Форум » Православная жизнь » Для чего нужен пост? » Ответить

Для чего нужен пост?

Ulia: Ребята, после более чем десятилетнего пребывания в церкви я вдруг пришла к полному непониманию смысла поста... как мы видим из Писания, Христос призывает нас быть совершенными в любви к Богу и ближнему. Причем любовь к Богу опять же реализуется через любовь к ближнему - накормили, навестили, помогли. Также любовь к Богу включает молитвенное общение с Ним, следование Его заповедям и участие в установленных им Таинствах. Как этому может помочь пост, ведь он - средство достижения чего-то - а чего? Возрастания в любви через пост лично у меня как-то не происходит... если же пост - средство борьбы со страстями и своими хотелками, то я по причине беременности и кормления не пощусь уже три года кряду, и я не заметила какого-то ухудшения своего духовного состояния. То есть не скажу, что страсти меня прямо-таки захлестнули из-за отсутствия поста. А в борьбе со своими хотелками лучшее средство - семья и дети. Себе уже не принадлежишь, вся жизнь направлена на близких. Так в чем же смысл поста? Действительно ли он помогает достичь чего-то? Ощущаете ли вы эту действенность поста в вашей жизни? Помогите разобраться...тем более что в нашей Церкви посту уделяется огромное внимание и много времени - большая часть года.

Ответов - 57, стр: 1 2 All

BrainStorm: Ulia пишет: если же пост - средство борьбы со страстями и своими хотелками, то я по причине беременности и кормления не пощусь уже три года кряду, и я не заметила какого-то ухудшения своего духовного состояния. Тут имхо, может быть качественная разница между "не поститься по причине беременности и кормления" и "не поститься просто". Период беременности и кормления зачастую связан с некоторыми процессами, которые могут частично заменять подобные процессы в посте. Тем более не надо исключать Бога из всего этого. Господь ведь видит все, просто время для подвига поста будет в другое время, а сейчас молодым мамам предоставлено "время отсрочки от духовных упражнений без последствий". Имхо, конечно.

Леонид Рамзаев: Ulia пишет: Возрастания в любви через пост лично у меня как-то не происходит... если же пост - средство борьбы со страстями и своими хотелками, то я по причине беременности и кормления не пощусь уже три года кряду, и я не заметила какого-то ухудшения своего духовного состояния. То есть не скажу, что страсти меня прямо-таки захлестнули из-за отсутствия поста. А в борьбе со своими хотелками лучшее средство - семья и дети. Ну вот, считай у тебя тоже пост, только с лялями. Пост это средство, а не цель, но он бывает полезен часто для покаяния, осознания своих грехов. Пост не должен стоять во главе угла, а он часто туда ставится.

Ulia: Мне еще вот что интересно: в жизни у нас у всех и так много того, что можно считать "постом": беременность и кормление, болезни свои и близких, тяжелые и легкие, материальные трудности, трудности с жильем. работой и прочее - у каждого свои, которые накладывают определенные ограничения и на питание, и на интимную жизнь, и на времяпровождение. Достойно переносить эти трудности, извлекать из них пользу духовную, возрастая в терпении, смирении и любви - разве этого недостаточно? Никак не могу я понять, например, почему мне все лето нельзя есть яблоки, свежие и сочные, а нужно их сушить, варить и прочее - где тут Христос и какая мне от этого польза? Моей бабушке 80 с лишним лет, она редко выходит из дома и с трудом передвигается. Бледненькая и слабенькая. Батюшки ее благословаляют только на растительное масло и иногда рыбу в пост. А гемоглобин только от мяса можно поднять (ну, от яблок и гречки тоже можно, но долго и трудно). Где здесь польза? Когда у меня были проблемы с пищеварительной системой, мне батюшка так сказал: я не могу Вас благословить на нарушение поста кефиром. Вы его пейте, но потом все равно в этом исповедуйтесь. И так сплошь и рядом.


Indie: Ulia пишет: мне батюшка так сказал: я не могу Вас благословить на нарушение поста кефиром. Вы его пейте, но потом все равно в этом исповедуйтесь. Как мило! Православные такие православные, а батюшки такие батюшки.

BrainStorm: Ulia пишет: Мне еще вот что интересно: в жизни у нас у всех и так много того, что можно считать "постом": беременность и кормление, болезни свои и близких, тяжелые и легкие, материальные трудности, трудности с жильем. работой и прочее - у каждого свои, которые накладывают определенные ограничения и на питание, и на интимную жизнь, и на времяпровождение. Достойно переносить эти трудности, извлекать из них пользу духовную, возрастая в терпении, смирении и любви - разве этого недостаточно?Я думаю, это не аргумент, иначе придется прийти к выводу, что нехристиане тоже постятся Пост - не в самом ограничении, пост - это использование ограничения для возрастания. А "естественные ограничители" далеко не всегда приводят к возрастанию (а порой даже наоборот).

Леонид Рамзаев: Indie пишет: Как мило! Православные такие православные, а батюшки такие батюшки. Илья, можешь пояснить, что ты этими словами хотел сказать по теме? Ulia пишет: Когда у меня были проблемы с пищеварительной системой, мне батюшка так сказал: я не могу Вас благословить на нарушение поста кефиром. Вы его пейте, но потом все равно в этом исповедуйтесь. И так сплошь и рядом. . Юля, ну что сказать, мне кажется, что так не следует делать, непонятно в чем грех. Здесь нужно брать ответственность на себя за свою жизнь и за меру поста. Есть необходимость, а есть уже послабление своей греховной природе. Там где видишь такое послабление - в этом исповедоваться, а где потребность физиологическая - ут нет греха. И бабушке твоей тоже нужно думать о здоровье. То, что несмотря на проблемы со здоровьем, не ест скоромного - это подвиг, но нельзя каждого заставлять делать подвиг и быть героем поневоле.

Ulia: BrainStorm пишет: Я думаю, это не аргумент, иначе придется прийти к выводу, что нехристиане тоже постятся Андрюш, нехристиане не используют эти трудности для роста (может, некоторые и используют, но не многие), а христиане именно призваны все принимать спокойно, со смирением и любовью. Согласись, что даже для христиан это очень трудная задача.

Indie: Леонид Рамзаев пишет: Илья, можешь пояснить, что ты этими словами хотел сказать по теме? Сама мысль об исповедании кефиропития слегка взорвала мой весьма слабый головной мозг. Я почти уже ничему не удивляюсь, но тут мимо пройти не смог. Ничего важного и смыслообразующего я сказать не хотел, окромя эмоций. В целом тема поста мне безразлична чуть более чем полностью.

BrainStorm: Ulia пишет: Андрюш, нехристиане не используют эти трудности для роста (может, некоторые и используют, но не многие), а христиане именно призваны все принимать спокойно, со смирением и любовью. Согласись, что даже для христиан это очень трудная задача.С этим я не спорю... просто у христиан есть особые периоды для усиленных упражнений в духовной жизни.

Ulia: В ответе одного священника на "курайнике" прочитала, что Петров пост возник как заместительная мера для тех, кто не соблюдал Великий. Интересно, как же их так много-то стало и все - обязательные?

osta: Юль, из ответов о. Петра Мещеринова в др. теме на форуме: Игумен Петр (Мещеринов): Посмотрим. Хотелось бы, чтобы это произошло. Потому что этот вопрос был одним из важнейших на Соборе 1917-18 гг., но, к сожалению, богослужебная комиссия не смогла работать из-за всем известных исторических событий, не было физической возможности. И очень много накопилось вопросов, которые должны были быть решаемы, вплоть до не отмены, но все же, скажем, вопрос о больших постах, кроме Великого поста. Потому что ведь Великий пост, скажем, и среды и пятницы – это каноническое установление Церкви. Мы можем найти это правило в Апостольских правилах. А вот Рождественский, Успенский и Петровский посты – это принадлежность лишь Типикона, то есть их нет в своде канонических правил. А ведь получается так, что все, что связано с вопросами пощения, по Типикону очень строго соблюдается и охраняется с большой ревностью. Это свойственно нашему народу всегда было, потому что главным подвигом благочестия всегда было пощение. А что касается молитвы, мы можем все, что угодно делать. Например, утреню служить вечером, как мы уже сказали. Или, например, в периоды Петровского, Рождественского и Успенского постов положены аллилуйные службы, то есть с коленопреклоненными молитвами Ефрема Сирина. Это служба почти такая же как великопостная, за некоторыми подробностями. Но ведь это же не служится. То есть получается так: если мы соблюдаем посты, мы должны выполнять и другие требования Типикона, относящиеся именно к этим постам, но требования богослужебные, то есть служить аллилуйные службы. Мы эти службы забыли напрочь, опускаем их, но то, что касается еды, соблюдаем. Где же, спрашивается, логика? Или мы постимся и выражаем это и в богослужении тоже, или же – как предлагал Собор 1917 года, вернее, материалы, готовящиеся к нему, сделать эти посты добровольными, не обязательными. Личным подвигом. Это было бы, конечно, логично. Потому что получается так, что одно из Типикона мы очень бережем и сохраняем, а другим просто пренебрегаем. //Форум » Богослужение » Церковный Устав как идеал жизни Церкви и каждого христианина http://agafon.borda.ru/?1-2-0-00000057-000-0-0-1275050973

osta: И еще, понравился призыв Жени Матвеева в Петров пост: А Петров пост уже начался, я жую помидоры с сушками и думаю о том, что этот пост — пост апостольский, пост, который не просто закончится праздником, после которого можно выдохнуть, а после которого по идее надо пойти и что-то сделать. В этом ролике сверху есть замечательный совет по теме — "Каждый день делайте то, что вас пугает". Мне кажется, он раскрывает суть миссии. Любое желание миссии в конце концов закончится тем, что придется делать то что пугает — пойти и говорить живым людям. А живые люди они такие... живее все живых — всякое могут ответить. Можно напугаться еще больше. Поскольку пугаться никому не нравится, то потом еще можно подумать, что стоит энтим людям сказать, чтобы вам с ними было интереснее. Именно интереснее, а не полезнее. Это пожалуй все. Без этого любая методика и приготовленные слова останутся несбывшимися мечтами, а ваша жизнь останется прежней. http://users.livejournal.com/_mnx_/172653.html

Ulia: Спасибо, Наташ!

osta: И вот еще, пишет о. Филипп Парфенов: Постовое: о новом вине и ветхих мехах 14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? 15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. 16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. 17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое (Матфея, гл. 9) Традиционное толкование о женихе и его отнятии обычно подразумевает то, что пока Иисус с учениками рядом, им не было нужды поститься, а придет время Его отшествия – станут поститься. «Данное время, говорит Господь, когда Я нахожусь с Моими учениками, есть время радости. Под "женихом" Он разумеет Самого Себя, как обручающего Себе новый сонм людей, так как древний - умер, а под "сынами чертога брачного " - апостолов. Будет, говорит, время, когда и они, после того как Я пострадаю и вознесусь, будут поститься, терпя голод и жажду и подвергаясь гонениям» (бл. Феофилакт). Но здесь не учтено, однако, обещание Христа, данное ученикам уже при вознесении: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20). То есть, раз жених по-прежнему с нами, то значит, что традиционное обоснование постов, установленных Церковью, данными стихами из Евангелия, выглядит совершенно не удачным. И даже тот же Феофилакт признает, что здесь говорится о вынужденном посте учеников в связи с различными скорбными обстоятельствами, а не о том посте, который предписывается Типиконом. В первые века церковной жизни взгляд на посты и их строгость и продолжительность вообще был весьма разным. Священномученик Ириней Лионский по поводу предпасхального поста, впоследствии названного Великим, в частности, пишет: «Разногласят не только об этом дне (Пасхе), но и самом образе поста: ибо одни думают, что должно поститься один день, другие – два, иные – больше, а иные – сорок, притом мерой своего дня почитают часы дневные и ночные. Такое различение в соблюдении поста произошло не в наше время, но гораздо раньше, у наших предков, которые, вероятно, не соблюдали в этом большой точности, и простой, частный свой обычай передавали потомству. Тем не менее, однако же, все сохраняли мир, и мы живем между собой в мире, и разногласием относительно поста утверждается единомыслие веры» (из послания к епископу Римскому Виктору по случаю спора о Пасхе, см. у Евсевия в «Церк. Ист». (V, 24)). Эта практика в точности соответствовала словам ап. Павла: « Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога»(Рим. 14, 3-6). В общем, новозаветный взгляд на пост соответствует примерно тому, что Христос учил о субботе. Понятно, что «не хлебом одним будет жить человек», но пост для человека, а не человек для поста. Заповедь о посте неизбежно должна восприниматься по-новому, а не так, как ее держались ученики фарисеевы или Иоанновы. Но… действительно, новое вино негодно для мехов ветхих. Сколько ни говоришь из года в год, из проповеди в проповедь о смысле поста, о том, что это не самоцель, что каждый призван соблюдать свою меру, и если кто-то будет думать по состоянию своего здоровья о соблюдении диеты больше, чем о Боге и Его заповедях, то лучше бы ел всё по-немногу… И вот как раз сегодня одна из бабушек, часто причащающихся и много молящихся, подходит ко мне и с опаской спрашивает: «А можно мне причаститься, если я вчера подсолнечное масло вкушала»? Ну что ты будешь делать!!!... Вот и сказал после службы примерно то же, о чем сейчас пишу. Такие бабушки, весьма воцерковленные, нередко становятся жертвами определенной церковной идеологии, поскольку есть у нас священники, стращающие по всякому поводу, одна из любимых тем которых, в том числе, пост и его строгость. Моя мама лет 15 назад пробовала приобщиться к церковной жизни, начав причащаться и исповедоваться, и вот как-то раз напала на одного иеромонаха, который узнал, что накануне она съела яйцо. И тот ее до причастия не допустил. После этого у нее надолго отпало желание идти на богослужения, тем более, что когда много народу и духота, ей вообще молиться трудно. Разумеется, одна крайность неизбежно порождает другую, рано или поздно. Думаю, что недалеко то время, когда у нас, возможно, многие церковные люди вообще демонстративно забросят посты, приблизясь к тому положению, которое уже существует на Западе, католическом и протестантском. Наверно, надо будет через это пройти, прежде чем на новом уровне – не законническо-фарисейском, а более одухотворенном – в нашей церковной среде утвердится другой взгляд на пост и вообще на аскетизм, соответствующий не средневековым монастырским, а приходским реалиям ХХI века, при большей гармоничности между внешним и внутренним. http://pretre-philippe.livejournal.com/158556.html#cutid1

AleBuAle: Спасибо, Наташ!!! Побольше бы таких священников!!! Как часто удручает до сих пор главенствующая у нас маргинализация и законничество. Но - новое вино в мехи новые.

Славянка: А можно мне не мудрствовать лукаво и прикинувшись шлангом спросить , а чего так вам посты не нравятся, так и хочется не поститься??? Почему бы лишний раз не ужалить плоть, не подчинить её духу??? Помогает стать свободным со временем от холодильника и от желудка, не прилепляться к удовольствиям мира сего. Кушать нравится мяско и пирожные???

Ольга: Славянка , я вот раньше тоже думала - от лени не иначе пыхтят православные А в этом году как-то сурово вопрос постов передо мной встал, вдруг резко сказалось на здоровье. Самое интересное - не на хронических болячках желудка, а вообще на иммунитете. Великий пост у меня совпадает со стрессовой ситуацией на работе - ну вот они календарно накладываются, плюс службы, плюс мои домашние увлечены всенепременной подготовкой к Пасхе, которая сводится к каким-то бесконечным ремонтам и уборкам, в итоге мой организм просто сдался, я 2 года в Великий пост просто сваливаюсь с гриппом, причем как никогда, вплоть до того что ходить не могу... Так что теперь я тоже задумываюсь - причем именно в эти последние два года каких-либо результатов именно духовных нет... Вот и думаешь - как пост к желудку не свести и в гроб себя не загнать... Про послабления для болящих всё ясно... Но приди за таким благословением здоровая в начале поста и не получишь его

Indie: Славянка пишет: Помогает стать свободным со временем от холодильника и от желудка, не прилепляться к удовольствиям мира сего. Кушать нравится мяско и пирожные??? Я тоже согласен, все эти модернизмы и обновленчества для того и затеваются, укоротить пост - чтоб не поститься, укоротить службы - чтоб не стоять, не грешить - чтоб не каяться, вот изверги, рушат основы Православия!!!

Ulia: Славянка пишет: Кушать нравится мяско и пирожные??? Пирожные не ем уже три года по причине беременностей и кормления. Мясо нравится, не скрою, но зависимости от него нет, могу без него обойтись. А вот духовной пользы от постов, как я уже писала, лично за собой не наблюдала. От молитвы - да, несомненно. От поста - нет, хотя уже "не первый год замужем", постилась и строго, и не строго, и полностью, и выборочно, и по-всякому. Чем посты не нравятся? Бессмысленностью лично для меня. Увижу и почувствую глубокий смысл - тогда и желание их соблюдать появится. Великий - отдельный разговор, но он и был изначально, только в несколько другой форме. А вот все остальные посты - большой вопрос...

Анатолий: Ulia пишет: А вот духовной пользы от постов, как я уже писала, лично за собой не наблюдала. От молитвы - да, несомненно. От поста - нет, хотя уже "не первый год замужем", постилась и строго, и не строго, и полностью, и выборочно, и по-всякому. Чем посты не нравятся? Бессмысленностью лично для меня. Увижу и почувствую глубокий смысл - тогда и желание их соблюдать появится. Великий - отдельный разговор, но он и был изначально, только в несколько другой форме. А вот все остальные посты - большой вопрос... Думаю, что все же от постов польза большая. Обуздывая свое тело, отказом от мясо-молочных-рыбных продуктов делаешь это ради Бога, в послушание Церкви- уже от этого польза немалая. А еще есть такие мометы как воспитание воли, умение себе отказывать ( своим "хочу"). Вообще, мне кажется если польза чего-то не видится и не ощущается, то это совсем не значит, что "чего-то" не приносит пользу. Что касается того, что если увидеть и почувствовать глубокий смысл поста, то появиться желание соблюдать посты- сильно сомневаюсь. Обычно же вроде не так... Сначало человек может и не видя смысла, понуждает себя изо всех сил, просто из послушания. А потом Господь если будет нужно и понятие смысла и другие вещи даст.

Анатолий: Ulia в другой теме пишет: Вот такая же мысль меня и в теме о постах посетила. Ну дает же и так Господь испытания - вот их и надо преодолевать достойно и с пользой, с возрастанием в любви и и смирении, а не создавать себе искуственно дополнительные. Тоесть пост для вас "искуственно созданная дополнительная трудность"? Но в соблюдении его как я уже и писал есть же послушание Церкви. А смирение и венец добродетелей- любовь, как возможны без послушания Церкви?

Ulia: Анатолий, я с вами совершенно согласна относительно послушания Церкви - но где именно Церковь призывает поститься большую часть года? Сведущие люди утверждают, что канонически закреплен только пост в среду и пятницу и Великий пост. Но с этим никто и не спорит... Предположим, Петров пост возник для тех людей, кто не соблюдал по каким-то причинам Великий. Почему же сейчас его должны соблюдать все?

Анатолий: Ulia пишет: Сведущие люди утверждают, что канонически закреплен только пост в среду и пятницу и Великий пост. А можно поподробнее узнать: кто эти "сведующие люди" конкретно? Ulia пишет: Предположим, Петров пост возник для тех людей, кто не соблюдал по каким-то причинам Великий. Почему же сейчас его должны соблюдать все? Ну предположим потому, что время сейчас в плане соблазна и греха одно из самых наисложнейших за всю мировую историю, если не самое сложное, а значит надо больше трезвиться, чему пост несказанно и помогает.

Ulia: Давайте так. Приведите каноны, по которым, кроме среды и пятницы и Великого поста, есть еще какие-то посты. Анатолий пишет: время сейчас в плане соблазна и греха одно из самых наисложнейших за всю мировую историю, если не самое сложное, а значит надо больше трезвиться, чему пост несказанно и помогает. Насчет времени не уверена. Не думаю, что Римская империя в период, предшествовавший ее падению, чем-то уступала нам по числу соблазнов. К тому же, христианин трезвиться должен всегда, вне зависимости от постного или непостного периодов.

Анатолий: Ulia пишет: Давайте так. Приведите каноны, по которым, кроме среды и пятницы и Великого поста, есть еще какие-то посты. Пожалуйста, вот вам слова св. Льва Великого. «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть». Эта стаья полностью

Анатолий: Кстати повторяю свой вопрос:Анатолий пишет: Ulia пишет: цитата: Сведущие люди утверждают, что канонически закреплен только пост в среду и пятницу и Великий пост. А можно поподробнее узнать: кто эти "сведующие люди" конкретно?

Анатолий: Ulia пишет: Не думаю, что Римская империя в период, предшествовавший ее падению, чем-то уступала нам по числу соблазнов. Спорно. Ulia пишет: К тому же, христианин трезвиться должен всегда, вне зависимости от постного или непостного периодов. Это запрещенный прием. Это всем понятно. Другое дело что пост помогает лучше трезвиться (это одна из его функций). Во время не поста- мы все чуть расслабляемся, а в пост призваны опять подтягиваться и собирать себя в кулак.

Ольга: Анатолий пишет: Это запрещенный прием. Это всем понятно. Другое дело что пост помогает лучше трезвиться (это одна из его функций). Во время не поста- мы все чуть расслабляемся, а в пост призваны опять подтягиваться и собирать себя в кулак. Почему запрещенный? в Евангелие мы все видим, что Господь призывает быть бдительным всегда, и не оговаривается возможность расслабиться вне поста.

Анатолий: Ольга пишет: Почему запрещенный? Потому что читайте дальше..." Это всем понятно. Другое дело что пост помогает лучше трезвиться (это одна из его функций). Во время не поста- мы все чуть расслабляемся, а в пост призваны опять подтягиваться и собирать себя в кулак. "

AleBuAle: Славянка пишет: А можно мне не мудрствовать лукаво и прикинувшись шлангом спросить , а чего так вам посты не нравятся, так и хочется не поститься??? Почему бы лишний раз не ужалить плоть, не подчинить её духу??? Помогает стать свободным со временем от холодильника и от желудка, не прилепляться к удовольствиям мира сего. Кушать нравится мяско и пирожные??? Славянка, с таким же хитрым прищуром можно и у вас спросить - отчего же вы вериги носить не изволите? Почему бы и таким образом плоть не посмирять, беря пример со святых отцов? Или вы так цените удобство плоти и красоту внешнюю, а может думаете глупо выглядеть будете? Так мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. Ответьте, сделайте милость Насчет поста и прочей аскезы - снова приведу слова Серафима Саровского - на мой взгляд, просто замечательные: Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. (...) – Ну а как же, батюшка, быть с другими добродетелями, творимыми ради Христа, для стяжания благодати Духа Святого? Ведь вы мне о молитве только говорить изволите? – Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже еще того в безчисленное число раз больше. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. – Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит: "непрестанно молитеся", но да ведь, как помните, прибавляет: "хочу лучше пять словес рещи умом, нежели тысячи языком". И Господь говорит: "не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи! спасется, но творяй волю Отца Моего", т.е. делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо "проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением". А дело Божие есть: "да веруете в Бога и Его же послал есть Иисуса Христа". Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, т.е. вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого. А прежде чем говорить о таких вещах, как стяжание Духа, на мой взгляд, нужно научиться хотябы общаться вежливо и не переходить на личности

osta: Интересно, что в Византии существовали более "гуманные" правила поста для мирян: Вопрос - существовал ли в Византии отдельный Постный Устав для мирян, отличный от Постного Устава для монахов. Если да, то в чем состояли отличия? gasloff 2010-08-12 02:57 am (local) (ссылка) Да, вполне существовал. Для примера можно взять Номоканон, надписываемый именем Иоанна Постника. Там есть отдельная часть, посвященная уставу поста. Так вот там обычно упоминается три варианта: устав поста для кающихся, устав поста для монахов и устав поста для мирян. Так в малые посты (Филиппов и Апостольский) миряне должны были воздерживаться от мяса, а монахи еще и от сыра и яиц, за исключением пары праздников. В Великий пост миряне должны были воздерживаться от рыбы если могут все дни кроме субботы и воскресенья, но если не могут, разрешалось вкушать рыбу во вторник и четверг. Дальше там предлагалось три варианта для Великого поста по части вкушения вина, также с различием для мирян и монахов. Строгий вариант для кающихся (т.е. находящихся под епитимией) приводить не буду. Второй вариант: понедельник, среду и пяток не пьют вина и воздерживаются от мяса, сыра, яиц и рыбы - мирские, а монахи и от масла. А в другие дни могут есть все. Третий вариант разрешает рыбу и в эти три дня. Так что видно, что для мирян был свой устав, не такой строгий как для монахов. Более того, в наставлении духовнику там активно говорилось об индивидуальности подхода. Отчасти поэтому сложно будет найти заформализованные постные правила. Думаю их индивидуально мог конфигурировать духовник. Кстати значительно более человечный и грамотный подход, чем людоедские запрещения молока для детей "потому что так написано в богодухновенном Типиконе". Вот тут можно подробнее почитать: http://mzh.mrezha.ru/lib/zaozersky/zzr1902a.pdf http://community.livejournal.com/ustav/769739.html?thread=15691467

Ulia: Эх, в Византию бы мне...

osta: Ну, что нам мешает устроить Византию в конкретно взятой семье....

BrainStorm: osta пишет: Ну, что нам мешает устроить Византию в конкретно взятой семье.... Я бы поспорил.... А что нам мешает устроить Африку в конкретной семье и танцевать на молитве? Кстати одним из главных негативных аспектов является соблазн окружающим. Вообще бы аспекты поста хорошо было бы вспомнить... кажется был там один, под названием "дисциплинарный"...

osta: BrainStorm пишет: Кстати одним из главных негативных аспектов является соблазн окружающим. Вообще бы аспекты поста хорошо было бы вспомнить... кажется был там один, под названием "дисциплинарный"... Андрей, существующие правила регламентируют пост для монахов. Для мирян правил вообще не существует. Поэтому мы постимся просто по аналогии и по личному усердию, из солидарности с монахами и т.п. Но формально, строго говоря, обязанности поститься именно так- не существует.

Rooster: Что за шум, а драки нет? "Даёшь Византию! Долой постников-мракобесов!" Апостол Павел писал о посте: "Каждый поступай по удостоверению ума своего". Этот вполне либеральный совет, думаю, более авторитетен, чем даже византийские сборники рекомендаций...

BrainStorm: osta пишет: Но формально, строго говоря, обязанности поститься именно так- не существует. Формально же можно танцевать за молитвой? Я просто не хочу крайнего либерализма, поэтому вынужден тут чуть-чуть встать в оппозицию...

Ulia: BrainStorm пишет: Формально же можно танцевать за молитвой? А мне вот что кажется. Танцевать за молитвой не запрещено - правильно? Если это практикуется в Африканской православной церкви, и это не делает африканцев менее православными и не противоречит канонам - то на здоровье. Значит, если и не-африканец захочет попрактиковать нечто подобное - почему нет? Просто у нас другая культура и другие традиции, но это не существенно. Приходя в греческий православный храм я сижу на скамеечке, а приходя в наш - стою. Что от этого меняется? Ничего. Только то, что в греческом ноги не устают и молиться мне лично легче - но это кому как. По-моему св. Феофан Затворник писал, что нужно пробовать молиться по-разному - сидя, стоя, на коленях, еще как-то и искать ту форму, которая будет наиболее близка лично тебе и будет выражать именно твою молитву.

BrainStorm: Ulia Я думаю тут такой аспект: келейно тебе никто не мешает экспериментировать согласно совести, а вот общественно не стоит никого смущать, даже публичный разговор об этом может смутить.

Ulia: С этим я согласна. Но ведь тогда получается, что и "устроить Византию в отдельно взятой семье" вполне можно - только не трубить об этом на каждом углу, дабы не смутить никого

BrainStorm: Ulia Я к тому, что форум - тоже место публичное.

гость: кого вы боитесь смутить? кто палец об палец не ударил и смеет судить попытавшихся? или вы желаете ближнему чего-то другого, чем себе?

Rooster: гость пишет: или вы желаете ближнему чего-то другого, чем себе? Я лично желаю ближнему того, что для него оптимально, что наиболее благоприятствует его духовной жизни. Если ближний крайне немощен - вряд ли стоит вести речь о строгом посте. BrainStorm пишет: Я просто не хочу крайнего либерализма, поэтому вынужден тут чуть-чуть встать в оппозицию... Думаю, если решаешься избегать того, что смущает других, то выскажу своё смущение. Меня смущает твоё смущение крайним либерализмом. Да-да, именно так. Апостол Павел в отношению к постам был крайний либерал. По крайней мере об этом свидетельствуют дошедшие до нас тексты, которые церковная традиция приписывает ему. Ulia пишет: Если это практикуется в Африканской православной церкви Если попридираться, то легко заметить, что такой ПЦ не существует. Есть Александрийский Патриархат. Если по сути, то не знаю, что и сказать. Думаю, эксперимент у тебя всё-таки не ради эксперимента, а он обоснован чем-то серьёзным. Я думаю, обычно экспериментаторы заканчивают или возвращением к традиции собственной ПЦ, либо отпадением от Церкви. Хотя я могу оказаться неправым.

Abuna прот.Владимир: Rooster пишет: Я думаю, обычно экспериментаторы заканчивают или возвращением к традиции собственной ПЦ, либо отпадением от Церкви. Хотя я могу оказаться неправым. Ага, проходили... Обычно так и бывает... Хотя отпадение бывает с сохранением пребывания в прежнем лоне...

гость: Rooster пишет: Я лично желаю ближнему того, что для него оптимально, что наиболее благоприятствует его духовной жизни. Если ближний крайне немощен - вряд ли стоит вести речь о строгом посте. Вадимушка! Ну напиши для немощных, как ты постишься? Abuna прот.Владимир пишет: Хотя отпадение бывает с сохранением пребывания в прежнем лоне... Это как? Со знаком "+" или "-"?

Rooster: Я уже писал на форуме, что я ем в посты. Писал и о том, что это постом не считаю. Воспользуйся поиском, дорогой анонимный доброжелатель. Вопрос "Для чего нужен пост", кстати, можно было бы конкретизировать подвопросом "Что считать постом". Для меня это достаточно неоднозначно. гость пишет: Это как? Со знаком "+" или "-"? Возможно, двояко. Отпадение - это явно знак минус, а статусу пребывания в прежнем лоне можно поставить плюс.

гость: Rooster пишет: Я уже писал на форуме, что я ем в посты. Писал и о том, что это постом не считаю. Заметь - в моём сообщении нет акцента на "пищевом" аспекте. Ты об этом вспомнил случайно? ;) Rooster пишет: Воспользуйся поиском, дорогой анонимный доброжелатель. Лучше исполни евангельскую заповедь: " ..и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" (Матф.5:41). Rooster пишет: Возможно, двояко. Отпадение - это явно знак минус, а статусу пребывания в прежнем лоне можно поставить плюс. Ничего не понимаю, может быть дадите определения терминам, в контексте сказанного: "отпадение" и "пребывание в прежнем лоне"?

Rooster: гость пишет: Заметь - в моём сообщении нет акцента на "пищевом" аспекте. Ты об этом вспомнил случайно? ;) Да. Лучше исполни евангельскую заповедь: " ..и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" (Матф.5:41). А ты, дорогой друг, лучше воспользуйся поиском, если всё же хочешь удовлетворить свой интерес. Ничего не понимаю, может быть дадите определения терминам, в контексте сказанного: "отпадение" и "пребывание в прежнем лоне"? Может быть, тебе и не нужно этого понимать? Как сам думаешь?

гость: Rooster пишет: Да. Ок. Теперь будем иметь ввиду, что в твоих постах содержится существенная часть случайных фраз. Rooster пишет: А ты, дорогой друг, лучше воспользуйся поиском, если всё же хочешь удовлетворить свой интерес. Интересно, что я должен набрать в строке поиска: "Что ест Рустер в пост?" или "Что не ест Рустер в пост?", или "Осмысление Рустером педагогической пользы поста". Вариантов - масса. А вот, если бы ты исполнил евангельскую заповедь, как подобает их знатоку, всё было бы гораздо проще.. Rooster пишет: Может быть, тебе и не нужно этого понимать? Как сам думаешь? Тема мне интересна сама по себе, но от таких вот кратких сентенций - никакой пользы..

Rooster: гость пишет: Ок. Теперь будем иметь ввиду, что в твоих постах содержится существенная часть случайных фраз. Каков вопрос - таков ответ. Ты ожидал чего-то другого? Вариантов - масса. Да. Тема мне интересна сама по себе, но от таких вот кратких сентенций - никакой пользы.. Я тоже так думаю.

Rooster: гость пишет: А вот, если бы ты исполнил евангельскую заповедь, как подобает их знатоку, всё было бы гораздо проще.. Да всё просто. В НЗ, кстати, не раскрыто, что такое новозаветный пост.

Гость: Rooster пишет: В НЗ, кстати, не раскрыто, что такое новозаветный пост. А где, в таком случае, вводится термин "новозаветный пост"? И в какой мере "не раскрыто"? Что, вообще ничего не говорится? Если не раскрыто - значит ли это, что новозаветный пост и ветхозаветный - одно и то же ("таков ли пост, который я избрал..")? Так что, черезчур смелое это твоё утверждение и совершенно необоснованное. Привёл бы для начала все места НЗ, где хоть как то упоминается пост и в каждом случае доказал нам, что это конкретное место ничего не определяет. В этом контексте интересно следующее (не отменяет предыдущих вопросов). Есть евангельские заповеди прямые - в виде прямой речи Христа. А есть - примеры его поведения. Они являются заповедями или нет? Вот Христос постился сорок дней в пустыне, не ел и не пил.. Расскажи , Рустер, как считаешь, надо ли поститься, что бы проповедовать на этом форуме? Кстати, спасибо Рустер, за провокацию лишний раз припомнить Евангелие и пошевелить мозгами: получается, что Сатана приступает, когда человек наиболее слаб и немощен, и именно в этом состоянии нужно проходить испытание? Не является ли пост, в таком случае, способом пройти настоящее испытание в минуту наибольшей слабости? Да и вообще: никакие трудные обстоятельства не могут являться опровданием греха..

Rooster: Гость пишет: А где, в таком случае, вводится термин "новозаветный пост"? Хотя бы в Типиконе. Если я неточен, прошу поправить меня. Или тебя, Гость, Типикон - это пережиток средневековья, а не нечто значащее? Типикон написан в постновозаветную эпоху, и его предписания относительно "постных дней" отличаются от ветхозаветных предписаний о посте как о полном воздержании от пищи и питья. Если в этом я неточен, тоже прошу поправить меня. И в какой мере "не раскрыто"? Что, вообще ничего не говорится? В НЗ как корпусе текстов никаких предписаний о посте, отличающихся от предписаний ВЗ, нет. Если я не прав, поправь меня, о. Гость. "А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое" (Мф. 6:17-18) - говорит Христос. Исполняем ли мы буквально эти слова? Нет. Исполняли ли их буквально православные святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Силуан Афонский? Нет. Мы призваны исполнять духовный смысл повеления Христа: "чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем..." (Мф. 6:18). Если не раскрыто - значит ли это, что новозаветный пост и ветхозаветный - одно и то же ("таков ли пост, который я избрал..")? Очень возможно, что одно и то же. Хотя это не сильно вяжется с пищевыми предписаниями Типикона. Таких предписаний в ВЗ не было. Так что, черезчур смелое это твоё утверждение и совершенно необоснованное. Привёл бы для начала все места НЗ, где хоть как то упоминается пост и в каждом случае доказал нам, что это конкретное место ничего не определяет. Так в ВЗ-то как раз всё понятно, предписания конкретны. Просто в практике Церкви ныне такого нет. Или распространён пост как практика полного неядения? Я про такое не знаю. В современном представлении православных людей пост - это вкушение так называемой "постной пищи". Почему именно эта пища признана "постной", а другая - нет, мне не очень понятно. Может, пояснишь, как знаток уставов и обычаев? В этом контексте интересно следующее (не отменяет предыдущих вопросов). Есть евангельские заповеди прямые - в виде прямой речи Христа. А есть - примеры его поведения. Они являются заповедями или нет? Конечно, являются. Если и не имеют статус заповеди, то всё равно все действия Господа - пример для верующих в Него. И что примечательно, о Христе нигде не сказано, что Он вкушал какую-то особенную "постную пищу". Вот Христос постился сорок дней в пустыне, не ел и не пил.. Расскажи , Рустер, как считаешь, надо ли поститься, что бы проповедовать на этом форуме? Я думаю, что пощение и разговоры на форуме - вещи между собой никак не связанные. Кстати, спасибо Рустер, за провокацию лишний раз припомнить Евангелие и пошевелить мозгами: получается, что Сатана приступает, когда человек наиболее слаб и немощен, и именно в этом состоянии нужно проходить испытание? Не является ли пост, в таком случае, способом пройти настоящее испытание в минуту наибольшей слабости? Об этом я не думал. Да и вообще: никакие трудные обстоятельства не могут являться опровданием греха.. Я с этим не спорю.

osta: Отрадно, что такие трезвые и разумные подходы к посту и подготовке к причастию все более и более слышны: Что касается поста, то церковные каноны знают лишь три вида поста: среду и пятницу, Великий пост и евхаристический пост. Последнее представляет собой полное воздержание от пищи и питья с вечера накануне причастия (сейчас обычно говорят о полуночи) и до самого момента причащения. Требование поститься неделю или три дня перед причастием относится к той эпохе, когда многие причащались один раз в год или один раз в пост. При еженедельном причащении подобное требование абсурдно, вредно, да и попросту невыполнимо. Думается, вполне достаточно, если человек постится в среду и пятницу, держит Великий пост (а по возможности – и другие многодневные посты). Требовать от мирянина постоянного поста в субботу или в четверг никто не вправе. Это к слову о бременах неудобоносимых и причинах расцерковления. И еще, о причастии: Как часто нужно причащаться? Я бы ответил так: причащаться нужно всякий раз, как мы приходим на литургию. Если вдуматься, то это нонсенс: прийти на литургию – и не причаститься. Распятый за нас Господь предлагает нам Свою Плоть, отдает нам Себя самого, а мы говорим: «Нет, Господи, я не достоин. Я вчера ел сосиску, я не вычитал правило, да и вообще я не далее как в прошлое воскресенье причащался. Не достоин. А вот в следующий раз, а лучше через пару недель, я уж попощусь, помолюсь – и буду достоин». Это то, что называется смирением паче гордости. Впрочем, это отдельная тема, по которой уже много написано и сказано по меньшей мере со времен свт. Иоанна Златоуста. Здесь нет возможности воспроизводить все аргументы за и против. Но я глубоко убежден, что для мирянина хорошо и правильно причащаться ежевоскресно. И подготовке к нему: Другая составляющая традиционной подготовки к причастию – три канона и последование к причащению. Казалось бы, не так уж трудно выкроить полтора-два часа и вычитать все положенное. Однако в реальности оказывается, что это весьма нелегко. Постоянно приходится слышать: батюшка, простите, не успел прочесть. Да и сам батюшка, что уж греха таить, далеко не всегда «вычитывает» необходимое правило в полном объеме. Но зададимся вот каким вопросом: почему именно таково молитвенное правило перед причастием? Мы читаем каноны, но ведь канон – это прежде всего составляющая часть утрени. И на воскресном всенощном бдении как раз и читается обычно три канона, только не покаянного, а прославительного характера. Что касается последования к причащению, то оно очевидным образом соотносится с евхаристическими молитвами. Получается, следовательно, вот что: каноны воскресной утрение, которые трудно воспринимать на слух, проходят мимо сознания мирян; евхаристические молитвы миряне и вовсе не слышат. Вместо этого, «выстояв» в храме всенощную и готовясь «отстоять» литургию, мы читаем дома известные каноны и последование, заменяя, таким образом, сознательное участие в общественном богослужении келейной молитвой. Это еще одно свидетельство того, что причащение до сих пор воспринимается каким-то экстраординарным событием в жизни христианина, требующим дублирования уставного богослужения и уставных постов. Как же быть с канонами и с последованием? Думается, вполне допустим такой подход: можно купить Октоих (стоит он не запредельно дорого) и в субботу вечером (а лучше, если есть такая возможность, – заранее, перед всенощной) прочесть три канона текущего гласа из воскресной службы. Или можно прочесть воскресный канон и канон богородичный, добавив к этому канон святому, память которого совпадает с воскресным днем. Правда, для этого нужна уже Минея, что вовсе не дешево. Однако все богослужебные тексты есть в Интернете, так что добыть их – не проблема, было бы желание. Последование к причащению – вещь полезная. Но не менее, а гораздо более важно для любого христианина, будь то мирянин или священник, полноценное участие в евхаристии. К сожалению, с давних пор, как уже говорилось, евхаристические молитвы не читаются вслух. Впрочем, в некоторых храмах их всё же читают во всеуслышание. Вслух, как многие могли убедиться, читает их и Патриарх Кирилл. И это правильно, так как молитвы литургии – не эзотерические заклинания, но благодарение Небесного Отца от имени всей общины, а не одного лишь священника. Поэтому выход может быть таким: купить служебник или отдельную книжку с текстом литургии – и самому (разумеется, про себя) читать на службе литургийные молитвы. В этом нет никакого кощунства, ибо если молится только священник, то литургия перестает быть литургией – общим делом. * * * Как и следовало ожидать, Евхаристия и смежные темы заняли большую часть публикации. На поставленные в начале статьи вопросы мы почти и не ответили. В двух словах можно сказать так. Во-первых, надо хорошо понимать, что молиться Богу мы можем на всяком месте и во всякий час. Пусть у нас не получается полностью «вычитывать» положенное правило утром и вечером – но в течение всего дня нам предоставляются десятки поводов сказать: «Господи, благослови!», «Господи, прости!», «Господи, благодарю Тебя!». Последнее мы говорим реже всего, но, может быть, это самая важная молитва. Все цитаты отсюда: http://www.pravmir.ru/cerkovnaya-zhizn-v-miru-kak-zh/ Церковная жизнь в миру: как жить и выжить? Автор Священник Феодор Людоговский дата: 8 ноября 2010 От редакции: В преддверии конференции в Даниловом монастыре «Жизнь во Христе [1]» мы предлагаем вниманию наших читателей материалы о современной аскетике. Сегодня с читателями портала «Православие и мир [2]» делится своими размышлениями священник Феодор Людоговский [3], преподаватель Московской Духовной академии.

osta: Понравилось: ишет webpadre ([info]webpadre) @ 2011-03-19 22:36:00 Предыдущая запись В избранное! Share this! Отслеживать Пометить как материал для взрослых Следующая запись Метки данной записи: литургическое Немного о постах Я думаю, что все эти разговоры о посте в стиле [info]davlatov происходят не в последнюю очередь по причине того, что постов у нас однажды стало слишком много. В самом деле, в году больше постных дней, чем непостных. Изначальные посты в христианской Церкви - среда, пятница и предпасхальный. Надо сказать, что касательно Великого поста у меня даже не возникает сомнений - поститься или нет. Это очевидно, этого поста ждешь с радостью, как настоящей весны... И вот наступает Пасха, радостные и ликующие дни, потом Вознесение, Пятидесятница, и вот - снова пост! Неожиданно, непонятно, особенно в те годы, когда он по продолжительности - как Великий. А еще зная, что по своему происхождению этот пост - заместительный (то есть в это время постились те, кто по каким-то причинам не мог поститься полностью или частично в Великий пост), то поститься вообще тяжело. Неясная ситуация и с самым поздним Успенским постом, который, вроде бы, изначально даже запрещался какими-то канонами (источник не знаю). И Рождественский мог бы быть не столь продолжительным, а хотя бы 2 недели, как предлагал покойный патриарх Сербский Павел... А когда постов слишком много, то и отношение к ним меняется. Как ко всякому, чего с избытком. Можно было бы разделить посты на обязательные и необязательные (опциональные). Тогда и шумихи ненужной вокруг постов было бы меньше. Кроме того, мы ведь не угождаем Богу тем, что чего-то не едим. Если кто думает, что, если не есть мяса и пр., то этим угождаешь Богу - он ничего не понял в христианстве. "Пища не приближает нас к Богу" © ап.Павел. Воздержание от пищи - не более чем средство, - для тех, кто хочет достичь большего. Если весь пост только в том и состоит, чтобы не есть мяса, молока и пр., - то это вовсе не пост и не надо себя обманывать. http://webpadre.livejournal.com/506256.html?#cutid1 Обсуждения по ссылке тоже интересные.

Ulia: А вот тутhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Католический_пост - о том, как постятся католики :)

Rooster: Это ты в смысле "да здравствуют католические обычаи" или в каком-то другом?



полная версия страницы