Форум » Православная жизнь » Об общинной жизни и европеизации мухосранска » Ответить

Об общинной жизни и европеизации мухосранска

Indie: Об общинной жизни и других материях. Жизнь мудрее теоретических выкладок. Я всегда с согласием читал, и сам писал и говорил о важности общинной жизни. Но вот не складывается она. Это плохо? Да. Но это же, с другой стороны, факт, который не меняется от наших усилий. В чём же смысл этого факта? А вот в чём. Во-первых, община всегда имеет в себе противопоставление чему-то внешнему, каким-то враждебным факторам, отгорожение от них. Первохристианская эпоха – иного устроения, чем общинного, не могло и быть. Послеконстантиновская эпоха – нет общин; общежительное монашество – как реакция на их отсутствие (не «сработало», кстати). Турецкое владычество – опять общины (правда, уже этнические в большей степени, чем церковные; но это тогда сливалось воедино). У нас – никаких общин с 988 по 1917 гг., а расцвет общин – с 17-го по середину 30-хх гг. прошлого века – как раз самые гонения. В наше время «оформленные», сознающие себя таковыми общины также опираются в значительное мере на некое противопоставление себя "всем прочим". Когда такое противопоставление естественно (гонения) – тогда общины сами и складываются. В «мирное время» в общинах всегда будет элемент искусственности. Эта искусственность отталкивает порой чуткие души. Во-вторых. XX век сформировал новую породу людей – «советского человека». У нас как-то легкомысленно к этому относятся и не придают должного значения этому фактору: «что было, то прошло, и мы снова – Великая и Святая Русь, Встающая с Колен». На самом деле ничего не прошло. Любой формальный коллектив постсоветских (а точнее говорить – «построссийских») людей обязательно наполняется доносами друг на друга, борьбой за право входить в «ближайший круг» начальства, преследованием исключительно своих целей, патологическим отсутствием общественного интереса в каких бы то ни было формах, принципиальным разрывом между не только словом и делом, но и между ими и мыслями и чувствами, раболепством и холуйством по отношению к высшим и презрительностью и жестокостью по отношению к низшим, младшим («дедовщина» – принадлежность вовсе не только армии, а одна из фундаментальных составляющих нашего общества), и т.д. Церковные общины – не исключение, ведь они состоят из нас, постсоветских-построссийских. Фактор «противостояния» может существенно сгладить названные негативные явления. Но если созидать общину без этого, то тут всё и вылезает. Всё это переходит и на общецерковную жизнь. Её основные характеристики – по факту, опять же: очень много великих, страшных, красивых, важных, нужных слов – и вся та же постсоветско-построссийско-постмодернистская реальность. И получается так – сама жизнь диктует: если хочешь быть честным перед самим собою и перед Богом, то вот тебе в Церкви Таинства – и пользуйся ими, а того, что называется у нас «церковной жизнью», со всеми её идеологиями, лозунгами, призывами и проч. – как можно меньше, только «по касательной». Например: общение с пастырями Церкви – минимальное, да лучше с теми, кого знаешь, а то пойдёшь исповедываться, и получишь семилетнюю епитимью ни с того ни с сего (реальный случай, вчера рассказали). Общение с церковной средой – ещё минимальнее, а то крыша быстро съедет… Очень характерный материал по этому поводу – в последнем номере «Фомы». Там один актёр (забыл фамилию, Денисом зовут) делится своим опытом, как он обкушался церковной жизни… почитайте. Там всё очень характерно, и, главное, абсолютно нерешаемо. Что же – выстраивать жизнь свою частным образом? Брать от Церкви только Таинства, а от остального бежать, зажав уши, чтобы не превратиться в «зомби»? Кошмар? Да, кошмар. Но – подумалось мне после прочтения статьи в «Фоме» – это как раз та самая реальность, которая поверх всех наших слов и желаний диктует людям, как адекватно жить, чтобы выжить в Церкви. Поэтому формально «созидать общины» – это всё равно, что задаться целью в Мухосранске построить «кусочек Европы». Да, можно за шестиметровым забором вымыть с мылом тротуары (таджики помоют). Но европейское ощущение жизни – мирное, спокойное, защищённое, в чувстве традиции – этим не получить. Вот с чем надо разбираться. http://igpetr.livejournal.com/5524.html

Ответов - 105, стр: 1 2 3 4 All

BrainStorm: Священник Рустик пишет: Андрей, давайте не спорить и что-то доказывать друг другу, а друг за друга молиться, этим мы привнесём в нашу среду и общение больше любви.Согласен, это дело хорошее. Священник Рустик пишет: Спаси, Господи и помилуй, рабов твоих прот. Владимира, Александра, Вадима, Андрея, Наталию... Прости, Господи, и меня грешного и помилуй Твоею благодатью и их святыми молитвами. Аминь.

Муравей: Вот официальное мнение нашей Церкви в отношении Церковной общины. Очень интересно, рекомендую ознакомиться, взято с официального сайта Патриаршего Отдела. Церковная община, литургичекая жизнь и христианское служение 1. НАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ ЦЕРКОВНОЙ ОБЩИНЫ Назначение, область деятельности и задачи церковной общины (православного прихода) ничем не отличаются от таковых всей Церкви. Приход - это Церковь, явленная в конкретной и ощутимой общине. В общем смысле задачу церковной общины можно определить как спасение человека во Христе. Центром жизни церковной общины является Евхаристия, областью деятельности - богослужение, осуществление духовной жизни на приходском уровне и их выражение во внешнем служении, то есть благовестие словом и делом. Приобщившись Христу в Евхаристии, христиане призваны нести Его дар в мир через свою жизнь и христианское, в том числе социальное, служение. Внебогослужебная деятельная жизнь общины естественным образом вытекает из евхаристической жизни и должна быть прежде всего направлена на сам приход. Только после этого она может быть распространяема вовне в миссионерском и социальном служении. 2. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КЛИРА И МИРЯН Основные принципы взаимоотношений настоятеля и церковной общины можно определить как семейность, братство и отцовство, выражающие любовь и доверие между всеми членами прихода, как священниками, так и прихожанами. В духовном отношении идеальной является ситуация, когда настоятель и другие священники прихода являются духовными отцами прихожан. С другой стороны, прихожане и священники должны соблюдать определенную субординацию в отношениях между собой, так как нередко можно встретить случаи искажения принципа отцовства, например, модель отношений "свой - чужой" или элитарное самосознание той или иной общины. Необходимо понимать, что подобные отношения порой воспитываются и провоцируются самим священником. Следует отметить важность послушания прихожан священнику в силу осознанного выбора его как духовного руководителя (в области личной духовной жизни), а также в силу статуса служения священника (в области вероучительной и административной). В то же время священник призван помнить, что миряне в своей полноте являют, согласно апостолу Петру, "царственное священство, народ святой" (1 Пет. 2:9). Поэтому в принятии важных решений, связанных с жизнью общины, желательно участие всего прихода. Отцовство священника по отношению к прихожанам выражается в первенстве в любви, деятельном участии во всех делах общины, а также в учительстве, духовном руководстве и таинственном служении. Приход - это семья, и все члены этой семьи и, особенно, несущие пастырское служение, призваны активно участвовать в жизни общины. Роль священника только как требоисполнителя или культового "посредника" между народом Божьим и Богом неприемлема - от пастыря прихожане ожидают живого и деятельного участия в жизни общины. 3. ТРУДНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА В ЦЕРКОВНОЙ ОБЩИНЕ Приход молодого человека в общину, не имеющую сложившихся традиций внебогослужебной жизни, ставит его в положение одиночества. В таких приходах чаще всего отсутствует стремление к осуществлению какой-либо внебогослужебной деятельности. Отчасти это объясняется составом подобных приходов и инерцией священства. С другой стороны, общины храмов, которые имеют развитую внебогослужебную деятельность и несут активное христианское служение, представляют качественно иную картину. Именно в такие общины чаще всего приходит молодежь, и их преимущество состоит в том, что молодым людям даётся возможность деятельно реализовывать себя в служении ближним. Одна из основных проблем молодого человека в приходе - найти применение своих способностей в жизни церковной общины. Основной фактор, способствующий сплочению прихода и возникновению внебогослужебного общения - наличие общего направления деятельности, в котором заняты все прихожане. В свою очередь, подобное общение способствует привлечению в храм новых людей. Поэтому проблемы молодого человека связаны с отсутствием общинной жизни как таковой. Еще одним важным фактором для молодого человека в церковной общине является доступность священника для бесед и личного общения. Важно отметить, что вовлечение молодого человека в деятельность общины должно происходить в духе христианской любви, постепенно и без насилия над его волей. Настоятель призван выстроить жизнь общины вокруг литургического богослужения таким образом, чтобы приходская внебогослужебная жизнь была бы его следствием. В этой деятельности настоятель выступает как пастырь, воспитатель, отец и предстоятель церковной общины. 4. ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩИНЫ 1. Каждый член христианской общины нуждается в полноценном участии в литургической жизни, необходимыми аспектами которой являются: а) Живое участие в Литургии, стремление к более частому причащению святых Христовых Таин, в идеале за каждой Литургией, на которой человек присутствует: "Многие, вижу, нечасто причащаются: это дело дьявола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто нечасто причащается, дает большую власть над собой дьяволу, и дьявол волю над ним принимает и ведет его на все злое" (Святитель Иоанн Златоуст). Вместе с тем, следует помнить слова того же святителя: "Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью" . б) Осмысленное, молитвенное и деятельное участие в богослужении и домашней молитве. Для реализации последнего крайне желательно создание особого краткого молитвослова на русском языке для новоначальных молодых христиан. в) Христианское служение, неотделимое от литургической жизни христианина. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II, "служение есть плод освящения во Христе и продолжения свидетельства о Нём" . Архиепископ Анастасий Яннулатос (нынешний предстоятель Православной Церкви Албании) пишет об этом так: "Литургия должна быть продолжена в личной и повседневной жизни. Каждый верующий призван к тому, чтобы продолжить литургию на сокровенном жертвеннике собственного сердца и осуществить таким образом живое возвещение Благой Вести для жизни мира. Вне этого продолжения храмовая литургия останется неполной" . г) Общинная жизнь. Без дружественных и искренних отношений, взаимопомощи и поддержки между членами общины человек не может полноценно участвовать в литургии. д) Напряженная духовная жизнь, которая включает в себя постоянное самоиспытание, принуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т.д. Напряжённая духовная жизнь, к которой призван христианин, зависит от воли самого христианина и от его пастырского окормления. Но существуют внешние причины, наносящие серьёзный ущерб пониманию и участию в богослужении и затрудняющие недавно пришедшим молодым людям ведение правильной и осмысленной литургической жизни. Основные из них следующие: I. Отделение в сознании верующих богослужения от реальной жизни. В сегодняшней церковной действительности, в силу многих исторических и духовно-нравственных причин, храмовое богослужение в известной мере потеряло значение соборной молитвы, а стало восприниматься как "индивидуальное" средство спасения. Люди приходят в храм часто только ради себя, они не знают, а часто и не хотят знать, кто стоит и молится рядом с ними. К причащению приступают с целью личного освящения, ощущение единого Тела Христова мало присутствует в наших приходах. Да и сам процесс молитвы в храме часто сопровождается вынужденным усилием, направленным на "отгорожение" от других людей, на то, чтобы из-за шума, шепота, самочинного подпевания хору и т.д. "молитва не разорилась". II. Проблемы литургической жизни, проявляющиеся в непонимании смысла богослужения: 1. Современность и запросы воцерковляющейся молодёжи выявили проблему закрытости евхаристического богослужения для прихожан. Это не новая проблема, но для молодых людей она является одной из самых важных. Серьёзный ущерб пониманию наносит чтение священником про себя или тихо так называемых "тайных молитв", из-за которого "подавляющее большинство мирян не знает, не слышит самого текста Евхаристии, лишено этого драгоценнейшего дара. И ведь никто и никогда не объяснил, почему "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы"(1 Пет 2:9), не может слышать молитвы, им же Богу приносимой?" . 2. Невнятное, тихое, быстрое чтение и пение богослужебных текстов, в том числе Апостола и Евангелия, а также длительное поминовение живых и усопших на ектеньях. 3. Тексты, некорректные с богословской точки зрения, например, службы погребения Божьей Матери. Желательна правка подобных текстов богослужебной комиссией Русской Православной Церкви. 4. Закрытость предстоятеля царскими вратами, в результате чего теряется дух соборной молитвы и часто не слышно даже возгласов священника. 5. Малопонятность языка богослужения, особенно для новоначальных. Патриарх Алексий II отмечает: "Славянский язык не для всех понятен: поэтому многими литургистами нашей Церкви давно уже ставится вопрос о переводе всего круга богослужебных текстов на русский" . О "упрощении богослужебного славянского языка и о предоставлении права, где того пожелает приход, совершать богослужение на родном языке" писал ещё епископ Сергий Старогородский (будущий Патриарх). Необходимо ускорение процесса поновления славянского перевода текста богослужений и исправления в нём ошибок, о чём писал ещё святитель Феофан Затворник: "Есть вещь крайне нужная. Разумею новый упрощенный и уясненный перевод церковных богослужебных книг. Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений - совсем непонятны. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям для коих они назначены и имеются. Вследствие чего новый перевод богослужебных книг неотложно необходим. Ныне-завтра, надобно же к нему приступить, если не хотим нести укора за эту неисправность и быть причиною вреда, который от сего происходит" . 6. Неоправданно длинная пауза между запричастным стихом и причащением, негативно сказывающаяся на целостности восприятия Литургии верующими. III. Большие различия в требованиях к условиям участия христиан в причащении. Святейший Патриарх Алексий II констатировал, что "иногда верующие не допускаются до Причастия без достаточных оснований" . В связи с тем, что лишение христиан евхаристического общения установлено каноническим правом за достаточно серьёзные нарушения, участники конференции выступают за унификацию требований к причастникам (см. Приложение). IV. Отвлекающие моменты на богослужении в храме. 1) Торговля и шум в храме. 2) Наличие неканонических изображений и икон. 3) Неразборчивое и излишне "оперное" пение 4) Совершение исповеди во время Литургии, не оправданное необходимостью. 5) Проведение одновременно нескольких служб (молебны, панихиды, отпевания) в одном храме и т.д. Ради облегчения входа и пребывания молодёжи в Церкви указанные негативные факторы возможно смягчить с помощью предоставления приходам права проведения особых миссионерских служб, в которые были бы внесены элементы катехизации и которые обладали бы следующими особенностями: 1. Богослужение без нарушения его цельности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях перемежается с катехизацией и объяснением молитв . 2. На время богослужения в храме поддерживается благоговейная тишина, в храме прекращается торговля и убираются другие отвлекающие факторы. 3. Закрытие и открытие царских врат осуществляется по архиерейскому чину. 4. Евангелие, Апостол, паремии и другие чтения Священного Писания читаются или повторяются на русском языке . 5. Содержание смыслообразующих "тайных" литургических молитв обязательно доводится до молящихся. 6. Сведение паузы между запричастным стихом и причащением к минимуму. По благословению правящих архиереев подобные богослужения в миссионерских целях уже проводятся в различных епархиях Русской Православной Церкви. Более широкое их применение явилось бы деятельным решением поднятой ещё в 1996 году Святейшим Патриархом Алексием II проблемы "приближения в миссионерских целях литургической культуры Православия к пониманию наших современников" . 5. ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА В ОБЩИННОЙ ЖИЗНИ Приходская внутриобщинная жизнь призвана перенести акценты от необходимости исполнения внешней обрядности на внутреннюю жизнь человека и сделать саму жизнь богослужением и богообщением. Церковная община призвана дать молодому человеку то же, что и Церковь в целом - "полноту бытия". Основное в христианстве - приобщение Христу и жизнь с Ним и в Нем, что отнюдь не обеспечивается внешней формой благочестия и подобием духовной жизни, но только лишь реализацией Евангелия в своей жизни. Евхаристия и проистекающая из нее, как из источника, внелитургическая жизнь общины и есть эта полнота домашней, служебной, досуговой и других аспектов жизни и деятельности человека. В этом смысле исполнение дел милосердия тоже не является абсолютной целью христианской жизни. Таким образом, вся церковная, богослужебная, миссионерская, духовная и т.п. жизнь является лишь способом приобщения ко Христу. Существуют приходы с доминирующим направлением деятельности. Эта область деятельности может выражаться в социальном, миссионерском, образовательном служении и т.д. В то же время жизнь подобных приходов не ограничивается заранее выбранной областью деятельности. Если в общине выполняется принцип отцовства и семейности, то сама жизнь определяет конкретные цели, роли и виды служения. Первейшая задача общины - строить жизнь вокруг Евхаристии как центра собрания. Церковная община, как настоящая семья, сама собой вбирает в себя и реализует то служение, потребность в котором возникает ежедневно. Таким образом, внебогослужебные виды деятельности молодого человека в общине зависят прежде всего от его желания, способностей, от интенсивности его приходской литургической и семейной жизни, а также опыта настоятеля. Виды этой деятельности могут быть следующими: 1. Помощь священнослужителям при богослужении. 2. Хозяйственные послушания внутри прихода. 3. Занятия с детьми в воскресной школе. 4. Миссионерское служение. 5. Просветительское служение. 6. Социальное служение. 7. Молодежное служение и т.д. 6. ОПАСНОСТИ ДУХОВНОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА В ОБЩИНЕ Духовные опасности и проблемы наиболее остро встают перед молодым человеком в период неофитства. Это происходит в связи с неправильным направлением духовных усилий, идеализацией внешней жизни Церкви, излишней идеологизацией каких-либо явлений, склонностью искать непререкаемые духовные авторитеты (в том числе священников) с целью переложить на них ответственность за свою жизнь. Этому, в частности, способствует следующее. Во-первых, неопытный человек склонен воспринимать встречающиеся в святоотеческой литературе частные практические рекомендации отдельным людям, как общецерковные законы духовной жизни. В результате монашеский уклад жизни переносится на повседневную жизнь христианина. Подобное восприятие частных методов решения как универсальных для жизни любого другого человека представляется опасным. Подвижники благочестия индивидуально подходили к каждому конкретному человеку, поэтому не следует воспринимать их опыт без учета культурно-исторического контекста. Во-вторых, при определенных условиях воцерковляющийся человек склонен идеализировать священников, считая, что благодатные дары священства обеспечивают пастырю личную святость. В результате этого подхода некоторые православные христиане ошибочно воспринимают священника как наивысший авторитет, стараясь выстроить всю свою жизнь в соответствие с любым его мнением и пожеланием. Отдельной опасностью для церковной общины является постановка внебогослужебной деятельности на первое место, т.е. стремление превратить храм в клуб по интересам. Часто приходится встречаться с элементарной безответственностью члена общины, взявшего на себя те или иные обязанности и не выполнившего их. Эта проблема может иметь не только духовные, но и психологические причины, и, к сожалению, распространена в приходской жизни. 7. О НОРМЕ ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ Опыт миссионерской работы и катехизации свидетельствует о том, что наиболее благотворно воцерковление молодежи происходит на приходах, жизнь которых включает в себя: 1. Еженедельное причащение членов общины. 2. Храмовую и домашнюю молитву друг за друга. 3. Общеприходские беседы с настоятелем, проходящие в неформальной обстановке. 4. Посещение настоятелем прихожан (в силу его духовного отцовства). 5. Материальную поддержку и социальную помощь нуждающимся, заботу о прихожанах, неспособных прийти в храм. 6. Совместные паломнические поездки. 7. Совместная работа прихожан и клириков по благоустройству храма. 8. Воскресную школу семейного типа, где, по возможности, преподают клирики и прихожане храма. 9. Приходской детский сад по выходным дням (во время богослужения), осуществляемый силами прихожан, имеющих опыт воспитания маленьких детей. 10. Молодёжный клуб, в котором бы проходило дружеское и молитвенное общение молодых членов прихода. 11. Приходскую кассу взаимопомощи. 12. Внебогослужебные молитвенные собрания прихожан с чтением Священного Писания в малых группах. 13. Миссионерскую и социальную деятельность членов общины. 14. Приходскую библиотеку. 15. Активное выполнение членами общины административных и хозяйственных функций в соответствии с их компетентностью и способностями. 16. Совершение Таинств Церкви и треб исключительно за пожертвования, а не по установленному тарифу, добровольную "десятину" на нужды храма и содержание священнослужителей, адекватную оплату труда работников храма, занимающего у них много сил и времени. 8. ПРИХОД И СЕМЬЯ Семья молодого христианина должна по возможности полноценно участвовать в жизни общины. Важно, чтобы Венчания, Крещения и прочие Таинства и обряды совершались в общине с участием большинства ее членов. Община призвана принимать участие в жизни молодых семей, деликатно поддерживать их в бытовом и других отношениях. В свою очередь священник призван участвовать в жизни семьи своих прихожан, знать членов семьи, посещать их. Но, недопустимой является ситуация, когда священник вмешивается во внутрисемейные вопросы, например супружеские взаимоотношения, воспитание и образование детей, а так же быт семьи. Пастыри призваны помогать новообращенным в построении христианских взаимоотношений с родителями и ближними. 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Необходимо признать, что большинство из перечисленных выше проблем, как правило, имеют свои корни в длительном гонении на Церковь, вызвавшем разрыв духовных и церковных традиций, а также неправильное толкование их современным человеком. В большинстве стран Восточной Европы приходские общины были уничтожены, о их возрождении не было и речи. Те храмы, которые ещё не были закрыты, воспринимались лишь как места предоставления населению религиозных услуг. К сожалению, в наши дни, когда пришли времена относительной свободы, процесс возрождения приходских общин встретил новые трудности. Естественный консерватизм Православной Церкви порой играет здесь отрицательную роль. Традиции и уклад жизни приходов, сложившиеся вследствие определённых исторических факторов на протяжении нескольких десятилетий, начинают восприниматься чуть ли не как святоотеческие, искони православные. В результате, некоторые из настоятелей приходов боятся что-либо менять на своём приходе, в том числе, созидать общинную жизнь. Сегодня уже становится очевидным, что внимание церковной общественности важно переориентировать с возрождения внешних церковных форм и попечения о материальном благосостоянии на созидание общинной жизни и творческую церковную работу. Происходящие сейчас в Церкви и обществе процессы дают нам право смотреть в будущее с оптимизмом. Несмотря на все сложности, люди с надеждой обращают свой взор в сторону Церкви, количество приходов увеличивается, в том числе, и за счёт молодёжи. Пройдя через неофитство как через естественную болезнь роста, люди обретают истинные смысл и радость жизни в любви ко Христу и единении с Ним, возрождается миссионерская и катехизаторская деятельность, растёт уровень церковного самосознания. Вера, укоренённая в словах Христа: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её" (Мф. 16,18) даёт нам силы для исполнения христианского служения ближним. ПРИЛОЖЕНИЕ. Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки. Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было "в суд и осуждение" христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными, и в особых случаях (например, болезни человека, опасной или сложной жизненной ситуации и т.д.) корректируются или даже совсем не исполняются. Однако православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (исповедь, участие в богослужении, пост, исполнение молитвенного правила и т.д.) все же является обязательной. 1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, "попить компотика" или "поужинать". Апостол Павел говорит об этом так: "Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю"(1 Кор. 11: 20-22). 2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Это желание должно быть соединено со Страхом Божьим (благоговением к святыне) и чуждо всякого лицемерия: "Начало мудрости - страх Господень" (Притч. 9,10). Человек должен помнить, что тот "кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней" (1 Кор. 11:27). 3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти к кому-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5: 23-24). 4. Церковность. Человек не должен нарушать церковных канонов, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как "благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов" (Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения смертных грехов, воссоединиться с Церковью в таинстве Покаяния. 5. Напряжённая духовная жизнь. И, наконец, последнее, и очень важное сущностное условие. Христианская жизнь, к которой призван каждый верующий, невозможна без ведения им напряжённой духовной жизни как постоянной внутренней борьбы христианина между живущим в нём ветхим человеком с повреждённой грехом природой и новым человеком, рождённым во Христе в таинстве Крещения, получившим семя вечной жизни, которое он призван возрастить. Напряжённая духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание и противление греху, понуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т.д. Из этого сущностного условия вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие ведению правильной духовной жизни. 6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста составляет по определению Священного Синода РПЦ 1969 года не менее 6 часов. Возникает вопрос, если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: "Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же" (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику. 7. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед причастием: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает"(1 Кор. 11, 28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией, так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения. 8. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется. 9. Участие в богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу - греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо постараться придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение последования ко Святому Причащению - канон вечером, а остальное последование вслед за утренними молитвами утром. Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона ангелу-хранителю; обязательным является их прочтение в случае отсутствия на вечернем богослужении. Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему. 10. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте мужчин и женщин: им предписывается накануне Причащения отказаться от телесных супружеских отношений. Древняя аскетическая традиция также предписывает без острой необходимости мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам - во время женских дней и сорокодневного послеродового периода. Патриарший Центр Духовного Развития Молодежи

Священник Рустик : Муравей пишет: Вот официальное мнение нашей Церкви в отношении Церковной общины. Очень интересно, рекомендую ознакомиться, взято с официального сайта Патриаршего Отдела. Пока нет комментариев и каких-то замечаний к предложенному документу, но поправлю - это не "официальное мнение нашей Церкви в отношении Церковной общины", а один из документальных материалов, резолюций конференции, которая прошла 16 февраля 2005 года в Московском Даниловом монастыре и посвящена была теме: "Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения". Организаторы конференции: Патриарший центр духовного развития детей и молодежи, Отдел по делам молодежи Московского Патриархата и Всероссийское православное молодежное движение. Чтобы этому документу стать официальным учением РПЦ, он должен пройти богословскую экспертизу, затем рассмотрен и принят, как минимум, Архиерейским собором, поэтому выводы делать рано. Этот документ носит рекомендательно - экспериментальный характер, а реализация его отдельных положений остаётся на усмотрение правящего архиерея. http://www.cdrm.ru/index.php?p=3-5&dn=3


иерей Олег: Прекрасный документ. Спасибо, о.Владимир. Я, правду сказать, не вижу ничего страшного в закрытых Царских вратах. Но если Святейший наградит всех священников правом служения с отверстыми вратами, как некогда были награждены все правом ношения наперсных крестов, что ж - прекрасно! И в тайных молитвах не вижу катастрофы. Наверное, потому что занимаюсь с молодежью, делающей первые шаги к воцерковлению. А в целом замечательный документ! ПС: Вот еще один очень нужный и интересный документ той же конференции: http://www.cdrm.ru/index.php?p=3-5-1-4

Муравей: Священник Рустик пишет: забывается один из христианских принципов - спасаемся мы все в одиночку, А можно узнать у каких Святых отцов звучит эта потрясающая сознание мысль. Ну то что через покаяние это понятно, но то что в одиночку ??? Мне кажется это богословский модернизм.

Ольга: BrainStorm пишет: Священник Рустик пишет: цитата: Андрей, а молитва (Господь) помогала? Ну, о. Рустик, это не аргумент. Духовника не можешь найти? Молись. Не помогает? Плохо молишься. Жену православную не можешь найти? Молись. Не помогает? Плохо молишься. Друзей нет православных? Молись. Не помогает? Плохо молишься. Любви не хватает? Молись. Не помогает? Плохо молишься. Я сразу вспомнила свою растерянность в момент прихода к вере, нет, неверно выразилась - с Господом как раз растерянности и не было. Но хотелось общения с теми кто меня поймет и пальцем у виска крутить не будет. Друзья мои, слава Богу, достаточно любили и уважали меня, чтобы сказать - раз ты в этом что-то нашла, значит имеет право быть - и уважительно отнеслись ко всем изменениям во мне. Но так хотелось говорить с кем-то на одном языке и я молилась И от Зои, теперь жены Андрея, узнала про клуб и познакомилась с ребятами. Спасибо Зоюшке - благодаря ей я нашла новых друзей. Надо же, вовсе не зная ничего о конфессиях, я уже тогда куда-то попала ))))) А такое общение, на мой взгляд, очень важно - ведь для многих это как глоток воздуха в затхлой атмосфере - чистого, живого и разумного. Для меня это общение именно им и было - приятная, элементарно владеющая родным языком, воспитанная молодежь, стремящаяся жить с духе любви Христовой. Не всем же суждено принять монашество.

Священник Рустик : Муравей пишет: Ну то что через покаяние это понятно, но то что в одиночку ??? Видно, что не всё понятно, так как понять это не возможно, если нет духовного опыта, о котором говорит Евангелие, а также святые отцы. "Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний есть видимый, плотский; внутренний же - невидимый, духовный, или, согласно словам апостола Петра, "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" (1 Пет. 3, 4). Молитва также бывает двоякая - внешняя и внутренняя: явно творимая и тайно; соборная и совершаемая наедине Первая, соборная, творится в храме Господнем, в церкви или по случаю в каком-либо доме, где соберется несколько людей, вторая же, уединенная, совершается в затворенной клети, согласно слову Господа: "Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. Который втайне" (Мф. 6, 6). Во внутренней, сердечной клети человеку подобает затворяться чаще, чем между стенами, и, собрав там все помышления свои, представлять ум Богу, молиться Ему втайне со всей теплотой и живой верой, вместе же с этим поучаться и в богомыслии, чтобы возможно было ему возрасти в мужа совершенного. Святитель Димитрий Ростовский (117, 6-9)". http://serafimov.narod.ru/temmat/molitv2.html

Священник Рустик : Ольга пишет: Для меня это общение именно им и было - приятная, элементарно владеющая родным языком, воспитанная молодежь, стремящаяся жить с духе любви Христовой. Игумен Пётр: «Общение с церковной средой – ещё минимальнее, а то крыша быстро съедет…» «Выстраивать жизнь свою частным образом. Брать от Церкви только Таинства, а от остального бежать, зажав уши, чтобы не превратиться в «зомби».

Ольга: Священник Рустик пишет: Игумен Пётр: «Общение с церковной средой – ещё минимальнее, а то крыша быстро съедет…» «Выстраивать жизнь свою частным образом. Брать от Церкви только Таинства, а от остального бежать, зажав уши, чтобы не превратиться в «зомби». Началось в колхозе утро... Уж не знаю о.Рустик что вами движет, но игумен Пётр не так удостоен моим вниманием (возможно и напрасно, возможно все эти споры меня достанут и я его таки всего поперечитаю), чтобы в мне в ответ цитировать его, мол, знаем, знаем чьи это речи. У меня вообще складывается впечатление, что на форуме собрались товарищи, желающие всенепременно занять где-либо лидерское положение, и судят, по высказываниям форумчан, тут же их сортируют - эти Рустиковы, эти Рустеровы. Я свободна, я - ничья! Позвольте мне говорить от моего имени Тем более, что говоря о знакомстве с новыми друзьями, я не имела ввиду под затхлой атмосферой церковную среду, с которой была незнакома - ей в храме до меня было фиолетово, что меня впрочем не особо волновало, если откровенно; и я была убеждена, судя по такому отношению, что это норма. Ну и ладно. А под затхлостью имела ввиду постоянное столкновение и в своей профессиональной деятельности и в жизненных обстоятельствах общение со средой не обременённой ни элементарными знаниями, ни воспитанием, ни нормами поведения. Так что - неверный вывод.. хорошо, что вы не прокурор...

Священник Рустик : Муравей пишет: о Рустик, во время чтения ваших речений меня всегда посещает одна и та же мысль: " Вы сами то понимаете, что пишите или это просто поток сознания". Отец Владимир, согласитесь, было бы странно, если бы наши мысли полностью совпадали. О духовном пути как одиночестве (монашестве) вы слышите впервые? Теперь, я надеюсь, этот вопрос отпал, что же ещё для вас остаётся смутно понимаемым в моих речах, что вы фиксируете как stream of consciousness? Я искренне готов, по вашей просьбе, сделать неочевидное для вас в моих рассуждениях более очевидным, насколько мне это окажется возможным, ибо духовный опыт каждого из нас не поддаётся абсолютной информативной трансляции.

Священник Рустик : Ольга пишет: Я свободна, я - ничья! Позвольте мне говорить от моего имени Будьте Христовой, а я в этом готов вам помогать. Священник Рустик пишет: Так что - неверный вывод.. хорошо, что вы не прокурор. А вы не допускаете мысль, что вас могли зомбировать в клубе, милые, начитанные либеральной литературы, воспитанные в духе критицизма и "любвеобильные", к "косному" духовенству и церковным традициям, улыбающиеся ребята, в то время, как вы, в поисках единомышленников, хотели разделить с ними радость своей веры? По моему, ваша патриотическая ментальность уже кем-то подкорректирована.

Ольга: Священник Рустик пишет: А вы не допускаете мысль, что вас могли зомбировать в клубе, милые, начитанные либеральной литературы, воспитанные в духе критицизма и "любвеобильные", к "косному" духовенству и церковным традициям, улыбающиеся ребята, в то время, как вы, в поисках единомышленников, хотели разделить с ними радость своей веры? вот если бы я клуб посещала не 1,5 раза за всё время его существования, то может быть опасность зомбирования и была бы, что мне очень сложно предположить в силу моих личностных особенностей Да и общение с ребятами сводится в основном к тусовке - и я этого слова не боюсь, не вижу ничего плохого в простом общении. А что касается духовных вопросов, то это всё только в рамках ЕГ, а там всё чинно-благородно и по теме, без "измышлизмов". Посему меня так и поражает упорное Ваше желание записать всех в протестанты. Священник Рустик пишет: Будьте Христовой, а я в этом готов вам помогать. Хотела, кстати, написать и Христова, но решила, что этим пожалуй в такого рода дискуссии манкировать некрасиво по меньшей мере (ну так уж я трепетно к этому отношусь, ничего с собой поделать не могу). А за помощь, спаси Господи о. Рустик. Если Вы заметили, с вопросами я обращаюсь именно к Вам. Так что уже давайте оставим тлетворное влияние на меня кого-либо и также мой протестантизм из области фантастики.

Ольга: Священник Рустик пишет: По моему, ваша патриотическая ментальность уже кем-то подкорректирована. Ну что тут скажешь - дура баба, кто бы её научил. Я уже себя зубной болью ощущаю - зачем же вы так. То Рустеру я что-нибудь неугодное скажу, то Вам - вечно я кому-нибудь не угождаю Простите меня великодушно

Священник Рустик : Ольга пишет: А что касается духовных вопросов, то это всё только в рамках ЕГ, а там всё чинно-благородно и по теме, без "измышлизмов". Посему меня так и поражает упорное Ваше желание записать всех в протестанты. А кто ведёт ЕГ? Ольга пишет: Хотела, кстати, написать и Христова, но решила, что этим пожалуй в такого рода дискуссии манкировать некрасиво по меньшей мере (ну так уж я трепетно к этому отношусь, ничего с собой поделать не могу). Что ж вы так низко думаете о нашей дискуссии? Ольга пишет: Так что уже давайте оставим тлетворное влияние на меня кого-либо и также мой протестантизм из области фантастики Поверьте, протестант живёт в душе каждого из нас, когда это не видишь, очень худо бывает.

Ольга: Священник Рустик пишет: Что ж вы так низко думаете о нашей дискуссии? Я просто не могу воспринимать беседу возвышенно, когда из меня делают то чего нет. Вы простите меня, я знала, что зря влезаю в разговор, просто для меня такое быстрое знакомство с верующими людьми в то время было настоящим чудом, чем я и поделилась - меня же снова вдоль и поперек покрошили. Священник Рустик пишет: Поверьте, протестант живёт в душе каждого из нас, когда это не видишь, очень худо бывает. Мне проще - я в чужие души не заглядываю, я просто себя (в первую очередь) сужу по совести и Заповедям в силу своих скромных возможностей и с помощью моего исповедника (правильно сказала?) - если я сама иду в разрез с ними или кто-то меня вынуждает - это для меня сигнал. Пока для меня это единственный ориентир. Революций я не планирую - я в них не верю. Мои мысли созвучны с тем, что говорит Илья (Инди). Нельзя ли как-то уже попроще быть, почему всё взаимно исключается - либо иерархия, либо общение. Постоянный поток противопоставлений. Прямо весеннее обострение. Я ничего не понимаю. Мысли, изложенные в вышеприведенной статье, мне показались дельными по одной простой причине - я бы очень хотела попасть в такой приход, где всё разумно, наполнено духовной жизнью, а главное оправдано "за единомыслие возлюбим друг друга"... Что плохого в приходской общине? Да, есть определенные минусы и серьезные - в статье они четко выражены - это человеческий фактор, который может дать любой перекос, но ведь у нас есть опытные пастыри Человек - существо социальное, он не может жить в одиночестве, различные общества формируются на основе какой-либо общности, так почему же верующие православные не могут быть вместе - для меня немыслимый парадокс! Почему община должна обязательно отвернуть человека от духовной внутренней деятельности и направленности к Богу? Меня лично общение как раз к этому и чаще всего и понуждает - заглянуть в себя лишний раз и увидеть по какой причине раздражает меня тот или иной человек, какой именно недостаток моей души позволяет увидеть в нем те или иные негативные качества. Я же не могу видеть то чего сама не знаю - значит это в той или иной степени есть и во мне, ну в других-то это завсегда некрасивее ))))



полная версия страницы