Форум » Священное Писание » К дискуссии о месте Писания в жизни православного христианина » Ответить

К дискуссии о месте Писания в жизни православного христианина

AleBuAle: Недавно у нас состоялась интересная дискуссия с Аней Рамзаевой (Барышней) на тему необходимости изучения Слова Божия для каждого христианина. Помимо своего мнения на этот счёт, я хотел бы привести мнение свят. Феофана Затворника - у него есть очень хорошая проповедь на тему Слова Божия, последнюю часть из которой привожу ниже: [more]... Не бывает ли так, что, когда идет речь о книгах досточестных, мы перечислим их десятки и сотни, а слово Божие на ум не придет? Но сему не надлежит быть, если точно оно для нас — и свет, и твердыня, и пристанище. Был же человек, который на вопрос: «Какая первая на свете книга?» — отвечал: «Библия».— «А вторая?» «Библия». - «А третья?» — «Библия». — «Четвертая?» — «Библия».— «Да будет ли конец?» — спросил тот. «От меня не дождешь конца, - отвечал он, - ибо, помянув о Библии, содержащей неложное слово Бога моего, я не знаю, каким числом означить расстояние от нее самых лучших книг человеческих». Вот это значило, что он вкусил доброго глагола Божия и ощутил силу его. Если в нас не оказывается первое, не лучше ли не хвалиться нам и последним? Не бывает ли так, что, когда нужно подтвердить мысль свою свидетельством других, иной целые страницы прочитает из писаний человеческих, а из слова Божия текста небольшого не скажет, как следует. Можно ли сего ожидать от того, для кого слово Божие точно есть «свидетельство Господне верно» (Пс.18,8), есть «светильник ногама... и свет стезям» (Пс.118,105)? Не бывает ли так, что иной книгу за книгой покупает, — уж много накупил и еще о многих замышляет, — а приобресть Книгу книг ему на ум еще не пришло. Следовало ли бы сему быть, если б для его ума и сердца Божественное Писание точно было «богодухновенно и полезно ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован» (2Тим.3,16-17). И что далеко ходить. Если б теперь прошел здесь кто по всем рядам нашим и спросил каждого по совести, читал ли что из слова Божия и знает ли что? Что, думаете, оказалось бы? Даруй, Господи, чтоб оказалось что-либо утешительное. Но между тем нельзя не припомнить, как многие отговариваются от чтения слова Божия таким ответом: «Разве я духовный, разве я монах или монахиня?» Как будто этим одним и надо знать истину Божию и поучаться в ней во спасение?! А то и хуже этого услышишь. «Боюсь, — говорит, — читать Библию: с ума сойдешь». Свидетельство Господне и младенцев умудряет, как уверяет пророк Давид, - а они с ума боятся сойти! С ума-то сошедшими надо считать тех, кои отвращаются от слова Божия и не знают содержащихся в нем спасительных истин. Когда приведешь на память такие и подобные случаи, невольно придешь к недоуметельному вопросу: точно ли все у нас относятся к слову Божию как следует? Конечно, на этом основании заподозрить веру в Божественность Писания, может быть, будет много. Но всяко очень непонятно повсюдное почти невнимание к нему и неведение его. Се, пред нами кладязь чистой истины. Мы видим его и истаеваем жаждою от иссушения гортани ума человеческими лжами. Премудрость сама уготовила нам обильную трапезу и всех с высоким проповеданием приглашает, чтоб приходили, вкушали и брали бесплатно все предлагаемое. Мы знаем это и голодаем. С чем это сообразно? И добро бы это обходилось нам — даром. Нет. Отчего иные бывают так шатки в истине и нетверды в добре? Преимущественно от незнания слова Божия. Касается сознания нашего ложь или соблазн. Не имея, что противопоставить им внутри же себя, мы терпим поражение и падаем. Того, кто знает слово Божие, не скоро совратит с пути ложь, не скоро увлечет на распутия греха прелесть страсти. Как иные мягкие и удоборазлагаемые тела, принимая в себя твердые – каменистые частицы, сами делаются твердыми, окаменевают и становятся недоступными повреждению и разложению, так душа, словом Божиим напитавшаяся и проникшаяся, затвердевает в истине и добрых расположениях так, что делается безопасною от приражений лжи и греха. Слово Божие, исшедшее из недр Божества, само обладает Божественными свойствами и, проникая приемлющую его душу, — и ей сообщает сии свойства. Свет есть Бог, — и слово Божие есть светоносно, — и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною. Бог неизменен,— непреложно и слово Божие, — и душа, препоясавшая им чресла помышлений своих, бывает твердою и непоступною. Бог есть самая Жизнь, — и слово Божие живоносно,— и душа, приявшая его и напитанная им, имеет живот в себе и источает его из себя. Хоть бы этими великими благами духовными расположить нам себя к чтению и изучению слова Божия. Порадуем, братие, таким расположением Господа, попечительно снабдившего нас словом Своим. Возжжем в сердце своем светильник любви к Нему и потом постоянно будем поддерживать горение его постоянным чтением и размышлением, как бы подливанием елея в лампаду. Сему светильнику «внимающе, якоже светилу сияющу в темнем месте» — мы достигнем и того, что наконец «день озарит, и денница возсияет в сердцах наших» (2Пет.1.19), и мы будем ходить тогда как при свете дня, вне всякой опасности поткнуться (Ин.11,9). Послушаемся увещаний Премудрого от лица премудрости, являвшей себя в слове Божием. «Сыне, аще приим глагол моея заповеди, скрывши в себе: послушает премудрости твое ухо, и приложиши сердце твое к разуму... Взыщи его яко сребра, и якоже сокровища испытай его. Тог да уразумевши правду и суд, и исправиши вся стези благая. Аще бо приидет премудрость в твою мысль... совет добр сохранит тя, помышление же преподобное соблюдет тя: да избавит тя от пути злаго и от мужа, глаголюща ничтоже верно. Сыне, моих законов не забывай, глаголы же моя да соблюдает твое сердце: долготу бо жития, и лета жизни,и мир приложат тебе... Да ходиши наделся в мире во всех путех твоих, нога же твоя не поткнется. Аще бо сядеши, безбоязнен будеши, аще же поспиши, сладостно поспиши: и не убоишися страха нашедшаго... Господь бо будет на всех путех твоих, и утвердит ногу твою, да не поползнешися» (Притч.2.1-2,4,9-12; 3,1-2,23-26). 1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, 2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; 3 если будешь призывать знание и взывать к разуму; 4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, (Прит.2:1-4) 9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. 10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, 11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, 12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, (Прит.2:9-12) 1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; 2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. (Прит.3:1,2) 23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. 24 Когда ляжешь спать, - не будешь бояться; и когда уснешь, - сон твой приятен будет. 25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; 26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления. (Прит.3:23-26) Послушаем сих увещаний и воздадим слову Божию достодолжное внимание. Аминь. 6 октября 1863 года [/more] Серафим Саровский о Писании: [more] Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит святитель Григорий Богослов, есть "хлеб ангельский, имже питаются души. Бога алчущие". Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Священного Писания бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным. Надобно так себя обучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, руководствуясь которым, должно устроять жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостью, но исполняет его дара разумения. Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим, то исполняется разумением, что есть добро и что есть зло. Читать слово Божие должно в уединении, чтобы весь ум читающего углублен был в истины Священного Писания и принимал от него в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от них человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова. Следует также снабдить душу познаниями о Церкви: как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время; знать же сие не для того, чтоб стремиться к управлению людьми, но на случай могущих встретиться противностей. Более же всего это делать должно собственно для себя, чтобы приобрести мир душевный, по учению Псаломника: Мир мног любящим закон Твой, Господи (Пс. 118, 165). ... Если же невозможно найти наставника, могущего направить к умосозерцательной жизни, в этом случае должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам учиться от него, глаголя: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную (Ин. 5, 39).[/more] Свят. Игнатий Брянчанинов: [more] Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача - Евангелие. Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия. Преподобный Пахомий Великий, один из знаменитейших древних Отцов, знал наизусть святое Евангелие и вменял ученикам своим, по откровению Божию, в непременную обязанность выучить его. Таким образом Евангелие сопутствовало им повсюду, постоянно руководило их [6]. И ныне отчего бы христианским воспитателям не украсить памяти невинного дитяти Евангелием, чем засорять ее изучением Езоповых басней и прочих ничтожностей? Какое счастие, какое богатство - стяжание Евангелия памятию! Нельзя предвидеть переворотов и бедствий, могущих случиться с нами в течении земной жизни. Евангелие, принадлежащее памяти, читается слепым, узнику сопутствует в темницу, говорит с земледельцем на ниве, орошаемой его потом, наставляет судию во время самого присутствия, руководит купца на торгу, увеселяет больного во время томительной бессонницы и тяжкого одиночества. [/more]

Ответов - 17

osta: Саш, спасибо большое за выдержки! А в чем была дискуссия с Барышней? Разве Аня не согласна с тобой в том, что надо изучать Писание?

Барышня: Саша, прекрати меня позорить!!! Это была беседа из формата "на кухне"!!! Ну, я не согласна с сашиной категорической позицией, что кто не изучает Писание, тот не православный (моя позиция, в том числе, исходит из того, что у меня лично Писание крайне тяжело усваивается, и хотя я много раз пробовала ввести чтение Писания в ежедневное правило, все это было как об стенку горох). Сейчас, кстати, я решила в очередной раз попробовать читать Писание... Молитвами святых Феофана и Игнатия... Поясню еще. Все-таки Христос призывал спасаться, исполняя заповеди Его. По моему скромному разумению, чтение Писания лишь средство для правильного представления о способах спасения.. Саша сказал, что для него это еще и опыт живого Богообщения, когда Господь через строчки Евангелия открывает Ему свою волю, дает советы и ответы на насущные вопросы. Ну что ж делать тем, у кого такой опыт Богообщения через чтение Писания отсутсвует напрочь, несмотря на все попытки? А сердце получает радостные вести от чтения комментариев (свт. Николая Сербского, например) или от посещения службы. Догадываюсь, что мне для того, чтобы мозг размягчился и воспринял евангельские истины нужна более "поэтическая" обстановка, чем чтение книги на кухне во время короткого сна дочери... Еще ОФФТОП: наблюдаю странную картину. Если речь идет от Писании, многие братья с пылом приводят мнения указанных святых (Феофана и Игнатия). Однако стоит завести речь об аскезе, посте или "индивидуальном спасении", все аспекты сотериологии (правильно что ль я употребила сей мудреный термин?) указанных авторов предаются критике.

osta: Барышня Ань, у меня тоже Писание усваивается с трудом. Более того, силы воли не хватает, чтобы регулярно самостоятельно Его изучать. Комментарии, толкования, размышления богословов нужны как подпорки. И в этом смысле, группа мне очень помогает. Ибо мобилизует на изучение Писания (уже сравнивала, в одиночку заниматься спортом, учить английский и т.п. сложнее, ибо лень и не хватает силы воли). Кроме того, на группе можно еще и проверить себя- а правильно ли ты понимаешь, сравнить свой опыт, с опытом единомышленников, + ознакомиться с разными комментариями (одной точно "влом" брать кучу книг и читать толкования, тем более на регулярной основе),+ можно задать вопросы по тексту, пока не забыл и обсудить все сомнения и недоразумения. Это я к тому, что форма изучения Писания в группе, имхо, предпочтительнее, удобнее и легче, если таковая возможность имеется. А чтение Писания, это не только опыт Богообщения, но и труд, как, впрочем, и молитва. Наверное, поэтому приходится себя понуждать.


Барышня: С групповым изучением я, Наташ, полностью согласна, это подспорье и большое. Вот вырастем, Бог даст, присоединимся к вам. Только вот Саша-то имел в виду индивидуальную практику... Ладно, теперь расскажу, из чего вообще выросла наша беседа с Сашей, раз уж он сам поднял эту тему во всеуслышанье. Саша утверждал, что раз при Крещении в настоящее время люди не наставляются в том, чтобы регулярно читать Писание, то получаются как бы ущербные верующие, верящие, в основном в маслице и ладанки, и что в таком случае лучше вообще не крестить. Моя позиция была, что хоть я сама категорически за катехизацию и научение основам веры, но все-таки даже в настоящих несовершенных условиях лучше крестить, чем не крестить, поскольку даже без регулярного чтения Писания у человека, исправно посещающего нормальный приход, есть масса шансов основы веры узнать и жить по заповедям.

Rooster: А вообще-то каноны Православной Церкви запрещают крестить без оглашения... Барышня пишет: даже без регулярного чтения Писания у человека, исправно посещающего нормальный приход, есть масса шансов основы веры узнать и жить по заповедям. У меня эта иллюзия разрушилась не так давно... Чтение Писания может выявить не только собственное несовершенство человека, но и отнюдь не полное соответствие "нормальных приходов" христианским принципам. даже в настоящих несовершенных условиях лучше крестить, чем не крестить Бесспорно, лучше крестить! Но перед этим обучив человека вере в течение хотя бы года, а лучше - двух-трех лет. Думаю, в ситуации, когда чтение Писания у православных, мягко говоря, не в чести, любые усилия по его изучению стоит приветствовать. А сейчас ситуация именно такая... Хоть и скучно порой, порой малопонятно, но более авторитетного источника о норме христианской жизни, чем Писание, не найти.

AleBuAle: Барышня пишет: Саша утверждал, что раз при Крещении в настоящее время люди не наставляются в том, чтобы регулярно читать Писание, то получаются как бы ущербные верующие, верящие, в основном в маслице и ладанки, и что в таком случае лучше вообще не крестить. За что люблю формат форума - за то что здесь приходится формулировать мысль четко. Как раз ничего такого я не утверждал. Я говорил, что изучение Писания - такая же необходимость для любого христианина, как молитва и пост. Говорил, что у нас традиционно Писание не любят и не читают, несмотря на многочисленные примеры святых (и, прежде всех - Господа нашего Иисуса Христа). Здесь же я привёл конкретные примеры, чтобы не быть голословным. Мог бы привести примеры и из самого Писания, но оно у нас не так авторитетно, как мнения святых ))) Насчёт крещения - я против того, чтобы крестили людей, которые не понимают тех обетов (и не хотят понимать), которые даются в этом таинстве. Считаю, что это кощунственно по отношению к данному таинству и извращает духовную жизнь. 43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом. (Матф.12:43-45) 20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи. (2Пет.2:20-22)

osta: AleBuAle ППКС

Барышня: AleBuAle пишет: Как раз ничего такого я не утверждал. ну значит и обсуждать нечего, прошу прощения.

Ockam: Что, в частности, можно посоветовать почитать для новоначальных православных? Закон Божий, Толкование Св.Евангелия, наставления о духовной жизни. Как должно толковать Священное Писание? "Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святой Дух истолковал его через св.отцов... И бывает Слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его волею в смерть, мечем обоюдоострым, которым они заколают сами себя в вечную погибель", - говорит нам свт.Игнатий Брянчанинов. Св.Писание могут понять правильно только чистые сердцем, они разумеют волю и намерение Божие в Писании, а любям с не очищенным от страстей сердцем оно послужит камнем преткновения. Посему нам надо читать творения святых отцов, в которых они изъясняют смысл Св.Писания (псковский батюшка благочестиво изрекает своим прихожанам) Вывод: Зачем вообще читать Св.Писание? Достаточно читать пересказ Св.Писания от Св.отцов!

Rooster: Ockam пишет: Зачем вообще читать Св.Писание? Достаточно читать пересказ Св.Писания от Св.отцов! Ксения, это сказано исключительно для благочестивых псковитян. Согласно теории коммуникации - вне юрисдикции псковского батюшки недостаточно читать пересказ Св. Писания от Св. отцов.

Ockam: Какие книги можно рекомендовать начинающему христианину для более глубокого усвоения православного исповедания? Книги "Спутник христианина", "Духовный цветник", "Училище благочестия", "Духовные посевы", "Пролог" священника Гурьева. Как разумно читать Божественные книги? Жития святых лучше для начинающих; писания отеческие - для средних; Божие слово - для совершенных. ..... (псковский батюшка продолжает советовать) AleBuAle пишет: Говорил, что у нас традиционно Писание не любят и не читают, несмотря на многочисленные примеры святых (и, прежде всех - Господа нашего Иисуса Христа). Поэтому и не любят и не читают, так как благочестивые старцы не рекомендуют.

Rooster: Ockam пишет: Поэтому и не любят и не читают, так как благочестивые старцы не рекомендуют. Господь же отвергал предания старцев.

Барышня-1: Старцы-старцам рознь. Помнится, у Рустера был в примерах один хороший старец, Санаксарский.

Indie: Собственно понятно почему читать Священное Писание не одобрялось, новичкам ли, мирянам ли. Действительно, Писание совсем не просто для понимания, это объективный факт. Другое дело, что качество той литературы, которая предлагается вместо Писания вызывает столь большие сомнения, что уж лучше пусть плохо понимают Писание, чем хорошо понимают ту ересь, которую выдают за христианство. Из этого объема литературы часть понятна еще менее, чем Писание, другая часть помимо здравых и верных суждений содержит примесь нездравых идей, третья часть говорит о вещах косвенных и неглавных, оставляя за бортом вопросы фундаментальные. Поэтому Писание оптимально, так как оно умеренно понятно и в то же время говорит именно о базовых, первостепенных вещах.

Rooster: Барышня-1 пишет: один хороший старец, Санаксарский. И тот много ого-го какого изрекал. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Хотя и сказали, и описали сказочники известные. За что лишились епископского благословения.

пономарь Сергий: Милая Барышня! позвольте и мне сказать пару слов в тему. Ежедневное чтение Св. Писания необходимо, т.к. именно через чтение Слова Божьего Господь говорит к нам. Мы говорим ему через молитву, а Он к нам через Евангелие и др. книги Библии. Вы пишите, что у Вас трудности с изучением Писания. Понимаю. На это и время требуется. Не всё сразу. Но главное, чтобы был вектор движения. То есть хоть как то, по мере сил прилагать услилия к изучению. Но вот просто чтение Писания то доступно всем. Тут главное - не лишать себя ежедневного глотка этой Живой Воды. Не так уж и сложно ввести в домашнюю практику ежедневное чтение Св. Писания. Не получается по главе в день? Хорошо. Читайте хотя бы по нескольку стихов. Но главное - регулярно, ежедневно. Результат незамедлит сказаться. Вы только читайте неопустительно, а там, глядишь - и начнут открываться ответы на некоторые повседневные вопросы. хорошо ещё сочетать это чтение с толкованием св. отцов. Вот у Феофилакта болгарского небольшие комментарии (правда, кроме толкования на Евангелие от Иоанна).

osta: Имхо, довольно лаконичные и, в то же время, понятные, поясняющие основные вопросы, комментарии содержатся в Брюссельской Библии. Очень удобно читать Писание и прибегать к пояснениям для углубления в текст.



полная версия страницы