Форум » Православная жизнь » Поместный собор 1917-18=собор "обновленцев" или новомучеников » Ответить

Поместный собор 1917-18=собор "обновленцев" или новомучеников

osta: Очень хочу поделиться информацией о нашумевшем Поместном соборе 1917-1918 годов. На нем поднимались, обсуждались и предварительно были согласованы многие очень важные вопросы. Когда же сейчас мы начинаем ссылаться на опыт Поместного собора, очень часто можно услышать обвинения об "обновленческом" составе участников собора. Нашла очень интересную справку. ;-) Да, кому тема интересна, очень советую зайти по ссылке и почитать комментарии к основному сообщению. "Не могу молчать :( Несколько раз в комментариях в нашем сообществе раздавались реплики, что Поместный Собор 1917-18 гг. был чуть ли не "обновленческим", что "напринимал много лишнего" и что многие его решения "продавили обновленцы". Как известно членами Собора были 564 человека (из них 299 мирян). Члены Собора 1917-18 гг., уклонившиеся в последствии в обновленческий раскол 1. Аверкий (Кедров), епископ (принес покаяние) - принял мученическую смерть 2. Алексий (Баженов), епископ 3. Антонин (Грановский), епископ 4. Введенский Владимир Федорович, протоиерей (принес покаяние) 5. Вениамин (Муратовский), епископ 6. Гавриил (Воеводин), епископ (принес покаяние) - принял мученическую смерть 7. Григорий (Соколов), епископ 8. Евдоким (Мещерский), архиепископ 9. Зарин Сергей Михайлович 10. Зосима (Сидоровский), епископ 11. Иванцов Сергей Николаевич (принес покаяние) 12. Иннокентий (Пустынский), епископ 13. Кожин Василий Иоаннович, священник (принес покаяние) 14. Константин (Булычев), архиепископ 15. Львов Владимир Николаевич 16. Макарий (Павлов), епископ 17. Назарий (Андреев), епископ 18. Николай (Ипатов), епископ (принес покаяние) 19. Покровский Александр Николаевич 20. Попов Николай Григорьевич, протоиерей 21. Рождественский Димитрий Васильевич, протоиерей 22. Сергий (Страгородский), митрополит (принес покаяние) 23. Сосунцов Евгений Федорович, священник 24. Старков Сергей Прокопьевич, протоиерей (принес покаяние) 25. Титлинов Борис Васильевич 26. Феофилакт (Климентьев), епископ Кроме того: 1. Амвросий (Смирнов), епископ - в списке Кирьянова упоминается как удалявшийся в обновленческий раскол, в ту же очередь был арестован по обвинению в противодействии обновленцам - принял мученическую смерть 2. Анатолий (Грисюк), епископ - в списке Кирьянова упоминается как удалявшийся в обновленческий раскол, в ту же очередь был арестован по обвинению в противодействии обновленцам - принял мученическую смерть 3. Назарий (Кириллов), архиепископ - в списке Кирьянова упоминается как удалявшийся в обновленческий раскол, но у владыки Мануила (Лемешевского) приведены обратные данные Источники: 1) Биографические сведения о членах Поместного Собора 1917-1918 гг., Обзор Деяний Собора, т. 1 2) Кирьянов Н., Список канонических архиереев, проживающих в России и Список архиереев впавших в "обновленческий" раскол, 1924 г. Итого, из 564 участников в обновленчество в последствии уклонялись менее 10 процентов! Многие из них в последствии принесли покаяние и были приняты в общение Церковью. Этот список может быть уточнен, но и так понятно, что называть Собор 1917-1918 гг. "обновленческим" или "больным" могут только люди не желающие разобраться в реальной ситуации. Также нельзя говорить о сколь-нибудь сильном "обновленческом лобби" в составе Собора. Для этого достаточно почитать тексты его Деяний. А вот чем на самом деле надо называть этот Собор, так это Собором новомучеников!" http://community.livejournal.com/ustav/197111.html

Ответов - 3

BrainStorm: Очень хорошая заметка! Теперь будет, что возразить на ложные обвинения!

Аноним: В целом интересная статья. Есть одно замечание. Дело в том, что утверждать об истинности чьего-то мнения необходимо аргументированно. А такой аргумент как мученическая кончина - несостоятелен. В Православной Церкви нет такого догмата как неопгрешимость мнения человека. Было множество святых, некоторые мнения которых расходятся с мнением Церкви и их "статус" святого не является доказательство истинности их мнения. Например прп. Мария Египетская первую часть своей жизни была блудницей, затем покаялась и стала жить святой жизнью. Затем была прославлена и причислена к лику святых. Вопрос: если она святая, то значит то, что она говорила и делала, когда была блудницей - правильно и верно? Ответ: конечно нет! Так и здесь - аргументировать истинность мнения кого-то тем, что этот кто-то - новомученик - несостоятельно. Почитайте у Цыпина здесь. Характерная особенность состава Собора — это преобладание мирян и пресвитеров, в то время как от епископата присутствовало всего 80 архиереев. На 129 священников, 10 диаконов и 27 псаломщиков из белого духовенства приходилось лишь 20 монашествующих (архимандритов, игуменов, иеромонахов), причем половину из них составляли преподаватели духовных школ и не было ни одного монаха без сана. Такое широкое представительство мирян и пресвитеров на Соборе обусловлено было тем, что впервые за два века осуществилось стремление православного народа к возрождению соборности. Но с другой стороны, это было следствием тех демократических и либеральных веяний революционных лет, которые затронули и церковную жизнь. Многие члены Собора, главным образом церковно-общественные деятели из мирян и профессора духовных академий, в особенности Петроградской, были увлечены идеями Февральской революции и смотрели на великое дело церковного строительства как на часть коренных преобразований, которые им даже в августе 1917 г. виделись в радужном свете. Именно они ратовали на Соборе за обновление церковного устройства и богослужения. Иногда по пустякам завязывались споры, проводились бесконечные голосования, всеобщая подозрительность создавала нервозную обстановку, едва ли уместную при решении церковных вопросов. Опасность того, что Собор примет нецерковное направление, сдерживалась, однако, положением устава, по которому каждый законопроект, принятый на пленарном заседании, подлежал утверждению на совещании епископов, где для его одобрения требовалось большинство в 3/4 голосов. А так - все решения собора были правильными и каноническими: Некоторые определения его оказались неосуществимыми, поскольку не опирались на адекватную оценку сложившейся в стране общественно-политической ситуации. Но в целом в решении церковно-строительных вопросов, в устроении жизни Русской Православной Церкви в новых исторических условиях Собор оставался верен догматическому и нравственному учению Спасителя, определения Собора стали твердой опорой и духовным ориентиром для Русской Церкви в решении крайне сложных проблем на ее многотрудном пути. Благодаря возрождению церковной соборности и восстановлению патриаршества канонический строй Русской Церкви оказался неуязвимым для подрывных действий раскольников. Только есть некоторые, которые начинают утверждать, что были приняты те или иные постановления, тогда как на самом деле они небыли утверждены. Так например некоторые говорят, что было принято постановление о разрешении совершения богослужения на русском языке. Это ложь, постановление было подготовлено и передано на утверждение совету епископов, то это постановление небыло утверждено.

BrainStorm: Аноним Очень интересное замечание.




полная версия страницы