Форум » Православная жизнь » Служение и светский заработок. » Ответить

Служение и светский заработок.

osta: Зашел со знакомым разговор о внешнем заработке для священнослужителей. Была высказана точка зрения, что нельзя совмещать служение и светскую работу, т.к. работа и мирские дела поглотят полностью, у священника не останется времени ни на личную духовную практику, ни на паству. А я, наоборот, думаю: возможно, неплохо, когда священник имеет какой-то независимый доход, и служит не для того, чтобы ЭТИМ зарабатывать на жизнь, а по зову сердца. Т.е. имхо, если служение будет безвозмездным, то этим будут заниматься лишь настоящие энтузиасты, настоящие служители ради Христа, + возможно, меньше зависимость от архиерея. Хуже, когда священники увлекаются требами, собиранием пожертвований, мучаются вопросами пропитания себя и своей многочадной семьи и т.п. – отсюда возможные издержки: жречество, коммерциализация, когда за деньги отдают то, что получили даром.((( Когда из служения делается бизнес, у прихожан все меньше сочувствия и желания поддержать, в т.ч. материально. Пример издержек из сложившейся ситуации, когда при наличии 2 просьб: освятить машину/квартиру и т.п. или принять исповедь, священник вынужден выбрать освящение колесницы/квартиры etc., ибо последнее приносит доход, а исповедь принимается по остаточному принципу. Кто что думает?

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Ворон: Известен случай, что один священник РПЦ в Бельгии работает водителем-дальнобойщиком, а служит именно по зову сердца. Конечно, это немного необычно... Мне кажется, что было бы куда лучше, если бы священники занимались всецело служением Богу и социальным служением, но если есть и возможность светского заработка, то почему бы и нет, если это не пойдёт во вред служению. Ну а если священник имеет заработок от преподавательской или твореческой деятельности, то это следовало бы даже поощрять.

Rooster: Некоторые, весьма искренние, священники РПЦ, по моим сведениям, сейчас серьезно озадачены получением светского образования, то есть ищут перспективу трудоустройства. Это очень хорошо, потому что, реалистично оценивая церковную обстановку, они понимают, что в дальнейшем на одни церковные доходы не прожить, да и вообще массовая востребованность священнического служения под вопросом. Это люди уже с многолетним стажем служения, а вот что ждет молодых попов без светского образования? Надо нагонять.

дк-денс: мне кажется это вызовет массу нареканий не только со стороны светских людей,но и в большей степени,со стороны церковных. и вообще я думаю это дико сложно совмещать.тут надо быть настоящим суперменом чтобы такие нагрузки нести. вряд ли это возможно.


Marozko: дк-денс пишет: и вообще я думаю это дико сложно совмещать.тут надо быть настоящим суперменом чтобы такие нагрузки нести Полностью согласна. "Капля камень точит". Всем известно, чтобы добиться результатов в какой-то области не нужно распыляться. Разве мало работы священнику на приходе?А социальная деятельность, помощь страждующим и т.д. Образование, опять же таки - все ради любимой паствы. Rooster пишет: реалистично оценивая церковную обстановку, они понимают, что в дальнейшем на одни церковные доходы не прожить А вот это уже: упс! Проблема. Вадим, а что с обстановкой и почему не прожить? И еще: "не прожить" или "лишнюю иномарку не купить"?

Rooster: Marozko пишет: что с обстановкой и почему не прожить? Количество паствы имеет тенденцию сокращаться, и традиционная паства некредитоспособна. Кому как не попам это чувствовать. Вот и глядят в сторону светской работы. Их вполне можно понять и иметь сочувствие.

Marozko: Rooster пишет: Их вполне можно понять и иметь сочувствие. И понять можно и посочувствовать. Тем более семьи у отцов, зачастую, многодетные. Но,Вадим, что получиться доброго из этого? Итак на паству у священников не хватает времени, кто людей будет вести? Я не знаю почему, но мне кажется человек, выбравший стезю священства, должен посвятить себя этому полностью и максимально хорошо исполнять возложенные на него обязанности. Однако, я с Натальей согласна - рукополагаться должны люди по зову сердца.Не считая это за работу, а именно за служение. Может быть есть какие-то другие пути увеличения дохода священника, помимо треб и светской работы?

Marozko: Rooster пишет: традиционная паства некредитоспособна Однако и меценатов никто не отменял. Они были,есть...и будут есть.

BrainStorm: Наташ, не соглашусь. Имхо, решать проблему "разрешением" священникам работать на светской работе - это не уход от проблемы, это замена одной очень насущной и наболевшей проблемы другой, по крайней мере на первый взгляд, меньшей проблемой. т.е. запрет был, и есть, и это имхо хорошо, т.к. если его снять, то начнутся другие проблемы: 1. на некоторых священников будут "косо" смотреть миряне 2. на некоторых священников будут "косо" смотреть светские люди 3. начнутся какие-нить злоупотребления (без них у нас не бывает) 4. паства, приход, храм - несомненно пострадают... надо решать эту проблему совсем другим методом... Одно из решений, которое можем начать реализовывать уже мы - больше жертвовать в конкретный приход, а может быть и конкретно помогать конкретному батюшке.

Rooster: Думаю, если бы духовенство работало на светской работе, чванства у него было бы меньше: меньше поучений свысока, меньше кастового самоощущения, больше понимания проблем обычных людей. Лично у меня доверия к такому попу было бы на порядок больше, нежели к завязанному на доходы от церковного служения. BrainStorm пишет: Одно из решений, которое можем начать реализовывать уже мы - больше жертвовать в конкретный приход Этого невозможно позволить, желая пользы приходу, так как распределение средств непрозрачно. Здесь выход - сделать его полностью прозрачным, на что, конечно же, ни современное духовенство, ни иные работники церковной системы не пойдут. а может быть и конкретно помогать конкретному батюшке Этого невозможно позволиьть по тем же причинам. Если усиленно помогать, поп просто будет чаще менять машины. И ездить не в Турцию, а в Таиланд или на Канары. Нам это надо? По большому счету, наверное, все равно, куда он ездит в отпуск, но это же не польза для Церкви...

BrainStorm: Rooster пишет: Думаю, если бы духовенство работало на светской работе, чванства у него было бы меньше: меньше поучений свысока, меньше кастового самоощущения, больше понимания проблем обычных людей. Лично у меня доверия к такому попу было бы на порядок больше, нежели к завязанному на доходы от церковного служения. Мне кажется проблема этого никак не от отсутствия светской работы. Rooster пишет: Если усиленно помогать, поп просто будет чаще менять машины. И ездить не в Турцию, а в Таиланд или на Канары. Помогай тому, у кого много детей и нет машины.

Rooster: BrainStorm пишет: Мне кажется проблема этого никак не от отсутствия светской работы А отчего же? Светская работа - хоть какой-то способ уйти от кастовости. Помогай тому, у кого много детей и нет машины Шутка шуткой, но реальность такова, что священники живут на порядок обеспеченнее основной массы своих прихожан. В этом есть что-то нехорошее. Еще и по той причине, что, традиционно призывая к свободе от роскоши, сами к ней, к этой свободе, не очень-то расположены. Помогать таким людям материально - значит распускать их еще больше. Все же проблема прозрачности распределения средств в РПЦ представляется здесь наиболее острой. Как и наименее любимой теми, кто кормится в РПЦ как в экономической структуре.

BrainStorm: Rooster пишет: Помогать таким людям материально - значит распускать их еще больше. Есть не "такие", а "другие", вот этим другим и помогай.

Rooster: BrainStorm пишет: Есть не "такие", а "другие", вот этим другим и помогай. Это на кого намек? По-моему, наши попы в основном именно "такие".

BrainStorm: Rooster В Елховку съезди и посмотри на "другого".

Rooster: "Платон мне друг, но..." И в Елховке никакой прозрачности нет, всё то же самое. Попы, конечно, есть скромные и чуть менее скромные, но система та же.

BrainStorm: Rooster Не путай! Мы здесь говорим о светском заработке, а не о "непрозрачности системы". По крайней мере побороть "непрозрачность системы" разрешением светского заработка имхо нельзя.

Rooster: BrainStorm пишет: По крайней мере побороть "непрозрачность системы" разрешением светского заработка имхо нельзя. Деньги у попа будет не из "системы" - он уже свободен. Эти цель и достигается.

BrainStorm: Rooster пишет: Деньги у попа будет не из "системы" - он уже свободен. Эти цель и достигается. Поясни, я не вижу механизма разрешения проблемы... Вот священник работает на светской работе... Возьмем "чудесный" случай, когда приход от этого не страдает. Все окормлены, храм в порядке, требы выполняются и т.п. Ответь на сл. вопросы: 1. Храмы строятся/ремонтируются на чьи деньги? Священника или спонсоров? 2. Кто управляет строительством/ремонтом храма? Священник? 3. Кто и как распоряжается доходами/расходами прихода? 4. Как ответы на вопросы 1-3 зависят от наличия/отсутствия у священников светского заработка?

Rooster: 1. На деньги общины, если ей это надо. Храмы в нашей епархии в основном построены. 2. Староста. 3. Приходской совет. 4. От наличия/отсутствия у священников светского заработка зависит его отношение к своему служению. Если есть светская работа, он не тянет деньги с прихожан и ведет себя с ними скромнее.

BrainStorm: Rooster пишет: Если есть светская работа, он не тянет деньги с прихожан и ведет себя с ними скромнее. Наконец-то я кажется понял тебя... Ты говоришь о возможности злоупотребления священником путем использования материальных средств в личных целях в ущерб приходу? Т.е. за свое служение он не должен получать ничего? А как же эти слова ибо трудящийся достоин пропитания.(Матф.10:10)?

Rooster: BrainStorm пишет: Наконец-то я кажется понял тебя... Ты говоришь о возможности злоупотребления священником путем использования материальных средств в личных целях в ущерб приходу? Да. И еще о психологической деформации в связи с этим. "Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы, на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания". (Матф.10:9-10) Какая здесь аналогия с нашими попами?

osta: Или еще: "Даром получили- даром отдавайте"

BrainStorm: Rooster osta Стоп-стоп-стоп! Это вы к чему клоните? священники не должны ничего получать? Одно дело, что они не должны ПРОДАВАТЬ Таинства, но другое ОБЩИНА ОБЯЗАНА их кормить и обеспечивать. Вы не соглассны?

Rooster: Чтобы община кормила, она должна БЫТЬ. А ее нет, есть отдельные "приобретатели духовных услуг". Если община кормит пастыря, то он отчитывается, на что потратил деньги, данные общиной, как это происходит в нормальных в этом отношении церковных организациях по всему миру (у тех же лютеран. Оговорюсь, что я имею в виду "церковную организацию" в юридическом смысле, а не в экклезиологическом). Это страхует от злоупотреблений. Остаются те же два варианта: 1. Пастырь кормится на работе, независимой от служения. 2. Община содержит пастыря, но с условием отчетности.

osta: Возможен и 3 вариант, который часто бывает на Западе (приходы РПЦ): 1. Пастырь кормится на работе, независимой от служения. + 2. Община содержит пастыря, но с условием отчетности.

BrainStorm: Rooster Не думаешь ли ты, что это замкнутый круг? Община - семья. Священник должен там принимать самое активное участие. Если сейчас священникам разрешить работать на светской работе, то времени для прихода будет еще меньше (теперь уже объективно, т.к. они объективно уже будут заняты), поэтому община не появится, ведь сплочать людей внутри прихода (т.е. преобразовывать "приход" в "общину") должен ИМЕННО священник, а теперь у него не будет времени на это. Итого твой п.2 как правильный никгода не реализуется, т.к. временный п.1 окажется тупиковым...

BrainStorm: osta Я не понял, как это "+"? Это в одном приходе совмещается, или есть разные приходы (в одних п.1, а в других п.2)?

Rooster: BrainStorm пишет: Община - семья. При наличии общины проблема рассматривается несколько иным образом, чем при ее отсутствии. У нас общин пока нет. Поэтому, наверное, этот вариант пока просто теоретизация. Священник должен там принимать самое активное участие. Если сейчас священникам разрешить работать на светской работе, то времени для прихода будет еще меньше (теперь уже объективно, т.к. они объективно уже будут заняты), поэтому община не появится, ведь сплочать людей внутри прихода (т.е. преобразовывать "приход" в "общину") должен ИМЕННО священник, а теперь у него не будет времени на это. Я 5 лет был постоянным прихожанином одного и того же храма, попы там, как и везде у нас, получают зарплату и деньги от треб. Живут ничего так, по крайней мере лучше большинства прихожан. Ни малейшего желания сплочать людей у этих попов не было и нет. Ходят в храм как на работу. Расслабились. Наличие/отсутствие времени здесь совершенно не играет роли. Было бы желание, а его нет как нет. Я думаю, что таких людей можно и направить на светскую работу: хоть скромнее вести себя будут - когда на тебя начальник орет, не так легко будет менторским тоном наставлять прихожан, которые тебе ровесники или старше. А вовсе уйдут из служения - что ж, значит, не очень оно им и нужно. Будет по крайней мере честно. О введении отчетности в данной ситуации я не говорю: все они сразу встанут на дыбы, и придется спасаться бегством.

osta: BrainStorm пишет: Я не понял, как это "+"? Это в одном приходе совмещается, или есть разные приходы (в одних п.1, а в других п.2)? В одном приходе. Настоятель работает на светской работе, + община помогает содержать храм.

BrainStorm: osta Может это и выход...



полная версия страницы