Форум » Богослужение » Vote: Имеет ли крещенское купание религиозное значение? » Ответить

Vote: Имеет ли крещенское купание религиозное значение?

osta: Утащила опрос и тему из сообщества Устав, но интересно, что думают наши форумчане. Имеет ли крещенское купание религиозное значение? Вот такой, пусть провокационный, вопрос :) Как вы думаете? Голосуем и отвечаем в комментариях.

Ответов - 80, стр: 1 2 3 All

Indie: Rooster пишет: А можно дать определение святости? Дабы не ходить вокруг да около, скажу что я думаю. Я не верю ни в какие невидимые свойства какой бы то ни было материи. Другими словами святая вода точно такая же по свойствам как и обычная, и никаких ни видимых, ни невидимых свойств у нее нет. Однако использование святой воды - это некая значимая для отношений человека с Богом система знаков. Как молитва - это некий сигнал от человека Богу, как зажжение свечи в храме, как использование воды. Используя воду, человек дает знак Богу о своих намерениях, и Бог поступает сообразно правилам Его вмешательства в жизнь человека.

Rooster: Indie пишет: Я не верю ни в какие невидимые свойства какой бы то ни было материи. А как, на твой взгляд, это соотносится с верой Церкви?

Костя: Rooster пишет:А можно дать определение святости?Могу дать определение святости по отношению к человеку: Святость - это угождение Богу. Что такое святость по отношению к неживым, материальным предметам - вопрос, конечно, интересный... Может быть это место/предмет, к которым Бог прикоснулся?


Rooster: Костя пишет: Может быть это место/предмет, к которым Бог прикоснулся? Или же вещи/места/предметы, посвященные человеком Богу.

Костя: Rooster пишет:Речь там ... о неправедном богатстве.Вадим, речь в 16-й главе Евангелия от Луки формально действительно идёт как бы о богатстве, по крайней мере - это буквальное толкование. На самом деле смысл там глубже и шире. Мы, как и многие другие христиане, никаким богатством не обладаем, однако, чувствуем, что эти слова Иисус обратил к нам. Может быть Он хотел дать нам модель правильного поведения и отношения к материальным вещам?

Rooster: Конечно же, Христос дал образец правильного поведения. Но в этот образец, думаю, не входят инструкции по применению освященных предметов.

VM: Религиозное, как связь с Богом - конечно, раз уж вода освящена, а купающийся прибегает с должным расположением. Другой вопрос - нужно ли обязательно в прорубь лезть или достаточно попить да лицо помыть. Купание людей можно понять, хотя некоторые священники и не благословляют купание в иордани. Я на Крещение ни разу не купался, но люблю, при случае окунуться в святом источнике, так как это создаёт особое умиротворённое мироощущение. Как-то получать положительные эмоции нам необходимо. Наличие Таинств - не контраргумент, так как не все к ним могут прибегнуть. Интересно другое: как появилась практика освященния источников? Ведь далеко не всегда источники освящаются в результате особого Божественного промысла? Возможно, это облагороженная традиция ритуальных омовений (иудейских, например), или забота об уже известных в народе природных целебных источниках? Если кому-то вопрос покажется провокацией, прошу извинить.

Rooster: VM пишет: Наличие Таинств - не контраргумент, так как не все к ним могут прибегнуть А почему не все?

Rooster: VM пишет: Интересно другое: как появилась практика освященния источников? А что это за практика? В чем она заключается?

VM: Rooster пишет: А почему не все? См. назначение агиасмы, которое Оста привела. Rooster пишет: А что это за практика? В чем она заключается? Практика налицо, так как источников полно. В чём заключается - искать не буду, прошу ответить тех, кто в курсе, если это поможет разобраться в вопросе.

Fidel: Indie пишет: Однако использование святой воды - это некая значимая для отношений человека с Богом система знаков. Как молитва - это некий сигнал от человека Богу, как зажжение свечи в храме, как использование воды. Используя воду, человек дает знак Богу о своих намерениях, и Бог поступает сообразно правилам Его вмешательства в жизнь человека. Интересное предположение. Если также вспомнить вашу цитату из недавней горячей темы: Indie пишет: К примеру мой интерес (к религии - прим. Fidel) всегда был построен на рассуждении, а зачем Богу все это нужно, все эти игры в людей (отсутствие Бога я почти никогда не рассматривал даже как гипотезу). Интересная мыль. Тогда зачем, на ваш взгляд, Богу все эти игры нужны, если Господь знает все, что было, есть и будет. Например: Господь знает будущее человека, спасется он или нет. Если нет, зачем тогда Он посылает человеку скорби, если знает, что они не приведут к спасению? В чем тут игра и зачем она? Про знаки - если я не ставлю свечу, а молюсь внутренне - это тоже знак? Или вы о видимых знаках? Если возможно, поясните.

Indie: Fidel пишет: Например: Господь знает будущее человека, спасется он или нет. Если нет, зачем тогда Он посылает человеку скорби, если знает, что они не приведут к спасению? В чем тут игра и зачем она? Кстати хороший коан для размышлений. Мы приписываем Господу человеческую способность "знать". Человек может "знать", но его знание - это отражение его опыта в прошлом. Знать будущее человек не может, он может его предсказывать (кстати мозг устроен как устройство по предсказанию перцепций). А в отношении Бога что значит "знать"? Все эти "свойства" Бога начинающиеся со "все-", всезнание, всемогущество и т.п. - проекция человеческих представлений на Бога. Поэтому у меня очень большие сомнения правильно ли мы проецируем знание Бога о будущем. Знает ли Он все как будто про человека уже кино сняли или знает как потенциал вероятностных цепочек - в любом случае учение о предопределении в его протестантском понимании сугубо антихристианское по духу.

Ockam: Татьяна З. пишет: А Святой Дух лучше все-таки искать в других местах Вроде невинное замечание, но вот дуюсь на вас уже второй день, ничего не могу поделать. Для меня подтекст фразы звучит что в отличие от вас, я копаюсь в нечистотах, причем фраза носит ещё и поучительный оттенок. А плюсик я Вам поставила в надежде что обида пройдет, а она зараза не проходит , вот пишу в надежде с ней попрощаться (с обидой)

Татьяна З.: Ockam пишет: Вроде невинное замечание, но вот дуюсь на вас уже второй день, ничего не могу поделать. Для меня подтекст фразы звучит что в отличие от вас, я копаюсь в нечистотах, причем фраза носит ещё и поучительный оттенок. Только что прочитала Ваше сообщение и ни за чтобы не подумала, что этот полушутливый ответ может привести к обиде Зря Вы себе все это надумали, потому что я вспомнила, как в древности спорили о святости нечистот святых - и я даже не стала читать ответ, настолько не интересно. Мало того, не интересно, и даже оно ведь ни мне, ни Вам не нужно и не полезно- с любым ответом "да" или "нет" - это ни каплю не даст пищи ни уму, ни сердцу... Мне понравился сегодня встреченный пост одного священника: "Как то, один еврей, мой друг, мне открыл «тайну» воспитания детей, в еврейской семье. Эта тайна из трех частей: Ни когда перед людьми, не выставляй свои недостатки Никогда не спорь с обслуживающим персоналом Ни когда не смотри на помойки" http://mixmaxov.livejournal.com/55798.html Вы скажите, тоже носит поучительный оттенок? Увы, на форуме КАЖДОЕ слово можно, если захотеть - найти поучительным - потому что мы высказываем свое мнение. Вот если я сказать, что : "Я думаю, Вам не следует искать Св. Дух в нечистотах" - тгда это было бы какое-то указание - и то вполне допустимое на форуме. Право же, не стоит обижаться на то, чего нет, тем более Ваша личность там в этой фразе вообще не задета. Но если Вам будет легче, и Вы перестанете обижаться - я прошу прощения

Ockam: Вам не за что просить прощения, Вы не виноваты в том, что не всегда можете по доброму выражать свои мысли или я их не по доброму понимать, ведь в сердце не заглянешь и не скажешь с какими намерениями человек говорит или понимает. а потом, можно оскорбить человека прямо не оскорбив, как и сделать комплимент не сделав его явно и порой для этого не нужно злых намерений, можно просто нечаянно наступить на больную мозоль. Татьяна З. пишет: Мало того, не интересно, и даже оно ведь ни мне, ни Вам не нужно и не полезно- с любым ответом "да" или "нет" - это ни каплю не даст пищи ни уму, ни сердцу... Не решайте за меня что нужно и полезно, а что нет, так как само понятие нечистот для меня носит философский характер. Некоторые святые бомжевали, есть которые не гнушались жить на помойках и т. д. , т.е. они не гнушались нечистот. Сразу говорю, пока не заклевали, грязь бывает материальная, а бывает другая (духовная, моральная), говорим о физической. А относительно второй я с Вами согласна. кусочек из рассуждений одного священника: как бы не выглядел страшно мусор, для Господа, ведь, нет «нечистой» материи И для меня действительно важен вопрос, так как надоели прения с родственниками: Остается ли св.вода святой, если она испортилась?

Татьяна З.: Ockam пишет: Вы не виноваты в том, что не всегда можете по доброму выражать свои мысли очень прошу - покажите, как эту мысль можно выразить по-доброму: А Святой Дух лучше все-таки искать в других местах

Ockam: Я устраняюсь от обсуждения с Вами (не вижу смысла продолжать прения) Кто-нибудь, ответьте пожалуйста на мой вопрос!

Indie: Ockam пишет: Остается ли св.вода святой, если она испортилась? Я не верю в святость, как свойство присущее воде, поэтому вода как вода, конечно она может испортиться.

Ockam: Чин великого освящения воды одинаковый в храме и на реке? (из этого можно сделать интересные выводы)

osta: Ockam пишет: Остается ли св.вода святой, если она испортилась? Ксюш, специально для тебя, дублирую отрывок из статьи о. Андрея Дудченко: osta пишет: Любое освящение, совершаемое Церковью, никогда не является видимым, «физическим» чудом, своего рода превращением, которое можно «пощупать» и доказать. Можно ли провести какие-то лабораторные анализы или исследования, которые «докажут» некоторые изменения вещества, или нет – не должно волновать верующего. Можно даже сказать, что ожидание или поиски подобных «изменений» часто рассматривались Церковью как богохульство и грех. Ведь не для того пришел Христос, чтобы «естественную материю» заменить какой-то «сверхъестественной», или «освященной». Сын Божий воплотился для того, чтобы открыть нам путь к соединению с Богом. И Он возвращает материи ее изначальное свойство – служить средством такого единения. Таким образом, вода крещения – вода великого освящения – является святой, то есть становится местом присутствия Христа и Святого Духа. Свойства, внешние, воды тут не при чем. Вода, конечно, остается освященной, независимо от того, чистая она или грязная, с примесями и т.п. У меня дома стоит крещенская вода, с прошлого года. Там, естественно, осадок. Ну и что? Почему вода должна быть внешними качествами особой? После крещения - воду, освященную той же молитвой, что и на Богоявление, выливают в непопираемое место. Вода, естественно, нечистая, и ее не пьют, там омывали тело крещаемого, но она святая. По аналогии и хлеб и вино, после преложения их в Тело и Кровь Христовы не становятся особенно вкусными на вкус, речь идет о невидимых свойствах, Они остаются на вкус такими же, как и аналогичные хлеб и вино, но суть в Них иная, это уже Тело и Кровь Спасителя.

Ockam: osta, это объяснение мне кажется очень разумным, но воду освящают каждый год, если она остается святой, зачем освящать повторно и повторно из года в год? у меня только одно объяснение, что когда священник освящает воду на реке она освящается не полностью в реке, а на определенном диапазоне погружения креста в воду, потом смешиваясь с другими водами со временем теряет святость. (В случае даже если вся река освящается, она все равно смешивается с другими водами) но это противоречит мнению, что если добавить каплю святой воды в воду, вся емкость освящается

Fidel: В тему: http://www.inopressa.ru/article/22Jan2010/lemonde/epiphanie.html

osta: Ockam пишет: это объяснение мне кажется очень разумным, но воду освящают каждый год, если она остается святой, зачем освящать повторно и повторно из года в год? Если продолжить аналогию с таинствами, скажем, после таинства Крещения, каждый человек освящается, в т.ч. омывшись святой водой. Казалось бы, больше ничего не надо, теперь человек освятился. Ан нет, проходит время, и человек подходит к таинствам Покаяния и Евахристии. И тут, казалось бы, зачем причащаться регулярно и часто? Ну, соединились мы раз со Христом, освятились, и ладно? И теперь мы на всю жизнь святы? Мы причащаемся, чтобы соединиться со Христом и Церковью и чтобы исцелить от грехов душу и тело. Даже люди праведной жизни, такие, как о. Иоанн Кронштадтский, причащались часто. И если уж совсем практически рассуждать, обычно материальные предметы переосвящают, когда они подверглись осквернению. Например, алтарь и престол будут вновь освящать в таком случае. Так и водоемы, ну, они же элементарно смешиваются периодически с нечистотами, с продуктами жизнедеятельности человека, животных, промышленными отходами. Поэтому, логично, что через год можно заново освятить водоемы. И еще, мне кажется, здесь главный акцент все же должен быть не на свойствах материи, а на Боге и на связи нашей с Богом, т. к. именно Бог по нашей молитве освящает ЛЮБУЮ материю. Так, в экстремальных ситуациях можно крестить не освященной Великим чином водой, а просто водой, слюной или даже песком. И главное здесь не свойства воды, а Бог, который нас по нашей молитве к Нему через материальные средства очищает, исцеляет, поддерживает, питает…..

Ockam: Спасибо за такой подробный ответ! Выходит что святость не физическое свойство св.воды, вопрос опять напросился - если есть вода со свойством святость, значит может быть вода с противоположным не физическим свойством, припоминается фраза: "заговоренная вода"

osta: Попалось в жж в тему. Маразм мороз крепчал, люди с воплями и гиканьем ныряли в прорубь... «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем». (С.В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2) http://adam-a-nt.livejournal.com/89337.html

osta: И еще: «Православная Церковь не содержит никакого учения о физических или химических процессах, происходящих в святой воде в праздник ли Крещения или при совершении водоосвящения. Совершенно в иной плоскости бытия находится воззрение Церкви на святую воду, и не в том состоит наше пред ней благоговение, что она меняет заряд ионов либо катионов или какие-то в ней начинаются необычные молекулярные, атомные физические или химические процессы. » http://www.taday.ru/vopros/20162/238821.html

Ockam: разные свойства воды: - физические (чистая, грязная, с примесями солей, дистиллированная и т.д.) -не физические (святая вода, обычная вода) разные состояния воды: -твердое, -жидкое, -газообразное Куда можно отнести заговоренную знахарками, колдунами, так называемую "порченную воду" или такой воды не бывает?

osta: Ockam пишет: Куда можно отнести заговоренную знахарками, колдунами, так называемую "порченную воду" или такой воды не бывает? Я знаю одно, Православная Церковь учения о "порченной" или "заколдованной", или "заговоренной" воде не имеет.

Rooster: Интересно, что данный абсурдный антонимический ряд можно продолжить - и будет виднее его абсурдность. Если есть освященная вода - должна быть "заговоренная" вода. Если есть святые мощи - должны быть "антимощи". Если есть святое причастие, то должно быть "антипричастие". Знахари, колдуны - люди, сознание которых в очень значительной степени подвержено суеверию. То, что исходит из их уст, - ложь.

Ockam: osta пишет: Если есть освященная вода - должна быть "заговоренная" вода. Если есть святые мощи - должны быть "антимощи". Если есть святое причастие, то должно быть "антипричастие". Вполне допускаю, что такое может быть, у сатанистов например. Православная литература в изобилии содержит истории, поучении о материальных вещах, в которых сидят бесы Ссылка на порченную икону Эх, времени нет поискать что-то позабористее. P.S. Популярно мнение, что вещи обязательно перед тем как одеть нужно крестить, а так же место на которое садишься и т.д. в том же духе. Зачем? Чтобы отогнать бесов которые в них или на них могут сидеть. Многие с той же целью крестят еду и питьё (ВОДУ).



полная версия страницы