Форум » Богослужение » Ответы главы литургическо-богословской комиссии при УПЦ » Ответить

Ответы главы литургическо-богословской комиссии при УПЦ

osta: Уважаемые форумчане! Предлагаю вашему вниманию ответы главы литургическо-богословской комиссии при Священном Синоде УПЦ архимандрита Филарета Зверева. Привожу также комментарий одного из уважамых мною блоггеров: "Недавно закончилась веб-конференция с главой Литургико-богослужебной комиссии УПЦ, архим. Филаретом (Зверевым). Несмотря на множество существующих действительно сложных богослужебных вопросов, это одна из лучших конференций с лицами такого ранга, которые мне доводилось читать. Нельзя сказать, что все вопросы там хорошо разобраны, но отец Филарет показал хорошее видение, вкус и трезвость по многим вопросам, нигде не "съехал" как это часто бывает, а наоборот постарался подкрепить сказанное примерами из личной практики. Даже литературно приятно почитать. Я не говорю, что это супер-пупер (и вторая чаша на Венчании насколько я знаю всегда была отдельна от Евхаристическиой), но наверняка это одна из причин того, что эта немногочисленная комиссия за полтора года существования уже смогла опубликовать внятный отчет о своей работе." http://users.livejournal.com/_mnx_/157834.html [quote]Владислав: Отец Филарет, скажите, ведется ли работа по исправлению богослужебных книг (молитва 3-его часа в Евхаристическом Каноне, исправление ряда тропарей в канонах, не соответствия во многих текстах нужных окончаний и т.д.), что бы сделать наше богослужение более идентичным с древним? Ведь не секрет, что Реформа Патриарха Никона хотя и много хорошего принесла, но внедрила и ряд недостатков. Архимандрит Филарет: Уважаемый Владислав! Сейчас началось достаточно широкое обсуждение этой темы. Некоторые изменения сделаны (2002 г., утверждено Архиерейским Собором 2004 г.) — диалог после Херувимской, поминание властей на литургии святителя Василия Великого, «елицы ко просвещению приступите» вместо «изыдите», о чем я говорил ранее. Но: давайте не сделаем «кавалерийского наскока» и не повторим тех ошибок, которые были сделаны именно во время Никоновских реформ. Реформы сверху хороши, но в Церкви почти всегда «дают осложнения», как ни прискорбно. И главное — как определиться с философией, с методологией изменений, направленных на то, как Вы говорите, «чтобы сделать наше богослужение более идентичным с древним»? Какую именно древность богослужения Вы предлагаете сделать точкой отсчета? 17-й век? Или 15-й? А почему не 5-й? Или даже 2-й? Красивая общая фраза «как в древности» практически всегда или не означает ничего конкретного, либо — увы! — изменение чего-то, что не устраивает конкретного автора. Притом мы забываем, что приблизительно в одной и той же «древности» не только разные Поместные Церкви имели различные традиции совершения богослужения, которые со временем становились достоянием других Поместных Церквей, но и в различных монастырях образ совершения службы был различен. Народ Божий — такой же полноценный участник богослужения, как и духовенство, и литургическая комиссия не может поставить себя в позицию «коллективного папы», который будет предлагать «простолюдинам» и «непросвещенному духовенству» верные и непогрешимые рецепты. Тогда, когда наша просветительская деятельность начнет приносить свои плоды, тогда достаточно просто решатся многие, казавшиеся нерешаемыми, вопросы. Из самого же последнего… Книга «Правила ко Святому Причащению», изданная в 2009 году Издательским отделом Украинской Православной Церкви, содержит полный вариант канона ко Святому Причащению, с правильными припевами к каждому тропарю. Георгий, Донецк: Благословите, отец Филарет. Скажите, как Церковь относится к общей исповеди и предполагает ли Божественная литургия читать записки о здравии и об упокоении на ектении более пятнадцати минут, не читая их на проскомидии? Архимандрит Филарет: Уважаемый Георгий! Подозреваю, что в Ваших вопросах содержится ответ. Если более пространно, то: 1. К общей исповеди отношение, естественно, отрицательное — это явление вынужденное. Более того, кроме редчайших случаев, когда такая исповедь вызвана объективными причинами, в большинстве своем ее наличие свидетельствует о недоработках со стороны священника. В подавляющем большинстве случаев общая исповедь вызывается к жизни практикой, во-первых, сверх-редкой исповеди (в лучшем случае раз в каждый пост, а то и однажды в год, Великим Постом), а, во-вторых, обязательной привязкой исповеди к причащению и, соответственно, предъявлением к подготовке к исповеди тех же требований, что и к причащению (пост, «вычитывание» правила). Естественно, что когда практически весь приход идет к исповеди в первое воскресенье Великого Поста, ни о какой индивидуальной исповеди, да еще за целый прошедший год, речи быть не может — успеть бы до вечера надо всеми молитву разрешительную прочитать! Но если священник постарается объяснить пастве смысл и значение исповеди (не только как условия допуска к причастию, но и как таинства личного общения кающегося с Богом), и ее допустимость не только перед причастием, но и по движению сердца — ситуация может измениться радикально. 2. Относительно чтения записок дело сложнее. Можно здесь вспомнить древнюю практику гласного чтения синодиков и диптихов, можно привести в пример монастырскую практику, когда по сигналу из алтаря братия открывает свои поминания и читает их, в то время как в алтаре проскомисающий священник изымает частицы… Мне кажется, что в крепких общинах, где все хорошо знают друг друга и где всем известны духовные нужды каждого, что мое имя имеет конкретный смысл и значение. Во многих же общинах поминание безвестных «Дарьи-Марьи-Ивана-Степана», и порой поболее, чем 15 минут, более удовлетворяет гордыню подававшего «граматку»: «МОИХ поминают!». Соответственно, в таких общинах поминовение на проскомидии «менее популярно» — никто ведь имен не слышит (Бог, очевидно, не в счет). Опять-таки, многое зависит от просветительской работы священника. Это не разрешится за два дня, и не решится отказом брать записочки «на ектению», а только «на проскомидию». Может, понадобятся и месяцы, и годы — но толк будет. Тимофей, город Черновцы: Благословите, отец Филарет! Должен ли христианин обязательно причащаться на Пасху? Если да, то когда должна быть исповедь: на полуношнице или на утрени? Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. Архимандрит Филарет: Уважаемый Тимофей! Проблема причастия на Пасху очень болезненна… Во многих храмах именно на Пасху мирян не причащают, причем с «богословским обоснованием» (в каждом храме своим). Практически же священники постарше знают, что эта традиция идет из тех лет, когда в храме на Пасху появлялось множество не сильно трезвого народа, плюс комсомольские активисты, которые в сочетании с прежде помянутыми лицами превращали пасхальное богослужение в шум, гам и беспорядок. Очень сложно в таких условиях было даже без опасности пролития Даров просто выйти с Чашей на причастие, не говоря уже о собственно причащении и предшествующей исповеди. И с тех пор как-то установилось, что мирян на Пасху не причащают в достаточно многих приходах. У нас в Полтаве по благословению Владыки архиепископа Филиппа с 2002 года возобновилась традиция служения поздней Литургии на Пасху (в 9-00). Вот на ней практически нет ни нетрезвых, ни «искателей приключений» — там желающие и причащаются. А исповедь в любом случае желательна вне богослужения — ведь в большинстве храмов литургия Великой Субботы совершается достаточно рано, и вечером, или даже вскоре после Литургии, наверное, можно было бы поисповедовать желающих ночью причаститься. Только не за полунощницей, ни за утреней — такие ведь глубокие службы! Время для исповеди как раз в этом случае вполне достаточно до служб. Ирина Семеновна, 43 года, город Чернигов: Как подробнее узнать о староверах и родовом проклятии? По рассказам тетки и моим наблюдениям первым был дедушка по отцовской линии. Как защитить себя и сына? Архимандрит Филарет: Уважаемая Ирина Семеновна! Я не вполне понимаю, какая связь может прослеживаться между староверами и родовым проклятием… но вопрос почему-то задан, как будто это так? Я все же рискну решить, что это два разных вопроса, и отвечу по отдельности: 1. Узнать о старообрядцах Вы сможете, или набрав в строке любой поисковой системы Интернета слово «старообрядцы», или что-то более конкретное. А можно сразу перейти на официальные страницы — например: http://www.rpsc.ru/ и http://staroobryad.narod.ru/ 2. Относительно же «родового проклятия» я бы рискнул посоветовать обойтись без поисковых систем Интернета… Любая идея о «родовом проклятии» и подобных вещах вкладывает в сердце помысел о том, что в Ваших бедах виноват кто-то — наславший это проклятие. Одновременно просто обязана родиться идея, что уже все в жизни предначертано, предрешено… Это противоречит духу Евангельскому и всему опыту Святой Церкви — как Ветхо-, так и Новозаветной. Первый призыв проповеди Иоанна Крестителя — «Покайтесь!»; первые слова проповеди Спасителя — «Покайтесь!». Не сказано: найдите причину и источник родового проклятия… Причина большинства бед и проблем — в человеке. Если же пытаться искать где-то вне, существует опасность уйти из Церкви и от Бога. Почитайте Библию — и Вы увидите, что Бог никогда не был заложником чьих бы то ни было человеческих решений, тем более проклятий. Кто бы, кого бы и как бы ни проклинал — Бог сильнее этого, и Вы, пребывая с Богом и в Боге (в особенности же очищая сердце покаянием и причащаясь Святых Тела и Крови Христовых) в силе пережить любое горе и испытание. Взыщите Бога — и жива будет душа ваша (Пс. 68.33)![/quote] http://orthodox.org.ua/ru/node/6459

Ответов - 0



полная версия страницы