Форум » Православная жизнь » Как возродить институт оглашенных » Ответить

Как возродить институт оглашенных

Леонид Рамзаев: Интересный вопрос, затронутый в теме о крещении. Вот выделяю его в отдельную тему. Давайте беседовать и сформируем конструктивные предложения.

Ответов - 45, стр: 1 2 All

Rooster: 1. Путь "сверху". Предстоятель Поместной Церкви либо епархиальный архиерей дает "директиву" священникам - не совершать крещение без предварительной катехизации (оглашения). Плюсы - очевидны: явно поднимается "стандарт качества" церковной жизни. Минус - неизбежный элемент казённости, принудиловки. Такое построение катехизации практикуется в Римо-Католической Церкви: курс оглашения длится около года, занятия еженедельно. В Русской Православной Церкви практика оглашения введена "сверху" в Екатеринбургской епархии. Желающим креститься предлагается посетить четыре занятия по основам христианского вероучения. Если оглашаемый посетил только два, он не допускается до крещения. 2. Путь "снизу". Создание при отдельных приходах инициативных групп, занимающихся оглашением желающих креститься. Плюсы - естественность, непринужденность введения в церковную общину нового члена, более высокое качество подачи и усвоения сведений о вере, возможное только при добровольном участии обеих сторон: оглашающих и оглашаемых. Минусы: неизбежный элитизм таких общин, вплоть до элементов тоталитарности (яркий пример - московское Сретенско-Преображенское братство, возглавляемое священником Георгием Кочетковым). На мой взгляд, приемлемый баланс обоих путей найден у католиков - несмотря на директивноть обязательной катехизации, годичный срок её проведения делает свое дело: человек исподволь врастает в церковную общину, что невозможно при коротком сроке оглашения.

BrainStorm: Мне кажется на первом этапе нужно просто довести эту проблему до ВСЕХ священнослужителей (может директиву сверху спустить). Тогда для крещения, нужно будет ответить на "экзаменационные вопросы"... Т.е. священник должен убедиться, что собирающийся креститься "в теме". Я думаю, это даст очень хороший первый результат. А для тех кто "не в теме", должны предоставляться возможность добровольно вникнуть в суть Православия. Это может быть абсолютно не связано с "экзаменом"...

osta: BrainStorm пишет: А для тех кто "не в теме", должны предоставляться возможность добровольно вникнуть в суть Православия. Это может быть абсолютно не связано с "экзаменом"... Ну, я бы на месте священника стремалась бы крестить человека, который совершенно не в теме, и на курсы ходить не хочет...


BrainStorm: osta пишет: Ну, я бы на месте священника стремалась бы крестить человека, который совершенно не в теме, и на курсы ходить не хочет... Не понял тебя, Наташ. Я говорил о том, что если не ответил "правильно" на "экзаменационные вопросы", то идешь готовиться дальше. Не хочешь готовиться, значит не хочешь быть Христианином, значит никакого крещения.

osta: BrainStorm пишет: Я говорил о том, что если не ответил "правильно" на "экзаменационные вопросы", то идешь готовиться дальше. Не хочешь готовиться, значит не хочешь быть Христианином, значит никакого крещения. Т.е. готовиться можно и самостоятельно, не обязателньо ходить на курсы, но основы знать надо- вот это здорово! Поддерживаю!!!!

Mashazori: Вот конечно они разбегутся и полетят изучать основы веры. Во первых, если они до сих пор не крещеные, то это скорее по причине такого их отношения к церкви. Бывает что человек только после крещения начинает приходить к церкви подкрепляемый самим таинством крещения и святого причастия. Знаю многих людей, которые именно после крещения стали истинно православными людьми. Во вторых, вникнуть в суть Православия можно будет гораздо раньше. В школе на уроках ОПК.

BrainStorm: Mashazori пишет: Бывает что человек только после крещения начинает приходить к церкви подкрепляемый самим таинством крещения и святого причастия. Случаи конечно такие есть... Да я сам из их числа, но по сути это же неправильно? Практика оглашения и воцерковления поставлена с ног на голову... Ведь если возрождать "правильное" вхождение в Церковь (оглашение=>крещение=>воцерковление), то приведенный (неправильный) способ вхождения в Церковь закрывается, но должен открыться правильный способ, который будет работать "без брака". Ведь "брак" заключается в крестившихся и "забивших" не то что на сознательную церковную жизнь, но и вообще на церковную жизнь. Вопрос в том, сумеем ли мы закрыв одни "неправильные ворота" входа в Церковь мгновенно открыть "правильные". Может тогда имеет смысл делать все постепенно? Открывать "правильные ворота" постепенно во все большем кол-ве приходов, а потом медленно и постепенно закрывать "неправильные"...

Lanselot: Чтобы возродить институт оглашенных нужна целеноправильная политика Церкви. Эта политика снизит процент православных, в народе это политика будет совсем не популярной, потому что народ привык к такому православию , которое ничего не требует кроме формальной принадлежности к православной церкви. Крещен и этого вполне достаточно и что вы от меня хотите? На нашем приходе пытались возродить институт оглашения но без результатов. Во первых пришедшие криститься даже агресивно реагировали на такое предложение. Мол что это поп придумал везде крестят и ничего не спрашивают а тут Евангелие читать заставляют да еще в церковь ходить три месяца и участвовать в чем то совсем не интересном. Другие просто уходили крестится молча в другой соседний храм, где батюшка без заскоков. Третие всего лишь делали вид что соглашаются , а на самом деле ничего не читали и не приходили. Вот что хотитте то и делайте. В нашем приходе за 8 лет служения священника Владимира было покрещено не сметное колличество людей , но стали регулярно посещать церковь и вести какой нибудь церковный образ жизни не более 10 человек. Вот такой результат. Еще в основном приходят крестится младенцы с не верующими крестными. Что делать с такими людьми? Провожать их из храма? Это обидит и отдалит всех их многочисленных родственников от Церкви. Авторитет священника упадет ниже плинтуса. Да и врятли одобрит такие действия епархиальное управление, в которое сразу полетят различные жалобы. Вообще общинная церковность интиресует очень малое колличество энтузиастов, а основное колличество прихожан вполне устраивает партийное православие, и что самое страшное оно вполне устраивает и основную часть священноначалия, это считается нормой. Поэтому любые корректировки существующего обычая нашей церковности маловозможны. Одиночки разобьют свои лбы об эту стену существующих псевдоблагочестивых обычаев.

BrainStorm: Lanselot Так то оно так... Конечно, чтобы поставить все на правильные рельсы потребуется ОЧЕНЬ МНОГО ВРЕМЕНИ! И практическое решение проблемы здесь, конечно же, зависит от священноначалия... Что мы можем делать сейчас? Все то же, что и по другим проблемам: 1. Озвучивать проблему 2. Думать о ней, искать выход пока хотя бы теоретический... 3. Говорить-говорить-говорить об этом... Проблема не является проблемой, когда ее не осознают... А так как у нас сейчас такое положение вещей и нет никаких подвижек на изменение, это говорит о том, что никто по большому счету об этом не задумывается... НАДО ГОВОРИТЬ! В клубах, в газете, на мероприятиях, встречах.... Говорить-говорить-говорить! Заражать обсуждением этой проблемой других неравнодушных людей... Так будет надежда, что "низы" будут услышаны "верхами" и может быть тоже "заразятся" озабоченностью проблем.

Lanselot: НАДО ГОВОРИТЬ! В клубах, в газете, на мероприятиях, встречах.... Говорить-говорить-говорить! Заражать обсуждением этой проблемой других неравнодушных людей... Так будет надежда, что "низы" будут услышаны "верхами" и может быть тоже "заразятся" озабоченностью проблем. Вот именно это и надо делать говорить печатать обсуждать и заражать этими идеями проповедовать. Вода камень точит

Ворон: Мне кажется, пока преждевременно обсуждать эту проблему. Для начала людей надо хотя бы заинтересовать жизнью во Христе. Т.е. хотя бы проповедуйте! А то просто "бам" и резко ввести институт оглашённых. И что дальше? К чему это приведёт? К тому, что если человек хотя бы крещёный, он хоть изредка заходит в Храм свечку поставить, когда просыпается религиозность. В противном же случае больше шансов, что этот человек вместо церкви пойдёт в мечеть или в секту какую-нибудь. Институт оглашённых вводить рано, люди к нему не готовы. Сначала надо проповедывать и вести людей ко Христу, чтобы люди хотя бы о вере узнали и только потом можно будет начинать разговоры об оглашённых.

Lanselot: Я что то не пойму, мы современные христиане человеколюбивее первых христиан, которые оглашали от полу года до трех лет и крестили всего пять раз в году? Из за нашего ложного человеколюбия, а точнее человекоугодничества страдает Церковь. Мы сводим Церковь к партии , идеалогии. А смысл Церкви совсем в другом. А что если человек заходит ставить свечи он что православный? Эта церковноненавистническая и человекоугодническая политика окончательно размыла Церковные границы, и теперь невозможно отделить христиан от не христианина, только по ношению крестика , да и то с трудом. Если меру христианства мерить по критерию крещенный и не крещенный, тогда у нас всё прекрасноТогда о чем говорить у нас всё замечательно у нас все ходят ставить свечи. Целых 80%.

Ворон: Можно вводить что угодно, но только многие вещи будут лишь отдалять общество от церкви и делать церковь замкнутой. Во избежание этого прежде всего надо АКТИВНО ПРОПОВЕДОВАТЬ. А этого делать мало кто хочет... :(

Mashazori: Когда институт оглашенных действительно существовал в церковной практике, то не в это ли время было несколько иное отношение людей к церкви. Когда была симфония церкви и власти. Когда к таинству приступали со всем благогоением и пройдя подготовку несколько лет сознательного труда в осознании Богословия. Когда с детских лет людей воспитывали в страхе Божьем и неукоснительном почитании и исполнении Его закона. Я считаю, что водя подобный институт оглашенных, нужно предварительно изменить многие вещи в сознании людей.

Lanselot: Симфония церкви и власти- утопия её никогда небыло и не будет. Это понятие к Церкви никакого отношения не имеет. Вот когда началось это подобие симфонии, тогда как раз в Церкви начался упадок, именно тогда убежал от такой симфонии в фиваидскую пустыню Антоний Великий и зародилось монашество. Монашество зародилось как протест существующий симфонии, которая из Церкви делает партию.

Lanselot: Ворон пишет Можно вводить что угодно, но только многие вещи будут лишь отдалять общество от церкви и делать церковь замкнутой. Во избежание этого прежде всего надо АКТИВНО ПРОПОВЕДОВАТЬ. А этого делать мало кто хочет Отдаляет общество от Церкви прежде всего МРАКОБЕСИЕ И ДИКОСТЬ ПСЕВДОПРАВОСЛАВИЯ надо наконец перестать протестовать и собирать "молитвенные стояния" по всякому поводу и без повода, против ИНН, против Мадонны и т.д. Нужно наконец смириться и признать, что Россия - светское государство, в котором православных христиан совсем немного. Нужно наконец перестать заниматься возрождением "Святой Руси" , а должны прежде всего решать насущные проблемы нашей Церкви. Самая насушная проблема- это определение границ Церкви. Когда человек считается Христианином, а когда он перестает им быть. Вот как раз институт ОГЛАШЕННЫХ и есть попытка решения вопросов границ церкви. Следующий шаг это прекращение совершения церковных треб вне общины. Если посещаешь собрания Церкви, для тебя и Церковь готова благословить все твои жизненные начинания, если живешь вне Церкви, извините , живи по своей воле без церковного благословения. Если был членом Церкви, то тебя и отпают как христианина, а если нет, то гражданская панихида. Нужно возрождать Евхаристические общины, с возраждением Евхаристических общин- начнется миссия, а до этого ничего не получится. Нет общины- нет и миссионерской деятельности. Это взаимосвязано, до тех пор, пока мы будем искать спасение вне церковной общины индивидуально, и сами по себе назначать меру своего церковного участия в таинствах и вообще, пока процветает церковный индивидуализм, у нас кроме болтовни ничего не будет. Это вы можете проследить из своего клубного опыта организации при храмах евангельских групп. Много ли среди вас энтузиастов, готовых послужить? По слухам, которые доносятся- не очень, всего 2-3 человека, а вас сколько? Вот и осмысляйте опыт своей деятельности и делайте соответствующие выводы. Миссионерская деятельность протестантов как раз и основана на общине и из неё вытекает.

Ворон: Lanselot Во многом согласен со сказанным... грустно это, конечно... но позволю себе провести одну аналогию: В нашей стране существует множество разнообразных законов - умных и глупых, ежемесячно в них вносятся поправки, принимаются новые, но... ситуация не меняется. Почему? Потому что надо не принимать новые законы, а добиться исполнения действующих, чтобы действующие законы работали. И это самое главное, чтобы существующие законы работали...

Rooster: Ворон Дорогой Ворон, думается, в данном случае в аналогии с жизнью государства есть некоторая натянутость. Дело в том, что необходимость оглашения - СУЩЕСТВУЮЩИЙ, НИКЕМ НЕ ОТМЕНЕННЫЙ церковный закон, а не в коем случае не нововведение. Новый "закон" никому и не приходит в голову принимать - революции и Церкви недопустимы. Речь идёт об исполнении давно принятого...

Romansonchik: Согласен с тобой Lanselot... Я вижу, что необходимо восстановить институт оглашения и наладить внутрицерковную жизнь в Православной Церкви среди членов ее общин, сделав ее полноценной и приближенной к утраченным канонам Соборов. Важно повысить качество и количество катехизационного процесса не только перед Таинством крещения, но выделив больше времени на проповедь В КАЖДОЙ!!! ЛИТУРГИИ и в доступности понимания Литургии, выделить внимание на миссионерско-проповедническую активность Церкви, уделяя внимание КАЖДОМУ!!! ЧЛЕНУ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ в церковной грамотности. Как мне видится решение данных проблем? Полагаю, что существенные сдвиги в восстановлении института оглашения могут произойти, если «верхушка» иерархов сама сдвинется с места в этом вопросе и еще привлечет не только духовенство Церкви, но и церковно-образованных Ее членов. Быть может необходимо официальное постановление Собора Церкви к возврату утраченной практики. Взглянув на огласительный процесс внутри Римо-Католической Церкви и многих протестантских общин, мне становиться больно за Русскую Православную Церковь; и нельзя не заметить явное преимущество членов Католической и протетантских общин в граммотности и не радоваться за их практику оглашения и катехизации. И что, а мы почему-то не можем так? Не можем благовествовать о Христе перед крещение!!!??? К чему тогда сводится смысл такого крещения? Просто соблюсти русский обряд принадлежности к «православию» и считать себя «православным», при этом, не зная о Христе и о Его учении абсолютно ничего и жить так всю жизнь православным!!??? Или с точки зрения коммерции в Церкви это и нормально, но мне так не думается… Повествование об апостоле Филлипе и евнухе, пожелавшего креститься… «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. (Деяния 8:35-39)» P.S. Интересно, кому сейчас адресован возглас из Древней Церкви в литургии - "Оглашеные изыдите"?

Леонид Рамзаев: Lanselot пишет: Много ли среди вас энтузиастов, готовых послужить? По слухам, которые доносятся- не очень, всего 2-3 человека, а вас сколько? Это кто такие слухи распространяет, не есть сие правда. Практически каждый участник православного молоджного движения занимается служением, пусть небольшим, но в меру сил, а кто такие слухи распускает видимо сами как то не особо активно участвуют в жизни клуба.

Леонид Рамзаев: Ворон пишет: Потому что надо не принимать новые законы, а добиться исполнения действующих, чтобы действующие законы работали. И это самое главное, чтобы существующие законы работали... Но прежде чем возвращать некий закон, мы должны уяснить его смысл, понять назначение, для каких целей он работает, что достигается с помощью этого закона? Возможно, что в современных условиях необходима несколько иная практика, способствующая достижению тех же результатов, что и закон, существовавший в древней Церкви.

Леонид Рамзаев: Основная ошибка многих реформаторов церковного строя - так это стремление к "слепому" восстановлению древних церковных законов. Это может губительно, потому что как мы помним "новое вино в мехи новые", "старое вино в мехи старые" Тему то поднял не для того, чтобы все сослались на каноны Церкви, а для того чтобы суметь в настоящем эффективно наладить практику оглашения.

Rooster: Леонид Рамзаев пишет: Практически каждый участник православного молоджного движения занимается служением Не нужно выдавать желаемое за действительное. Возможно, что в современных условиях необходима несколько иная практика То, что необходимо именно оглашение, говорит практика Екаринбургской епархии. Там делается хоть что-то, в остальных епархиях на общеепархиальном уровне - увы, по всей видимости, ничего. Но прежде чем возвращать некий закон, мы должны уяснить его смысл, понять назначение Кто хочет членом Церкви - это назначение старается понять. в настоящем эффективно наладить практику оглашения Во втором постинге темы я выложил практические предложения. Мы можем выйти с предложением к архиерею, при отсутствии энтузиазма с его стороны - пробовать делать это на приходском уровне.

Леонид Рамзаев: Мне кажется, что перед такими серьезными изменениями неплохо было бы начать постепенную работу в храмах, приобщать прихожан к культуре богословской мысли. Надо с кротостью и любовью говорить о существующих недостатках, не говоря что у нас все плохо, потому что это только ооталкивает людей. К тому же практика годового оглашения сейчас вообще не актуальна, потому что книгопечатание и интернет открыли доступ к неограниченному объему информации, минимальный объем знаний можно получить максимум за месяц

Rooster: Леонид Рамзаев пишет: К тому же практика годового оглашения сейчас вообще не актуальна Практика Римо-католической Церкви свидетельствует об обратном. минимальный объем знаний можно получить максимум за месяц Церковная катехизация - это не светский курс, посвященный христианству. Она включает в себя постепенное врастание человека в церковную общину, а не только получение знаний. Мне кажется, что перед такими серьезными изменениями неплохо было бы начать постепенную работу в храмах, приобщать прихожан к культуре богословской мысли "Приобщением" у нас занимается духовенство. Почему? Нет, не только потому, что имеет духовное образование. В первую очередь по той причине, что человек, не принадлежащий к духовенству, заведомо имеет меньший авторитет среди церковного народа, и за разъяснениями обращаются всегда к "батюшке". Таким образом, возникает серьёзная препона на пути "приобщения" - духовенству, как правило, это просто не нужно. (Если кто из уважаемых форумчан знает исключения среди местного духовенства - пусть напишет, с этими священниками будем сотрудничать в первую очередь.)

Леонид Рамзаев: Rooster пишет: Практика Римо-католической Церкви свидетельствует об обратном. Каким образом? Католическая Церковь не возрождается, священство уходит, люди уходят. Rooster пишет: Церковная катехизация - это не светский курс, посвященный христианству. Она включает в себя постепенное врастание человека в церковную общину, а не только получение знаний. Думаю, что на первых порах будет хорошо, если человек будет иметь представление об основых церковных догматах и прочитал бы Евангелие. Напоминаю беседу апостола Филиппа с евнухом. Одна беседа - крещение. Rooster пишет: Таким образом, возникает серьёзная препона на пути "приобщения" - духовенству, как правило, это просто не нужно. Как раз практика свидетелствует об обратном - людям ничего не нужно, и на курсы катехизации, которые при храмах пытались открыть и которые вели священники, люди просто не ходили.

Rooster: Леонид Рамзаев пишет: Каким образом? Католическая Церковь не возрождается, священство уходит, люди уходят Тебя кто-то дезинформировал. У католиков МОЩНЕЙШЕЕ мирянское движение. Занимаются они и образованием, и социальной деятельностью, и миссионерством, и много чем еще. Священство не уходит, просто приток кадров духовенства менее силен, чем хотелось бы. Как раз практика свидетелствует об обратном - людям ничего не нужно, и на курсы катехизации, которые при храмах пытались открыть и которые вели священники, люди просто не ходили Значит, священники не были достаточно активны и настойчивы. А положительные примеры начинаний в этой области в нашей Церкви есть - это, например, московский храм Космы и Дамиана: www.damian.ru Там и катехизация поставлена серьезнейшим образом, и, соответственно, есть реальная община. Думаю, что на первых порах будет хорошо, если человек будет иметь представление об основых церковных догматах и прочитал бы Евангелие. Напоминаю беседу апостола Филиппа с евнухом. Одна беседа - крещение А я думаю, что это - исключение.

Romansonchik: Что канонично, а что нет в современной церковной действительности и в господствующем церковном сознании? Разные противоборствующие стороны подозревают и упрекают друг друга в несоблюдении канонов. Немало ревностных пастырей видят главную причину недугов настоящей церковной жизни в России в отступлении от правил Апостольских, Семи вселенских и девяти Поместных Соборов и Святых Отцов. Бесспорно, есть основания для подобных суждений. Но все же это не главная причина. Сами каноны, утвержденные Вселенскими Соборами, в отличие от догматов, имеют не столько вечно-абсолютное, сколько временно-дисциплинарное значение. Значение, бесспорно, немаловажное, но все же знание церковной истории показывает, что когда-то многих правил не существовало вовсе, потом изменение общей исторической атмосферы продиктовало разработку определенных дисциплинарных правил, полезных и оправданных на каком-то этапе. Но по мере распространения Православия за пределы Византийской империи на север и северо-восток значимость одних канонов сохранялась, значимость других отходила на задний план или с течением времени утрачивалась вовсе. Что вполне естественно: «суббота для человека, а не человек для субботы», и применять все каноны Вселенских Соборов и Святых Отцов Византийской империи раннего Средневековья при христианизации славян уже было делом величайшей осторожности и рассуждения, как думается. Тем более – в последующие времена. Главный вопрос для церковного сознания был и остается следующий: как применять все эти каноны, и если отступать от них, то во имя чего? Во имя святости Божией и освящения душ человеческих каноны, напоминающие о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп. 4, 8), должны оставаться незыблемы в Церкви при любых исторических обстоятельствах. Но ради заблудшего, падшего, но кающегося грешника со всеми своими и родовыми, и индивидуальными, и социально-обусловленными немощами церковные каноны могут и даже должны нарушаться в отдельных случаях, ради Христовой любви к этому же грешнику, которая хочет его, а не праведника, исполняющего все от буквы до буквы, спасти и призвать к покаянию! Но, конечно, только ради любви Христовой, но не ради собственного комфорта, дорожа которым служители стоят на соблюдении буквы: исполнил-де все, что мог… А тем временем израненный разбойниками путник, олицетворяющий в известной евангельской притче страдающего грешника, так и остается лежать на дороге, пока не наткнется на него, быть может, очередной «милосердный самарянин» (священник и левит, прошедшие мимо, поступили по закону, по каноническому правилу, запрещавшему им прикасаться к мертвецам во избежание осквернения). Древние отцы Церкви указывали, что самый главный дар, превосходящий все другие, к которому должен стремиться христианин, это дар рассуждения. А он напрямую зависит от дара любви, ибо только зрячая любовь может определить в каждом конкретном случае, что полезно тому или иному грешнику – снисхождение или строгость. В современном быту русской Церкви отсутствует именно этот важный дар рассудительной любви, а потому присутствуют две диаметрально противоположные крайности: либо полное пренебрежение Преданием, либо пунктуальное следование букве без рассуждения в духе, а второе не менее губительно, чем первое. Первая крайность является следствием интеллектуального саддукейства, вторая – книжного фарисейства, при котором живительное для своего времени творчество святых отцов оборачивается мертвящим «преданием старцев», устраняющим заповедь Божию о любви! Но, может быть, и не случайно попущено это небрежение канонами: уж если не умеете применять эти каноны на практике, так и не беритесь! Русь восприняла христианство в совершенно иных условиях, чем Византия после 313 г, и изначально не знала ни продолжительной практики оглашения перед крещением, ни той покаянной дисциплины с ее епитимиями и подразделениями на разряды кающихся. Дошедшие до нас исторические свидетельства о крещении вел. Князя Владимира в Херсонесе или позднее киевлян в месте слияния Почайны с Днепром подтверждают лишь спонтанность и стихийность, а никак не подготовленность тех событий. По-разному можно оценивать массовое крещение по принципу «кто друг князю, тот да крестится в православную веру», но Божиим промыслом так было попущено. Конечно, следствием этого было долгое время народное двоеверие, причудливое сочетание языческих обычаев и дремучих суеверий с церковным благочестием. После упадка веры в России в XVIII-XIX веках и последующего разгрома Церкви в ХХ-м народное язычество с новой силой вышло на поверхность и пышным цветом расцвело. При этом крещение младенцев, практиковавшееся на Руси всю ее сознательную историю, практически не было остановлено, зато добавилось крещение взрослых, с которым русская Церковь сталкивалась только в исключительных случаях при обращении в Православие иноверцев. Надо ли удивляться, что институт оглашения прививается в нашей Церкви с таким трудом? Народ в большинстве своем не приучен к другому, ибо у него крещеная вера, по Лескову, но не православно-христианская. P.S. Я бы очень желал возрадить институт оглашения и чтобы более менее с катехизацией у нас все нормально было...

Romansonchik: РЕАЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ "ПРАВОСЛАВНЫХ"- ПРОТЕСТАНТОВ Со всеми теми многими друзьями-протестантами, что я знаком, происходили почти одни и те же случаи и все приводили одни и те же доводы, почему они отошли от Православной Церкви. Почти каждый русский протестант - крещен в Православии!!! и перед принятием протестантизма обязательно, но заходил в Православную Церковь! На вопрос "Почему не остался в Православии?", слышу всегда один и тот же ответ: "Потому что там ничего не говорят о Христе и не проповедуют о Нем... А я хотел бы слышать живые проповеди о Христе... Хочу дружного общения о вере в Бога и т.д. Хочу знать больше о Христе и быть с Ним..." И еще: "Когда меня крестили в Православной Церкви, мне абсолютно ничего не объяснили.... Ничего не рассказали: для чего мне это нужно и как правильно жить с Богом и о моем отношении с Ним... Мне не рассказали ни о покаянии, ни о спасении... Мне ничего не рассказали... Что я должен делать дальше? Когда я пришел к протестантам, меня встретили радушно, с любовью... Мне рассказали, кто такой Христос.... Рассказали о Его учении, о спасении в Нем и о Его Евангелии... Мы изучали Писание и вели много духовных бесед перед крещением... Мне сказали, что к крещению нужно подходить серьезно: нужна духовная подготовка, нужно узнать о Христе и о Его учение, т.е. НЕОБХОДИМО ОГЛАШЕНИЕ!!!!" И ТАК МНЕ ГОВОРИЛ КАЖДЫЙ МОЙ ДРУГ ПРОТЕСТАНТ!!!! Мне кажется справедливые замечания!!! Если мы перестаем проповедовать о Христе в должной мере и не налаживаем нормальную проповедь о Нем, мы потеряем таким образом многих новообращенных... Я думаю, что стоит открыть новую тему ""ПРАВОСЛАВНЫЕ"- ПРОТЕСТАНТЫ! Кто они?"

Rooster: Romansonchik пишет: Мне кажется справедливые замечания Мне кажется тоже, что весьма справедливые. Оглашение - это предметное донесение главной вести нашей веры, обрубание атавизмов языческой религиозности, необходимое перед вступлением в Церковь. Не потому ли количество этих атавизмов столь велико сейчас, на что мы сетуем, что их не обрубили вовремя, на этапе прихода человека к Церкви? Этот этап - оглашение. Что канонично, а что нет в современной церковной действительности и в господствующем церковном сознании Роман, а чей это текст ты привел?



полная версия страницы