Форум » Православная жизнь » Святость » Ответить

Святость

Ulia: У меня вот два недоумения возникло - интересно, что вы думаете по этому поводу. Во-первых, слышала где-то фразу, что святых от нас отличает только решимость - то есть мы все можем достичь святости, Господь нас всех любит и желает нам спасения, и все зависит от нас. Как тогда понять эпизоды из Житий, где некоторые святые в утробе на Литургии кричали и грудь в среду-пятницу не брали (во что мне очень с трудом верится...), то есть были избраны Богом изначально? Куда тогда нам-то рыпаться? И второе. Из Евангелия у меня сложился определенный образ святого - это человек милосердный, любящий Бога и ближнего, помогающий немощным, отдающий последнее, жертвующий собой ради других. То есть его святость раскрывается в отношениях с другими людьми. Это достижимо в семье или в общежительном монашестве. А откуда пошла традиция отшельничества? Я не понимаю, где в Евангелии истоки такой святости, когда нужно убежать ото всех в лес, взять на себя разные самоистязательные обеты нележания-несидения-неедения-неспанья? Какой пример нам подает такая святость и где об этом говорил Христос или Апостолы?

Ответов - 2

Барышня: Юля, по поводу нележания и несидения отшельников, это, насколько я понимаю, ради господства над своей плотью и порабощения своих страстей и грехов - для правильной молитвы. А настоящая молитва столько людей спасает, многие святые в тяжелые для страны годы уходили в такое молитвенное отшельничество (например, Святой Серафим Вырицкий в годы ВОВ), так что это все не самоцель, а средство для исправления и достижения чистой молитвы. Вообще, цель и общежительного монашества (конечная) - молитва за весь мир. Насчет предизбрания святых, скажу мало, только вспомню словечко, которое любит Лёня - "синергия" - сотворчество Бога и человека. В любом случае, спасаются не без воли человека и его усердия.

Rooster: Ulia пишет: Во-первых, слышала где-то фразу, что святых от нас отличает только решимость Я бы, грешный, согласился. Но могу и ошибаться. Как тогда понять эпизоды из Житий, где некоторые святые в утробе на Литургии кричали и грудь в среду-пятницу не брали Жизнь подвижников и эпизоды из житий, как говорят в Одессе, две большие разницы. то есть были избраны Богом изначально В этой мысли мне видится отсылка к богословской категории предопределения. Вот как завершает свою проповедь об этом святитель Илия Минятий: Но (как я сказал об этом в начале), лучше бы тебе ничего не понимать в высоком вопросе о предопределении. Чтобы тебя не смущало какое–нибудь недоумение, твердо помни две (мысли): что Бог всегда хочет твоего спасения, ибо Он человеколюбив; и что ты всегда можешь спастись, ибо ты свободен. Его благодать и твоя воля образуют предопределение. Бог хочет: желай и ты, и будешь предопределен. http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/ilia1.htm Я не понимаю, где в Евангелии истоки такой святости Пример отшельнической жизни являет собой Иоанн Креститель. взять на себя разные самоистязательные обеты нележания-несидения-неедения-неспанья А это уже из практики ближневосточного монашества, имевшего монофизитский оттенок. Впрочем, такая практика принята Церковью. Какой пример нам подает такая святость Смотря кому - нам. Современных городских людей может, на мой скромный взгляд, успешнее назидать жизнь подвижников, угодивших Богу в городских условиях. Что не означает меньшего значения подвигов монашеских, в том числе и в описанных тобой крайних формах. Просто назидательнее были бы жития горожан (каковых книг, к огромному сожалению, почти не обретается).



полная версия страницы