Форум » Дети и их воспитание » Воспитание подростков в вере » Ответить

Воспитание подростков в вере

osta: Мне кажется, очень важное осмысление, как говорить и вести себя в вопросах веры с подростками. Здесь уже нельзя навязывать и заставлять, т. к. люди уже достаточно взрослые, но как дать свободу и при этом сделать так, чтобы человек совсем не отошел от веры. Вопросы очень сложные и тонкие... Подростки. Самая трудная тема – любовь 19 января, 2010 Как объяснить подростку смысл обрядов? Как говорить с ним о посте? Когда родителям стоит жестко проявить свою волю? Что отталкивает детей от храма? Об этом и о многом другом мы разговариваем с игуменом Агафангелом (Белых), преподавателем Белгородской миссионерской духовной семинарии. [quote]- Какая, по-Вашему, самая трудная тема в общении с подростками? - Лично для меня самой сложной темой была, наверное, тема обязательности для верующего человека исполнения заповедей. Это касается и отношений супружеских, плотских и прочих. Ведь понятие нравственности молодыми не понимается правильно, оно совершенно размыто. А заповеди? Они тоже не действуют. Сама тема построения своей жизни по каким-то правилам –сложная тема. Как, впрочем, и тема любви. Сколько раз замечал – в разных аудиториях, когда начинаешь говорить о том, что любовь это, прежде всего, жертвенное служение, наталкиваешься на непонимание. Это для них является открытием. Вот, согнали с 4-й пары молодежь – поп пришел. Ты им говоришь: будем о любви говорить. Смотришь — вроде, оживились. Но когда начинаешь говорить, что любовь — это, прежде всего, готовность до смерти послужить другому, понимаешь, что это вне их мировоззрения. И это печально. Ведь любовь — это ключевое слово для Евангелия, для нашей жизни здесь определяющее. И если мы этого не будем осознавать и понимать, то все остальное – лагеря летние, концерты, журналы – бессмысленно. - Подростки часто воспринимают богослужения, как некий бессмысленный обряд. Говорят родителям: что вы ходите туда, зачем совершаете какие-то бессмысленные действия … - [more]Думаю, особо удачным может быть следующий подход. Прежде всего, необходимо, чтобы человек мог осознанно исповедоваться – с пониманием того, что каждый его поступок, в котором он кается, каждое его слово ставит барьер между ним и Богом, между ним и Царством Небесным. А исповедь — это тоже богослужение, Таинство, потому что это невидимое действие благодати Божией. И оно, как и Литургия, совершается у нас – так, у греков – иначе, в Африке совсем по-другому. Но это та же самая литургия, то же самое Тело Христово, которое люди принимают везде. Если родители смогут подняться над вот таким узким отношением, не зацикливаясь на внешнем и сумев все правильно и доступно объяснить детям, это принесет свои плоды, и такие вопросы будут задаваться все реже. - Если молодые люди все-таки приходят в храм, то зачастую смущаются, когда видят какие-то непонятные им действия, совершаемые прихожанами – поклоны, например. Человеку со стороны кажется, что если он сейчас не поклонится так же, не встанет туда же, то все – случится что-то страшное. Как ему себя вести? - Прежде всего, надо для себя определить два основополагающих принципа. Первое: не мешать остальным. Второе: смотреть, как это делают все, и стараться делать так же. - А если он не хочет на колени становиться? Он не переступил еще внутри себя какую-то такую грань, и не может это сделать вместе со всеми… - Если он не может встать на колени, то зачем ему это делать? Не нужно смущаться, что все стоят на коленях, а он нет — ничего страшного. Пусть себе тихонечко стоит в таком месте храма, где его видит меньше народу, и молится, как умеет… Вдруг кто-то впадет в грех осуждения: кто-то что-то скажет. Господь видит все наши помыслы — и желания, и смущения, и недоумения, и робость, и все остальное. Поэтому главное — стараться ходить перед Богом с душой открытой, и все. Это самое главное. - То есть можно сказать: если ты не хочешь, ты можешь не участвовать, можешь просто постоять в сторонке? - Да. Стой, молись, как умеешь. - Родители до определенного момента руководят практически всей жизнью детей: сделай уроки, убери у себя в комнате, потом иди гулять. В каком-то возрасте это делать уже нельзя, когда нужно дать ребенку возможность стать самостоятельным? - Во-первых, такое руководство, конечно, необходимо. То, что заложено, будет в самом начале жизни для ребенка, те отношения с родителями и послушание им, это останется на всю жизнь. Ведь тот, кто не имеет послушания своим родителям, не может иметь послушания Богу. А мы забываем об этом постоянно. Нужно так строить отношения с ребенком с самого раннего возраста, чтобы понимание было, уважение, любовь. Но не без строгости. Другое дело, что в какой-то период начинаются возрастные изменения, когда меняется отношение ко всему и вся. Хотя, оказывается, так бывает не у всех. Однажды я беседовал с одним моим знакомым священником на тему молодежи. Именно о том, что в 15-16 лет отрицают все. А он сказал мне: «Нет, батюшка, я этого не знаю, у меня такого не было. У нас семеро детей, мы жили хорошо, но такого не было!» Уверен, что нам необходимо уважать личность в ребенке. Ему важно признание. Ему важно, что к нему относятся уже не как к маленькому, и мы можем просить осознанного движения навстречу нашим желаниям. - А если, например, ребенок уходит из школы, родители могут надавить и сказать: нет, доучись? - Иногда, думаю, можно и надавить – в том, что касается базового образования, обучения. Есть не так много вещей, которые очень важно сделать. Родители несут ответственность за детей до их совершеннолетия и перед Богом, и перед законом. Хотя уточню – не надавить, а жестко предъявить свою позицию. - Пример: девочка предъявила родителям требование обеспечить ей Интернет круглосуточно, и заявила, что в школу ходить не будет… - Понятно, раньше же все давали, а теперь – что?.. Строить отношения уже поздно на каком-то здравом смысле. Мы очень сильно потерялись сейчас. Хорошо бы понять, что если мы последние 10 лет как-то не так себя вели, то за ближайшие 2 недели это не исправим. Вспомним Марию Египетскую, сколько лет она жила в грехе и сколько потом подвизалась в пустыне. Так же и в этом вопросе. Нам нужно настроиться, что и дальше придется с этим жить, но жить, пытаясь многое исправить. И прежде всего на Бога положиться. - То есть родителям нужно исправляться в первую очередь, а потом уже что-то требовать от детей? - А как же! Да, конечно. Чтобы что-то отдать, нужно что-то иметь, а чтобы иметь, нужно это приобрести. - Вот подросток воцерковился или процесс воцерковления уже идет. Но родители хотят, чтобы он быстрее начал «поститься – молиться – слушать радио Радонеж». Начинают давить на него: пошли с нами в храм – сегодня же воскресенье, не кушай сосиски – сегодня же среда… - Как часто мои знакомые сетуют: «Что ж такое творится! Саша, Маша, кто там у нас еще, опять пропустили службу воскресную… Как жить дальше?» Прежде всего, давайте не забывать о том, что если Саше-Маше, скажем, не 10 лет, а 16-17, то это человек, который в той или иной степени уже отвечает за свои поступки. В 18 уже доверяют автомат взять в руки. Вопрос другой. Сейчас выросло поколение детей, родившихся в начале девяностых, т.е. в период возрождения церковной жизни. Многие с детства с папой-мамой ходили в храм, учились в воскресных школах. А сейчас им по 18 лет, и их нет в храмах. Почему? Они выросли, и им открылся весь мир с его соблазнами. Должно пройти время, чтобы они вернулись в храм. Ведь у нас, взрослых, тоже был период открытия своей веры и Церкви. Пускай даже путем какой-то ломки себя, своих представлений. И мы знаем, что процесс воцерковления длительный. Начинается переоценка ценностей. Господь им открывается в таинствах, в молитве. Когда подросток все это имел с детства, как данность некоторую, ему трудно это оценить. Входя в этот мир с возрастом, он все больше и больше открывает какие-то другие ценности, с которыми ему надо что-то сравнивать. Поэтому отход здесь, может быть, даже неизбежен. Я бы советовал в этом случае дать какое-то время человеку почувствовать свое безбожие. Душа-то все равно будет болеть, она будет проситься обратно. Из-за протестного мышления какая-то часть подростков перестанет регулярно появляться на богослужениях, поститься, молиться и все прочее. И здесь, повторюсь, очень важно не давить! Невольник – не молитвенник. Молиться, конечно, за человека необходимо. Но очень важно, чтобы подросток понимал, знал и видел – родители переживают, но уважают его выбор. Нужно дать ему вот эту пустыню почувствовать. - Как быть, если ребенок спрашивает, почему именно столько раз нужно вставать на колени? Почему столько читать молитв? Почему не минус один или плюс один? - Можно по-разному отвечать. Например, первое, самое главное: такова традиция, усвоенная тем обществом людей, которое верует во Христа и идет с Ним ко спасению. И я доверяю вот этим людям. Мы можем молиться с воздетыми руками и безмолвно пребывать в духе Истины, но если у нас такая мысль начнется на самой первой стадии хождения в храм, это будет чистой воды прелесть, ложное духовное делание. Будет неверно, неправильно. Поэтому давайте сначала будем пользоваться традицией тех людей, которые опытно постигли правильное молитвенное делание. А оно, прежде всего, должно начаться с внешних каких-то действий, жестов и знаков, во-вторых, с соблюдения условленного уже порядка слов и предложений, которые были кем-то когда-то написаны. И чтобы молитвы вдохновили, мы должны обязательно добавить свои слова, чтобы у нас не было бессмысленного повторения, потому что Церковь живет Духом и смыслом. Вот так, поупражнявшись в таком виде молитвы, мы с вами можем потихонечку и дальше двигаться. Ведь если человек захочет научиться водить машину, он не сядет сразу за руль и не поедет. Он сначала выучит правила, составленные другими людьми. Затем обратится к авторитетному наставнику, который покажет, как сцепление выжимать, скорость переключать и проч. И только потом будет сам ездить, как захочет. Такая вот метафора. - Бывает, что родители пытаются все же заставить недавно воцерковленного ребенка поститься хоть как-то. Нам часто приходят письма с вопросом – можно ли ребенка подталкивать к посту или это должно быть только его решение? - Я думаю, это должно быть чисто его решение. Мне кажется, что для поста важно не какое-то там строгое выполнение предписаний пищевых, а сознательное стремление к очищению себя от какой-то страсти, от греха и, как следствие этого, ограничение себя в чем-то. Допустим, в интернете, в играх, в телевизоре. Ну, и может быть в каких-то вкусностях тоже. Но главное, конечно же, чтобы это было сделано осознанно. Если для ребенка 10-2 лет, когда с ним вся семья постится, это может вообще пройти незамеченным, то для подростка 15-17 лет, который имеет свое мнение, это уже должно быть свое решение, решение осознанное. «Вася, ты собрался причащаться, ты должен приготовиться и молитвенно и телесно» – чтоб он все это понимал. Давить нельзя, нужно четко обозначать свое мнение. - А как молодым людям объяснять цель поста? - Поскольку у молодежи всегда завышенная самооценка (точнее, такие колебания — от завышенной до всех комплексов, которые есть) — конечно, как самосовершенствование, как улучшение себя, как личности. Я постигаю Бога, Господь хочет видеть нас такими белыми и пушистыми. И пост – такое специальное время, когда мы можем сугубо постараться и сделать себя чуточку белыми и слегка пушистыми. Для этого нам нужна вера в Бога, доверие Ему и личное усилие воли. А оно как раз реализуется через ограничение себя в каких-то удовольствиях, которые нас обычно наполняют. - Отец Агафангел, а что может оттолкнуть юношей и девушек от храма, кроме этого болезненного перехода от детской веры к взрослой? - Ригоризм. Отсутствие любви во внешнем. Когда по нам не видно, что мы христиане – нет в нас света. Отсутствие любви между нами, христианами современными. Некая зашоренность политическими проблемами. А еще молодому человеку всегда хочется ощущать себя частью чего-то. Даже когда его отторжение от семьи, от родителей бывает в пользу коллектива сверстников, для него важно ощущать себя частью чего-то большого, для него авторитетного. То, что молодой человек не может себя ощутить частью Церкви, это, мне кажется, один из главных факторов, который отторгает его от храма[/more].[/quote] http://www.pravmir.ru/podrostki-samaya-trudnaya-tema-%E2%80%93-lyubov/

Ответов - 37, стр: 1 2 All

Костя: osta пишет:Вот, согнали с 4-й пары молодежь – поп пришел. Ты им говоришь: будем о любви говорить. Смотришь — вроде, оживились.Сам против себя свидетельствует!

osta: Костя Костя, а почему ты решил, что это о. Агафангел согнал молодежь? Если тема интересна, советую прочитать все интервью. ;-)

Костя: Сгонял ли когда-либо Иисус народ насильственным способом ("добровольно-принудительно"), чтобы Его послушали, или они собирались к Нему сами? Сгонял ли Иоанн Креститель народ под дулами автоматов, штыками в спину и под лай собак к Иордану, чтобы крестить во оставление грехов, или они собирались к нему добровольно?


osta: Костя пишет: Сгонял ли когда-либо Иисус народ насильственным способом ("добровольно-принудительно"), чтобы Его послушали, или они собирались к Нему сами? osta пишет: Костя, а почему ты решил, что это о. Агафангел согнал молодежь?

Костя: osta пишет:Костя, а почему ты решил, что это о. Агафангел согнал молодежь? Если тема интересна, советую прочитать все интервью. ;-)Ничего я не решил! Я хотел сказать, что Христос (Любовь) и насильственный сгон народа - это не одно и тоже. Отцу Агафангелу - Бог Судья. Вообще, очень заманчиво согнать народ (подростков) стройными колоннами по 5 или 10 человек в ряду в "церковь", и чтобы вертухаи с собаками и автоматами наперевес шли по обе стороны колонны! А ответ на главный вопрос этой темы все хорошо знают: ТОЛЬКО СВОИМ ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ!

Татьяна З.: А я вот недавно узнала, что в нашей православной гимназии за ОТСУТСТВИЕ на литургии в воскресенье ставят в дневник двойку. Вот это самый антихристианский метод - чтобы отбить желание посещать службу:(

Rooster: Татьяна З. пишет: А я вот недавно узнала, что в нашей православной гимназии за ОТСУТСТВИЕ на литургии в воскресенье ставят в дневник двойку И исповедь там обязательна - даже для тех, кто не хочет исповедоваться. Такая дисциплинарная мера.

Татьяна З.: По-моего с этого и началось вырождение веры в России - с обязаловки... И к появлению вот этого околоцерковного русско-народного верования((((((((

Fidel: Rooster пишет: И исповедь там обязательна - даже для тех, кто не хочет исповедоваться. Такая дисциплинарная мера. А почему так обстоят дела? Ведь священноначалие данной гимназии должно понимать, что заставляя подростка делать что-либо, можно добиться только противоположного эффекта. Или не должно...?

Rooster: Fidel пишет: Ведь священноначалие данной гимназии должно понимать, что заставляя подростка делать что-либо, можно добиться только противоположного эффекта. Должно, да не хочет понимать. За образец берется русская гимназия дореволюционного периода. Там дело кончилось богоборчеством. Штука вся в том, что слепое копирование очень опасно...

Татьяна З.: Я только могу развести руками - почему так Но зачетное причастие, а также посещение церкви в погоне за хорошими оценками... Хотя понять можно: священники все делают с благой целью: обзванивают, спрашивают: "А зачем тогда в православную гимназию отдали ребенка?". Но я бы понимала, если бы ставили пятерки, но вот двойку за духовность - не могу понять

Fidel: Тогда вопрос такой. Если священноначалие не хочет понимать. А, например, мы считаем, что так действовать недопустимо. Можем ли мы повлиять на ситуацию. Или же нет. Получается, что даже действуя вопреки здравому смыслу, прав тот, кто в рясе. А если ты мирянин - то не лезь не в свое дело?

Татьяна З.: По-моему, у о. Димитрия Лескина, ни ЖЖ нет, ни на форумах он (ну мне не известно! ) не конспирируется. Обсудить невозможно а жаловаться - куда-то писать - у меня рука не поднимается... Или есть какой-то другой путь?

Rooster: Fidel пишет: Тогда вопрос такой. Если священноначалие не хочет понимать. А, например, мы считаем, что так действовать недопустимо. Можем ли мы повлиять на ситуацию. Или же нет. Никоим образом нет, пока у "мирян" нет прав в Церкви. В нашей Поместной Церкви это так. "Мирянин" - никто. Получается, что даже действуя вопреки здравому смыслу, прав тот, кто в рясе. Конечно. Вы очень объективноописали положение дел. Это называется "клерикализм". Им очень больна наша русская церковность.

Fidel: Rooster пишет: Никоим образом нет, пока у "мирян" нет прав в Церкви. В нашей Поместной Церкви это так. "Мирянин" - никто. Я читал мнение, что если дать "мирянам" какие-то права - это будет своего рода реформация. И если даже права дадут, не будет ли это еще хуже. Появится вопрос - кому давать это право голоса, а кому нет... Вообщем, как осуществить на практике?

Rooster: Fidel пишет: Вообщем, как осуществить на практике? "Схема" этого существует в канонах. Думаю, в данной теме это было бы оффтопом. Может быть, создадим соответствующую тему? Я читал мнение, что если дать "мирянам" какие-то права - это будет своего рода реформация. Каноническим правом эти права "мирянам" предоставлены. Просто право не работает на практике. Выборность пресвитерства - каноническое право "мирян". У старообрядцев это соблюдается. У них, кстати, дури в отношении к носящим рясы меньше.

Fidel: Согласен. Создавайте тему. Обсудим там.

Барышня: У Лескина просто много учеников из абсолютно неверующих семей, насколько мне известно, у подруги брат там учился, ни разу не верующая семья. У кого есть деньги, те и отдают детей в теплое место. Может, так пытаются воцерковить семью, воздействуя и на родителей, чтобы не ленились, водили детей на службу (а там в вс правда цветник, столько деток, теперь понятно, почему так много).

osta: Костя пишет: Отцу Агафангелу - Бог Судья. Вообще, очень заманчиво согнать народ (подростков) стройными колоннами по 5 или 10 человек в ряду в "церковь", и чтобы вертухаи с собаками и автоматами наперевес шли по обе стороны колонны! А ответ на главный вопрос этой темы все хорошо знают: ТОЛЬКО СВОИМ ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ! Кость, сгоняют обычно иные, у кого ревность не по разуму, а тот, кто приходит на беседу часто к этому не причастен. Так же, как некоторые родители заставляют детей идти на исповедь к священнику, но священник-то тут причем? Он детей к себе на исповедь насильно не звал. Вот аналогичный пример из истории митр. Антония Сурожского, когда он был ребенком, их во время игры в футбол созвали послушать проповедника, он идти не хотел, т.к. футбол интереснее для мальчишки. Детей уговорили хотя б тихо посидеть, можно и не слушать. А проповедник оказался очень живым и тонким, он зацепил словом тех, кто даже слушать не хотел, и вскоре после этого митрополит Антоний уверовал. Вопрос, виноват ли проповедник и плохие ли результаты его методики? А вопрос- о воспитании подростков в вере не такой простой. Взрослым-то трудно быть верующими, а подросткам, у которых происходит переоценка ценностей и ломка авторитетов, это еще сложнее. Нужно ли заставлять/уговаривать/побуждать поститься? Нужно ли заставлять/уговаривать/побуждать молиться, ходить в Церковь, участвовать в таинствах, читать Писание? Если да, то КАК??? Взрослых-то не убедишь, а подростков, у которых сильно развит дух противоречия и противопоставления, как? Про собственный пример, есть известная поговорка: нет пророка в своем отечестве. Есть случаи, и они не редки, когда родители истинно верующие, а дети от веры отходят. Яркий пример, дети праведника и известного московского священника, духовника Валентина Амфитеатрова, жившего на рубеже 19-20 веков, некоторые его дети, стали глубоко верующими, а кто-то отошел от веры. И при этом, у него была дружная семья и он основал огромную общину в Москве.

Rooster: Татьяна З. пишет: По-моего с этого и началось вырождение веры в России - с обязаловки... Мысль интересная! Тольяттинская православная гимназия отличается от прочих заведений подобного рода тем, что ее директор является автором богословских трудов. Впечатление, сложившееся у меня от его беседы с делегацией из московского Свято-Филаретовского богословского института, свидетелем которой я был, положительное. Это один из просвещённейших людей в РПЦ. И даже при всём этом учебное заведение под его началом демонстрирует довольно странные признаки, подмеченные нами, да, думаю, и не только нами. Делегация москвичей с огромным удивлением выслушала рассказ преподавательницы гимназии об обязательной исповеди учеников. Что уж говорить о православных учебных заведениях рангом пониже? Добавлю, что обязаловка не ограничивается воспитанием подростков. Студентов семинарии обучают с применением муштры, как было до революции. Студенты, как правило, не исповедуются у преподавателей в семинарском храме, а предпочитают делать это в других храмах, поскольку тайна исповеди нарушается и по ее результатам вполне могут последовать придирки преподавателей к студентам. Это говорит о том, что отсутствует элементарное доверие между преподавателями и студентами. Что это даст на выходе? Вряд ли возникнет и доверие между прихожанами и человеком в сане, вышедшим из семинарской среды. Дореволюционная система духовного образования, потерпевшая крах, опять воспроизводит сама себя...

Татьяна З.: osta пишет: Вот аналогичный пример из истории митр. Антония Сурожского, когда он был ребенком, их во время игры в футбол созвали послушать проповедника, он идти не хотел, т.к. футбол интереснее для мальчишки. Детей уговорили хотя б тихо посидеть, можно и не слушать. А проповедник оказался очень живым и тонким, он зацепил словом тех, кто даже слушать не хотел, и вскоре после этого митрополит Антоний уверовал. Вопрос, виноват ли проповедник и плохие ли результаты его методики? А вот тут я бы внесла некоторые уточнения: о. Антоний наоборот, рассказывал, что проповедник оказался очень обыкновенным, рассказывал прописные, не цепляющие детей истины: о смирении, о прощении, о любви к врагам - и именно это его возмутило его живую натуру и он решил ПОСЛЕДНИЙ раз перечесть Евангелие, чтобы БОЛЬШЕ НИКОГДА кнему не прикасаться. И вот только тут он "попался" - как он говорил Христу, как рыба на крючок. И насколько я помню - отец Антония Сурожского запирался или даже уехал от семьи и молился день и ночь. Вот не думаю, что он не молился о единственном сыне - и не он ли плод горячих молитв ко Господу, вернее - его обращение???

Татьяна З.: Rooster пишет: Это один из просвещённейших людей в РПЦ. И даже при всём этом учебное заведение под его началом демонстрирует довольно странные признаки, подмеченные нами, да, думаю, и не только нами. Делегация москвичей с огромным удивлением выслушала рассказ преподавательницы гимназии об обязательной исповеди учеников.Я второй год хожу на его катехизаторские курсы, богослов и проповедник он изумительный. Человек очень обширнейшего ума и познаний. Слушать его - одно удовольствие, просто профессор богословия. Но я сама не могу понять вот это совмещение рассказов о высотах православия и отношения к окружающим, рассказывать о которых я не буду, чтобы не добавлять еще ведра...осуждений к священничеству. У меня очень много дурузей и родителей из этой гимназии. И когда я узнала некоторые факты, приняла решение детей туда не под каким видом не отдавать.

Rooster: Татьяна З. пишет: Но я сама не могу понять вот это совмещение рассказов о высотах православия и отношения к окружающим Да, видите, это именно рассказы о высотах. Рассказывать о высотах и являть собой высоту или стремление к ней - разные вещи. рассказывать о которых я не буду Кое о чем наслышан. И, в принципе, не вижу причин не рассказывать. Просто сам я не являюсь непосредственным наблюдателем, а так бы не преминул выложить факты. Думаю, всё нужно делать, стремясь извлечь положительное. Положительным в этой ситуации, наверное, может быть побуждение оградить людей от фальши. И когда я узнала некоторые факты, приняла решение детей туда не под каким видом не отдавать И замечательно!

Татьяна З.: Rooster пишет: Да, видите, это именно рассказы о высотах. Но слышали бы Вы, КАК рассказаны, с какой верой о ЖАЖДЕ Бога!!! Я ничего не понимаю тогда в людях - ибо при таком вдохновении лекций и проповедей нельзя врать. Но по ДЕЛАМ человек-то творит совсем другое... Хотя некоторые пророки в Ветхом Завете тоже вели скажем так, неблагородно...

Rooster: Татьяна З. пишет: Я ничего не понимаю тогда в людях Татьяна, я стою перед тяжелой задачей: подтвердив справедливость Вашей самокритики, рискую показаться неуважительным; утверждая же, что при таком вдохновении лекций и проповедей нельзя врать, рискую погрешить против истины. Впрочем, может быть, она где-то посередине? Я знаю не одного пламенного и вдохновенного проповедника, в повседневной жизни не слишком порядочного, в том числе и по отношению к пастве. Но по ДЕЛАМ человек-то творит совсем другое... И Спаситель говорит: "По плодам их узнаете их". Хотя некоторые пророки в Ветхом Завете тоже вели скажем так, неблагородно... К счастью, у пресвитера нет пророческого статуса, и закон и пророки - в прошлом. В христианстве этика далеко не на последнем месте...

Костя: osta пишет:Нужно ли заставлять/уговаривать/побуждать поститься? Нужно ли заставлять/уговаривать/побуждать молиться, ходить в Церковь, участвовать в таинствах, читать Писание? Если да, то КАК??? Заставлять - ни в коем случае! Уговаривать (в смысле шантажа или обмана) - не нужно! Побуждать любовью - очень необходимо!

Татьяна З.: Rooster пишет: Просто сам я не являюсь непосредственным наблюдателем, а так бы не преминул выложить факты. К одному факту давно ищу благой помысел, чтобы понять его: уже второй год ПАСХАЛЬНАЯ НОЧНАЯ СЛУЖБА не начинается вовремя: представьте, люди настроены ПОСЛУЖИТЬ Господу и радостью встретить лучший из лучших Праздников, приехали с детьми... Ждут 15 минут, 20 минут, 30 минут - расходятся разочарованные толпы подростков, молодых людей, холодно, настроениет падает, мы уезжаем после часового ожидания в другой храм, а там уже давно "Христос Воскресе!". В третий раз мы туда не поедим.((( А причина - батюшка вез огонь с Иерусалима вот Пасха и не начиналась никак... А в храме полно других батюшек...

Rooster: Думаю, здесь сложно найти благой помысел. Просто досадно оттянули начало службы. По неуважительной причине.

Indie: Татьяна З. пишет: Но слышали бы Вы, КАК рассказаны, с какой верой о ЖАЖДЕ Бога!!! Я ничего не понимаю тогда в людях - ибо при таком вдохновении лекций и проповедей нельзя врать. Но по ДЕЛАМ человек-то творит совсем другое... Ничего удивительного. Любая мысль или представление о мире в каждом человеке проделывает несколько этапов. Сначала некую чуждую мысль человек принимает, переваривает, внутренне осознает для себя, находит нужные взаимосвязи и слова для ее выражения. Результатом этого этапа становится способность (как минимум у некоторых людей) горячо и пламенно высказывать эту усвоенную мысль. Следующим, совершенно отдельным и не вытекающим автоматически из предыдущего этапом является воплощение этой мысли с своей жизни и поступках. Повторюсь, этот этап совершенно не следует из первого. Человек очень зависим от привычного образа действий. Даже зубная щетка, оказавшаяся не не месте может вывести из себя, если человек привык брать ее там-то и там-то. Человек из раза в раз делает одинаковым образом множество вещей: ходит на работу, заваривает кофе, смотрит телевизор, говорит в курилке о погоде или о футболе и т.п. изо дня в день. Более того, новый образ действий часто вызывает стресс или, как минимум, дискомфорт и неуверенность. Если человеку нужно решить новую задачу, он сначала перебирает привычные способы ее решения и только потом пытается придумать новые. Часто он склонен пользоваться старыми приемами, даже когда новые более эффективны или менее ресурсоемки. Поэтому ничего удивительного, что между идеями и поступками порой лежит пропасть. Человек еще не сделал привычным новый образ действий. Для этого надо пройти несколько этапов: 1) увидеть со стороны новый образ действий или "придумать" его для себя заново 2) попробовать его осуществить, преодолевая неудобства и незнакомые обстоятельства 3) приучиться узнавать ситуации, при которых новый образ действий был бы уместен и эффективен Поэтому ночная служба не началась, т.к. другие батюшки не привыкли начинать службу без настоятеля, а настоятель не привык разрешать это делать другим батюшкам.

Татьяна З.: Indie пишет: Поэтому ночная служба не началась, т.к. другие батюшки не привыкли начинать службу без настоятеля,ну а сотовых телефонов, конечно, до сих пор не придумали и предупредить как-то по громкоговорителю нельзя было и то что люди уходили из храма и то, что это в порядке вещей - т.к. второй год - ерунда, конечно



полная версия страницы