Форум » Богослужение » Vote: Имеет ли крещенское купание религиозное значение? » Ответить

Vote: Имеет ли крещенское купание религиозное значение?

osta: Утащила опрос и тему из сообщества Устав, но интересно, что думают наши форумчане. Имеет ли крещенское купание религиозное значение? Вот такой, пусть провокационный, вопрос :) Как вы думаете? Голосуем и отвечаем в комментариях.

Ответов - 80, стр: 1 2 3 All

Indie: Религиозное - безусловно имеет. Религия в моем представлении - это система опознавания "свой-чужой" в обществе. Поэтому вопрос об истинной религии смысла не имеет, как не имеет смысла вопрос - какая система опознавания "свой-чужой" в военной авиации истинна: у США или у России. А для опознавания "свой-чужой" вопрос купания очень важен. Купаешься - свой, не купаешься - не свой или малохольный, в святую воду не веришь - точно враг. Даже бабка-колдунья верит, а ты не веришь, значит точно не православный. Поэтому религиозное значение купания огромно.

Татьяна З.: Думаю, к религиозного значения - никакого: иначе бы не купаться было бы грешно:) Оно имеет лишь традиционное значение: как куличи и яйца на Пасху:)

Indie: Татьяна З. пишет: Думаю, к религиозного значения - никакого: иначе бы не купаться было бы грешно:) А можно задать вопрос по другому: крещенская вода - святая?


Татьяна З.: Да, крещенская вода - святая

Vsevolod: osta пишет: Имеет ли крещенское купание религиозное значение? Отличная традиция сугубо полезная для здоровья. Праздничная служба, крестный ход после до Волги с освящением проруби и массовым ночным купанием - так обычно начинается праздник Крещения для прихожан Свято-Георгиевского храма Самары. Сам не раз участвовал (увы, не в этом году). Indie пишет: А для опознавания "свой-чужой" вопрос купания очень важен. Купаешься - свой, не купаешься - не свой или малохольный Не правда. Не все православные купаются и наоборот: не все купающиеся - православные. Эта традиция освящена праздником Православной Церкви, но проход к мосткам проруби не загорожен никому. Indie пишет: ..святую воду не веришь - точно враг. Даже бабка-колдунья верит, а ты не веришь, значит точно не православный. Я бы сказал, даже Патриарх верит, совершая чин великого освящения воды в праздник Богоявления или накануне - в сочельник праздника.

Indie: Татьяна З. пишет: Да, крещенская вода - святая А можно узнать в чем ее святость?

Татьяна З.: Я никогда в таких вопросах не пишу своего мнения, поэтому прежде ответить, погуглила - например: тема на правмире: Вода святая, вода крещенская. Ответы священников на вопросы автор: Екатерина Сысина Mon, 19 Jan 2009, 09:00 Обсудить на форуме Версия для печати Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день? Спросила у батюшки, он ответил, что не знает. Алла Алла! Мы знаем, что освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин – мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах? С уважением Свящ.Алексий Колосов http://www.pravmir.ru/article_2611.html В данный момент для меня все ясно и ответ устраивает, поэтому, если Вы сомневаетесь в ответах священника - все вопросы к священникам

Indie: Vsevolod пишет: Я бы сказал, даже Патриарх верит, совершая чин великого освящения воды в праздник Богоявления или накануне - в сочельник праздника. Освящение воды приводит к тому, что она становится освященной. Можно меня обвинить в казуистике, но я бы предпочел разделять слова "святой" и "освященный". У нас и автомобили освящают, что ж нам теперь автомобили святыми называть. Святой Мерседес - как звучит? Вроде вода - субстанция безобидная что с нее взять, можно ее и святой считать. А в голове все смешивается. Дух Святой, человек святой, вода святая, все святое.

Indie: Татьяна З. пишет: В данный момент для меня все ясно и ответ устраивает, поэтому, если Вы сомневаетесь в ответах священника - все вопросы к священникам Проблема не в том, что я сомневаюсь или не сомневаюсь в ответах священника. Проблема в том, что сами священники, многие из них, не сомневаются в своих ответах.

Татьяна З.: Indie пишет: Освящение воды приводит к тому, что она становится освященной. Можно меня обвинить в казуистике, но я бы предпочел разделять слова "святой" и "освященный".Где ссылка, подтверждающая ВАШИ предпочтения ? По-моему, достаточно ясно сказано: "В переводе с греческого "агиасма" - "святыня". Так называют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое - только в праздник Крещения Господя. Машину освящают УЖЕ святой водой. ВЕЗДЕ написана, что вода, освященная ОСОБЫМ чином - святая. Ее пьют натощак, дают больным, не разрешают давать животным, даже читают молитвы перед ее приятием - т.е. действительно относятся как к святыне.

osta: Кстати, вот ссылка на дискуссию в жж-сообществе "Устав": http://community.livejournal.com/ustav/642798.html Там большинство ответило на опрос: "НЕТ". Вот некоторые ответы: gasloff 2010-01-19 03:13 am (local) (ссылка) На мой взгляд не имеет. Искупался ты на Крещение или не искупался никакого вероучительного/религиозного значения не имеет. Не о повторном же Крещении речь? Или еще о каком то действе? Да есть Великая агиасма, но и ради неё не стоит друг друга логтями и когтями возле бочки с водою мочить. Зачем все это? Почему народ так себя возле Чаши не ведет? gasloff 2010-01-19 04:16 am (local) (ссылка) Да не для того освящают. Когда вы с потребительской идеологией расстанетесь? Освящают все естество. Не чтобы потом это безумно потреблять выпивая, втирая, заливая и споласкиваясь. А чтобы все было освящено, чисто, свято. Господь вочеловечился не чтобы у нас пища/мази/ванны были, а чтобы все естество просветить. excurs 2010-01-19 04:17 am (local) (ссылка) Не имеет. Это (просто)народная традиция. Почему я ответил "нет"? mgr_andrew 2010-01-19 07:42 am (local) (ссылка) Надо было выбрать первый вариант. Купание на Крещение имеет такое же огромное религиозное значение, как баня в Великий Четверг, который Преданием назван "Чистым"))) И тем не менее есть ответившие положительно. Никогда не понимал, какого... для чего в праздник "купаться с молитвой"? Это какое то новшество что ли, молитвенное купание? А после все крестным ходом в баню, акафист читать. Где-то в литературе встречается описание того, как поп уронил младенца в иордань, да тот и потонул. А родители радовались. Внешне говорили, что это Господь призвал, но мы то понимаем, что при многочисленности семей лишний рот ни к чему. Давайте проведем опрос, с какой целью такое моржевание. Отчего то уверен, что даже самые молитвенные купальщики скажут, что грехи свои смыли. И уж совсем редкость будет увидеть на купании причастника. Нормальный причастник после службы не в агапную идет, и не на стриптиз. Так что и с этой стороны нелогичная и вредная практика. http://community.livejournal.com/ustav/642798.html

osta: И еще- справка про Агиасму. Материал из Википедии — свободной энциклопедии Агиа́сма (греч. Αγίασμα — святыня) — в православии название святой воды, то есть воды, освящённой в храме по определённому обряду. Различают: * Великая агиасма — вода, освящённая по чину великого освящения в день праздника Богоявления (19 января), а также накануне в Крещенский сочельник. В отличие от великого освящения воды имеется ещё малое, совершаемое в обычные дни на молебнах. Такая вода агиасмой не является. Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму как своего рода низшую степень Причащения (даже сам сосуд для освящения воды напоминает по форме потир). В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение то, делается указанная в канонических правилах оговорка: «Точию агиасму да пиет».[1] * Агиасмой называется вода, освященная для Крещения. * В греческом словоупотреблении «агиасмой» называют также миро, исходящее от святых икон и мощей. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B8%D0%B0%D1%81%D0%BC%D0%B0 А по-хорошему, имхо, надо посмотреть на текст Чина великого освящения воды...

Fidel: Indie пишет: Купаешься - свой, не купаешься - не свой или малохольный Вы же пишете, что Богу нужны не внешние проявления, а любовь? Indie пишет: Религия в моем представлении - это система опознавания "свой-чужой" в обществе Что-то не в ту степь вас заносит. Православное христианство это же не пионерия с красными галстуками.

Fidel: Indie пишет: А для опознавания "свой-чужой" вопрос купания очень важен А если кто-то не узрел ваш заплыв. Тогда что, повторно нырять?

Indie: Fidel пишет: Что-то не в ту степь вас заносит. Православное христианство это же не пионерия с красными галстуками. А что тогда такое православное христианство?

Dr. iBolit: Лучше поделились своими впечатлениями. У меня эти воспоминания о купании очень светлые и приятные. Хотя я тот еще мерзляка и давненько не преодолевал себя. Единственная тут проблема, это когда купание в мороз вменяют в обязанность и попрекают тем, что не смог. А так.....очень хорошая традиция.

Rooster: Думаю, не имеет. Это всего лишь народная традиция.

Ockam: У нас тут на днях спор зашел Если освящённая вода (великая агиасма) испортилась, значит она уже не святая? Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?

Rooster: Ockam пишет: сли освящённая вода (великая агиасма) испортилась, значит она уже не святая? А разве где-то утверждается, что она не должна портиться?

Indie: Ockam пишет: Если освящённая вода (великая агиасма) испортилась, значит она уже не святая? В теориях запутаться легко. Но все проблемы выявляются при решении частных практических вопросов, наподобие озвученного Ockam. Если вода приобретает святость во время молитвы священника, то когда она теряет святость? Если освящается только та вода, над которой читается молитва, то можно ли мне сегодня помыться обычной водопроводной водой? Если святую воду смешать с водой несвятой, то станет ли она вполовину святее или станет совсем несвятой? ну и т.д. я много таких вопросов придумать могу.

Rooster: Indie пишет: В теориях запутаться легко Думаю, никаких теорий по поводу святой воды в Церкви не существует. Имею в виду теории, связанные с возможностью или невозможностью испортиться.

Ockam: Татьяна З. пишет: Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах? С уважением Свящ.Алексий Колосов Согласно такой логике святой испорченная вода быть не может, тогда почему такую воду можно выливать только в землю или цветочки? (к слову сказать - испорченные просфорки нельзя выбрасывать) А некоторые священники советуют если подпортилось немного - ничего страшного - употребить во благо можно. Выходит Святой Дух всё же действует в нечистотах?

Татьяна З.: Ну так и икона может со временем испортится, и к ней тоже отношение соответствующее - сжечь. Ockam пишет: Выходит Святой Дух всё же действует в нечистотах? А Святой Дух лучше все-таки искать в других местах

Indie: Rooster пишет: Думаю, никаких теорий по поводу святой воды в Церкви не существует. Имею в виду теории, связанные с возможностью или невозможностью испортиться. Я имею в виду теории о консистенции святости в водном растворе.

Rooster: Ockam пишет: Согласно такой логике святой испорченная вода быть не может, тогда почему такую воду можно выливать только в землю или цветочки? Оффтоп. Опасаюсь, как бы не зародилась секта цветочкополивателей. Любая секта, кстати, возникала на почве придавания преувеличенной важности какому-нибудь одному моменту из церковной практики. Например, русская секта сопунов имела своим началом неправильное понимание слов псалма 50 на церковнославянском: "окропиши мя иссопом и очищуся". Зачинатели этого движения считали, что речь здесь идет о сопении - и этим действием очищается всякий. Это побуждало их исступленно сопеть друг на друга и проповедовать сопение. Думаю, цветочки, поливаемые святой водой, не могут претендовать на важное место в уме верующего. Indie пишет: Я имею в виду теории о консистенции святости в водном растворе. А я имею в виду, что Церковь таковых теорий не содержит.

osta: Учитывая актуальность темы, приведу здесь отрывок из статьи священника Андрея Дудченко, размещенную на портале "Православие и мир" про воду и значение, смысл освящения воды. Великое освящение воды Вода как начало жизни, как символ суда и смерти, как средство очищения – три эти основные измерения воды как религиозного символа связаны с тремя основными акцентами христианской веры: творение, грехопадение, искупление. Весь мир, вода как его часть, человек как его «венец» – сотворены Богом изначально добрыми, «благими» в своей сущности. Но та же материя, «добрая» в своей основе, послужила орудием падения человека, что привело его к рабству греху и смерти. Но во Христе – Боге воплотившемся – и Его властью вещество может снова стать символом Божия присутствия и Его славы, стать материей таинства, соединяющего человека с Богом. Каждый раз, когда совершается крещение, происходит так называемое великое освящение воды. Оно же совершается в канун и праздник Крещения Господня. Молитвы, которые читаются во время этого чина, – это торжество хвалы и благодарения, обращенное к Богу от лица всего мира. Слишком узко рассматривать освящение воды как «сакрализацию» некоторого количества вещества. Из читаемых молитв видно, что замысел авторов, написавших эти слова много столетий назад, – в том, чтобы вновь сделать воду способной стать явлением и присутствием силы и любви Божией в этом падшем, но искупленном мире. Благодарственные слова молитвы великого водоосвящения делают нас свидетелями творения, возвращают нас к самым истокам жизни. А способный благодарить, человек становится свободным по отношению как к Богу, так и к миру. «Покажи эту воду водой обновления, водой освящения, очищением плоти и духа, ослаблением уз, оставлением прегрешений, просвещением душ, банею вечной жизни, обновлением духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни…», – молится священник. Любое освящение, совершаемое Церковью, никогда не является видимым, «физическим» чудом, своего рода превращением, которое можно «пощупать» и доказать. Можно ли провести какие-то лабораторные анализы или исследования, которые «докажут» некоторые изменения вещества, или нет – не должно волновать верующего. Можно даже сказать, что ожидание или поиски подобных «изменений» часто рассматривались Церковью как богохульство и грех. Ведь не для того пришел Христос, чтобы «естественную материю» заменить какой-то «сверхъестественной», или «освященной». Сын Божий воплотился для того, чтобы открыть нам путь к соединению с Богом. И Он возвращает материи ее изначальное свойство – служить средством такого единения. Таким образом, вода крещения – вода великого освящения – является святой, то есть становится местом присутствия Христа и Святого Духа. Малое освящение воды Кроме чина великого водоосвящения, совершаемого очень редко (вода, оставшаяся при совершении таинства крещения, далее не используется), в церковной традиции сложился и чин «малого водосвятия», который во многих храмах служится довольно часто, порой даже каждое воскресенье. Этот чин основан на иной идее освящения. Если великое освящение воды, о котором речь шла выше – это освящение прежде всего и преимущественно через саму молитву, то в малом водосвятии ключевую роль играет погружаемый в воду предмет – крест как образ Креста Христова. Причем вещество, из которого этот крест изготовлен, не имеет никакого значения: важно, что этот крест – святыня как символ победы Иисуса Христа над смертью. Церковная традиция, таким образом, знает два способа освящения: через непосредственно молитву и через соприкосновение с чем-либо, что уже освящено. Освящение через соприкосновение применяется и по отношению к крещенской воде. Священники часто советуют долить немного святой воды в сосуд с питьевой водой, чтобы освятить ее. Вода, освященная таким образом, употребляется верующими наравне с первой, бывшей «источником» освящения. В древности же воду могли освящать, не только погружая в нее крест или доливая святой воды. Известен чин «омовения мощей» – по сути тот же чин малого водоосвящения, но погружали при этом в воду не крест, а часть мощей святого угодника. В XVII веке этот чин совершали в Великую Пятницу перед Пасхой в московском Кремле, а потом постепенно он оказался вытеснен обычным теперь способом малого водосвятия. Зачем это нужно? Освящение воды, как и вообще любое священнодействие, не является замкнутым в себе. Так, на литургии освящаются хлеб и вино для того, чтобы стать средством истинного единения с Богом. И вода освящается не для того, чтобы годами храниться в кладовке (хотя при многолетнем хранении она, как правило, не портится: приходилось встречать совершенно свежую святую крещенскую воду, простоявшую на полке шестнадцать лет!), но что чтобы ее употребляли, чтобы она могла являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, освящение души и тела, для того, чтобы, как писал замечательный богослов ХХ века отец Александр Шмеман, «быть тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели – обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним». http://www.pravmir.ru/svyataya-voda-v-pravoslavii/ Священник Андрей Дудченко

Ockam: Татьяна З. пишет: Ну так и икона может со временем испортится, и к ней тоже отношение соответствующее - сжечь. И Евангелие нельзя выбрасывать, потому что оно свято. А свято не особой бумагой или чернилами, а тем что в нем написано, так и икону освещают не доски и краска, а изображение. (А если от иконы осталась голая доска выбросить я вполне допускаю. ИМХО) Возможно голую доску от иконы, испорченную св.воду нельзя просто выливать в канализацию, как и воду которой помыли полы в храме, свечи и многое другое просто из благоговения. Только разная мера благоговения у всех и почему-то чаще всего православный считает что его мера самая правильная. Вот некоторые утверждают, что помазать больное место освященным маслом можно только специальной кисточкой, на крайний случай свечкой. Так что кайтесь кто мажет пальцем . Rooster пишет: Любая секта, кстати, возникала на почве придавания преувеличенной важности какому-нибудь одному моменту из церковной практики. А как же слова «10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» (Лука 16 глава) ? Значит нужно выяснить все досканально! Или моменты из церковной практики не имеют отношения к этому "малому", о котором писал апостол, а так как к "многому" они точно отношения не имею, значит не имеют отношения вообще к ........ ( )

Rooster: Ockam пишет: А как же слова «10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» Речь там совсем не о моментах церковно-обрядовой практики, а о неправедном богатстве. "И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. 10Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. 11Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? 12И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?" Рассматривать эти слова Евангелия применительно к тому, к чему они не имеют отношения - значит становиться в логические русло тех самых "сопунов", слово в слово выучивших текст псалма, но не потрудившихся его осмыслить. Значит нужно выяснить все досканально! Что же именно выяснить? Церковь нигде и никогда соборно не постановляла правил об использовании освященной воды. Стало быть, в данном конкретном случае предел доскональности существует. И пытаться уйти за этот предел - значит выйти за границы церковного сознания. Можем ли мы досконально выяснить, когда на Литургии хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа? Такая полемика существовала в церковной истории. На этот вопрос ответа нет. Нет ответа и на множество других вопросов, касающихся ритуально-обрядовой практики. И это совсем не значит, что эти вопросы являются тем "малым", о чем сказано в 16 главе Евангелия от Луки. В Русской Церкви в средние века стало принято освящать иконы - эта практика антиканонична. Что же, все люди, которые освящают иконы, не верны "в малом"? Существуют соборные постановления, не позволяющие человеку становиться пресвитером до достижения 30-летнего возраста. Заметим: соборные постановления! Это будет повыше, чем местные традиции отношения к освященной воде! И что же? Кто соблюдает эти соборные правила? Никто. Значит ли это, что несоблюдающие их (а к таковым относимся и мы, прибегающие к участию в богослужении с участием неканонично пославленных пресвитеров) неверны "в малом"? И самое главное, что за этим следует? Человек лишается чего-то у Бога?

Indie: Rooster пишет: А я имею в виду, что Церковь таковых теорий не содержит. То есть святости в воде нет? Ведь кто если не Церковь должна знать о наличии или отсутствии святости в воде.

Rooster: Indie пишет: То есть святости в воде нет? А можно дать определение святости? Ведь кто если не Церковь должна знать о наличии или отсутствии святости в воде. Не уверен...



полная версия страницы