Форум » Вопросы священнику » О духовной жизни » Ответить

О духовной жизни

Юродивый: Отец Рустик, хотел Вам задать интересующий меня вопрос относительно духовной жизни, а именно о том, как она зарождается у человека и как её в дальнейшем развивать. Мне кажется большинство из тех, кто пришёл в Церковь пережили в той или иной степени духовное пробуждение, но что делать человеку дальше, когда он переживает, в силу разных причин, богооставленность…И если возможно в связи с этим, можно ли получить существенные практические советы?

Ответов - 4

Священник Рустик : Вопрос очень серьёзный и что бы в нём разобраться, необходимо обратиться к святоотеческой литературе. В девятнадцатом веке Святитель Феофан Затворник сделал уникальную попытку обобщения и адаптации святоотеческого опыта духовной жизни в своём знаменитом труде «Путь ко спасению», где как раз даются ответы на поставленные Вами вопросы. В своё время я анализировал данное сочинение и составил как бы краткий пересказ его основных идей, который, я надеюсь, поможет Вам сориентироваться в пространстве затрагиваемой Вами проблематики духовной жизни и, возможно, найти необходимые ответы. Свой пересказ я озаглавил так: «Динамика духовной жизни». Далее, с Вашего позволения, я просто предоставлю Вашему вниманию имеющийся у меня материал. Заранее извиняюсь за пространность ответа. Пусть он послужит введением для возможной беседы о духовной жизни. Итак, план сочинения таков: 1. Вступление. 2. Общая характеристика духовной жизни и этапов её развития. «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти...». (Пс. 142, 8) 3. Период обращения. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец...». (Ин. 6, 44) 4. Период очищения и освящения. «Сердце чистое сотвори во мне Боже и дух правый обнови внутри меня». (Пс. 50, 12) 5. Заключение. 1. Аскетический очерк «Путь ко спасению» Свят. Феофана Затворника является блестящим практическим руководством в духовной жизни. Преимущество данного труда состоит в диалектическом раскрытии нравственного возрастания человека, открывающегося как процесс взаимодействия человеческой свободы и божественной благодати. Святитель Феофан аккумулирует святоотеческий опыт, который излагается в своем органическом развитии, с подробным описанием методик духовной практики, приводящих к качественным изменениям в духовной жизни. Последнее обстоятельство не дает нам возможности для подробного изложения и полноценного раскрытия темы, так как объем сочинения перешел бы допустимые границы, поэтому мы вынуждены ограничиться общим описанием хода развития духовной жизни с указанием лишь основных её этапов и принципов организации. В раскрытии темы использовалось минимум цитат, так как практически всё сочинение представляет собой конспективно-творческое переложение мыслей Святителя Феофана, отражающих динамику духовной жизни. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена практической необходимостью восстановления церковной духовной традиции в условиях секуляризованной общественной жизни. 2. Основа духовной жизни существует в духовной природе человека. Но так как последняя находится в расстроенном и погасшем состоянии, то она требует своего восстановления и пробуждения, поэтому ее начало полагается в благодатном пробуждении человека. Соответственно и вся последующая духовная жизнь – это процесс сочетания и взаимодействия человеческой свободы и божественной благодати. Таким образом, содержанием духовной жизни является живое богообщение, которое по мере нравственного роста человека переходит от мысленного к действительному и являемому. В развитии духовной жизни можно выделить три этапа: обращение, очищение (самоисправление) и освящение. Обращение – это кардинальный поворот в нравственной и ценностной ориентации человека, которому открывается его духовное несовершенство и возможность общения с Богом. Вследствие этого он становится перед необходимостью нравственного очищения, так как духу новой жизни неизбежно противостоит пронизанная духовной порчей душевно-телесная сфера человеческой жизни. Очищение приводит к позитивному духовному наполнению – освящению и гармонизации человеческой природы божественною благодатью, то есть богоуподоблению. Итак, раскроем более подробно выделяемые Свят. Феофаном Затворником этапы духовной жизни в контексте его аскетического очерка «Путь ко спасению». 3. Период обращения связан с благодатным пробуждением грешника и его сознательным стремлением к восстановлению утраченной связи и общению с Богом. Условия для духовной жизни объективно создаются в Таинстве Крещения, но его субъективная наполняемость, действенность зависит от человеческого фактора, поэтому Свят. Феофан предпочитает более говорить о покаянии, то есть процессе нравственного изменения человека, что является субъективным стержнем Таинств Святого Крещения и Исповеди. Необходимо отметить, что благодатное возбуждение и руководство могут иметь разную степень и характер в зависимости от особенностей воспринимающей стороны. Чрезвычайные действия благодати Божией касаются людей, способных к абсолютному самоотвержению и беспрекословному следованию Божественному призыву. В общем порядке стяжания благодати также можно выделить категорию людей уже переживших благодатное возбуждение. Основным требованием к последним, будет подчас нелегкий труд в поисках утраченной благодати, свидетельствующий об основательности нравственного выбора. Свят. Феофан описывает преимущественно обычный порядок стяжания благодатной помощи, где ее первоначальное невидимое действие и руководство все более и более усиливается по мере трудов человека при этом качественно изменяя духовное состояние подвижника. Тем не менее, необходимо отметить, что на этапах обращения и очищения, возможна та или иная степень богооставленности, что имеет определенное педагогическое значение, а именно – углубить духовную жизнь, побудить подвижника к более тонкой нравственной борьбе и самоотвержению. Итак, вернемся к изложению динамики духовной жизни при обычном порядке стяжания благодатного возбуждения. Свят. Феофан подробно описывает психологическое состояние грешного человека, чтобы показать какое изменение и как производит в нем невидимая Божия благодать. Основные качества грешника: ослепление, нерадение и нечувствие. Общая черта благодатного возбуждения – недовольство собой и неопределенная печаль. В человеке усиливается чувство присутствия Бога и зависимости от Него, он видит внутреннее безобразие и ощущает угрызение совести, осознает опасность своего положения. Если человек не станет медлить и проявит духовную активность, то скоро его мысль об изменении образа жизни приобретет чувство энергетического возбуждения. Но на этом пути к самому себе, то есть возвращению из внешнего пребывания к внутреннему человеку, подвижник неизбежно встречает три греховные покрывала сердечной области: преобладание плоти, затем рассеянность и многозаботливость, и, наконец, самообольщение, нечувствие и беспечность. В этой связи посредством самоанализа и самоисправления необходимо добиваться: освобождения от вещественности, преодоления ослепления ума видимостью нравственного благополучия, пробуждения чувства беспокойства за свою участь и утверждения воли в позитивном нравственном выборе. Рассуждение с собой должно растворяться молитвой, которая приносит благодатное энергетическое содействие. Основная цель этой деятельности – поиск благодатного возбуждения. Таким образом, в своем обращении к Богу человек проходит следующие этапы: обращение к себе, где он достигает самообладание и решимость оставить грех, и обращение к Богу, где зарождается самоотверженное желание к богообщению. На этом этапе благодать Божия оказывает внешнее воздействие на человека и он поставляется в некое «нравственное равновесие», то есть некое состояние дающее человеку почувствовать отраду духовной жизни, но и несущее определенные нравственные требования. В этот момент начинает обостряться духовная брань с участием демонических сил. Борьба носит индивидуальный характер, но существуют общие правила борьбы: во-первых, молитвенное воззвание к Богу с самоуничижением. Наиболее опасна в этой ситуации самооборона или самонадеянность, то есть нечувствие необходимости помощи Божией. Во-вторых, необходима борьба прежде всего с главными страстями, а именно:саможалением, чувственностью, человекоугодием и земностью. В результате борьбы посредством рассудительной и молитвенной деятельности необходимо добиться противочувствия к порокам, что подорвёт опору греха и сделает его не жизнеопределяющим, а только лишь искушающим. Таким образом, человек достигает важной границы в духовной жизни – волевой перелом, где симпатии переносятся от греха к добродетели. В этот момент наиболее опасный враг – самолюбие, просящее ослабить его притеснение. Если человек снискал благодатную помощь, то духовная жизнь начинает качественно меняться, приобретая харизматический характер. Человек начинает конкретно познавать свои грехи и глубину своего падения, что порождает сердечное раскаяние через чувства виновности и безответственности. Познание грехов усиливается самообличением. Человек испытывает некоторое чувство отчаяния, муки совести, познает безобразие греха и, следовательно, начинает его ненавидеть. Чувство раскаяния производит разложение ветхого человека и формирует зародыш нового. Именно здесь укрепляются вера и надежда в Искупителя. Наконец, после ощущения прощения грехов, при укрепляющей силе благодати Божией в сердце зреет сильное стремление во что бы то ни стало хранить нравственную верность Богу. В этом союзе Бога и человека прежняя решимость получает христианский характер. Обет верности является необходимым условием дальнейшего благодатного возрастания. Таким образом, человек оказывается готовым к следующему шагу, необходимость которого он чувствует на своем пути обращения к Богу. Он получает благодатную помощь в Таинствах Исповеди и Причащения. В Таинстве Исповеди он обретает всепрощение, а в Таинстве Причащения облекается силою свыше и духовно насыщается. Данные Таинства выступают не придатком к прежней деятельности, а выводят человека на качественно новый уровень взаимоотношений с Богом. Время обращения может продолжаться от нескольких минут до очень длительного времени, измеряемого годами. Успех зависит от ретивости, с какой кто возьмется за себя и убеждения в необходимости делания 1, стр. 172, от доверия зовущей благодати и степени самоотвержения. Сами духовные изменения, качественно углубляющие духовную жизнь, мгновенны, но достигаются не вдруг. Основная точка застоя – в области самолюбия (саможаление). В связи с чем, в борьбе с ним необходимо устранять все препятствия по греху, усиливать исповедь. 4. Основная задача человека на этапе очищения – сохранение духа ревности к Богу, что является условием исполнения заповедей, а значит и спасения, ведь основная причина духовной безжизненности – отсутствие желания, усердия и ревности. Анализируя процесс духовного пробуждения можно сделать вывод: желающему сохранить ревность необходимо соблюсти три условия, а именно: пребывать в сердечной области (внутрипребывание), созерцать предметы духовного мира и не терять покаянных чувств. Эти условия и составляют предмет подвижнической заботы, которая осуществляется в двух деланиях – самопротивлении и самопринуждении. Необходимость этого вызвана потребностью распространить влияние пробужденного духа на жизнь все еще подверженной греху душевно-телесной сферы. Область духовной жизни и всей подвижнической деятельности – сердце, где и необходимо пребывать всеми душевными и телесными силами. В полном свете внутрипребывание является при чистоте ума от помыслов, воли от пожеланий и сердца от страстей. Внутренняя собранность нейтрализует самость (самоугодие) и формируется в процессе духовной брани, молитвы, духовного чтения и богомыслия. Второе условие сохранения ревности - созерцание духовного мира, то есть содержание в сознании и чувстве всего строя духовного мира. Средство к этому – поставление себя в присутствие Божие, помятование о смерти, рае, аде и т.д. Предел данного делания – ощущение себя в духовном мире. Недвижимое (немечтательное) созерцание реалий духовного мира, своё влияние на дух усиливает молитвенным деланием. Ревность, как признак духовной жизнедеятельности всегда противоположна сердечному ожесточению и нечувствию. В области чувства, она хранится их трезвением и покаянным напряжением. Этому способствует самопознание, самоукорение и самоотвержение. Для укрепления и развития духовной жизни необходима ее организация в рамках правил и условий новой жизни. Измененной внутренней жизни должна соответствовать и внешняя, а именно телесная и общественная. В отношении тела необходимо хранение чувств, телесная бодрость, воздержание и чистота. Кроме того необходимо учредить порядок семейных дел и приспособить все к потребностям духовной жизни. Основные принципы духовной брани нами были уже кратко изложены. При случае духовного падения необходимо не медлить, а скорее восстановить себя через покаяние, так как последнее лучше бездейственного уныния. В духовной жизни существует закон постепенности. Первым признаком оживления умершей от греха души является соуслаждение духовному 1, стр. 239. Свят. Феофан подчеркивает особую роль в духовной жизни духовного отца, посредством которого Бог осуществляет своё руководство. Его пренебрежение есть признак гордости, а рассудительное послушание скоро приводит к духовному совершенству. Пиком или кульминацией духовного борения для каждого человека служит личная голгофа, где Господь очищает нас скорбями и неприятностями. «Прошедшие эту ступень как восшедшие на небо, уже не земны, а небесны, вземлются Духом Божественным и носятся им, подобно колесам в видении Иезекииля» 1, стр. 295. В результате, через трезвение и хранение сердца человек обретает радость во внутреннем богообщении созерцает нетварный божественный свет и, достигнув зрелости духовных стремлений, входит в область безмолвия, которое делает его безстрастным. В состоянии безмолвия человек находится в непрестанной молитве, которая наделяет его разнообразными дарами Святого Духа, то есть освящает человеческое естество. 5. В своем аскетическом очерке «Путь ко спасению» Святитель Феофан Затворник красной нитью проводит мысль о том, что духовная жизнь, пульсирующая ревностью о богоугождении, формируется в процессе взаимодействия волевого усилия человека и помощи божественной благодати. В своих практических методиках по реанимации духовной жизни Святитель фактически реконструирует реальный благодатный опыт. Основное условие успеха в духовной жизни – смирение. Богообщение начинается с момента благодатного возбуждения. В Таинствах Крещения и Причащения Господь дает предварительно вкусить обильную благодать, но потом скрывается, по временам несколько Себя являя; показателем духовной жизни может служить молитва, которая может иметь следующие виды: телесная (деятельная), умная, сердечная, духовная (непрерывная) и непостигаемая, выходящая за пределы сознания. Если человек дорожит духовным пробуждением и видит в нём уникальную возможность богообщения, прилагает усилия к сохранению благодатного состояния, то он переходит от одного духовного ощущения к другому, которые, живо воздействуя на его дух, усиливают духовную активность. При последовательном и постепенном духовном возрастании в условиях подвижнической деятельности, божественная благодать очищает человеческую природу и наступает полное взаимопроникновение человеческого духа и Бога, что приводит человека в состояние безмолвия, и живому общению с Богом.

Rooster: Священник Рустик Уважаемый пастырь! Хотелось бы увидеть ответ на этот вопрос к тебе: У меня был случай: прихожу на Светлой седмице в храм - причаститься. Как ты понимаешь, согласно канонам это нормативно. Вижу знакомого клирика, он мне говорит: сегодня причастия не будет. Я спрашиваю: а на каком основании? Он говорит: у нас настоятель так решил. Я говорю: а что по этом поводу в канонах написано? Он отвечает: а книги с канонами - они не для всех... Как ты расцениваешь такой ответ? (Я, конечно, понимаю, что ты придерживаешься позиции "Батюшка Всегда Прав", что, само собой, является двойными стандартами, но всё же?) Добавлю, что в тот день в том храме Литургия совершалась, а причастия не было. Очень попросил бы прокомментировать ответ клирика этого храма. Даже не ситуацию отсутствия причащения при служащейся Литургии, а сам ответ: "а книги с канонами - они не для всех..." (это касается темы двойных стандартов). Мне интересен твой ответ и как реакция члена Церкви, и как просто демонстрация степени твоей адекватности, что покажет, возможен ли конструктивный диалог с тобой или же в беседе с тобой можно быть лишь обреченным на переход на личность собеседника. И будь добр, уважаемый пастырь, расскажи, в чем заключается твое покаяние, к которому ты призываешь. Как оно реализуется в твоей жизни? На остальное постараюсь ответить позже: в силу нехватки времени не могу позволить себе длинные постинги.

Священник Рустик : Rooster пишет: Добавлю, что в тот день в том храме Литургия совершалась, а причастия не было. Соглашусь, что причина отказа тебе в причастии не понятна, что вызывает вопросы, прокомментировать это затрудняюсь, так как не имею представления о полной картине возникшей ситуации. В общем, согласно церковным канонам, если служится Литургия, значит, могут быть и причастники среди прихожан. Rooster пишет: возможен ли конструктивный диалог с тобой или же в беседе с тобой можно быть лишь обреченным на переход на личность собеседника. Конструктивный диалог возможен там, где не ведётся игра в софизмы, чего я стараюсь избегать, в отличие, к сожалению, от некоторых моих оппонентов. Что же касается моего перехода на личность собеседника, то она неизбежна, если эта личность занимается хулиганством, а также когда ей необходима помощь со стороны, в ситуации не осознаваемых ею своих психологических проблем, которые при этом имеют ярко выраженные вербальные проявления. Rooster пишет: И будь добр, уважаемый пастырь, расскажи, в чем заключается твое покаяние, к которому ты призываешь. Как оно реализуется в твоей жизни? Моё покаяние заключается в стремлении к смирению, а путь к нему хорошо раскрыт Свят. Феоданом Затворником, о чём говорится чуть выше. Если будут конкретные вопросы, с радостью продолжу разговор по этой теме.


Священник Рустик : Моя альфа и омега, начало и конец...



полная версия страницы