Форум » Дети и их воспитание » Воспитание подростков в вере » Ответить

Воспитание подростков в вере

osta: Мне кажется, очень важное осмысление, как говорить и вести себя в вопросах веры с подростками. Здесь уже нельзя навязывать и заставлять, т. к. люди уже достаточно взрослые, но как дать свободу и при этом сделать так, чтобы человек совсем не отошел от веры. Вопросы очень сложные и тонкие... Подростки. Самая трудная тема – любовь 19 января, 2010 Как объяснить подростку смысл обрядов? Как говорить с ним о посте? Когда родителям стоит жестко проявить свою волю? Что отталкивает детей от храма? Об этом и о многом другом мы разговариваем с игуменом Агафангелом (Белых), преподавателем Белгородской миссионерской духовной семинарии. [quote]- Какая, по-Вашему, самая трудная тема в общении с подростками? - Лично для меня самой сложной темой была, наверное, тема обязательности для верующего человека исполнения заповедей. Это касается и отношений супружеских, плотских и прочих. Ведь понятие нравственности молодыми не понимается правильно, оно совершенно размыто. А заповеди? Они тоже не действуют. Сама тема построения своей жизни по каким-то правилам –сложная тема. Как, впрочем, и тема любви. Сколько раз замечал – в разных аудиториях, когда начинаешь говорить о том, что любовь это, прежде всего, жертвенное служение, наталкиваешься на непонимание. Это для них является открытием. Вот, согнали с 4-й пары молодежь – поп пришел. Ты им говоришь: будем о любви говорить. Смотришь — вроде, оживились. Но когда начинаешь говорить, что любовь — это, прежде всего, готовность до смерти послужить другому, понимаешь, что это вне их мировоззрения. И это печально. Ведь любовь — это ключевое слово для Евангелия, для нашей жизни здесь определяющее. И если мы этого не будем осознавать и понимать, то все остальное – лагеря летние, концерты, журналы – бессмысленно. - Подростки часто воспринимают богослужения, как некий бессмысленный обряд. Говорят родителям: что вы ходите туда, зачем совершаете какие-то бессмысленные действия … - [more]Думаю, особо удачным может быть следующий подход. Прежде всего, необходимо, чтобы человек мог осознанно исповедоваться – с пониманием того, что каждый его поступок, в котором он кается, каждое его слово ставит барьер между ним и Богом, между ним и Царством Небесным. А исповедь — это тоже богослужение, Таинство, потому что это невидимое действие благодати Божией. И оно, как и Литургия, совершается у нас – так, у греков – иначе, в Африке совсем по-другому. Но это та же самая литургия, то же самое Тело Христово, которое люди принимают везде. Если родители смогут подняться над вот таким узким отношением, не зацикливаясь на внешнем и сумев все правильно и доступно объяснить детям, это принесет свои плоды, и такие вопросы будут задаваться все реже. - Если молодые люди все-таки приходят в храм, то зачастую смущаются, когда видят какие-то непонятные им действия, совершаемые прихожанами – поклоны, например. Человеку со стороны кажется, что если он сейчас не поклонится так же, не встанет туда же, то все – случится что-то страшное. Как ему себя вести? - Прежде всего, надо для себя определить два основополагающих принципа. Первое: не мешать остальным. Второе: смотреть, как это делают все, и стараться делать так же. - А если он не хочет на колени становиться? Он не переступил еще внутри себя какую-то такую грань, и не может это сделать вместе со всеми… - Если он не может встать на колени, то зачем ему это делать? Не нужно смущаться, что все стоят на коленях, а он нет — ничего страшного. Пусть себе тихонечко стоит в таком месте храма, где его видит меньше народу, и молится, как умеет… Вдруг кто-то впадет в грех осуждения: кто-то что-то скажет. Господь видит все наши помыслы — и желания, и смущения, и недоумения, и робость, и все остальное. Поэтому главное — стараться ходить перед Богом с душой открытой, и все. Это самое главное. - То есть можно сказать: если ты не хочешь, ты можешь не участвовать, можешь просто постоять в сторонке? - Да. Стой, молись, как умеешь. - Родители до определенного момента руководят практически всей жизнью детей: сделай уроки, убери у себя в комнате, потом иди гулять. В каком-то возрасте это делать уже нельзя, когда нужно дать ребенку возможность стать самостоятельным? - Во-первых, такое руководство, конечно, необходимо. То, что заложено, будет в самом начале жизни для ребенка, те отношения с родителями и послушание им, это останется на всю жизнь. Ведь тот, кто не имеет послушания своим родителям, не может иметь послушания Богу. А мы забываем об этом постоянно. Нужно так строить отношения с ребенком с самого раннего возраста, чтобы понимание было, уважение, любовь. Но не без строгости. Другое дело, что в какой-то период начинаются возрастные изменения, когда меняется отношение ко всему и вся. Хотя, оказывается, так бывает не у всех. Однажды я беседовал с одним моим знакомым священником на тему молодежи. Именно о том, что в 15-16 лет отрицают все. А он сказал мне: «Нет, батюшка, я этого не знаю, у меня такого не было. У нас семеро детей, мы жили хорошо, но такого не было!» Уверен, что нам необходимо уважать личность в ребенке. Ему важно признание. Ему важно, что к нему относятся уже не как к маленькому, и мы можем просить осознанного движения навстречу нашим желаниям. - А если, например, ребенок уходит из школы, родители могут надавить и сказать: нет, доучись? - Иногда, думаю, можно и надавить – в том, что касается базового образования, обучения. Есть не так много вещей, которые очень важно сделать. Родители несут ответственность за детей до их совершеннолетия и перед Богом, и перед законом. Хотя уточню – не надавить, а жестко предъявить свою позицию. - Пример: девочка предъявила родителям требование обеспечить ей Интернет круглосуточно, и заявила, что в школу ходить не будет… - Понятно, раньше же все давали, а теперь – что?.. Строить отношения уже поздно на каком-то здравом смысле. Мы очень сильно потерялись сейчас. Хорошо бы понять, что если мы последние 10 лет как-то не так себя вели, то за ближайшие 2 недели это не исправим. Вспомним Марию Египетскую, сколько лет она жила в грехе и сколько потом подвизалась в пустыне. Так же и в этом вопросе. Нам нужно настроиться, что и дальше придется с этим жить, но жить, пытаясь многое исправить. И прежде всего на Бога положиться. - То есть родителям нужно исправляться в первую очередь, а потом уже что-то требовать от детей? - А как же! Да, конечно. Чтобы что-то отдать, нужно что-то иметь, а чтобы иметь, нужно это приобрести. - Вот подросток воцерковился или процесс воцерковления уже идет. Но родители хотят, чтобы он быстрее начал «поститься – молиться – слушать радио Радонеж». Начинают давить на него: пошли с нами в храм – сегодня же воскресенье, не кушай сосиски – сегодня же среда… - Как часто мои знакомые сетуют: «Что ж такое творится! Саша, Маша, кто там у нас еще, опять пропустили службу воскресную… Как жить дальше?» Прежде всего, давайте не забывать о том, что если Саше-Маше, скажем, не 10 лет, а 16-17, то это человек, который в той или иной степени уже отвечает за свои поступки. В 18 уже доверяют автомат взять в руки. Вопрос другой. Сейчас выросло поколение детей, родившихся в начале девяностых, т.е. в период возрождения церковной жизни. Многие с детства с папой-мамой ходили в храм, учились в воскресных школах. А сейчас им по 18 лет, и их нет в храмах. Почему? Они выросли, и им открылся весь мир с его соблазнами. Должно пройти время, чтобы они вернулись в храм. Ведь у нас, взрослых, тоже был период открытия своей веры и Церкви. Пускай даже путем какой-то ломки себя, своих представлений. И мы знаем, что процесс воцерковления длительный. Начинается переоценка ценностей. Господь им открывается в таинствах, в молитве. Когда подросток все это имел с детства, как данность некоторую, ему трудно это оценить. Входя в этот мир с возрастом, он все больше и больше открывает какие-то другие ценности, с которыми ему надо что-то сравнивать. Поэтому отход здесь, может быть, даже неизбежен. Я бы советовал в этом случае дать какое-то время человеку почувствовать свое безбожие. Душа-то все равно будет болеть, она будет проситься обратно. Из-за протестного мышления какая-то часть подростков перестанет регулярно появляться на богослужениях, поститься, молиться и все прочее. И здесь, повторюсь, очень важно не давить! Невольник – не молитвенник. Молиться, конечно, за человека необходимо. Но очень важно, чтобы подросток понимал, знал и видел – родители переживают, но уважают его выбор. Нужно дать ему вот эту пустыню почувствовать. - Как быть, если ребенок спрашивает, почему именно столько раз нужно вставать на колени? Почему столько читать молитв? Почему не минус один или плюс один? - Можно по-разному отвечать. Например, первое, самое главное: такова традиция, усвоенная тем обществом людей, которое верует во Христа и идет с Ним ко спасению. И я доверяю вот этим людям. Мы можем молиться с воздетыми руками и безмолвно пребывать в духе Истины, но если у нас такая мысль начнется на самой первой стадии хождения в храм, это будет чистой воды прелесть, ложное духовное делание. Будет неверно, неправильно. Поэтому давайте сначала будем пользоваться традицией тех людей, которые опытно постигли правильное молитвенное делание. А оно, прежде всего, должно начаться с внешних каких-то действий, жестов и знаков, во-вторых, с соблюдения условленного уже порядка слов и предложений, которые были кем-то когда-то написаны. И чтобы молитвы вдохновили, мы должны обязательно добавить свои слова, чтобы у нас не было бессмысленного повторения, потому что Церковь живет Духом и смыслом. Вот так, поупражнявшись в таком виде молитвы, мы с вами можем потихонечку и дальше двигаться. Ведь если человек захочет научиться водить машину, он не сядет сразу за руль и не поедет. Он сначала выучит правила, составленные другими людьми. Затем обратится к авторитетному наставнику, который покажет, как сцепление выжимать, скорость переключать и проч. И только потом будет сам ездить, как захочет. Такая вот метафора. - Бывает, что родители пытаются все же заставить недавно воцерковленного ребенка поститься хоть как-то. Нам часто приходят письма с вопросом – можно ли ребенка подталкивать к посту или это должно быть только его решение? - Я думаю, это должно быть чисто его решение. Мне кажется, что для поста важно не какое-то там строгое выполнение предписаний пищевых, а сознательное стремление к очищению себя от какой-то страсти, от греха и, как следствие этого, ограничение себя в чем-то. Допустим, в интернете, в играх, в телевизоре. Ну, и может быть в каких-то вкусностях тоже. Но главное, конечно же, чтобы это было сделано осознанно. Если для ребенка 10-2 лет, когда с ним вся семья постится, это может вообще пройти незамеченным, то для подростка 15-17 лет, который имеет свое мнение, это уже должно быть свое решение, решение осознанное. «Вася, ты собрался причащаться, ты должен приготовиться и молитвенно и телесно» – чтоб он все это понимал. Давить нельзя, нужно четко обозначать свое мнение. - А как молодым людям объяснять цель поста? - Поскольку у молодежи всегда завышенная самооценка (точнее, такие колебания — от завышенной до всех комплексов, которые есть) — конечно, как самосовершенствование, как улучшение себя, как личности. Я постигаю Бога, Господь хочет видеть нас такими белыми и пушистыми. И пост – такое специальное время, когда мы можем сугубо постараться и сделать себя чуточку белыми и слегка пушистыми. Для этого нам нужна вера в Бога, доверие Ему и личное усилие воли. А оно как раз реализуется через ограничение себя в каких-то удовольствиях, которые нас обычно наполняют. - Отец Агафангел, а что может оттолкнуть юношей и девушек от храма, кроме этого болезненного перехода от детской веры к взрослой? - Ригоризм. Отсутствие любви во внешнем. Когда по нам не видно, что мы христиане – нет в нас света. Отсутствие любви между нами, христианами современными. Некая зашоренность политическими проблемами. А еще молодому человеку всегда хочется ощущать себя частью чего-то. Даже когда его отторжение от семьи, от родителей бывает в пользу коллектива сверстников, для него важно ощущать себя частью чего-то большого, для него авторитетного. То, что молодой человек не может себя ощутить частью Церкви, это, мне кажется, один из главных факторов, который отторгает его от храма[/more].[/quote] http://www.pravmir.ru/podrostki-samaya-trudnaya-tema-%E2%80%93-lyubov/

Ответов - 37, стр: 1 2 All

Барышня: У нас в Тольятти (в Самаре еще не поняла) вообще с народом мало как-то разговаривают. Это я по поводу "ночной службы не будет". Я вот как-то гостила в Воронеже, там тоже много наслушалась, как всё плохо, священники такие-сякие, а кафедральный собор никак не строится, а деньги выделяются и т.д и т.п. Но вот в вс пошли на службу, в конце службы выходит настоятель и начинает рассказывать - вот у нас было собрание благочинных и мы решили на нем то-то и то-то. Вот Епископ дал такие-то и такие-то наставления. Потом еще осветил жизнь прихода - пожертвованы такие-то иконы, рукоположен такой-то брат (а у нас на приходе священник появился - не представит даже никто, ходи, у бабулек спрашивай, кто такой и как звать), и, вообще, дорогие прихожане, приходите петь в наш студенческий хор. Я это как услышала, чуть в обморок не упала, особенно про собрание благочинных. Вот диво-то, нам, мирянам, разве такое знать положено?

Indie: Татьяна З. пишет: ну а сотовых телефонов, конечно, до сих пор не придумали и предупредить как-то по громкоговорителю нельзя было и то что люди уходили из храма и то, что это в порядке вещей - т.к. второй год - ерунда, конечно Опять же нет привычки думать о мирянах как о людях. Т.е. с внешней стороны они как бы люди, но это свои православные люди. Свои люди подождут. Опять же смирение воспитают. А несмиренные и гордые да изыдут. Кроме того, миряне они как бы зрители всего лишь, кто священнодействует, тот и решает, когда начинать. Да и ведь не абы ради чего ждем, ради священного огня. От него благодатнее служба будет. Можете конечно в соседний храм пойти, но там совсем уже не то - огня то нет. Так что все логично. Но даже если кто-то из батюшек и думает, что нехорошо с людьми так, есть ведь еще привычка. Говорить одни и те же мысли, делать одни и те же поступки.

Костя: Татьяна З. пишет:А вот тут я бы внесла некоторые уточнения: о. Антоний наоборот, рассказывал, что проповедник оказался очень обыкновенным, рассказывал прописные, не цепляющие детей истины: о смирении, о прощении, о любви к врагам - и именно это его возмутило его живую натуру и он решил ПОСЛЕДНИЙ раз перечесть Евангелие, чтобы БОЛЬШЕ НИКОГДА кнему не прикасаться. И вот только тут он "попался" - как он говорил Христу, как рыба на крючок. И насколько я помню - отец Антония Сурожского запирался или даже уехал от семьи и молился день и ночь. Вот не думаю, что он не молился о единственном сыне - и не он ли плод горячих молитв ко Господу, вернее - его обращение???Спасибо за точный и правдивый рассказ об Антонии Сурожском!


Леонид Рамзаев: Может быть детей воцерковить можно личным примером, чтобы детям интересно было. Ну и не заставлять конечно их поститься, молиться, тем более слушать радио Радонеж :) Пусть детям будет за награду с родителями помолиться. Это когда еще не подростки. Когда дети становятся подростками нужно попытаться сделать так, чтобы Православие не ассоциировалось с миром взрослых, а было миром самого подростка, тогда отрицать будет нечего, разве что недостаточное духовное рвение своих родителей :) В этом плане общность православных христиан с нормальной внутренней атмосферой одно из сильных сподручных средств.

osta: Мне кажется, очень хорошая статья о том, как в подростковом возрасте происходит переоценка ценностей и какими путями могут идти подростки, и как им помочь. 23.02.2010 Человек и море Переходный возраст предполагает некоторое движение. Глядя на подростков это особенно заметно. То они открытые и доверчивые, как дети, то вдруг начинают хитрить, замыкаются, а то вдруг сделают что-нибудь очень ответственное, как будто они целиком взрослые. Одиночество, от которого мы бежим, отчетливо настигало нас всех в том возрасте. Это ни с чем не сравнимое переживание, когда ты стоишь перед огромным миром, уже прекрасно осознавая его огромность, и не знаешь, с какой стороны к нему приступиться. Как человек и море. В этот момент от перспектив захватывает дух, но одновременно и страшно, потому что сил вроде бы как нет. И положиться не на что, потому что все ориентиры море уже поглотило. — Подростковый возраст связан с «кризисом перехода от детской веры к взрослой, — говорит Наталья Чернышева, заместитель председателя Детско-юношеского центра (ДЮЦ) Преображенского Содружества малых православных братств. — Подростки начинают понимать, что они ничего не понимают: ни в храме, ни в богослужении, ни в самом смысле христианской жизни. Ее содержание вдруг перестает быть для них ясным, они задают себе вопрос: «для чего все это нужно?» и не могут на него ответить. Период детской веры, веры по доверию к родителям, для них закончился. Надо признаться, что ясность в сознании подростков пропадает не только по отношению к христианской жизни. Люди становятся взрослыми и им естественно все начинать сначала. На новом этапе они все проверяют своим опытом — родителей, школу, себя, окружение, друзей, обстоятельства, взгляды, привычки. И это, по утверждению духовного попечителя Преображенского братства свящ. Георгия Кочеткова, абсолютно нормально. —Слава Богу, что так происходит. Это не нужно воспринимать как что-то болезненное, — сказал о. Георгий на семинаре, посвященном воцерковлению подростков. — Нормально даже то, что наряду с этим они подвергают сомнению и веру в Бога, и в Церковь, свое присутствие дома или в православном братстве. Это благодатнейшее время, и наша задача не пропустить и не заглушить его, как часто мы делаем из-за страха. Боясь их неправильного выбора, боясь их ошибок (которые случаются часто и это понятно), мы начинаем заглушать для детей свободу выбора, подкладывать им готовый ответ. Вокруг нас, в том числе и в церкви, много молодых, но безвольных людей, потому что в переходном периоде их лишили возможности самостоятельно и ответственно делать выбор. Тут виноваты мы, потому что слишком опекаем их не только дома и в школе, но и в церкви, и в братстве. Переходный возраст неминуем. Он как стихия захватывает не только подростка, но и всю семью, его окружение. Поэтому взрослым особенно важно попытаться сохранять трезвенность и проявлять большую чуткость. Судя по собранному опыту, по отношению подростков к церкви, можно попытаться выделить несколько сценариев поведения, хотя, конечно, каждый конкретный случай всегда уникален. В первом случае молодой человек, подросток продолжает ходить в храм по инерции, стараясь «закопать» свои сомнения поглубже, и постепенно богослужение для него становится все более формальным, а исповедь — тяжкой обязанностью, он больше не в силах открыть на ней всех своих грехов, они остаются нераскаянными. Другие подростки вдруг наотрез отказываются идти в церковь, участвовать в таинствах, третьи, самые пытливые, начинают задавать вопросы, но в основном — своим сверстникам или тем людям, которым они доверяют. Родительский авторитет в этот период работает слабо, а избранные подростком люди далеко не всегда способны ответить на его вопросы церковно и достойно. Четвертый вариант — ребенок преодолевает кризис доверия, остается в церкви благодаря очень прочному основанию детской веры и, как правило, сильной душевной привязанности к каким-то конкретным людям, а иногда благодаря собственной духовной чуткости и личному опыту Богообщения. — Детская вера должна умереть, ничего с этим не поделаешь. Но главный вопрос — останется ли после этого что-нибудь? — отмечает Владимир Иванович Якунцев, руководитель Методического центра по миссии и катехизации при Свято-Филаретовском православно-христианском институте. — Особенное внимание нужно уделять совместной молитве. Слова, которые мы произносим, очень быстро формализуются и из них уходит искренняя благодарность. Благодарность — самое ценное, самое простое, что есть в человеческой жизни. Если человека не воспитывать, он вырастает неблагодарным. Когда ты благодаришь, ты становишься человеком. Существует иллюзия, что с людьми легче общаться, чем с Богом. На самом деле, наоборот, с Богом говорить легче, всегда ясно, что Богу сказать, чтобы его обрадовать. Если человек не молится, он с людьми не общается, он имеет в виду только себя. Так или иначе, в этот период подросткам для осуществления той самой свободы выбора очень не хватает «видения» духовной церковной среды как среды жизненной, интересной и жизнеобразующей. Чтобы помочь подросткам это увидеть, в Преображенском братстве проводятся встречи подростков со взрослыми членами церкви и верующей молодежью. Например, такие встречи прошли на рождественском выезде для подростков. — Выезд был направлен на то, чтобы помочь детям разобраться в себе в самом начале кризиса веры, — рассказывает Наталья Чернышева. — Большинству из них кажется, что проблемы с верой и жизнью возникают только у них, и что они совершенно не разрешимы. Подросткам важно пообщаться друг с другом и прояснить некоторые вопросы у взрослых, которым они доверяют, и которые в свое время точно так же переживали этот кризис. Поэтому на выезде состоялась встреча подростков с молодыми членами братства, которым удалось пережить кризис веры и остаться в церкви, в братстве, и которые еще ясно помнят этот период испытаний. Мы хотели помочь подросткам получить утверждение в своем уповании. Внутренне ответить на вопросы, связанные с христианством, и соотнести свою жизнь со своей верой. Тема выезда от начала до конца была связана с воплощением: Боговоплощением и воплощением человеком в жизни даров Божьих и своего призвания. Началось все с путешествия. После литургии у стен Новодевичьего монастыря ребят ждали экскурсионные автобусы. Основная тема бесед — чего стоит воплощение призвания. Говорили об Иване Цветаеве, который совершенно без средств и явных возможностей создал Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, говорили о Минине и Пожарском, сумевших сосредоточить силы и спасти страну, говорили о старом МХАТе. Разговор о призвании продолжился на следующий день, на встрече с Александром Михайловичем Копировским, искусствоведом, профессором СФИ, кан. пед. наук. — Мне больше всего запомнилась эта встреча, — рассказала Ксения Морозова, участница выезда, — вообще-то она предполагалась как разговор о Рождестве, но мы очень быстро перешли к призванию. Говорили о том, может ли какая-то профессия, например, профессия футболиста, быть призванием. И как это определить. Лично мне кажется, что призвание это то, через что ты можешь прославлять Божье имя. Например, если стилист может через свои произведения передать красоту божьего мира, то это может быть призванием. Александр Михайлович призвал молодежь к рассуждению, задавая вопросы, на которые может ответить не всякий взрослый с солидным духовным опытом: какой самый лучший возраст для человека? Если у человека есть призвание от Бога, то где же тогда свобода? Как найти то, к чему ты призван? — Потому что Рождество — замечательный повод подумать о своем призвании. Рождество — это время, когда все изменяется. Смотрите: Христос — Младенец лежит в яслях, потому что Его никто не заметил, Он был никому не нужен, — говорит Александр Михайлович. — А Его призванием было изменить и спасти весь мир. Он должен был прожить Свою жизнь так, чтобы весь мир вздрогнул и сказал: стоп, хватит суетиться. Но была ли свобода выбора у Самого Христа? Ведь невозможно было Ему стать Спасителем мира, если бы Он не был во всем, кроме греха, таким же как мы. Да, у Него была свобода выбора, свобода исполнить или не исполнить призвание. Но Христос не убежал от опасности. Ему было страшно, Он скорбел, страдал, но свое призвание Он исполнил добровольно, а значит — свободно. На встрече говорили, что человек, прежде всего, должен определиться по отношению к Богу, твердо знать — Бог есть. Никогда не надо останавливаться в поисках, но нельзя искать лишь то, что нам нравится. Ведь Бог может каждого из нас спросить: «А ты готов преодолевать трудности, чтобы осуществить свое призвание?» Нам всем надо найти призвание, не только ждать его, но и выходить к нему навстречу. А как это сделать — каждый человек определяет сам, в своей душе, лицом к лицу с Богом, — сказал в заключение Александр Михайлович. — Настоящее призвание — это трудно. И чем оно лучше, тем труднее. Но искать и исполнять его — дело по-настоящему благодатное, потому что в этом Бог всегда с нами. Разговор о воцерковлении детей и подростков — долгий. И мы будем возвращаться к нему ни один раз. Рождественский выезд помог актуализировать детям свои представления о христианстве и христианской жизни, а взрослым еще раз убедиться в том, что несмотря на традиционную сложность подросткового возраста, именно в этот момент возможен переход к новому плодотворному отношению с людьми и Богом. Произойдет ли это — во многом зависит от нас, взрослых. Елена Кудрявцева Информационная служба Преображенского братства http://www.psmb.ru/aktualnoe/vse_novosti/novosti_sodruzhestva/statja/chelovek-i-more/

Барышня-1: Спасибо, Наташа! А у членов братств все дети некрещеные? Что-то у меня смутно всплыло в мозгу из книги о. Георгия, что до 21 года ждут не у всех, в воцерковленных семьях детей крестят раньше, или мне уже чудится?

osta: Я так поняла, что единой практики нет (крестят и во младенчестве). Но общая рекомендация есть, крестить тогда, когда сам ребенок этого захочет. Ну и желательно, чтобы это было не капризом, а более или менее осознанным решением.



полная версия страницы