Форум » Православная жизнь » Vote: О наших заблуждениях и предрассудках » Ответить

Vote: О наших заблуждениях и предрассудках

Тоша: Братья! Не секрет, что в церковной жизни,рядом с верой живет и "народное благочестие" Среди них есть и безобидные нормальные традиции , есть и крайности-предрассудки. Конечно определенные заблуждения испытывал в своем "церковном детстве" каждый из нас ,или испытывает по сей день. Здесь можно и описать "свои наимности" Давайте соберем "коллекцию" Можно рассмотреть что является 1 Предрассудком и лжеучением 2 Благочестивой традицией 3 Пустосвятством и отсебятиной

Ответов - 52, стр: 1 2 All

Александр: Я вот что-то даже так с ходу и не вспомню. Я вредный наверное по натуре, постоянно задаю вопрос АПОЧЕМУ. А может просто это различие между мужской и женской психологией. Разница эта есть, в этом я убедился когда несколько лет назад у нас в городе произошло что-то вроде раскола. Один молодой священник, скажем так, вышел из под контроля, несмотря на все увещевания со стороны Епархии и лично архиепископа. Назначили нового священника. Молодого скромного кроткого. И началась демонстрация свой/чужой со стороны женской части прихода. Всеми силами старались показать что новый тут не нужен, а прежний мученик за правду. Кончилось все это довольно печально. Прежнего запретили в служении, но он где-то продолжает свои "проекты", женщины (подавляющее число) ушло за ним. Это трагедия. Потому что двух потом я видел и видел, что у людей психические срывы начались.... Так вот мужики в этой ситуации повели себя разумней, фанатизма я не заметил.... С чем столкнулся я лично, так это, пожалуй, с увлечениями пророчествами. Правда длилось это недолго. После одного из очередных пророчеств об уничтожении Тольятти одним из теплых августовских дней не помню какого года, я стукнул кулаком по столу и заявил, что раз "о днем том не ведают даже ангелы..", нечего вообще об этом разговоры вести О книгах. Застал ренессанс, так сказать. Книг на православных полках появилось великое множество. Смутило, что многие начали читать книги о духовниках и прилагать советы к себе, хотя, насколько я понимаю, каждый совет индивидуален. Мне кажется здесь неплохо было бы что-то вроде предупреждения писать на первых страничках Яблоки. Яблочный спас. Вот это меня смущало по той простой причине, что большинство яблок у нас в саду были ранних сортов и поспевали уже в июле. Глядеть на то, как гниют яблоки, было тяжело Советы типа "не сиди нога на ногу". Опять же на вопрос АПОЧЕМУ - ответ что-то вроде того, что таким образом попирается крест. В такие минуты во мне начиналась борьба. Вроде объяснение нелепое, но где найти ответ. Со временем обращать внимание на ткаие вещи перестал вообще. Но тема в самом деле интересная где предрассудки, где народная благочестивая традиция

Света: Мне нравится книга "Лето Господне". Там "Тема благочестия" - супер! Не очень хорошо уяснила, какое благочестие имеете вы ввиду.. Но там! - да, там и Яблочный Спас, и всё народное, и, ясное дело - предрассудки, конечно. Но всё проникнуто верой во Христа, вся жизнь Им проникнута. Меня тоже возмущают различные предрассудки, уводящие от истиной веры, от Бога. Но если это, как в "Лете Господнем", то в этом тоже что-то есть. Главное, чтобы это не было только внешним. Если бы я голосовала, то отметила бы первое, потому что из детства ничего такого не помню, а сейчас, по-моему, не страдаю. Но со стороны лучше видно, иногда мы не замечаем свои минусы

serg: Хотя проголосавал за 3 вариант, заменил бы окончание: не меньше, а не знаю меньше или больше подвержен, так как это видно со стороны... Первое что пришло на ум, так это заблуждение мое по поводу святых, буд-то бы они были какие-то "сверхчеловеки" не спали, не ели, не пили, а что такое туалет вообще не знали, и если молился преп. Серафим Саровский на камне, то 24 часа в сутки... Никогда не понимал распределения, так сказать, Святых по специальностям: этому святому молись об этом, тому о том... Захватила меня и ИННизация, растроился когда узнал, что мне "номер" присвоили, а когда второй дали так вообще, чуть не плакал Воспоминания нахлынули.....эх


Ольга: Александр пишет: Я вот что-то даже так с ходу и не вспомню. Я вредный наверное по натуре, постоянно задаю вопрос АПОЧЕМУ. А может просто это различие между мужской и женской психологией. Ну тогда что получается у меня мужская психология? Сошлемся на природную вредность. Разного рода предрассудки меня смущали всегда - представление о православии было весьма туманным и у меня "не сходилось" - неужели жертва Христа нужна была для того, чтобы люди свечи "правильно" ставили, уголки на платочках "как положено" складывали... Яблочный спас для меня до сих пор явление загадочное Так что почемучеством я страдаю до сих пор, на любое странное заявление задаю сей вопрос, и раз не получаю вразумительного ответа, то "будьте любезны, оставьте меня с советами из области фантастики"

Эль: Тоша , а ты не расскажешь о своих предрассудках?

Тоша: Расскажу и о своих, секрета нету. Конечно-же проблемы с яблоками до Преображения потом стало понятно, что традиция больше московская, где яблоки как раз и поспевают к 20-м числам. По поводу яблок один мой знакомый выросший в селе рассказывал, как ему дедушка объяснял почему яблоки не ядят: " Адам вот почему согрешил.. Яблоки до Преображения не ядят, а они с Евой вот и покушали..." (серьезных форумских "богословов" прошу не клеймить позором: "Вот, вот оно невежество охватившее церковные массы") прибаутка прибауткой да только приятель когда вырос-священником стал. Еще предрассудок, что смеятся нельзя , слушать светскую музыку, елку ставить, в храм надо приходить в рубашке с длинными рукавами. Еще непонятно было почему после Причастия несльзя есть Все что с косточками : Яблоки, виноград, рыбу. После Причастия Целоватся губами нельзя. В баню помытся также нельзя... В общем В день прчастия спать ложился непомытым... Потом это все конечно же и яблоки и душ отошло само собой. А сейчас кажется нашел логическое объяснение насчет бани (но это другой разговор) А такие вещи как ИНН, футбол и арбуз в день Усекновения меня уже не застали....Эх юность!... Полностью согласен со Светланой что в традициях описаных Шмелевым было на самом деле более глубокое и благоговейное, чем простое заблуждение триады "свечка-ладанка -яичко" Сейчас встречаешся с " любители традиций" может в душе и улыбнешся их наимности, но чувствуеш, что в их простоте как-то бывает больше молитвенности и благодатности Христовой, чем в "разрушителях легенд"

Эль: У меня, до недавнего времени, было заблуждение, что все церкви и батюшки продажны. Что церковь всеми путями (религией в основном) увлекает человека, чтоб он ей приносил деньги. Это было во много подкреплено слухами, что человек когда уходит в религию, он продает дом, вещи и т.д. и потом проподает. Сейчас конечно я отошла от этих мыслей. Но, как не грустно, мои родные и друзья до сих пор в это не только верят, но и убждены, и мне постоянно об этом расказывают, чтоб настрощать. Смешно, конечно, на это все смотреть, но никуда не денишься.

Еленка: постоянно как не приду в церковь, слышу не клади руки в карманы, не держи их скрещенными, а почему объяснить не могут. хотя многие вещи, и по поводу яблок и по поводу арбуза,Причастия, инн, так и засели с детства в голове. Но есть очень хорошие Традиции. Блины, Гулянья на Масленницу, калядование на Рождество, про Пасху вообще молчу, все-таки много у нас хороших традиций, надо их придерживаться.

Эль: Я вот щас сама начала за собой замечать одну вещ: чем больше я начала сама выполнять правила (ну там в юбочке на служюбу ходить), тем больше мне стало резать глаза отсьупление от правил, вот например не давно видела на службе Женщину в джинсках, "не могла не обратить на это внимание".

Ulia: А уж с этим целованием после причастия... мы вот дочку нашу маленькую причастим, и поздравляем ее, и целуем в щечку - так сразу рой бабушек слетается поучить нас жизни и сказать, что "низзя"... Это было одним из моих заблуждений раньше. И про ноги скрещенные тоже мне втирали. И про то, что ударения в словах на церковнославянском нельзя не там ставить - грех... А еще - что в критические дни можно только в преддверии храма стоять, а заходить вовнутрь или, упаси Боже, трогать что-то - нельзя! А вообще - я в церковь начала подростком ходить, поэтому и верила во все это. Думаю, если бы пришла в сознательном возрасте - меньше бы было такого...и если бы мне книги сразу правильные попались, а не брошюрки всякие ужасные. Мой любимый Антоний Сурожский до меня добрался, только когда мне 20 исполнилось.

Indie: "Народное благочестие" - это как этикет в светском обществе. Когда-то в правилах этикета был рациональный смысл. Потом смысл может и ушел, а правила остались. Я на великосветских раутах не был, но если бы и был, то вел бы себя как привык. Хотя кто-то наверняка пошипел бы, мол какой я деревенщина. В церкви веду себя также, если знаю какое-то правило, то стараюсь ему следовать, а если нет, то не заморачиваюсь. Более того, если я что-то не понимаю, то не считаю нужным этому следовать. Исключение только если я кого-то своим поведением смущаю. Церковная среда консервативна, но даже не смотря на это со временем то что не нужно отомрет. Хотя вот был случай, вспоминая который я смущаюсь. С моим знакомым батюшкой я встречался всегда у него дома, здоровались за руку, по светски. Я как-то привык и ходил в другой храм, а было нужно встретиться и после службы я дошел до той церкви, где он служил. Там служба тоже кончалась, я встал в сторонке ждал когда он освободится. Смотрю идет, а навстречу вперед меня несколько прихожанок к нему за благословлением потянулись. Я думаю, раз я в церкви, за руку неудобно как-то, надо тоже так же благословления попросить. Но как-то не обратил внимания как это делается. Он меня увидел идет ко мне, я руку не протягиваю, но что делать тоже не знаю, что-то такое изобразил, он вроде понял, привычным движение руки мои взял, а то что руку целовать надо я как-то не допер. В общем скомкано все вышло, вышли потом из храма, думаю вот балда, трудно было посмотреть прежде чем тянутся, лучше б за руку поздоровался. Вот такие дела.

Эль: Indie, а в чем у тебя тут было заблуждение или предрасудок?

Indie: Как раз таки предрассудками я и не страдаю, напротив, мне не удобно за то, что я не знаю элементарных правил поведения в церкви, да в общем и не сильно переживаю по этому поводу. Здесь в основном описываись предрассудки связанные с табуированием определенного "неблагочестивого" поведения. У меня как бы другая крайность, вместо псевдоправославных заблуждений у меня отсутствует здоровой интерес к церковной поведенческой практике.

Фома Тольяттинский: Indie пишет: Более того, если я что-то не понимаю, то не считаю нужным этому следовать. Вот это ты зря. Если бы такое сказал доктор Богословия или светило в области Литургического Предания - я бы согласился, но тут - увы (Уж прости меня, Indie). Еленка пишет: постоянно как не приду в церковь, слышу не клади руки в карманы, не держи их скрещенными, а почему объяснить не могут. Представь, Еленка что тебя пригласил господин Медведев на вручение тебе, умнице и красавице, какой-нибудь награды. Ты приехала в Кремль, в самый роскшный дворец, в блестающий позолотой и полудрагоценными каменьями зал... а на тебе твоя любимая джинсовая мини-юбка со стразами, любмый топик с надписью "Перес Хилтон в Президенты РФ!" и макияж для ночного клуба. Да еще ты жвачку надуваешь и руки на груди скрестила, мол "и чаво ты мне подаришь, г-н Медведев?". Странная картинка, сюр А тут мы приходим не к какому-то Президенту, коих в мире полтораста, а к Самому Господу Богу.

Фома Тольяттинский: Тоша пишет: но чувствуеш, что в их простоте как-то бывает больше молитвенности и благодатности Христовой, чем в "разрушителях легенд" Золотые слова!

Тоша: Indie пишет: Здесь в основном описываись предрассудки связанные с табуированием определенного "неблагочестивого" поведения. У меня как бы другая крайность, вместо псевдоправославных заблуждений у меня отсутствует здоровой интерес к церковной поведенческой практике. Речь идет не только о табу, но и о том что храмовый этикет-тоже предрассудок (с точки зрения людей далеких от Церкви). (А на самом деле для чего, например надо шапку в храме снимать даже с маленьких мальчиков,- чтобы они с первых шагов умел отличать храм от трамвая.) Таким-же предрассудков(заблуждением) является, когда маленьким детям, подводя на Причастие, говорят: "ЩАС ТИ ДЯИНЬКА МНАКУ ДАСТ" Фома Тольяттинский пишет: на тебе твоя любимая джинсовая мини-юбка со стразами, любмый топик с надписью "Перес Хилтон в Президенты РФ!" Да, всему свое время... Платок для храма. Лосины для дискотеки. (ах родные 80-е ... !!) Вечерний туалет для театра. Английский костюм для приемов Фрак для королевы... Дресс-код

AleBuAle: Тоша пишет: Сейчас встречаешся с " любители традиций" может в душе и улыбнешся их наимности, но чувствуеш, что в их простоте как-то бывает больше молитвенности и благодатности Христовой, чем в "разрушителях легенд" Бывает и так, но чаще всего, когда у человека отсутствуют правильные понятия в голове, это отражается на всем строе его церковной жизни - в т.ч. и на молитве. На мой взгляд, наиболее критична ситуация, когда люди с высшим (или даже с несколькими) образованием начинают играть в "простецов" - т.е. попросту культивировать в себе невежество, не прилагая никаких усилий к познанию веры, но при этом считая себя очень смиренными.

AleBuAle: Тоша пишет: Полностью согласен со Светланой что в традициях описаных Шмелевым было на самом деле более глубокое и благоговейное, чем простое заблуждение триады "свечка-ладанка -яичко" Шмелев хорошо пишет, и действительно подобные обычаи очень умилительны. Но при всей этой внешней красивости эти люди (христиане) причащались раз в год - по традиции или по принуждению. С таким подходом к Таинствам вся это внешняя обрядовость - не более чем дом на песке, к сожалению. Хорошо, когда она была, я сам бы хотел - но прежде всего должен быть порядок в голове, расстановка приоритетов, а потом уже - все эти рюшечки и украшения. Без них христианин вполне может жить христианской жизнью, а вот без регулярного участия в Таинствах Церкви - нет.

Тоша: AleBuAle пишет: Бывает и так, но чаще всего, когда у человека отсутствуют правильные понятия в голове, это отражается на всем строе его церковной жизни - в т.ч. и на молитве. Вспомнился один Афонский рассказ. В одном моностыре подвизался простец. Однажды на праздник Преображения на трапезе ему не досталось рыбы. Он пошел на моностырский пирс и стал молится... "Святая(не знаю как по гречески "Преображение") пошли мне рыбу" И вдруг из воды ему выпрыгнула на руки рыба и простец утешился праздничной трапезой. Разумеется сей монах ничего не знал ни о Преображении, Фаворском свете и трудах свт. Григория Паламы. AleBuAle пишет: На мой взгляд, наиболее критична ситуация, когда люди с высшим (или даже с несколькими) образованием начинают играть в "простецов" . Согласен "нарочитое невежество " и "Причастие раз в год"-одини из видов предрассудка.

Indie: Фома Тольяттинский пишет: Вот это ты зря. Если бы такое сказал доктор Богословия или светило в области Литургического Предания - я бы согласился, но тут - увы Насколько я понимаю доктор богословия упомянут в качестве безусловного авторитета, способного сразу отделить предрассудки от здоровой церковной практики. Я же не про это. Есть вещи, которые я не понимаю, и, соответственно, им не следую не потому что сразу определяю это как не нужное, а потому что не хочу быть похожим на мартышку, которая что-то повторяет без смысла и понимания, тем самым либо повторяя общие предрассудки, либо профанируя что-то действительно важное. Тоша пишет: А на самом деле для чего, например надо шапку в храме снимать даже с маленьких мальчиков,- чтобы они с первых шагов умел отличать храм от трамвая.) Снятие шапки имеет смысл. Это символ уважения к священному месту. Так же как в исламе принято снимать обувь при входе в мечеть. Но символ он на то и существует, что а) является условностью б) понимается всеми однозначно. Если бы у православных было принято, входя в храм, одевать ритуальный головной убор и снимать обувь - то этот символ был бы нисколько не хуже любого другого. Предрассудок - это попытка установить некие новые смыслы, придать сакральность профанному явлению, не нуждающемся в этой сакрализации, например, пресловутое "попрание" креста скрещиванием ног и рук. Также многие крестьянские обычаи связанные с сельским хозяйством не имеют смысла в городе, а привязка их к церковным праздникам потеряла свой смысл. Однако, само наличие таких символов и привязок психологически очень полезно. Многие говорят о замечательном ощущении от книги Шмелева "Лето Господне", сотканного из воспоминаний во многом о таких вот символах и обычаях. Однако это все должно быть актуально. Живая общинная практика спсобна сама рождать такие символы. Например сейчас было бы очень актуально ввести правило на праздники, да и просто на службы одеваться празднично. Это очень хороший символ, такой же условный как снятие головного убора и длинные юбки, но более актуальный сейчас, когда у людей есть возможность выбирать гардероб. А то можно придти в драной куртке и тертых джинсах или юбке "прощай молодость" и это будет вполне приемлемо для "бабушкинского благочастия".

Фома Тольяттинский: Indie пишет: Но символ он на то и существует, что а) является условностью б) понимается всеми однозначно Позвольте с вами не согласиться, коллега. Символ вовсе а) не является условностью и б) не всегда понимается всеми однозначно. "Флоренский всегда подчеркивает, что в символе онтологически, реально присутствует символизируемое. Символ – это «бытие, которое больше самого себя» - потому, что в нем содержится другое бытие, символизируемое данным символом. Но оно в нем никогда не содержится полностью" (С) Все Православное Богослужение наполненно символами, но они не условность, а реальное проявление Надмирного в мире... В общем эта тема сложная, и не мне (смиренному и недалекому) ее раскрывать. Опять я с оффтопом? Indie пишет: потому что не хочу быть похожим на мартышку Как-то 2000 лет назад один очень уважаемый многими человек писал: "Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4:16) и еще "Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас" (Фил. 3:17)... Так что, брат мой, не бойся подражать стоящим в вере во Христа Иисуса.

Indie: Фома Тольяттинский пишет: "Флоренский всегда подчеркивает, что в символе онтологически, реально присутствует символизируемое. Символ – это «бытие, которое больше самого себя» - потому, что в нем содержится другое бытие, символизируемое данным символом. Но оно в нем никогда не содержится полностью" (С) Да подстигнет нас кара модерская, если усмотрят в нашей дискуссии оффтоп, и смирения нам принять это решение мужественно и не взроптать :) О. Павел конечно великий богослов и удар таким серьезным авторитетом по моему убогому умствованию отправил меня в нокдаун :) Возражение принято, я согласен, что нельзя заключить общественный договор вокруг символа никак не связанного с неким глубинным смыслом, например нельзя заменить крест в христианстве на другой символ без того, чтоб оно перестало быть христианством. И все-таки выскажу свое мнение. Связь между символом и символизируемым создается человеком. Кто-то видит в символе нечто, что открывает ему некую новую реальность, о которой он ранее и не подозревал, но до тех пор пока этого не случалось для этого человека этой связи (символа и реальности) как будто и не было. Открытие реальности в символе индивидуальный процесс. Но есть символы, у которых скрытая за ними реальность (или часть реальности) суть общее место. Иначе люди не могли бы понимать друг друга. Гипотетически может быть найдено несколько символов, за которыми скрывается одна и та же реальность. И в этом случае они условны и взаимозаменяемы, если и не полностью то частично. Кроме того как символ содержит лишь часть символизируемого, так и существует часть символа (или некий его атрибут) никак не связанная с символизируемым, хоть и не отделимая от самого символа. Как крест есть символ, но вот материал из которого он сделан не столь важен для раскрытия смысла этого символа. Это тоже дает простор для изменчивости, относительно которой может быть свобода и общественный договор. Я не модернист, но и не сторонник заморозить все в православии на уровне XVI века.

Rooster: Фома Тольяттинский пишет: "Флоренский всегда подчеркивает, что в символе онтологически, реально присутствует символизируемое. Символ – это «бытие, которое больше самого себя» - потому, что в нем содержится другое бытие, символизируемое данным символом. Но оно в нем никогда не содержится полностью" Фома, не перестаю дивиться подбору "авторитетов". Увлекавшийся каббалистикой Флоренский приводится тобой как некто заслуживающий доверия... Или ты так тонко подшучиваешь? Осторожнее, такие "шутки" могут дорого обойтись. Как-то 2000 лет назад один очень уважаемый многими человек писал: "Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" И этот уважаемый многими человек побуждал следовать заблуждениям? Согласись, у него не было таких интенций. Напротив, он писал еще: "Негодных же и бабьих басен отвращайся" (1 Тим. 4:7).

Indie: Фома Тольяттинский пишет: Как-то 2000 лет назад один очень уважаемый многими человек писал: "Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4:16) Я не думаю, что апостол Павел призывал подражать ему в фасоне одежды, определенной длине бороды, манере говорить или еще чему-то внешнему. Он говорит это тем, кто лично не видел Христа, еще не было Евангелия и естественно возникали вопросы. Вот он и говорит, что он для них может быть примером, образцом для подражания. И я не боюсь, а напротив всем сердцем желаю подражать там, где я вижу внутреннюю красоту и мудрость поступка. Это я и называю осмысленным поведением. Но повторять что-то лишь внешне, не понимая сути происходящего, это и есть обезьянничание.

Rooster: Indie пишет: Как крест есть символ, но вот материал из которого он сделан не столь важен для раскрытия смысла этого символа. А что, кто-то предлагает недопустимые по каким-то критериям материалы для его изготовления? Я не модернист, но и не сторонник заморозить все в православии на уровне XVI века У нас на устах навязла приговорка: "Я не модернист, напротив, я самый что ни на есть традиционалист". Естественно, в этот "знак качества", "паспорт церковной благонадежности" каждый вкладывает то, что считает нужным. Вопрос: нужна ли вообще в таком случае подобная формула?

Фома Тольяттинский: Rooster пишет: Фома, не перестаю дивиться подбору "авторитетов". "Все испытывайте, хорошего держитесь". И Тертуллина (ушел к манихейцам), и Татиан (ушел к энкратитам), и Ориген (осуждение на 5 Вс. Соборе), и Макарий Египетский (обоснованные подозрения в мессалианстве) не напрасно изучаются и осмысляются, ведь у них есть много ценного и нам необходмиого. И пока (как ты часто сам рекомендуешь) некоторые (либо все) труды о. Павла не будут осуждены Собором, я иногда буду к ним апеллировать Rooster пишет: И этот уважаемый многими человек побуждал следовать заблуждениям? Да не будет! Rooster пишет: Напротив, он писал еще: "Негодных же и бабьих басен отвращайся" Именно так и писал. Чем мы и вооружены Indie пишет: Я не думаю, что апостол Павел призывал подражать ему в фасоне одежды, определенной длине бороды, манере говорить или еще чему-то внешнему. Я тоже не думаю. Как написано так написано... а еще им же написано ка раз о внешнем: о длине волос, о покрывалах и прочее (1 Кор. 11), и ето при том, что в начале главы: "Будьте подражателями мне, как я Христу" (1 Кор. 11:1)

osta: Кстати, раз уж пошла речь о кресте. Крест как символ был известен и в дохристианском мире и имел иные значения. Например, в Древнем Египте и в Древней Индии кресты символизировались с языческими божествами.

AleBuAle: Тоша пишет: Вспомнился один Афонский рассказ. Я тоже многое что могу вспомнить на эту тему. Только разговор не об этом. Потому вынужденным себя нахожу пояснить вам, что все сказанное нами, то есть здравое учение веры, хождение по заповедям, принятие таинств, участие во всех молитвованиях Церкви и руководство законных пастырей,- все это существенно необходимо в деле спасения, так что там только и содевается спасение, где есть все в совокупности; где же чего-либо недостает, там дело спасения подвергается великой опасности и портится. Ибо какого спасения чаять тому, кто не содержит истинного учения веры и Церкви и неправо мыслит или о Боге, мире и человеке, или о настоящем состоянии нашем испорченном, или о способе нашего восстановления, который один, или о смерти и будущей участи нашей, или о каком бы то ни было догмате, когда Сам Господь говорит, что если кто отвергнется словес Его в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Он отвергнется пред Отцем Своим, Иже есть на Небесех (Мк. 8, 38)? А кого Господь отвергнет, где тому место? Уже, верно, не в Царствии Небесном. А вот есть же люди, которые говорят: как хочешь веруй, только живи хорошо и ничего не бойся,- как будто можно жить хорошо, не имея здравых понятий о предметах, сообщаемых истинною верою. Не льститесь, братия! В состав истинной жизни входит не одно поведение, но и здравый образ мыслей, так что у кого недостает последнего, о том не следует говорить, что жизнь его исправна и хороша. С другой стороны, жить хорошо - значит жить богоугодно; богоугодная жизнь вся ведется по воле Божией, а одно из первых определений воли Божией относительно к нам есть веровать в Того, Кого Он послал, то есть в Господа Иисуса Христа и Его Божественное учение. Значит, тот, кто говорит: как хочешь веруй, только живи хорошо, когда истинно веровать есть заповедь, походит на такого человека, который сам разоряет основание, на котором хочет строить дом, или на такого, который хочет переплыть реку на ладье, которую сам сознательно разбивает под собою. Феофан Затворник. Пять поучений о пути ко спасению. Indie пишет: Многие говорят о замечательном ощущении от книги Шмелева "Лето Господне", сотканного из воспоминаний во многом о таких вот символах и обычаях. Однако это все должно быть актуально. Живая общинная практика спсобна сама рождать такие символы. Например сейчас было бы очень актуально ввести правило на праздники, да и просто на службы одеваться празднично. Это очень хороший символ, такой же условный как снятие головного убора и длинные юбки, но более актуальный сейчас, когда у людей есть возможность выбирать гардероб. А то можно придти в драной куртке и тертых джинсах или юбке "прощай молодость" и это будет вполне приемлемо для "бабушкинского благочастия". Отлично сказано! Фома Тольяттинский пишет: Я тоже не думаю. Как написано так написано... а еще им же написано ка раз о внешнем: о длине волос, о покрывалах и прочее (1 Кор. 11) При том в нашей церкви советы ап. Павла традиционно игнорируюся, особенно клиром )) Длинные волосы у мужчин, головные уборы в церкви (камелавки), "женские" платья - и это только первое, что на ум приходит. Подобные цитаты стоит использовать аккуратнее

Тоша: Саша! Никто не спорит со свт. Феофаном.Но у нас как в поговорке: "Нос вытянешь - хвост увязнет.Хвост вытянешь-нос увязнет" Наличие здравых понятий о вере не факт состоятельности в самой главной добродетели веры-Любви. Чаше богословское начетничество может гордостью затмить разум., в то время как простецы очевидно чаще"восхищают Царствие Небесное" .

Фома Тольяттинский: AleBuAle пишет: При том в нашей церкви советы ап. Павла традиционно игнорируюся, особенно клиром )) Длинные волосы у мужчин, головные уборы в церкви (камелавки), "женские" платья - и это только первое, что на ум приходит. Подобные цитаты стоит использовать аккуратнее Это ты, любезнейший друг мой, такие примеры игнорирования клиром советов ап. Павла привел? Но это же даже как-то не серьезно, не твой уровень... Хотел было начать отвечать, но потом понял, что не нужно: не столь ты глуп, ответы сам знаешь. AleBuAle, что тебя так разозлило, что ты стал использовать такие некачественные доводы?



полная версия страницы