Форум » Православная жизнь » 10 причин, почему люди не ходят в Церковь » Ответить

10 причин, почему люди не ходят в Церковь

osta: Очень часто люди, которые не желают ходить в Церковь, придумывают различные причины, чтобы себя оправдать и успокоить. Сначала они выглядят довольно убедительно, но их безосновательность можно показать на следующем примере: Десять причин, почему я никогда не моюсь 1. Меня заставляли мыться в детстве. 2. Люди, которые моются, - лицемеры, они думают, что чище остальных. 3. Так много сортов мыла, что я никогда не смогу решить, какой лучше. 4. Я мылся когда-то, но мне это надоело. 5. Я моюсь только на Рождество и на Пасху. 6. Никто из моих друзей не моется. 7. Я стану мыться ближе к старости. 8. У меня совершенно нет времени. 9. В ванной недостаточно тепло и уютно. 10. Людям, которые делают мыло, интересны только мои деньги. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=2559&st=45

Ответов - 45, стр: 1 2 All

Александр: Ulia пишет: Это точно. Я в одну поездку ездила - там в автобусе руководитель всю дорогу про чудеса всякие вещала - ну, знаете, песочки, камешки, канавки, и прочее. А по дороге обратно промывала всем мозги по поводу православного царя и как нам всем будет плохо, если мы не монархисты. Ужас. Забудешь, куда и зачем едешь. Я так рада была, что не взяла с собой невоцерковленных друзей - а ведь собиралась... Бог миловал. Странное у вас, однако, пренебрежение к "канавкам и прочим"

Ulia: Александр пишет: Странное у вас, однако, пренебрежение к "канавкам и прочим" Не только у меня. В лекциях игумена Петра Мещеринова подобное мнение ("пренебрежение") хорошо обосновано. Да и кураевский (да-да, снова "многоуважаемый мной Кураев"!) "Оккультизм в Православии" об этом тоже нелестно упоминает.

Александр: Да я, Юля, тоже к нему с уважением отношусь. Только вот если бы ознакомились со всеми его работами, то избавились бы от многих свои стереотипов в отношении меня.


o.Andr: По поводу чудес правильно заметили..«Не всё то золото, что блестит.» Юля , может быть Вам стоило поговорить со своим гидо на тему молнархии- и Вам , возможно, было-бы интересно и мнение Ваше не осталось бы при себе...С уважением к Вам и Александру..

Ulia: o.Andr пишет: Юля , может быть Вам стоило поговорить со своим гидо на тему молнархии- и Вам , возможно, было-бы интересно и мнение Ваше не осталось бы при себе... Почему-то с такими людьми очень трудно разговаривать - они несколько фанатичны (не в обиду им сказано) и не слышат никаких аргументов. А политические воззрения не имеют ничего общего с религиозными - и это очень хорошо.

osta: Ответы на заданную тему дает игумен Петр Мещеринов в своем докладе на конференции: "Молодежь и православные молодежные движения в системе образования и воспитания" в рамках Рождественских Чтений. МГУ, 31 января 2007 г. ПРОБЛЕМЫ ЦЕРКОВНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=3577&hl= Вот небольшой отрывочек: "1) Побуждением для вхождения в Церковь чаще всего представляется то, что "мы русские ? значит, православные". Церковь с этой точки зрения является неотъемлемой принадлежностью национального менталитета, хранительницей государственнических и общественных традиций, и проч., и проч. и проч. Совершенно очевидно, что в рамках такого представления Христос, то есть - суть Церкви - стоит не на главном, центральном и исключительном месте, а где-то сбоку, как некий фактор существования Великой России. Молодой человек, пришедший в Церковь к Богу, обнаруживает, что на самом деле Христос и Его заповеди церковным людям не особо-то и нужен, а нужны им совершенно другие вещи... отчего часто происходит разочарование в Православии, и молодёжь из Церкви уходит. 2) Хотя и не официально, но по настроениям церковной среды от православного христианина требуется, чтобы он непременно разделял монархические взгляды. Многие православные прямо-таки жаждут царя. Само по себе такое желание, может быть, и имеет право на существование (если, конечно, оно не переходит рамки здравого смысла); но вся беда в том, что оно преподносится вступающим в Церковь людям как нечто чуть ли не обязательное, догматическое для них. С этим связана необыкновенная ностальгия по прошлому. Мы всё время ходим "затылками вперёд"; вся наша жизнь ? в прошлом; даже когда мы говорим или думаем о будущем, мы хотим, чтобы в будущее вернулось прошлое. Помимо того, что это совершенно нереалистическая мечтательность (от которой, кстати, мы в ежедневных молитвах просим Бога нас избавить), это полагает нам препятствие к адекватному евангельскому осмыслению современности. Для молодёжи это достаточно болезненно. Придя в Церковь как к хранительнице Евангельской истины, думая обрести в ней трезвый и правильный взгляд на мир, молодые люди с разочарованием убеждаются, что большинство православных находятся в какой-то виртуальной реальности, которую они вдобавок довольно агрессивно навязывают людям. Нежелание входить в этот нереальный мир заставляет людей покидать Церковь. К сожалению, современная катехизация не уделяет этим вопросам (я назвал бы их ?проблемой адекватности?) должного внимания. 3). Приходящему в Церковь человеку прививается неверная самоидентификация, в результате которой причины и следствия меняются местами. То есть: мы православные потому, что мы постимся, ходим в храм, вычитываем положенные каноны перед Причастием, и т.п. Но вовсе не потому, что мы обрели Христа в сердцах наших, стали Церковью, то есть телом Христовым, и с помощью Духа Святого исполняем Христовы заповеди. Безусловно, дисциплина важна и нужна, но лишь как средство, помогающее нашей жизни во Христе. Следовательно, катехизация должна начинаться с Евангелия, а потом уже, по мере сил каждого, евангельская жизнь должна ограждаться опытом Церкви, выраженным в тех или иных дисциплинарных нормах. У нас всё наоборот: Евангелие у нас вовсе не на первом месте. Вместо него мы нагружаем человека обязательной дисциплиной, вменяем ему в грех малейшее отступление от неё и убеждаем, что через исполнение формы он обретёт Христа. Но так происходит редко, и поэтому многие молодые люди, попробовав жить дисциплинарной жизнью, и убедившись, что она не принесла ожидаемого плода, из Церкви уходят. 4). Наконец, то, что я назвал "кликушеством". В церковной жизни для многих православных главное ? не евангельская нравственность, не жизнь со Христом, а нечто совсем иное: старцы, апокалиптика, дивеевские предания и прочее, то, что Апостол Павел называл "бабьими баснями"; не буду подробно на этом останавливаться. Современная катехизация не расставляет акценты как должно, в результате чего немало людей оказываются в церковной среде перед выбором: или отринуть свою социально-культурную "нормальность", или уйти из Церкви. В молодежной среде это довольно остро ощущается." Не могу не согласиться с отцом Петром, увы, так тяжело от этих несоответсвий, что порой становится одиноко и неуютно в церковной среде...

Александр: 1. Вот уж не сказал бы, что основной причиной является эта. Скорее приходят люди, отчаявшиеся получить помощь где-либо еще. Люди приходят в тяжелых болезнях, тяжелых страстях вроде алкоголизма и наркомании т.д. Я часто спрашивал себя почему в храме так много неадекватных людей. Бывает, ходит человек и 15 лет в храм, а задай ему вопрос, он начинает мешать в кучу и христианское и оккультное вроде ауры и т.д. Оказывается, человек когда-то давно увлекался оккультизмом. Со временем я просто понял, что в Церкви действительно много нездоровых людей, потому что все мы приходим туда нездоровыми. Недаром Церковь называют еще и духовной лечебницей. 2. Никто ничего не требует. По крайней мере, судя по обсуждению этой темы на форуме КПМ, демократов здесь явно побольше будет. Вообщем-то нет ничего странного в том, что именно среди верующих людей высок процент монархистов, т.к. монархия по природе своей является представительницей нравственного идеала, как начала всех примиряющего, а это есть действительно высший, наиболее могучий принцип примирения частных интересов. Да, наверное, у многих ностальгия по прошлому. Но сводить все только к этому весьма странно. Кроме того, христиане ясно осознают ту глубину трагедии, произошедшей с момента крушения монархии. Мне, честно говоря, непонятно отношение к монархии как к некому пережитку. Это совершенно не так. По поводу мечтательности...я так понимаю речь идет о желании монархистов установить в настоящий момент монархию. Но ведь речи об этом и нет. Совершенно ясно, что монархисты говорят об этом в перспективе и то, только при условии наличия условий для этого. 3. + 4. Эту тему нужно поднимать и вести к примирению точек зрения. "Бабьи басни" это плохо, но очень часто вижу, что их отрицатели так рьяно берутся за дело, что предлагается некое дезинфицированное православие с желанием отрицать всё: мироточение, старчество как таковое, схождение огня и т.д...все, что под руку попадется.

Юрий: По поводу первой причины. Я общался с ЯЗЫЧНИКАМИ, которые называли себя Русскими националистами. Я им задавал резонный вопрос:"если вы - Русские, то почему в Русскую Православную Церковь не ходите?" Ну приводил им многочисленные причины и пользу от данного деяния. Приводил многочисленные факты из истории по поводу явного вмешательства Бога в Русскую историю и великих чудес на поле брани. Они талдычат одно: Церковь против Русского народа, она его поработила и заставила продаться ЕВРЕЯМ. Приводят факты осуждения Церковью национализма и т.д. Я, конечно, разъяснил в меру своих сил все эти заблуждения. При этом многие эти язычники ИСКРЕННЕ ЛЮБЯТ свой Русский народ... Было очень обидно взирать на этих заблуждающихся людей, которых под час религиозная неграмотность и неинформированность о христианстве приводила к духовному отчуждению от своих братьев по крови. Но также отдельное "спасибо" некоторым ретивым батюшкам непонятной национальности, для которых собственное неприятие национализма (особенно Русского) часто важнее официальной церковной позиции РПЦ и фактов, данных нам историей. Именно их ненужная активность в осуждении ЛЮБВИ к своему народу часто поддалкивает людей (особенно молодых) к отчуждению от Церкви. А вот патриотически настроенные батюшки почему-то не очень-то "светятся" в церковных и светских СМИ. Хотя и сейчас есть приятные исключения.

Леонид Рамзаев: Юрий пишет: А вот патриотически настроенные батюшки почему-то не очень-то "светятся" в церковных и светских СМИ. Хотя и сейчас есть приятные исключения. Юрий, мне кажется, что по крайней мере в Самарской области в выступлениях Владыки и влиятельных священников тема патриотизма постоянно присутствует, я бы даже сказал, что в свидетельстве истинности Православия делается слишком сильный уклон на традицию.

Юрий: Леонид Рамзаев пишет: Юрий, мне кажется, что по крайней мере в Самарской области в выступлениях Владыки и влиятельных священников тема патриотизма постоянно присутствует, я бы даже сказал, что в свидетельстве истинности Православия делается слишком сильный уклон на традицию. Да, это здорово... Националистам это приятно. Но, к сожалению, не все знают позицию патриотичных священников. И не все священники её разделяют. К тому же наш архиерей идет лишь в ногу со временем: сейчас по всей России начинается С НИЗОВ движение за возрождение националистических тенденций в РПЦ. Например, на Дальнем Востоке постоянно совершаются патриотические поездки священноначалия на границу, устраиваются крестные ходы для защиты от "китайского нашествия". Но, к сожалению, не все священники поддерживают это веяние. А некоторые даже осуждают. а это продолжает отталктвать много патриотической молодежи от храма...

Леонид Рамзаев: Юрий пишет: Но, к сожалению, не все знают позицию патриотичных священников. И не все священники её разделяют. Согласно учению Церкви патриотизм не является обязательным пунктом веры, здесь не может быть тоталитарного господства этой идеи, есть священники которые позиционируют себя как патриоты, есть которые не позиционируют, но страну я думаю все любят

Дзюгацу: Rooster пишет: Тем более, что молодые обычно томимы жаждой деятельности, участия в жизни прихода. Так что эту энергию можно направлять в нужное русло Не-е понял... Нужное русло для молодежи - возле подсвечников бороды подпаливать????? Что, на приходах полезным больше нечем и заняться? Вам мое самурайское "не верю"!

Александр: Дзюгацу пишет: Не-е понял... Нужное русло для молодежи - возле подсвечников бороды подпаливать????? Что, на приходах полезным больше нечем и заняться? Вам мое самурайское "не верю"! Нужное русло - это создать в приходе такую обстановку, чтобы окружить новых людей любовью,заботой и верной информацией. Вот о чем речь то. Но если вы беспокоитесь за свою бороду, то вам можно подыскать и другую работёнку. Совместимую с сохранностью вашей бороды. Скажим, уж коли самурай, так могли бы на праздниках при больших стечениях народа обеспечивать правопорядок. Мечом только шибко не махайте, а не то можно чужую бороду зацепить

osta: из доклада Девятова Эдуарда на Миссионерской секции XV Рождественских чтений, 2007 год, "Что после миссии?" http://www.reshma.nov.ru/texts/deviatov_miss_sermons_2007.htm В результате того или иного миссионерского мероприятия (цикла мероприятий) человек осознанно приходит в храм. Что ждет его в храме? Насколько легко войти в нашу приходскую жизнь? Практически – очень тяжело. Причин тому много, перечислю основные из них. 1.Трудность восприятия содержания богослужения «на слух». Дело не только в славянском языке богослужения (об этом многое уже было сказано). Дело в самом строе службы – от человека в храме требуется некоторая, достаточно серьезная подготовка: необходимо изучить структуру службы, уметь на слух выделять разные ее части. Например, на Литургии, при служении обычным образом, с тайным чтением евхаристических молитв, центральная часть службы – Евхаристия – для внешнего наблюдателя никак не выделена. Без книг и пояснений невозможно догадаться о том, Что происходит в это время. В итоге, для сознательного участия в богослужении необходимо пройти некоторый курс литургики и славянского языка – то есть, мы должны звать человека не в храм, а на лекции. Это не для всех возможно и это нельзя сделать быстро. Более того, даже самообразование не решает проблемы - тексты изменяемых частей службы фактически недоступны. Чтобы разобраться с содержанием стихир, канонов, и т.д. необходимо обзавестись библиотекой богослужебных книг (что довольно дорого), плюс изучить правила их использования на службе. Здесь отсеиваются те, кто по разным причинам к такому интеллектуальному (не надо путать с духовным!) труду не готов или не способен. Они уходят, например, к протестантам, и потом рассказывают – мы были у православных и ничего там не поняли. 2.Трудность получения пояснений от постоянных прихожан по ходу службы. Эта трудность объективна – можно ответить на вопрос раз, два, но постоянно отвлекаться на разговор и следить за ходом службы – нереально. Кроме того, такие пояснения мешают окружающим, вызывают справедливую негативную реакцию. Отсюда – рассказы о «грубости» православных в храме. 3.У человека, не понимающего службы и лишенного контакта с окружающими, возникает чувство собственной ненужности на богослужении. Оно усиливается тем, что нет никакой возможности принять активное участие в богослужении. Под активным участием я имею в виду прежде всего общее пение (алтарное и клиросное послушания не могут быть правилом) – хорошо известно, что оно еще и объединяет поющих, делает их сопричастными друг другу. В силу сложности и многоплановости богослужения реально оказывается возможным петь вместе лишь Символ Веры и молитву Господню – 5-10 минут за 1.5-2 часа Литургии! 4.Ограниченные физические возможности. Далеко не каждый может выстоять на ногах несколько часов службы. Даже в активном возрасте 35-50 лет современный горожанин уже имеет целый букет «болячек» - и 2 часа Литургии стоя – это уже испытание. А праздничная ночная служба (6-8 часов на ногах в переполненном храме) – это часто просто непосильная нагрузка. Конечно, постоянные прихожане знают, что можно пропускать некоторые части богослужения. Но – поступая так регулярно, «своим» в храме не станешь. В таком случае человек так и останется «захожанином», живущем своей индивидуальной духовной жизнью. У этой проблемы есть и обратная сторона. В силу физической усталости на службе постоянных прихожан, ограниченности их времени (семья, дети, работа – несколько часов службы прошло, а ведь еще дорога впереди) получить у них пояснения после службы, да и просто поговорить – сложно. Речь не идет об исключениях, речь не идет о случае, когда в храме кто-то знаком еще по обычной жизни – в среднем завязать контакты в храме и после службы непросто. Тем более – для тех новопришедших, кто по складу характера не очень общителен и контактен – они уж точно останутся в одиночестве. Все вышеперечисленное относится именно к богослужению – как центру общинной жизни. В результате, для вхождения в храм существует достаточно высокий барьер. Его можно преодолеть, приложив недюжинные интеллектуальные и душевные усилия (почему-то их привыкли называть духовными). Можно отразиться от барьера, уйдя из храма. А можно просочиться под барьером, согласившись с непониманием службы и пассивным неучастием в ней. (Не отсюда ли знаменитая фраза о.Андрея Кураева, что в наших храмах либо люди с максимумом образования, либо с минимумом?) Первая группа малочисленна по определению – и миссия для них не нужна. Вторая пополняет ряды протестантских общин. Третья... Какова она численно? Как и где проявится в будущем то равнодушие (а совсем не смирение!), что уже проявилось однажды – и было принято и молчаливо одобрено? Не здесь ли корни всех наших приходских «болячек»? 2. Путь решения. Для решения проблемы возможно организовать миссионерсконе сопровождение новопришедших в храме. Оптимально это бы было сделать введя миссионерские богослужения в храмах – например, раз в месяц. Такая служба должна быть сильно сокращена, с выделением центральной части (Евхаристии на Литургии), максимально адаптирована для совместного пения целиком, молящимся раздаются тексты песнопений, Священное Писание поясняется сразу после чтения. После организуется приходское общение (возможно, трапеза) с заранее продуманной программой. То же самое – для специальных детских служб, совершаемых взрослыми для детей и адаптированных к возможностям ребенка. Фактически, для большинства предлагаемых элементов такой службы есть все необходимые постановления священноначалия и последних архиерейских соборов. Необходимо только свести эти элементы воедино – и закрепить решением священноначалия. Есть опыт таких служб в зарубежных приходах. В любом случае, священник, рискнувший на такую работу, неизбежно столкнется с непониманием части прихожан, не имеющих миссионерской ориентации. И в таких случаях необходима последовательная поддержка, а временами и защита, со стороны архиерея, поддержка церковных СМИ. Введение миссионерских богослужений должно быть максимально широким – в обычных (а не 2-3-х специально выделенных миссионерских) приходах – для максимального охвата аудитории. 3. Предложения 1.Постановление священноначалия о совершении миссионерских богослужений. 2.Разработка образца миссионерской Литургии, обкатка в 2-3 общинах. 3.Рекламная кампания в церковных СМИ, доведение информации до приходов. 4.Постепенное введение «на местах» с анализом и обсуждением получаемого опыта (например, на базе Миссионерского Отдела Московского Патриархата). 4. Ожидаемый результат. Рост числа сознательных участников богослужения. Даже человек, зашедший «просто поставить свечку» не останется равнодушным – и может остаться здесь навсегда. Мне кажется, что замечания Эдуарда вполне здравые, полностью поддерживаю его идеи о ведении миссионерских богослужений. Кстати, интересно, кто как преодолевает описанные трудности?

Священник Феодор: Священник Рустик пишет: Юля, если о. Фёдор захочет, пусть ответит сам. Нет, отец Рустик, отвечать на бездумную агрессию мне не хочется.



полная версия страницы