Форум » Православная жизнь » Об общинной жизни и европеизации мухосранска (продолжение) » Ответить

Об общинной жизни и европеизации мухосранска (продолжение)

Indie: Об общинной жизни и других материях. Жизнь мудрее теоретических выкладок. Я всегда с согласием читал, и сам писал и говорил о важности общинной жизни. Но вот не складывается она. Это плохо? Да. Но это же, с другой стороны, факт, который не меняется от наших усилий. В чём же смысл этого факта? А вот в чём. Во-первых, община всегда имеет в себе противопоставление чему-то внешнему, каким-то враждебным факторам, отгорожение от них. Первохристианская эпоха – иного устроения, чем общинного, не могло и быть. Послеконстантиновская эпоха – нет общин; общежительное монашество – как реакция на их отсутствие (не «сработало», кстати). Турецкое владычество – опять общины (правда, уже этнические в большей степени, чем церковные; но это тогда сливалось воедино). У нас – никаких общин с 988 по 1917 гг., а расцвет общин – с 17-го по середину 30-хх гг. прошлого века – как раз самые гонения. В наше время «оформленные», сознающие себя таковыми общины также опираются в значительное мере на некое противопоставление себя "всем прочим". Когда такое противопоставление естественно (гонения) – тогда общины сами и складываются. В «мирное время» в общинах всегда будет элемент искусственности. Эта искусственность отталкивает порой чуткие души. Во-вторых. XX век сформировал новую породу людей – «советского человека». У нас как-то легкомысленно к этому относятся и не придают должного значения этому фактору: «что было, то прошло, и мы снова – Великая и Святая Русь, Встающая с Колен». На самом деле ничего не прошло. Любой формальный коллектив постсоветских (а точнее говорить – «построссийских») людей обязательно наполняется доносами друг на друга, борьбой за право входить в «ближайший круг» начальства, преследованием исключительно своих целей, патологическим отсутствием общественного интереса в каких бы то ни было формах, принципиальным разрывом между не только словом и делом, но и между ими и мыслями и чувствами, раболепством и холуйством по отношению к высшим и презрительностью и жестокостью по отношению к низшим, младшим («дедовщина» – принадлежность вовсе не только армии, а одна из фундаментальных составляющих нашего общества), и т.д. Церковные общины – не исключение, ведь они состоят из нас, постсоветских-построссийских. Фактор «противостояния» может существенно сгладить названные негативные явления. Но если созидать общину без этого, то тут всё и вылезает. Всё это переходит и на общецерковную жизнь. Её основные характеристики – по факту, опять же: очень много великих, страшных, красивых, важных, нужных слов – и вся та же постсоветско-построссийско-постмодернистская реальность. И получается так – сама жизнь диктует: если хочешь быть честным перед самим собою и перед Богом, то вот тебе в Церкви Таинства – и пользуйся ими, а того, что называется у нас «церковной жизнью», со всеми её идеологиями, лозунгами, призывами и проч. – как можно меньше, только «по касательной». Например: общение с пастырями Церкви – минимальное, да лучше с теми, кого знаешь, а то пойдёшь исповедываться, и получишь семилетнюю епитимью ни с того ни с сего (реальный случай, вчера рассказали). Общение с церковной средой – ещё минимальнее, а то крыша быстро съедет… Очень характерный материал по этому поводу – в последнем номере «Фомы». Там один актёр (забыл фамилию, Денисом зовут) делится своим опытом, как он обкушался церковной жизни… почитайте. Там всё очень характерно, и, главное, абсолютно нерешаемо. Что же – выстраивать жизнь свою частным образом? Брать от Церкви только Таинства, а от остального бежать, зажав уши, чтобы не превратиться в «зомби»? Кошмар? Да, кошмар. Но – подумалось мне после прочтения статьи в «Фоме» – это как раз та самая реальность, которая поверх всех наших слов и желаний диктует людям, как адекватно жить, чтобы выжить в Церкви. Поэтому формально «созидать общины» – это всё равно, что задаться целью в Мухосранске построить «кусочек Европы». Да, можно за шестиметровым забором вымыть с мылом тротуары (таджики помоют). Но европейское ощущение жизни – мирное, спокойное, защищённое, в чувстве традиции – этим не получить. Вот с чем надо разбираться. http://igpetr.livejournal.com/5524.html

Ответов - 15

Священник Рустик : Оля, я тоже переживаю обо всём том, о чём вы пишите, и призываю к достижению взаимопонимания и духовного единства. Но боюсь, что всегда будут актуальны слова Виктора Цоя: «все говорят, что мы вместе, но не многие знают в каком». Всему своё время, не переживаёте, всё будет хорошо, спокойной вам ночи.

BrainStorm: Священник Рустик пишет: О духовном пути как одиночестве (монашестве) вы слышите впервые? о. Рустик, возможно я ошибаюсь, но разве монахи спасаются в одиночестве? А монастыри? Вот что пишет Авва Дорофей: Преподобный авва напоминает, о чем учат святые отцы: пребывать в келии есть половина духовной жизни "и посещать старцев также половина". Когда инок "пребывает в келии, он молится, поучается в Священном Писании, занимается немного рукоделием и, по силе своей, печется о помыслах своих. Когда же идет куда-нибудь, он замечает за собой и рассматривает свое устроение: получает ли он пользу от встречи с братиями или нет? И может ли без вреда возвратиться в свою келию? И если видит, что он в чем-либо потерпел вред, то познает из сего свою немощь; видит, что еще ничего не приобрел от безмолвия, и, смирившись, возвращается в свою келию, каясь, плача и молясь Богу о немощи своей, и таким образом снова пребывает в келии, и внимает себе"Т.е. без ближних (без братии) монах никак не может. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Skurat/03.php И вот пример (оттуда же): Но случается так, что брат, услышав укорительное слово, приходит в смущение и винит за это своего оскорбителя. "Вот смешное суждение! - восклицает святой авва. - Вот обольщение диавольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нем, для того чтобы он, если хочет, покаялся в ней". Преподобный сравнивает смутившегося с гнилым хлебом: снаружи хорошим, а изнутри заплесневевшим. "Итак, если он хочет получить помилование, то пусть покается, очистится, преуспеет; и пусть видит, что он еще должен благодарить брата, как доставившего ему таковую пользу"Т.е. ближний нужен нам для самопознания, в одиночестве же практически нет критериев оценки себя и очень велика опасность впасть в прелесть.

Священник Рустик : Андрей, вы же знаете, что я диалектик, и, утверждая одиночество, как путь к спасению, не могу отрицать сотериологическое значение сообщества, например, монастырского братства или семьи. Одно не может существовать без другого. В соответствии с опытом монашеской жизни, безмолвие не прилично для тех, кто не прошёл искус общинной жизни. Одиночество – тезис, сообщество – антитезис, их духовное единство в любви – синтез.


BrainStorm: Священник Рустик пишет: Андрей, вы же знаете, что я диалектик,о. Рустик, со временем либо я стану диалектиком, либо мой мозг будет сломан Пока очень тяжело идет...

Священник Рустик : BrainStorm пишет: о. Рустик, со временем либо я стану диалектиком, либо мой мозг будет сломан Андрей, вы хорошо сказали о двух путях нашей жизни: 1) диалектическом 2) деструктивном Я желаю вам идти по первому, пусть и тяжёлому, но спасительному (православному) пути мышления.

Ольга: Священник Рустик пишет: Я желаю вам идти по первому, пусть и тяжёлому, но спасительному (православному) пути мышления. Буду дружить с бабульками, их диалектикой не мучат Я не злобствую - мой мозг тоже по швам трещит

иерей Олег: Ольга пишет: Буду дружить с бабульками Правильное решение! А как не дружить с бабульками, если они такие же части Тела Христова, как и мы с вами, Ольга? Только вот мотивация не совсем та :)

Ольга: иерей Олег пишет: Правильное решение! А как не дружить с бабульками, если они такие же части Тела Христова, как и мы с вами, Ольга? Так я готова дружить - только бабульки не хотят, они 2 года упорно делали вид, что меня в храме нет, а тут вдруг увидели по поводу "А ты кем работаешь-то, смотрим на машине приезжаешь"... Узнали, и дружить передумали А так да - мы во Христе все... А сказала я к тому, что зачитай такое бабушкам, они ж плакать будут потом дня три, что уразуметь не смогли - что ж им батюшка такое сказал А вообще я за них горой! Мы то все умные и знаем как правильно, но приходы в основном за счет бабушек держаться, а не на молодежи - так что бабулькам респект! Своих же я люблю и уважаю - чужие тоже чьи-то бабушки

Ольга: иерей Олег, хочу у Вас спросить - а как Вы думаете почему же всё на бабушках? может молодежь никому не нужна? Я просто ответа на вопрос найти не могу для себя... Поделитесь своими мыслями?

иерей Олег: Ольга пишет: они 2 года упорно делали вид, что меня в храме нет В наш храм девушка одна ходит. Молодая - 24 года. Работает дизайнером одежды. После каждой службы (а ходит она чаще даже чем раз в неделю, потому как график позволяет, да и муж тоже) она остается на 30-40 минут и тихо так, одев синий халатик, помогает в уборке (парафин от свечей с плит пола очистить, подсвечники, иногда окна помыть). Без пафоса, без поученй священства и наших любимых бабушек, даже если первые или вторые делают или говорят что-то "нитак". В Клуб она к нам не ходит, но судя по редким моим с нею общениям, девушка вовсе не "зомбированная". Так для чего все это я живописую? Иногда надо просто дать что-то, чтобы получить взамен. Это не относится ко Христу - Он дал нам такое, что мы и незаслужили, это относится к нам - грешникам, а ведь Церковь и есть собрание спасающихся грешников. Да, самое главное! Во время Богослужения не надо упорно делать вид, что ты или Марьиванна есть в храме, надо молиться. А после Богослужения по отношении к той девушке даже самые лютые бабушки не смогут сделать вид, что ее нет, потому что она есть.

иерей Олег: Ольга пишет: может молодежь никому не нужна? Почему не нужна? Святейший Кирилл в своем Патриаршем Пасхальном послании особо выделил молодежь. Без нее нет будущего. Сложность в том, и это невозможно не заметить, что проблемма отцов и детей появилась не вчера, а священство у нас не поголовно 25-летние, и бывает непонимание. Но это вовсе не значит, что все мрачно, темно и бесперспективно. В соборе в честь Казанской иконы Божией Матери и в храме Ксении Петербуржской Центрального церковного округа г.Тольятти служат молодые священники, которые всегда открыты для общения с молодежью, помогающие найти себя (по мере ваших и наших сил) в Церкви.

Ольга: иерей Олег, не буду цитировать и отдельно отвечать. Вы поймите одно - у меня нет цели чтобы меня кто-то заметил и куда-то там позвал или чтобы меня выделили и наградили за то, что я там )))) Ни в коем разе. И Богослужения я посещаю именно с целью молитвы Не стану рассказывать что и когда я делала, в конце концов не для бабуль, а для храма всё делалось и не за спасибо, и не перетрудилась уж точно. Спасибо, что позволяли делать. А вопрос молодежи меня интересует по одной простой причине, вполне реальной и осязаемой. Храм в честь Святого Благоверного Александра Невского, который я посещаю, находится не в самом благоприятном районе г.Самара - п. Зубчаниновка - не самое благоприятное место, хотя говорить о повально плохой молодежи крайне неверно. Население этого поселка в основном составляет сейчас молодежь, а именно её в храме и нет. Основная часть приходит причастить детей. Лично мне от этого грустно, я слишком хорошо знаю какая "перспектива" у молодежи в другом направлении. И за время пребывания в храме, я не раз радовалась - вот кто-то новый, молодой, чувствуется что тянется, месяц-другой и нет... Может всё-таки стоит обратить внимание на простых грешников и как-то помочь им в воцерквлении? Привлечь к деятельности в приходе... Да, должно быть "сам", но не всякий может сказать - дайте мне какое-нибудь дело.

иерей Олег: Ольга пишет: Может всё-таки стоит обратить внимание на простых грешников и как-то помочь им в воцерквлении? Привлечь к деятельности в приходе... Всеми руками ЗА!!! И не только я! Сам Святейший тоже за. Значит будут сдвиги.

Ольга: Слава Богу! Мы с Вами друг друга услышали. Ураа! Вот она силы отсутствия диалектики (шутка)

иерей Олег: Ольга пишет: Слава Богу! Мы с Вами друг друга услышали. Ураа! А как не услышать? Мы ж родственники! :) Ольга пишет: Вот она силы отсутствия диалектики (шутка) А куда ж без нее? Просто мы ее не заметили.



полная версия страницы