Форум » Православная жизнь » Проповедь в неделю Антипасхи » Ответить

Проповедь в неделю Антипасхи

osta: Замечательное напоминание о. Петра, о том, какой должна быть наша вера и к каким отношениям с Богом мы призваны. Да будут наши сердца горящими любовью о Господе! "Проповедь в неделю Антипасхи • 25 Апр, 2009 at 6:59 PM Христос воскресе! Сегодня мы воспоминаем евангельское событие, случившееся через восемь дней после воскресения Христова. Когда Господь в первый раз явился Своим ученикам, среди них не было Фомы. И когда ученики сказали ему, что видели Господа, то Фома им не поверил и сказал: если я сам не увижу, и не вложу свои собственные руки в Его язвы, не осяжу раны, которые Господь получил на кресте, то я не поверю. И вот через восемь дней опять явился ученикам Господь, и уже там был Фома. Господь обратился к Фоме и сказал: протяни руку свою и осяжи язвы Мои, и вложи руку в рёбра Мои, и не будь неверен, но верен. И Фома, даже не осязая, воскликнул: Господь мой и Бог мой. Господь же сказал ему: вот, ты уверовал потому, что увидел; блажены не видевшие и верующие. Это евангельское чтение насколько раз повторяется в продолжение церковного года, и всякий раз в нём видится какая-то очень живая жизнь, живые люди. В нашем церковном существовании есть некая тенденция сводить отношения с Богом к чему-то схематичному, очень внешне праведному, очень законному… вот мы правило прочитали – Бог нам кивнул с неба, не прочитали — Бог отвернулся от нас... Конечно, правила и дисциплина важны, но не их ставит Евангелие на первое место. Из сегодняшнего чтения мы видим: вот Фома, одни из ближайших учеников, один, может быть, из самых горячих, верующих сердец, усомнился – и Господь не стал его ругать, даже не укорил, но сказал ему: если хочешь, то проверь. Фома не захотел, ему было достаточно слова Господа. И мы видим в этом, ещё раз скажу, какую-то правду жизненную, живую жизнь: Господь не гневается на искреннее движение сердца, пусть оно кажется ошибочным или, может быть, даже "греховным" с формальной стороны. Он милостиво принимает наши сомнения, когда это с нами случается. Немилостив же Господь к другому – к лицемерию, фарисейству, немилосердию. К сожалению, нередко получается так, что жизнь христиан, нашей общецерковной общины, направлена не в сторону евангельскую, а в сторону вот эту, некоторого фарисейства. Никак с нами так не должно быть. Церковь предлагает нам и пасхальные праздники и Великий пост, и посещения богослужений не для того, чтобы мы через это «выполняли свои религиозные обязанности», чтобы где-то на небесах нам ставили галочки в графе «плюс»; а для того, чтобы мы учились евангельской жизни. А евангельская жизнь – именно жизнь, в ней есть место и сомнению, и усталости – но за всем этим нас встречает милостивый Господь, который нас не укоряет за это, потому что любит нас, как мать дитя. И когда Фома с великой верой восклицает: Господь мой и Бог мой – он говорит это именно от избытка жизни, от встречи с Господом, а не от того, что он, взяв молитвослов и читая утренние молитвы, продекламировал: Верую во единого Бога Отца Вседержителя… и т.д. Разумеется, очень хорошо читать Символ веры, укрепляя в себе исповедание Церкви, это прекрасно. Но гораздо прекраснее восклицание: Господь мой и Бог мой, которое рождается в живой человеческой душе от соприкосновения с Богом. И в этот пасхальный день хочется пожелать и себе, и всем вам, чтобы наша душа встретилась с Богом, чтобы наша церковная жизнь не стала казённой и рутинной. Пожелать, чтобы мы восходили к живому Богу и всецело отдавали Ему своё сердце. Воистину воскресе Христос!" http://igpetr.livejournal.com/6827.html

Ответов - 5

Священник Рустик : Отец Пётр как орёл продолжает парить над общецерковной общиной и непрестанно видит направленность нашей христианской жизни в сторону фарисейства, которое заполонило нашу христианскую планету, видно, что достало его всё это. Он также немилостив к фарисейству, как и Господь. В целом достаточно мирная проповедь, а ещё в ней есть тоска по простой евангельской жизни, лишённой чувства усталости. От чего к нам приходит духовная усталость? Чувствуется, что его, как профессионального уставщика, достал Типикон и так хочется сказать не 12 раз "Господи помилуй", а - "Господь мой и Бог мой"! Но настораживает фиксация сомнения, оно может быть у человека ищущего Бога, но сомнение как принцип церковной жизни может также обрести немилость в очах Божиих, как и саддукейство. Мы всё же живём не на заре зарождения философии, разрушившей языческую мифологию, а закате христианской эры, где сомнение породило неверие.

BrainStorm: Мне проповедь понравилась! Воодушевляет! о. Рустик, если Вы решили во что бы то ни стало раскритиковать о. Петра, то мне было бы интересно услышать конкретно и по делу, а не отвлеченные эмоциональные субъективные ощущения. Простите, если возможно сказал резко, просто не могу подобрать слов.

Священник Рустик : BrainStorm пишет: о. Рустик, если Вы решили во что бы то ни стало раскритиковать о. Петра, то мне было бы интересно услышать конкретно и по делу, а не отвлеченные эмоциональные субъективные ощущения. Простите, если возможно сказал резко, просто не могу подобрать слов. Андрей, вы не правильно оцениваете мои комментарии, у меня нет цели, во что бы то ни стало подвергнуть критике автора любимых вами проповедей. Конкретно и по делу я уже писал, если вы забыли, когда мы анализировали статью «О святости и невидимой Церкви». Здесь же я, соотнося проповедь, с ранее прочитанным, у того же автора, делюсь своими, как вы сказали «отвлечённо (а мне видится соотнесёность с предыдущим опытом знакомства) эмоциональными (а мне кажется интуитивно-смысловыми) субъективными ( не претендую на объективность, но всё может быть…) ощущениями», которые, отличаясь от вашего абсолютного восторга, могут дополнить картину иными впечатления и другими красками.


BrainStorm: Священник Рустик Но как в моем случае, так и в Вашем отстутствует двусторонняя сторона: в моем - сугубо положительная, в Вашем - сугубо отрицательная. И как следствие - отсутствие объективности.

Священник Рустик : Что здесь положительного, а что отрицательного, не берусь судить. В этом анализе заключается сотериологический смысл общения, хотя диалектике известны не только антитезисы, но и тезисы, а также их синтез (объективность)



полная версия страницы