Форум » Православная жизнь » Для чего нужен пост? » Ответить

Для чего нужен пост?

Ulia: Ребята, после более чем десятилетнего пребывания в церкви я вдруг пришла к полному непониманию смысла поста... как мы видим из Писания, Христос призывает нас быть совершенными в любви к Богу и ближнему. Причем любовь к Богу опять же реализуется через любовь к ближнему - накормили, навестили, помогли. Также любовь к Богу включает молитвенное общение с Ним, следование Его заповедям и участие в установленных им Таинствах. Как этому может помочь пост, ведь он - средство достижения чего-то - а чего? Возрастания в любви через пост лично у меня как-то не происходит... если же пост - средство борьбы со страстями и своими хотелками, то я по причине беременности и кормления не пощусь уже три года кряду, и я не заметила какого-то ухудшения своего духовного состояния. То есть не скажу, что страсти меня прямо-таки захлестнули из-за отсутствия поста. А в борьбе со своими хотелками лучшее средство - семья и дети. Себе уже не принадлежишь, вся жизнь направлена на близких. Так в чем же смысл поста? Действительно ли он помогает достичь чего-то? Ощущаете ли вы эту действенность поста в вашей жизни? Помогите разобраться...тем более что в нашей Церкви посту уделяется огромное внимание и много времени - большая часть года.

Ответов - 57, стр: 1 2 All

osta: Интересно, что в Византии существовали более "гуманные" правила поста для мирян: Вопрос - существовал ли в Византии отдельный Постный Устав для мирян, отличный от Постного Устава для монахов. Если да, то в чем состояли отличия? gasloff 2010-08-12 02:57 am (local) (ссылка) Да, вполне существовал. Для примера можно взять Номоканон, надписываемый именем Иоанна Постника. Там есть отдельная часть, посвященная уставу поста. Так вот там обычно упоминается три варианта: устав поста для кающихся, устав поста для монахов и устав поста для мирян. Так в малые посты (Филиппов и Апостольский) миряне должны были воздерживаться от мяса, а монахи еще и от сыра и яиц, за исключением пары праздников. В Великий пост миряне должны были воздерживаться от рыбы если могут все дни кроме субботы и воскресенья, но если не могут, разрешалось вкушать рыбу во вторник и четверг. Дальше там предлагалось три варианта для Великого поста по части вкушения вина, также с различием для мирян и монахов. Строгий вариант для кающихся (т.е. находящихся под епитимией) приводить не буду. Второй вариант: понедельник, среду и пяток не пьют вина и воздерживаются от мяса, сыра, яиц и рыбы - мирские, а монахи и от масла. А в другие дни могут есть все. Третий вариант разрешает рыбу и в эти три дня. Так что видно, что для мирян был свой устав, не такой строгий как для монахов. Более того, в наставлении духовнику там активно говорилось об индивидуальности подхода. Отчасти поэтому сложно будет найти заформализованные постные правила. Думаю их индивидуально мог конфигурировать духовник. Кстати значительно более человечный и грамотный подход, чем людоедские запрещения молока для детей "потому что так написано в богодухновенном Типиконе". Вот тут можно подробнее почитать: http://mzh.mrezha.ru/lib/zaozersky/zzr1902a.pdf http://community.livejournal.com/ustav/769739.html?thread=15691467

Ulia: Эх, в Византию бы мне...

osta: Ну, что нам мешает устроить Византию в конкретно взятой семье....


BrainStorm: osta пишет: Ну, что нам мешает устроить Византию в конкретно взятой семье.... Я бы поспорил.... А что нам мешает устроить Африку в конкретной семье и танцевать на молитве? Кстати одним из главных негативных аспектов является соблазн окружающим. Вообще бы аспекты поста хорошо было бы вспомнить... кажется был там один, под названием "дисциплинарный"...

osta: BrainStorm пишет: Кстати одним из главных негативных аспектов является соблазн окружающим. Вообще бы аспекты поста хорошо было бы вспомнить... кажется был там один, под названием "дисциплинарный"... Андрей, существующие правила регламентируют пост для монахов. Для мирян правил вообще не существует. Поэтому мы постимся просто по аналогии и по личному усердию, из солидарности с монахами и т.п. Но формально, строго говоря, обязанности поститься именно так- не существует.

Rooster: Что за шум, а драки нет? "Даёшь Византию! Долой постников-мракобесов!" Апостол Павел писал о посте: "Каждый поступай по удостоверению ума своего". Этот вполне либеральный совет, думаю, более авторитетен, чем даже византийские сборники рекомендаций...

BrainStorm: osta пишет: Но формально, строго говоря, обязанности поститься именно так- не существует. Формально же можно танцевать за молитвой? Я просто не хочу крайнего либерализма, поэтому вынужден тут чуть-чуть встать в оппозицию...

Ulia: BrainStorm пишет: Формально же можно танцевать за молитвой? А мне вот что кажется. Танцевать за молитвой не запрещено - правильно? Если это практикуется в Африканской православной церкви, и это не делает африканцев менее православными и не противоречит канонам - то на здоровье. Значит, если и не-африканец захочет попрактиковать нечто подобное - почему нет? Просто у нас другая культура и другие традиции, но это не существенно. Приходя в греческий православный храм я сижу на скамеечке, а приходя в наш - стою. Что от этого меняется? Ничего. Только то, что в греческом ноги не устают и молиться мне лично легче - но это кому как. По-моему св. Феофан Затворник писал, что нужно пробовать молиться по-разному - сидя, стоя, на коленях, еще как-то и искать ту форму, которая будет наиболее близка лично тебе и будет выражать именно твою молитву.

BrainStorm: Ulia Я думаю тут такой аспект: келейно тебе никто не мешает экспериментировать согласно совести, а вот общественно не стоит никого смущать, даже публичный разговор об этом может смутить.

Ulia: С этим я согласна. Но ведь тогда получается, что и "устроить Византию в отдельно взятой семье" вполне можно - только не трубить об этом на каждом углу, дабы не смутить никого

BrainStorm: Ulia Я к тому, что форум - тоже место публичное.

гость: кого вы боитесь смутить? кто палец об палец не ударил и смеет судить попытавшихся? или вы желаете ближнему чего-то другого, чем себе?

Rooster: гость пишет: или вы желаете ближнему чего-то другого, чем себе? Я лично желаю ближнему того, что для него оптимально, что наиболее благоприятствует его духовной жизни. Если ближний крайне немощен - вряд ли стоит вести речь о строгом посте. BrainStorm пишет: Я просто не хочу крайнего либерализма, поэтому вынужден тут чуть-чуть встать в оппозицию... Думаю, если решаешься избегать того, что смущает других, то выскажу своё смущение. Меня смущает твоё смущение крайним либерализмом. Да-да, именно так. Апостол Павел в отношению к постам был крайний либерал. По крайней мере об этом свидетельствуют дошедшие до нас тексты, которые церковная традиция приписывает ему. Ulia пишет: Если это практикуется в Африканской православной церкви Если попридираться, то легко заметить, что такой ПЦ не существует. Есть Александрийский Патриархат. Если по сути, то не знаю, что и сказать. Думаю, эксперимент у тебя всё-таки не ради эксперимента, а он обоснован чем-то серьёзным. Я думаю, обычно экспериментаторы заканчивают или возвращением к традиции собственной ПЦ, либо отпадением от Церкви. Хотя я могу оказаться неправым.

Abuna прот.Владимир: Rooster пишет: Я думаю, обычно экспериментаторы заканчивают или возвращением к традиции собственной ПЦ, либо отпадением от Церкви. Хотя я могу оказаться неправым. Ага, проходили... Обычно так и бывает... Хотя отпадение бывает с сохранением пребывания в прежнем лоне...

гость: Rooster пишет: Я лично желаю ближнему того, что для него оптимально, что наиболее благоприятствует его духовной жизни. Если ближний крайне немощен - вряд ли стоит вести речь о строгом посте. Вадимушка! Ну напиши для немощных, как ты постишься? Abuna прот.Владимир пишет: Хотя отпадение бывает с сохранением пребывания в прежнем лоне... Это как? Со знаком "+" или "-"?

Rooster: Я уже писал на форуме, что я ем в посты. Писал и о том, что это постом не считаю. Воспользуйся поиском, дорогой анонимный доброжелатель. Вопрос "Для чего нужен пост", кстати, можно было бы конкретизировать подвопросом "Что считать постом". Для меня это достаточно неоднозначно. гость пишет: Это как? Со знаком "+" или "-"? Возможно, двояко. Отпадение - это явно знак минус, а статусу пребывания в прежнем лоне можно поставить плюс.

гость: Rooster пишет: Я уже писал на форуме, что я ем в посты. Писал и о том, что это постом не считаю. Заметь - в моём сообщении нет акцента на "пищевом" аспекте. Ты об этом вспомнил случайно? ;) Rooster пишет: Воспользуйся поиском, дорогой анонимный доброжелатель. Лучше исполни евангельскую заповедь: " ..и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" (Матф.5:41). Rooster пишет: Возможно, двояко. Отпадение - это явно знак минус, а статусу пребывания в прежнем лоне можно поставить плюс. Ничего не понимаю, может быть дадите определения терминам, в контексте сказанного: "отпадение" и "пребывание в прежнем лоне"?

Rooster: гость пишет: Заметь - в моём сообщении нет акцента на "пищевом" аспекте. Ты об этом вспомнил случайно? ;) Да. Лучше исполни евангельскую заповедь: " ..и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" (Матф.5:41). А ты, дорогой друг, лучше воспользуйся поиском, если всё же хочешь удовлетворить свой интерес. Ничего не понимаю, может быть дадите определения терминам, в контексте сказанного: "отпадение" и "пребывание в прежнем лоне"? Может быть, тебе и не нужно этого понимать? Как сам думаешь?

гость: Rooster пишет: Да. Ок. Теперь будем иметь ввиду, что в твоих постах содержится существенная часть случайных фраз. Rooster пишет: А ты, дорогой друг, лучше воспользуйся поиском, если всё же хочешь удовлетворить свой интерес. Интересно, что я должен набрать в строке поиска: "Что ест Рустер в пост?" или "Что не ест Рустер в пост?", или "Осмысление Рустером педагогической пользы поста". Вариантов - масса. А вот, если бы ты исполнил евангельскую заповедь, как подобает их знатоку, всё было бы гораздо проще.. Rooster пишет: Может быть, тебе и не нужно этого понимать? Как сам думаешь? Тема мне интересна сама по себе, но от таких вот кратких сентенций - никакой пользы..

Rooster: гость пишет: Ок. Теперь будем иметь ввиду, что в твоих постах содержится существенная часть случайных фраз. Каков вопрос - таков ответ. Ты ожидал чего-то другого? Вариантов - масса. Да. Тема мне интересна сама по себе, но от таких вот кратких сентенций - никакой пользы.. Я тоже так думаю.

Rooster: гость пишет: А вот, если бы ты исполнил евангельскую заповедь, как подобает их знатоку, всё было бы гораздо проще.. Да всё просто. В НЗ, кстати, не раскрыто, что такое новозаветный пост.

Гость: Rooster пишет: В НЗ, кстати, не раскрыто, что такое новозаветный пост. А где, в таком случае, вводится термин "новозаветный пост"? И в какой мере "не раскрыто"? Что, вообще ничего не говорится? Если не раскрыто - значит ли это, что новозаветный пост и ветхозаветный - одно и то же ("таков ли пост, который я избрал..")? Так что, черезчур смелое это твоё утверждение и совершенно необоснованное. Привёл бы для начала все места НЗ, где хоть как то упоминается пост и в каждом случае доказал нам, что это конкретное место ничего не определяет. В этом контексте интересно следующее (не отменяет предыдущих вопросов). Есть евангельские заповеди прямые - в виде прямой речи Христа. А есть - примеры его поведения. Они являются заповедями или нет? Вот Христос постился сорок дней в пустыне, не ел и не пил.. Расскажи , Рустер, как считаешь, надо ли поститься, что бы проповедовать на этом форуме? Кстати, спасибо Рустер, за провокацию лишний раз припомнить Евангелие и пошевелить мозгами: получается, что Сатана приступает, когда человек наиболее слаб и немощен, и именно в этом состоянии нужно проходить испытание? Не является ли пост, в таком случае, способом пройти настоящее испытание в минуту наибольшей слабости? Да и вообще: никакие трудные обстоятельства не могут являться опровданием греха..

Rooster: Гость пишет: А где, в таком случае, вводится термин "новозаветный пост"? Хотя бы в Типиконе. Если я неточен, прошу поправить меня. Или тебя, Гость, Типикон - это пережиток средневековья, а не нечто значащее? Типикон написан в постновозаветную эпоху, и его предписания относительно "постных дней" отличаются от ветхозаветных предписаний о посте как о полном воздержании от пищи и питья. Если в этом я неточен, тоже прошу поправить меня. И в какой мере "не раскрыто"? Что, вообще ничего не говорится? В НЗ как корпусе текстов никаких предписаний о посте, отличающихся от предписаний ВЗ, нет. Если я не прав, поправь меня, о. Гость. "А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое" (Мф. 6:17-18) - говорит Христос. Исполняем ли мы буквально эти слова? Нет. Исполняли ли их буквально православные святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Силуан Афонский? Нет. Мы призваны исполнять духовный смысл повеления Христа: "чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем..." (Мф. 6:18). Если не раскрыто - значит ли это, что новозаветный пост и ветхозаветный - одно и то же ("таков ли пост, который я избрал..")? Очень возможно, что одно и то же. Хотя это не сильно вяжется с пищевыми предписаниями Типикона. Таких предписаний в ВЗ не было. Так что, черезчур смелое это твоё утверждение и совершенно необоснованное. Привёл бы для начала все места НЗ, где хоть как то упоминается пост и в каждом случае доказал нам, что это конкретное место ничего не определяет. Так в ВЗ-то как раз всё понятно, предписания конкретны. Просто в практике Церкви ныне такого нет. Или распространён пост как практика полного неядения? Я про такое не знаю. В современном представлении православных людей пост - это вкушение так называемой "постной пищи". Почему именно эта пища признана "постной", а другая - нет, мне не очень понятно. Может, пояснишь, как знаток уставов и обычаев? В этом контексте интересно следующее (не отменяет предыдущих вопросов). Есть евангельские заповеди прямые - в виде прямой речи Христа. А есть - примеры его поведения. Они являются заповедями или нет? Конечно, являются. Если и не имеют статус заповеди, то всё равно все действия Господа - пример для верующих в Него. И что примечательно, о Христе нигде не сказано, что Он вкушал какую-то особенную "постную пищу". Вот Христос постился сорок дней в пустыне, не ел и не пил.. Расскажи , Рустер, как считаешь, надо ли поститься, что бы проповедовать на этом форуме? Я думаю, что пощение и разговоры на форуме - вещи между собой никак не связанные. Кстати, спасибо Рустер, за провокацию лишний раз припомнить Евангелие и пошевелить мозгами: получается, что Сатана приступает, когда человек наиболее слаб и немощен, и именно в этом состоянии нужно проходить испытание? Не является ли пост, в таком случае, способом пройти настоящее испытание в минуту наибольшей слабости? Об этом я не думал. Да и вообще: никакие трудные обстоятельства не могут являться опровданием греха.. Я с этим не спорю.

osta: Отрадно, что такие трезвые и разумные подходы к посту и подготовке к причастию все более и более слышны: Что касается поста, то церковные каноны знают лишь три вида поста: среду и пятницу, Великий пост и евхаристический пост. Последнее представляет собой полное воздержание от пищи и питья с вечера накануне причастия (сейчас обычно говорят о полуночи) и до самого момента причащения. Требование поститься неделю или три дня перед причастием относится к той эпохе, когда многие причащались один раз в год или один раз в пост. При еженедельном причащении подобное требование абсурдно, вредно, да и попросту невыполнимо. Думается, вполне достаточно, если человек постится в среду и пятницу, держит Великий пост (а по возможности – и другие многодневные посты). Требовать от мирянина постоянного поста в субботу или в четверг никто не вправе. Это к слову о бременах неудобоносимых и причинах расцерковления. И еще, о причастии: Как часто нужно причащаться? Я бы ответил так: причащаться нужно всякий раз, как мы приходим на литургию. Если вдуматься, то это нонсенс: прийти на литургию – и не причаститься. Распятый за нас Господь предлагает нам Свою Плоть, отдает нам Себя самого, а мы говорим: «Нет, Господи, я не достоин. Я вчера ел сосиску, я не вычитал правило, да и вообще я не далее как в прошлое воскресенье причащался. Не достоин. А вот в следующий раз, а лучше через пару недель, я уж попощусь, помолюсь – и буду достоин». Это то, что называется смирением паче гордости. Впрочем, это отдельная тема, по которой уже много написано и сказано по меньшей мере со времен свт. Иоанна Златоуста. Здесь нет возможности воспроизводить все аргументы за и против. Но я глубоко убежден, что для мирянина хорошо и правильно причащаться ежевоскресно. И подготовке к нему: Другая составляющая традиционной подготовки к причастию – три канона и последование к причащению. Казалось бы, не так уж трудно выкроить полтора-два часа и вычитать все положенное. Однако в реальности оказывается, что это весьма нелегко. Постоянно приходится слышать: батюшка, простите, не успел прочесть. Да и сам батюшка, что уж греха таить, далеко не всегда «вычитывает» необходимое правило в полном объеме. Но зададимся вот каким вопросом: почему именно таково молитвенное правило перед причастием? Мы читаем каноны, но ведь канон – это прежде всего составляющая часть утрени. И на воскресном всенощном бдении как раз и читается обычно три канона, только не покаянного, а прославительного характера. Что касается последования к причащению, то оно очевидным образом соотносится с евхаристическими молитвами. Получается, следовательно, вот что: каноны воскресной утрение, которые трудно воспринимать на слух, проходят мимо сознания мирян; евхаристические молитвы миряне и вовсе не слышат. Вместо этого, «выстояв» в храме всенощную и готовясь «отстоять» литургию, мы читаем дома известные каноны и последование, заменяя, таким образом, сознательное участие в общественном богослужении келейной молитвой. Это еще одно свидетельство того, что причащение до сих пор воспринимается каким-то экстраординарным событием в жизни христианина, требующим дублирования уставного богослужения и уставных постов. Как же быть с канонами и с последованием? Думается, вполне допустим такой подход: можно купить Октоих (стоит он не запредельно дорого) и в субботу вечером (а лучше, если есть такая возможность, – заранее, перед всенощной) прочесть три канона текущего гласа из воскресной службы. Или можно прочесть воскресный канон и канон богородичный, добавив к этому канон святому, память которого совпадает с воскресным днем. Правда, для этого нужна уже Минея, что вовсе не дешево. Однако все богослужебные тексты есть в Интернете, так что добыть их – не проблема, было бы желание. Последование к причащению – вещь полезная. Но не менее, а гораздо более важно для любого христианина, будь то мирянин или священник, полноценное участие в евхаристии. К сожалению, с давних пор, как уже говорилось, евхаристические молитвы не читаются вслух. Впрочем, в некоторых храмах их всё же читают во всеуслышание. Вслух, как многие могли убедиться, читает их и Патриарх Кирилл. И это правильно, так как молитвы литургии – не эзотерические заклинания, но благодарение Небесного Отца от имени всей общины, а не одного лишь священника. Поэтому выход может быть таким: купить служебник или отдельную книжку с текстом литургии – и самому (разумеется, про себя) читать на службе литургийные молитвы. В этом нет никакого кощунства, ибо если молится только священник, то литургия перестает быть литургией – общим делом. * * * Как и следовало ожидать, Евхаристия и смежные темы заняли большую часть публикации. На поставленные в начале статьи вопросы мы почти и не ответили. В двух словах можно сказать так. Во-первых, надо хорошо понимать, что молиться Богу мы можем на всяком месте и во всякий час. Пусть у нас не получается полностью «вычитывать» положенное правило утром и вечером – но в течение всего дня нам предоставляются десятки поводов сказать: «Господи, благослови!», «Господи, прости!», «Господи, благодарю Тебя!». Последнее мы говорим реже всего, но, может быть, это самая важная молитва. Все цитаты отсюда: http://www.pravmir.ru/cerkovnaya-zhizn-v-miru-kak-zh/ Церковная жизнь в миру: как жить и выжить? Автор Священник Феодор Людоговский дата: 8 ноября 2010 От редакции: В преддверии конференции в Даниловом монастыре «Жизнь во Христе [1]» мы предлагаем вниманию наших читателей материалы о современной аскетике. Сегодня с читателями портала «Православие и мир [2]» делится своими размышлениями священник Феодор Людоговский [3], преподаватель Московской Духовной академии.

osta: Понравилось: ишет webpadre ([info]webpadre) @ 2011-03-19 22:36:00 Предыдущая запись В избранное! Share this! Отслеживать Пометить как материал для взрослых Следующая запись Метки данной записи: литургическое Немного о постах Я думаю, что все эти разговоры о посте в стиле [info]davlatov происходят не в последнюю очередь по причине того, что постов у нас однажды стало слишком много. В самом деле, в году больше постных дней, чем непостных. Изначальные посты в христианской Церкви - среда, пятница и предпасхальный. Надо сказать, что касательно Великого поста у меня даже не возникает сомнений - поститься или нет. Это очевидно, этого поста ждешь с радостью, как настоящей весны... И вот наступает Пасха, радостные и ликующие дни, потом Вознесение, Пятидесятница, и вот - снова пост! Неожиданно, непонятно, особенно в те годы, когда он по продолжительности - как Великий. А еще зная, что по своему происхождению этот пост - заместительный (то есть в это время постились те, кто по каким-то причинам не мог поститься полностью или частично в Великий пост), то поститься вообще тяжело. Неясная ситуация и с самым поздним Успенским постом, который, вроде бы, изначально даже запрещался какими-то канонами (источник не знаю). И Рождественский мог бы быть не столь продолжительным, а хотя бы 2 недели, как предлагал покойный патриарх Сербский Павел... А когда постов слишком много, то и отношение к ним меняется. Как ко всякому, чего с избытком. Можно было бы разделить посты на обязательные и необязательные (опциональные). Тогда и шумихи ненужной вокруг постов было бы меньше. Кроме того, мы ведь не угождаем Богу тем, что чего-то не едим. Если кто думает, что, если не есть мяса и пр., то этим угождаешь Богу - он ничего не понял в христианстве. "Пища не приближает нас к Богу" © ап.Павел. Воздержание от пищи - не более чем средство, - для тех, кто хочет достичь большего. Если весь пост только в том и состоит, чтобы не есть мяса, молока и пр., - то это вовсе не пост и не надо себя обманывать. http://webpadre.livejournal.com/506256.html?#cutid1 Обсуждения по ссылке тоже интересные.

Ulia: А вот тутhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Католический_пост - о том, как постятся католики :)

Rooster: Это ты в смысле "да здравствуют католические обычаи" или в каком-то другом?



полная версия страницы