Форум » Православная жизнь » Община и общинная жизнь » Ответить

Община и общинная жизнь

osta: Друзья, предлагаю обсудить возможность и необходимость христианской общины. В качестве информации для размышления предлагаю мысли об общине Александра Г. (с его разрешения): [quote]По поводу общины. Мне кажется, община, в том виде, в котором она существовала в первые века христианства, в современном мире маловозможна. И не потому, что "благодать иссякла" или христиане пошли "не те", а по той простой причине, что мир стал иначе устроенным. Современная жизнь на порядок более интенсивна, чем, допустим, лет 200 назад, а средства связи развиты настолько хорошо, что для оперативного общения (в том числе христианского) нет нужды в пространственной близости. В результате, у основной массы прихожан, объединенных на богослужении чисто пространственно и молитвенно, но не объединенных психологически, нет общих дел и общих интересов, которые превращали бы их в некий реальный коллектив. Более того, у них, как правило, нет свободного времени на эти общие дела, а, по большому счету, нет и потребности в них. "Вертикальная коммуникация" (прихожанин - священник) абсолютно преобладает над "горизонтальными" (член общины - член общины). Даже наиболее "продвинутые" и воцерковленные прихожане - это, как правило, "духовные чада отца такого-то", а не "члены такой-то общины, которую окормляет отец такой-то". Кроме того, с тех пор, как учеников Христовых перестали травить львами, произошла определенная девальвация понятия "христианин". Если в первые века за этим словом стояли вера и готовность умереть за Христа, то сейчас может стоять все, что угодно. Поэтому у меня, например, при знакомстве с человеком, называющим себя православным христианином, возникает не желание сказать "здравствуй, брат", а желание спросить "како веруеши?". Вывод: в современных условиях община может быть либо харизматической (с уклоном в сектантство), либо молодежной. :) [/quote] И еще, вот ссылка, где можно поподробнее ознакомиться с понятием общины и ролью молодежи в ней: http://www.cdrm.ru/index.php?p=3-5&dn=2

Ответов - 10

Rooster: в современных условиях община может быть либо харизматической (с уклоном в сектантство), либо молодежной. :) Мне кажется, что этот вывод совсем не следует из предыдущих рассуждений. Даже наиболее "продвинутые" и воцерковленные прихожане - это, как правило, "духовные чада отца такого-то", а не "члены такой-то общины, которую окормляет отец такой-то". Вот это и есть "харизматизм" и "сектантство".

Барышня: Да, не без этого, Наталья. Но. С другой стороны, общество сейчас настолько разнородно, что, наоборот, более-менее единомышленники стараются "сбиться в кучку". Пусть, психологически не очень близкие, пусть из различных социальных слоев, но люди хотят ощутить, что они не одиноки в своих взглядах.

kanno: неужели 200 лет назад было больше свободного времени? да как раз наоборот. Сейчас можно всего (!) 8 часов работать. Просто люди в современном мире тратят оставшееся время на хобби, просмотр телевизора, развлечения. Еще лет 200 назад такого, скорее всего не было. Крестьяне пахали, рабочие трудились по 12 часов, чтобы прокормиться. Может только зажиточные какие-нибудь могли позволить себе заниматься любимым делом...


Леонид Рамзаев: osta пишет: Современная жизнь на порядок более интенсивна, чем, допустим, лет 200 назад, а средства связи развиты настолько хорошо, что для оперативного общения (в том числе христианского) нет нужды в пространственной близости. Ну и что из этого, живого общения все равно это не заменяет. 200 лет назад община не по принципу принадлежности к христианской вере строилась, а по принципу быта совместного. Тем не менее, у протестантских конфессий общинная жизнь лучше развита. Отмечается у них больший интерес к влпросам веры, жизни. Ключ, по моему мнению, в богослужении. Полноценное участие всех верующих в богослужении и регулярные встречи со священником и друг с другом сближают. Если есть группа людей на приходе, осознающая важность общины, они смогут помочь священнику в организации общинной жизни. Интересно было бы прочесть какое возможно еще сектантство в общине, кроме замкнутости и осознания своей элитарности

Romansonchik: Я полностью согласен с тем, что протестанская жизнь общины более развита чем в православии. Сплаченность, более близкое дружелюбное общение, более настроенность на проповедь и участия членов общины в ее жизни и социальном служении... и много еще чего... Не все так плохо в протестантизме, как многие говорят... Многому нужно, мне и нам, православным поучиться у них...)))

свящ. Николай Охотни: Не согласен с мнением, что общинная жизнь возможна только среди молодежи. Занятость и современные средства коммуникации - сильное средство против духовной близости. Но мне думается, что возможно организовать жизнь на приходе таким образом, что общий интерес - спасение души - объединит различные возраста. Найдется время и пр. Все дело в грамотной организации духовной жизни на приходе и осознание настоятелем храма важности общинности. Другое дело, что под этим словом все понимают разное...

Леонид Рамзаев: свящ. Николай Охотни пишет: Не согласен с мнением, что общинная жизнь возможна только среди молодежи. Занятость и современные средства коммуникации - сильное средство против духовной близости. Но мне думается, что возможно организовать жизнь на приходе таким образом, что общий интерес - спасение души - объединит различные возраста. Мне кажется, что ключ к успешному решению проблемы существования общины именно в том, чтобы на приходе существовала "связь поколений", была возможность взаимного существования пожилых и молодых людей. Наверное, в настоящее время в организации общины многое ложится на плечи священника. Скорее всего, придется вступать в конфликты с рядом прихожан, считающих себя благочестивыми и играющими в послушание, но в душе имеющими на все свое мнение и не собирающиеся с ним расставаться. Мне кажется (по крайней мере пока в этом видится выход), что главное для священника, помимо любви и сострадания, это иметь твердость и последовательность в реализации идеи существования на приходе общины. Часть людей скорее всего перейдет на другие приходы, будут епископу жалобы писать, но судя по моим наблюдениям эо не так страшно. На их место придут новые люди, жизнь потихоньку наладится, главное, чтобы во славу Божию все было!

BrainStorm: Леонид Рамзаев Мне кажется, для того, чтобы говорить о проблеме объединения возрастов, сначала до нее надо дорасти (чтобы эта проблема была), т.к. сейчас проблема вообще в том, чтобы сплотить народ хотя бы одного возраста.

Леонид Рамзаев: BrainStorm пишет: Мне кажется, для того, чтобы говорить о проблеме объединения возрастов, сначала до нее надо дорасти (чтобы эта проблема была), т.к. сейчас проблема вообще в том, чтобы сплотить народ хотя бы одного возраста. В том то и дело, что объединение людей по возрасту может привести скорее к фомированию на приходе параллельных структур, иногда враждебных друг другу. Эти структуры в случае конфликта гораздо сложнее будет объединить друг с другом. Объединить разнородные элементы в одну систему проще, чем объединить в одну систему несколько внутренне однородных, но различных по свойствам систем. Основу крепкой общины может составлять идея спасения, как и написал отец Николай. Мое мнение, объединение людей на приходе должно происходить без предварительного объединения их по возрастному признаку. Ходишь в Церковь - умей терпеть окружающих тебя людей.

AleBuAle: Леонид Рамзаев пишет: Наверное, в настоящее время в организации общины многое ложится на плечи священника. ... Мне кажется (по крайней мере пока в этом видится выход), что главное для священника, помимо любви и сострадания, это иметь твердость и последовательность в реализации идеи существования на приходе общины... Полностью согласен



полная версия страницы