Форум » Православная жизнь » Следует христианизировать вопросы из чина венчания » Ответить

Следует христианизировать вопросы из чина венчания

AleBuAle: «Следует христианизировать вопросы из чина венчания» Иерей Владимир Хулап «Вода живая» продолжает публикацию материалов просветительской конференции «Таинство Брака – Таинство Единения», прошедшей 2 января в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Петербурге. В рамках пленарного заседания референт петербургского филиала ОВЦС МП, клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины г. Павловска иерей Владимир Хулап представил доклад под названием «Церковное заключение брака: исторические реалии и современные проблемы». Отец Владимир заострил внимание слушателей на чинопоследовании венчания. Говоря об истории этого Таинства, он подчеркнул, что обряд церковного заключения брака по форме отнюдь не является христианским изобретением. Напротив, его можно рассматривать как яркий пример «инкультурации» христианства. В самом деле, на протяжении веков христианский свадебный обряд вбирал в себя множество языческих и иудейских традиций, изменяя их смысл и постепенно особым образом «встраивая» их в собственный, христианский контекст. Примеров тому множество. Так, 127-й псалом, который поется в чине венчания, является христианской заменой традиционных языческих свадебных гимнов – гименеев, часто имевших непристойное содержание, которые греки и римляне исполняли во время свадебных процессий. Так же и самый яркий символ церковного заключения брака – обручальное кольцо, выражающее в христианстве идею верности мужа и жены друг другу, – не является «изобретением» христиан, но связано с древней иудейской традицией: давать женщине «залог» на случай смерти либо исчезновения мужа, дабы она могла материально выжить в одиночестве. Первоначально залог выражался в конкретном имуществе, позже он стал символическим и превратился в кольцо. Соответственно, изначально кольцо при заключении брака было вообще одно; традиция «обмена» кольцами формируется лишь позже. Причем первоначально молодые самостоятельно обменивались кольцами, позже этот ритуал перепоручается свидетелям, и лишь с XVI века кольца вручает священник. Также отец Владимир напомнил, что тот чин венчания, который принят ныне в Русской Православной Церкви, утвердился лишь в XVI-XVII веках, поэтому многие византийские элементы в нем постепенно утратили или изменили свое первоначальное значение. Например, в древности раздельно совершались обряды обручения и венчания, и лишь в средние века в Восточной Церкви эти два чинопоследования начинают сливаться в одно (условное отделение одного чина от другого в нашей Церкви ныне проявляется лишь в том, что обручение совершается в притворе, а венчание – в самом храме). Так же и традиционные ныне вопросы священника к жениху и невесте (действительно ли они намерены заключить брак, не обещались ли другому жениху/невесте) – едва ли не самый поздний элемент в чине венчания, который и поныне не принят во многих поместных Православных Церквах (например, в Румынской и в Болгарской). В требники Русской Православной Церкви эти вопросы входят лишь в XVII веке в результате влияния католической традиции (связано это с тем, что в Католической Церкви совершителями Таинства Брака являются сами супруги, а не священник – соответственно, их ответ на вопросы и является «совершительными словами»). По мнению отца Владимира, в современной Церкви эти вопросы практически утратили прежний смысл: «В особенности неадекватно воспринимается сегодня вопрос о том, не обещались ли молодые другому жениху или невесте. Молодой человек начинает судорожно вспоминать все обещания, которые он когда-либо давал девушкам, - хотя на самом деле это вопрос о том, не обручен ли он с другой невестой, и нет ли канонических препятствий к совершению венчания. Поскольку чина обручения у нас сегодня нет, то об этом мало кто знает. Также странно спрашивать у молодых, желают ли они заключить брак – они уже заключили его, так как без штампа ЗАГСа у нас никто не венчает». В нынешней церковной ситуации было бы целесообразно, полагает отец Владимир, подкорректировать эту часть чинопоследования: «Спрашивать нужно, не хотят ли они заключить брак, – а хотят ли они заключить именно христианский брак, возлагающий на супругов очень серьезные обязанности». Замечательно, что в Требнике Петра Могилы вопросы – лишь прелюдия к брачным обетам, в которых молодые обещают друг другу верность и любовь до смерти. Восстановление этой традиции было бы очень желательным. «В этих обетах можно было бы выразить то, как Церковь видит сегодня христианский брак, и чего она ожидает от людей, его заключающих, – добавил отец Владимир, – В современных условиях, когда для многих венчание представляет собой лишь красивый свадебный элемент наряду с лимузином и белым платьем, это способствовало бы более ответственному взгляду на церковный брак наших соотечественников». http://news.aquaviva.ru/news/date/2008-01-11/id/388/ 10.01.2007 Отличная статья - поддерживаю автора во всем.

Ответов - 8

osta: Спасибо! Толково!! ;-) Для интересующихся, есть очень хорошая статья М. Желтова, заведующего кафедрой литургического богословия ПСТГУ: Брак и Евхаристия: история православного чина венчания: http://www.jmp.ru/jmp/04/11-04/10.htm http://www.mzh.mrezha.ru/works.htm

Барышня: Во название у статьи Христианизировать - ну и слово...

иерей Олег: Барышня пишет: Христианизировать - ну и слово Само выражение "Христианизировать чин венчания" - по-моему, парадоксально.


osta: иерей Олег пишет: Само выражение "Христианизировать чин венчания" - по-моему, парадоксально. В названии точнее статьи- "христианизировать вопросы из чина венчания". И эта мысль замечательно поясняется здесь: AleBuAle пишет: В нынешней церковной ситуации было бы целесообразно, полагает отец Владимир, подкорректировать эту часть чинопоследования: «Спрашивать нужно, не хотят ли они заключить брак, – а хотят ли они заключить именно христианский брак, возлагающий на супругов очень серьезные обязанности». Замечательно, что в Требнике Петра Могилы вопросы – лишь прелюдия к брачным обетам, в которых молодые обещают друг другу верность и любовь до смерти. Восстановление этой традиции было бы очень желательным. «В этих обетах можно было бы выразить то, как Церковь видит сегодня христианский брак, и чего она ожидает от людей, его заключающих, – добавил отец Владимир, – В современных условиях, когда для многих венчание представляет собой лишь красивый свадебный элемент наряду с лимузином и белым платьем, это способствовало бы более ответственному взгляду на церковный брак наших соотечественников».

Барышня: Не знаю, Наташ... Такое название как будто подразумевает, что на данный момент эти вопросы НЕ христианизированы, и нужно их уже, наконец, христианизировать. А по приведенной цитате получается, что нужно всего лишь повысить уровень их "христианизации". Почему-то, прочитав такой заголовок, сразу чувствешь какой-то осадок, что на данный момент чин несовершенен и не совсем христианский, это как-то напрягает. Просто что-то надоело читать про все в церковной жизни в черных и критических тонах... Куда ни ткни - все какое-то недохристианизированное! Даже вопросы из чины Венчания.

AleBuAle: Барышня пишет: Такое название как будто подразумевает, что на данный момент эти вопросы НЕ христианизированы, и нужно их уже, наконец, христианизировать. Ань, ведь так и есть - они совершенно неадекватны действительности, представляя собой форму без содержания. Христианству же все это несвойственно.

Барышня: AleBuAle пишет: Барышня пишет: цитата: Такое название как будто подразумевает, что на данный момент эти вопросы НЕ христианизированы, и нужно их уже, наконец, христианизировать. Ань, ведь так и есть - они совершенно неадекватны действительности, представляя собой форму без содержания. Христианству же все это несвойственно. Саш, ну тогда вообще надо все службы и чины пообрезать - а то если хорошенько "прикопаться", у нас в Церкви "сплошная форма без содержания". Я думаю, это все-таки вопрос вкусов - соответствует ли вопрос об обещании жениха и желании создать семью какому-то содержанию или не соответсвует. По-моему, соответствует. Во-первых, многие все-таки венчаются, а потом в ЗАГС идут - и мы так же хотели. Во-вторых, отвечая на эти вопросы пред лицом Господа, нужно все-таки дать себе и внутренний экзамен, и психологически на людей влияет, что они отвечают священнику "нет, не обещался, да, хочу". И потом, для меня "нехристианизированный" значит "не соответсвующий - ни в коей мере - учению и миссии Христа". Что уж такого крамольного в названных вопросах, я не понимаю. Думаю, что желание что-то "дохристианизировать" - это частенько дело вкусов желающего. А вот такие ярлыки на уже имеющиеся обряды и чины напрягают.

Ulia: А у меня к вопросу двоякое отношение. С одной стороны, мне тоже хотелось бы, чтобы форма была приведена в некое соответствие с действительностью. Мне, например, вообще кажется, что обручение и венчание должны быть разнесены во времени, как это и было раньше. Период "помолвленности" - чудесное время, когда все уже вроде бы решено, и тем не менее еще нет, и можно строить планы, обдумывать совместное будущее, готовиться к нему тщательно и с Божией помощью. У нас с мужем было обручение примерно за год до свадьбы, и это время было прекрасным - и мне жаль, что оно не могло быть освящено в церкви. Мне бы также хотелось, чтобы в чин венчания вернулись обещания верности до смерти. Это действительно предполагает огромную ответственность и понимание смысла христианского брака. С другой стороны, меня, как и Аню, коробит от выражения "христианизировать" венчание. Как будто все мы - прочно венчанные - какое-то нехристианское венчание имели. Мало ли что устарело и что хотелось бы поменять, но такие ярлыки все же вешать не стоит. На Литургии тоже есть момент "Изыдите, оглашенные", когда ни оглашенных никаких нет, ни выходить никто не собирается. Что ж, Литургию теперь не считать христианской?



полная версия страницы