Форум » Вопросы священнику » Новоначальный » Ответить

Новоначальный

Ulia: Отец Рустик, меня интересует такой вопрос. Часто можно слышать о периоде неофитства или новоначалия, который может, например, затянуться и вызвать отклонения в духовной жизни. Какие критерии есть для определения перехода человека из новоначального в "зрелое" состояние? Временные рамки (и какие именно)? Количество прочитанных книг (и каких)? Полноценное участие в Таинствах (и как долго)? Строгое следование церковным правилам или наоборот - появление некой свободы и личной ответственности за свою духовную жизнь? Изменение своей жизни согласно Евангелию (но ведь это процесс всей жизни..)?

Ответов - 2

Ольга: Ulia, очень хороший вопрос - спасибо Вам за него

Священник Рустик : Новоначальный, неофит - это христианин, обладающий определённым духовным опытом и богословскими знаниями, но неспособный к постоянному удержанию благодати Божией, лишённый познания своей меры и своих возможностей, духовной мудрости, познания промысла Божия о себе и людях, а также реального положения вещей. Неофит лишён знания того, что жизнь христианская имеет разные периоды своего развития, которым присуще определённые духовно-психологические качества, и что полезно одному, то может быть вредно другому (молоко и твёрдая пища). Например, неофит не видит недостатков в жизни Церкви и её людей (видит всех святыми, а себя грешным), что первоначально хорошо, так как поддерживает его идеалистический и самокритический настрой, питающий его покаяние и новоначальную святость, если церковная жизнь начинается с критического настроя, неофитство может и не начаться. Неофиту присущи: самонадеянность, крайности в оценках и поведении, отсутствие терпимости и не осуждения, не различение средств и цели, отсутствие опытного познания отличия прелести от благодати и глубинного самопознания. Неофитство преодолевается не количеством прочитанных книг, принятых таинств, а только в процессе духовного развития, через разрешение кризисов становления и всестороннюю гармонизацию, как своей личности (психики), так и взаимоотношений с окружающими. Духовное развитие, как и психофизическое, может иметь разную интенсивность развития, но вполне может быть соотносимо с традиционной возрастной периодизацией. Что касается внешних правил жизни, без их строгого исполнения в период неофитства не возможно достижение духовной свободы в период зрелости, тот, кто не стремился изо всех сил исполнять закон и дисциплинарные правила (не знает духовного надрыва в их исполнении), не может прийти к благодати. У неофитства помимо перечисленных недостатков может быть ещё один – имитация зрелости, поддержание её формы, при отсутствии подлинного содержания. Неофитство – это христианское детство, состояние духовной влюблённости, было бы грешно развращать неофита какими-то откровенными рассказами скептика и критикана, всему своё время. Неофит - это человек, переживший состояние духовного пробуждения, которое с течением времени имеет тенденцию к угасанию, этим периодом, собственно говоря, можно и ограничить это время христианской жизни. Богооставленность (духовный упадок и деградация) - это практически неизбежный период возможного перехода (взросления) к духовной зрелости. Патологии и крайности неофитства: наивность, зависимость от предрассудков, склонность к мифологичности, излишняя мистификация, демонизация, радикализм, идеализация церковной жизни, законничество, гуруизм, прелесть и т.д. Неумеренная борьба с неофитством, может привести к следующим патологиям: имитации духовной зрелости, разочарованию в духовной жизни, либерализму, неумеренному скептицизму и рационализму, конфликтности (конфронтации с церковной администрацией или иерархией), осуждению (обличение всех в фарисействе), диссидентству (сектантству), космополитизму, прелести и т.д. Ответ достаточно лаконичный, при необходимости его отдельные положения можно будет развить или уточнить, а о чём-то подискутировать. Итак, мы можем выделить три периода духовной жизни: 1) неофитство , эгейро (пробуждать от сна), 2) кенозис (уничижение, истощение), богооставленность 3) сеозис (обожение), духовная зрелость



полная версия страницы