Форум » Православная жизнь » Обсуждение и осуждение » Ответить

Обсуждение и осуждение

osta: Очень ценная заметка о том, как грамотно вести дискуссию и разграничить обсуждение от осуждения. Пишет Виктор Судариков, администратор форума "Православие и мир" и один из модераторов Кураевского форума. Думаю, и нам не мешало бы иметь эти границы между обсуждением и осуждением в виду. "Обсуждение и осуждение Очень частое явление - в ЖЖ, на форумах - осуждение. И знающие и не очень знающие пригвождают своих оппонентов ярлыками - еретик, протестант и т.д. Вообще, думаю, что этот перенос несогласия и неприятия с мнения на личность очень часто не позволяет христианам сохранять мир и любовь между собою. И служит соблазном для внешних. В главном - конечно единство. Но во всем - любовь. Иначе разлад и осуждаение. И уже забудем с чего началось. И останемся соблазном для внешних - "если эти дерущиеся и обзывающие друг друга христиане, то не пойдем в их церковь". Дело же в том, чтобы обсуждать мнения, а не личности. И говорить не только о своем несогласии с данными мнениями, но и об их противоречии скажем святоотеческому богословию. Но нельзя самого человека "пригвождать" ярлыками. "Он высказал мнение, близкие к учению протестанотов, т.к....", а не "он - протестант". Это только кажется, что разницы мало - она огромна на самом деле. Где же граница, когда обсуждение превращается в осуждение? Границы, думаю - переход с обсуждения взглядов на обсуждение (осуждение) личности. - переход при обсуждении от понятий нейтральных к понятиям ценностно-ориентированным (т.е. назвать человека писателем, журналистом и т.д. - вещи нейтральные, назвать еретиком - осуждение). - принадлежность к каноничной Церкви. Т.е. назвать протестантом (еретиком, обновленцем) служащего неизверженного из сана священника, неотлученного мирянина нельзя категорически. Т.к. это значит обвинение и его епископа, это значит заложение основы для раскола Церкви. На решения же по поводу клирика есть епископ, по поводу мирянина - духовник". http://vik-sud.livejournal.com/170472.html Из комментариев по теме: "граница там, где свое собственное мнение и суждение выдают за "единственно верное" учение Церкви, забывая о других учениях, в той же Церкви обретающихся..."

Ответов - 5

Rooster: Не думаю, что изложенное автором заметки распространяется на батюшек. Им - можно. Они - особенные.

Священник Рустик : Вадим, неужели обязательно нужно «уколоть» батюшек и намекнуть на всеобщее равенство? Разделение понятий "личности", "автора" и его "учения" – это известный общецерковный канонический принцип. В этом я полностью поддерживаю автора заметки. В то же время, злоупотребление понятием "теологумена", желание перевести догматическое богословие в область плюрализма мнений, было бы явной зависимостью от современных идеологических веяний постмодернизма.

Rooster: Священник Рустик пишет: В то же время, злоупотребление понятием "теологумена", желание перевести догматическое богословие в область плюрализма мнений, было бы явной зависимостью от современных идеологических веяний постмодернизма. Ничего не понял. Автора же заметки всецело поддерживаю. А также батюшек.


Ockam: Осуждают православные большей частью не еретиков и язычников, а своих же православных. Доходит до мелочей - цвет платка у ней не тот (богородичный праздник - надо в голубом, на крайний случай в синем) или на богослужении он не на ту икону смотрит или вне храма кого в штанах увидят. сводится чаще всего к одному - "Я "благочестивее" (Лично я лучше буду общаться с порядочным человеком, чем с таким православным.)

Костя: Ockam пишет:Осуждают православные большей частью не еретиков и язычников, а своих же православных. Доходит до мелочей - цвет платка у ней не тот (богородичный праздник - надо в голубом, на крайний случай в синем) или на богослужении он не на ту икону смотрит или вне храма кого в штанах увидят. сводится чаще всего к одному - "Я "благочестивее" (Лично я лучше буду общаться с порядочным человеком, чем с таким православным.)Из 1-го послания ап. Павла к Тимофею, гл. 5, ст. 8, напомнило, что такой православный "... отрекся от веры и хуже неверного". :-) А по поводу "Я благочестивее" вспоминается притча Иисуса о фарисее и мытаре в Иерусалимском Храме, Евангелие от Луки, гл. 18, стихи 9 - 14: "9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".



полная версия страницы