Форум » Православная жизнь » Кое-что о церковности » Ответить

Кое-что о церковности

Vsevolod: Найдено в LJ anchoret-lander: [quote]Те, кто застал священнослужителей старого поставления, принадлежавших ещё к старой церковной традиции, спокойных и благочестивых, мудрых не из книг, а из жизни, твёрдо стоящих на ногах и безмятежно смотрящих в будущее, лишенных пафоса и елейности, но обладающих глубоким чувством собственного достоинства, непревозмогаемым наскоками церковных и светских властей, и т.д. и т.д., так вот те, кто их ещё застал, т.е. имел с ними личное общение, не могут не обратить теперь внимание на то, как разительно отличалась их церковность от той, что становится нормативной в наше время. От них нельзя было услышать никаких пустых разговоров о "духовности" или, не дай Бог, "обожении", но в то же время можно было почувствовать исходящий покой (духовный? душевный? да без разницы), который заражал окружающих и без всяких слов отвечал на их вопросы и успокаивал их надрыв. А сейчас именно этот надрыв, похоже, и стал нормой церковности. Лишенные опыта личного общения с носителями традиции, сотни пастырей и тысячи пасомых создают свою собственную традицию: они запоем цитируют Лествичника, Дамаскина, Сирина (и Смирнова, а как же), ищут ссылки в канонах и правилах, внешне смиренно, но с внутренним убеждением в своей непререкаемости рассуждают о филиокве, фаворском свете, Иисусовой молитве и плодах причастия. Вдоволь потрудившись таким образом, начитавшись канонов и акафистов, они не приобретают для себя ничего, но остаются с ощущением неудовлетворенности, которую спешат утолить за счёт ближних, вынося мозг себе и окружающим: несчастны их домашние и коллеги по работе. Их церковность - неисчерпаемый источник поводов для тех, кто их ищет, так что если бы стёб врагов церкви не носил присущий ему глумливый и кощунственный характер, множество верующих людей, как мне кажется, вполне разделили бы его по сути. Вот и сейчас вынужден был посоветовать одному р.Б. минимум на год перестать читать святых отцов, и предаться чтению хоть бы и Диккенса с Тургеневым (или Винни-Пуха, как в ставшей уже классикой истории). Был вежливо выслушан, но был ли услышан? Нет, не думаю. На эту церковность, похоже, подсаживаются, как на иглу.[/quote] Даже не знаю, как прокомментировать - ни прибавить, ни отнять. Всё точно.

Ответов - 5

Rooster: Еще у этого автора есть рассуждения о церковнючести Я запретил себе употреблять термин "обожение". Слишком оторванно от практики звучит. Дорасти надо. Считаю также разговоры о Фаворском свете, афтартодокетизме, апокатастасисе, метемпсихозе, перихорезисе, филиоквизме и прочих вещах, ныне ставших игрушками самоутверждающихся интеллектуалов, лишними. Если не вредными.

Rooster: Те, кто застал священнослужителей старого поставления, принадлежавших ещё к старой церковной традиции, спокойных и благочестивых, мудрых не из книг, а из жизни, твёрдо стоящих на ногах и безмятежно смотрящих в будущее, лишенных пафоса и елейности, но обладающих глубоким чувством собственного достоинства, Я застал деятелей поставления середины 60-х. На редкость нервные и замученные жизнью люди.

Ольга: Rooster пишет: афтартодокетизме, апокатастасисе, метемпсихозе, перихорезисе Что это?


Rooster: Яндекс подскажет.

Костя: Ольга пишет:апокатастасисеУчение о всеобщем спасении (без усилий и изменения себя).



полная версия страницы