Форум » Богослужение » Vote: Имеет ли крещенское купание религиозное значение? » Ответить

Vote: Имеет ли крещенское купание религиозное значение?

osta: Утащила опрос и тему из сообщества Устав, но интересно, что думают наши форумчане. Имеет ли крещенское купание религиозное значение? Вот такой, пусть провокационный, вопрос :) Как вы думаете? Голосуем и отвечаем в комментариях.

Ответов - 80, стр: 1 2 3 All

Rooster: Ockam пишет: Вполне допускаю, что такое может быть, у сатанистов например. Вот-вот. И в первом, непародийном случае, ты разделяешь их логику. Православная литература в изобилии содержит истории, поучении о материальных вещах, в которых сидят бесы Такой православной литературы не существует. Сайт "Параклит", приведенный по ссылке, является информационным органом самочинной ХИПЦ. Возможно, даже не официальным ее органом, а информационным ресурсом некоего "о. Серафима Медведева". Большая просьба проверять ссылки на принадлежность к православным церквям. А то много кто горазд назваться ныне православным... Бренд-то раскрученный. Эх, времени нет поискать что-то позабористее. Интересно, что значит "позабористее"? Будем соревноваться в абсурдности представлений? Это ли подобает христианам? Популярно мнение, что вещи обязательно перед тем как одеть нужно крестить, а так же место на которое садишься и т.д. в том же духе. Крайне популярно мнение, что в храме нужно становиться под купол - "энергетики больше". Вопрос: среди кого популярно? "Популярностью" ни в коем случае нельзя определять православность мнения. Зачем? Чтобы отогнать бесов которые в них или на них могут сидеть. Естественно. Однако этот взгляд - целиком из области суеверий. Он не имеет основания в Священном Предании Церкви. Многие с той же целью крестят еду и питьё (ВОДУ). "Многие" гадают на святках. Только следует ли из этого что-то?

osta: Ockam пишет: P.S. Популярно мнение, что вещи обязательно перед тем как одеть нужно крестить, а так же место на которое садишься и т.д. в том же духе. Зачем? Чтобы отогнать бесов которые в них или на них могут сидеть. Ксюш, мне еще кажется, что в таких вопросах можно руководствоваться аналогией по вопросам с идоложертвенным: 1Кор.8:4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. 1Кор.8:7 Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. 1Кор.8:10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 1Кор.10:19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? 10. 1Кор.10:28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Т.е. смысл такой, если с нами Бог, то чего нам бояться/опасаться? Можно есть без рассуждения и лишней мнительности/подозрительности, как было в первохристианские времена, когда у христиан были сомнения, можно ли покупать мясо на рынке, не является ли оно идоложертвенным. И апостолы дали совет: ешьте без сомнения. Но если кто-то специально оговаривает, что это идоложертвенное, то лучше воздержаться от вкушения ради немощного ближнего, чтобы его не соблазнить. А вообще, все это, что ты описываешь, это суеверия, т.е. суетная вера, она идет от маловерия, недостаточного упования на Бога и веры в то, что какие-то колдуны, гадалки, сатанисты сильнее Бога.

AleBuAle: Ockam пишет: Православная литература в изобилии содержит истории, поучении о материальных вещах, в которых сидят бесы Вот для чего и нужна катехизация - чтобы не путать "бабьи басни" и откровенный оккультизм с православием.


Ockam: Rooster пишет: Вот-вот. И в первом, непародийном случае, ты разделяешь их логику. Относительно «испорченной» воды, я ничего не утверждаю, но и ничего не отрицаю, просто не знаю. Мои знакомые православные держаться разных мнений. Вот очень интересное: Вода способна впитывать и хранить информацию, если например, взять воду которая стоит в баре, где все ругаются матом и воду которая стоит в консерватории, их структура будет разная. Вода, которая стоит в храме и впитывает позитив от молитвы, несет положительную информацию, вода из бара отрицательную. К "анти-причастию" могу отнести фактически любой смертный грех. Сатанисты на своих шабашах как раз и грешат, чтобы соединиться со своим богом который есть всемирное Зло. Rooster пишет: Большая просьба проверять ссылки на принадлежность к православным церквям. А для этого есть ты. К сожалению нет у меня времени, чтобы найти те отрывки из православной литературы что попадались мне на глаза раньше и как раз шокировали своей абсурдностью, но как только будут встречаться, буду выкладывать на форуме. Rooster пишет на мою фразу "Популярно мнение, что вещи обязательно перед тем как одеть нужно крестить, а так же место на которое садишься и т.д. в том же духе. " цитата: Крайне популярно мнение, что в храме нужно становиться под купол - "энергетики больше". Вопрос: среди кого популярно? Эх, приглядись на службе в храме, обязательно будут прихожане которые крестят лавочку на которую присаживаются, крестят место на полу куда опускаются на колени, крестят свои вещи, перед тем как взять их в руки. Есть распространенное мнение что при зевании надо крестить рот, чтобы туда не залетел какой-нибудь бес, я не скажу что выполнение сего действия я вижу постоянно, но с завидной периодичностью у людей в храме замечала (в основном это бабушки и монашествующие). И зачем сравнивать это с гаданиями на святках? Это несопоставимые вещи по своей распространенности в среде православных. Что гадания грех это трубят почти везде, а в чем грех что человек перекрестил вещь? Что бесы существуют это знает почти каждый православный, что они вселяются в людей, животных. А то что они могут сидеть на вещах или в вещах – этому научат в храме прихожане, подтверждения этому можно найти в православной литературе. Rooster пишет: Такой православной литературы не существует. Если литература продается в храме, имеет благословение какого-нибудь епископа, она уже считается православной. В ней могут содержаться вещи не относящиеся к истинному православию, но считаться православной книгой она все равно будет. И эти книги читают прихожане, которые в них находят подтверждения ,как ты говоришь, суевериям. Да я только недавно узнала что жития святых – это спорная литература. Её читать рекомендуют священники на начальном этапе! Т.е. когда человек нулина в православии, он оттуда черпает информацию из которой делает соответствующие выводы. А если это суеверия, то где официальные опровержения? Может они и есть, только я их не встречала. Например, опровержение мнения, что свечи можно передавать только правой рукой встречалось достаточно часто. А относительно «бесомании» не помню такого. Наоборот, книги про них продаются в книжных лавках, конечно часто священники не рекомендуют их читать на «первых порах». Зато рекомендуют жития святых и другие книги. Какие-нибудь «Наставления монахини Серафимы» или «Советы игумена Д.» могут содержать весьма похожие вещи с тем что ты называешь суеверием.

Ockam: osta пишет: Т.е. смысл такой, если с нами Бог, то чего нам бояться/опасаться? Опасаться попущения Божия. В основном им и пугают. Проще говоря, если ты будешь есть идоложертвенное, пренебрегать крестным знамением, смотреть неподобающие вещи по телевизору и тд. и тп. бесы над тобой поглумяться. Не потому что они сильнее, а потому что Бог им это попустит.

Ockam: AleBuAle пишет: Вот для чего и нужна катехизация - чтобы не путать "бабьи басни" и откровенный оккультизм с православием. У меня создалось впечатление, что в первую очередь катехизация необходима как раз тем, кто такие спорные книги пишет и кто их продает в церковных лавках.

BrainStorm: Ockam пишет: Вот очень интересное: Вода способна впитывать и хранить информацию, если например, взять воду которая стоит в баре, где все ругаются матом и воду которая стоит в консерватории, их структура будет разная. Вода, которая стоит в храме и впитывает позитив от молитвы, несет положительную информацию, вода из бара отрицательную.Я считаю, что это чистейшей воды магизм. Если Тело и Кровь Христова по учению Церкви не меняют своих материальных свойств, то что же говорить о воде? А верить псевдонаучным исследованиям - только на смех противникам Церкви. Ockam пишет: Что бесы существуют это знает почти каждый православный, что они вселяются в людей, животных. А то что они могут сидеть на вещах или в вещах – этому научат в храме прихожане, подтверждения этому можно найти в православной литературе.Я для себя решил эту проблему так: христианину дана власть наступать на змия, пить яд и т.п. Неужели ему надо бояться бесов? Если христианин ищет воли Божьей, причащается регулярно, то чего ему бояться? Кто сильнее бесы или Бог? Бес не войдет в человека, если Господь не попустит. А если Господь попустит, неужели я смогу уберечься, "перекрыв все дыры", перекрещивая все на мой взгляд возможные пути прохода? Разве бесу нужен открытый рот или лавка, на которую надо неприменно сесть? Выходит он из людей не через рот или лавку, или съеденый пирожок, так почему входить должен ограниченным образом? Не является ли это маловерие: бояться бесов? Понятно, что "не искушай Господа Бога своего", но мера должна быть.

BrainStorm: Ockam пишет: Проще говоря, если ты будешь есть идоложертвенное, пренебрегать крестным знамением, смотреть неподобающие вещи по телевизору и тд. и тп. бесы над тобой поглумяться. Не потому что они сильнее, а потому что Бог им это попустит.Что такое пренебрегать "крестным знамением"? Если крестить абсолютно все, даже проходящих мимо людей - это перебор? Если нет, то где же середина? Господь попустит за грех. Грехи надо в себе искоренять. "Пренебрежение крестным знамением" - имхо, это не грех. Впрочем, если есть желание, можно разобрать частные случаи. Далее. Как Господь попустит войти бесу? Ведь беснование - это почти самое ужасное, т.к. в таком состоянии невозможно покаяться (пока бес не выйдет). Неужели любящий Господь будет применять эту меру по любому пустяку? Надо бояться греха, а не наказания за него. Грех надо искоренять, а не грешить, пытаясь избежать наказания. Я думаю, что Господь скорее попустит войти бесу в "халявщика", который с грехом не борется, зато от вхождения беса страхуется перекрещиванием всего и вся.

Rooster: Ockam пишет: Относительно «испорченной» воды, я ничего не утверждаю, но и ничего не отрицаю, просто не знаю А Церковь однозначно утверждает: "испорченной" воды не существует. Если для тебя имеет хоть какое-то значение учение Церкви, а не "знакомых православных", то стоит задуматься. Иначе - где можно найти учение Церкви о существовании "испорченной" воды? Мои знакомые православные держаться разных мнений. Возможно, стоит спросить: знакомы ли они с учением Церкви по этому вопросу? Если опрашивать знакомых православных, как это делал, например, самарский пресвитер Максим Кокарев, то можно обнаружить наличие среди них всех возможных типов еретиков: ариан, несториан, монофизитов, монофелитов, монархиан, да и просто язычников... Стоит ли заниматься опросом людей, не желающих знать учение Церкви? Не лучше ли приникнуть к живительному источнику знаний о вере, подаваемому в Писании и соборных определениях? Ockam пишет: Вот очень интересное: Вода способна впитывать и хранить информацию, если например, взять воду которая стоит в баре, где все ругаются матом и воду которая стоит в консерватории, их структура будет разная. Вода, которая стоит в храме и впитывает позитив от молитвы, несет положительную информацию, вода из бара отрицательную. Чем же интересен этот оккультный бред? К "анти-причастию" могу отнести фактически любой смертный грех. Где Церковь учит об этом? Сатанисты на своих шабашах как раз и грешат, чтобы соединиться со своим богом который есть всемирное Зло. Бога - всемирного зла - не существует. Христиане веруют в Бога - Вседержителя, сотворившего мир, и исповедуют, что Бог есть Любовь. В какого бога веруешь ты? К сожалению нет у меня времени, чтобы найти те отрывки из православной литературы что попадались мне на глаза раньше и как раз шокировали своей абсурдностью, но как только будут встречаться, буду выкладывать на форуме. А не лучше ли выкладывать четкие определения того, во что нужно верить христианину? Кто мы - люди, желающие быть членами Церкви или этнографы, исследующие народные суеверия? Есть распространенное мнение что при зевании надо крестить рот Ну вот - опять этнография. На чем мы основываемся в вере: на поведении суеверных "прихожан", которые неизвестно во что верят, или на уставах Церкви? Устав, кстати, предполагает изображение на себе крестного знамения гораздо реже, чем принято в нынешней "приходской практике". Например, на ектенийных прошениях по Уставу оно не полагается. Не полагается и во многих других местах. Это несопоставимые вещи по своей распространенности в среде православных. Что гадания грех это трубят почти везде, а в чем грех что человек перекрестил вещь? Грех - в наличии при этом магического сознания. Если литература продается в храме, имеет благословение какого-нибудь епископа, она уже считается православной. Ни в коем случае. Множество грифов "По благословению" носят подложный характер. Цензура в РПЦ только-только начинает вводиться, и будущий механизм ее действия пока неясен. О книгах, просто продающихся в храме, просто смешно говорить. В храмах продаются и оккультные опусы В. Вейника, и апокрифы из серии "Православные чудеса", и антисемитские книжонки К. Душенова, подписанные именем митрополита Санкт-Петербургского Иоанна... Если пойти дальше согласно логике "продаётся в храме - значит, православно", можно было бы утверждать: "все, кто посещают православный храм, являются православными". Но это же полный абсурд! Немалое количество людей с оккультно-языческим сознанием посещают храмы. Да я только недавно узнала что жития святых – это спорная литература. Даже конкретнее: сказочная. Её читать рекомендуют священники на начальном этапе! А вот это совсем не в тему: что за статус авторитетности такой "рекомендуют священники"? Церковь такого статуса авторитетности не знает. Определения Вселенских и Поместных соборов - да. Номоканон и Типикон - да (но последний с оговорками, в силу его соборной неутвержденности). А вот "рекомендация священника" - такого просто в вероучении Церкви нет... Если есть, то где? А если это суеверия, то где официальные опровержения? Если я поверю в силу своей бурной фантазии, что одновременным зажжением 33 свечей, погруженных каждая в отдельный стакан с освященной водой, я освящаю 33 женщины, совершившие аборт, нужно ли мне будет через какое-то время ждать официального опровержения этого суеверия? А относительно «бесомании» не помню такого. Предлагаю сначала поискать четкое опровержение веры в 33 освящающие аборт свечи. Наоборот, книги про них продаются в книжных лавках Этот аргумент уже разобрали. Причина продаж - коммерция; к вероучению Церкви никакой привязки здесь нет. часто священники не рекомендуют их читать на «первых порах». Этот аргумент тоже разобрали. Крутится-то всё вокруг "бабушка перекрестила стул" и "батюшка советовал". Неужели ничего более серьезного в бытии Церкви для тебя не существует? Какие-нибудь «Наставления монахини Серафимы» или «Советы игумена Д.» могут содержать весьма похожие вещи с тем что ты называешь суеверием. Неужели неясен нулевой статус этих источников с точки зрения вероучения? Или для тебя всё одинаково: и определение Поместного собора, и суеверное бормотание дежурной по третьему подсвечнику слева?

osta: * * * [Jan. 28th, 2010|10:47 am] shumilov Новость недели: В Иркутске уже 269 человек отравились святой водой, загрязненной стоками и омывающей могильники. подробнее здесь: http://newsru.com/arch/russia/26jan2010/sacred_water.html Отсюда неизбежно следует один из множества теоретически возможных выводов. Например (в порядке возрастания радикальности): - Освящаемая субстанция (вода, елей, вино и т.д.) в процессе освящения приобретает новые свойства, однако собственно материальная составляющая ни в коей мере не изменяется; - Церковные таинства недействительны, или действенны лишь при соблюдении неких достоверно неизвестных условий; - Православие не является истиной; - Бога нет. Я выбираю, разумеется, первый вариант, однако из него, в свою очередь, следуют другие важные выводы, будучи при этом совершенно, впрочем, очевидными. В частности, о недопустимости причащения общей лжицей. http://shumilov.livejournal.com/247589.html

Ockam: osta пишет: Я знаю одно, Православная Церковь учения о "порченной" или "заколдованной", или "заговоренной" воде не имеет. Rooster пишет: А Церковь однозначно утверждает: "испорченной" воды не существует. Rooster пишет: Иначе - где можно найти учение Церкви о существовании "испорченной" воды? Т.е. если в православной Церкви нет учения о чем-либо, то значит этого не существует? Rooster пишет: Если для тебя имеет хоть какое-то значение учение Церкви, а не "знакомых православных", то стоит задуматься. Если рассматривать под знакомыми православными не просто знакомых, которые в храм ходят, но и тебя, а так же знакомых мне священников, получается единого мнения нет. Причем даже в среде всященников нет единого мнения (тебе это лучше известно, чем мне). Я не только про воду, вопрос более обширный.

Rooster: Ockam пишет: Т.е. если в православной Церкви нет учения о чем-либо, то значит этого не существует? Ну вопрос, думаю, риторический. Если рассматривать под знакомыми православными не просто знакомых, которые в храм ходят, но и тебя, а так же знакомых мне священников, получается единого мнения нет. Причем даже в среде всященников нет единого мнения (тебе это лучше известно, чем мне). Совершенно точно. Это говорит о двух вещах: о разном уровне знаний церковного учения у разных людей, а также о традиционном для православия "апофатизме", то есть непредпочтительности четких определений. В римо-католичестве четкость определений выше. Но здесь есть и обратная сторона: например, теория большого взрыва объявлена РКЦ соответствующей библейскому учению. Пройдет время - мнение РКЦ может измениться... А православие просто не высказывается соборно по таким вопросам. Я не только про воду, вопрос более обширный. Да, и с точки зрения этой обширности всё очень интересно выглядит. Кстати, сейчас будет готовиться катехизис РПЦ - католический принцип Патриарха Кирилла всё сильнее воплощается в жизнь. Это, думаю, хорошо: многое станет более конкретно сформулировано соборно.

VM: Rooster пишет: Кстати, сейчас будет готовиться катехизис РПЦ - католический принцип Патриарха Кирилла всё сильнее воплощается в жизнь. Это, думаю, хорошо: многое станет более конкретно сформулировано соборно. Помнится, священник Петр Мещеринов в своих лекциях по этому поводу высмеивал католический катехизис и его объём. Я думал, РПЦ сознательно не идёт на чёткую формулировку определений, что бы не заключать себя в не нужные рамки. Считается, что духовная жизнь так или иначе связана с особенностями религиозной концепции, на сама духовная жизнь на практике гораздо богаче и обширнее формул. В традиции православия - решать те или иные проблемы в контексте конкретной ситуации.

Rooster: VM пишет: Помнится, священник Петр Мещеринов в своих лекциях по этому поводу высмеивал католический катехизис и его объём. Мне кажется, до крайностей в этом, свойственных католичеству, у нас не дойдет. Но, возможно, некоторая степень упорядоченности нужна. Я думал, РПЦ сознательно не идёт на чёткую формулировку определений, что бы не заключать себя в не нужные рамки. Да и не только РПЦ, а вообще мировое православие как таковое. Только в этой стратегии всё же есть определенные минусы. Политика же Патриарха Кирилла достаточно уникальна. Посмотрим, что получится.

Ockam: Приходит человек к своему хорошему знакомому (приятелю) и делиться своими проблемами: Да вот, заболел, давно уже, ходил по врачам. Болит сбоку пальца, фигня выскочила какая-то, припухлость странная, вроде есть и вроде нет, и вот не пойму нормально это или нет. Вот примочки из чая делаю. Это нормально? В великой медицине об этом ничего не содержится. Все болезни которых там нет – не существуют. Иначе – где можно найти в медицине описание этой болячки? А вот некоторые мои знакомые которые и в больницы ходят и медициной интересуются думают по другому. Что, они врачи? Знакомы с медициной? Один хороший врач делал опрос больных, посещающих медицинские учреждения, так вот кто чем лечится: кто уринотерапией, кто касторкой все больные места мажет, кто отвары непонятных трав пьёт стаканами, кто и мух ест, ниточки с кузнечиками вокруг раны обвязывает. Стоит ли таких больных спрашивать? Не лучше ли обратить свой взор на великую медицину? Где медицина учит про примочки из чая? В какую медицину ты веришь? Мы не должны рассматривать народные средства лечения, только великая медицины сможет все решить. Разве можно верить что примочки из чая помогут или компрессы из сушеных кузнечиков? Ни в коем случае. А вот книжки купил в аптеке при больнице, лекарства, там другое написано…и про кузнечиков, и про то как яйцами ячмени лечить и т.д. Эти сочинилки не имеют отношения к медицине. Прежде чем мне тут дурацкие вопросы задавать сначала надо удостовериться что это относится к медицине. Так на этих книжках написано: Медицинский справочник, Травник, Лечебник. А на пузырьке с сушеными кузнечиками – лекарство от нагноения ран. Значит имеют они непосредственное отношение к медицине! Ни в коем случае. Это подлог. В аптеке могут продаваться и опасные для здоровья вещи. Если считать что все что «продается в аптеке – относится к здоровью, медицине», значит можно утверждать «все кто ходит в больницу – врачи». Это полный абсурд! Но есть врачи, которые, как Вы сказали, опасные для здоровья лекарства как раз и рекомендуют. Что это за статус авторитетности такой: «рекомендация врача»? В медицине такого статуса авторитетности нет. Вот, например, труды Бехтерева В.М., Боткина С.П., Склифосовского Н.В. есть, а такого – нет. А опровержений нет. А если будет мнение, что фекалии тараканов избавляют от всех болезней, Вы ими пользоваться будете? Для этого нужно опровержение от врача? Но зачем тогда ненужные в плане медицины и даже вредные вещи продаются? Причина продаж – коммерция, к лечению и медицине никакого отношения не имеет. А если кто использует и советует такие вещи, зачем слушать людей верящих в бред? Мне вот недавно один врач посоветовал варфарин использовать. А ты знаешь что варфарин – крысиный яд? Тебе врач порекомендовал? Да позже выяснилось, хорошо что не использовал, только купил. Вернулся в аптеку и спрашиваю зачем они его продают. На это заявили что я неправильно все понял, наверное у меня аллергия, возможно связанная с домашними животными или мышами. Вот мне врач и посоветовал избавиться от мышей! Что? На пузырьке и в инструкции не написано что варфарин – крысиный яд? А зачем? ведь каждый человек который интересуется медициной это знает! Вот видите? В общем, дорогой, Вы сами во всем виноваты – великую медицину надо знать!

Indie: Отлично написано, Ксюша, просто бесподобно!

Rooster: Бедные врачи... Бедные больные... У них нет того, что есть у христиан, - Евангелия. Это - ориентир. Не ориентирующийся на Евангелие обречен блуждать в поисках авторитетов и рекомендаций, пребывать в вечных сомнениях и неуверенности. Ориентирующийся же на Евангелие имеет уверенность в Боге, и народный магизм для него - ничто.

Леонид Рамзаев: На мой взгляд, купание в Крещение Господне имеет определенную религиозгую значимость только для человека верующего и понимающего суть происходящего. Суть праздника Крещения: 1) Новозаветное явление Троицы 2) Освящение неживой природы через погружение Спасителя в воды реки Иордан. Религиозная значимость купания нас в воде при таких значениях праздника Крещения, на мой взгляд, является неким неясным моментом и определяется каждым человеком самостоятельно. Вообще интересно подумать, а почему вообще мы купаемся в проруби. Ведь освящение человеку дано в таинстве Евхаристии иное, чем освящение неживой природы, более глубокое и более таинственное. Но при этом существует огромная популярность купания в крещенской воде. Рискну отметить, даже большая, чем участие в Евхаристии.

VM: Леонид Рамзаев пишет: Вообще интересно подумать, а почему вообще мы купаемся в проруби. Ведь освящение человеку дано в таинстве Евхаристии иное, чем освящение неживой природы, более глубокое и более таинственное. Но при этом существует огромная популярность купания в крещенской воде. На мой взгляд, это очевидно )) - доступность (халява): трудиться не надо (каяться, поститься, молиться...) и отвечать за благодать в такой степени не придётся - это, ведь, не таинство... Леонид Рамзаев пишет: Суть праздника Крещения: 1) Новозаветное явление Троицы 2) Освящение неживой природы через погружение Спасителя в воды реки Иордан. В контексте именно празднества, как времени особой радости, наверно, суть такая... А также в контексте купания в проруби. А вообще-то интересно, какая суть, если каждый праздник рассматривать как этапный в контексте Жертвы и Воскресения...

VM: Есть ещё такое мнение (откуда - не важно, как хотите), не знаю имеет или оно отношение к теме, это вопрос к специалистам: "Любое познание Бога сверхъествественно. Трансцендентное не познаётся ествественно, имманентно. Потому что иначе мы всегда рискуем в язычество впасть в какое-то. Все суеверия основаны на естественном богопознании, то есть редукции — сведении божественного, трансцедентного в мир — в имманентное. Во всех этих диверсиях, и во всех этих глупостях, аппелируют к разуму человека."



полная версия страницы