. (артель костромичей Г. Никитина, С. Савина); на иконе ?Спас Вседержитель? Г. Никитина (?). ок. 1680 г. (алтарь ц. Воскресения на Дебре в Костроме),? в молении Иисусу Христу, со скрещенными на груди руками, вместе с вмч. Феодором Стратилатом; на юж. двери иконостаса ц. Воскресения в Кадашах в Москве, выполненной в кон. 80-х ? нач. 90-х гг. XVII в. иконописцем Оружейной палаты П. Ф. Бил и иди и ым (в наст, время в музее-усадьбе Останкино в Москве), с надписью: ?Агг[е]лъ хранитель с[вя|т[о|го жертвенника?; на прориси с образа XVII в. из Сийского иконописного подлинника ? в правой руке А.-х., обнимающего древо креста, трость и копне, вверху в медальоне ? оплечный образ Христа Эммануила, внизу подпись: ?Агг[е|ль Хр[и]стов, живот мои соблюдай во страсъ Х[рист]а Б[о]га ii[a]inero>> (Кондаков. Ил. 72). В XVIII и особенно в XIX в. встречаются единоличные изображения А.-х. (напр., на прориси с иконы кон. XIX в. (ИРЛИ. ИД) ? на его груди медальон с образом Младенца Христа), но наиболее часто образ А.-х. присутствует на ?семейных? иконах нередко старообрядческого происхождения, в центре группы святых, соименных заказчикам, где выступает покровителем и хранителем семьи: ?Ангел-хранитель и избранные святые? 1829 г. Нередко А.-х. представлен с почитаемыми снятыми, как в меднолитом трехстворчатом складне ?Деисус с избранными снятыми?, 1721 г.; на иконе ?Ангел-хранитель, мученики Флор и Лавр?, коп. XIX в.; на полях икон, напротив патронального святого: ?Мученики Гурий, Самой и Авив?. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=810&hl=ангел-хранитель [quote]Quote(Евгений. @ 8.02.2007 - 23:53) Мы верим, что от купели к нам приставлен от Бога св.Ангел. Верим, т.к. учит св. Церковь. Прошу объяснить на чем стоит данная уверенность? Мне бы конкретную ссылку: (где-то в Библии написано или кое-нибудь откровение кому-нибудь было? что есть у Отцов на этот счет?)[/quote] Дело в том, что мнения верующих разделяются. Одни говорят и проповедуют, что Ангел Хранитель дается каждому при рождении. Другие - что при крещении. Данная уверенность не имеет того основания которое Вы хотите. Просто она никак не противоречит сути христианства и, в силу этого, этот вопрос не принципиален. Тут дело не в ссылках, а в сути. Через Крещение, прежде всего, человек входит в лоно Церкви и становится христианином. Что же касается ангелов - это не суть. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=3659&hl=ангел-хранитель [quote]QUOTE(mila @ 19.02.2005 - 11:58) Во всех молитвословах есть канон и молитвы Ангелу-Хранителю.Существует ли в Православии учение об этом Ангеле? [/quote] Здравствуйте! Я никогда и нигде не встречал учения об этом ангеле. Есть, например учение Дионисия (Псевдодионисия) Ареопагита об ангельской иерархии. Но это его мнение по этому вопросу, растиражированное в учебниках. Оно конечно правдоподобно, но утверждать (как многие делают), что это учение Церкви - нет необходимости. Молитвенное творчество не всегда догматически выверено. Строить учение на на поэзии неблагодарно. В силу этого можно утверждать вот что: 1. Ангел хранитель есть!!! 2. Он на 100% есть у каждого христианина. Мне ближе точка зрения, что у каждого человека!!! 3. Из библейского повествования можно сделать вывод, что Господь дает Ангелов-хранителей и народам, и даже может давать некоторым обществам. Большего Вы на серьезном уровне не узнаете. Спасибо. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=727&hl=ангел-хранитель [/quote]

Ответов - 37, стр: 1 2 All

Ольга: Тоша пишет: У меня, читая отзывы , сложилось впечатление. Что рассказ о том, как люди вопреки всему остались живы;- что-то неприличное. Что является вполне естественной реакцией (в случае неполучения поддержки)... Я лично высказалась лишь для того, чтобы промысел Божий, видимый в любой человеческой жизни, не превращать в длинную череду повествований, а то тут у нас редакция "ЗОЖ" откроется. Не об ангелах речь пошла, вот и всё. Тоша пишет: Я конечно понимаю ,что понятие о чуде достаточно дискридитировано одноименной газетой и экзальтироваными личностями, но не до такой-же степени!? Да вы, сударь, растете не по дням, а по часам - это вам уже не "молоч глотать" и с "дивана шлепаться". Чему и рада

Тоша: Ольга ,сударыня.! Имею Честь спросить Вас! Читали ли вы свтт. Феофана Затворника; Игнатия Брянчанинова? Почитайте. Внимательные к Промыслу никогда не останутся как минимум без утешения, а вы почему-то стесняетесь, и говорите, что лишь в "Благовесте "про такое пишут. Просто в таком случае все патерики,отечники, прп. Иоанна Кассиана прп. Иоанна Мосха ,надо на аутодафе отправить

Ольга: Обязательно просвещусь, сударь, тем более, что мне этого явно не хватает! (боюсь, что этого я врядли стеснясь, хотя вроде должна бы) Можно даже мне этим попенять Но это уже тогда лично, не будем оффтопить - администраторы нас поругают и будут правы Да и всё-таки, не нашла где я сказала что-либо о "Благовесте" и ещё раз напомню, что тема сия не о Промысле, хотя может я что-то пропустила.


Тоша:

Алексей25: osta

osta: Имхо, в тему и познавательно. Крещение и ангелы-хранители Священник Сергий Лепин "Чин Крещения в современном его виде содержит в себе призыв к Богу: "сопрязи животу его (это о крещаемом) ангела светла, избавляюща от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, от мечтаний лукавых" (молитва Четвертая запретительная в Оглашении), однако из этого не следует, что ангелы-хранители есть только у крещеных людей. Ангелы охраняли людей еще в Ветхом Завете и до него. Ангелы соучаствуют в охране всего мира - поскольку Бог любит и заботится обо всех. Иначе весь мир в одночасье был бы уничтожен. Да и в Новозаветной Церкви чин оглашения совершался, а иногда и совершается, задолго до самого Крещения. В крещении люди не получают никаких видимых "охранительных" преимуществ по сравнению с некрещеными: так же болеют, страдают, гибнут. Да и несмотря на наши просьбы об "ангеле светлом", в жизни все равно может случится что угодно: и встреча с лукавым, и мечтания лживые… Крестить ребенка для того, чтоб у него появился ангел-хранитель - такая же глупость, как покупать телевизор для того, чтоб в коробку от него складывать вещи. Крещение имеет другие цели и задачи, хотя, бесспорно, мы молимся, чтоб все другое приложилось. Ошибочно полагать, что в Крещении мы получаем такие имена как Василий, Федор, Иоанн, Татьяна… Такие имена даются не в крещении, а в "Молитве, во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего", которая читается до Крещения. В Крещении нам дается Имя Христово - "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12)". Эта идея отчетливо выражена в "Молитве жене родильнице по четыредесяти днех", где священник просит Бога-Вседержителя, чтоб Он ребенка сопричислил вместе с восприемниками и родителями к "святому стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего". Не случайно многие из первомученников, будучи приведенными на суд, на вопрос "Как тебя зовут?" с достоинством отвечали: "Христианин!". Называть своего небесного соименника покровителем в личном, собственническом смысле - неверно. Я не думаю, что святитель Николай покровительствует моему соседу Николаю не так, как мне, только потому, что я Сергий, а не Николай… Далеко не во всех поместных Церквах принято называть детей именами из святцев. Русская Церковь же, настаивая на сем обычае, усердно обращает наше внимание и на пример житий святых и на идею тесной связи, которая существует между Церковью земной, сражающейся, и Церковью небесной, торжествующей. Иногда, кстати, под днем Ангела понимают и день крещения, и день святого храма (последнее особо распространено в селах Западной Беларуси и называется "фэстом" или "зходам"). Есть и такие народы, которые знают о дате своего крещения и свято чтут ее. Сама идея празднования народного крещения вложена (и достаточно выразительно) в чествование святых равноапостольных (святые Ольга, Владимир, Нина…). У меня есть двое знакомых, которые, обратившись ко Христу в зрелом возрасте (один из иудеев), внимательно чтут дни своего крещения. И у меня есть один друг иеромонах, который празднует два дня ангела. Почему бы нет, если есть повод? :))) Несмотря на то, что день памяти святого, имя которого носит христианин, принято называть днем Ангела, не стоит думать, что у ангелов человеческие имена, или что ангелы и святые суть одно. Никакой "реальной" привязки ангела-хранителя к дню Ангела действительно нет (исключение - когда речь идет об имени ангела: Михаил, Гавриил…). Формально слововосочетание "день Ангела" пусто, а тот смысл, который мы в нем подразумеваем, конвенционален, заранее оговорен определением." http://kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1874/

BrainStorm: osta



полная версия страницы